Роль аграрной политики в экономике России

Курсовая работа

по дисциплине «Микроэкономика»

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1 ТЕОРИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ
    • 1.1 Земля как фактор производства
    • 1.2 Сущность аграрной политики
  • Глава 2 РАЗВИТИЕ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
    • 2.1 Особенности аграрной политики в переходный период
    • 2.2 Пути решения проблем аграрной политики
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  • ВВЕДЕНИЕ
  • В настоящее время в мире происходят серьезные изменения основ аграрной политики. Идет переосмысление, в том числе роли сельского хозяйства и значения крестьянства в целом, меняется его миссия. Продовольственная безопасность страны — это важнейшая функция крестьянства, но его роль и значение становятся намного разнообразнее:

§ обеспечение национальной безопасности в своем государстве;

§ сохранение и поддержание сельского образа жизни;

§ устойчивое развитие сельской территории;

§ развитие туризма;

§ демографическая роль.

В условиях глобального финансово-экономического и продовольственного кризисов обращение к российскому крестьянству как к своеобразной «корневой” системе, с помощью которой станет возможным формирование подлинно социального государства, критической оценки требуют не только прошлое, настоящее, но и назрела необходимость моделирования его образа (крестьянства) в обозримом будущем.

Опыт развитых стран убедительно показывает, что им присуще особое отношение к селу и сельскому хозяйству. Так, новое восприятие роли и значения сельского хозяйства в ЕС привело к существенной корректировке всей аграрной политики, в частности политики протекционизма. От узконаправленных субсидий, поддерживающих непосредственно производственную сферу, здесь переходят к субсидированию развития сельских территорий: охрана природы, поддержание уклада жизни и национальных традиций, сохранение безопасных технологий производства продуктов питания, создание социальной инфраструктуры.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что развитие сельского хозяйства будет способствовать увеличению объемов качественных отечественных продуктов питания на внутреннем рынке. Анализ современных аграрных отношений имеет первостепенное значение для выявления основных закономерностей общественного развития. Нынешнее состояние экономической теории характеризуется отставанием фундаментальных исследований в этой области. Эти исследования должны вбирать в себя современные достижения мировой науки и методологические обобщения глобального характера, учитывая в то же время российскую действительность, её экономическую и национально-психологическую специфику.

7 стр., 3321 слов

Реферат: Осуществление новой региональной политики, обеспечивающей комплексное развитие

... территориальной организации хозяйства и расселения, межрегиональных связей. Типологический подход позволяет повысить результативность социально-экономической политики при работе с регионами, более конкретно решать задачи их развития ... по литики государства, направленной на устранение диспропорций в территориальной организации хозяйства и развитии регионов и муниципальных образований. В зна ...

Целью данной работы является исследование роли аграрной политики в России. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:

v описать землю как фактор производства;

v рассмотреть сущность аграрной политики;

v рассмотреть особенности аграрной политики в переходный период;

v рассмотреть пути решения проблем аграрной политики.

Степень изученности проблемы: значительное число серьезных научных работников ведут исследования в этой области. К их числу в первую очередь следует отнести Абалкин Л., Амосов А., Басалаева Е. В., Буздалов И., Быстров Г. Е., Ермаков В. Ф., Загайтов И., Колесникова Л., Исянов Р., Калугина З. И., Фадеева О. П., Коробейников М., Ушачёв И., Петти У., Смит А. и ряда других исследователей.

Глава 1 ТЕОРИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ

В данной главе будет рассмотрена теория аграрной политики в экономике. В частности будет рассмотрена земля как фактор производства и сущность аграрной политики в целом.

1.1 Земля как фактор производства

В данном подпункте будет рассмотрена земля как фактор производства.

Рынок факторов производства отличается от обычного традиционного рынка, где реализуются товары для удовлетворения обычных потребностей человека, тем, что на этом рынке покупателями являются производители самых различных товаров личного и производственного назначения.

К числу факторов производства относится и земля. Это третий основной фактор производства после труда и капитала. Представители классической политической экономии такие как У. Петти Петти У. Классика экономической мысли: Сочинения / У. Петти / М.: Эксмо-Пресс. 2000. с. и А. Смит Шпалтаков В. П. Хрестоматия экономической классики/ В. П. Шпалтаков / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2009. 14с. выделяли основные землю и труд как факторы, которые участвуют в производстве продукции и создании богатства. Земля как фактор производства рассматривается в двух смыслах:

1) в первом, узком, смысле под землей понимают непосредственно земельные участки. Первостепенное значение в данном случае придается месту нахождения участка, его площади и качеству земли;

2) в широком понимании этого слова земля означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы, находящиеся в недрах земли и на ее поверхности. Так, в горнорудной промышленности или в морском и речном пространстве, при строительстве гидроэлектростанций или хранилищ различных материальных ценностей земля ценна не столько площадью как таковой, сколько теми ресурсами, которые с ней связаны Амосов А. О стратегии развития аграрной сферы / А. Амосов / Экономист. 2008. № 9. С.48-53..

Земля — бесценный дар природы не только потому, что в ней находятся все ресурсы, которыми пользуется все человечество, но это еще и сфера обитания всего живого и в том числе самого человека. Естественным фундаментом природных ресурсов являются планетарные природные условия. К ним относятся географическое положение и рельеф местности, строение недр, климат, тепло планеты и солнечное излучение, водные и морские акватории. Все эти и другие природные ресурсы и условия создают возможность соответствующей деятельности людей по мере освоения этих природных условий.

12 стр., 5908 слов

Реферат: Особенности воспроизводства в аграрной сфере экономики

... и промыслы в зависимости от экономических и природных условий. На воспроизводство в аграрном секторе экономики существенно влияет плодородие земли. В сельском хозяйстве земля является главным средством производства, при ... между временем производства и рабочим периодом обусловливает такую особенность, как сезонность производства и использования трудовых ресурсов, техники. В известных пределах ее ...

Сами природные ресурсы представляют собой совокупность природных условий, которые могут использованы в процессе создания материальных и духовных благ.

Природные ресурсы делятся на:

v реальные;

v потенциальные;

v возобновляемые;

v невозобновляемые Серков А. Ф. Аграрная экономическая наука: взгляд в будущее / А.Ф.Серков / М.: ФГНУ ВНИИЭСХ. 2004. 12с..

Реальными природными ресурсами считаются те ресурсы (газ, нефть, руда), которые уже разведаны и используются в производстве.

К потенциальным ресурсам относятся прогнозируемые, но не используемые в настоящее время. Реальные природные ресурсы непосредственно влияют на величину национального богатства, уровень жизни населения, эффективность функционирования экономики всей страны.

Природные ресурсы можно классифицировать по другому признаку, по признаку их возобновляемости и невозобновляемости.


Возобновляемые природные ресурсы

— это ресурсы, которые по мере их расходования воспроизводятся под действием природных процессов или сознательных усилий человека. Используя сегодня энергию воды в реках, мы уверены в том, что завтра этот ресурс энергетики вновь будет возобновлен и вновь будет использован. Плодородие почвы, которое истощается при интенсивном ее использовании в производстве или сельскохозяйственной деятельности, тоже может быть восстановлено, благодаря внесению в почву соответствующих удобрений, и так во всех подобных случаях.

К
невозобновимым природным ресурсам

относятся ресурсы, которые после полного их исчерпания восстановить невозможно. Сюда, в первую очередь, следует отнести все полезные ископаемые. Однако многие из невозобновляемых ресурсов могут быть заменимыми. Заменимые природные ресурсы — это ресурсы, которые можно заменить иными. При этом такие заменители могут быть даже экономически более выгодными.

Ресурсы, возобновляемые и невозобновляемые, поступающие на рынок, характеризуются специфической системой ценообразования.

Невозобновляемые ресурсы всегда обладают высокой общественной значимостью и ценностью. Собственники этих ресурсов, регулируя объемы их поступления на рынок, оказывают заметное воздействие на общеэкономическую ситуацию в стране. Специфика данного вида природных ресурсов в том, что в отличие от использования всех других ресурсов, используемых для производства товаров с целью получения определенной выгоды, для собственника данных ресурсов одинаково выгодно может быть и использование, и неиспользование этих ресурсов в течение определенного времени. Может быть даже, что неиспользование их обеспечит большую выгоду, имея в виду возможность роста цен на рассматриваемые ресурсы в будущем. Роль невозобновляемых ресурсов в современной экономике имеет особое значение и будет возрастать с каждым годом Романов А. Е. Современные рыночные модели хозяйственного механизма АПК России / А. Е. Романов, В. П. Арашуков, В. И. Арефьев / М.: НИГЖЦ Восход-А. 2008. с..

4 стр., 1933 слов

Реферат: СССР в эпоху застоя. Внутренняя политика

... и во внешней политике. Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики. Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в «застой» и ... экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей. Таким образом получается, что эпоха застоя, ...

Итак, земля рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. Термин земля охватывает все полезности, которые даны природой в определенном объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. В отличие от других факторов производства земля обладает одним важным свойством — ограниченностью. Человек не в состоянии изменить ее размеры по своему желанию. Человек может воздействовать на плодородие земли, но это воздействие не безгранично. При прочих равных условиях, непрерывное приложение труда и капитала к земле, к добыче полезных ископаемых не будет сопровождаться пропорциональным ростом отдачи.

1.2 Сущность аграрной политики

В данном подпункте будет рассмотрена сущность аграрной политики и её составляющие.

Аграрная политика — это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране Коробейников М. АПК России: Современное состояние и стратегия развития / М. Коробейников / Пробл. теории и практики управл. 2008. № 8. С.25-29..

Выделение аграрной политики как относительно самостоятельной области в общей экономической политике государства обусловлено особенностями сельскохозяйственного производства, спецификой регулирования аграрных отношений. В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности как в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.

Агробизнес проявляется в разных сферах неодинаково: в сфере АПК — как подчинение промышленным капиталом аграрного производства; в сфере экономики в целом — как подчинение финансовым капиталом АПК.

Аграрно-промышленный комплекс (АПК) — это народнохозяйственный комплекс отраслей, объединяющий следующие сферы экономики: производство средств производства для сельского хозяйства; собственно сельское хозяйство; транспортировка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции Минина Е. Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России / Е. Л. Минина / Журнал Российского права. 2006. № 5. С. 46-52..

Каждое государство осуществляет свою агарную политику в соответствии со своими методами и целями.

Единая аграрная политика основывается на системе гарантированных цен и других инструментах регулирования рынка, а также на таможенном протекционизме в торговле с другими странами. В рамках этой политики важная роль отводится механизму цен на продукцию сельского хозяйства, на большинство его товаров установлено не менее трех цен: единая контрольная цена (высший уровень); рыночная цена (определяемая на основе спроса и предложения) и единая закупочная цена или цена «вмешательства» (низший уровень).

Если предложение существенно превышает спрос и рыночные цены снижаются до уровня цен «вмешательства».

Существует также и максимальные импортные или пороговые цены, применяемые при падении цен внутреннего рынка, ниже уровня которых ввоз данного продукта из третьих стран запрещен. При всей сложности государственного регулирования этого сектора экономики, свидетельствует о достаточно высокой его эффективности Митин С. Работа в АПК в 2006 г. и формирование агропродовольственной политики / С. Митин / Экономист. 2007. №4. С.23-26..

5 стр., 2217 слов

Реферат: Аграрная политика в системе общественных отношений

... разрабатывать и осуществлять эко6омическую политику. 1. Аграрная политика как составная часть экономической политики Экономическая политика – это поведение государства в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических процессов. Для экономической политики характерны позитивный и ...

Существенно то, что в целом рост сельскохозяйственного производства все же достигается, пусть и ценой больших затрат. Тем не менее нельзя не признать, что в принципе возможности чисто затратного пути развития были уже исчерпаны. Субсидирование производителя в прежних масштабах стало невозможным: требующиеся для этого ресурсы иссякли и не могли появиться в перспективе.

Притягательным выглядел традиционный западный путь, с семейным фермерством, системой гибких цен и в значительной мере либеральным внешнеторговым режимом. Выходить на этот путь можно либо поэтапно, эволюционно, либо методом революционного взрыва.

В пользу эволюционистской альтернативы говорит много факторов: Первый: кризис экономики, в том числе продовольственного сектора, носит характер не циклический или краткосрочный финансовый, а структурный и социальный; значит, и для выхода из него нужен длительный период. Второй: психологическая неготовность сельского населения к стремительному переходу в иную социальную систему. Третий: низкая эффективность сельского хозяйства, носящая структурный и природно обусловленный характер и поэтому не имеет место быть быстро устраненной (в силу чего агарарная сфера должна существовать в условиях специально создаваемого благоприятного ценового климата).

Четвертый: либерализации внешней торговли. Пятый: не поддающаяся незамедлительной ликвидации явная нехватка капиталовложений для формирования новых типов сельсхоз предприятий и соответствующей инфраструктуры. Шестой: сама природа требует от государства проведения политики жесткого регулирования для последовательного приспособления к рыночным условиям Буздалов И. Н. Сельское хозяйство под прессом межотраслевых и макроэкономических деформаций / И. Н. Буздалов / Экон. наука соврем. России. 2009. № 3. С.28-40..

Определенную систему аргументов выдвигают сторонники «революционной» альтернативы: Первый: только происходящие революционным путем изменения станут необратимыми. Второй: население, вопреки противоположным оценкам, уже вполне психологически и экономически готово к радикальным преобразованиям. Третий: появление большого числа независимых производителей в сельском хозяйстве обязательно приведет к быстрому росту производства, созданию конкурентного рынка и, наряду с одновременным открытием внешних рынков для импорта продовольствия, станет сильным противоинфляционным фактором. Четвертый: ликвидация системы государственного протекционизма и вмешательства откроет простор для действия «невидимой руки» рынка, что автоматически обеспечит структурную перестройку сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса при резком повышении эффективности производства. Пятый: решительный революционный отказ от прежней социальной системы побудит Запад к оказанию массированной помощи, которая позволит сгладить трудности быстрого перехода Ушачёв И. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК / И. Ушачёв / Экономист. 2005. №3. С. 85-91..

В России приняли к реализации второй вариант. Наибольшую роль сыграли либерализация цен и резкое сокращение государственной поддержки. Это, однако, противоречит избранной в качестве ориентира практике Запада: там проводится активная государственная политика в аграрной и продовольственной сферах с соответствующим регулированием цен и объемов производства. Она опирается на констатацию низкой эластичности как спроса на продовольствие в зависимости от цен, так и самого сельскохозяйственного производства. Оправдывается государственное регулирование аграрной сферы тем, что во внешнеэкономических связях неизбежно сказывается межстрановая разница природно-экономических условий хозяйствования, которую необходимо как-то подправлять. По этим и другим мотивам даже в условиях рыночной экономики существует государственное регулирование сельского хозяйства, причем оперирующее огромными объемами ресурсов. Принятый же в России вариант реформирования привел, прежде всего, к резкому изменению соотношения цен через механизм инфляции. Уровень и структура внутренних цен стали приближаться к мировым. Традиционно существовавший паритет цен, который обеспечивал отечественному сельскому хозяйству жизнеспособность рухнул. Сейчас цены на продукцию, потребляемую сельским хозяйством, растут (прежде всего под давлением цен на нефтепродукты) в пять раз быстрее, чем цены на продукцию, им производимую. Ликвидация старого паритета цен, произошедшая одновременно с радикальным сокращением государственных капиталовложений, обусловило разрушение всего инвестиционного процесса воспроизводства в сельском хозяйстве России (что демонстрируется, прежде всего, резким сокращением капиталовложений).

44 стр., 21538 слов

Реферат: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА РЕГИОНА Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством ( 5. региональная экономика) АВТО диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Москва

... по вопросам формирования и функционирования экономического механизма сельскохозяйственного производства. При проведении исследования использованы данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Красноярского края, материалы Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики ...

Вследствие этого идет быстрый процесс старения техники и сокращение парка. Здесь необходимо учесть также и то, что из-за ослабления ремонтной базы и падения технологической дисциплины в целом значительная часть техники, числящаяся на балансах хозяйств, фактически уже не работоспособна. Столь обвальное сокращение дееспособного парка техники служит мощным фактором уменьшения объемов продукции. Складывается положение, при котором прежде всего уборка зерна и других важнейших сельскохозяйственных культур может оказаться просто неосуществимой.

Состояние ресурсной базы сельскохозяйственного производства, как вполне ясно из сказанного, свидетельствует о резко ее ослаблении, причем идет оно беспрецедентными темпами. Конкретные прогнозы здесь возможны разные, но суть их несомненна: если не произойдет радикальных изменений, процесс физического износа основных и уменьшения оборотных фондов отрасли будет вести ко все большему сокращению производства, усилению нестабильности в аграрной сфере.

Экономическая ситуация в АПК еще более обострилась в связи с финансово-бюджетным кризисом, вследствие которого объемы специального фонда льготного кредитования предприятий и организаций АПК и лизингового фонда явились значительно меньшими, чем предусматривалось. Финансовое состояние сельского хозяйства дошло до критической отметки, и предприятия перестали покупать технику, оборудование, удобрения, строительные материалы Абалкин Л. Аграрная трагедия России / Л. Абалкин / Вопросы экономики. 2009. № 9. С.4-14..

4 стр., 1760 слов

Эссе: Контрольная работа: Внешняя политика России в XIX веке

... п.», - пишет Н. С. Киняпина в книге «Внешняя политика России первой половины XIX века». А.С. Пушкин недаром называл Тильзит ... закончилась в 1812 г. победой России. На Кавказе российское правительство также проводило активную политику. В 1801 г. Грузия ... армии на территории Пруссии. Попытки Наполеона дипломатически изолировать Россию, связать ее войной против пяти государств закончились неудачей. ...

Итак, основные направления нового курса аграрной политики: усиление государственного регулирования агропромышленного комплекса; защита российского продовольственного рынка; кооперация и интеграция отраслей АПК, создание региональных и федеральных союзов и ассоциаций; техническое и технологическое обновление агропромышленного производства; формирование эффективных моделей хозяйствования на селе; учеба кадров.

Сегодня значительная часть населения земного шара живёт в странах, в экономике которых преобладает аграрный сектор. Кроме того, для многих стран, в том числе и России, продолжает оставаться актуальной проблема продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность сырьем. Примерно 70% предметов потребления производится из продукции сельского хозяйства, поэтому от эффективности этой отрасли прямо зависит жизненный уровень населения. Продовольственная безопасность страны, являясь составной частью её национальной безопасности, выступает как гарантия стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.

Глава 2 РАЗВИТИЕ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

В данной главе будет описано развитие аграрной политики в России. Описаны особенности аграрной политики в переходный период. А также пути решения аграрной политики.

2.1 Особенности аграрной политики в переходный период

В данном подпункте будут описаны особенности аграрной политики в переходный период.

Интерес к преобразованиям в аграрной сфере в условиях переходной экономики вызван, прежде всего, тем, что преобразования, осуществляемые в ходе земельной реформы, затрагивают практически все сферы экономики страны. Начавшийся в России в 1990-е гг. переход к рыночной экономике обусловил необходимость полного пересмотра принципов, методов и форм государственного вмешательства в агросферу с целью создания в этом секторе экономики условий для развития предпринимательской деятельности.

Несмотря на проблемы, связанные с плановым ведением народного хозяйства, Россия накануне реформы входила в число крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной продукции. Ее аграрно-промышленный комплекс (АПК) был относительно развитым и играл большую роль в экономике страны.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в не самом лучшем 1990 г. отечественное сельское хозяйство, еще не вступившее в период реформ, произвело на душу населения зерна больше, чем в странах ЕС в 1,7 раза, картофеля — в 1,6 раза, молока — в 1,2 раза, яиц — в 2,3 раза. Лишь по мясу производство на душу населения было ниже на 17% и по овощам — в 2 раза. По темпам прироста производства продуктов питания страна превосходила многие развитые государства. Например, за три десятилетия (1960-1990 гг.) на каждый 1% прироста населения приходилось 3% прироста продовольствия.

Однако из-за слабости важнейшей и необходимейшей составляющей — сферы переработки, хранения, транспортировки и реализации, ежегодно производя огромное количество продукции в совхозах и колхозах, страна в цепочке «поле-прилавок» теряла до 30% зерна, 60% картофеля, 10% мяса, 15% молока. Следовательно, основные причины продовольственных трудностей находились в основном за пределами собственно сельскохозяйственного производства Загайтов И. Экономические законы и современное управление агроэкономикой / И. Загайтов, Л. Колесникова / АПК: экономика, управление. 2008 . № 6 .С. 20-22..

3 стр., 1089 слов

Бизнес план: Готовый бизнес-план тепличного хозяйства

... улучшения производства продуктов питания в маргинальных средах. Это связано с тем, что теплицы в хозяйстве позволяют ... и научными разработками в сельском хозяйстве, вполне согласитесь, что тепличное хозяйство является . Тепличное сельское хозяйство быстро набирает обороты в ... помощь молодым и функционирующим фермерам, выделяет аграрные зоны для построек хозяйств, выдает гранты и субсидии, банки ...

Тем не менее, многочисленные исследования и оценки показывали, что именно в 1970-1980-х гг. аграрно-промышленный комплекс (АПК) России стал все заметнее отставать от передовых стран мира.

Для преодоления негативных тенденций в сельском хозяйстве требовалась аграрная реформа как система мер по коренному преобразованию экономических отношений на селе в целях улучшения обеспечения населения продовольствием и роста его жизненного уровня.

Важнейшей частью аграрных преобразований является земельная реформа. Законом РФ «О земельной реформе» (1990 г.) были определены два этапа преобразований:

v на первом предполагалось провести оценку потребности в земельных ресурсах предприятий и граждан, сформировать резервный фонд земель для их дальнейшего перераспределения, установить ставки земельного налога и нормативной цены земли;

v на втором этапе предусматривалось передать землю в пользование и собственность потенциальным землепользователям и землевладельцам. Намечалось также создать около 100 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Одновременно был принял закон «О социальном развитии села», которым было установлено равенство прав и обязанностей сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности. Законом был установлен порядок государственной поддержки АПК путем направления на его нужды не менее 15% от расходной части бюджета Волков Г. Комментарий к ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Г. Волков / М.: Хозяйство и право. 2003. № 5. С. 3-27..

Первый этап земельной реформы проходил в условиях острейших споров о формах собственности на землю, приватизации земли, формах хозяйствования, принципах наделения землей граждан и юридических лиц. Принятые в 1990 г. законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О социальном развитии села», «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации».

Земельный кодекс РСФСР и закон «О плате за землю» создали правовую базу для возникновения различных форм собственности на землю:

v государственной (федеральной и субъектов Российской Федерации);

v муниципальной;

v частной (индивидуальной, общей совместной и общей долевой физических и юридических лиц) Федеральный закон от июня 2007 г. N 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации»..

Законодательно закреплялось право пожизненного наследуемого владения землей и постоянного (бессрочного) пользования землей, находящейся в государственной и муниципальной собственности, а также право аренды и срочного пользования землей, находящейся в любой форме собственности.

6 стр., 2946 слов

Курсовая работа: Современное состояние и развитие отрасли сельского хозяйства

... и развития отрасли сельского хозяйства. Проблем фактического положения предприятий АПК в условиях рыночных отношений. Пути преодоления экономического кризиса. Понятие производственного потенциала. О мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства ...

В отношении права частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения законодательство предусматривало существенные ограничения по распоряжению этой собственностью. По сути дела земельные участки (за исключением садовых, дачных и приусадебных) в течение лет нельзя было подарить, продать, передать в уставные фонды (капиталы), сдать в залог или отчуждать иным способом.

В ряду многих мер, предусмотренных новой программой аграрных преобразований, важнейшей стало форсированное разгосударствление и приватизация социалистических предприятий, в том числе в аграрном секторе экономике. Впервые была поставлена сверхзадача — не только коренным образом изменить прежнее организационное и технологическое строение АПК, но и осуществить это в условиях перехода к рыночной экономике. После революции 1917 г. это был один из наиболее рискованных экспериментов. По своим последствиям для АПК России реформы 1990-х гг. оказались значительно радикальней и разрушительней. Основной причиной этого стало желание демократического правительства решить не столько экономические, сколько политические задачи, не столько построение каких-то новых экономических конструкций и механизмов, сколько слом и ликвидацию существовавших.

В качестве первоочередных целей аграрной реформы выдвигались:

v реорганизация колхозов и совхозов;

v развитие предпринимательства;

v создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций Исянов Р. Совершенствовать земельные отношения в аграрном секторе экономики / Р. Исянов / АПК: экономика, управление. 2008 . № 9 . С. 27-30 ..

Характерным является то, что переход от исключительно государственно-кооперативной собственности на землю, существовавшей до 1991 г., к новым многообразным формам был проведен путем жестких законодательных указаний. Приоритет в развитии аграрного комплекса был беспрекословно отдан мелкотоварному производству, а крупные хозяйства (колхозы и совхозы), которые производили большую часть товарной продукции, практически оказались «вне закона».

В соответствии с принятыми нормативными актами все имущество и землю сельскохозяйственных предприятий было разрешено безвозмездно передавать в частную собственность членов трудовых коллективов и работников социальной сферы на селе с определением для каждого имущественных паев и земельных долей. Иным юридическим лицам и предпринимателям приобретать земельные участки в частную собственность было разрешено указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» (1992 г.) Указ Президента РФ от 14.06.1992 N 631 (ред. от 16.05.1997) «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» КонсультантПлюс. Одновременно президент расширил по сравнению с Конституцией Российской Федерации и Земельным кодексом РСФСР права граждан и юридических лиц на продажу и отчуждение земельных участков.

Собственники земельных долей в сельскохозяйственных организациях получили право продавать свои участки другим собственникам или лицам, поступающим на работу в данную сельскохозяйственную организацию, а также в случаях выхода на пенсию, переселения в другую местность, внесения вырученных средств в развитие местной перерабатывающей промышленности.

В ведение органов местного самоуправления от сельскохозяйственных организаций были переданы земли общей площадью млн. га, в том числе 22,6 млн. га сельскохозяйственных угодий в качестве свободного фонда для удовлетворения потребностей граждан в земельных участках и развития (расширения) личного хозяйства и огородничества.

В 1994 г. была принята новая Программа аграрной реформы в Российской Федерации. В ней была дана оценка кризисной социально-экономической ситуации, определена стратегия аграрных и земельных преобразований. В программе указывалось: «Аграрная реформа в России предусматривает комплексное переустройство агропромышленного производства, многоукладность сельского хозяйства, многообразие форм собственности на землю и средства производства, государственный протекционизм и регулирование развития агропромышленного комплекса, его технико-технологическое переоснащение, развитие кооперации и интеграции» Быстров Г. Е. Развитие сельскохозяйственной кооперации и аграрного законодательства России в современных условиях/ Г. Е. Быстров / М.: Издательский дом «Государство и право». 2007. № 1. с 118-119..

В качестве основных направлений аграрной реформы намечались:

v разработка и реализация мер по стабилизации и устойчивому развитию АПК, поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

v разработка системы продовольственного обеспечения населения на основе реализации соответствующих федеральных, региональных и межгосударственных программ;

v введение в действие ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных, таможенных и других регуляторов аграрной экономики;

v земельная реформа;

v комплексное преобразование аграрного сектора путем формирования в сельском хозяйстве государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов;

v формирование конкурентной среды при приватизации и реформировании предприятий промышленных и обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса;

v реформа инвестиционной политики, технико-технологическое переоснащение АПК на основе целевых программ и приоритетное развитие аграрной науки;

v создание рыночной инфраструктуры;

v реорганизация системы и методов управления агропромышленным комплексом;

v социальное преобразование села, подготовка кадров.

Программой предусматривалось осуществить систему мер по приостановлению спада агропромышленного производства, создать нормативно-правовую базу реформы, механизм реализации права частной собственности на землю и имущество с выдачей документов сельскохозяйственным производителям, конкурентную среду за счет формирования многосекторной аграрной структуры. Планировалось закончить приватизацию перерабатывающих, пищевых и сервисных предприятий с предоставлением товаропроизводителям контрольных пакетов акций, сформировать рыночную инфраструктуру в сфере сбыта сельхозпродукции и закупок средств производства.

Характерной особенностью аграрных преобразований в переходной экономике являлось то, что содержание программных документов трансформировалось на практике прямо противоположным образом.

В результате явными стали признаки дестабилизации аграрного сектора, связанные главным образом со следующим:

v либерализацией цен, что обусловило обострение диспаритета межотраслевых экономических отношений и изъятие огромных средств из сельского хозяйства;

v приватизацией перерабатывающих и сервисных предприятий и организаций вместо создания условий для развития кооперации и агропромышленной интеграции;

v ориентацией на мелкое частное производство, что не привело к формированию более эффективных организационных структур;

v унификацией кредитной политики, не учитывающей специфики сельского хозяйства, цикличности производства продукции, замедления оборота капитала;

v форсированным переходом на рыночные отношения без минимально необходимой инфраструктуры, что привело к вытеснению основной части сельских товаропроизводителей с рынка, передаче функции распределения продукции посредникам, усилению монопольного положения на рынке перерабатывающих и торговых организаций Басалаева Е. Проблемы формирования конкурентоспособности сельского хозяйства / Е. Басалаева / Вопросы экономики. 2006. №9. С.47-56..

Отсутствие научно-обоснованной программы начатых преобразований, соответствующих механизмов проведения реформы создает угрозу аграрным преобразованиям в России. В настоящее время агропродовольственный комплекс России переживает кризис, обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, субъективными ошибками в агропродовольственной политике и неизбежными последствиями ее реализации.

На обострение аграрного кризиса в наибольшей степени повлияли факторы макроэкономической политики последнего десятилетия.

Наиболее важными из них были:

v ликвидация СССР и нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей;

v наращивание диспаритета цен на средства производства и реализуемую продукцию;

v либерализацию цен, и прежде всего на энергоносители;

v значительное сокращение инвестиционной активности государства и потеря контроля за денежным обращением;

v скорая, неподготовленная и непродуманная приватизация, не учитывающая территориальной и отраслевой специфики народного хозяйства, особенно в сельском хозяйстве;

v разрушение существовавшей системы управления народным хозяйством без создания ее новых форм, адекватных требованиям развития рыночных отношений, в том числе способствующих осуществлению аграрной реформы.

Центральное место должен занять Закон «О государственном управлении АПК и регулировании продовольственных рынков», в котором будут законодательно закреплены основные положения политики развития АПК. Должна быть разработана серия законов и нормативных актов, регламентирующих взаимодействие федерального центра в лице Минсельхозпрода, отраслевых продуктовых союзов и предприятий АПК на каждом значимом рынке продукции.

В переходный период, когда несовершенный рыночный механизм еще не только не обеспечивает саморегулирование воспроизводственных процессов, но не способен даже стабилизировать ситуацию и предотвратить дальнейший развал аграрной экономики, необходимым является соблюдение принципа сочетания индикативности (рекомендательности) и директивности. Однако наиболее эффективными средствами воздействия на сельское предпринимательство являются методы экономической поддержки, когда вместо призывов или предписаний частному сектору для наиболее перспективных групп предпринимателей государством создаются условия получения большей прибыли (в основном за счет бюджетных средств).

В России меры государственной поддержки сельского предпринимательства не должны ограничиваться лишь бюджетными дотациями и компенсациями. Важнейшую роль играет оказание стартовой помощи сельским предпринимателям, включая гарантии вновь созданным хозяйствам, а также поддержка формирования производственной инфраструктуры, содействие становлению и развитию реформированных сельскохозяйственных предприятий.

Итак, очевидно, что успех возможен только в случае, когда меры государственного регулирования и аграрной политики принимают во внимание сложившиеся за многие десятилетия ценностные ориентации сельского населения, модели поведения его различных групп, социально-психологические и национальные особенности.

2.2 Пути решения проблем аграрной политики

земля аграрный политика

В данном подпункте будут описаны пути решения проблем аграрной политики.

Аграрный кризис, многие годы протекающий в земледелии нашей страны, — это не только продовольственная проблема, она его результат. Предпосылки длительного аграрного кризиса зародились вместе с созданием системы огосударствленного земледелия, но они имеют более глубокие корни, связанные с исторически сложившейся низкой эффективностью и производительностью сельского хозяйства в России, развивающегося экстенсивным путем в условиях рискованного земледелия.

Очевидно, что нужны крупные дополнительные инвестиции в аграрную сферу. Осуществление национального проекта в сельском хозяйстве будет способствовать решению этой задачи. Особое значение имеет обновление машинной техники, внедрение новейших технологий сельскохозяйственного производства.

Нерешенность основных проблем в АПК еще раз свидетельствует о том, что для преодоления аграрного кризиса недостаточно понять его природу, важно осознать необходимость воссоздания десятилетиями нарушавшихся закономерностей развития аграрных отношений, учитывать специфику аграрной сферы. Необходимо модернизировать всю систему социально-экономических отношений в этой сфере.

Принципиально важно устранить неадекватность сложившейся ранее структуры аграрного производства, высокую ее дотационность и производственную неэффективность. Углубление рыночной трансформации аграрной сферы обусловлено формированием новой аграрной политики, основанной на принципах и методах, доказавших свою состоятельность в развитых странах Калугина З. И. Новая парадигма сельского развития / З. И. Калугина, О. П. Фадеева Мир России. 2009. № 2. С.34-49..

Стратегия трансформации аграрной сферы направлена на повышение ее эффективности и производительности. Важнейшим направлением преодоления аграрного кризиса является становление устойчивого и эффективного сельскохозяйственного производства. В связи с этим насущными задачами являются, во-первых, ускоренное восстановление в полном объеме агропромышленного производства и на этой основе снижение уровня продовольственной зависимости страны от импорта, повышение потребления продовольствия на душу населения; во-вторых, создание организационно-экономических условий для рентабельной работы товаропроизводителей, обеспечение инвестиционной привлекательности аграрного сектора; в-третьих, коренное улучшение социальных условий жизни на селе Ермаков В. Ф. Важный фактор возрождения села / В. Ф. Ермаков, И. В. Стариков / Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 2. С. 92-96. .

То, что в ближайшее время российское сельское хозяйство, и в частности сельское хозяйство областей Поволжья, выходит на докризисный уровень при уровне поддержки со стороны государства на порядок меньше, чем в советский период, говорит о возросшей его эффективности. Вместе с тем наметившийся рост должен быть подкреплен финансовыми и организационными мерами как со стороны государственных структур, так и бизнеса.

Итак, кризис аграрной экономики носит системный характер, что обуславливает необходимость трансформационных процессов в этой хозяйственной сфере.

Так, крупные сельскохозяйственные предприятия требуют проведения по отношению к ним избирательной политики. Они должны получать кредиты по строго целевому назначению, с обязательным контролем за использованием выделенных средств. Целесообразно выделять предприятиям средства в рамках специальных программ на конкурсной основе. В этих условиях средства получат те хозяйства, которые могут обеспечить их использование с наибольшей отдачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризис, в котором оказался агропромышленный комплекс России, к настоящему моменту приобрел затяжной характер. Долгое время казалось, что все принимаемые правительством меры по преодолению тяжелой ситуации в сельском хозяйстве носят бессистемный и половинчатый характер.

Негативные тенденции в аграрной экономике и в АПК в целом следствие не концепции и стратегического курса реформы, а общего системного кризиса в стране, реальной емкости рынка, неконкурентоспособности большинства отечественных производителей продовольствия в сравнении с зарубежными производителями и просчетов в тактике проведения курса реформ (поспешность, недооценка необходимости переходного периода, ослабления госрегулирования).

Ответственное осознание реального положения и очевидных перспектив развития АПК определяет вывод: стране необходима не новая аграрная политика, а научно обоснованное приведение проводимой политики в соответствие с реалиями переходного периода. Нужна тщательно проработанная система финансово-инвестиционных, материально-технических и организационно-управленческих мер и мероприятий, избирательно осуществляемых или поддерживаемых государством особенно по отношению к тем предприятиям и организациям АПК, которые показали свою устойчивость в кризисных условиях.

В современных условиях развития земельной реформы в аграрной сфере на первый план выдвигаются проблемы совершенствования экономического регулирования земельных отношений и формирования земельного рынка. К сожалению, несмотря на принятие Земельного кодекса, эти вопросы в силу политических разногласий еще не разрешены окончательно на федеральном уровне.

Для того чтобы предотвратить возможные негативные последствия расширения оборота земли, необходимо законодательно закрепить положения о праве приобретения сельхозугодий только лицами, обязавшимися использовать землю для сельскохозяйственного производства, к тому же имеющими специальное образование, опыт практической работы в сельском хозяйстве, а также зафиксировать право изъятия неиспользуемых сельхозугодий у их собственников с передачей земель в резервные фонды государства или органам сельского самоуправления.

В этой связи представляется необходимым, наряду с разработкой новых законов, осуществить в ближайшее время инвентаризацию аграрного законодательства, устранив в нем противоречивые нормы, а также неопределенность и половинчатость (следствие компромиссов между отдельными звеньями власти, прежде всего между парламентом, правительством и президентом, между федеральной властью и регионами), обеспечить относительную устойчивость законов и контроль за их исполнением. Должны быть ускорены подготовка и принятие базовых законопроектов, определяющих ход аграрного реформирования. И первый шаг в этом направлении уже сделан.

Связан он с принятием долгожданного Земельного кодекса, призванного законодательно регулировать обозначенные выше проблемы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абалкин Л. Аграрная трагедия России / Л. Абалкин / Вопросы экономики. 2009. № 9. 105с.

2. Амосов А. О стратегии развития аграрной сферы / А. Амосов / Экономист. 2008. № 9. 98с.

3. Басалаева Е.В. Об эффективности государственного финансирования АПК / Е. В. Басалаева / Финансы. 2006. № 7. С.19-23.

4. Басалаева Е. Проблемы формирования конкурентоспособности сельского хозяйства / Е. Басалаева / Вопросы экономики. 2006. №9. 132с.

5. Буздалов И.Н. Сельское хозяйство под прессом межотраслевых и макроэкономических деформаций / И.Н. Буздалов / Экон. наука соврем. России. 2009. № 3. 97с.

6. Быстров Г.Е. Развитие сельскохозяйственной кооперации и аграрного законодательства России в современных условиях/ Г. Е. Быстров / М.: Издательский дом «Государство и право». 2007. № 1. 187с.

7. Волков Г. Комментарий к ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» / Г. Волков / М.: Хозяйство и право. 2003. № 5. 132с.

8. Ермаков В.Ф. Важный фактор возрождения села / В. Ф. Ермаков, И. В. Стариков / Экономика сельского хозяйства России. 2007. № 2. 125с.

9. Загайтов И. Экономические законы и современное управление агроэкономикой / И. Загайтов, Л. Колесникова / АПК: экономика, управление. 2008 . № 6 .98с.

10. Исянов Р. Совершенствовать земельные отношения в аграрном секторе экономики / Р. Исянов / АПК: экономика, управление. 2008 . № 9 . 98с.

11. Калугина З.И. Новая парадигма сельского развития / З. И. Калугина, О. П. Фадеева Мир России. 2009. № 2. 98с.

12. Коробейников М. АПК России: Современное состояние и стратегия развития / М. Коробейников / Пробл. теории и практики управл. 2008. № 8.

13. Минина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России / Е.Л. Минина / Журнал Российского права. 2006. № 5. 132с.

14. Митин С. Работа в АПК в 2006 г. и формирование агропродовольственной политики / С. Митин / Экономист. 2007. №4. 121с.

15. Петти У. Классика экономической мысли: Сочинения / У. Петти / М.: Эксмо-Пресс. 2000. 895 с.

16. Романов А.Е. Современные рыночные модели хозяйственного механизма АПК России / А.Е. Романов, В.П. Арашуков, В.И. Арефьев / М.: НИГЖЦ Восход-А. 2008. 160 с

17. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М.: Госкомстат России. 2007. 725 с.

18. Серков А.Ф. Аграрная экономическая наука: взгляд в будущее / А.Ф.Серков / М.: ФГНУ ВНИИЭСХ. 2004. 255 с.

19. Тульчеев В. Агропромышленный рынок / В. Тульчеев / АПК: экономика и управление. 2009. № 8. 96с.

20. Указ Президента РФ от 14.06.1992 N 631 (ред. от 16.05.1997) «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности» КонсультантПлюс

21. Ушачёв И. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК / И. Ушачёв / Экономист. 2005. №3. 97с.

22. Федеральный закон от июня 2007 г. N 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации».

23. Шпалтаков В.П. Хрестоматия экономической классики/ В.П. Шпалтаков / Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения. 2009. 310 с.