Кафедра экономики по экономической теории

Курсовая работа

Финансово-технологическая академия

Кафедра экономики курсовая работа по экономической теории на тему:

Денежно-кредитная политика и роль центрального банка.

Группа: ЭМЭ —

Научный руководитель:

к.э.н., проф. Котрин В.В.

Королев, 2014

Введение

Несомненно актуальной наши дни является тема Центральных банков, т.к. от них во многом зависит благосостояние страны в целом. Для нас как граждан Российской Федерации наибольший интерес представляет Центральный Банка Российской Федерации или просто Банка России.

Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовое хозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений. Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков и финансово-кредитных институтов.

Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаются самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функции действующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных и внешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа хозяйственного развития. Во всем этом немаловажную роль играют Центральные банки.

Эффективное функционирование банковской системы — необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку.

В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики. Подробно рассмотрены роль и операции ЦБ, их функции — эмиссионного центра, валютного центра, банка банков, банкира правительства, центра денежно-кредитного регулирования экономики. В этой работе я постараюсь как можно всесторонней раскрыть тему центральных банков в целом, ЦБ РФ и его роли в денежно-кредитном регулирования.

1. Банковская система

  1. История создания банковской системы

Банковская система;

  • совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров.
  • Банки — огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги.

    В древности существовали некоторые учреждения, выполнявшие функции банков. В исторической литературе есть указания на то, что банки функционировали в Вавилоне, древнейшей Греции, Египте, Риме. Они выполняли разнообразные операции — от комиссионных операций по покупке, продаже и платежей за счет клиентов до выдачи кредитов и выступления в качестве поручителя и доверенного лица при совершении различных актов и сделок.

    Одним из первых банков в современном понимании этого термина был созданный в 1407 г. Банк Генуя. Учреждения, имеющие черты банков, появлялись в торговых центрах — Нидерландах, Германии. Вслед за менялами, которые обменивали деньги и принимали их на хранение, возникла профессия банкиров.

    В Западной Европе переход к кредитным банковским домам и коммерческим банкам произошел во второй половине XVII в.. В Англии в 1664г. был создан Банк Англии, который активно осуществлял кредитование торгово-промышленного оборота.

    Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв.).

    Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д. Более серьезное развитие банковское дело в России получило в первой половине XVIII столетия, когда императорская власть начала всячески покровительствовать финансовому делу и развитию банков.

    С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью, которая выражалась во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов.

    Во многих источниках, дошедших до наших времен, можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававшие ссуды под письменные обязательства и под залог различных ценностей.

    Во времена античности, когда преобладало натуральное хозяйство, наиболее характерными были натуральные займы (например, в Греции займы под аренду земли).

    В древнем Египте банковское дело находилось в ведении государства. Древнеегипетские банки по достоверным данным, кроме фискальной функции осуществляли следующие операции: покупку, продажу и размен монет, выдачу ссуд, ломбардные операции, прием вкладов.

    Мировая банковская система формировалась на протяжении нескольких веков.

    Первые банки возникли на рубеже XVI-XVII вв.: так, купеческие гильдии ряда городов (Венеции, Генуи, Милана, Амстердама и др.) создали так называемые жиробанки для осуществления безналичных расчетов между своими клиентами. Первый акционерный Английский банк был учрежден в 1694 году и получил от правительства право выпуска банкнот.

    1.2 Банковская система России: история её формирования, современное состояние и направления дальнейшего развития , 1.2 Банковская система России: история её формирования, современное состояние и направления дальнейшего развития

    В эпоху Великого Новгорода (XII-XV вв.) уже осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог.

    Первый в России акционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 году в г. Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк – Московский Купеческий банк – открылся в 1866 году.

    До 1861 г. банковская система России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскими фирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые – промышленность и торговлю.

    После отмены крепостного права банковская система получила буржуазное развитие: был создан Государственный банк, возникли общества взаимного кредита.

    В 1914-1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.

    Ведущая роль принадлежала Государственному банку и акционерным коммерческим банкам. Общества взаимного кредита и городские общественные банки осуществляли кредитование средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии. Учреждения ипотечного кредита включали: два государственных земельных банка (Крестьянский поземельный и Дворянский поземельный); акционерных земельных банков; губернских и городских кредитных обществ. Земельные банки предоставляли преимущественно долгосрочные кредиты помещикам и зажиточным крестьянам. Губернские и особенно городские кредитные общества выдавали ссуды под залог земли и городской недвижимости.

    Развитие кредитной кооперации в России было связано с появлением кулачества. Сберегательные кассы, будучи государственными учреждениями, использовали вклады для вложения в государственные ценные бумаги. Деятельность ломбардов, выдававших ссуды под залог вещей, носила ростовщический характер.

    В 1914 г. действовали 115 фондовых бирж. Самой крупной была Петербургская.

    В 1917 г. в результате национализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которые стали государственной собственностью. Была также установлена государственная монополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков и Госбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированы ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкую городскую буржуазию, и запрещены операции с ценными бумагами.

    В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело; слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк; сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.

    До Октябрьской революции кредитная система России включала в себя центральный банк, систему коммерческих и земельных банков, страховые компании и ряд специализированных финансовых институтов. В период нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и гражданской войны кредитной системы.

    Однако она была представлена только двумя уровнями: госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, а также обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.

    В 1930-е гг. кредитная система была реорганизована, следствием чего стали её чрезмерное укрупнение и централизация. По существу остался лишь один уровень, включающий Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Результатом подобной реорганизации банковской системы стало стирание понятия кредитной системы и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов.

    Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений и переход на административную систему управления.

    Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

    • отсутствие вексельного обращения;
    • выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета;
    • списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
    • операции перекредитования всех сфер хозяйства;
    • потеря банковской специализации;
    • монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
    • низкий уровень процентных ставок;
    • слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;
    • неконтролируемая эмиссия кредитных денег.

    Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

    Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

    • банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности – государственной;
    • сохранился их монополизм, только увеличилось число монополистов;
    • реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов;
    • не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранилось закрепление предприятий за банками;
    • продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;
    • банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;
    • не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
    • увеличились издержки на содержание банковского аппарата;
    • разгорелась «банковская война» за разделение текущих и ссудных счетов;
    • реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений – важных источников кредитных ресурсов.

    Проведённая таким образом реорганизация 1987 г., сохранила неэффективную одноуровневую кредитную систему, не приблизила её структуру к потребностям нарождающихся в России рыночных отношений.

    Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную перестройку системы экономических отношений в области кредита. Он начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков, которые были призваны стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка означало замену административно-командных отношений экономическим методом перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного, рационального применения. Банки должны были превратиться в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений России.

    В целях создания системы денежно-кредитного регулирования были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.

    В результате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России, уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

    За минувшие годы банковская система России прошла этапы активного развития и периоды кризисов (таблица 1).

    Таблица 1

    Показатели формирования системы кредитных организаций России

    Показатели

    1.01.1999г.

    1.01. 2000г.

    1.07.2000г

    1.10.2000г.

    1.04.2002г.

    Зарегистрировано банков

    2483

    2378

    2318

    2205

    1980

    из них: действующих

    1476

    1349

    1331

    1322

    1325

    В том числе имеют: валютные лицензии генеральные лицензии

    634 263

    669 242

    725 244

    744 244

    822 270

    Заметную роль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков – бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в их капиталах. Эти банки располагают достаточно большим собственным капиталом, активами, необходимым количеством филиалов, что позволяет им постоянно пополнять собственную кредитную базу и увеличивать обороты.

    Особую роль в кредитной системе России играет Сберегательный банк РФ. Широкая сеть филиалов (более тыс.), огромная финансовая мощь дает Сбербанку возможность предоставлять населению услуги, недоступные пока в таких масштабах другим коммерческим банкам: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей; выплата пенсий и пособий, зарплаты. Ни один из коммерческих банков не выдает физическим лицам столько кредитов, как Сбербанк РФ, — на строительство жилья, обустройство крестьянских и фермерских хозяйств, на различные, неотложные нужды, в качестве помощи малому и среднему бизнесу.

    Стремительно прогрессируют новые банки, возникшие «на ровном месте», т.е. без опоры на бывшие госбанки. Новые банки создаются и работают, как правило, в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. В большинстве случаев это дочерние структуры таких групп – торговых домов, коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать «МДМ», «Альфа-банк», «Росбанк».

    На современном этапе рыночных преобразований в народном хозяйстве России роль банков резко возросла. С одной стороны, они активно способствуют движению экономики в сторону рынка, с другой – энергично помогают хозяйственному прогрессу важнейших её секторов. Несмотря на инфляцию, коммерческие банки начинают финансировать промышленное и аграрное производство, торговлю, малый и средний бизнес.

    Крупные компании и крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций. Так, например, Внешторгбанк и его постоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России «ЛУКойл» подписали соглашение о стратегическом партнерстве. По условиям этого договора «ЛУКойл» переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, а банк со своей стороны должен предоставлять средне- и долгосрочные кредиты «ЛУКойлу» на инвестиционные нужды под эффективность проектов. Такое соглашение с одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категорию стратегических партнеров банка. (сноска Профиль. 2002. №28 (июль).

    С.70.)

    Основные итоги прошедших лет показывают, что действия Банка России и Правительства Российской Федерации, направленные на реконструкцию банковской системы и улучшение состояния банковской сферы, дали свои положительные результаты и позволили закрепить и развить позитивные тенденции, начало которым было положено в 1999 г. В 2000 – 2001 гг. банковская система развивалась в благоприятных макроэкономических условиях. Они характеризовались ростом производства товаров и услуг, увеличением инвестиционной активности, реальных доходов населения, позитивными тенденциями во внешнеэкономической сфере, а также в области государственных финансов.

    Несмотря на благоприятные тенденции развития банковской системы в России по-прежнему оставался ряд нерешенных проблем.

    Во-первых, высокий уровень риска, который сопровождает осуществление капиталовложений в реальный сектор экономики, препятствует активизации кредитной деятельности банков. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы в настоящее время составляет всего около одной трети.

    Главными факторами рисков являются: низкий темп структурных преобразований в отечественном народном хозяйстве, несовершенство системы налогообложения, низкая кредитоспособность многих отечественных предприятий, недостаточный уровень раскрытия ими информации, а также слабость нормативно-правовой базы, обеспечивающей права кредиторов.

    Указанные факторы приводят к значительной концентрации кредитных рисков у ограниченного круга заемщиков (доля крупных кредитных рисков в активах банковской системы составляет около 30%).

    Во-вторых, следствием дефицита надежных финансовых инструментов стало накопление у банков значительного объема свободных денежных средств.

    В-третьих, сложившаяся структура ресурсной базы банков по срочности (преобладание краткосрочных обязательств) является фактором, сдерживающим развитие кредитных операций отечественных банков.

    В-четвертых, несмотря на то, что сохраняется положительная тенденция капитализации банковской системы, наблюдается отставание темпов наращивания капитальной базы от темпов роста активов и обязательств банков.

    Проблемы банковского сектора имеют структурный характер и тесно связаны с общим состоянием экономики, уровнем развития денежных отношений и правовой базы. К числу таких проблем можно отнести неэффективность систем управления рисками и внутреннего контроля многих кредитных организаций, недостаточную в ряде случаев достоверность раскрываемой банками информации об их финансовом состоянии, отсутствие системы гарантирования вкладов.

    2. Денежно-кредитная политика , 2. Денежно-кредитная политика

    2.1. Понятия денежно кредитной политики

    Современные глоссарии, экономические словари и учебники по экономической теории дают следующие определения денежно-кредитной политики:

    1. Денежно-кредитной политикой называется совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объема кредита; (Служба тематических толковых словарей – http://www.glossary.ru/)
    2. Под денежно-кредитной политикой подразумевается воздействие на экономическую ситуацию посредством регулирования количества находящихся в обращении денег; (Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский Макроэкономика, 6-ое издание, 2006)
    3. Денежно-кредитная политика государства – это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита в целях регулирования предложения денежно-кредитных ресурсов для обеспечения неинфляционного экономического роста; (Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро, Макроэкономика экспресс-курс, 2010, «Издательство КноРус».)
    4. Денежно-кредитная политика направлена на поддержание общего макроэкономического равновесия в государстве, которую осуществляет центральный банк страны (ЦБ).

      (Г.Н. Белоглазова, Деньги, кредит, банки: учебник, 2009)

    2.2. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике

    Выбор вариантов монетарной политики (жесткая монетарная политика или гибкая монетарная политика) во многом зависит от причин изменения спроса на деньги. Если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами в экономике, то имеет смысл проводить относительно жесткую политику поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, скорее всего предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с инвестиционной активностью. Варианты монетарной политики показаны на рисунке 1. (Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро, Макроэкономика экспресс-курс, 2010, «Издательство КноРус».)

    Рисунок 1

    а – относительно жесткая; б – относительно гибкая

    Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать и денежную систему, и процентную ставку. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки процента при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять предложение денег, чтобы сбить давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги. Это отразится сдвигом вправо кривой спроса на деньги и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой от точки А к точке В.

    Денежно-кредитная политика имеет сложный механизм, от качества, работы звеньев которого зависит эффективность монетарной политики в целом.

    Следует выделить четыре звена данного механизма:

    1. изменение величины реального предложения денег в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;
    2. изменение процентной ставки на денежном рынке;
    3. реакция совокупных (инвестиционных) расходов на динамику процентной ставки;
    4. изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спросов (совокупных расходов).

    Нарушения в любом звене механизма могут привести к снижению или даже отсутствию положительных результатов денежно-кредитной политики.

    Денежно-кредитной политике свойствен большой временной промежуток (от принятия решения до его результата), так как её влияние на размер ВВП в значительной степени связано через колебания процентной ставки с уменьшением инвестиционной активности в экономике, что является достаточно длительным процессом.

    В целом реализация монетарной политики сталкивается с такими проблемами, как:

    1. избыточные резервы, появляющиеся в результате политики «дешевых денег», могут не использоваться банками для расширения предложения денежных ресурсов;
    2. вызванное денежно-кредитной политикой изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег;
    3. воздействие денежно-кредитной политики будет ослаблено, если кривая спроса на деньги станет пологой, а кривая проса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав монетарную политику.

    В настоящее время в неомонетарной политике господствуют два основных подхода.

    1. В соответствии с рекомендациями неокейнсианского направления основными приемами являются:
    1. изменение официальной учетной ставки центрального банка;
    2. ужесточение прямого ограничения банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции;
    3. использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижение цены государственного кредита.

    2. Другое направление, принципиально отличается от приведенного выше, основано на монетаристском подходе. Оно включает в себя введение количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет главные объекты и технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть и совокупная денежная масса, и её отдельные агрегаты.

    В странах с рыночной экономикой правительства и центральные банки часто используют политику стимулирования конкуренции в банковской сфере. В рамках этой политики находятся мероприятия по либерализации деятельности внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий охват национальных финансовых рынков иностранными банками рассматривается как необходимый фактор повышения эффективности этих рынков.

    Современные монетаристские модели представляют собой синтез разных подходов к воздействию денежно-кредитных инструментов. В долгосрочной перспективе преобладает монетаристский подход, но в краткосрочном периоде в целях быстрого маневрирования государство не отказывается от воздействия и на процентную ставку.

    2.3. Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики , 2.3. Сущность, цели и инструменты денежно-кредитной политики

    Денежно-кредитная политика осуществляется путем стимулирования кредит аи денежной эмиссии либо их ограничением и сдерживанием.

    Стимулирующая денежно-кредитная политика означает увеличение денежного предложения (денежной массы) в целях оживления экономической активности в стране. Она проводится в условиях падения производства и увеличения безработицы путем расширения сферы кредитования и снижения нормы процента для оживления состояния рынка.

    Ограничительная денежно-кредитная политика предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВВП в условиях экономического бума, сопровождаемого спекуляциями на рынке ценных бумаг, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В этих случаях центральные банки стремятся предотвратить перегрев экономики с помощью ограничения кредитования, повышения процентной ставки, ограничения эмиссии (выпуска в обращение) платежных средств.

    Государство осуществляет денежно-кредитную политику через центральные (эмиссионные) банки. В нашей стране эта функция возложена на Банк России. Он является государственным и обладает значительной степенью самостоятельности в регулировании денежного обращения.

    Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы – общие и селективные.

    Общие методы воздействуют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные методы нацелены на регулирование конкретных видов кредита или кредитование отдельных отраслей экономики и крупных предприятий.

    Общими являются следующие методы денежно-кредитной политики:

    1. Учетная (дисконтная) политика – один из наиболее старых и испытанных методов кредитного регулирования. Это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Она относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. В случае, когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу, а через определенный срок, например квартал, для подтверждения отсрочки платежа он обычно выписывает вексель. Поставщик товара может либо ожидать наступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, коммерческий банк тем самым осуществляет его учет, но выплачивает продавцу не всю сумму, а лишь часть, оставляя себе определенный процент (комиссию).

    Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке, при этом последний оставляет в свою пользу также определенный процент, или учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет её самую низкую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5 – 2%. Если учетная ставка повышается, объем заимствований у центрального банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Уменьшение учетной ставки действует в обратном направлении: вызывает рост предоставления ссуд коммерческими банками и оживление инвестиционной активности. В России функцию учетной ставки выполняет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой осуществляется предоставление прямых кредитов, переучет векселей, ссуды под залог ценных бумаг, организация кредитных аукционов. С января 2007 г. она составила 10,5%, на 2014 год учетная ставка рефинансирования установлена на уровне 8,25% . При установлении данной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Банка России, составляет лишь незначительную часть привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки центрального банка стоит рассматривать скорее индикатор общеэкономической ситуации в стране, информирующий экономических агентов о направлении изменения инфляционной ситуации.

    2. Операции на открытом рынке – продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг. Этот метод стал активно использовался после Второй мировой войны, когда центральные банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики. При покупке ценных бумаг увеличивается, а при их продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что обуславливает изменение стоимости кредита, а значит, и спроса на деньги.

    Операции на открытом рынке различаются по следующим критериям:

    1. условия сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);
    2. объекты сделок – операции с государственными или частными бумагами;
    3. срочность сделки – краткосрочные операции с ценными бумагами (до трех месяцев) и долгосрочные (от года и более);
    4. сфера проведения операций охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рыка ценных бумаг;
    5. способы установления ставок определяются центральным банком или рынком;

    В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа ЦБ РФ государственных ценных бумаг, обладающих высокой ликвидностью и высокой степенью доходности. Коммерческие банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующие воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

    3. Установление норм обязательных резервов коммерческих банков – это метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые был применён в США в 1933 г. (Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро, Макроэкономика экспресс-курс, 2010, издательство «КноРус».) Коммерческие банки обязаны часть своих депозитов хранить в центральном банке в виде обязательных резервов как гарантию выполнения своих обязательств перед клиентами. Их доля (норма обязательного резервирования) устанавливается законодательно Центробанком. Данный метод способствует укреплению банковской ликвидности, т.е. способности банков выполнять свои обязательства перед клиентами. В то же время эти нормы выступают в качестве прямого ограничения инвестиций. Изменение нормы обязательных резервов определяет величину денежного мультипликатора, характеризующего кратность прирастания предложения денег в результате увеличения денежной базы. Денежный мультипликатор проявляет себя двояко;

  • как кредитный мультипликатор и как депозитный мультипликатор.

Сущность кредитного мультипликатора заключается в том, что мультипликация может осуществляться только в результате кредитования хозяйства, то есть кредитный мультипликатор представляет собой двигатель мультипликации. Банки, выдавая кредиты, получают прибыль. Процесс получения прибыли за счет вложенных клиентами средств называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией. Если клиент снимает деньги со своего счета и величина депозитов уменьшается, то произойдет противоположный процесс;

  • кредитное сжатие. В свою очередь депозитный мультипликатор отражает объект мультипликации;
  • деньги на депозитных счетах коммерческих банков.(Свободная энциклопедия Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/)

    Чем выше норма обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций, что ведет к сокращению денежной массы.

И наоборот, следствием снижения нормы обязательного резервирования является увеличение возможности кредитования коммерческими банками и рост денежного предложения. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежной массы и на инвестиционную активность.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской федерации и в иностранной валюте. По состоянию на ноябрь 2006 г. составляют по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации – 3,5%; по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте – 3,5%. На 2014 год как сообщил ЦБ РФ, нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте РФ повышены до 4,5% с 4,0%, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и иностранной валюте — до 5,0% с 4,5%. Нормативы по обязательствам перед банками-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте повышены до 5,5% с 4,5%. (по данным с сайта РИА новости — http://www.audit-it.ru/news/finance/122511.html )

Селективные методы денежно-кредитной политики включают в себя:

  1. контроль по отдельным видам кредитов (кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских кредитов, ипотечного кредитования), осуществляемый, как правило, в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство ставит своей задачей перераспределение их в пользу определенных отраслей или ограничение общего объема потребительского спроса;
  2. регулирование риса и ликвидности банковских операций в основном путем установления соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка.

В качестве приоритетных направлений государственной поддержки денежно-кредитной политики в России можно выделить:

  • стимулирование внешнеэкономической деятельности;
  • инвестиционные проекты в развитие передовых технологий и отраслей промышленности, прежде всего в экспортное производство и импортозамещение;
  • обеспечение реструктуризации и повышения эффективности сельского хозяйства;
  • ипотечное кредитование жилищного строительства.

Одновременно ЦБ РФ предполагает определить структурные приоритеты промышленности и региональной политики, создать систему финансовых стимулов развития реального сектора экономики, включая государственные гарантии по кредитам.

3. Центральный банк российской федерации , 3. Центральный банк российской федерации

3.1. История возникновения и сущность Центральных Банков

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Но по мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем – центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но распространение и современное значение они приобрели в последних десятилетиях в.

Исторически существовало два пути образования центральных банков. Один из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано. Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции – в 1848г., Банк Испании – в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929 – 1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики.

После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты ФРГ – Бундесбанк (1957 г.) и Австрии – Резервный банк Австрии (1960 г.).

(Е.П. Жарковская, Банковское дело, 2006, издательство «Омега-л»)

Сегодня центральный банк – главный элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, так же как и бюджетная составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Исторически ЦБ формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен парламенту. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Существенная черта независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство переживает, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов. Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как его принципиальные противоречия с правительством могут отрицательно сказаться на эффективности экономической политики, которую оно проводит. Поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов применяется крайне редко. Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих государствах прямое кредитование правительства практически не осуществляется (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничивается (ФРГ, Франция, Нидерланды).

(Е.П. Жарковская, Банковское дело, 2006, издательство «Омега-л»)

Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор часто возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ лежит в области денежно-кредитной политики.

Эмиссия банкнот отличается от выпуска долговых обязательств государств, только тем, что банкноты – простые векселя до востребования – могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный характер, банковские счета, по сути, почти не отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении. ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы и в меньшей степени – средства для клиринговых расчетов. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ – при нехватке средств регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой является ЦБ, должна главным образом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и экономики. Достижение этих задач преследует цель: стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу любой ЦБ отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо формируется на основе приоритетов правительства.

Различаю «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой подразумевают достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика преследует своей целью борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируются ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политики и соответственно с финансированием госбюджета.

3.2. Центральный банк Российской Федерации. Правовой статус , 3.2. Центральный банк Российской Федерации. Правовой статус

Статьей Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение же прибыли не является целью деятельности Банка России.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, отделения на местах. Национальные банки республик являются территориальным учреждениями ЦБ РФ. Территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.

3.3. Основные функции Центрального банка по Федеральному закону «о Центральном Банке Российской Федерации» , 3.3. Основные функции Центрального банка по Федеральному закону «о Центральном Банке Российской Федерации»

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм, а также контроль за ними.

Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне.

Исходя из основных целей своей деятельности Банк России выполняет следующие функции в соответствии с Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” от апреля 2007 г.: (Статья 4 Федерального Закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», см. Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «Ось-89», 2008.)во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

  1. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  2. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и организует систему рефинансирования;
  3. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  4. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  5. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций, а также организаций, занимающихся их аудитом;
  6. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  7. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  8. осуществляет все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
  9. осуществляет валютное регулирование и определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
  10. организует и осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  11. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;
  12. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
  13. публикует статистические материалы и соответствующие данные;
  14. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Эмиссия банкнот – эта функция является одной старейшей функций любого центрального банка.

Рефинансирование кредитно-банковских институтов (коммерческих банков), т.е. предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, — важное направление деятельности ЦБ. Цель рефинансирования заключается в том, чтобы влиять на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков.

Функция финансового агента правительства – являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, центральный банк осуществляет операции по погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.

Центральный банк — крупнейший финансовый центр, ко­торый через систему экономических рычагов воздействует на деятельность банков, взаимодействующих с промышлен­ностью, сельским хозяйством, торговлей, структурами всех форм собственности. Центральный банк не ведет операции с деловыми фирмами или населением. Его клиентура — ком­мерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации.

Заключение , Заключение

В данной работе проведен анализ теоретических аспектов денежно-кредитной политики, изложены задачи и функции Центробанка России, рассмотрены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти,. предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банкам осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны.

Стратегические направления валютной политики обусловлены целом рядом факторов: структурой центрального банка, характером проводимой им денежно-кредитной политики, уровнем инфляции, состоянием государственной задолженности.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята декабря 1993 г.)
  2. Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят Государственной Думой июня 2002 г.)
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – М.: «Издательство Проспект», 2004
  4. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский Макроэкономика, 6-ое издание, 2006
  5. Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро, Макроэкономика экспресс-курс, 2010, «Издательство КноРус».
  6. В.В. Тен, Б.И. Герасимов, Экономические основы стабильности банковской системы России, «Издательство ТГТУ» 2011 г.
  7. Г.Н. Белоглазова, Деньги, кредит, банки: учебник, М.: Высшее образование 2009
  8. Е.П. Жарковская, Банковское дело, Издательство «Омега-л», 2006
  9. А.Г. Вдовиченко, В.Г Воронина, Научный доклад №04/09, 2004
  10. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2008.
  11. Банк России — http://www. cbr.ru/today/history/central_bank.asp
  12. Профиль. 2002. №28 (июль).

    С.70.

  13. Служба тематических толковых словарей – http://www.glossary.ru/
  14. Свободная энциклопедия Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/
  15. По данным с сайта РИА новости — http://www.audit-it.ru/news/finance/122511.html