Конспект » Особенности экономики России»

Конспект

Тема: Особенности экономики России

Урок№: 49

Предмет: география

Учитель: Керимова Л.А.

Дата проведения: 20.03.2018

Класс: 8

МБОУ « Ботаническая школа»

Тип урока:

Цели урока:

Установить вклад Н. Д. Кондратьева в создание теории технологических укладов.

Выявить особенности «циклов Кондратьева».

Выявить особенности экономики России.

Познакомить учащихся с основными типами предприятий России.

Основное содержание: цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Типы предприятий.

Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».

Способы действия учащихся: проанализировать таблицу на с. 147 учебника, применить знания о цикличности развития экономики при анализе развития хозяйства страны и своей местности (области, республики, края).

Ценностный компонент урока: вклад Н. Д. Кондратьева в развитие мировой и отечественной науки.

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку

2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

1. Назовите отрасль, относящуюся к третичному сектору хозяйства:

а) сельское хозяйство;

б) наука;

в) сфера услуг;

г) обрабатывающая промышленность.

2. Установите соответствие между секторами экономики и отраслями промышленности, относящимися к каждому сектору.

1. Первичный. А. Транспорт, сфера услуг.

13 стр., 6324 слов

Структурные изменения в экономике современной россии (политико-экономические ...

... процессов оказывают непосредственное влияние и на экономику современной России. В то же время, на происходящие в ней структурные изменения оказывают влияние также и внутренние факторы. ... отметить работы Н.Д. Кондратьева, В.В. Леонтьева, П.А. Сорокина, в которых разрабатываются вопросы циклического социально-экономического развития и прогнозирования структурных изменений. В научных трудах Л.И. ...

2. Вторичный. Б. Наука, информатизация.

3. Третичный. В. Охота, сельское хозяйство.

4. Четвертичный. Г. Строительство, обрабатывающая промышленность.

3. Почему возникло территориальное разделение труда?

4. Из чего состоит хозяйство страны?

3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

— Мы продолжаем изучать хозяйство России и сегодня рассмотрим экономику России. Что же такое экономика?

Запись в тетрадь

Эконо́мика— хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

4. Сообщение темы, задач урока.

Тема нашего урока Особенности экономики России

Цели нашего урока:

  • Установить вклад Н. Д. Кондратьева в создание теории технологических укладов.

  • Выявить особенности «циклов Кондратьева».

  • Выявить особенности экономики России.

  • Познакомить учащихся с основными типами предприятий России.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Проведение данного урока осуществляется с учетом социального опыта учащихся о цикличности (этапы, ритмы, периоды), а также имеющихся знаний по истории, экономике.

Школьники должны усвоить, что развитие промышленности происходит неравномерно, через спады и подъемы. Впервые на эту закономерность обратил внимание в 1847 г. англичанин X. Кларк, который подсчитал, что между экономическими кризисами 1793 г. и 1847 г. прошло 54 года. Он высказал мысль, что такой период не случаен, что должны быть причины, его обусловившие. Особое место в разработке теории цикличности принадлежит русскому ученому Н. Д. Кондратьеву. Он впервые глубоко проанализировал этот феномен в 1928 г.

Знакомя учащихся с личностью ученого, следует отметить, что Николай Дмитриевич Кондратьев (1892—1938), выпускник юридического факультета Петербургского университета, прожил всего 46 лет. Еще в начале 1920-х гг. он начал широкую дискуссию по поводу длинных волн (периодов, циклов в развитии экономики).

6 стр., 2890 слов

Конспект по истории России «Экономика развитого социализма»

... развитием экономики по экстенсивному пути, усилением централизации управления, возвратам к количественным показателям. А не к качественным. Учащиеся проходят тестирование., Результаты тестирования. 10 мин IV этап урока. ... мин Приложения., Приложение 1., Рабочий лист учащегося 9-А класса Ф.И. _________________________ Приложение 1 Тема урока: Проблема: Советская экономика 1965 – 1984 гг. – Расцвет? ...

Наибольшую известность ему принес доклад в Институте экономики в 1928 г. «Большие циклы конъюнктуры». Исследования Н. Д. Кондратьева охватывали этапы развития ряда стран Западной Европы и США за 100—150 лет. Он учитывал индексы цен, внешнеторговый оборот, добычу золота, угля, выплавку чугуна. Н. Д. Кондратьев в 1930 г. был репрессирован и умер в заключении в 1938 г. Его научные труды стали издаваться только с 1989 г.

Учителю при обсуждении данного вопроса нужно обратить внимание на то, что научно-технический прогресс и связанные с ним социальные процессы развиваются непоследовательно. Об этом свидетельствуют статистические данные: занятость населения в производстве, темпы роста промышленного производства, изменение отраслевых структур. Учитель отмечает, что большой цикл (длинная волна) продолжается 40—60 лет, имеет свой спад и подъем. Длинную волну еще называют полувековой. Начиная с промышленной революции в Великобритании, выделяют пять циклов.

6. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков

Используя текст учебника и таблицу на с. 147 учебника, учащиеся характеризуют каждый цикл, отмечая особенности развития промышленности в России.

Анализ таблицы должен подвести учащихся к выводу о том, что движущей силой экономики являются достижения науки и техники (ключевой фактор развития).

Кибернетика, информационные системы, самолетостроение, телекоммуникации, роботостроение, космические и лазерные технологии, атомная энергетика, нанотехнологии, биотехнологии — вот отрасли и технологии, определяющие прогресс общества и заложившие большой цикл в середине 80-х гг. XX в.

Наряду с достижениями науки и техники на цикличность развития экономики влияют и другие факторы — обновление всех систем рыночной экономики, прогрессивные реформы, войны, катастрофические стихийные бедствия.

Следует сказать, что снижение темпа экономической жизни, вызванное совокупностью отрицательных экономических факторов, в свою очередь обусловливает усиление поисков в области создания совершенной техники и новейших технологий. Все это создает предпосылки для очередного подъема, и он повторяется на новой ступени развития производительных сил.

7. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Учащимся предлагается вопрос для дискуссии: «Как вы считаете, сохранится ли подобный хронологический ритм развития промышленности в будущем?» В дискуссии надо отметить, что некоторые экономисты считают, что возможны колебания с амплитудой почти 100 лет. Однако больше оснований предположить сокращение длинноволновых циклов. Об этом, в частности, свидетельствуют исследования голландца Я. Ван Дейна.

Затем учащиеся устанавливают особенности хозяйства России, изучая текст на с. 147—148 учебника.

4 стр., 1699 слов

Конспект » Экономическое развитие России во второй половине 18 века

... Итоги развития Учитель : Выяснить, каким образом развивалась экономика России во второй половине XVIII века; Какие черты этого развития новые, а какие традиционные Учитель: Итак, дорогие друзья, мы с вами переходим непосредственно к рассмотрению экономического развития России во второй половине 18в. ...

Учитель подчеркивает, что главным для развития хозяйства на современном этапе является развитие прогрессивных отраслей, переоснащение промышленных предприятий новейшим оборудованием, совершенствование производственных технологий, конкурентоспособность отечественной продукции. Это необходимо осуществить за короткий срок, иначе экономика России безнадежно отстанет.

Далее рассматриваются типы предприятий, функционирующих в России. Учитель осуществляет связь изучаемого материала с особенностями предприятий своей местности.

8. Анализ достижений учащихся.Итоги урока, рефлексия, домашнее задание

Домашнее задание: 1) изучить § 31; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа; 3)