Экономические функции государства в рыночной экономике

Курсовая работа

Цель: изучить сущность экономических функций государства и их структуру. Выяснить механизмы государственного вмешательства.

Задачи курсовой работы следующие:

1) изучение вопроса о государственном регулировании экономики;

2) изучение функций, форм и методов государственного регулирования экономики;

3) изучение вопросов правовой организации экономики;

4) определение роли финансовой и денежно-кредитной политики государства;

5) ограничения государственного вмешательства в экономику.

Актуальность данной работы заключается в том, что с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли.

На любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался в той или иной степени актуальным и насущным. Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности. Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов — от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

8 стр., 3716 слов

Государственное вмешательство в ценообразование, цели и последствия

... в рыночной экономике. Цель - определить, роль и значение государственного вмешательства в процессы рыночного ценообразования. В соответствии с этой целью были поставлены выявить сущность государственного регулирования цен; ознакомиться с формами и методами регулирования цен государством; рассмотреть случаи государственного вмешательства в ценообразование и ...

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т.е. его внутреннее строение, определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

государство вмешательство рыночный экономика

1. Функции государства

1.1 Сущность экономических функций государства

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели — блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Как правило, государство корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, которые влияют на эффективность функционирования рыночной системы.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение дохода и национального богатства.

4. Распределение ресурсов для изменения структуры национального дохода.

5. Стабилизация, контроль за уровнем занятости и инфляции.

6. Исправление ошибок в рыночной системе.

Функция создания правовой основы. Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, борьбу с теневой экономикой и др.

2 стр., 981 слов

ЗОЛОТАЯ ОРДА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, НАСЕЛЕНИЕ, ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА ...

... государственной религией Золотой Орды. Это значило, что все народы, входившие в её состав, должны были принять мусульманство. Однако это требование не касалось русских! Слайд 12 4. Экономика Орды ... 2. Народы Орды Золотая Орда была многонациональным государством. Основную массу ... населением. С конца XIV — начала XV в. кочевое население всей Золотой Орды стали называть татарами. Сама же Золотая Орда ...

Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

Важным видом деятельности государства, которое не требует больших затрат, является создание правового поля, в рамках которого хозяйствующие субъекты могут привлекаться к экономической деятельности и выполнять ее. Это очень важная функция государства. Если представить общество без государства, то только применение силы (в первую очередь физической) могло, хотя б каким-то образом обеспечить нормальное функционирование хозяйственной деятельности. Рыночная экономика, которая является взаимодействием большого числа юридически самостоятельных субъектов, немыслима без наличия тех правовых норм, которыми определяются действия таких субъектов. Такими актами, в первую очередь, являются законы о собственности. Без существования законов, которые защищают право собственности, люди не смогли бы иметь стимулов к экономической активности, потому что возможность накопления практически была бы исключенной. Права собственности — это права пользования и распоряжения. Они определяют размер результатов деятельности и выступают оптимальным средством для мотивации и контроля за результативностью своей деятельности. Если же право собственности невозможно адекватно выявить и реализовать, то поведение субъектов, которые их нарушают, может привести к ошибочному размещению ресурсов.

Особенную роль играет при этом право частной собственности на экономические ресурсы, что создает наибольший вольный простор для инициативы производителей. Поэтому государство создает в функциональном состоянии правовую систему, которая не только защищает право собственности, но и придает законный статус частным предприятиям, устанавливает такие правила выполнения экономической деятельности, которые регулируют отношения между ее субъектами, определяют размер компенсации населению убытков, накладывают ограничения на виды деятельности, не обеспеченные правовыми санкциями. Одновременно в приделах правового поля государство выполняет функции арбитра в экономической сфере, выявляет недобросовестных ее субъектов, которые нарушают установленные правовые нормы, и применяет меры воздействия на них. Для этого в приделах правового поля создаются соответствующие службы и организации, призванные обеспечить названные функции.

В Украине такая правовая система еще находится в состоянии формирования. Одним из первых законов, принятых после принятия независимости, был закон «О собственности», которым определено равноправие всех форм собственности, в том числе и частной. Право частной собственности закреплено и в Конституции Украины. Принято ряд кодексов, которые регулируют определенные сферы хозяйственной деятельности. В том числе и Гражданский кодекс, который создает благоприятные условия для укрепления рыночных отношений в экономике Украины. [1]

3 стр., 1197 слов

Бизнес-план финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения

... Доход от указанной деятельности муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным Учреждением в соответствии с уставными целями. Целями деятельности по оказанию дополнительных платных услуг в образовательном учреждении ... №6» 5) рассчитать стоимость образовательной услуги учреждения 6) оценить возможные риски 7) составить финансовый план 8) сформировать предложения по ...

Финансовое регулирование. Рыночная экономика невозможна без денежного движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Уже одна эта функция даёт государству роль «регулятора» рыночной экономики.

Действительно, размеры наличной и депозитной — чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень её обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платёжеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и её валютный курс).

Однако понятие «финансы» имеет и более узкий смысл, означая совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства (государственный бюджет), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

Хотя размеры государственных доходов постоянно растут, величина государственных расходов растёт ещё быстрее. Эта диспропорция объясняется направлениями государственного бюджета в современном обществе:

  • субсидии, дотации и кредиты частному бизнесу, что позволяет направлять предпринимательскую активность в социально значимые сферы рыночной экономики, оказывать поддержку предприятиям, попадающим в критическую ситуацию
  • финансирование сфер образования, здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения
  • государственное потребление (государственные закупки товаров и услуг), стимулирующее прирост дополнительного спроса

Понятно, что размеры затрат по каждому из названных направлений способны оказать ощутимое влияние на деятельность рыночных субъектов в соответствующих сферах экономики.

В настоящее время государство обладает широким «набором» эффективных финансовых регуляторов:

1. Налоги — обязательные государственные сборы. Именно справедливость и рациональность налогообложения придают экономике цивилизационный характер. Маневрируя ставками налога и налоговыми льготами, государство может существенно регулировать предпринимательскую деятельность.

2. Инвестиции. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнёрам. Цель государственной инвестиционной политики — структурная перестройка экономики и регулирование темпов экономического роста.

3. Дотации — денежные суммы, выделяемые из госбюджета для преодоления отраслевых кризисов. За счёт дотации государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные товары.

4. Учётная ставка — разница между номиналом ценных бумаг и размером их досрочной оплаты. Назначая её, Центральный банк регулирует активность коммерческих банков, а тем самым и предпринимательскую активность.

5. Регулирование цен. Государство вправе установить предельные цены на продукцию предприятий-монополистов, а также на базовые для данной страны производственные ресурсы. [9]

Обеспечение социальной защиты. Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные).

3 стр., 1264 слов

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

... и конкуренции, свободном ценообразовании. Под рын 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали. Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в об Экономическими ... обуви, жилье и т.д. Лица, получающие доходы ниже этого ... и средств, с помощью которых государство осуществляет политическую власть в стране. Он учитывает также меру ...

Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

Распределительная функция. К следующей группе экономических функций государства входят приемы управления распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Нужда в нем обусловлена такими рыночными неудачами, как внешние эффекты и производство общественных благ. К внешним факторам, как уже отмечалось, способствует перемещение части затрат производства третьим особам, чем обуславливается занижение общественных затрат производства и соответствующее перераспределение экономических ресурсов на производство таких благ. Например, отрасли, вредные для окружающей среды, переводят часть своих затрат третьим особам. Чтобы избежать этого, государство применяет меры законодательного и экономического воздействия. Так принимаются соответствующие законы, по каким производители продукции, вредной для окружающей среды, обязываются совершать действия по избеганию этого воздействия. Например, установление граничных норм выбросов вредных веществ в окружающую среду вынуждает производителей строить очистные сооружения для избегания таких выбросов. Применяются также меры экономического воздействия, когда с производителей, которые используют внешние эффекты, снимают повышенные налоги, что снижает прибыль и мешает переливу дополнительных ресурсов в таких производствах.

Нужда в перераспределении ресурсов обусловлена и необходимостью производства общественных благ. Их частные производители, как правило, не изготавливают, следовательно, такие отрасли не имеют ресурсов. Чтобы направить их туда, государство применяет такие меры, как налоги, дотации и организация государственных предприятий. Через систему налогов государство получает необходимые средства на приобретение или производство благ общественного потребления. Примером могут служить затраты на оборону, образование, строительство путей сообщения, кое какие страховки. Без государственного регулирования обеспечения такими благами было бы или неполным, или вообще невозможным. Одновременно налогообложение вплывает на объем товаров индивидуального потребления, уменьшая его. Так выделенная часть ресурсов переориентируется на создание благ общественного потребления.

25 стр., 12060 слов

Нефтегазовый комплекс России как ресурс экономического роста

... экспортных и бюджетных доходов от цен на нефть , а также зависимость российской экономики от внешней конъюнктуры. Охарактеризовать современное состояние отечественной экономики 1.Роль нефтегазового комплекса в российской экономике 1.1.Размеры нефтегазового комплекса и его ...

Перераспределение ресурсов совершается государством и через создание государственного сектора. Этот сектор, как правило, охватывает отрасли экономики с низкими доходами, например, добывающая промышленность, почта, телекоммуникации, электроэнергетика, железные дороги, водоснабжение, образование. Низкая прибыль и высокое капиталовложение таких отраслей не стимулирует привлечения к ним частного капитала. Поэтому удовлетворение потребностей в их продукции обуславливает использование государственных ресурсов для обеспечения производства в этих отраслях. Именно через создание и функционирование государственного сектора экономики достигается перераспределение экономических ресурсов: извлечение из высоко прибыльных отраслей и направление в те отрасли, где частный капитал не имеет достаточных стимулов для функционирования. Например, в США, около 60% федеральных доходов от акцизного налогообложения дают всего три товара — алкоголь, табак и бензин.

Важной функцией государства является перераспределение доходов и богатств. Рыночный механизм не обеспечивает социально — справедливого распределения, а приводит к углублению разделения членов общества по уровню доходов и богатств. Для уменьшения такой дифференциации государство использует системы налогообложения доходов и имущества, разного вида трансфертные платежи и помощи определенным группам граждан с низкими доходами, регулирование цен, меры социального обеспечения. Первыми в совершении таких функций государства было США, где перечисленные меры начаты с середины 30-х годов ХХ ст., согласно с так называемым новым курсом Ф. Рузвельта. После Второй мировой войны меры регулирования доходов с целью социальной защиты населения увеличились и в странах Западной Европии и в других, прежде всего, развитых странах мира. Регулирование доходов совершается, в первую очередь, через систему налогообложения, которая базируется на принципе прогрессивной зависимости размера налогов от прибыли. Важную роль играют государственные программы, направленные на получение помощи беднейшим и мало — защищенным группам населения.

Условия для выполнения государством функций регулирования доходов и социальной защиты формируется и в Украине. Создается законодательная база таких мер. Принято ряд законов, которые регулируют сферу социальной защиты населения. Это законы «О пенсионном обеспечении», «О занятости населения», «О государственной помощи семьям с детьми» и др. Хотя ограничение в финансовых и материальных ресурсах не дает возможности совершать меры социальной защиты граждан Украины в полном объеме.

13 стр., 6216 слов

Роль и функции товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ...

... и внутренней торговле. ТН ВЭД - определённый реестр товаров, используемый сотрудниками таможенных органов, а также лицами занимающимися внешнеэкономической деятельностью, ... ТН ВЭД ЕАЭС необходимо наличие особых знаний. Также верность классификации товаров играет существенную роль для роста надёжности таможенной статистики внешней торговли, применяемой при формировании таможенной политики государств ...

Стабилизационная функция. Эта функция предполагает обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными традициями это достигается путём осуществления комплекса мер по борьбе с инфляцией, безработицей и монополизацией.

Конкуренция порождает свою противоположность — монополию, которая существенно вплывает на рынок в собственных интересах. Монопольная власть на рынке наносит вред интересам как производителей — немонополистов, так и потребителей, обуславливая повышение цен и неэффективный раздел экономических ресурсов. Этим и вызвана нужда регулирования деятельности монополий с целью защиты конкуренции. Для этого, в первую очередь, используется антимонопольное законодательство. Первым государством, которое его применило, было США, где в 1890 г. Был принят Акт Шермана против трестов. С того времени на протяжении столетия принято большое количество антимонопольных актов, которые создали сложную разветвленную систему законов, судовых решений и правовых норм, которая получила название антимонопольного законодательства. Оно направлено на отсекающие малоэффективные, нечестные относительно прав потребителей и производителей и вредные для широкой общественности действия. На основе этой системы антимонопольное регулирование выполняется по нескольким направлениям.

Во-первых, законодательно ограничивается монополизация на рынке. В акте Шермана определялось, что какое-либо монопольное объединение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными странами, является незаконным. А попытка какой-либо личности монополизировать какую-то отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами считается правонарушением. В поправке к этому закону от 1894 г. оно квалифицируется как «тяжелое преступление». Критерием монополизации считается контроль над частью рынка, которая приравнивает 60% и больше.

Во-вторых, запрещается слитие конкурентных компаний. Это было сделано согласно с законом Клейтона, принятым в 1914 г. Какое-либо слитие конкурирующих компаний определяется как такое, что усиливает монополизацию и ослабляет конкуренцию.

В-третьих, запрещаются практически все формы дискриминации в ценовой политике. Какая-либо попытка договоренности про цены между конкурирующими фирмами считается незаконной. За этим следует созданная в 1914 г. Федеральная торговая комиссия, которая своими приказами запрещает выявленные случаи такой договоренности.

Еще одно направление антимонопольного регулирования — борьба с нечестными методами конкуренции, такими как подделка продукции конкуренции, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, использование демпинга (занижение цен) для подрыва позиций конкурента, фальшивая реклама и так далее.

Антимонопольное законодательство используется и в других странах мира. За ним накладываются ограничения на практику слития фирм, запрещается монополизация цен, выполняются меры по недобросовестной конкуренции. Начато работу по созданию антимонопольного законодательства и в Украине. Принято ряд законов: «Об ограничении монополизма и недопущения недобросовестной конкуренции», «О защите от недобросовестной конкуренции», «О защите экономической конкуренции» и др. Правовое поле антимонопольной деятельности формируют и указы Президента Украины («О межведомственной комиссии по вопросам монополизации экономики»).

3 стр., 1074 слов

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в россии

... определенных мер, которые принимают следующие формы: экономические, организационные и собственно правовые. Ведущая роль в регулировании предпринимательской деятельности в России принадлежит федеральным законам ... правовым основам рыночных отношений в стране, соответствующие нормы рассредоточены по всему тексту данного акта. Однако в специальной литературе получил распространение термин «экономическая ...

Издано несколько постановлений Кабинета Министров Украины по антимонопольному регулированию: «О механизме антимонопольного регулирования монопольных образований», «О внедрении механизма избегания монополизации товарных рынков». Создан и государственный орган, призванный принимать меры по антимонопольному регулированию. Им является Антимонопольный комитет Украины

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.

Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

1.2 Функции государства в рыночной экономике, Внутренние функции государства

Социальная функция. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Социальная политика правового государства предполагает: 1) Распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для всех. 2) Государства выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства. Становление социального правового государства проходит сложный и долгий путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на классы. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняются. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность верхушки общества иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничение материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к снижению социальной активности, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя. Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу обо всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях. Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей, материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны. Культурно-воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи, с чем во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизма, уважения к историческому прошлому непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Украины обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

5 стр., 2011 слов

Экономические основы туристской деятельности

... ресурсов, что и является одной из задач экономической науки. Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. Экономика ...

Функция финансового контроля. Функция финансового контроля выражается в выделении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов. Высший финансовый контроль за доходами и расходами, является прерогативой парламента. На местах эти функции исполняют местные органы власти. Широкими правами такого контроля обладают министерства финансов (в Англии Ведомство контролера и главного аудитора; в США Генеральное управление отчетности; во Франции Счетная палата).

Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и изымают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства. Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества.

Функция охраны правопорядка. Функция охраны правопорядка это деятельность, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности. Под общественным порядком понимается система общественных отношений, регулируемых нормами правового и внеправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.) Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой систему общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций. Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, милиции. За все виды правонарушений, посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя. Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами. Любое посягательство на частную собственность граждан, их имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой административные и уголовные наказания. Поддержание стабильного порядка в стране задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества. Экологическая функция государства. Природоохранительная функция государства жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды. Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. В США, например, действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными и бытовыми отходами. Предусмотрены предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей. Во многих странах существуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды, функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие меры юридической ответственности за нарушение их требований. Наряду с высшими и местными органами государственной власти контроль за точным и строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех государств. Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. В основе осуществления функции лежат следующие принципы: 1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет. 2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства. 3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение. Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Внешние функции государства.

Политическое сотрудничество. В политической области сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Европейское содружество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Возникшее в 1991 году Содружество Независимы Государств строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывших субъектов СССР чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних экономических взаимосвязей. Основным международным органом, координирующим политические интересы государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, занимается Совет Безопасности постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений. Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе двух или многосторонних переговоров. Для поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Культура каждого народа, государства является достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки, фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое. Это сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике и др. Конкретные же вопросы по культурному и научно-техническому сотрудничеству решаются на основе двухсторонних или многосторонних договоров между государствами. В рамках этого сотрудничества осуществляется обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами различных стран.

Борьба с международной преступностью. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более эффективно бороться с международной преступностью. Участие в охране окружающей среды. В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально технической базы в государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяются средства на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания. Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. Защита от нападения из вне. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития общества существовала объективная необходимость защиты страны от внешних агрессоров. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения из вне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником. Большинство современных государств восприняло оборонительную доктрину, суть которой состоит в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства. Такой подход к вопросам военного противоборства в значительной мере снижает возможность возникновения войн, предполагая в будущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции обороны страны включает в себя всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил, как в мирное, так и в военное время. Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования и деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся: 1. Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения военных действий. 2. Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств. 3. Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан. Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений. 1. Укрепление оборонной мощи страны. Современная экономика обеспечивает необходимый уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья и продовольствия и др. 2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности. 3. Охрана государственных границ, осуществляется пограничными войсками или другими подразделениями. 4. Организация гражданской обороны, предусматривает эвакуацию жителей из населенных пунктов, по которым наиболее вероятны удары оружием массового поражения. 5. Военное обучение запаса вооруженных сил, позволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом. Функция обороны страны связана с другими функциями государства. Ниже рассмотрим это на некоторых примерах. Взаимодействие функции обороны страны с экономической функцией выражается в том, что посредством эффективной экономической деятельности государство обеспечивает вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность др. Взаимодействие функции обороны с социальной функцией государства позволяет удовлетворять социальные нужды и потребности военнослужащих и их семей. Посредством взаимодействия функции обороны страны с функцией охраны правопорядка успешно решаются вопросы укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей. Благодаря взаимодействию оборонной деятельности государства с его внутренними функциями, успешно осуществляются задачи обеспечения обороны страны. В современных условиях взаимодействие оборонной политики государств мирового сообщества направлено на сокращение ядерных и обычных вооружений. Снижение уровня военного противостояния различных стран благоприятно сказывается на экономических возможностях всех государств, культурном, духовном и экологическом благополучии их народов. Давайте подведем итоги данной классификации функций государства. Деление функций на внутренние и внешние — это определенное наследство, доставшееся современной отечественной теории государства от ее предыдущего марксистско-ленинского методологического подхода. На предыдущем этапе в теории государства классификация функций жестко привязывалась к классовой сущности государства. Внутренние функции проходили по «ведомству» классовой сущность государства, например, хозяйственно-организаторская функция наиболее ярко характеризовала социалистическое государство, ведь его назначение, как декларировалось, сводилось к построению социалистической экономики. Во всех прежних учебниках неизменно подчеркивалось, что «по мере продвижения к коммунизму экономическая роль государства будет усиливаться, в связи, с чем неизменно возрастает роль, объем и сложность содержания его хозяйственно-организаторской функции, поскольку она имеет целью создание материально-технической базы коммунизма». Исторический опыт показал, что это не так. И на современном этапе как раз требуется отказ от государственного патернализма, уход от уравнительной психологии и социального иждивенчества, вытекавших из организаторско-хозяйственной функции государства. Внешним функциям, как правило, отводилась роль общесоциальных функций: борьба за мир, обеспечение международного сотрудничества и т.п., хотя зачастую все это имело демагогический характер. Сейчас членение функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот. Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию. Особую проблему представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций — большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, например СНГ, с неизбежностью встают вопросы о разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения границ (государственных и административных), двойного гражданства. Свободы передвижения граждан и многих других вопросов. Есть такие вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это относится к таким стратегическим вопросам, как совместная оборона, обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого рода, где объективно требуется децентрализация функций государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти. Например, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.