Введение
Актуальность исследования. Модернизация российского образования происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовно-нравственный кризис современного общества. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Школьники, равно как и взрослые, не могут ответить на вопрос, для чего живет человек, в чем высший смысл человеческой жизни. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная концепция определяет:
;
— характер современного национального воспитательного идеала;
·
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
·
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
·
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [23, c.14].
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения [23, c.10].
Экономика и экономическая теория : Прогнозирование развития образования ...
... и устойчивому социально-экономическому развитию Новосибирской области;отвечают тенденциям развития современной России как ведущего участника глобальных отношений в мире.Инновационное развитие образования Новосибирской области ... достижения доступности и качества образования в Новосибирской области в ходе его инновационного развития необходимо решение следующих задач:1. осуществлять непрерывный ...
Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для интенсивного формирования нравственных ценностей в процессе учебной деятельности. Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности [28, c.153].
В педагогической литературе исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных исследованиях А.С. Макаренко, а также О.С. Богданова, Н.М. Болдырева, в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых, как В.В. Хромов, Л.А. Матвеева, И.И. Лобанова, Л.А. Регуш и многих других. В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, указывают на важность воспитания подрастающего поколения на материале лучших образцов художественной литературы.
Урок литературного чтения является наиболее подходящим предметом для нравственного воспитания младших школьников. В процессе чтения и анализа текста развивает чутье красоты, добра и истины. Урок литературного чтения позволяет учителю обучить учащихся нравственности.
На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:
думали над прочитанным;
сопереживали героям;
оценивали их поступки;
осмысливали их проблемы;
соотносили их жизнь со своей жизнью;
старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.).
Воспитание чувства бережливости у детей младшего школьного возраста
... экономического воспитания младших школьников. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 класса. Глава I. Теоретические основы воспитания бережливости младших школьников, 1.1. Бережливость как составляющая нравственного воспитания младших школьников Экономическое воспитание[ ... курсы экономики Л. В. Занкова, Л. Антоновой, И. Липсица, Б. Райзберга и др. Проблемам экономического воспитания школьников ...
Такие педагоги как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследователи, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах, в том числе и на уроках литературного чтения.
Таким образом, тема «Нравственное воспитание младших школьников на уроках чтения» является актуальной на сегодняшний день.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявить особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать понятие и сущность нравственного воспитания., 2.Рассмотреть возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников., .Изучить актуальное состояние педагогической практики по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения.
.
Разработать критериально-диагностическую базу нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Для решения задач исследования, использовался комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта по изучаемой проблеме, синтез, конкретизация и др.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных ученых-педагогов: Е.В. Бондаревской, О.Г. Дробницкого, Т.Г. Жарковской, Е.Н. Лагодина, К.Д. Ушинского, А.И. Ильина, B.C. Леднева и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
.1 Понятие и сущность нравственного воспитания
В некоторых словарях понятие нравственность приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [14, c.123].
В словаре Г.М. Коджаспировой дается следующее двойное определение нравственности:
. Совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе.
. Моральные качества человека [21, c.203].
С годами понимание нравственности изменилось. С.И. Ожегов даёт следующее определение нравственности: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [29, c.255].
Нравственное воспитание младших школьников на х чтения
... младших школьников…………….............. 2.3 Методические рекомендации по нравственному воспитанию на уроках чтения в начальной школе………………………………. Введение На современном этапе развития нашего общества происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической ...
В.С. Кукушин отмечает, что нравственность человека определяется и проявлениями уважения, и терпимости по отношению к окружающим [25, с.209].
А.И. Шемшурина дает следующее определение нравственности: выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе [33, с.67].
Нравственность — наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности и ребенка и предполагает становление его отношения к родителям, окружающим, коллективу, обществу, Родине, труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственные качества человека — продукт социально-исторический. Они не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой и жизненной практики и воспитываются в каждом индивидууме.
Рассмотрим понятие нравственного воспитания.
«Воспитание» — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу [26, c.113].
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности и вполне обосновано считал, что ее системный и образующий признак- это нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания — развитие нравственных чувств личности» [28, c.412].
В.С. Кукушин дает следующее определение нравственному воспитанию — это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе [25, с.134].
Г.М. Коджаспирова отмечает, что нравственное воспитание — это формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения [20, с.123].
Е.Н. Лагодина отмечает, что нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе [26, с.121].
О. Пушкин считает, что нравственное воспитание — это способ обеспечения жизнеспособности общества [31, с.66].
Н.Г. Аверина отмечает, что нравственное воспитание есть педагогический процесс моральной социализации школьников, направленный на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений [1, с.68].
Педагогические условия нравственно-экономического воспитания ...
... внимании к содержанию работы по нравственно-экономическому воспитанию; отсутствием системы и последовательности работы по данной проблеме; в потенциальных возможностях различных ... программ по экономическому воспитанию позволил определить также цель экономического воспитания дошкольников. Цель экономического воспитания - это воспитание дошкольника социально адаптированной личностью, умеющей ценить ...
И.П. Подласый отмечает, что нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [30, с.186].
Согласно мнению А.В. Бабаян, нравственное воспитание — двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, — важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности [2, с.67].
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает:
формирование сознания связи с обществом;
зависимости от общества;
необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества;
доказательство их правомерности и разумности;
превращение нравственных знаний в нравственные убеждения,
создание системы этих убеждений;
формирование устойчивых нравственных чувств и высокой культуры поведения, как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
формирование нравственных привычек.
«Нравственное воспитание личности» — сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.
Основные задачи нравственного воспитания:
. формирование нравственного сознания;
. воспитание и развитие нравственных чувств;
. выработка умений и привычек нравственного поведения [3, c.110].
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика — явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников
... для проведения эмпирического исследования являлась Средняя Общеобразовательная Школа № 65, г. Кемерово. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Теоретический обзор проблем экономического воспитания младших школьников Экономическое воспитание – это организационная педагогическая деятельность, ...
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [2, с.68].
Суть процесса морального воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Воспитание — это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Основным содержанием нравственного воспитания педагог считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Писатель и педагог С. Л. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Будет нравственное воспитание — ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания».
Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям:
Ø
урочная деятельность;
Ø
внеурочная деятельность (культурные практики);
Ø
внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
Ø
семейное воспитание;
Ø
изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Рассмотрим эти направления подробнее.
Урочная деятельность. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы культуросообразности, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.
Экономическое воспитание старших дошкольников
... дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с ... деятельности; 3. Наблюдение, беседы. 4. Изучение научно-методической базы. Новизна исследования, на наш взгляд, в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в ...
Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.
Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия — экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, которая позволяет школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.
Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. В. А. Сухомлинский писал, что отец и мать — величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, ребёнок — одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её — тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Экономическое воспитание младших школьников
... ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1Сущность цели и задачи экономического воспитания младших школьников В младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности, поэтому уже в начальной школе следует начинать экономическое воспитание. Экономическое воспитание учащихся – важнейшее направление воспитательной работы ...
Изучение культурологических основ традиционных российских религий. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников. В содержание гуманитарных учебных дисциплин отдельными разделами могут быть включены сюжеты о роли Русской Православной Церкви в развитии нашей страны, раскрыто значение других традиционных религиозных организаций, конфессий в формировании единого российского народа, основ его культуры, повседневной жизни, авторитета в Европе и мире.
Все компоненты воспитательного пространства образовательного учреждения призваны обеспечивать достижение единой цели — духовно-нравственное развитие личности гражданина России.
Таким образом, мы выяснили, что нравственное воспитание является педагогическим процессом моральной социализации школьников, направленным на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким.
1.2 Возможности уроков литературного чтения для нравственного воспитания младших школьников
Психологами установлено, что именно младший школьный возраст характеризуется самой высокой восприимчивостью к нравственному воспитанию, именно в этом возрасте они лучше всего усваивают нравственные нормы и правила.
Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в побуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать духовно-нравственной ценностью для каждого школьника.
Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка — это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.
Л.В. Занков считал, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, причинами и последствиями поступков человека, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами. Главную цель этой работы ученый видел в «ознакомлении детей с окружающим миром средствами искусства». Основное содержание воспитывающего урока в том, «чтобы младшие школьники всё глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах». Результат нравственного и эстетического воспитания, по мнению Л.В. Занкова, — «подлинное человеческое отношение к людям, к труду, к культуре», «…к тому, чем живет Родина, ее люди». Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае — «Литературного чтения» должен организовать учитель. Суть этой работы состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома [16, c.109-110].
Согласно Л.В. Занкову, самое главное — необходимо, чтобы работа учителя на уроках «Литературного чтения» была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание — это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого — организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, — это путь, средство решения этой цели. Согласно Занкову необходимо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним — сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем. На уроке литературы дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для ребенка чужим, а подчас и чуждым, нужно, чтобы на уроке дети:
думали над прочитанным;
сопереживали героям;
оценивали их поступки;
осмысливали их проблемы;
соотносили их жизнь со своей жизнью;
старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами [16, с.148].
Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире [18, с.66].
В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение — это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес [19, с.101].
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Как известно, литературное чтение представляет собой начальную ступень единого, непрерывного курса литературы в современной общеобразовательной школе. В свое время К. Д. Ушинский говорил: Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное — вот в чем главное дело.
Учитывая особенности современных детей — они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло.
Герасимов С.В. писал: «Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, мотив, интерес» [8, с. 14-15].
Работа на уроке литературного чтения должна быть системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание — это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого — организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, — это путь, средство решения этой цели. Уроки литературного чтения дают возможность младшим школьникам задуматься над серьезными нравственными проблемами, сопереживать героям. На уроке литературного чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом, что даёт возможность воспринять младшими школьниками эстетические и нравственные ценности, перевести на свой язык то, что, может быть, было для детей чужим, а подчас и чуждым.
Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию духовно-нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека [13, c.99-100].
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Например, уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван — царевич и Серый Волк», «Сивка — Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки » в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением [11, c.10-11].
Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся. Особенностями нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения являются:
·
приобщение детей к нравственным устоям православной культуры;
·
помощь детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей Православия;
·
способствование их укоренению в детском уме и сердце;
·
выработка позиции непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
·
представление детям твердых ориентиров добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
·
способствование восприятию интереса к отечественной истории;
·
воспитание любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
·
вхождение детей в круг основных православных традиций, показ их тесной связи с народной жизнью, искусством, творчеством;
·
способствование изменению сферы интересов ребенка — от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к полезному чтению;
·
создание почвы для возникновения между детьми дружеских отношений.
Заканчивая первую главу курсовой работы, можно сделать следующий вывод.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
Трудно переоценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературного чтения, поскольку их содержание и способы освоения полностью соответствуют задачам образования и воспитания человека, особенно если воспринимать этот школьный предмет как вид искусства, часть культуры. Во-первых, потому, что он знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому, что как вид искусства способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка, его воспитание.
Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках литературного чтения является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений.
Глава 2. Практические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
.1 Актуальное состояние педагогической практики по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения
Рассмотрим опыт нравственного воспитания младших школьников на уроке литературного чтения Е.Г. Шведюк, учителя начальных классов г.Санкт-Петербург ГОУ лицея №64.
Урок Е.Г. Шведюк основан на произведении Ю. Нагибина «Зимний дуб». Е.Г. Шведюк утверждает, что через постановку проблемных вопросов, направленных на сознание собственного поведения героев, ребенок становится активным участником зимнего вечера, зимней прогулки, путешествуя по страницам художественного произведения.
Главная дидактическая цель урока: добиться первичного восприятия всеми учащимися крупнообъемного текста.
Обучающие цели:
. Обеспечить эмоциональное восприятие произведения в целом.
. Создать установку на:
выявление первичных впечатлений;
выразительность подачи произведения;
экспрессивную проверку первоначальных представлений.
3.
Способствовать отработке техники чтения.
Развивающие цели: продолжить развитие личностных качеств, устной речи учащихся.
Воспитательные цели: создать условия для воспитания гуманного чувства отношений детей друг к другу, сопереживание чувствам другого человека.
Оборудование: ИКТ, справочная литература, карточки со словами из текста.
Ход урока.
.Организационный момент.
Самоанализ готовности к совместной деятельности учитель-ученики.. Чтецкая практика.
Предлагает тренировку техники:
Работа с карточками слов из нового текста (словарь непонятных слов).
Яр Ночь Капор Шоссе Чащоба Сохатый Мириады Забурлило Санаторий Сожаление Раздражение ВсматриваласьОна Свод Класс Сердце Ушанка Суковатая Чиненный Очнувшись Подрумянен Проглядывала Бесхитростный ЗаинтересоваласьДуб Лишь Глубь Гротик Башлык Запруда Напрямик Дегтярный Раздражение Студенистый Отечественная Перечеркнутые
Чтение карточек с подбором слов в виде горки.
Задание №1. Покатаемся по строчке (не вычитая слов).
Ответы учеников, запомнивших целые слова.
Вопрос. Какие слова смогли увидеть полностью и запомнить
Задание №2. Чтение целых слов слева направо по цепочке. Дети следят за чтением товарища.
Дети в корректной форме указывают на ошибки соседа.
Задание №3. Чтение в парах друг другу (дети следят за правильным ударением, искажением слов или его частей, повтором слов).. Актуализация знаний. Ситуация затруднения.
Предлагает шифрограмму: Дети работают над шифрограммой (имеется у каждого ученика на парте) из которой учащиеся должны выделить произведение, название и автора рассказа.
III. Первичное восприятие произведения Ю Нагибина «Зимний дуб»/
Педагог предлагает ответить на вопрос о чем может быть рассказ «Зимний дуб». Дети высказывают свои догадки, предположения.
Чтение первой логической части (беглочитающий ученик).
Беседа:
О чем речь в этой части?
Какое настроение было у учеников на уроке?
Дети внимательно следят за чтением, помечают непонятные слова.
Какие отношения были между учениками в классе?
Дети читают нужные отрывки из текста.
Какие отношения были между учителем и учениками?
Педагог просит доказать словами текста.
Дети высказывают свое мнение, объясняют новые слова (используется запись значений слов с доски).
Подтвердилось ли название рассказа?
Чтение второй логической части учеником
Беседа:
Что вас тронуло в этой части рассказа?
Дети фантазируют, высказывают свой ход событий в рассказе.
Что чувствовала учительница?
Что огорчило вас?
Что вы подумали о Савушкине?
Что может быть с героями рассказа дальше?
Чтение третьей логической части текста учителем.
Вопрос. За кого волновались дети, слушая эту часть рассказа?
Педагог просит поделиться своими мыслями и чувствами.
Перечитывают вслух 2-3 ученика. Мысли детей вслух.
Перечитывает отрывок о чувствах Савушкина.
Предлагает: перечитать желающим так, чтобы еще раз почувствовать состояние души мальчика, ответить на вопрос, почему в жизни бывает так, что кажется смешным одному человеку, у другого не вызывает даже улыбки?
Чтение четвертой логической части учеником.
Педагог просит найти в тексте подтверждение изменившемуся настроению учительницы.
Беседа.
. Обманывал ли Савушкин учительницу?
Учащиеся работают с текстом.
Дети высказывают свои суждения, предложения.
. Простит ли его Анна Васильевна?
. Что может случиться дальше?. Гимнастика для глаз.
Упражнение на расслабление мышц глаз (перевод с ближней точки вдаль), повторить 4-5 раз. Учащиеся делают гимнастику (релаксацию мышц глаз).
Чтение пятой логической части учителем.
Беседа:
Дети с чувством перечитывают часть текста и делятся своими ощущениями после прочитанного.
. С чем он сравнивает дуб (с главной церковью)?
Просил торжественно перечитать описание дуба и определить при этом свои чувства.
. Совпало ли ваше первое представление о зимнем дубе с авторским описанием?
Мысли детей вслух. Работа детей по тексту. Выборочное чтение. Дети высказывают свои мнения.
. Что же чувствовала Анна Васильевна в лесу?
. Какие тайны для Анны Васильевны открыл в зимнем лесу Савушкин?
. Что поняла Анна Васильевна на обратном пути?
. Что теперь она думала о мальчике?
. Понравился ли вам Савушкин? Почему?
. О чем же этот рассказ?
. Хотели ли вы назвать рассказ по-другому? Почему?. Заключение урока. Рефлексия учебной деятельности.
Что каждый из вас посчитал полезным для себя из нашего урока? Высказывания детей.
Хотели бы вы быть похожими на Савушкина? Если да, то чем? Что хотели бы пожелать себе? Одноклассникам? Учителю? Что больше всего запомнилось и понравилось на уроке?
Домашнее задание. Написать мини-сочинение по данному тексту «Зимний дуб — это … «.
Таким образом, данный урок способствует формированию следующих особенностей нравственного воспитания младших школьников:
представить школьникам ориентиры добра на основе веры, надежды, любви;
воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.
Рассмотрим план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему «Духовно нравственное воспитание на уроках «Литературного чтения»» О.В. Жуковец, учителя начальных классов МКОУ Белоомутской основной общеобразовательной школы №2.
Тема урока: «Духовно-нравственное воспитание школьников на примере творчества Л.Н.Толстого».
Цели и задачи:
ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;
учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;
развивать логику, технику чтения;
закреплять умение грамотно отвечать на вопросы и пересказывать услышанное, составлять пословицы и объяснять их смысл;
нравственно воспитывать учащихся.
Оформление, оборудование и реквизит:
карточки с пословицами;
иллюстрации к рассказам Л.Н.Толстого;
выставка детских книг Л.Н.Толстого;
детские сочинения с фотоматериалами на тему: «Спешите делать добро!»;
плакат с буквами славянской азбуки (кириллицы);
презентация «Л.Н.Толстой»; слайды из школьной жизни;
запись песен «Улыбка» В. Шаинского, «Если добрый ты» из мультфильм «День рождения кота Леопольда»;
проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр.
Ход урока
Орг. момент:
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне.
Постановка цели урока: сегодня мы продолжим работу по духовно-нравственному воспитанию на примере творчества Л.Н.Толстого.
Изучение нового материала:
а) Рассказ учителя.
Лев Николаевич родился в 1828г., а умер в 1910г. Он прожил года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений — томов!
Толстой изучал музыку, историю, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. В то время было ещё очень мало школ, дети бедных вообще не могли учиться, Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне под Тулой школу, написал учебник для детей «Азбука» и сам учил их.
С какими произведениями Л.Н.Толстого мы уже знакомились?