Внешнеэкономическая деятельность

Курсовая работа

В данной работе рассматриваются вопросы налогообложения внешнеэкономической деятельности.

Формирование эффективной системы норм налогового законодательства и ее позитивное влияние на экономику РФ — неотъемлемая предпосылка успешного развития страны. Это предполагает надлежащее правовое регулирование налоговых отношений в общей финансовой деятельности государства. Одной из важнейших современных проблем в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости государственных налогов. По оценкам ряда экономистов в ведущих индустриальных странах со сложившейся системой налогообложения собираемость налогов достигает 92-93% от расчетного уровня. В российской экономике этот показатель намного ниже — по оптимальным оценкам он составляет 60%, по минимальным — около 40%.

Общеизвестно, что в странах с рыночной экономикой налоги являются важнейшей компонентой доходной части государственного бюджета. Поэтому основная задача органов государственного управления заключается в нахождении варианта налоговой системы, оптимально сочетающей интересы государства и налогоплательщиков. Эта задача предопределяет важность усовершенствования налоговой системы государства и экономического анализа результатов ее деятельности.

Цель работы:

  • рассмотреть вопросы внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики;
  • провести анализ законодательства, регулирующего ВЭД;
  • рассмотреть особенности налогообложения ВЭД;
  • выявить проблемы, связанные с применением налогового законодательства в сфере ВЭД;
  • наметить перспективы дальнейшего развития налогового законодательства в сфере ВЭД;
  • Из поставленных целей логически вытекает главная задача курсовой работы — исследовать эволюцию и перспективы развития налогообложения ВЭД в нашей стране.

Источниками для написания работы явились труды современных отечественных и зарубежных исследователей, опубликованные статистические данные и нормативные документы.

1. Содержание и особенности внешнеэкономической деятельности.

1.1. Внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономическая политика.

В настоящее время в России действует весьма сложная система регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и рассмотрение ее является достаточно трудным, так как в специальной литературе освещаются, как правило, лишь отдельные вопросы, связанные с регулированием ВЭД.

В сложившихся условиях государство начинает все активнее регулировать ВЭД в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д.

17 стр., 8475 слов

Ютановский агромеханический техникум» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ...

... вопросы при допуске к работе. Выполнение задания и выводы по результатам данных таблиц и расчетов проверяет преподаватель и при необходимости проводит собеседование. Цель практических занятий по предмету: « Экономические и правовые основы производственной деятельности», ... акции и осуществлять их свободную продажу на рынке ценных бумаг с учетом требований существующего законодательства. Закрытым ...

Функцией государственного регулирования, является разработка концепций ВЭД. Разработка концепции включает определение внешнеэкономической политики на данный период с учетом специфических условий внутреннего развития, а также международной экономической конъюнктуры, которая регулирует внешнюю торговлю, иностранные инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий.

Кроме этого, в обязанности государства при регулировании ВЭД входит выполнение внутренних и внешних функций. Понимание внутренних функций государства можно классифицировать следующим образом:

  • ь хозяйственно-организаторская функция, подразумевающая организацию производства товаров и услуг, могущих быть предметом внешнеторговых отношений государства, а также оказание помощи в их продвижении на внешний рынок;
  • ь фискальная функция, т.е. взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет от внешнеэкономической деятельности;
  • ь защитная функция — защита прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности.

В состав внешних функций входят следующие:

  • ь установление торгово-экономических отношений с зарубежными странами;
  • ь защита государственной границы, включая организацию таможенной системы;
  • ь создание и применение мер для защиты внутреннего рынка при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • ь участие в международных и межгосударственных организациях, деятельность которых оказывает непосредственное воздействие на систему государственного регулирования ВЭД.

Все многообразие средств государственного регулирования ВЭД можно сгруппировать в три основных блока.

Первый блок — меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства, ведущие, в конечном счете, к повышению конкурентоспособности производимой продукции. Регулирование ВЭД в этом смысле — это регулирование всей национальной экономики, ее конъюнктурных состояний и качественно-структурного развития. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД.

Второй блок — это специальные инструменты и механизмы, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД. Среди них, как правило, выделяют несколько основных элементов: таможенно-тарифное регулирование, конвертируемость валюты и политику обменного курса.

Третий блок инструментов регулирования — прямое содействие компаниям — изготовителям в осуществлении ими ВЭД. Здесь выделяют прямое субсидирование экспортеров, косвенное субсидирование экспорта (налоговые льготы, уменьшение кредитных ставок, снижение тарифов, государственные заказы), внутреннее и внешнее кредитование, страхование и гарантирование экспортных кредитов.

11 стр., 5207 слов

RELP. Криминалистическая диагностика преступлений в сфере внешнеэкономической ...

... по использованию экономической информации, включая специальные познания, для анализа следственных ситуаций и формирования криминалистических версий при расследовании преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности. Методологической основой диссертационного исследования 7 При подготовке диссертации использовался ...

В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-командной экономики принципах. Среди них:

  • ь равенство участников ВЭД и их недискриминация;
  • ь защита государством прав и интересов участников ВЭД;
  • ь исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность предприятий.

Среди регулирования других форм внешнеторговой деятельности важнейшая роль принадлежит регулированию экспорта не только как средству получения валютных доходов многими отечественными производителями, но и как инструменту отстаивания национальных интересов, укрепления тех позиций, которые должна занимать Россия в мировом хозяйстве в качестве крупнейшей промышленной державы мира, имеющей один из самых мощных научно-технических потенциалов. Причем в долгосрочном плане особенно важно создать такую систему регулирования ВЭД, чтобы она стимулировала экспорт именно готовой продукции.

Регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеэкономического равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешне-экономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.

Формирование ВЭП должно осуществляться на основе глубокого анализа и максимально полного учета целого ряда важнейших факторов: блока внутренних социальных, экономических и правовых факторов, а также блока внешних факторов. Принципы ВЭП, обусловлены общенациональными интересами страны и представляют собой ВЭП самого общего уровня. Можно выделить ВЭП государства еще двух уровней:

ь ВЭП регионального уровня, когда общие принципы ВЭП корректируются и дополняются с учетом конкретных правовых и экономических условий взаимодействия РФ с региональными политическими и экономическими интеграционными группами или экономическими союзами стран СНГ, ЕС, и др. Разработка ВЭП регионального уровня должна вестись с учетом международной политической и экономической ситуации, а также обязательств государств, вытекающих из участия его в международных соглашениях и договорах.

ь ВЭП странового уровня, учитывающая особенности всего комплекса взаимоотношений с каждой конкретной страной, т.е. всю совокупность внешних факторов, а именно:

  • взаимодополняемость экономики РФ и экономики рассматриваемой страны;
  • уровень развития производительных сил страны и их структуру;
  • экономическую и социально-политическую ситуацию в стране;
  • объем и структуру внутреннего производства и потребления;
  • состояние платежного баланса рассматриваемой страны;
  • особенности финансово-кредитных отношений РФ с этой страной;
  • особенности правового регулирования ВЭД страны, включая наличие обязательств, вытекающих из ее участия в международных соглашениях и договорах.

Результаты поиска всех перечисленных факторов дают объективное основание для формирования реально обоснованной внешнеэкономической политики по отношению к рассматриваемой стране, т.е. позволяют адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

13 стр., 6442 слов

Экономика латиноамериканских стран

... стран на экономику Латинской Америки. В отдельной главе я рассмотрю экономику отдельной латиноамериканской страны - Бразилии. Будут рассмотрены особенности экономического развития: темпы, условия и факторы роста, основные черты экономической структуры, также внешнеэкономические связи страны ...

Поскольку государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с российским законодательством осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне, все рассмотренные аспекты прослеживаются и на уровне субъектов Российской Федерации.

Перед государством, как на федеральном, так и на региональном уровне, стоят серьезные задачи регулирования деятельности предприятий и организаций — участников внешнеэкономической деятельности. В первую очередь, необходимо создать условия для увеличения объемов производства импортозамещающей продукции, более активного выхода предприятий с этой продукцией на мировые рынки, условия для создания предприятий с участием иностранного капитала и привлечения инвестиций в реализацию социально значимых проектов. Предприятия — экспортеры должны принять участие в реализации национальных проектов, в первую очередь, касающихся вопросов развития агропромышленного комплекса, стройиндустрии, здравоохранения, а также активнее прилагать усилия по продвижению на внешние рынки продуктов интеллектуальной деятельности, качество которых в России находится на высоком уровне.

1.2. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.

Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности — «дозволено все, что не запрещено», недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.

Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным. Правовое регулирование ВЭД — это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

ь международными правилами и нормами, подписанными РФ международными договорами России с другими странами:

ь национальным — законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие:

  • «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;
  • «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • «О таможенном тарифе»;
  • «Об иностранных инвестициях»;
  • «Таможенный кодекс РФ».

Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ. Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия РФ, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики РФ.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

2. Анализ действующего порядка налогообложения ВЭД в РФ.

2.1. НДС при осуществлении внешнеторговых операций.

Экспорт и импорт услуг всегда были одними из наиболее спорных операций при исчислении НДС. Это связано с тем, что в отличии от реализации товаров на экспорт и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно. Правильное определение места оказания услуги важно как для иностранной, так и для российской компании. Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга (на территории РФ или за ее пределами), зависит, будет ли эта услуга облагается НДС. Экспорт и импорт услуг достаточно часто используют международные группы компаний в своей хозяйственной деятельности. Это может быть необходимо как для реальной деятельности, так и для взаимного финансирования или внутрихолдингового налогового планирования. Чаще всего оказание услуг иностранной организации используется в качестве одного из способов перемещения дохода российской компании за границу.[17]

Экспорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов

2007

всего

Государства-участники СНГ

Страны Дальнего зарубежья

январь

21456

3064

18392

февраль

23561

3501

20060

январь-февраль

45017

6565

38452

март

26434

4028

22406

январь-март

71451

10594

60857

апрель

27277

4148

23129

январь-апрель

98728

14741

83987

май

29794

4426

25368

январь-май

128522

19167

109355

июнь

26969

4082

22887

январь-июнь

155492

23249

132242

июль

29845

4566

25279

январь-июль

185337

27815

157521

август

30866

4700

26166

январь-август

216203

32515

183687

сентябрь

26641

4403

22239

январь-сентябрь

242844

36918

205926

Импорт (по данным таможенной статистики), миллион долларов

2007

всего

Государства-участники СНГ

Страны Дальнего зарубежья

январь

9847

1818

8029

февраль

12376

2032

10344

январь-февраль

22224

3850

18373

март

15141

2304

12837

январь-март

37365

6155

31210

апрель

14983

2369

12613

январь-апрель

52347

8524

43823

май

15723

2486

13237

январь-май

68071

11010

57061

июнь

16765

2595

14170

январь-июнь

84836

13605

71231

июль

17373

2543

14830

январь-июль

102209

16149

86061

август

17975

2742

15233

январь-август

120184

18891

101294

сентябрь

16601

2514

14087

январь-сентябрь

136785

21405

115380

Естественно, что при экспорте услуги выгоднее перенести место ее оказания за пределы России. Зачастую это выгодно и при импорте услуг, чтобы у российской стороны не возникли обязанности налогового агента. Однако при импорте услуг нужно предварительно рассчитать, что будет выгоднее: не выполнять функции налогового агента и не получить при этом вычет НДС или перечислить налог в бюджет и поставить его сумму к вычету.

Понятие “место реализации” в налоговом законодательстве используется только применительно к НДС. И если с местом реализации товаров, как правило, ошибок не возникает, поскольку статья 147 НКРФ дает однозначную трактовку рассматриваемого понятия, то реализация работ и услуг по договорам с иностранным контрагентами зачастую ставит перед налогоплательщиками множество вопросов.

Налоговый кодекс предписывает определять место реализации услуг в соответствии со следующими категориями:

  • ь Местонахождение имущества, с которым связаны работы, услуги;
  • ь Место фактического оказания услуг;
  • ь Место деятельности покупателя услуг;
  • ь Место деятельности исполнителя работ, услуг.

Чтобы в каждом конкретном случае определить, каким образом российской компании выгоднее всего оформить свои отношения с иностранной, рассмотрим несколько типичных ситуаций подробнее.

Место реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, зависит от местонахождения этого имущества. Таким образом, если имущество находится в России, то и связанные с ним работы (услуги) следует считать произведенными на территории России вне зависимости от того, зарегистрирована на территории РФ компания, их выполняющая. И наоборот, если российская компания, являющаяся плательщиком НДС, будет осуществлять работы (услуги) с движимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства, платить НДС по такому договору не нужно.

Прежде всего это касается организаций, которые являются заказчиками или исполнителями по договорам с иностранными контрагентами на монтаж, сборку, переработку, ремонт и техническое обслуживание движимого имущества. Зачастую, приобретая импортное оборудование, российский покупатель заказывает у иностранного поставщика его сборку и монтаж на месте (на территории РФ), что в результате приводит к необходимости платить НДС.

Компаниям, занимающимся импортом или экспортом услуг в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, следует внимательно изучить предмет договора, прежде чем его подписывать. Указанные виды деятельности также следует рассматривать для целей исчисления НДС с точки зрения места их фактического оказания: на территории РФ или за пределами территории РФ. Таким образом, если компания не заинтересована в уплате НДС по данным видам услуг, ей нужно доказать, что услуги фактически оказываются за пределами России. Если же компании выгодней заплатить НДС и применить вычеты, надо доказать, что договор оказания услуг был заключен и исполнялся на территории РФ.

Все рассмотренные выше примеры касались ситуаций, когда определение места реализации зависело непосредственно от места оказания услуг. В то же время в некоторых случаях место реализации услуг определяется по местонахождению покупателя. Это значит, что экспорт подобных услуг не облагается НДС, поэтому их чаще всего и используют в налоговом планировании.

Это такие услуги, как:

  • ь Передача, переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, причем этот порядок касается передачи прав как исключительных, так и неисключительных;

— ь Оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР. Причем по мнению Минфина, сюда также можно отнести аудиторские услуги и услуги, сопутствующие аудиту, оказываемые российскими плательщиками иностранным компаниям. [10]

ь Предоставление персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя данной услуги. Следует обратить внимание, определение места оказания услуг по месту деятельности покупателя в данном случае не относится к оказанию агентских услуг по подбору персонала, например, кадровыми агентствами сторонним организациям.

Чтобы без риска споров квалифицировать услуги в качестве маркетинговых, можно руководствоваться письмом ФНС России от 20.02.06 № ММ-6-03/183, в котором дан довольно большой перечень процедур по исследованию рынка. Относительно консультационных услуг такого перечня налоговики не издали, поэтому зачастую налогоплательщикам приходится доказывать принадлежность конкретных консультационных услуг в суде.

Во избежание споров целесообразно оформлять подробные документы, подтверждающие факт оказания услуг и их суть. Причем желательно, чтобы эти документы были составлены в соответствии с ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ “о бухгалтерском учете”. Перечень документов такой: договоры, задание заказчика на конкретные услуги, акты выполненных работ, отчеты исполнителя, счета-фактуры, платежные поручения.

Перемещение товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ является объектом обложения НДС. Экспортные поставки облагаются НДС по налоговой ставке О %, что предпола-гает не только освобождение от обложения НДС реализации продукции на экспорт, но и возмещение НДС, уплаченного поставщикам. [1; ст. 143, 164]

Освобождение НДС по ставке 0% производится при реализации: [1; ст. 164]

ь Товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов;

  • ь Работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;
  • ь Работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
  • ь Припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов.

При этом под припасами подразумевают топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного плавания;

  • ь выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и вывозу с таможенной территории РФ продуктов переработки на таможенной территории РФ, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке;
  • ь построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, при условии представления в налоговые органы документов.

Для подтверждения факта реализации товаров (работ, услуг) зарубежному контрагенту российский экспортер должен представить в налоговый орган пакет документов, подтверждающих экспорт. [1; ст. 165].

В общем случае в пакет включаются:

  • ь Контракт налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ;
  • ь выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

— ь таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.

B случаях перевозки российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте това-ров за рубеж для подтверждения экспорта услуг таможенная декларация представляться не должна. [1; ст. 165]. Вместо нее для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговые органы должны быть представлены:

  • ь реестр выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки от российского или иностранного лица за выполненные работы на счет российского налогоплательщика в российском банке;
  • ь реестр перевозочных документов, оформляемых при перевозках товаров в международном сообщении, с указанием в нем наименований или кодов входных и выходных пограничных и припортовых железнодорожных станций, стоимости работ (услуг), дат отметок таможенных органов на перевозочных документах, свидетельствующих о помещении товаров под таможенный режим экспорта или таможенный режим международного таможенного транзита либо свидетельствующих о помещении вывозимых с таможенной территории РФ продуктов переработки под процедуру внутреннего таможенного транзита;
  • ь копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Документы, подтверждающие экспорт, представляются экспортерами в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней считая с

даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, переме-щения припасов. [1; ст. 165]. Вышеуказанный порядок не распространяется на российских перевозчиков, осуществляющих экспорт своих услуг на железнодорожном транспорте. Поскольку они не обязаны представлять таможенную декларацию, для них момент определения налоговой базы по НДС устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 167 НК РФ как наиболее ранняя из следующих дат: либо день выполнения работ (оказания услуг), либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг).

Начиная с 1 января 2008 года такие налогоплательщики применяют ставку НДС в размере 0% после представления в налоговый орган в срок не , позднее 180 календарных дней соответствующего пакета документов, включающего вместо таможенной декларации товаросопроводительные документы с отметкой пограничного таможенного органа.

Срок подачи документов не является пресекательным, то есть в случае его нарушения экспортер не утрачивает право на возмещение НДС. Однако если на 181-й день не будет представлен в налоговый орган пакет необходимых документов, для экспортера наступят неблагоприятные последствия, выражающиеся в том, что ему придется заплатить НДС, а также пени. НДС должен быть оплачен в этом случае в общеустановленном порядке, то есть обязанность по уплате этого налога возникает у налогоплательщика с момента, который определяется по одной из нижеуказанных дат, в зависимости от того, ка-кая из них имела место раньше: [1; ст. 167].

1. день отгрузки товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2. день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Для получения права на при-менение налоговой ставки 0% необходимо выполнение следующих требований:

1. товар должен быть вывезен с территории РФ в таможенном режиме экспорта, то есть он должен пересечь таможенную границу РФ. Это условие является существенным, поскольку на практике бывали случаи, когда налогоплательщики представляли все необходимые документы, включая ГТД, однако суд отказывал им в возмещении НДС, поскольку было доказано, что товар границу Российской Федерации не пересекал;

2. налоговым органам должны быть представлены все необходимые документы: подлинники или копии; [1; ст. 165].

3. налогообложение соответствующих операций по налоговой ставке 0% должно быть отражено в налоговой декларации, представленной в налоговый орган.

Для подтверждения экспорта налогоплательщик не должен представлять иные документы, помимо перечисленных выше. Однако налоговые органы при проведении контрольных мероприятий могут потребовать для проверки правильности исчисления НДС и своевременности его уплаты, чтобы налогоплательщик представил дополнительные документы, кроме указанных в ст.165 НКРФ, включая первичные учетные документы.

Перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых на территории РФ не подлежат обложению НДС. [1; ст. 149].

Устанавливается два перечня товаров (работ, услуг), реализация которых освобождена от обложения НДС: [1; ст. 149].

ь операции, по которым налогоплательщик не имеет права отказаться от освобождения от НДС;

  • ь операции, по которым налогоплательщик имеет такое право.

Для экспортера это означает, что, реализуя на экспорт товары (работы, услуги), освобожденные от обложения НДС, он не должен уплачивать по ним НДС даже по налоговой ставне 0% с представлением пакета документов, подтверждающих экспорт.

Единственное, что тре6уется от налогопла-тельщика, — отразить соответствующие операции в декларации по НДС, представляемой в налоговый орган за отчетный период.

Следует учитывать, что в случае использования товаров для операций по производству и (или) реализации товаров, освобожденных от обложения НДС суммы этого налога, уплаченные при приобретении таких товаров, учитываются в их стоимости. В связи с этим, например, суммы НДС уплаченные организацией в отношении услуг по таможенному оформлению, складских и подобных услуг, используемых при осуществлении операций по реализации на экспорт товаров, освобожденных от обложения НДС учи-тываются согласно письму Минфина России от 08.02.2005 N2 03-04-08/18 в их стоимости. [1; ст. 170].

2.2 Особенности налогообложения

Иностранные организации могут получать от источников в РФ доходы, не связанные с осуществлением непосредственной деятельности в РФ, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. В отношении таких доходов налогоплательщиком является иностранная организация, а сумма налога на прибыль удерживается и уплачивается в бюджет у источника выплаты доходов налоговым агентом.

Отдельные вопросы налогообложения таких доходов изложены в (ст. 309 НКРФ).

Однако это не означает, что доходы, перечисленные в этой статье НКРФ, не может получать постоянное представительство. При этом наличие или отсутствие постоянного представительства влияет на порядок налогообложения доходов от источников в РФ.

Вне зависимости от наличия или отсутствия постоянного представительства указанные в (ст. 309 НКРФ) доходы, за изъятиями, установленными этой статьей, относятся к доходам от источников в РФ. При этом приведенные доходы являются доходами из источников в РФ по определению, и дополнительно устанавливать их «российское» проис-хождение не требуется. [1; ст. 309].

В соответствии с нормами НКРФ такие до-ходы можно подразделить на два типа: доходы инвестиционного характера (пассивные), и все другие дохо-ды (активные), в том числе от деятельности в РФ, не при водящей к образованию постоянного представительства.

В соответствии сп. 1 ст. 309 НК рф следую-щие виды доходов, которые получены иностран-ной организацией и не связаны с ее предпри-нимательской деятельностью в Российской Фе-дерации, относятся к доходам иностранной орга-низации от источников в Российской Федера-ции и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) рос-сийской организации.

В соответствии сп. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается «любой доход, полученны~ акционе-ром (участником) от организации при распреде-лении прибыли, остающейся после налогообло-жения (в том числе в виде процентов по приви-легированным акциям), по принадлежащим ак-

ционеру (участнику) акциям (долям) пропорцио- … нально долям акционеров (участников) в устав- ~

ном (складочном) капитале этой организации. }

В целях главы 25 НК РФ под дивидендами пони- ~

маются доходы от долевого участия в деятель- е

ности организаций (преамбула ст. 275 НК РФ).

:g

Налог на прибыль удерживается с полной ~ суммы выплаты доходов в виде дивидендов по !S

В соответствии сп. 1 ст. 309 НК рф следую-щие виды доходов, которые получены иностран-ной организацией и не связаны с ее предпри-нимательской деятельностью в Российской Фе-дерации, относятся к доходам иностранной орга-низации от источников в Российской Федера-ции и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов:

  • дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) рос-сийской организации.

В соответствии сп. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается «любой доход, полученны~ акционе-ром (участником) от организации при распреде-лении прибыли, остающейся после налогообло-жения (в том числе в виде процентов по приви-легированным акциям), по принадлежащим ак-

ционеру (участнику) акциям (долям) пропорцио- … нально долям акционеров (участников) в устав- ~

ном (складочном) капитале этой организации. }

В целях главы 25 НК РФ под дивидендами пони- ~

маются доходы от долевого участия в деятель- е

ности организаций (преамбула ст. 275 НК РФ).

:g

Налог на прибыль удерживается с полной ~ суммы выплаты доходов в виде дивидендов по !S

Следующие виды доходов, которые получены иностранной организацией и не связаны с ее предпри-нимательской деятельностью в РФ, относятся к доходам иностранной орга-низации от источников в РФ и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов: [1; ст. 309].

ь дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру российской организации.

Дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообло-жения, по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этой организации. В целях главы 25 НКРФ под дивидендами понимаются доходы от долевого участия в деятельности организаций. [1; ст. 43].

Налог на прибыль удерживается с полной суммы выплаты доходов в виде дивидендов по ставке 15%.

Соглашениями об избежании двойного налогообложения термину «дивиденды» может придаваться иное значение. В таких случаях соответствующий вид дохода подлежит обложению налогом на прибыль в порядке, установленном для дивидендов в соглашении об избежании двойного налогообложения, независимо от того значения, которое придается вышеуказанному термину законодательством РФ о налогах и сборах;

  • Процентами признается любой заранее заявленный доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

    [1;

  • ст. 43].

К процентному доходу, в частности, относятся:

1. доходы по предоставленным займам и кредитам, в том числе по товарным и коммерческим;

3. доходы, начисленные по корреспондентским счетам иностранных банков;

4. доходы, выплачиваемые иностранным банкам по операциям «овердрафт»;

5. доходы от премий, выплачиваемых при погашении ценных бумаг, ранее реализованных с дисконтом;

6. доходы по эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

7. иные доходы, рассматриваемые в качестве «процентов» в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Доходами, источником которых считается РФ, являются любые выплаты, производимые в счет долговых обязательств организаций.

Например, при выплате процентов по привлеченным кредитам удержание налога на прибыль с этих процентов производится как в случае зачисления суммы кредита на счет российской организации в российском банке и выплате процентов с этого счета, так и в случае зачисления суммы кредита на счет российской организации в иностранном банке и выплате процентов с этого же счета либо с любого другого счета.

При выплате процентного дохода по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и размещения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, налог на прибыль удерживается по ставке 15 %.

При выплате иных видов процентного дохода налог на прибыль удерживается у источника выплаты по ставке 20 %.

В случае, если соглашением об избежании двойного налогообложения, действующим в отношениях РФ с иностранным государством, предусмотрен иной порядок налогообложения доходов в виде дивидендов и процентов, при меняются положения соответствующего международного договора.

Налоговая база по доходам от реализации акций определяется как разница между суммой доходов от реализации акций и расходами на приобретение акций. Вышеуказанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты доходов в распоряжении налогового агента имеются предоставленные этой иностранной организацией документально подтвержденные сведения о таких расходах. Документами, подтверждающими цену приобретения акций, могут быть договоры на их покупку, платежные документы, подтверждающие их оплату в соответствии с договором. [1; ст. 280].

В случае отсутствия таких документов определение цены приобретения ценных бумаг возможно на основе средних цен рынка, фактически сложившихся на соответствующую дату, сведения о которых публикуются рядом информационных агентств.

К исчисленной таким образом налоговой базе применяется ставка налога на прибыль в размере 24 %.

Если документально подтвержденные данные о расходах иностранной организации на приобретение акций не представлены или если эти расходы не признаются расходами в целях обложения налогом на прибыль, налог на прибыль удерживается с полной суммы ………..