Развитие современной экономим РФ

Курсовая работа

В последних десятилетиях XX века мы стали свидетелями появления новой стадии развития человечества – стадии построения постиндустриал ь ного общества. Постиндустриальное общество – это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся и н формация и знания. Научные разработки становятся главной движущей с и лой экономики.

Её конечным результатом, по нашему глубокому убеждению, должно стать создание новой формы организации экономики – «новой экономики».

Изучение результатов исследовании ученых по данной проблеме уб е дили нас в том, что формирование инновационной экономики является стр а тегическим направлением развития многих стран в первой половине XXI в е ка. Это обстоятельство послужило основным мотивом к выбору темы курс о вого работы.

Сегодня Россия сталкивается с вызовами, которые определяют успехи или неудачи следующих поколений. Знание, информация и образование я в ляются основными предпосылками будущего процветания и роста экономики России. Повышение цен на нефть, безусловно, сыграло весомую роль в стр е мительном восстановлении экономики России, но для создания прочного фундамента постоянного и устойчивого роста, а также для возможности ко н куренции на международных рынках, Россия должна снова стать мировым инновационным и технологическим лидером.

«Новая экономика» заняла центральное место в амбициозных росси й ских национальных проектах. Сегодня термины «инновации» и «новая эк о номика» используются в самых разных контекстах для обозначения широк о го круга явлений. Порою под ними понимаются те или иные конкретные р ы ночные продукты, виды услуг или отрасли индустрии. В действительности же значения этих терминов гораздо шире. «Инновации» и «новая экономика» означают новый метод работы, новый подход к ведению бизнеса, зачастую даже новый стиль мышления. Осознание этого факта в современных услов и ях необходимо для сохранения конкурентоспособности России на мировом рынке.

На фоне бурного развития новой экономики в ведущих индустриал ь ных странах качественные преобразования отечественной экономики обесп е чивают необходимые предпосылки достижения устойчивого и высокого к а чества роста, и, оказывают непосредственное влияние на конкурентоспосо б ность и место России на мировой арене. Это выдвигает проблематику новой экономики в число наиболее значимых, приоритетных задач экономической политики.

5 стр., 2285 слов

Курсовая работа: Формирование рыночной экономики в России

... . Формирование рыночной экономики в России. курсовая работа [56,2 K], добавлен 21.06.2015 Специфика формирования белорусской модели рыночной экономики в рамках реформирования командно-административной системы хозяйствования. Характеристика моделей рыночной экономики. Особенности белорусской модели экономического развития, динамика занятости. курсовая работа ...

Тема курсовой работы актуальна на современном этапе формирования экономики в России.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть роль государства в п о строении «новой экономики» в России, анализ процесса формирования «н о вой экономики», анализ концепций «новой экономики», сложившихся в н а стоящее время в современной экономической науке, а также исследование основных тенденций мирового рынка информационно – коммуникационных технологий как основы формирования «новой экономики».

1. Рассмотреть понятие и сущность новой экономики.

2. Анализировать принципы новой экономики.

3. Проанализировать основные тенденции развития новой экономики.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библи о графического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВ И ТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие, сущность и принципы современной экономики

Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, хара к теризует ситуацию, сложившуюся в странах «большой семерки» в 90-е годы прошлого века. Это период бурного роста и развития бизнес-компаний, св я занных с разработкой и внедрением информационных технологий, компь ю терной техники, программного обеспечения, интернет-проектов и т.д.

Под новой экономикой обычно понимается экономика знаний, которая ведет себя совершенно иначе, чем привычная нам экономика материальных благ. К примеру, последние исчезают в процессе потребления, а знания, н а оборот, прибавляются. Любая деятельность порождает больший объем зн а ний, чем потребляет. При каждой передаче знаний количество их обладат е лей увеличивается. При этом, в отличие от материальных благ, цена которых пропорциональна их редкости, чем больше в обществе потребляется знаний, тем больше их становится, тем они качественнее и ценнее. Другой отлич и тельной особенностью экономики знаний является возможность бесконечн о го и незначительного по себестоимости тиражирования ее достижений, кот о рые не убывают у продавца и не увеличивают его издержки с ростом тиража. Наоборот, в отличие от материальных благ, с ростом тиража увеличивается доходность знаний. Их накопление и хранение не влечет существенных д о полнительных издержек. Все эти свойства позволяют широко использовать знания как общественные блага.

«Новая экономика» (неоэкономика) – экономическая инфраструктура, характеризующаяся главным образом преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов.

Новая экономика – это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конк у рентоспособность.

Впоследствии для обозначения изменений, происходящих в обществе последние десятилетия, в научной литературе используются два термина: «экономика знаний», или «новая экономика», и «информационная эконом и ка». Экономисты Н.И. Базылев и Н.Л. Грибанова в статье «Новая экономика, ее движущие силы и тенденции развития» выделяют четыре подхода к опр е делению понятия «новой экономики»:

Первый подход. При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные эле к тронные информационные и коммуникационные технологии. Согласно да н ному подходу под «новой экономикой» понимается комплекс наукоемких отраслей, занятых производством и обслуживанием информационно-коммуникационного оборудования, созданием и распространением пр о граммных продуктов, развитием коммуникационных сетей, а также вся си с тема формирования, хранения, распространения и получения информации, в значительной мере построенная в сети Интернет.

2 стр., 779 слов

Реферат: Экономика знаний

... .11 08:28:21 Похожие рефераты: День знаний, Область знаний, Извлечение знаний, Инженерия знаний, Представление знаний, База знаний, Просвещение (распространение знаний), Система оценивания знаний, Польская академия знаний. Категории: Экономические термины, Экономика знаний. Текст доступен по лицензии ...

Второй подход включает в понятие «новой экономики» организацио н ные и институциональные новации в деятельности различных (в том числе и традиционных) отраслей экономики ряда развитых стран. Такое определение «новой экономики» представлено в концепции Совета экономических ко н сультантов при Президенте США. Согласно ей американская экономика п о следнего десятилетия ХХ века в целом характеризуется как «новая эконом и ка» в связи с экстраординарным приростом ее показателей, что стало резул ь татом комбинированного эффекта от взаимодействия достижений в технол о гии, деловой практике и экономической политике.

Третий подход концентрируется на финансовой составляющей «новой экономики» и определяет ее как одну из вершин международной финансовой экономики, финансовой модели хозяйствования, широко использующей и н струментарий информационно-технологических инноваций в валютно-финансовой системе.

Четвертый подход определяет «новую экономику» как совокупность отраслей, характеризующихся более значительным удельным весом челов е ческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отра с лях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а произво д ство знаний является источником экономического роста. В такой трактовке «новая экономика» заключает в себе сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллект у альных услуг (консультирование, информационное посредничество, анал и тика, маркетинг).

1

Таким образом, «Новая экономика» – совокупность нескольких выс о коэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: конса л тинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.

Сегодня многие узко трактуют это понятие, которое в действительн о сти значительно шире и относится не только к новым бизнесам в Интернете, но и к старым, отражая то, что привносит в них новая экономика.

Критерием определения «новой экономики» является степень влияния фактора знаний на производительность труда и экономический рост. Ее основными отличительными чертами выступают:

1. Знания – плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. В «новой экономике» произведенный продукт, богатство становятся результатом применения знаний, которые одновременно являются и ресурсом, используемым для создания товаров и услуг, и элементом инфраструктуры (в виде системы образования, научных институтов и пр.).

Соответственно, условия применения знаний включают в себя каналы, позволяющие перемещать знания из мест их создания в сферу производства. Быстрый экономический рост в «новой экономике» обеспечивается не наращиванием физических объемов выпуска постепенно модернизируемых продуктов и услуг, а увеличением добавленной стоимости производимых продуктов, зависящей от инноваций, альтернативных предпочтений потребителей и скорости реакции бизнеса на изменение этих предпочтений.

2. Переход на новые технологии. Их основой являются информацио н ные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности инте л лекта человека. Р. Солоу, проанализировав экономический рост и его факт о ры в США, установил, что он объясняется техническим прогрессом и новыми технологиями. К 2015 г. мировой рынок наукоемкой продукции достигнет 6 трлн. долл. США в год, из которых 2 трлн. долл. США будут составлять и н формационные услуги. 2

2 стр., 822 слов

Реферат: Связь экономики труда с другими науками

... труду. Экономика труда тесно связана с нормированием труда как научной дисциплиной и практической деятельностью. Объективная необходимость нормирования труда вытекает из потребностей социалистического планового хозяйства и обусловлена требованиями организации труда и социалистическим принципом оплаты по количеству и качеству труда ...

Внедрение информационных технологий характерно не только для производства, но и для непроизводственной сферы: образов а ния, здравоохранения, финансов, торговли и др. Дистанционное образование, электронная передача денег, торговля через Интернет, консультации врачей, находящихся за тысячи километров от пациента, являются свидетельствами кардинальных преобразований непроизводственной сферы под воздействием информационных технологий.

3. Дематериализация создаваемого продукта. В «новой экономике» и з меняется структура продукта и его стоимости, происходит снижение доли и значимости материальной составляющей продукта и рост ценности вложе н ного в него интеллекта. Данная особенность находит отражение в оценке стоимости фирм и предприятий, которая рассчитывается на основе оценки имеющихся интеллектуальных активов.

4. Изменение характера и структуры труда: от исполнительно-репродуктивного к интеллектуальному и инновационному, что приводит к трансформации привычного образа рабочего. В «новой экономике» уровень образования влияет на экономический и социальный статус работника, его профессиональную карьеру. Главным и дефицитным ресурсом становится творческий работник, способный генерировать новые идеи, создавать и вн е дрять современные технологии и продукты. Следствием данных тенденций являются значительные изменения на рынке труда, где происходит удеше в ление физического труда и растет стоимость труда интеллектуального.

5. Глобальные масштабы «новой экономики». «Новая экономика» в е дет, прежде всего, к ликвидации географических и национальных границ экономического пространства. Это явление связано с развитием общества нового типа, в котором знания превращаются в главный ресурс. «Новая эк о номика» является движущей силой одной из ключевых тенденций развития мировой экономики, а именно – прогрессирующей глобализации. После д нюю можно рассматривать как процесс формирования единого военно-политического, финансово – экономического и информационного простра н ства, функционирующего почти исключительно на основе высоких и комп ь ютерных технологий. 3

Экономика нового типа приводится в движение и о д новременно является двигателем новых знаний и технологий, позволяющих осуществлять деятельность в масштабах всей планеты. Следовательно, «эк о номика знаний» является основной предпосылкой, фактором и источником развития глобализации.

Таким образом, вышеперечисленные признаки позволяют определить «новую экономику» как процесс становления и развития мирового хозяйства, носящий глобальный характер, при котором социальный прогресс и экон о мический рост достигаются путем использования нового фактора произво д ства – постоянно обновляемых знаний. «Новая экономика» включает весь механизм производства знаний. Ее инфраструктура и ресурсный потенциал состоят из нескольких элементов и содержат в качестве своих элементов сферу образования, фундаментальную и прикладную науку, систему комм у никаций, патентную систему и др. 4

2 стр., 859 слов

Курсовая работа: Оценка уровня реализации целевой программы социально-экономического развития территориального (муниципального) образования города Стерлитамак

... отношения и т.д. Цель данной работы – провести анализ итогов реализации целевой программы социально-экономического развития территории городского округа город Стерлитамак для оценки эффективности ее исполнения. Задачи работы: ? описать сущность реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований ...

1.2 Этапы развития современной экономики

Преодоление экономической и технической отсталости и повышение на этой основе жизненного уровня населения является принципиальным вызовом XXI столетия для России. Контекст этого вызова заключается в переводе хозяйства страны на рельсы новой экономики, т.е. с широким внедрением информационных технологий и в интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство в качестве конкурентоспособного и равноправного субъекта международных рыночных отношений.

Экономическая политика нашего государства в первые годы нового столетия направлена на достижение перелома в развитии общехозяйственной конъюнктуры и перехода к устойчивому экономическому росту.

Темпы экономического роста, их оптимальный уровень и стабильность -центральная категория экономического развития. Только достаточно высокие темпы роста могут сохранить социально-политическую стабильность в любой стране, уберечь ее от потрясений, порожденных накоплением у значительной части общества недовольства условиями ее существования. Темпы роста ВВП в России начиная с 2000 г. значительно выше, чем в развитых странах, включая и центры мировой экономики. На период до 2015 г., по прогнозам специалистов, это превышение сохранится: в развитых странах ежегодный рост ВВП в среднем составит 2,6%, а в России — 5%27.

Однако не следует преувеличивать значение сложившихся темпов роста российской экономики последних четырех — пяти лет. Ведь Россия выбирается из бездны десятилетнего системного кризиса. Между тем весь опыт развития мировой экономики свидетельствует, что на этапе выхода из кризиса хозяйство любой страны растет в полтора — два раза быстрее, чем в полосе нормальной устойчивой эволюции28.

Восстановление ранее достигнутых до трансформационного спада 90-х годов количественных рубежей должно происходить на новой структурной и технологической основе.

Новая экономика ставит серьезные проблемы перед Россией. Эти проблемы во многом сходны с теми, которые сегодня стоят перед развивающимися странами. Не случайно Россия добивалась от мирового сообщества предоставления ей статуса развивающейся страны (конференция ООН в 1992 году в Рио-де Жанейро).

Но ей было в этом отказано — ракетно-ядерная держава не может рассматриваться как развивающаяся страна.

Сегодня Россия не относится к числу мощных экономических держав, судя по ее доле в ВВП и в мировой торговле. Участвовать в международном разделении труда ей приходится, опираясь на деформированную структуру материального производства, где гипертрофия тяжелой индустрии сочетается с неразвитостью хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

За последнее десятилетие, т.е. за годы реформ материальное производство заметно «потяжелело» за счет увеличения доли ТЭК и металлургии и уменьшения доли машиностроения и отраслей, работающих на внутренний Si рынок. В структуре производства новые современные отрасли -микроэлектроника, информатика, биотехнология — занимают незначительное место (в начале 90-х годов всего 8-10%, тогда как в развитых странах — 35-40%).

С такой структурой производства весьма проблематично преодолеть пограничные рубежи между индустриальным и постиндустриальным обществом.

3 стр., 1464 слов

Реферат: Моделирование в экономике. Виды моделей

... в экономике     Выполнил: студент  группы ЗЭПТс-1-11 Саитов С.Р. Проверил: Андреев А.А.     Казань 2013 Моделирование экономических ... классы математических моделей: модели линейного, целочисленного и динамического  программирования, вероятностные модели, модели нелинейного  программирования. Имитационные модели. Воспроизводят поведение ...

Другие характеристики российского хозяйства — низкая производительность труда, невысокое качество продукции и как следствие ее неконкурентоспособность на мировом рынке, неудовлетворительный уровень жизни населения. Уровень конкурентоспособности российской экономики характеризует следующий показатель — только 6% продукции ее обрабатывающей промышленности могут конкурировать на зарубежных рынках. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции крайне мала — лишь несколько десятых долей процента.

Россия занимает значимые позиции на мировых рынках природного газа, никеля, руд и концентратов ниобия, тантала, ванадия, вольфрамовых руд, металлов платиновой группы, алюминия, нефти, удобрений, промышленных алмазов. Причем, указанные виды сырья и материалов вывозятся в таких количествах, внутренний спрос на которые остается зачастую неудовлетворительным. Достаточно сказать, что мы вывозим почти 45% добываемой в стране нефти, 33% природного газа, 79% минеральных удобрений, 84% деловой древесины, 55% плоского проката и т. п. Ориентация ресурсных отраслей на зарубежного потребителя выступает в роли ограничителя роста отечественного производства.

Выше уже говорилось о ключевой роли науки и инновационного процесса в становлении новой экономики. Если в Японии и США расходы на НИОКР достигают 3% ВНП, в странах ЕС — около 2%, то в России — меньше 1%. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции занимает только 0,3% — это в 130 раз меньше, чем в США.

Одним из основных признаков новой экономики является степень доступности новейших информационных технологий для населения. В США удельный вес пользователей Интернета превышает 63% населения страны. В России постоянными пользователями Интернета в 2005 году являлись 16% населения страны30. К тому же в России стоимость доступа к Интернету довольно высока.

Подобно многим развивающимся странам, которые относятся к периферии мирового хозяйства, Россия по уровню своего развития находится на довольно значительной дистанции от ведущих стран. Но в отличие от развивающихся стран Россия обладает возможностями и предпосылками для становления новой экономики.

В первую очередь наша страна обладает высоким образовательным потенциалом. На рубеже веков на каждые 10 тыс. человек населения Российской Федерации приходится 180 студентов на бесплатной основе, но с учетом «платников» эта цифра приближается к 280.

Задача заключается в том, чтобы качество образования на всех его уровнях, начиная со школьного, должно отвечать требованиям и запросам новой экономики. О характере и масштабах этих требований можно судить по американскому опыту. В США в 80-е годы 60% всех рабочих мест требовали наличия высшего и среднего образования, в 90-е годы — 70%, а с 2000 года -более трети всех вновь созданных рабочих мест требует специалистов с высшим образованием.

Для информационного общества постоянно необходимы новые знания и навыки, непрерывность в процессе образования и профессиональной подготовки. Ресурсное обеспечение образовательной сферы должно постоянно повышаться. В финансировании образования решающую роль в нашей стране играет государство. В 2000 году его расходы на образование составляли 10,6% ВВП, на 2015 год прогнозируется их рост до 11,8%. Одновременно сфера образования становится все более привлекательной для частных инвесторов, повышается удельный вес предпринимательского сектора в финансировании всех форм и уровней образовательного процесса.

12 стр., 5689 слов

Реферат: Современная рыночная экономика и её модели

... формирования и становления, описать признаки и модели рыночной экономики; изучить принципы функционирования рыночной экономики, рассмотреть основные фундаментальные вопросы экономики; выявить и изучить проблемы развития рыночной экономики в Республике Беларусь, проанализировать понятие и ...

Одним из важнейших факторов развития «новой экономики» является активное внедрение информационных технологий во все сферы общественной деятельности и в первую очередь в производство. Здесь наша страна, как уже неоднократно отмечалось выше, отстает от ведущих стран Запада по уровню внедрения информационных технологий. Доля информационно-коммуникационных технологий в наиболее развитых странах Запада в ВНП составляет 2,5-4,5%, в России этот показатель не превышает 1%.

Тем не менее, в России имеются большие возможности для форсированного развития информационного сектора. За период 1995-2001 годы отрасль информационно-коммуникационных технологий развивалась быстрее остальных отраслей — 15-25% роста в год.

В связи с этим, стоит отметить принятие в нашей стране на федеральном уровне целевой программы «Электронная Россия», которая преследует цель сократить разрыв между Россией и странами Запада в этой области к 2010 году до 1-2-х лет31.

Таким образом, в начале XXI века Россия столкнулась с необходимостью одновременно продолжать реформирование российской экономики, выводя ее из кризиса, а также развивать высокотехнологичные отрасли в целях развития новой экономики.

1.3 Модели развития современной экономики в России с , использованием зарубежного опыта

Свободное предпринимательство на свободном рынке стало главне й шей н о визной в условиях России. И это напрямую выводит нас на вопрос о том, чем же новая экономика может заниматься в России помимо того, что она уже делает, и почему она может стать доминантной для выживания стр а ны.

Из-за природных и в известной мере исторических условий внешняя торговля является для нас необходимым условием существования. Внутре н няя пр о изводительность труда в производящих отраслях экономики России так низка, что едва обеспечивает минимальный прожиточный уровень. По д держивать социальную стабильность и функционирование государственного а п парата, или хотя бы создавать видимость, может только перераспределение экспортной выручки от немногих сырьевых отраслей, и в первую очередь энергоносителей.

Сейчас у страны впервые появился реальный шанс начать самой зар а батывать себе на жизнь, создав новый источник экспорта, более значител ь ный, чем нефть и газ вместе взятые, более достойный, чем оружие. Причем сделать это можно при минимальных затратах и с максимальной эффекти в ностью. И этим источником будет новая экономика.

У новой экономики в России есть три пути, или даже, правильнее, м о дели развития.

Модель 1 – национальная.

Суть ее состоит в продаже товаров и услуг на внутренний рынок. Внутри этой модели выделяются такие группы, как компьютерная комме р ция, софтверный бизнес, ориентированный на российских клиентов, и И н тернет-компаний в области новых медиа и электронной коммерции в зоне RU. У компаний этой модели есть несколько крупных преимуществ перед межд у народными конкурентами.

16 стр., 7797 слов

Реферат: «Современное состояние экономики России и ее мирохозяйственные связи»

... модель международной, специализации экономики России Топливно-сырьевая модель международной специализации России сформировалась почти стихийно еще в 70-80-е гг., а в 90-е гг. приобрела ярко выраженный характер. Такая модель позволила России в ... к снижению цен на эти товары. Россия постепенно теряет свои конкурентные преимущества в топливно-сырьевых отраслях в связи с неуклонным повышением затрат на ...

Первое и самое главное – знание местной специфики. Информацио н ные продукты из-за рубежа, если они хотя бы незначительно выходят за ра м ки родовых технологических платформ, в лучшем случае требуют серьезной предпродажной доработки, а в худшем – просто не пригодны для м е стного потребителя. Следующее преимущество – большая и быстро разв и вающаяся община выходцев из России во всем мире. При всем при том, что русские за рубежом ассимилируются очень быстро, их неприятие обычаев и образа жизни достаточно, чтобы обеспечивать интерес к делам своих соотечестве н ников. Это обеспечивает бизнесам «национальной модели» возможность о г раниченного рынка и за пределами России, притом рынка платежеспособн о го. Однако национальной модели положен естественный предел – сама Ро с сия, точнее, ее внутренний рынок. При всей обширности страны он нев е лик и не обнаруживает склонности к бурному росту. Сложность с соблюдением з а конодательства об интеллектуальной собственности (даже не качество его, а именно трудности исполнения) также не способствует росту прои з водства: если 95% софта в стране распространяется пиратами, трудно ра с считывать на то, что заработаешь, производя программы на продажу в пе р вую очередь в России.32 Поэтому Россия вряд ли сможет в обозримом будущем поддерж и вать большое количество технологических компаний, работающих на вну т ренний рынок, оборот которого жестко ограничен платежеспособностью бизнеса и населения. Национальная модель упирается в потолок, жестко очерченный экономикой страны. И пробить этот потолок дальнейшим усил и ем внутри самой новой экономики нельзя. Интернет – начало пути, но не его вершина.

Модель 2 – индийская.

Бизнес офшорного программирования опирается на потребность в большом количестве нерегулярных, разовых или специальных программных работ и нехватку инженеров в развитых странах. Если компании из США или Европы нужен заказной программный продукт или полуфабрикат для ее со б ственного производства, требующий большого количества кропотливой р а боты, то она старается передать его изготовление местным субконтракторам. Или за границу, тем более что современные средства транспорта и связи п о зволяют постоянно контактировать с партнерами. Некоторые потери на ср о ках исполнения и усложнении контроля за процессом компенсируются эк о номией на стоимости. Именно на этом и строят свой бизнес азиатские о ф шорные программисты. Основными областями, где на их труд сейчас бол ь шой спрос, являются IT-услуги по реконструкции устаревших систем и со з данию новых, техническая поддержка, web-дизайн и программные продукты, в том числе для электронного бизнеса. Прежде всего, в Индии эта модель сформировалась в целый сектор экономики (сами индийцы называют его «контрактным программированием»), с поддерживающей инфраструктурой, специальным госрегулированием, развернутой системой частного и госуда р ственного профтехобразования и даже со своим черным рынком фирм-однодневок. Общий годовой объем мирового рынка программных услуг уже сейчас составляет порядка 140 млрд. долларов, и к 2008 году доля Индии на нем достигнет 50 млрд. долларов. Притом компьютерный бизнес – эколог и чески чистое производство, в отличие от нефти и газа.

Преимущества индийской модели для России очевидны. Во-первых, она позволяет реализовать значительно более высокую добавленную сто и мость. Потенциальный рынок для компаний, ориентированных на эту м о дель, также во много десятков, если не тысяч, раз превышает внутренний рынок информационных технологий России. Организация этого бизнеса та к же не особенно сложна: примеры др у гих стран перед глазами, все технологии давно и з вестны, бизнес-модель ясна, а опыт предшественников доступен и поддается изучению. И в целом это более эффективный способ использов а ния интеллектуального потенциала страны, чем в «национальной» мод е ли.

11 стр., 5133 слов

Реферат: Статистическая информация по экономике России

... в г. Горьком. В 1975 г. с отличием | |закончил юридический факультет, а в 1978 г. - аспирантуру Казанского | |государственного университета по ... России, на его долю приходится около 40% оборота российской торговли и порядка 1/3 иностранных инвестиций в ее экономику ... были безуспешными. Между тем неурегулированность отношений между СССР и ЕС создавала для Советского Союза серьезные проблемы ...

Основных проблем с реализацией этой модели на российской почве три. Первая – в основе всей модели лежит необходимость постоянно генер и ровать заказы, успех всей компании в целом зависит от работы ее менеджера по продажам или от связей ее руководства. Да и опыта работы с зарубежн ы ми заказчиками практически нет.

Вторая проблема – недостаток менеджеров проектов. Офшорное пр о граммирование обычно не занимается поиском оригинальных технических решений (если только это не предусмотрено заказом) – от контрактора треб у ется сделать работу по спецификациям заказч и ка, точно и в срок. А значит, этот бизнес требует правильной организации и планирования работы колле к тива программистов.

И третья проблема – зависимость этого бизнеса от международного рынка и его циклов. Компания не формирует рынок, а приним а ет его, следуя за спросом. А спрос непостоянен и по содержанию, и по объему. Поэтому бизнес офшорного программного разработчика должен быть масштабируем, компания должна при необходимости быстро расширять либо сокращать штат. Кроме того, нашим компаниям придется конкурировать на этом рынке с теми же индийцами и китайцами. А это значит, что больше, чем они, наши комп а нии запрашивать просто не смогут. Инвестировать в такие компании также непросто: на ликвидность могут рассчитывать разве что несколько п о тенциальных лидеров индустрии, прочим же придется сливаться или прод а ваться более крупным игрокам, что для инвесторов всегда проблемати ч но.

Часть этих проблем решается за счет организации производства. Ск а жем, масштабы можно компенсировать иерархической структурой индус т рии: несколько крупных компаний собирают заказы на Западе и затем пер е дают их частично своим сотрудникам, частично мелким отечественным ко м паниям, не имеющим своих зарубежных клиентов. Благодаря этому при с о кращении рынка можно будет избежать увольнений в крупных компаниях путем пр о стогосокращения объема вторичных контрактов. Другие проблемы можно решить только длительным кропотливым усилием: подготовкой ка д ров, тщательной работой с клиентами. Предлагать заказчику лучшие усл о вия, более высокое качество, более сжатые сроки. Особенно актуально здесь, насколько конкурентоспособны окажутся наши компании в ценовом отн о шении.

В 1999–2000 годах на офшорное программирование обратили вним а ние web-дизайнерские студии, начавшие перерастать скромный росси й ский рынок. Здесь стоит отметить Actis Software, очень серьезно настрои в шуюся на развитие в сторону офшорного программирования. Ясно, что индийская модель на российской почве жизнеспособна, и само по себе это уже дост а точное основание, чтоб уверенно развивать ее дальше.

Модель 3 – израильско-скандинавская.

Израильско-скандинавская модель – это экспорт готовых продуктов и решений на внешний международный рынок. Прежде всего, новых технол о гий. И это означает прямую конкуренцию с Силиконовой долиной. Израиль не единственная страна, пошедшая по этому пути, – тем же занимаются Фи н ляндия, испытавшая в последние годы подлинный бум разработок технол о гий мобильной связи на базе опыта и кадров, воспитанных в Nokia; Швеция, где ту же роль сыграл Ericsson, и еще ряд стран. Тем не менее, образец И з раиля стал классическим. Число израильских компаний на NASDAQ после США и Канады занимают третье место.

Более 10 лет назад валюта Израиля была неконвертируемой, а бюджет зависел от американской военной помощи, которую политики пускали не столько на войну, сколько на текущие ра с ходы. Со временем из небольших компаний, работавших по оборонным заказам, за считанные годы технолог и ческий бизнес вырос в главную отрасль национальной промышленности.

Сейчас Израиль экспортирует готовые технологические продукты, к о торые составляют большую часть экспортных поступлений страны. Сейчасизраильская новая экономика – это 3000 компаний, около 180 венчу р ных фондов и почти 130 других инвестиционных компаний, а /также 30 и н куб а торов. Из-за нехватки кадров Израиль уже сам вынужден прибегать к услугам офшорных программистов.

Этот срез был бы неполон без очень важного замечания. Израильская новая экономика по своей структуре очень отличается от американской. В ней преобладают не сервисные и медийные, а технологические и инфр а структурные компании, коньком Израиля являются оптические технологии и компьютерная безопасность.

Израильская модель для России, безусловно, предпочтительнее любой другой. Она дает возможности для лидерства, кот о рых нет ни у какой другой модели. Компании, создающие новые технологии, могут сами создавать р ы нок. Объем этого рынка неисчерпаем.

Израильская модель дает возможность применять национальный и н теллектуальный потенциал наиболее эффективным способом. Больший об ъ ем рабочей силы дает возможность достижения эффекта «экономики ма с штаба», таких возможностей не было ни в Израиле, ни в Скандинавии.

Се й час мы находимся в той фазе, когда первая модель уже в основном сформ и ровалась, вторая начинает переходить на индустриальный уровень, а третья существует еще в основном в единичных и во многом опытных обра з цах.

Все это важно. Но у ситуации есть и еще одно измерение – и оно н а прямую упирается в структуру национальной экономики России. Новая эк о номика работает с внешним рынком, экспортная емкость которого на уровне второй модели уже сопоставима с мировым рынком сырьевых товаров и си с тем во о ружений, а на уровне третьей модели – превышает его во много раз. К тому же нельзя не учесть дополнительный эффект от многократного увел и чения уровня занятости, повышенной экономической эффективности, экол о гических выгод и прочих положительных сторон новой экономики в сравн е нии с традиционной экономикой.

Промышленность новых технологий – это единственное, что может, наконец, дать стране устойчивость и экономич е скую независимость. Новая экономика – единственная реальная альтернат и ва страны.

Тема роли государства в формировании и развитии новой экономики еще мало исследована. Для лучшего понимания вопроса, обратимся к ра з личным суждениям о самой роли государства в новом обществе. Бытует мнение, что государство себя изживает и при переходе к постиндустриал ь ному, инновационному укладу мирового хозяйства вестфальская модель п о литической организации мира может трансформироваться в нечто иное.

С другой стороны, возможно, что роль государства, напротив, будет усиливаться. Не выступая в данном случае в качестве арбитра, мы все-таки смеем предположить, что по крайней мере в обозримом будущем формир о вание новой экономики, нового общества потребует существенного вмеш а тельства государственных структур. И от обоснованности их действий, отр а жения в их деятельности интересов различных слоев общества будет во мн о гом зависеть скорость и эффективность построения нового общества, общ е ства интеллекта.

В связи с этим перечислим основные функции государства при форм и ровании и развитии новой экономики. Мы остановимся на тех функциях, к о торые представляются нам наиболее важными.

Так, прежде всего, государство призвано выступить как аккумулятор национального ресурса знаний. В известной мере уже сформировалось пон я тие национального информационного ресурса. Конечно, информация и зн а ния – это далеко не совпадающие категории. Тем не менее, можно уже се й час с полной уверенностью сказать, что такое понятие как национальный р е сурс знаний будет приобретать все большее значение и в теоретическом, и в пра к тическом смысле.

Перед государственными органами в данном случае стоят многообра з ные задачи. Взять хотя бы сам процесс определения тех объектов, тех исто ч ников знаний, которые должны формировать эту субстанцию национального ресурса.

Далее, должна быть определена рациональная система доступа к соо т ветствующим знаниям, в том числе и соотношение коммерческого и неко м мерческого доступа, возмездных и безвозмездных схем. Кроме того, именно государство должно охранять национальный информационный ресурс от н е санкционированных действий, от каких-либо деструктивных внутренних и внешних воздействий, сохранять целостность этой базы знаний, являющейся общенациональным достоянием.

На государство во многом ложится задача интеграции знаний. Именно государство во многих случаях может обеспечить необходимую для знания целостность. Поскольку для информационного продукта характерна несв о димость целого к сумме частей, зачастую только централизованное объед и нение различных данных позволяет формировать качественно новые знания. В то же время именно государство должно объединить различные субкул ь туры, имеющиеся в обществе, и, соответственно, их познавательные ресурсы. Здесь речь идет и о межнациональных, и о межконфессиональных, и о ме ж стратовых отношениях. Поэтому в роли интегратора знаний для новой эк о номики государственным структурам также предстоит значительная работа.

Важнейшие в новой экономики знания непосредственно создаются в государственном секторе, в нем трудятся многие носители уникального зн а ния, и поэтому в обозримой перспективе государство останется одним из важнейших генераторов знаний. Наиболее наглядный тому пример, конечно же, поддержка государством фундаментальной науки, а также и других о б ластей знания, например художественного, эстетического знания.

Государство призвано выступать как своего рода хранитель знания, причем эту функцию также можно обеспечивать разными способами и мет о дами. Конечно, наиболее видимым из них является развитие системы образ о вания. Но и хранение, воспроизводство различного рода информации, сохр а нение традиций, например традиций известных художественных промыслов, также попадают в орбиту обозначенной функции государства как, я бы ск а зал, межгенерационного транслятора знаний, передатчика знаний между п о колениями.

Нельзя не остановиться и на функции государства как гаранта безопа с ного использования знания. К сожалению, интеллект может использоваться не только в позитивных, но и в негативных деструктивных целях различными антиобщественными элементами. Здесь, конечно, имеет значение как разр а ботка и соблюдение в государстве законодательства, отвечающего потребн о стям нового общества, новой экономики, так и создание реальных механи з мов, обеспечивающих национальную безопасность в аспектах, связанных с генерацией, распространением и использованием знания.

В условиях новой экономики всё более актуальной становится пробл е ма нарастания так называемого информационного неравенства. И в связи с этим, конечно, нельзя не сказать о том, что государственные структуры я в ляются ведущим модератором различного рода социальных конфликтов, св я занных с неравномерностью доступа к информации.

Государственные структуры, видимо, будут вынуждены тем или иным образом регулировать как экспорт, так и импорт информации и знаний, то есть международный трансфер интеллектуального ресурса. С одной стороны, конечно, не обойтись без ограничений на экспорт знаний, который угрожает интересам национальной безопасности, а также стабильности междунаро д ной обстановки. В то же время нельзя допустить неконтролируемый импорт определенных знаний, например, разрушающих национальную культуру и негативно воздействующих на психологию общества. То есть, как раз то, что мы, к сожалению, нередко имеем сейчас в нашей стране.

Конечно, выполнение всех этих функций требует разработки и реал и зации эффективной государственной интеллектуальной политики. В скором будущем, возможно, появится такая новая концепция или такой новый и н ститут. Политику государства в новой экономике, по крайней мере направл е ния такой политики можно, на наш взгляд, продемонстрировать хотя бы на примере модификации государственной научной и инновационной политики. В этой области, которая охватывается теоретиками и практиками более пол у века, уже можно говорить о каких-то новых тенденциях, связанных с перех о дом к новой экономике.

Обратимся к краткому рассмотрению этих закономерностей.

Прежде всего, нужно подчеркнуть, что сама научно-инновационная п о литика в условиях новой экономики должна занять принципиально новое м е сто во всей системе государственного регулирования. Она уже не может представлять собой некий обособленный фрагмент в политике, как это имело место в предыдущие десятилетия. Безусловно, инновационная политика ст а новится в центр системы государственного регулирования и пронизывает с о бой все ее аспекты. Без этого реальный переход, по крайней мере реальное государственное содействие переходу к обществу знаний, экономике знаний, практически невозможны.

Далее, как нам представляется, инновационная политика должна быть акцентирована на стимулировании трансфера знаний, в частности, приобре-тающего форму трансфера технологий. Поскольку источников генериров а ния знаний в новом обществе становится все больше и больше, то особую а к туальность приобретает поддержка систем взаимодействия различных исто ч ников знания, распространения разнообразных знаний, генерируемых ра з личными продуцентами. Без внешней поддержки производителю и потреб и телю знаний, конечно же, часто просто невозможно найти друг друга, не г о воря уже о взаимодействии. Наиболее наглядный пример – это государстве н ная поддержка консорциумов научно-исследовательских институтов, униве р ситетов с высокотехнологичными промышленными предприятиями, напра в ленных на взаимное обогащение этих двух структур знаниями.

В условиях новой экономики поток знаний из науки в производство не односторонний, и производство, в свою очередь, дает ученым пищу для ра з мышлений. И не даром в ведущих странах мира сейчас именно государство всячески содействует, в том числе и крупными финансовыми вложениями, различными льготами интеграционному процессу. Последний направлен в конечном счете на распространение знания как документируемого, так и, что может быть еще важнее, недокументируемого, уникального, содержащегося в культурах различных организаций, корпоративных культурах, носителями которого являются и отдельные специалисты.

Безусловно, государственная политика должна быть направлена на с о циальную защиту носителей знания, генераторов знания, утверждение новой системы трудовых отношений в интеллектуальной сфере. Наглядный пример реализации этого направления – страхование инновационных рисков, связа н ных с неопределенностью использования тех или иных знаний, неопределе н ностью перспектив коммерциализации.

Многие направления в политике построения новой экономики через содействие инновациям весьма конкретны. Например, перераспределение р е сурсов в высокотехнологичные отрасли, то есть в те отрасли, которые собс т венно и формируют потенциал экономики знаний. В частности, актуальна проблема использования природной ренты в целях ускоренного развития наукоемких высокотехнологичных отраслей производства. Не только неп о средственно налоговыми инструментами, льготами или же бюджетными приоритетами можно решать эти проблемы. Например, чрезвычайно низкий уровень заработной платы, безусловно, поощряет использование дешёвой рабочей силы и уж никак не стимулирует использование передовых знаний. Поэтому законодательное установление минимума заработной платы (ест е ственно, государством) на достаточно высоком уровне само по себе заставит предпринимателей использовать именно ресурс знаний или высококвалиф и цированную рабочую силу.

Безусловно, интеллектуальная составляющая должна занять ведущее место в процессе принятия государством управленческих решений. Сейчас, к сожалению, в России, да и, пожалуй, не только в России, еще очень велика доля лоббизма как силового фактора в процессе принятия решений. Еще очень слабо используется накопленный обществом интеллектуальный поте н циал. В связи с этим, конечно, нужно сказать о всестороннем развитии си с темы экспертизы. Важно привлечение к ней ведущих ученых и специалистов – носителей передового знания.

Новое знание также необходимо и для самого государственного упра в ления. То есть совершенствование технологического, интеллектуального б а зиса экономики и общества должно происходить параллельно с развитием передовых технологий государственного регулирования, государственного управления. И в частности, по пути демократизации принятия решений, в том числе и по вопросам научно-инновационной политики, которые во все большей степени затрагивают интересы практически всего общества. Само распространение знаний делает все более широкие круги общества комп е тентными в тех или иных вопросах. Здесь, конечно, тоже есть проблема. Так сказать, что эффективнее – отдать те или иные вопросы специалисту или же привлекать широкую общественность к их обсуждению. По крайней мере в демократических странах эта проблема решается компромиссным путем, н а пример организацией круглых столов, интернет-конференций по наиболее насущным вопросам научной и инновационной политики и т.д.

Также затронем и проблемы мониторинга построения новой эконом и ки, мониторинга интеллектуального капитала общества. Нынешняя система статистических показателей уже не может отразить те системные процессы, которые происходят в научно-инновационной сфере и в сфере реализации нововведений, в создании интеллектуального базиса экономики и общества в целом. И конечно, здесь нужна новая схема мониторинга интеллектуализ а ции общества, в частности требуется разработка системы индикаторов пер е хода к устойчивому развитию на базе знаний. Поэтому и у системы госуда р ственной статистики и, конечно, у социологов в исследовании этого процесса тоже еще очень и очень широкие перспективы.

Ну и, наконец, научно-инновационная политика, безусловно, должна быть направлена на то, чтобы страна могла эффективно интегрироваться в формирующуюся глобальную новую экономику, в глобальное общество, б а зирующееся на знаниях. Конечно, вопрос о новом образе мира еще весьма дискуссионен. Вместе с тем, как нам представляется, уже можно говорить о том, что новая глобальная модель мироустройства будет антропоцентричной, т.е. в центре ее будет находиться человек. В связи с этим каждая страна, ка ж дая цивилизация независимо от уровня ее экономических показателей имеет шанс внести свой реальный весомый вклад в построение нового облика м и ровой цивилизации в целом. Насколько эффективным будет участие каждой страны в этом процессе, тоже в значительной степени зависит от государства.

Конечно, для России эти проблемы еще усложняются многими привх о дящими обстоятельствами, многими дополнительными факторами. Остан о вимся, например, на следующем противоречии. С одной стороны, в России именно государство всегда было стимулятором распространения передовых знаний в обществе. Здесь можно вспомнить и петровские реформы, и борьбу с неграмотностью в послеоктябрьский период, и поддержку государством и с следований космоса, уникальных космических технологий, разработанных в Советском Союзе. С другой стороны, именно государственные структуры з а частую тормозили прогрессивную общественную мысль. В советские врем е на, например, многие знания в области обществоведения просто были запр е щены для широкого распространения. Как видим, роль государства здесь двойственна, и развитие ситуации в дальнейшем предсказать трудно. Хот е лось бы предостеречь от одного – от тенденции монополизировать знания. Ибо стремление определенных кругов обладать исключительным правом на информационный ресурс, представляет собой, по существу, новую форму т о талитаризма – своеобразный информационный тоталитаризм. Как же решать задачи построения общества знаний? Например, можно предложить разраб о тать механизм, который заинтересовал бы рядового российского чиновника в формировании нового общества, новой экономики.

Таким образом, сегодня при рассмотрении понятия «новая экономика» мы упомянем не только о новейших научно-технических разработках, пре ж де всего об области информационных технологий и Интернет, но и об изм е нении в структуре основных секторов (государственного и частного) и в структуре владения капиталом.

В настоящие время признаются большие экономические эффекты от применения высокотехнологичного информационного производства. Однако, бесспорно, что стремительное развитие информационной экономики сопр я жено с экономическими угрозами.

«Новая экономика» основана на знаниях и передовых технологиях. О с новные доходы предприятий в нём основываются на оригинальных идеях, а также технологиях и моделях ведения бизнеса. Следовательно, наукоемкие продукты становятся определяющим фактором экономического роста, а та к же обмен информацией становятся более мощным и эффективным средством ведения бизнеса, чем перемещение физических товаров. Стоимость комп а ний все в большей степени определяется нематериальными активами (идеи, технологии и стратегии объединения и использования главных информац и онных ресурсов компании).

В своем ежегодном послании Федеральному собранию РФ 10 мая 2006 года президент Владимир Путин подчеркнул, что «в условиях жесткой ме ж дународной конкуренции экономическое развитие страны должно опред е ляться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Необходимо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. В целом сегодня нужна такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний “на поток”. Для этого необходимо создать инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные, инвестиционные фонды. Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инн о вационной деятельности».

России необходимо инвестировать средства в будущее – в образование, научные исследования, разработки. Для того чтобы занять достойное место на мировом рынке, России следует направить весь свой потенциал на форм и рование новой экономики – экономики знаний, основанной на инновациях и развитии наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности.

В последние годы наша страна добилась в этом направлении успеха. Отрасль информационно-коммуникационных технологий демонстрирует стабильно высокие, опережающие другие сферы экономики, темпы роста, и сегодня уже можно говорить о том, что она стала одним из приоритетов в экономической политике государства.

Библиографический список

  1. Базылев Н.И., Грибанова Н.Л. «Новая экономика», её движущие силы и тенденции развития // Проблемы современной экономики. 2006. №1/2. С. 17–18.
  2. Вайнштейн Г.И. От новых технологий к «Новой экономике». МЭМО. 2002. №10. С. 22–29.
  3. Владимировна М. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в России. Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва 2008
  4. Вольский А.А. Десятилетие, возродившее век // Промышленник России. Сентябрь 2000. С. 2–5.
  5. Вольский А.А. Научно-техническая политики России в преддверии XXI века // Промышленник России. Юбилейный выпуск. 2000. С. 9–10.
  6. Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 1997. №9.
  7. Горбачев М.С. и др. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003.
  8. Демидова Л. Реформы общественного сектора на Западе. МЭМО. 2001. №11. С. 29–38.
  9. Зуев А., Мясникова Л. Электронный рынок и «Новая экономика». Вопр о сы экономики. 2004. №2. С. 55–71.
  10. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М., 2000.
  11. Козловский В.В. Мировая экономика: социально ориентированный по д ход: учеб. Пособие/В.В. Козловский, Э.А. Лутохина; под ред. Э.А. Лутохиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005.
  12. Кочетков Г.Б., Супян В.Б. Корпорация: Американская модель. Спб.: Питер, 2005. С. 9, 36.
  13. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прор ы ва. М., 2004.
  14. Мегатренды мирового развития/ Под ред. М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева.

    • М., 2001.
    • Мильнер Б. Управление интеллектуальными ресурсами. Вопросы экон о мики. 2008. №7. С. 129–140.
    • Моисеев Н.Н. Революция или стагнация? // Свободная мысль. 1998. №9–12.
    • Мошенский С.З. Рынок ценных бумаг: трансформационные процессы . – М.: Экономика, 2010. – С. 103.
    • Мясиикова Л. «Новая экономика» – вызов постмодерна. – Свободная мысль-ХХ I , 2001, N 4, с. 17.
    • Политическая система США. Актуальные измерения. М., 2000. С. 133–134.
    • Рогов С. Функции современного государства; вызовы для России Ч. I . // Свободная мысль. 2005. №7. С. 53.
    • Россия в конце XX века/ Ананьин О.И., Бузгалин А.В., Булавка Л.А. И др. М., 1999.
    • Успенский И.В. Интернет как инструмент маркетинга. Спб.: «БХВ Санкт-Петербург», 1999.
    • Хмыз.О.В. Институциональная структура фондового рынка Канады. Журнал «Финансовый менеджмент » , 2004, №1.
    • Холодная Н.Д. Государственно-частное партнерство – новый тип отн о шений в российской экономике. // Вопросы государственного и муниципал ь ного управления. 2009. №2.
    • Экономика США /Под ред. В.Б. Супяна. Спб.: Питер, 2003. С. 51.
    • Компании Google и The Boston Consulting Group объявили результаты и с следования «Россия онлайн», подготовленного BCG в рамках стартовавшей осенью 2010 года в Великобритании международной инициативы. Независ и мое исследование было подготовлено BCG по заказу Google Россия.
    • Эксперты отмечают: «В постиндустриальном обществе на первый план выходит человеческий капитал. Обеспечение его всем необходимым входит в исключительную функцию государства» // Бендина Н. Россия превращается в гибрид Венесуэлы с Бирмой. RBC Daily 12 мая 2005 г.
    • Григорян А.Л. На пути к «новой экономике»: подходы инновационного развития России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: grig econ narod ru / innovnewecon doc
    • Зафиксирован существенный рост электронной коммерции в США. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www e moneynews ru / zafiksirovan sushhestvennyj rost elektronnoj kommercii v ssha /
    • Защита информации в Интернете. [Электронный ресурс]. – Режим дост у па: htt p:// streniof f. r u/ zashit a_ informaci i_v_ internet e. html
    • Мочальников В. Развитие государственно частного партнерства [Эле к тронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www liberal ru / articles / cat /4975
    • Основные проблемы в рамках электронной коммерции. [Электронный р е сурс]. – Режим доступа: http :// laboureconomics ru / neweconomics /134- ecommerce 4
    • Пушкин А.В. Реализация инфраструктурных проектов в рамках госуда р ственно-частного партнерства. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tencon.ru/article/199
    • Рынок электронной коммерции – итоги 2008 года. [Электронный р е сурс].]. – Режим доступа: Http ://www.iks-consulting.ru/news/2733030.html
    • Термины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www investor ru / glossary /12/
    • Улюкина Д.А., Горшкова В.И. Особенности занятости на российском рынке труда. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/168/2200? Go=article_add&id=168#_ftn
    • Финансово-инвестиционный толковый словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htt p:// slovotol k. co m/ econo m/ financ e/ nikoi l/i. htm
    • Источник: Постановление Правительства Москвы от 27.04.2004 №255-ПП. Приложение 6.
    • Источник: Росстат 2010. Распределение численности занятых в эконом и ке по месту основной работы и по видам экономической деятельности.
    • Источник: Росстат 2010. Распределение численности занятых в эконом и ке по группам занятий.
    • Источник: Росстат 2010. Распределение численности занятых в эконом и ке по уровню образования.
    • Information Economy Report 2007–2008, United Nations. N.Y. and Geneva, 2007. P. 38–39.
    • Top Internet markets 2010 – отчету Morgan Stanley. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www morganstanley com / institutional / techresearch / tenquestions _ web 2. html

    • : Button M. (ed.).

      A Practical Guide to PPP in Europe // Working, City & Financial Publishing. –2006.


    • : OECD, STAN Indicators Database, 2009 edition. Underlying series from STAN Bilateral Trade Database.

    • : R&D Magazine. 2010 Global R&D Funding Forecast. P.5.


    Размещено на Allbest.ru


    http://studyspace.ru/internet-tehnologii-kak-marketingovyiy-instrument.-/osnovnyie-etapyi-i-perspektivyi-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki-v-xxi.html


    http://studyspace.ru/internet-tehnologii-kak-marketingovyiy-instrument.-/zaklyuchenie-3.html


    http://raexpert.ru/ratings/expert400/2012/part01/p01/


    http://www.kapital-rus.ru/articles/article/181135#g2_4


    http://oko-planet.su/finances/financesdiscussions/145651-sergey-glazev-kak-postroit-novuyu-ekonomiku.html