Современные экономические проблемы российской экономики . Современные проблемы российской экономики. Общие тенденции: каковы основные проблемы экономики РФ

Эссе
Содержание скрыть

Россия уже более 20 лет — если учесть и период «перестройки» в рамках СССР — находится в фазе радикальных преобразований экономической системы. Сама протяженность периода реформ и противоречивые их результаты беспокоят общество, поскольку нет ясности, куда движется страна, в чем заключается генеральная стратегия.

Данная тема весьма актуальна в настоящее время в Российской Федерации. Во многом это объясняется тем, что рост и развитие экономики в стране очень важен во многих аспектах. Необходимо знать с какими итогами наша страна вошла в новое тысячелетие, в состоянии ли мы реализовать свои сравнительные конкурентные преимущества в мире, что вообще представляет наша страна на мировой арене.

Научная новизна данной работы заключается в том, что автор, опираясь на теорию и практику развития экономики, провел всесторонний анализ развития и проблем развития, привел различные примеры.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается:

данная работа может использоваться в учебном процессе при преподавании дисциплин «экономики», при подготовке учебно-методических материалов и электронного учебника по вышеуказанным дисциплинам.

Россия с ее огромными пространствами и ключевым геополитическим положением, потенциально мощным и во многом самодостаточным производственным аппаратом, с великой культурой «не вписывается» в новый мировой порядок и требует новых идей, взглядов и мнений по дальнейшему развитию.

В данной работе будут представлены взгляды некоторых ученых о моделях развития России и необходимых реформах для их осуществления.

Сегодня нужен стратегический взгляд на трансформационные процессы в стране, причем с оценкой не только будущего, но и пройденных этапов. Россия уже почти 15 лет реализует программы радикальных трансформаций экономической системы, вопрос о стратегической обоснованности реформационных решений и степени их соответствия надежному будущему страны, не перестает быть предметом острых дискуссий.

В статье «Стратегия развития и ее цели» В. Кушлиин, пишет о том, что исследователи и специалисты практически едины в том, что у России нет сколько-нибудь внятной экономической стратегии. Государство проводит политику реагирования на конъюнктурный ход событий, не думая о том, как развивать экономику страны. Но условия меняются и диктуют смену подходов. Поэтому проблема соотношения стратегии и текущей экономической политики выходит на новый уровень обсуждения и практических действий. И считает, что нельзя такой вопрос, как формирование стратегии России доверять правящей элите.

2 стр., 785 слов

Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: ...

... не вполне оцененный, вклад в развитие отдельных вопросов экономической науки. История экономической науки, естественно, не имеет конца, она творится непрерывно, пока продолжается жизнь. Теоретическая и прикладная экономика обогащают человечество новыми знаниями, ...

На его взгляд, противоречия неясности в вопросе об экономической стратегии в России в значительной степени вытекают из больших различий в экономических интересах ключевых фигур реальной экономической политики в стране и из их отрыва от интересов и потребностей большинства трудового населения страны. Отстраненность основной массы населения от участия в формировании экономической политики и контроле за ней обеспечивало до сих пор значительный простор «элите» для лавирования между публичными целевыми установками при выдвижении программных документов. Цели основных хозяйствующих субъектов внутри страны сосредоточены исключительно на их текущих экономических интересах к выгоде ограниченного числа их носителей, а стратегия негласно формируется под сильным влиянием внешних сил, зачастую противоречащих национальным интересам России В Кушлин «Стратегия развития и ее основные цели»/ Экономист 2006г.№1.

В журнале «Экономист» другой автор пишет о том, что экономическая политика должна реализовать переход к долгосрочной стратегии развития. Разработка и реализация стратегии, на его взгляд, — это обязанность государства, особенно правительства, как ответственного за решение наиважнейших задач В Архангельский « Об условиях экономического развития в 2004-2007гг.» / Экономист 2004г., №7..

Порой исследователи в своих статьях негативно высказываться о самой необходимости стратегии: » При разработке концепции ускоренного постиндустриального роста нередко возникают предложения о разработке долгосрочной программы (или стратегического плана) социально-экономического развития страны. В принципе внимание к долгосрочным перспективам совершенно естественно, особенно после длительного периода глубокой трансформации общества и экономико-политической нестабильности. Однако преувеличение роли такого рода документа чревато существенными негативными последствиями. Превращение его в официальный государственный план может дезориентировать деятельность экономических агентов, подталкивая их к ориентации не на реальные вызовы времени (производительных сил, научно-технического прогресса), а на устанавливаемые властью приоритеты. А это сделает решение задач догоняющего развития в принципе невозможным. » С. Дзарасов «Российские реформы и экономическая теория» / Вопросы экономики 2002г., №7..

Однако необходимость стратегии очевидна, как пишет В. Мау, в настоящее время Россия перешла к третьему этапу экономических реформ и экономической политики. На данном этапе речь должна идти о выработке стратегии социально-экономического прорыва в условиях современного постиндустриального общества. Доктор экономических наук, академик РАСХН Е. Строев, пишет о том, что политическая воля и четкая стратегия — это то, что требуется российской экономике на современном этапе. Даже робкие меры по упорядочению процесса принятия экономических решений на среднем уровне стоят многих прежних поспешных решений. Скажем, топливно-энергетический кризис в Сибири и в Приморье не произошел бы, если бы в свое время не поторопились ликвидировать признанными убыточными угольные шахты и повысить железнодорожные тарифы. О необходимости стратегии пишет доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России В. Иванченко: «Пора от разговоров переходить к конкретной деятельности, создавая здоровую, целостную систему экономического прогресса России 21 в. … Нужна добрая воля власти и народа, а также четко сформулированная стратегическая цель и система приоритетов для ее реализации» В Иванченко « К системному развитию России» / Экономист 2005г., №11..

5 стр., 2228 слов

Стратегия устойчивого развития: перспективы реализации в России

... Конвенция о биологическом разнообразии. экономический материальный население 1. Стратегия (концепция) устойчивого развития: перспективы реализации в России После КОСР все страны начали выполнять принятые в ... ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Правительством РФ утвержден План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития ...

Конкретная реалистичная программа социально — экономического развития страны предлагается в статье «Реализовать последний шанс», осуществление которой позволит максимально полно реализовать наши национальные конкурентные преимущества, провести структурную перестройку и модернизацию экономики на современной технологической основе, обеспечить быстрый и устойчивый экономический рост, повышение оплаты труда, кардинальное улучшение уровня и качества жизни. Эта программа предусматривает увеличение производства и реальных доходов населения темпом не менее 7% в год.

В начале 21 века остается последний шанс радикально изменить ситуацию, т.е. добиться востребования и претворения в жизнь имеющейся альтернативной концептуально программной разработки социально — экономической стратегии России С Глазьев «Реализовать последний шанс»/ Российский экономический журнал 2002г., №1..

Интеллектуальная революция диктует поворот всего общества и государственной политики в сторону образования, культуры и науки. Качественно меняется структура экономики, происходит ее переориентация на современные наукоемкие отрасли. Автоматизация производства предопределяет повышение роли творческого высококвалифицированного труда, современных знаний. Получают признания экологические приоритеты. Информационные технологии пронизывают общественные и производственные отношения. Экономические, общественные, научно-технические связи приобретают глобальный характер. Происходит синтез технологии и культуры. Энергично задействовав новые технологические возможности, Россия в состоянии предложить человечеству новые жизненные ориентиры, вытекающие из гуманистической природы нашей культуры, наших духовных традиций и исторического опыта.

В современных условиях российская экономика имеет достаточно открытый характер и ее развитие в существенной мере зависит от внешнеэкономических факторов. В статье » О выборе перспектив развития до 2010 года» Ф. Клоцвог, Л. Чернова и А. Сухотин предлагают альтернативную внешнеэкономическую стратегию. Ее суть заключается вовсе не в том, чтобы изолироваться от мирового рынка, как полагают некоторые. Ни одна страна, какой бы самодостаточной она ни была, сегодня не может нормально развиваться без активного участия в системе мирохозяйственных связей. Это в полной мере относится к России. Однако, такое участие должно осуществляться в интересах страны и ее народа, что возможно только при активной роли государства в проведении национальной ориентированной внешнеэкономической политики.

16 стр., 7529 слов

Денежная реформа 1920-х гг. в Советской России. Развитие экономики ...

... государственную промышленность м торговлю, сельское хозяйство, кооперацию. (Исключение составил Российский ... сразу, без перехода, преемствовала нисходящая стадия НЭПа. Новая экономическая ... Россию неожиданно ... страны, кризисы как имманентную черту НЭПа, незавершенность восстановительных процессов, продовольственные затруднения. Не случайно в середине 1920-х гг. восходящей линии экономики ...

Национально-ориентированная внешнеэкономическая политика в современных российских условиях означает:

1) всемерное расширение взаимно выгодных экономических связей России со странами постсоветского пространства в целях создания достаточно емкого общего рынка продукции обрабатывающих отраслей промышленности и агропромышленного комплекса;

2) ограничение экспорта российских топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в дальнее зарубежье масштабами, необходимыми для обеспечения экономически эффективного импорта;

3) расширение экономически эффективного импорта товаров из стран дальнего зарубежья в масштабах и структуре, обеспечивающих ускорение роста российской экономики.

Таким образом, принципиально возможны два варианта внешнеэкономической стратегии России:

1) пассивное следование требованиям мирового рынка и интересам крупного экспортно-ориентированного капитала, означающее сохранение преимущественной ориентации внешних связей России на рынок дальнего зарубежья.

2) активная внешнеэкономическая политика, нацеленная на экономическую интеграцию России со странами СНГ при дальнейшем развитии взаимовыгодных внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья.

В. Мау подробно анализирует стратегическую программу социально — экономического развития России.

О действующей на сегодняшний день социально-экономической программе Грефа пишет В. Мау. Непосредственным поводом к разработке Стратегической программы развития и реформирования России стало формирование новой администрации во главе с В. Путиным. Однако более глубокие причины связаны с реальным завершением второго этапа посткоммунистических реформ и появлением объективных и субъективных обстоятельств, свидетельствующих о начале новой фазы развития страны.

Политическая стабилизация, постепенное преодоление кризиса власти и ее консолидация, сближение позиций элитных групп по фундаментальным

вопросам сделали возможным начало дискуссии по долгосрочным проблемам развития страны, что и нашло отражение в разработке Стратегической программы, получившей также название «программы Грефа». Она должна была задать принципиальные ориентиры социально-экономического развития России, определить базовые механизмы, которые обеспечивали бы рост российской экономики темпом, позволяющим сокращать разрыв с наиболее развитыми странами мира. Иначе говоря, программа должна быть ориентирована на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста с учетом вызовов постиндустриального общества.

Три принципиальных подхода к решению выше названных задач.

Характерная для левых сил этатистская модель, в соответствии с которой государство является основным хозяйственным субъектом, только оно может взять на себя ответственность за инвестиционные процессы. Здесь предполагается максимальная концентрация финансовых ресурсов в руках государства (прежде всего ренты и экспортной выручки) и перераспределения их с учетом национальных приоритетов. Не менее важен протекционизм как способ защиты отечественного производителя от конкуренции более сильных иностранных фирм.

2 стр., 831 слов

Кризис – основная фаза экономического цикла. Виды кризисов

... и временной последовательности экономических циклов. Тем не менее, все они имеют одни и те же фазы: подъем, экспансия (оживление), рецессия (кризис), депрессия. Рис Рис. 1. Фазы экономического цикла. Кризис ... волна банкротств. Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую (“очистительную”) функцию. Во время кризиса возникают ...

Модель роста, основанная на стимулировании предпринимательской деятельности, активной политике государства по создании благоприятных условий для инвесторов — как отечественных, так и иностранных. Для этого необходимо формирование адекватной системы институтов, включая соответствующее законодательство и эффективную правоприменительную систему.

Модель, предполагающая резкое сокращение бюджетной нагрузки на экономику, приведение ее в соответствие с параметрами, характерными для стран аналогичного уровня экономического развития (снижение бюджетной нагрузки с 35-36 до 20-22% ВВП в рамках бюджета расширенного правительства).

В процессе работы над новой Стратегической программой обсуждались все возможные варианты концепции. Однако после непродолжительных дискуссий этатический подход был отвергнут.

Основная дискуссия развернулась между сторонниками второго и третьего подходов. Оба этих подхода тесно взаимосвязаны и по своей сути являются либеральными. И лишь в 2000 году размежевание в рамках либеральной модели стало для всех очевидным и вышло из области чисто экономической полемики в политическую сферу.

«Программа Грефа» была разработана в первой половине 2000гг. Принципиальной особенностью этого документа является политическая и идеологическая последовательность — впервые после программы 1992г. В основу экономической политики здесь положено формирование институциональных условий, стимулирующих предпринимательскую активность как фундамент устойчивого экономического роста. Одобрение базовых подходов Стратегической программы В. Путиным в апреле 2000г. означало принципиальный выбор в пользу предлагаемой данным документом экономико-политической модели. Полный текст программы не получил тогда официального оформления, однако она стала базой для подготовки более технологических документов — программы мер на 18 месяцев, на 2002-2004 гг. и проектов разрабатываемых правительством нормативных актов. В центре внимания Стратегической программы находится комплекс институциональных и структурных реформ, включая политические, при поддержании общей макроэкономической стабильности. Главная особенность Стратегической программы состоит в отсутствии в ней отраслевых приоритетов, что является важнейшей характеристикой документа, нацеленного на решение задач постиндустриальной эпохи. Фактически здесь признается два обстоятельства: во-первых, пока не пришло время говорить о сравнительных преимуществах российской экономики в отраслевом разрезе — только практика покажет, в каких отраслях страна сможет на равных конкурировать с наиболее передовыми мировыми производителями.

И во-вторых, наиболее перспективными и конкурентоспособными могут оказаться не отрасли, а конкретные предприятия. Последнее вообще характерно для стран, решающих задачи догоняющего развития. Наконец, Стратегическая программа предполагает решение ряда принципиальных задач, выходящих за рамки собственно социально-экономической политики. Здесь особенно актуальными являются административная и судебная реформы. От них зависит достижение практически всех экономических целей, поскольку предпринимательская активность будет «скована» в условиях коррупции государственного аппарата и несправедливости судебных решений. Признание этого факта означает также, что в современной российской ситуации проблема исполнения законов выходит на передний план и оказывается даже более важной задачей, чем принятие новых нормативных актов В. Мау «Стратегическая программа социально — экономического развития России» / Вопросы экономики 2001г., №3..

4 стр., 1942 слов

Являются ли кризисы неотъемлемой частью экономического прогресса. ...

... Экономический кризис позволяет выявить не только предел возможностей, но и пути развития экономики, стимулируя к прогрессу. ... экономика зависит от высокого уровня инвестиций и потребления предметов роскоши, что является следствием получения небольшой частью населения большей части ... том, что кризисы можно предотвращать. Непонятно также, есть ли объективные закономерности возникновения кризисов на уровне ...

Рассматривая проблемы российской экономики можно утверждать, что экономика сама по себе проблема. Понятно, что речь идёт о современной экономике, со всеми её характеристиками и атрибутами. Само собой разумеется, что и система мирового хозяйственного механизма, его структура и связи, и их взаимодействие, определяются экономической и финансовой стратификацией участников организованного экономического пространства. Проще говоря, ведущие страны устанавливают порядок в мировой экономике.

Любое сегодняшнее исследование российской экономики сводится к анализу экономического и финансового кризиса, по мнению одних экспертов уже угасающего, по мнению других, только разгорающегося.

Примем, что для рассмотрения сегодняшнего состояния, очевидны причины его возникновения и следствия. В той связи приведём собственные оценки и обобщения:

  • — Воздействие кризиса на экономику колеблется в диапазоне “от слабого до катастрофического”.
  • — Помимо общих характеристик и причин определились новые источники кризиса.
  • — Выявилась необходимость совместного решения и оказания помощи.

Воздействие экономического кризиса доказало прочность и в то же время хрупкость российской экономики; показало умение лидеров государственного и корпоративного руководства решать задачи управления в чрезвычайных ситуациях и, наконец, обнажило, слабые звенья хозяйственного механизма.

Почему Россия доля, которой в мировой экономики чрезвычайно мала, испытывает наибольший экономический урон в сравнении со странами Европы и со странами БРИКС — экономическому объединению развивающихся стран, куда её условно относят. Действительно ВВП в России за период кризиса сократился на 7,9% , тогда как в Европе на 2.6%, а в развивающихся странах был отмечен рост ВВП на 2%.

Фондовый рынок России обвалился вдвое в сравнении с фондовыми рынками развитых стран. Доходы Федерального бюджета сократились почти на 5трл. руб., с 9,3трл. до 4,4трл. Перечень можно продолжить. И причины известны: зависимость от экспорта, слабость банковской системы и малоизвестный — внешнеэкономический корпоративный долг, свыше 540,0 млрд. USD, который необходимо было обслужить в эти годы и т.п. Россиян может успокоить лишь одно: и США и Евросоюз тоже оказались не готовы к кризису. До последних дней перед началом кризиса раздавались бодрые уверения о благополучии в экономике и о радужных перспективах.

Бедствие? Но не для всех. Только за один 2009г. число миллиардеров в России увеличилось в два раза. Может быть, в этом и заключается “особенность” российского капитализма, “собственный путь” российской экономики. Справедливости ради нужно отметить, что российское правительство сберегло все социальные позиции, и не только сберегло, но и в ряде случаев улучшило. Правда не в той мере, на которую рассчитывали, малообеспеченные и беднейшие слои населения.

Особый интерес представляет то, что экономическая наука не заметила наступления кризиса. Зато после кризиса, о его причинах, последствиях и грядущих волнах экономического спада, рассуждают многие и экономисты, и аналитики, и политики. Говорят правильно и аргументировано, но поздно. Другое дело, что их выводы могут быть учтены и использованы при последующих, экономических кризисах различного происхождения.

12 стр., 5545 слов

Экономические кризисы в истории россии

... аспекты понятия «экономический кризис» § 1 Экономический цикл Особенность рыночной экономики, проявляющаяся в склонности к повторению экономических явлений, была замечена еще в первой половине XIX в. Цикличность — ... практическую значимость. Объектом данного исследования является анализ условий развития кризиса в рамках российской экономики. Целью исследования является изучение темы с точки зрения ...

Общеизвестно, что экономический кризис — явление не новое. Это принципиальная характеристика капиталистического производства. Капитализм создаёт и совершенствует индустрии, создаёт новые технологии, организует виртуальные финансовые системы, определяет роли субъектов в управлении мировым хозяйственном механизме.

И в то же время капиталистическое предпринимательство рождает источники и причины экономических провалов и катастроф локального, регионального, и, в последнее время, глобального характера.

Рассматривая эволюцию российской экономики, её обновление на инновационной базе, следует обратить внимание на общеизвестные в настоящее время факты, с позиций, коренившихся в них негативных и противоречивых начал.

Итак, во-первых, необходимо признать, что в целом наша экономика сегодня является экономикой бедной и слаборазвитой страны.

При этом необходимо оговориться: особенности исторического пути России обусловили своеобразие нашей бедности — при низком уровне жизни основной массы населения и в целом отсталой экономике в некоторых ее секторах были созданы серьезные заделы для производства более высокого уровня, чем уровень экономики в целом.

Огромен разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области создания современной инфраструктуры. В стране практически нет современных автодорог, а пропускная способность железных дорог низка и в последнее время практически не растет. Более половины населения не имеют домашнего телефона, около 85% никогда в жизни не пользовались компьютером.

Производственная, транспортная и (особенно) жилищно-коммунальная инфраструктуры находятся на низком техническом уровне и сильно изношены физически; условием их обновления и модернизации являются крупные единовременные вложения, несопоставимые с размерами бюджета государства. Сильно пострадал и научно-технический потенциал страны, невостребованность которого в последние десять-пятнадцать лет привела к его дезорганизации и заметной деградации.

Во-вторых, налицо доминирующая роль сырьедобывающего сектора в экономике России.

Хотя непосредственно доля сырьевых отраслей в формировании российского ВВП сравнительно невелика, именно на него приходится основная часть финансовых ресурсов, которыми располагают российские компании, денежных потоков и производственных инвестиций. В промышленности на электроэнергетику и экспортноориентированные топливно-сырьевые отрасли приходится почти 80% всех капиталовложений, а доля инвестиций в перерабатывающих отраслях (машиностроении, легкой и пищевой промышленности) не превышает 15%. В экспорте доля продукции топливно-сырьевых отраслей (включая промышленную продукцию неглубокой переработки) составляет 70% и имеет тенденцию к повышению. При этом более половины всего объема экспорта приходится на сырую нефть и природный газ. Именно благодаря этим отраслям в последние годы поддерживается и активное внешнеторговое сальдо, без которого было бы невозможно обслуживание крупного внешнего долга, накопленного за последние десятилетия. Сырьевой сектор является крупнейшим генератором денежных доходов населения. Более того, именно вокруг сырьевых компаний и на их базе окончательно консолидируется современная российская олигархия: компании сырьевого профиля начинают прямо или косвенно управлять все более значительной частью совокупных финансовых потоков в российской экономике. В сферу, так или иначе подконтрольную этим компаниям, попадают уже не только потоки, непосредственно связанные с добычей и экспортом природных ресурсов, но и задействованные в смежных или обслуживающих их секторах, а то и просто в производствах с повышенной рентабельностью, технологически никак не связанных с основным профилем деятельности этих компаний.

5 стр., 2004 слов

Прогноз развития России. Михаил Хазин. Прогноз развития России. Картинка. . Обои

... мировых позиций и вам же будет хуже». А что с экономикой происходит в нашей стране? - В нашей стране экономический ... Виктора Христенко, вместе с Игорем Шуваловым они начинают тормозить развитие Таможенного союза. А Глазьева назначают на пост советника президента ... Путин произносит свою речь на «Валдае», в которой говорит, что России нужна новая идентичность, гомосексуализм — это не наш профиль и ...

Кроме того формально у нас — правовая рыночная экономика со всеми ее атрибутами и даже «архитектурными излишествами». Мы имеем своды законов, позволяющие экономическим субъектам свободно использовать ресурсы, конкурировать между собой и богатеть за счет более производительного и эффективного труда.

Правовая система регулирования административных отношений на практике не действует. Важнейшие вопросы деятельности властей решаются на основе личных решений и «консультаций», практически вне связи с существующими формальными нормативными актами. Права контроля над теми или иными прибыльными сферами, особенно на региональном уровне, открыто распределяются узким кругом лиц, обладающих фактической властью.

Государство фактически устранилось от функции гаранта исполнения контрактного права. Обеспечение выполнения партнерами обязательств по контрактам является в наших условиях заботой и проблемой самих заинтересованных хозяйствующих субъектов, которые вынуждены полагаться в этом только на собственную силу или силу своих покровителей, но не на силу закона и государства. Таким образом, и характер российской экономики, и особенности ее современной хозяйственной системы снижают возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований, а также мер полуадминистративного регулирования на отраслевом уровне, которые можно обозначить как «промышленная политика». Констатацию этого факта совершенно ошибочно считают у нас чуть ли не «коммунистической ересью» или по крайней мере оппозицией курсу на реформы. В реальности дело обстоит как раз наоборот — сведение реформ к отказу государства от ответственности за состояние экономики и к использованию им только узкого набора инструментов кредитно-денежного регулирования, эффективность которых в наших условиях более чем сомнительна, на деле означает отказ от подлинных рыночных реформ, так как обрекает страну на роль вечной отсталой периферии в целом динамично развивающегося мирового хозяйства.

В настоящее время можно выделить некоторые принципиальные положение прошедшего или текущего экономического кризиса.

Произошла территориальная локализация источников и причин кризиса, приведших или способных привести к кризису.

Определились страны, преодолевшие кризис и понесшие экономический урон.

Выявлены европейские страны, в которых кризис не прекратился. Спасение этих стран является актуальной задачей ЕС.

30 стр., 14904 слов

Ивное сообщение экономические основы деятельности фирмы. Конспект ...

... экономики «Экономические основы деятельности фирмы» ориентирован на получение новых знаний по теме для вычисления общих издержках, бухгалтерских и экономических издержек, постоянных и переменных издержек; развития ... тему урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы». Фронтально формулируют задачи урока. Фронтально формулируют и записывают тему урока. IV. Построение ...

Следует отметить и такие характеристики глобальных экономических явлений, как:

  • — Фрагментарность или дифференциация общих, присущих кризису, показателей и параметров. Так в одной стране, это могут быть, высокие долговые государственные и/или корпоративные обязательства; в другой — неверно избранный экономический курс и финансовая политика; в третьей не конкурентоспособная экономика и т.д.
  • — Неравномерность преодоления кризиса различными странами в т.ч входящими в региональные экономические объединения.
  • — Социальная напряжённость и конфликтность в странах и в период кризиса и после кризиса. Практически нет ни одной страны, в т.ч. и удачно перенесших экономические потрясения, где бы не отмечались социальные волнения.

Естественно, что перечисленные факторы связаны, и как уже говорилось, причины их проявления разные — а последствия одинаковые. Социальная напряжённость является серьёзнейшей угрозой восстановлению экономики.

Принципиальным положением разрушительных потрясений в экономике следует считать капиталистическую сущность самой экономики.

Основной мотивацией производства является получение прибыли и потребительская модель существования общества. К положительным принципам капиталистического производства относятся постоянный поиск путей и решений, обеспечивающих увеличение доходов и сокращение расходов на базе совершенствования производительных сил, введения новых технологий, как в производстве, так и в организации и управления.

Как вечный двигатель, как вечный стимул, погоня за прибылью и жажда наживы управляют мировым хозяйственным механизмом. Естественно и общество организуется с целью гармонизации производительных сил и производственных отношений. В государствах нашедших нужный баланс взаимодействия и экономическая и социальная обстановка может считаться удовлетворительной. В противном случае мы наблюдаем, обнищание масс, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми, и социальные противоречия, доходящие порой до социальных взрывов.

Главной характеристикой российской экономики становится неопределённость: и состояние её неопределённо и будущее непредсказуемо.

Сегодня, когда экономическая наука дискредитирована, когда не устранены многие причины, вызвавшие кризис управление хозяйственным механизмом может осуществляться только в режиме “ручного управления”, только на базе коллективных решений и в режиме “реального времени”. И такая практика укрепляется на наших глазах. Однако принесёт ли и такая экономическая политика положительные результаты в ближайшей перспективе, ответить затруднительно.

Доверять прогнозам тоже нет оснований. Дело в том, что реальные прогнозы строятся на статистической базе, многофакторном анализе и экспертных оценках. Но как реально оценить эгоистическую политику банков и транснациональных компаний, как предвидеть непродуманную политику руководства отдельных стран, как согласовать, порой противоположные, интересы участников открытого рынка, противоречивые позиции на валютном рынке?

Определённый ответ, обеспечивающем новое качество экономике, дать легко, но исполнить мероприятия такого масштаба невозможно.

Приведём по этому поводу пусть очевидные, пусть общеизвестные высказывания, но с ними нельзя не согласиться. “Крах крупных банков показал, что деньги исчезают, они ничто”. “Все вещи, кажущиеся реальными, фактически оказываются второстепенными”,

В заключение отметим: причины, приведшие к мировому экономическому кризису, не устранены. В одних странах они смягчены, в других обострились.

Будущее российской экономики зависит, прежде всего, от политической воли руководства страны, от мер и действий, определяемых этой волей.

СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Основные

экономические

проблемы

Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых

основных

(центральных)

экономических проблем

:

1. Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии и организации производства? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности

и благосостояние

Потребности

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог в зависимости от мотивов деятельности человека ранжирует потребности по мере движения от первичных, элементарных к высшим.

Рис. 1-1. “Пирамида” потребностей

(по А. Маслоу)

Для решения вопроса о том, что производить, и для определения того, в какой мере производство благ удовлетворяет и развивает потребности людей, наиболее “работающей” является классификация потребностей, которая, развивая подход А.Маслоу, основывается на том, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития всей его жизнедеятельности, основных ее форм, включая и мотивацию деятельности:

Потребности 1

Рис. 1-2. Структура потребностей

(по Р. Косовой)

труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

элементарные потребности

потребности в общих условиях жизнедеятельности

потребности в деятельности

Как отмечал английский экономист А. Маршалл: «…на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности…» (А. Маршалл. Принципы экономической науки, т.1. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993. — С.152.)

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг; обеспеченности жильем, его комфортности; потребностями в общих условиях жизнедеятельности, показателями развития материальной базы сферы услуг, контингентом обслуживаемого населения.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

мотивация

затраты времени

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

трудовой мотивации

затрат рабочего времени

Средняя продолжительность предстоящей жизни, душевой семейный доход и богатство семьи относятся к обобщающим показателям благосостояния.

благосостояния

Кислов Д.С. Основные проблемы развития экономики России на современном этапе / Д.С. Кислов, В.А. Мартьянов // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2016. – №11. – С. 28-30.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА

СОВРЕМЕ Н НОМ ЭТАПЕ

Д.С. Кислов, с тудент

В.А. Мартьянов, студент

Санкт-Петербургск ий государственн ый экономическ ий университет

(Россия, г . Санкт-Петербург )

В данной статье рассматриваются

малый бизнес, средний бизнес, инфляция, инвестиции, теневая эк

С недавнего времени многие эксперты стали выдвигать мнение о том, что экон

рация на данный момент до сих пор ост

Однако можно отметить положител

несмена, почти сразу выводится из России. В связи с этим те деньги, которые могли б

но-оптимистический и жёсткий. Также в связи с последними событиями и развитием отношений с Европой

тии нынешней экономики России? Снижение числа

теневая экономика, которая с каждым годом всё больше н

Библиографический список

1. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы эконом

аз все будет иначе. Восемь сто

Зеркальная галерея: Великая депрессия, Великая рецессия, усвоенные и неусвоенные уроки истории.

THE MAIN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY AT

THE PRESENT STAGE

D.S. Kislov , student

V.A. Mart yanov , student

Saint-Petersburg st ate university of economics

(Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. This article discusses economic challenges at this time faced Russian Federation. The reasons of the formation of these problems, proposes possible solutions, analyzes the pos i tive and negative sides. In addition, discusses the future prospects of the country’s d e velopment after overcoming the described problems.

Keywords: small business, medium business, inflation, investment, shadow economy, scie