Методические указания по оформлению дипломной работы иркутский государственный университет

ОТЧЕТ по практике

Квалификационные требования к дипломной работе и квалификации экономиста-математика

Обучение студентов специальности 06.18 «Математические методы в экономике» завершается преддипломной практикой, выполнением и защитой дипломной работы. Дипломная работа подводит итоги учебы студента, аккумулируя в себе полученные в ходе учебы знания, умения, навыки. Согласно государственного стандарта по данной специальности, “выпускная квалификационная работа экономиста-математика представляет законченную самостоятельную всестороннюю разработку, соответствующую выбранной специальности, в которой содержатся выводы и рекомендации автора по исследуемой проблематике”.

Государственный стандарт указывает требования к уровню профессиональной подготовленности специалиста следующим образом: “Выпускник должен уметь поставить и решить задачи, соответствующие квалификации “экономист-математик”.

В свою очередь, квалификация “экономист-математик” определяется следующим образом: “Экономист математик является специалистом широкого профиля, который может осуществлять аналитическую, организаторскую и научно-исследовательскую деятельность в следующих отраслях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других некоммерческих организациях, а также в рамках органов государственного управления”.

Кроме того, выпускник специальности “Математические методы в экономике” должен “владеть основами гуманитарных знаний, знать этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания при-роды и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; быть способным продолжать обучение; владеть одним иностранным языком; владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно оформить его результаты; уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации; понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дис-циплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаи-мосвязь в целостной системе знаний; в рамках стоящей проблемной ситуации способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с профессио-нальной деятельностью, умеет использовать математические методы, ЭВМ, па-кеты прикладных программ и другие методы изученных им наук; методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над международными проектами”.

21 стр., 10396 слов

Современные эконометрические методы

... литература по эконометрике и прикладной статистике столь же необозрима, как и мировая. Только в секции "Математические методы исследования" журнала ... работах и его ученики. Основа профессиональных знаний экономиста, менеджера, исследователя и инженера закладывается в период ... съезде математиков [5]. Однако эта теория, к сожалению, до сих пор остается основой преподавания статистических методов и ...

Приведенные выдержки из государственного стандарта, принятого в 2000 г., содержащие требования к квалификации экономиста-математика, показывают, что выпускник должен обладать широким набором знаний и навыков. Предди-пломная практика и подготовка дипломной работы являются способом апро-бации полученных знаний и навыков. В то же время они являются и важными этапами обучения, на которых студент сталкивается с решением проблем и за-дач более высокого уровня сложности по сравнению с предыдущими этапами обучения, и проверяет свое умение и готовность их решать.

Это проблемы как исследовательского характера – постановка проблемы дипломного проекта, выбор путей и методов решения, научный поиск, работа с литературой, работа с научным инструментарием, так и организационно- пси-хологического порядка – организация практики, работа в коллективе, сбор ин-формации, взаимодействие с руководителем., защита дипломной работы.

К защите дипломной работы допускаются только студенты, не имеющие ака-демической задолженности. Руководитель преддипломной практики и диплом-ной работы назначается кафедрой, ведущей выбранную студентом специализа-цию, в соответствии с интересами студента и научного руководителя.

Важнейшей целью выполнения дипломной работы является формирование умения самостоятельно ставить и решать сложные теоретические и прикладные задачи, соответствующие выбранной специальности. Поэтому ответственность за качество и уровень работы несет прежде всего студент. Руководитель прак-тики и дипломной работы осуществляет научное руководство и помощь в по-становке задач, выявлении исследовательских и практических проблем, поиске подходов к их решению, осуществляет контроль за выполнением сроков вы-полнения работ. Разработку поставленных проблем студент осуществляет са-мостоятельно. При необходимости кафедра может назначить консультантов по отдельным вопросам дипломной работы.

Настоящие методические указания включают рекомендации по трем завер-шающим этапам обучения специальности 06.18: преддипломной практике, ра-боте над дипломным проектом, защите дипломной работы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД ДИПЛОМОМ, Преддипломная практика является частью подготовки дипломной работы. Поэтапно работа над дипломом выглядит следующим образом., 1. Выбор темы, руководителя и консультантов дипломной работы., 2. Преддипломная практика.

Материалы преддипломной практики оформляются в виде отчета.

3. Защита отчета, 4. Утверждение темы дипломной работы, 5. Разработка содержания дипломной работы.

Работа должна выполняться в соответствии с календарным планом. Как правило, кафедры специализации устраивают «предзащиту» работ на кафедре с целью проверки готовности работы. Предзащита имитирует защиту, дипломник делает доклад, присутствующие задают вопросы, делают замечания, рекомендации по работе, дается оценка готовности работы.

29 стр., 14360 слов

Влияние преддипломной практики на качество ВКР и методические ...

Содержание преддипломной практики определяется темой дипломной работы. Перед началом практики руководитель дипломного проектирования в соответствии с заданием по теме дипломной работы и объектом исследования выдает студенту индивидуальное задание по преддипломной практике. В этом задании определяются основные направления ...

6. Утверждение готовности работы

Затем дипломная работа с отзывом руководителя, рецензией, справкой о внедрении (если таковая есть) не позднее, чем за 5 дней до защиты должна быть представлена заведующему выпускающей кафедры. Заведующий кафедрой принимает решение о допуске к защите и при положительном решении подписывает титульный лист.

7. Подготовка и защита дипломной работы.

На защите дипломник выступает с докладом (10-15 минут) и отвечает на вопросы членов ГАКК и присутствующих на защите. После этого оглашается отзыв руководителя и рецензия. ГАКК заслушивает ответы дипломника на замечания рецензента. Оценка защиты дипломной работы и решение о присвоении квалификации экономиста-математика принимается на закрытом заседании ГАКК. Итоги защиты сообщаются по окончании заседания ГАКК.

Приведенные задачи являются ориентировочными, и, в зависимости от конкретной темы, могут быть изменены по согласованию с руководителем дипломной работы.

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА. , Цели и организация практики, Цель практики

Целью является закрепление и углубление теоретических знаний в области экономических дисциплин, математического моделирования, управленческих дисциплин, информационных дисциплин. Задачей производственной практики (на ранних курсах) является закрепление знаний, полученных студентами в университете путем изучения деятельности конкретных предприятий, приобретение новых навыков практической, профессиональной и организационной деятельности. Преддипломная практика направлена на решение задач, поставленных в дипломной работе, ее профиль определяется специализацией.

Организация практики.

Ответственность за организацию и проведение практики несет декан факультета. Учебно-методическое руководство осуществляет один из ведущих преподавателей по кафедрам специализации.

Каждому студенту выдается программа прохождения практики за подписью руководителя практики от кафедры.

Непосредственно на предприятии руководство назначает руководителя практики от предприятия, который обеспечивает студенту возможность выполнения программы практики, а также дает консультации, решает спорные вопросы. После завершения практики руководитель от предприятии дает студенту в дневнике характеристику, в которой отмечает все достоинства и недостатки в его работе.

Студент-практикант должен вести дневник практики, в котором будут фиксироваться следующие данные: указание рабочего места; фактически выполненная работа; сроки ее выполнения. Записи в дневнике должны быть подтверждены подписью руководителя практики от предприятия.

Цели и организация практики

Возможны следующие формы проведения практики:

  • работа на должности;
  • работа дублером на должности;
  • прохождение практики по индивидуальному графику

Во время прохождения практики студент должен полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики (в том числе , если студент имеет постоянную работу на должности на предприятии), а также:

  • оказывать практическую помощь предприятию;
  • участвовать в общественной жизни предприятия;
  • вести информационно-разъяснительную работу по привлечению молодежи в университет;
  • собирать материалы и писать отчет по разделам программы практики;
  • своевременно отчитываться перед руководителем практики на предприятии о выполнении заданий и вовремя сдать отчет по практике на кафедру.

Находясь на практике, студенты подчиняются всем правилам внутреннего распорядка. Руководитель практики со стороны предприятия осуществляет систематический контроль ее прохождения. С этой целью устанавливаются конкретные задания, соответствующие программе, и календарные сроки их выполнения. Выполнение заданий подлежит оценке руководителем практики.

12 стр., 5538 слов

Дневник и на предприятии

... управления предприятия и подразделениями, с опытом организации, планирования и управления, с методами управления трудовыми коллективам. Углубление и закрепление теоретических знаний, овладение практическими методами, навыками и приемами работы в условиях реально действую­щего предприятия по ... задачи производственной практики в Группе Компаний «Сапсан»: Знакомство с технологией подготовки и принятия ...

Формой контроля является дневник практики. Дневник представляет собой описание заданий, получаемых от руководителя ежедневно (еженедельно), и их выполнения. Если руководитель от предприятия не ставит регулярных заданий, то такие задания студент должен ставить себе сам, с целью распределения времени для выполнения программы. В дневнике также описываются проблемы, с которыми студент сталкивается в ходе выполнения заданий. Дневник может вестись в обычной школьной тетради. Примерная форма дневника приведена в Приложении. По окончании практики дневник подписывается руководителем практики на предприятии и сдается руководителю практики от кафедры.

Программа практики.

Профиль преддипломной практики определяется специализацией студента.

Таких специализаций на специальности 06.18.00 четыре:

  1. Теория принятия решений в условиях неопределенности (кафедра математической экономики)
  2. Микро и макроэкономический анализ и прогнозирование (кафедра экономики)
  3. Исследование операций на рынке информационных услуг (кафедра информационных систем)
  4. Исследование операций (кафедра методов оптимизации).

Поскольку специализации существенно различаются по направленности, содержание программы практики утверждается руководителем практики по каждой специализации. Тем не менее, в соответствии с квалификацией .экономист-математик., за время прохождения практики студент должен изучить и затем отразить в отчете следующие вопросы:

  1. Организационно-правовая форма предприятия и его проблемы
  2. Тип предприятия и основная концепция его развития
  3. Организационная структура предприятия