Экономические агенты

Курсовая работа

Функционирование экономики обеспечивается экономическими агентами (хозяйствующими субъектами), обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами, находящимися в хозяйстве. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

К экономическим агентам относят домохозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) и некоммерческие организации.

Отличительной чертой экономических агентов является принятие и реализация самостоятельных решений в сфере экономической деятельности.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет. Некоторые обладают капиталом и экономической властью, определяют формы бизнеса, участвуют в управлении и занимаются предпринимательской деятельностью. Другие контролируют только свою рабочую силу, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограничены.

Цель курсовой работы — раскрыть сущность и значение экономических агентов в рыночной экономике.

Основные задачи работы:

  • рассмотреть экономических агентов как участников экономических процессов, также рассмотреть экономический кругооборот, показав взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;
  • охарактеризовать специфику рыночных и нерыночных экономических агентов. Рассмотреть цели экономических агентов, экономические интересы;
  • выполнить практические задания по теме данной работы.

Глава 1. Экономические агенты как участники экономических процессов.

Функционирование экономики обеспечивают экономические агенты или коммерческие субъекты, которые имеют право распоряжаться экономическими ресурсами в экономике.

экономическими агентами

Субъектами экономики считают тех, кто, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимает экономические решения и осуществляет свои хозяйственные планы.

Экономическим агентом может быть как отдельное лицо, так и несколько или множество лиц. Следовательно, к хозяйствующим субъектам относятся как производители, так и потребители экономических благ, а также те, кто организует функционирование экономики для достижения общественного благосостояния. В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным агентом экономики признается индивид. Остальные агенты считаются производными от него формами: фирма — как юридическая фикция, а государство — как агентство по определению и защите прав собственности.

4 стр., 1519 слов

Конспект «Экономическое развитие при Екатерине 2»

... ничего толкового от комиссии Екатерина, взялась перекраивать страну сама. Проблема урока: Как изменилась экономика страны после реформ Екатерины 2?, Экономическое развитие России при Екатерине 2 Анализ объектов с ... Россия с Турцией и Швецией, вторжение русских войск в Польшу стоили огромных денег. Около 20% бюджета страны шло на поддержание государственной экономики: строительство и функционирование ...

Условно субъекты подразделяют на микро – и макросубъекты. К микросубъектам относят домохозяйства и фирмы . Последние можно подразделить на: коммерческие предприятия и некоммерческие организации.

К макросубъектам – крупные сектора экономики , в частности: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный и общественный сектора, а также зарубежный сектор.

Субъекты экономики

Микросубъекты (простые)

Макросубъекты (комплексные)

  • коммерческие предприятия
  • некоммерческие организации
  • Правительство (государство)
  • Сектор домашних хозяйств
  • Предпринимательский сектор
  • Государственный и общественный сектор
  • Зарубежный сектор

рыночным

Основные участники экономических процессов представлены в таблице:

Экономические агенты (субъекты)

Домашние

хозяйства

рыночные агенты

Те субъекты, которые осуществляют операции, связанные с ведением домашнего хозяйства (преимущественно – потребление).

Все ресурсы принадлежат домашним хозяйствам.

Сфера интересов – максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы. Домашние хозяйства получают доход, предоставляя факторы производства (ресурсы) фирмам.

Фирмы

— коммерческие организации

Независимые бизнес-единицы, осуществляющие производственную деятельность и инвестиции.

Сфера интересов – максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (т.е. на экспансию и укрепление экономической власти).

Государство (правительство)

нерыночные агенты

Субъект (орган, институт), который обеспечивает создание общественных благ, перераспределение части ресурсов.

Сфера интересов – регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

От отношения экономического агента к экономическим ресурсам (факторам производства) зависит его положение и роль, занимаемые в экономике: одни располагают капиталом, другие – землей, третьи – рабочей силой или предпринимательскими способностями. Таким образом, существуют различные возможности для удовлетворения потребностей людей, их интересов и способов их достижения.

Отличительной чертой экономических агентов является принятие и реализация самостоятельных решений в сфере экономической деятельности.

Главные функции основных экономических субъектов представлены в таблице:

Домохозяйство

Фирма (коммерческая)

Правительство (государство)

— Является собственником факторов производства.

— Самостоятельно принимает решения.

— Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

— Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Использует факторы производства для создания продукции.

— Самостоятельно принимает решения.

— Обеспечивает производство и воспроизводство экономических благ.

— Стремится к максимизации прибыли.

— Собирает налоги с субъектов экономики и использует средства государственного бюджета на удовлетворение общественных потребностей, социальные нужды и производство общественных благ.

Современная экономическая теория основана на предположении о рациональном поведении экономических агентов. Из гипотезы следует, что цель экономических агентов — максимизировать результат при определенных затратах или минимизировать затраты при данном результате. Домохозяйства (индивиды) стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Предприятия же стремятся достичь максимальной прибыли, расширить объемы и масштабы производства, завоевать новые рынки. И государство стремится увеличить общественное благосостояние с определенным бюджетом.

Экономические субъекты осознают свои потребности и стремятся улучшить свое существование и благосостояние. Человеческие потребности разнообразны. Среди потребностей особую роль играют экономические. Их удовлетворение гарантирует сохранение, поддержание и развитие экономических агентов. Это происходит за счет использования определенных товаров, созданных производством. Таким образом, существует тесная взаимосвязь между производством и потребностями. С одной стороны – потребность – двигатель производства, стимул для его совершенствования и развития, а с другой стороны – производство, создавая продукты, стимулирует потребности в них.

Будучи осознанными, потребности проявляют себя как экономические интересы , т.е. осознанные мотивы, стимулы хозяйственной деятельности, направленные на удовлетворение потребностей субъектов экономики. Экономические стимулы – это факторы, усиливающие желание получать материальную выгоду, становясь мощным побудительным условием деятельности людей. Конкретными формами проявления стимулов являются уровень денежного дохода, заработная плата, положение в обществе и др. Возникает некая цепочка: 1. потребность; 2. интерес; 3. стимул.

В рыночной экономике приоритетное место занимают личные экономические интересы, которые служат основным стимулом для осуществления экономической деятельности. Процесс удовлетворения потребностей исполняется за счет принятия оптимальных решений, т.е. приходится соотносить приобретенную выгоду и соответствующие понесенные затраты. Поэтому агенты должны действовать эффективно. Экономическая эффективность представляет собой способность использования того, что есть самым лучшим образом для достижения желаемой цели (максимального удовлетворения потребностей) в мире ограниченных ресурсов.

Удовлетворение потребностей экономических агентов может осуществляться с помощью одного из механизмов:

  • Форма обмена, имеющая властно-принудительный характер, т.е. согласно условиям командной экономики должна осуществляться поставка продукции, выпущенной в отрасли промышленности;
  • Форма обмена, основанная на взаимном и социальном уровне обмена, т.е. обменные отношения в кругу семьи, различные подарки и т.п.;
  • Форма обмена, осуществляющаяся на товарных рынках, т.е. продажа и приобретение продуктов на рынке в определенной местности.

Экономические субъекты, удовлетворяющие собственные потребности с применением рыночного механизма обмена, а также рыночных продуктов (благ), являются рыночными агентами . Удовлетворение собственных потребностей экономическими субъектами посредством обмена взаимного, социального и принудительного в обязательном порядке властям называют нерыночными агентами .

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства): одни располагают капиталами, другие – землей, третьи – рабочей силой или предпринимательскими способностями. Таким образом, возникают различные возможности для удовлетворения потребностей и интересов людей, а также способы их достижения.

Экономические агенты общаются друг с другом, используя экономические преимущества. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Рис. 1. Взаимодействие субъектов рынка и кругооборот ресурсов, благ, доходов.

Модель представляет собой цикл ресурсов, продуктов и доходов в виде вечного двигателя. Проиллюстрируйте взаимодействие между домохозяйствами, бизнесом и правительством.

Семьи как конечные владельцы материальных и личных факторов производства и как продавцы хотят продавать ресурсы, но по самой высокой цене. Компании, как покупатели, хотят покупать ресурсы, но по самой низкой цене. Результатом столкновения личных интересов продавцов и покупателей является «скомпрометированная» рыночная цена активов, удовлетворяющая интересам сторон. На ее основе происходит обмен денег на ресурсы. При этом денежные расходы фирм превращаются в денежные доходы домохозяйств в формах: ренты, процента, заработной платы, нормальной прибыли, т. е. в соответствии с поставленными на рынок ресурсами: земля, капитал, рабочая сила, предпринимательство.

Фирмы превращают ресурсы в широкий спектр товаров и поставляют их на рынок товаров и услуг. Действуя как продавцы, они хотят продать, но по максимально высокой цене. С другой стороны, семьи представляют себя на рынке товаров и услуг в роли покупателей, готовых покупать, но по низкой цене. Сейчас на этом рынке происходит столкновение личных интересов сторон. В результате «торга» формируются рыночные цены на товары и услуги. Факт передачи товара покупателю и денег продавцу подтверждает совпадение их интересов по цене объектов купли-продажи. Деньги в форме потребительских расходов домашних хозяйств трансформируются в форму дохода от бизнеса. Полученные экономические выгоды используются семьями для удовлетворения своих потребностей.

Рассмотренные процессы демонстрируют наличие двух встречных потоков: «потока товаров» и «потока денег». Для экономической системы оба потока одновременны и бесконечно повторяемы. Но именно денежный поток задает и обеспечивает поток, представляющий движение товаров.

В модели смешанной экономической системы количество потоков увеличивается. Государство перераспределяет ресурсы, покупает их на рынке ресурсов и поставляет их фирмам для производства «общественных благ». Государство также перераспределяет льготы, покупает их на рынке на товары и услуги и поставляет их беднейшим семьям. В свою очередь фирмы и домохозяйства перечисляют государству налоги со своих доходов

Цикл, начиная с приобретения ресурсов домашними хозяйствами и заканчивая присвоением им дохода, завершил цикл в направлении против часовой стрелки и по часовой стрелке. Эти циркуляционные циклы повторяются снова, осуществляя своего рода метаболизм в негосударственном секторе национальной экономики.

Глава 2. Рыночные агенты

К рыночным агентам относятся домашние хозяйства, коммерческие фирмы.

Домашнее хозяйство

Домохозяйство

— Является собственником факторов производства.

— Самостоятельно принимает решения.

— Обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала.

— Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Домохозяйствам принадлежат экономические ресурсы общества, и они получают доход, предоставляя факторы производства ( труд, капитал, землю ) – фирмам. Продавая ресурсы, семьи получают доход, который они используют на потребление и сбережения. Семьи часто производят товары для личного потребления за счет натурального хозяйства. Следовательно, целью их деятельности является потребление, т.е. удовлетворение потребностей .

Домохозяйствами, помимо семей, могут быть и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Семья — один из трех субъектов экономической деятельности. Семья включает в себя предметы и экономические процессы, которые происходят там, где человек, семья постоянно проживает.

Основные признаки домохозяйства – это:

  • Совместное проживание и обустройство быта;
  • Совместное ведение хозяйства;
  • Обладание определёнными ресурсами;
  • Самостоятельность в принятии хозяйственных решений;
  • Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.

две большие категории:

  • Единичные домохозяйства или просто домохозяйства. Домохозяйства состоят из отдельных лиц, семей или нескольких домохозяйств. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139 млн. человек (94% всего населения страны).

  • Групповые домохозяйства. Групповые семьи образуются постоянными или временными группами людей для совместной организации и организации своей жизни в различных общежитиях и интернатах, в солдатских бараках, в кельях монастырей и в казармах исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9 млн. человек, или 6% всего населения страны.

Возможна и другая классификация. Все многообразие домашних хозяйств можно классифицировать в зависимости от географических, демографических, социально-экономических характеристик, в том числе:

  • территориально-региональная принадлежность (вид региона, природно-климатические условия, месторасположение поселения и др.);
  • демографическое состояние (состав семьи, возраст и т.д.);
  • уровень доходности (среднедушевой доход, основные источники доходов и т.д.);
  • имущественный потенциал (характер жилья, наличие дачи, земельного участка, средств механизации труда, рабочего скота и т.д.);
  • социальное положение (занятость членов домохозяйства, должность, сфера деятельности, вид собственности и т.д.);
  • трудовой потенциал (число трудоспособных в домохозяйстве, уровень образования, профессиональной подготовки его членов и т.д.).

Доходами домохозяйства являются частные доходы. Они формируются за счет: заработной платы; труда; прибыли собственника; капитала; процента и дивиденда; участия в акционерном обществе; ренты; природных ресурсов (земли).

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

  • выплата налогов государству;
  • удовлетворение личных потребностей;
  • формирование личных сбережений.

В рыночной экономике, основанной на семейном управлении, решается ряд важных задач. Семья — это рабочее место, регулятор занятости населения. На их основе создается семейный бизнес, который при необходимых ресурсах, стартовом семейном капитале, необходимом уровне профессиональной подготовки позволяет формировать рыночные отношения. Семьи создают условия для развития конкурентных рыночных отношений.

Семьи являются конечными владельцами материальных и личных факторов производства. Наличие факторов производства у домашних хозяйств дает им независимость и возможность конкурировать на рынке. Это создает предпосылки для развития рыночных отношений в стране.

Второй по значимости экономический агент после семьи — это фирма.

Фирма (коммерческое предприятие)

Фирмы (коммерческие предприятия)

Использует факторы производства для создания продукции.

— Самостоятельно принимает решения.

— Обеспечивает производство и воспроизводство экономических благ.

— Стремится к максимизации прибыли.

Коммерческие предприятия различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

формам собственности

  • частные;
  • государственные (создаются за счет государственного бюджета);
  • муниципальные (учреждаются органами местной власти на данной территории для выполнения социально-экономических задач);
  • иная форма собственности (смешанная собственность, совместная собственность, собственность иностранных лиц, лиц без гражданства).

Также выделяют и другие классификации.

видам производственной деятельности

В России по организационно-правовому статусу выделяют: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальные предприниматели и некоммерческие организации. Последние относятся к самостоятельным субъектам экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

Глава 3. Нерыночные агенты

К нерыночным агентам относятся правительство (государство) и некоммерческие организации, а также другие зарубежные правительства (государства).

Некоммерческие организации

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало социализирующим фактором современной экономики.

Так, образовательные учебные заведения, в т.ч. бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, овладении профессией, подготовке и переподготовке кадров и др. Компании здравоохранения заботятся о сохранении и восстановлении здоровья населения.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их цель — удовлетворение материальных и нематериальных потребностей участников кооператива на основе консолидации долей собственности его участниками. Некоммерческими фондами считаются фонды, созданные на основе добровольных и имущественных взносов, используемые на благотворительные, культурные и другие общественно полезные цели. Кроме того, на основе общих интересов создаются всевозможные общественные организации граждан, которые удовлетворяют эти общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими агентами вместе с домашними хозяйствами и предприятиями.

Параллельно с указанными субъектами значимым агентом экономики стало – правительство или государство . В западной экономической литературе термину «государство » предпочитают термин «правительство », ибо, как справедливо отметили в своей книге К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю: «…именно правительство правит…». В отечественной науке до сих пор нет единого определения понятий «государство» или «власть».

Государство, Правительство

Основная задача – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния, и поэтому государство выступает как:

  • производитель общественных благ;
  • покупатель товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
  • перераспределитель национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
  • в зависимости от состояния государственного бюджета – кредитор или заемщик на финансовом рынке;
  • регулятор и организатор функционирования рыночной экономики.

Государство (правительство)

— Собирает налоги с субъектов экономики и использует средства государственного бюджета на удовлетворение общественных потребностей, социальные нужды и производство общественных благ.

Сфера интересов регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики.

Государство вмешивается в экономическую жизнь общества очень активно и в различных формах. Его цель — удовлетворение общественных потребностей, производство общественных благ.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Как и любой другой участник экономических отношений, государство не может существовать и выполнять свои функции без надежной экономической основы. Но в отличие от других участников:

1. Функции государства сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все аспекты жизни общества и выходят далеко за рамки экономической сферы. Для остальных участников экономика является преобладающей и для большинства единственной сферой деятельности.

2. Государство не может произвольно сокращать или полностью прекращать большинство своих функций. В результате государство гораздо более чувствительно к ухудшению экономической ситуации, поскольку оно крайне ограничено в своих возможностях даже временно ограничивать свои расходы в ответ на резкое падение доходов.

3. Государство не имеет права на банкротство. Неудача любого другого среднесрочного участника всегда имеет положительный результат, поскольку ранее неэффективные ресурсы перераспределяются между другими более эффективными собственниками. При банкротстве государства не возникает ничего, кроме хаоса и анархии.

Роль и место государства в экономике различаются в зависимости от того или иного вида экономической системы (традиционной, плановой, рыночной).

В рыночной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций (удовлетворения полностью совокупного спроса, директив планирования и т.д.).

Речь идет о том, что без этого современное общество не может существовать и чего избегает частный сектор экономики.

Государство так или иначе влияет на все сферы рыночной экономики: производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование реализуется на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и национальном уровнях. Проблема всегда в том, чтобы найти оптимальный баланс между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

  • прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;
  • косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое государственное вмешательство в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство владеет капиталом в самых разных формах, предоставляет ссуды, участвует в долевом строительстве и владеет бизнесом.

Прямое государственное вмешательство — это разработка, принятие и применение различных законов, обеспечивающих одинаковые условия для принятия решений как производителями, так и потребителями, направленных на упрощение и развитие отношений между экономическими агентами. Государство предоставляет многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, способствующие функционированию рынка.

При косвенном вмешательстве государства в экономику меры экономической политики направлены на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости населения; стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов, рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для реализации этих различных мер государство в основном прибегает к фискальной и денежно-кредитной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Для России сегодня, в период перехода к рынку, государственное регулирование особенно важно.

На разных этапах развития рыночной экономики функции и масштабы государственного вмешательства различны.

Оптимальной экономической системой является та, которая гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в экономику. Государству отводится роль регулятора лишь общего равновесия экономики и экономического законодательства.

Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Ответ:4.

Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

К экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ, а также тех, кто организует функционирование хозяйства для достижения общественного благосостояния. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Ответ:1,3.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации – к нерыночным.

Заключение

В данной работе была изучена тема – «Экономические агенты».

В процессе раскрытия темы работы решены следующие основные задачи:

  • изучены экономические агенты как участники экономических процессов, также изучен экономический кругооборот, который показывает взаимодействие экономических агентов в экономических процессах;
  • раскрыта специфика рыночных и нерыночных экономических агентов, рассмотрены цели и интересы экономических агентов;
  • выполнены практические задания по теме данной работы.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Участников экономического процесса, самостоятельно принимающих решения и осуществляющих свои хозяйственные планы, называют экономическими агентами , или хозяйствующими субъектами .

Экономические агенты различаются по их отношению к факторам производства и выполняемым ими функциям.

К экономическим агентам относят домохозяйства, предприятия (фирмы), государство (правительство) и некоммерческие организации.

Домохозяйства – это субъект экономики, который состоит из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных между собой различными видами деятельности в семье. Домохозяйства являются собственниками факторов производства, самостоятельно принимают решения, обеспечивают производство и воспроизводство человеческого капитала, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма (коммерческое предприятие) представляет собой организацию, владеющую одним или несколькими предприятиями, использующую ограниченные экономические ресурсы, для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли.

Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.

Положение и роль каждого экономического агента зависит от его отношения к экономическим ресурсам (факторам производства), которыми он владеет.

Отличительной чертой экономических агентов является принятие и реализация самостоятельных решений в сфере экономической деятельности.

Список использованной литературы

  • Микроэкономика: учебник для бакалавров / И. Э. Белоусова, Р. В. Бубликова,Е. В. Иванова и др.; под ред.Г. А.Родиной, С. В. Тарасовой. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 263 с. – Серия: Бакалавр.
  • Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. — 572 с.
  • В.И. Борисевич, П.С. Гейзлер, B.C. Фатеев. Экономика региона: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ. – 432 с., 2008.
  • Балбеко, А.М. Домашние хозяйства в рыночной экономике / А.М. Балбеко, П.А. Кохно // Социально-гуманитарные знания. – 2008. — №4.
  • Киселева Е.А. Микроэкономика: Курс лекций. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 352с.
  • Право. Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. – 9-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 320 с.
  • Экономикс: принципы, проблемы и политика. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 974 с.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Ответ: 3.

Рыночные агенты удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и благ, приобретаемых на рынке. Основная цель – получение прибыли.

Нерыночные агенты не преследуют цели получения прибыли. Это некоммерческие организации, домашние хозяйства, государство.

Основная цель домашних хозяйств – максимальное удовлетворение своих потребностей.

Основная цель государства – максимальное удовлетворение общественных потребностей и достижение общественного благосостояния.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

Ответ: 4.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а некоммерческие организации – к нерыночным.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества.

Государство как субъект экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах:

— — во-первых, как собственник и «главный предприниматель»;

— — во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг.

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект».

2. «Внерыночное происхождение государственного дохода». «Рыночным» является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Природа государственного дохода уникальна — если исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий — как следствие перераспределения части доходов «первичных» рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как «вторичный», «производный» рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

3. «Императивный статус государства». Государство — единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов. Основной механизм экономического вмешательства государства— «налоги», «закупки» и «платежи».

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

Рыночные продукты (блага)

Нерыночные продукты (блага)

Рыночные блага предусматривают существование рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому тех экономических субъектов, которые удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

В чистом виде рыночным экономическим агентом являются фирмы, хотя и они пытаются прикрывать свои корыстные мотивы и интересы разговорами о миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

В наибольшей степени под понятие «нерыночные экономические агенты» подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».

Государство, как рыночный субъект

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками.

1. «Регулирующий субъект». Роль государства в механизме рыночной экономики — основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики — ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса оставалось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства. Однако с 30-х гг. XX в. (со времени Великой депрессии) рыночная экономика (из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия ее социальной эффективности. Кейнсианство и стало концепцией государственного регулирования рыночной экономики. Однако кейнсианский инструмент — «фискальная» (налогово-бюджетная) политика — оказался неадекватным природе рыночной экономики, поэтому с 70-х годов сформировался новый подход — монетаризм, который, не отрицая необходимости государственного регулирования, пытается найти более «тонкий» экономический механизм государственного регулирования (денежно-кредитная политика).

Проблема порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих изменений в масштабах и инструментах государственного регулирования. Словом, кейн-сианство — это «вмешательство», «хирургия», а монетаризм — «регулирование», «терапевтическое лечение».

неэкономических

Следовательно, доход государства — не «третий» (наряду с доходами домохозяйств и фирм) самостоятельный элемент, не особое слагаемое общественного дохода, а принудительно обособляемая (в результате налогообложения) часть первичных рыночных доходов, созданных без, а часто — и вопреки государству. Вот почему никто, пожалуй, так не заинтересован в росте доходов фирм и домохозяйств, как государство, ибо их доходы — единственный источник «налогового» дохода государства.

негосударственных

Императивность придает государственному доходу «обязательный» характер.

Основной механизм экономического вмешательства государства

а) налоги — объективная необходимость, но их пределы — проблема, поскольку они непосредственно сказываются на эффективности частного бизнеса;

трансфертные платежи

правительственные закупки

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остродискуссионным вопросом экономической науки.


не сложно

Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.