Функции и роль государства в рыночной экономике

Курсовая работа

Проблема государственного вмешательства в экономику, на мой взгляд, основная для каждого государства, независимо от того, рыночная это или распределительная экономика. Никто не отрицает необходимость выполнения государством определенных функций в экономической сфере. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов — от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

В нашей стране был построен такой тип экономики, в котором существовала чрезвычайно высокая степень государственной монополии — экономика с централизованным управлением. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. О регулировании здесь говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?», одной единственной формой собственности — государственной, а ответ на основной экономический вопрос — строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача разработки сбалансированного плана практически неразрешима в силу его колоссальности и статичности. Но даже в маловероятном случае сбалансированного плана — системы, в которой все действия экономических агентов расписаны на ближайшие пять лет, оказывается бездействующим, трудно адаптируемым к изменениям.

27 стр., 13091 слов

Экономика предприятий (организаций). Ответы на вопросы к экзамену

... производства 4.Особенности функционирования предприятия в различных экономических системах. В планах экономики предприятие находится к ... государственную регистрацию. Предприятие Основной формой организации предпринимательства является предприятие. Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с ... процессе общесчтвенного производства одинаковые по соц.экономическому содержанию функции. В ...

Остается рыночный путь развития. Но в рыночной экономике государство должно постоянно корректировать свое влияние. Перед государством не стоят такие задачи, как прямое производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но он также не имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и производимыми товарами, как это происходит в экономике распределения. Государство, на мой взгляд, должно постоянно уравновешивать, иногда увеличивая, иногда уменьшая степень вмешательства.

Рыночная система — это, прежде всего, гибкость и динамизм принятия решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из действенного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике.

Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

желательно рассмотреть причины вмешательства государства в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

  • обеспечение национальной обороны;
  • отправление правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима­тельства, но необходимых гражданам;
  • образование юношества;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

С развитием первых хозяйств возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на основе частной собственности. Возникла потребность в значительных инвестициях, маргинальных или невыгодных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальном масштабе. Отраслевой и общеэкономический кризисы, массовая безработица, нарушения денежного обращения, усиление конкуренции на мировых рынках требовали национальной экономической политики.

На сегодняшний день никто не оспаривает необходимость этих функций, добавились и новые. Но особенно важно то, что центральные органы власти теперь также участвуют в процессе ценообразования. Конечно, в рыночной экономике цены на отдельные товары напрямую не устанавливаются, как при централизованном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Возникает вопрос: почему государство берет на себя такие экономические функции, которые, по идее, рынок должен решать «идеально»? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вме­шиваться.

10 стр., 4541 слов

Роль государства в регулировании макроэкономических процессов

... государства в системе рыночного хозяйства настолько разнообразны, что невозможно составить исчерпывающий их перечень. Рассмотрим основные из них: прямой контроль, общественное потребление, государственное производство, социальное обеспечение. Прямой контроль и регулирование экономики. ... — устанавливается в экономике стихийно, при отсутствии государственного вмешательства. Экономический либерализм ...

Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, сколько и в какой форме государство должно это делать. Некоторые считают, что это должно частично решить проблему эффективного распределения ресурсов для рынка. Другие, напротив, предупреждают, что ничего хорошего из такого прямого вмешательства не выйдет, а функции государства должны быть сведены исключительно к соблюдению правил «рыночной игры», ограничивая, например, власть «диктаторов» на рынке.

В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь превалирует принцип «максимальных возможностей»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны контролироваться центральными органами власти. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления выступает в качестве основного регулятора экономических масштабов, тогда как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике рынок является основным регулятором экономических масштабов. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. он построен по принципу «необходимости»: только в тех сферах, где регуляторы рынка неэффективны по разным причинам, государственное регулирование является законным и целесообразным.

Как уже отмечалось, представления различных экономистов и политиков о том, какие процессы могут регулироваться государством, а какие — рынком, не совпадают. Следовательно, степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночной экономикой. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Например, в США преобладают методы налогообложения с небольшими долями собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительном размере государственного сектора сложилась уникальная система взаимодействия между государственными структурами и крупными корпорациями для достижения стратегических целей в экономике.

1.2 Задачи государственного регулирования

Государственное регулирование экономики решает различные проблемы, возникающие в данный период. Речь идет, например, о стимулировании экономического роста, регулировании занятости, поощрении прогрессивных изменений в отраслевой и региональной структуре, поддержании внешнеэкономического равновесия путем активизации или ограничения экспорта или импорта различных товаров или капитала.

Уровень государственного (макроскопического) регулирования сложился после самого глубокого в истории капитализма кризиса 1929 – 1933 гг. (так называемого великого кризиса), особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время «двухслойный» экономический механизм не мог гарантировать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества в целом. стало очевидно, что без резкого повышения экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышение роли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличении совокупных расходов по отношению к ВВП.

18 стр., 8534 слов

Основные методы, инструменты и экономические границы государственного ...

... взгляды на государственное регулирование; проанализировать место государства в рыночной экономике; изучить функции государственного регулирования; рассмотреть инструменты, методы и формы, экономические границы государственного регулирования. 1. понятие, Необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики государственный рыночный экономика 1.1 Необходимость и сущность ...

После Второй мировой войны во всех странах Запада сложились многогранные системы государственного регулирования. Более того, в организации этих систем преобладает общее, а не частное, хотя последнее важно.

Глава 2. Функции государственного регулирования .

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена ​​на достижение общей цели: благополучие человека, его моральное и физическое благополучие, максимальную правовую и социальную защиту личности.

Как правило, государство исправляет те «недостатки», которые присущи рыночному механизму и с которыми оно либо не может справиться, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества между предпринимателями, за эффективную конкуренцию и за ограничение власти монополий. Он также занимается производством достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии адекватно удовлетворить коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни также продиктовано тем фактом, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что это очень рискованно для предпринимателей, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрого дохода. Поскольку рынок не гарантирует права на работу, государство должно регулировать рынок труда и принимать меры по снижению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы этого сообщества граждан. Активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно разнообразны и сложны. Каждая функция государства имеет субъектно-политическую характеристику. Его содержание показывает, каков объект деятельности государства, какие средства оно использует для достижения определенной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

  • б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

А теперь рассмотрим эти функции подробнее.

2.1 Стимулирование сбалансированного экономического роста

Одна из важнейших функций — стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. С помощью системы определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается выйти из кризиса, сократить производство и снизить инфляцию. С этой целью он стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковские интересы и налоговые ставки. В целом, чтобы сгладить циклические колебания в период экономического спада, государство проводит политику активизации всех экономических процессов, а в период его подъема пытается ограничить экономическую активность.

3 стр., 1376 слов

Социальная политика государства

...          1   СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА       1.1 Государственная политика занятости и ее эффективность ... по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, ...

2.2 Обеспечение занятости

Особо следует выделить функциюобеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Рыночный механизм не реализует автоматически право на работу тех, кто может и хочет работать. Для эффективного функционирования рынка требуется оптимальная рабочая сила. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. как известно, рыночная экономика не гарантирует полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считает­ся ее уровень до 6%).

Безработица является не только серьезной социальной проблемой, но и побочным продуктом валового национального продукта, снижением потребительского спроса и налоговых поступлений, а также увеличением государственных расходов на субсидии. Поэтому государство стремится обеспе­чить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

2.3 Регулирование цен

В сферу деятельности государства входит ирегулирование цен.Важность этой функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру экономики, инвестиционный процесс, стабильность национальной валюты и социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную ценовую политику. На­пример, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные пе­ревозки, электроэнергию и др. Часто государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые предельные цены, определяя только их максимальные пределы.

2.4 Создание правовой основы

Одна из основных функций государства — создание правовой основы для принятия экономических решений.Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

2.5 Распределение ресурсов

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального с социальной точки зрения распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления ограничений и административных правил, налогов и специальных субсидий, финансирования производства общественных благ или прямого управления их производством. Через регулирование инвестиций государство влияет на темпы и пропорции общественного производства, используя финансовые и денежные механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, для стимулирования частных инвестиций через ссуды государство покрывает часть процентов по ссуде за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем если бы оно само занималось инвестиционными проектами.

3 стр., 1426 слов

Экономика производства картофеля

... неодинаковый, что необходимо учитывать в мерах государственной поддержки сельского хозяйства. Предметом курсовой работы является экономика производства картофеля. , Объектом курсовой работы является ООО «Хакасский молочный завод».             ...

Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.

Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рын­ка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

2.6 Регулирование рынка труда

Важная роль отводится государственному регулированию рынка тру­да, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, опреде­ляются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возмож­ность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отра­жаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития мигра­ционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграци­онного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, сис­тематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, раз­рабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

2.7 Обеспечение социальной защиты

Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для раз­вития общества сферах, обязательным элементом государственной по­литики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные).

Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

7 стр., 3491 слов

Экономика производства кормовых культур в полевых условиях

... на корма. Цель курсовой работы Углубить и расширить свои теоретические знания в экономике производства кормовых ... использование поголовья животных, повысить их продуктивность. Поэтому темпы развития кормовой базы должны опережать темпы роста поголовья. С ростом производства кормов ... на производстве мясомолочной продукции. Небольшой удельный вес занимают доходы от продажи промышленных товаров и от ...

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

2.8 Сохранение и улучшение окружающей среды

В рыночной экономике государство является главным гарантом со­хранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предпри­ятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринима­телей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

2.9 Региональная политика

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

2.10 Реализация национальных интересов

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Госу­дарство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспе­чивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйст­венной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхова­ния, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешне­экономической деятельности, включая организацию таможенной сис­темы, и многие другие. Это так называемые классические функции го­сударства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного произ­водства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании сле­дующих социальных процессов: установление минимальных ставок оп­латы труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструкту­ры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие на­циональные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защит­ником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать нацио­нальные интересы путем организации контроля национальных ре­сурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударст­венным транспортом, связью и др.

4 стр., 1631 слов

По экономике : Рыночная экономика

... фундаментальных понятия: спрос и предложение. Конкуренция на рынке рыночная экономика конкуренция спрос Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе ... рыночной экономики определяются на основе торгов. Например, часто проводятся тендеры при выборе подрядчика на строительство или при определении поставщиков на выполнение крупных заказов государства. ...

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функ­ций государственного регулирования различным институтам граждан­ского общества — ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не ут­рачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механиз­ма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, — продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.

2.11 Основные направления экономической деятельности государства

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государстваявляются:

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

Глава 3. Методы государственного регулирования рыночной экономики .

3.1 Требования к методам регулирования экономики

Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет следующие требования:

11 стр., 5146 слов

Объективные основы, формы и методы государственного регулирования ...

... регулирования рыночной экономики. В последнее время доля государства в валовом национальном продукте промышленно развитых стран увеличивается. Государство ... решений. Как известно, двигательные механизмы немонополистической высокоразвитой рыночной экономики одновременно содержат элементы стагнации экономического развития. Это выражается прежде всего в том, что системное равновесие в экономике ...

Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т.д.), всеобщий административный контроль над ценами и т.п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.

Во-вторых, влиять на рынок в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по правилу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои.

3.2 Воздействие на рыночный механизм

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) государственное предпринимательство.

Государственные расходы

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Но возможности использования трансфертных платежей как канала пе­рераспределения доходов не беспредельны. Значительное увеличе­ние размеров и продолжительности выплат пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную ат­мосферу в обществе. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низко доходных групп на­селения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности.

налогообложение.

Государственное регулирование

Примером законодательной формы регулирования является антимонопольное законодательство. В США, например, оно осуществляется с 1890 г., с момента принятия “Закона Шермана”, дополненного впоследствии рядом других государственных актов. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. За нарушение антитрестовского законодательства в США предусмотрена уголовная и гражданская ответсвенность. Она предполагает штраф до 1 млрд. $ с корпорации, до 100 тыс. $ с должностного лица и тюремное заключение до трех лет. Антитрестовское управление министерства юстиции США направляло приблизительно 80 уголовных дел в год (80-е годы).

На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

Государственное предпринимательство

Заключение

Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений.Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей.Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х — начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.

1. Костюк В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 1998.

2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2000.

3. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 1997.

4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика под общей ред. проф., д.э.н. Сидоровича А.В. М.: ДИС, 1997.

5. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика/ Перевод с английского – С.-П., 1994.

6. Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 1992.

7. Управление государственной собственностью под ред. д.э.н. В.И.Комкина, к.э.н. В.М.Шупыро. М.: Инфра-м, 1997.

8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского, М., 1993.

9. Экономика под ред. д.э.н., проф. А.С.Булатова. М.: Юристъ, 1999.