Казахстанские институты и фонды устойчивого развития на современном этапе

Курсовая работа

Введение

На пороге XXI века мировое сообщество столкнулось с глобальным экологическим, социальным и экономическим кризисом. Человечество столкнулось с все более обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. Стало ясным что, природные ресурсы почти исчерпаны, рост индустрии подошел к своим пределам и нужна новая концепция развития мира. Решением стала концепция устойчивого развития — это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. В результате во многих странах были приняты законы об охране окружающей среды, начали осуществляться перевод промышленного производства из крупных городов, закрытие вредных производств. Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению концепции устойчивого развития, представленной на Повестке дня на XXI век, декларациях Саммита тысячелетия и Всемирного саммита по устойчивому развитию. Самым первым шагом Казахстана к устойчивому развитию стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона и отказ от ядерного оружия. Это является одним из важнейших вкладов в глобальный процесс устойчивого развития.

Сегодня Казахстан – это страна с динамично развивающейся экономикой. Однако экономический рост Республики Казахстан до настоящего времени происходил в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. В Казахстане имеют место огромные потери и деградация природных ресурсов, это приводит к риску экологической дестабилизации. Зависимость от сырьевого сектора, рост внешнего долга угрожает стабильности экономики страны. Структура национальной экономики страдает от непрочного положения субъектов малого и среднего бизнеса. Состояние мирового рынка также может негативно повлиять на экономическую ситуацию в стране. В целях повышения конкурентоспособности и избегания кризисного влияния на национальную экономику в Казахстане были созданы институты и фонды устойчивого развития. Изучение казахстанских институтов и фондов устойчивого развития на современном этапе является очень важной и
актуальной темой

, поскольку они играют основную роль в поддержании национальной экономики. Значимость темы исследования еще больше возрастает в связи с реализацией Стратегии вхождения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года, Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Научное исследование казахстанских институтов и фондов устойчивого развития имеет важное научное и практическое значение.

6 стр., 2721 слов

Практическая работа по экономической географии Казахстана, 9 класс

... минут после чего Работа в группе по методу «Ярмарка » (Взаимооценивание групп, учитывая разработанные критерии по методу «Две звезды и одно пожелание») Учебник «Экономическая и социальная география Казахстана 9 класс», экономическая карта Казахстана, листы А ...


Целью курсовой работы является

изучение казахстанских институтов и фондов устойчивого развития на современном этапе.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели необходимо рассмотреть следующие
задачи

:

  • раскрыть сущность понятия устойчивого развития экономики
  • произвести анализ деятельности казахстанских институтов и фондов устойчивого развития
  • доказать значимость фондов устойчивого развития для экономики Казахстана
  • выявить приоритеты развития фондов и институтов устойчивого развития.


Объектом курсового исследования являются

казахстанские фонды и институты устойчивого развития на современном этапе.


Предметом исследования являются

история, цели, задачи, принципы, структура, международные связи, реализуемые программы казахстанских фондов и институтов устойчивого развития.

Понятие устойчивого развития экономики, Возникновение термина «устойчивое развитие»

Первопричиной возникновения проблемы устойчивого развития является глобальный экологический кризис. Неконтролируемый рост экономики на фоне чрезмерного потребления природных ресурсов не обеспечил повсеместного решения социальных и экономических проблем, и наступивший экологический кризис усугубился социально-экономическим кризисом [10, стр. 15].

Человечество столкнулось с все обостряющимися противоречиями между своими растущими потребностями и неспособностью биосферы обеспечить их, не разрушаясь. В результате социально-экономическое развитие приняло характер ускоренного движения к глобальной экокатастрофе, при этом ставится под угрозу не только удовлетворение жизненно важных потребностей и интересов, будущих поколений людей, но и сама возможность их существования. Возникла идея разрешить это противоречие на пути перехода к такому цивилизованному развитию, которое не разрушает своей природной основы, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, т.е. управляемого и устойчивого развития.

Термин «устойчивое развитие» первоначально появился в природопользовании, в частности в рыбном и лесном хозяйстве. Под этим термином понималась система эксплуатации природных ресурсов, при которой они не истощаются и имеют возможность естественного воспроизводства [26].

Можно считать, что уже в Декларации Первой конференции ООН об окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.) также была отмечена связь экономического и социального развития с проблемами окружающей среды. В такое понимание развития важный вклад внес научный доклад Римского клуба «Пределы роста», изданного в 1972 году. В нем впервые было показано, что природные ресурсы почти исчерпаны (нефть, газ, руды и т.д.), рост индустрии подошел к своим пределам и нужна новая концепция устойчивого развития мира. В результате во многих странах были приняты законы об охране окружающей среды, начали осуществляться перевод промышленного производства из крупных городов, закрытие вредных производств (угольные шахты, разрезы, карьеры и т.д.) [23].

5 стр., 2435 слов

Экологический аспект устойчивого развития

... возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях ...

Термин «устойчивое развитие» широкое распространение получил в конце 80-х годов века. В международный обиход понятие «устойчивое развитие» вошло в 1987 году после опубликования доклада Комиссии по окружающей среде и развитию («Комиссия Брунтланд»), сформированной ООН в целях разработки конкретных предложений по решению экологических проблем. В русском издании этого доклада английский термин sustainable development переведен как “устойчивое развитие”, хотя слово sustainable имеет и другие значения: “поддерживаемое, “самоподдерживаемое”, “длительное”, “непрерывное”, “подкрепляемое”, “защищаемое”. В докладе данной Комиссии была подчеркнута необходимость перехода к устойчивому, самодостаточному, целенаправленному развитию. Подход, декларированный «Комиссией Брунтланд», получил одобрение большинства стран на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро и был закреплен в заключительных документах конференции (Повестка дня на век) [21, стр. 10].

Еще в докладе “Всемирная стратегия охраны природы” (1980 г.), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось, что для того чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические аспекты, но также социальные и экологические. В е годы проблемы связи экологии и развития особенно активно обсуждались в трудах ученых из исследовательского института “Worldwatch” (“Всемирная вахта”) в США, и в частности его директора Л.Р. Брауна. ЮНЕП еще с середины 1970-х годов широко использовала понятие “развитие без разрушения” (development without destruction), а в дальнейшем получило распространение понятие “экоразвитие” (ecodevelopment), означающее экологически приемлемое развитие, т.е. экономическое развитие, наименее негативно воздействующее на окружающую среду [23].

К причинам возникновения понятия «устойчивое развитие» можно отнести:

  • глобальный, грозящий взрывом социальный и экономический диспаритет во владении и распоряжениями материальными, интеллектуальными и информационными ресурсами;
  • структура потребления, воспроизводящая нищету и бедность, продолжающая загрязнять и угнетать окружающую среду;
  • возрастающее количество опасных отходов, в первую очередь в промышленно развитых странах, оказывающее отрицательное воздействие на состояние здоровья населения и окружающую среду;
  • быстрое уменьшение экологического разнообразия на планете;
  • низкий уровень экологического сознания людей [7, стр. 55-56].

Хозяйственная деятельность в в., ориентированная на быстрые темпы экономического роста, стала разрушительной силой для человечества и биосферы. Но до сих пор биосферосовместимая экономика выглядит как очередная утопия и неясны пути и механизмы ее формирования, которые устроили бы современную цивилизацию. Разрешение этого эколого-экономического противоречия видится в создании новой модели хозяйствования, равновесной, или устойчивой, экономики, базирующейся на принципах всесторонней и полной интенсификации и экологизации.

7 стр., 3237 слов

Устойчивое развитие

... существованию человечества и развитию его в прежнем направлении. Устойчивое развитие модели использования ресурсов, которая направлена на удовлетворение потребностей человека при сохранении окружающей среды, с тем ... всех стран по разработке политики для устойчивого развития. Еще в 1970-е годы «устойчивость» используется для описания экономики «в равновесии с основными экологическими системами ...

Прогресс экономической науки привел к большему учету природного фактора. С одной стороны, большинство традиционных природных ресурсов стали дефицитными. Причем это относится не только к невозобновимым ресурсам, но также и к так называемым возобновимым ресурсам — прежде всего ресурсам экосистем (экосистемным «товарам» и «услугам») и биоразнообразию. Одно из определений устойчивого развития — это неистощимое развитие в долгосрочном, межпоколенном плане. Так как природа является основой жизнедеятельности человека, ее истощение и деградация при существующих экономических отношениях негативно сказывается на социальных отношениях, росте нищеты и структурах производства и потребления. Поэтому произошел переход к экологической экономике и экономике устойчивого развития. В то же время взаимодействие социальных и экологических факторов привело к рассмотрению еще одного фактора производства — социального капитала.

Именно после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в Рио-де-Жанейро стало понятным, что если не будут решены проблемы окружающей среды, то все завоевания цивилизации окажутся под угрозой уничтожения. Они могут исчезнуть потому, что все человечество будет ввергнуто в пучину планетарной экологической катастрофы, поскольку богатства природы, возможности самовосстановления биосферы окажутся полностью исчерпанными. Стало ясным, что необходимо коренным образом изменить модель развития человечества и даже сам способ жизнедеятельности каждого человека, провести самые кардинальные за всю историю человечества цивилизационные трансформации, которые обеспечили бы его выживание [23].

Обсуждение причин глобальных изменений в природе выявило их жесткую связь с характером современного развития цивилизации – развития за счет и в ущерб природе, без должного учета опасности нарушения рационального баланса четырех основных составных частей, определяющих прогресс: экономики экологии, социального положения людей и их духовного мира [7, стр. 56].

Понятие термина «устойчивое развитие»

В научных исследованиях и официальных публикациях имеется достаточно много толкований определения устойчивости, различаются и мнения по вопросам путей достижения устойчивого развития. Из большого количества определений, встречающихся в практике, наибольшее распространение получило определение данное, в докладе комиссии Брунтланд. В соответствии с ним устойчивое развитие рассматривается как длительное непрерывное развитие, обеспечивающее потребности живущих сегодня людей без ущерба удовлетворению потребностей будущих поколений. Именно данное определение взято за основу при формировании Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы [21, стр. 10-11].

В докладе о развитии человеческого потенциала (1994г.) ООН была предложена универсальная концепция устойчивого развития. Оно определено как развитие, «не только порождающее экономический рост, но и справедливо распределяющее его результаты, восстанавливающее окружающую среду в большей мере, чем разрушающее ее, увеличивающее возможности людей, а не обедняющее их. Это развитие, которое дает приоритет бедным, расширению их возможностей и обеспечение участия их в принятии решений, затрагивающих их жизнь. Это развитие, в центре которого человек, ориентированное на сохранение природы, направленное на обеспечение занятости, предполагающее реализацию прав женщин». В приведенном определении устойчивого развития существенно расширен социальный аспект [7, стр. 57].

4 стр., 1602 слов

Конкуренция, ее виды и роль в развитии экономики

... определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме. Остановимся подробнее на рассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли в современном хозяйственном механизме. Глава 1. Конкуренция и ее содержание. 1.1.Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики. «Конкуренция ...

Следует заметить, что устойчивое развитие является сложной многоаспектной категорией, которая характеризуется многообразием форм и отражает взаимодействие экономических, экологических, социальных аспектов. При этом экономическая устойчивость отражает сущность особого состояния экономической системы, сохраняющей и поддерживающей намеченный режим функционирования, и характеризуется целенаправленностью ее движения в настоящем и прогнозируемом будущем. Многообразие взглядов на определение устойчивости экономического развития в основном было связано с экологическими аспектами. Однако, в последнее время, все большее развитие получает другое направление, в котором на первый план выдвигаются не экологические, а социально-экономические аспекты устойчивости, что особенно характерно для современных отечественных исследований [21, стр. 11].

В современных теориях роста главное внимание уделяется вопросам достижения динамического равновесия и устойчивого эффективного развития, т.е. того, что мы понимаем под устойчивым экономическим ростом. «Значимость обеспечения экономического роста связывается с абсолютным и относительным увеличением валового национального продукта» [1, стр. 33].

Устойчивое развитие предполагает повышение качества жизни всего населения планеты без увеличения масштабов использования природных ресурсов до степени, превышающей возможности Земли как экологической системы.

В качестве основополагающего критерия устойчивого развития предлагается рассматривать состояние здоровья населения, обусловленное экономической, технологической, социально-политической и экологической составляющими развития, в концентрированном виде отражающее динамику процессов развития общества на локальном, национальном и международном уровнях.

Подчеркивая взаимосвязь устойчивого экологического, устойчивого социального и экономического развития, Р. Гудлаад предложил следующий подход, при котором устойчивое развитие разделяется на три составляющие:

  • устойчивое социальное развитие (равноправие людей и социальная справедливость);
  • экономически устойчивое развитие (поддержание материального, человеческого и культурного капитала);
  • экологически устойчивое развитие (благополучие людей обеспечивается сохранением источников сырья и окружающей среды).

И. Серагельдип и А. Стир предложили классифицировать цели устойчивого развития (см. приложение) по трем категориям:

  • экологические цели, включающие проблематику целостности экосистем, сохранение природных ресурсов и охрана окружающей среды, поиск экономически приемлемых решений проблемы сокращения потребления ресурсов, прекращения загрязнения окружающей среды и сохранения природной среды обитания.
  • экономические цели, в том числе проблемы роста экономики, принципы равенства и эффективности, применение комплексного подхода к стимулированию долгосрочного экономического роста.
  • социальные цели, в числе которых жизненные условия, социальная справедливость, культурная идентифицированность, конституционное развитие. Удовлетворение потребностей людей в рабочих местах, продовольствии, образовании, энергии, медицинской помощи, воде и санитарии; бережное отношение к богатому культурному и социальному разнообразию и соблюдение прав трудящихся; обеспечение возможностей всех членов общества участвовать в принятии решений, влияющих на их дальнейшую судьбу.

Таким образом, понятие «устойчивое развитие» по ряду аспектов отличается от традиционного понятия «развитие». Термин «устойчивое развитие» очень противоречив по своей сути, и многие иностранные исследователи уже начинают отказываться от него, особенно это касается экономического аспекта данного понятия. Хотя этот термин и отражает комплекс социальных, этико-моральных и других проблем, экономическая составляющая все же более важна как первопричина: проблема экологии прежде всего проблема хозяйственной жизни людей.

2 стр., 902 слов

Сущность, роль и значение строительной отрасли в экономике страны

Основная роль строительной отрасли – создание условий для поступательного развития всей экономики страны. Роль строительного комплекса формируется не только производством материальных ценностей, но и во многом участием в наполнении бюджетов различных уровней и ...

В современных работах, посвященных проблеме устойчивого развития, подчеркивается неудачность первого установившегося перевода этого термина. Некоторые исследователи даже предпочитают не употреблять понятие «устойчивое развитие», заменив его понятием ноосферного развития [7, стр. 57-58].

Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:

1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):

2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах.

1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем, чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.

3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения экологических и иных катастроф — нищета, которая стала в мире обычным явлением.

4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии.

3 стр., 1360 слов

Экономика Казахстана

... Черное и Балтийское море. Национальной авиакомпанией «Эйр Казахстан» освоено более 40 маршрутов по Казахстану, странам СНГ и дальнего зарубежья. В республике также работают ведущие иностранные ... финансирование ускоренного развития обрабатывающей промышленности проходит медленно, а процесс оптимизации структуры экономики может растянуться на несколько десятилетий. И как итог, Казахстан еще долгое ...

5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.

Особенно подчеркивается динамический характер устойчивого развития. Отмечается, что оно представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями [12].

Идеи устойчивого развития отвечают объективному требованию времени и могут решающим образом повлиять на будущее Казахстана, сыграть важную роль в определении государственных приоритетов, стратегии социально-экономического развития и перспектив дальнейшего реформирования страны. Новая стратегия развития цивилизации уже определила позицию мирового сообщества – объединить усилия во имя выживания человечества и непрерывного развития и сохранения биосферы. Казахстан, подписавший документы, определяющие его переход к устойчивому развитию (принятие решений Всемирного Саммита 1992г. в Рио-де-Жанейро, Нукусская Декларация по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря, Иссык-кульская декларация о региональном сотрудничестве стран Центральной Азии, Копенгагенская декларация и глобальная Повестка Дня для социального развития) взял на себя серьезные обязательства по реализации программы всемирного сотрудничества, принятой на основе консенсуса [23].

Переход Республики Казахстан к устойчивому развитию

Устойчивое экономическое развитие в Казахстане должно складываться из ряда элементов. Во-первых, это устойчивый экономический рост как длительный период бескризисного поступательного развития национального хозяйства, охватывающий абсолютное большинство его отраслей и сфер, характеризующийся средними и высокими темпами роста ключевых макроэкономических показателей. Во-вторых, это стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие эффективное функционирование всех форм собственности. В-третьих, это расширяющаяся способность национальной экономики к саморазвитию и прогрессу под устойчивым ростом национальной экономики понимается длительный бескризисный период развития хозяйственного комплекса, охватывающий абсолютное большинство его отраслей и сфер, характеризующийся средними и высокими темпами роста ключевых экономических индикаторов, а также устойчивостью к дестабилизирующим факторам, результатом, которого являются существенные положительные изменения качества социально-экономической системы страны [8, стр. 11].


Актуальность перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.

Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в Повестке дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 год) и декларациях Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 год) и Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 год).

Экономический рост Республики Казахстан до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около % территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. «Исторические загрязнения», накопители отходов, нарастающие выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников угрожают состоянию природной среды и здоровью населения.
Потенциальными угрозами стабильности экономики страны являются существенная зависимость от сырьевого сектора, рост внешнего долга, проблемы «теневой» экономики. Имеет место существенный разрыв в экономическом и социальном положении регионов Казахстана. Сохраняются проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения страны, имеет место пока недостаточный уровень его правовой, экономической, экологической грамотности.
Преодоление этих барьеров должно стать главной этапной задачей на пути перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.

21 стр., 10421 слов

Международный кредит и его роль в развитии экономики Республики Беларусь

... кредита и его роль в развитии экономики страны .2 Виды международного кредита . Современное состояние развития международного кредита в Республике Беларусь . Перспективы развития международного кредита в Республике Беларусь Заключение Список использованных источников Приложения ВЕДЕНИЕ Кредит играет важнейшую роль в развитии международного ...


Этапы перехода к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому развитию для Республики Казахстан будет проходить на поэтапной основе. Подготовительный этап (2007-2009 годы) — подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва.
Первый этап (2010-2012 годы) — обеспечение вхождения Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Второй этап (2013-2018 годы) — укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны.
Третий этап (2019-2024 годы) — достижение принятых международных критериев устойчивого развития.

Основными принципами перехода к устойчивому развитию в Республике Казахстан являются:

  • вовлечение всего общества в процесс достижения устойчивого развития;
  • создание политического базиса для устойчивого развития;
  • межведомственная интеграция, системный подход к управлению государством, повышение эффективности прогнозирования, планирования и регулирования ключевых показателей развития;
  • экономический прогресс в результате активного внедрения высоких технологий в экономику страны, повышение эффективности использования ресурсов;
  • обеспечение конкурентоспособности науки и образования;
  • улучшение состояния здоровья населения, демографической ситуации в результате внедрения парадигмы здорового общества;
  • совершенствование деятельности по охране окружающей среды в качестве важнейшей ноосферной функции общества;
  • территориальное развитие на основе трансрегионального экосистемного подхода.

Приоритетами перехода к устойчивому развитию являются:

  • внедрение устойчивых моделей производства и потребления;
  • использование новых и экологически безопасных технологий;
  • развитие устойчивых транспортных систем;
  • энергоэффективность и энергосбережение;
  • региональные проблемы устойчивого развития;
  • повышение уровня социальной безопасности населения;
  • борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;
  • дальнейшее развитие науки и образования для устойчивого развития;
  • сохранение исторического и культурного наследия;
  • предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;
  • борьба с опустыниванием;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • снижение эмиссий, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ;
  • доступ к качественной питьевой воде;
  • решение трансграничных экологических проблем;
  • радиационная и биохимическая безопасность;
  • управление отходами.

Целью Концепции является достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития Республики Казахстан как основы повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.

4 стр., 1525 слов

Экономика Северного Казахстана

... производительных сил по регионам республики и соверш Восточный Казахстан является промышленно-развитым регионом с высоким уровнем индустриального развития. Основу экономики составляет горно-металлургический ... ресурсы — та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые ...

Реализация данной Концепции будет способствовать: повышению качества жизни до уровня наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира; повышению эффективности использования ресурсов в качестве одного из основных механизмов экономического роста; увеличению численности населения страны до миллионов жителей к 2024 году, повышению качества трудовых ресурсов; улучшению состояния окружающей среды за счет снижения антропогенного давления и решения «исторических» экологических проблем; повышению устойчивости развития регионов страны; проведению ряда крупных международных форумов по устойчивому развитию в Республике Казахстан [13].

Казахстанская модель устойчивого экономического роста имеет следующие основные черты: относительно высокие темпы роста, позволяющие Казахстану осуществлять стратегию долгосрочного развития; повышение роли факторов, способствующих осуществление перехода от экономики, основанной на принципах экстенсивного развития к экономике, основанной на принципах интенсификации и качестве работ; целевая ориентация на повышение уровня социального развития страны и рост благосостояния. Следует согласиться, что на современном этапе главной угрозой устойчивого роста национальной экономики становятся «деформированность структуры экономики и ее сырьевая направленность» [20, стр. 4].

По общему признанию экономический рост нужен не любой ценой, прежде всего он должен быть устойчивым. Мировая практика показывает, что для обеспечения устойчивого развития основные положения концепции устойчивого развития необходимо отражать в программных документах развития страны с уточнением целей и задач в каждом из них.

В качестве основы устойчивого развития Казахстана наиболее важными выступают принятые программные документы: стратегия развития Казахстана до 2030 года, стратегический план развития РК до 2010 года, стратегия индустриально-инновационного развития РК до 2015 года, Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 годы, Стратегия территориального развития РК до 2015 года, Концепция перехода РК к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, создание Совета по устойчивому развитию РК и АО «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» [6].

Характеристика казахстанских институтов и фондов устойчивого экономического развития, АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». История. Цели и задачи. Структура. Деятельность.

Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от октября 2008 года № 669 «О некоторых мерах по конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Казына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».

Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.

Основной целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках [14].

Основными принципами деятельности Фонда являются:

  1. соблюдение интересов государства, как единственного акционера Фонда;
  2. прозрачность, эффективность и гибкость деятельности Фонда и компаний;
  3. системность и оперативность в принятии решений и их реализации;
  4. ответственность и подотчетность.

Основными направлениями деятельности Фонда являются:

  1. содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;
  2. содействие в стабилизации экономики страны;
  3. повышение эффективности деятельности компаний.

Ключевым направлением деятельности Фонда и компаний являются модернизация и диверсификация национальной экономики в рамках реализации посланий Президента Республики Казахстан, Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, программы «30 Корпоративных лидеров Казахстана», целей и задач, поставленных перед компаниями.

В рамках данного направления будут решаться проблемные вопросы, имеющие системный характер в экономике Казахстана, такие как:

  • сырьевая направленность экономики;
  • низкая производительность обрабатывающей промышленности;
  • слабый уровень развития производственной инфраструктуры (железнодорожная инфраструктура, электроэнергетика и линии электропередач, услуги телекоммуникаций и прочая инфраструктура);
  • низкая конкурентоспособность отечественной продукции;
  • высокий износ основных фондов производственных компаний;
  • слабая экономическая интеграция внутри страны, то есть, недостаточное развитие межотраслевых и межрегиональных связей в экономике Казахстана;
  • недостаток собственных денежных средств отечественных предприятий, в том числе для осуществления инвестиционных проектов.

Фонд призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей и максимально используя имеющиеся преимущества и возможности.

Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как нефтегазовый сектор, электроэнергетика, металлургия, химия, нефтехимия и инфраструктура.

Основными целями деятельности Фонда являются:

  1. содействие в обеспечении устойчивого развития экономики страны;
  2. содействие модернизации и диверсификации экономики;
  3. повышение эффективности деятельности компаний.

Основными задачами Фонда являются:

  1. разработка и обеспечение реализации инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштаба;
  2. поддержка и модернизация существующих активов группы компаний Фонда;
  3. содействие в развитии регионов и реализации социальных проектов;
  4. поддержка отечественных товаропроизводителей, отечественных товаров и услуг;
  5. участие в разработке и реализации программ диверсификации казахстанской экономики;
  6. разработка и реализация инвестиционных стратегических проектов национального, межотраслевого и регионального масштабов;
  7. содействие привлечению инвестиций в экономику Республики Казахстан;
  8. участие в обеспечении благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности путем консолидации государственных и частных интересов;
  9. содействие росту уровня жизни населения за счет реализации социальных проектов соответствующего региона и содействие росту деловой и инвестиционной активности в регионах;
  10. содействие созданию и развитию конкурентоспособных казахстанских товаропроизводителей;
  11. содействие в обеспечении казахстанского содержания через взаимодействие с отечественными производителями товаров, работ и услуг;
  12. повышение конкурентоспособности компаний путем совершенствования корпоративного управления ими.

В рамках рассматриваемых задач Фонд выполняет следующие функции:

  1. разработка, реализация и финансирование инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштабов, в том числе в реальном секторе экономики, самостоятельно или с участием компаний, а также совместно со стратегическими иностранными и отечественными инвесторами, посредством участия в уставных капиталах и предоставления займов;
  2. выполнение функции оператора по реализации программы «30 Корпоративных лидеров Казахстана» и иных программ и планов по решению Правительства Республики Казахстан;
  3. освоение новых секторов экономики и приобретение экономически привлекательных активов, как в стране, так и за рубежом;
  4. обеспечение скоординированной и активной инвестиционной политики при реализации компаниями инвестиционных и инновационных проектов, основным приоритетом которой является реализация проектов на территории Казахстана;
  5. привлечение отечественных и иностранных, государственных и частных инвестиций и внедрение инноваций в различные отрасли экономики;
  6. осуществление сбалансированного заимствования капитала на мировом и отечественном рынках капитала;
  7. финансирование проектов малого и среднего бизнеса;
  8. создание эффективной комплексной системы финансово-инвестиционных инструментов в рамках группы компаний;
  9. развитие межрегиональных экономических связей, в том числе путем реализации проектов на территории Республики Казахстан;
  10. обеспечение прорывного развития регионов через социально-предпринимательские корпорации [11].

В целях повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, обеспечения национального благосостояния Фонд имеет следующие особые полномочия:

  1. приоритетное право на приобретение по решению Правительства Республики Казахстан отчуждаемых собственниками стратегических объектов;
  2. приоритетное право на приобретение по решению Правительства Республики Казахстан конкурсной массы при банкротстве организаций, пакеты акций (доли участия) которых отнесены к стратегическим объектам в соответствии с законодательством Республики Казахстан, или организаций, имеющих важное стратегическое значение для экономики республики;
  3. право на приобретение акций банков в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

Также Фонд имеет свои права и обязанности, предусмотренные законодательством. Фонд имеет право:

  1. от своего имени заключать сделки (договоры, контракты), приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать истцом или ответчиком в суде;
  2. приобретать и предоставлять права на владение и использование охранных документов, технологий, «ноу-хау» и другой информации;
  3. выпускать ценные бумаги;
  4. создавать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за рубежом, наделять их основными и оборотными средствами за счет собственного имущества;
  5. самостоятельно решать все вопросы, связанные с оплатой труда работников, материально–техническим снабжением, социальным развитием, распределением дохода, подбором, расстановкой и переподготовкой кадров;
  6. открывать счета в банках и других финансовых организациях, расположенных на территории Республики Казахстан и за ее пределами, как в национальной, так и в иностранной валюте;
  7. получать займы и пользоваться кредитами в тенге и иностранной валюте, как у казахстанских, так и у иностранных юридических и физических лиц [4].

Содействие в стабилизации экономики страны.

Глобальный финансовый кризис оказал сильное негативное влияние, как на международные финансовые рынки, так и на экономическое развитие всех стран. Республика Казахстан в силу своей тесной интегрированности с глобальной экономикой не стала исключением.

Большой корпоративный внешний долг, прямая зависимость от цен сырьевых ресурсов на мировом рынке и нестабильность мировой финансовой системы сильно подрывают устойчивость национальной экономики, создавая угрозу ее дальнейшему эффективному развитию.

В настоящее время банки второго уровня вынуждены погашать свою задолженность по внешним заимствованиям, значительно сокращая при этом объемы кредитования национальной экономики. Это в свою очередь оказывает негативное влияние на развитие реальных секторов экономики и внутреннего спроса. Сокращение объемов кредитования национальной экономики банками второго уровня сказалось на замедлении темпов роста валового внутреннего продукта страны и дефиците денежных средств для новых и развивающихся производств как субъектов малого и среднего бизнеса, так и крупного.

В этой связи существует необходимость предпринимать меры для упреждения факторов существующего и потенциально возможного негативного влияния внешних изменений на экономический рост страны в целях повышения кризисоустойчивости национальной экономики, и особую роль в этом может сыграть Фонд.

В сложившейся ситуации перед Фондом стоит задача реализации стабилизационных и предупреждающих мер для устойчивого развития экономики.

В рамках рассматриваемой задачи Фонд будет выполнять следующие функции:

  1. участие в стабилизационных программах Правительства Республики Казахстан;
  2. приобретение объявленных голосующих акций банков второго уровня;
  3. размещение обусловленных средств в банках второго уровня в целях поддержания социально-экономического развития, в том числе завершения объектов строительства, финансирования субъектов малого и среднего бизнеса и агропромышленного комплекса;
  4. содействие в развитии рынка ипотечного кредитования и системы жилищных строительных сбережений;
  5. определение, утверждение и осуществление мониторинга порядка осуществления закупок Фонда и компаний, предусматривающего механизмы по увеличению отечественного содержания в закупках Фонда и компаний у казахстанских производителей товаров и услуг, обеспечению локализации в Казахстане производства, сборки, работ по ремонту и обслуживанию импортного оборудования при его крупных закупках компаниями;
  6. осуществление доверительного управления государственным пакетом акций акционерного общества «Фонд стрессовых активов» [22].

Повышение эффективности деятельности компаний.

Высокая эффективность компаний в Казахстане имеет большое значение для экономики, как в плане оптимизации использования существующих ресурсов, так и обеспечения будущего развития страны.

Компании, входящие в состав Фонда, составляют основу национальной экономики, ее инфраструктуры и призваны способствовать выполнению стратегических задач государства.

На макроэкономическом уровне задача компаний состоит в повышении международной конкурентоспособности казахстанской экономики и в увеличении притока иностранных инвестиций. Фонд путем эффективного управления компаниями должен обеспечить диверсификацию экономики, повышение производительности в ее секторах, снизить зависимость от сырьевых ресурсов и стимулировать экономическое развитие регионов.

Мировая практика показывает, что наиболее действенным способом повышения эффективности компаний с государственным участием является улучшение корпоративного управления. Это позволяет Правительству, заинтересованному в повышении своей эффективности как акционера, получить действенный инструмент по улучшению качества управления и контроля над деятельностью переданных компаний. Высокий уровень корпоративного управления в национальном управляющем холдинге является важным условием эффективного управления переданными государством активами в рамках реализации важных для Казахстана стратегических задач.

Управление компаниями Фонду позволит обеспечить системный скоординированный подход и четкий механизм контроля финансовых потоков, совершенствовать внутрикорпоративные процессы и процедуры, а также реализовать на практике основные принципы корпоративного управления.

В рамках реализации направления по повышению эффективности деятельности компаний на Фонд возлагается выполнение следующих задач:

  1. максимизация долгосрочной экономической ценности компаний и повышение их конкурентоспособности;
  2. внедрение лучшей мировой практики корпоративного управления.

В рамках поставленных задач Фонд будет осуществлять следующие функции:

  1. повышение эффективности деятельности компаний и создание новых активов;
  2. повышение конкурентоспособности и содействие выходу Компаний на международные рынки;
  3. постановка целей для компаний, принятых с учетом задач социально-экономического развития страны;
  4. определение ключевых показателей деятельности компаний;
  5. мониторинг результатов деятельности компаний, обеспечение принятия корректирующих мер в случае невыполнения компаниями поставленных целей и ключевых показателей деятельности;
  6. подбор, мотивация и содействие в повышении квалификации руководящих работников компаний;
  7. обеспечение сохранения и развития научного и производственного потенциала в компаниях;
  8. организационное обеспечение аудита и внутреннего контроля компаний;
  9. создание эффективной системы управления рисками путем внедрения единых методов, способов и подходов управления рисками в компаниях;
  10. проведение активной дивидендной политики в отношении компаний;
  11. внедрение принципов социальной ответственности бизнеса в компаниях [18].

Структура Фонда.

Органами Фонда являются:

  1. высший орган — единственный акционер;
  2. орган управления — совет директоров;
  3. исполнительный орган — правление;
  4. орган, осуществляющий контроль над финансово-хозяйственной деятельностью Общества, оценку в области внутреннего контроля, управления рисками, исполнения документов в области корпоративного управления и консультирование в целях совершенствования деятельности Общества – Служба внутреннего аудита.

Единственным учредителем и акционером Фонда является Правительство Республики Казахстан. К исключительной компетенции единственного акционера Фонда относятся:

  • внесение изменений и дополнений в устав Фонда или утверждение его в новой редакции;
  • утверждение годовой финансовой отчетности Фонда;