ВВЕДЕНИЕ
Прохождение преддипломной практики осуществлялось в КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода», находящегося по адресу: Алтайский край, г. Славгород, ул. Володарского №11.
Необходимость прохождения преддипломной практики заключалась в закреплении, расширении и углублении полученных знаний по группе изучаемых дисциплин, приобретении практических навыков самостоятельной работы, выработки умений применения их при решении конкретных экономических вопросов. Для достижения целей преддипломной практики были проанализированыосновные проблемы занятости г. Славгорода. Значение анализа состоит в том, чтобы установить и оценить эффективность КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода», а также выработка наиболее достоверных предположений и прогнозов занятости г. Славгорода.
Цель преддипломной практики – закрепление полученных теоретических, приобретение практических навыков и выявить уровень занятости населения для последующего написания выпускной работы на тему «Безработица в современной России».
На время преддипломной практики ставились следующие задачи:
1 закрепить и расширить теоретические и практические знания в области занятости населения;
2 изучить основные программы по снижению безработицы;
3 ознакомится с организацией и управленческой деятельностью КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода»;
4 приобрести навыки работы с трудоустройством населения.
Исходя из поставленных задач за время преддипломной практики необходимо ознакомиться с КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода», изучить его организационно правовую форму, систему управления, систему обработки социальных данных.
Объектом преддипломной практики является КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода».
Предметом изучения являются основные проблемы занятости г. Славгорода.
Срок прохождения учебной практики составлял один месяц – с апреля по мая 2010 года, где все прохождение практики было разделено на 3 этапа:
1 ознакомительный;
2 информационный;
3 концептуальный.
На каждом этапе необходимо решить поставленные задачи, согласно установленным графикам и поставленным целям. По окончании прохождения практики необходимо составить отчет.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КГУ «ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. СЛАВГОРОДА», 1.1 Общая характеристика КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода»
КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» является органом исполнительной власти Славгородского района, обеспечивающим реализацию на территории района единой государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений и осуществляющим переданные полномочия в сфере содействия занятости населения. КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» имеет сокращенное название – КГУ ЦЗН г. Славгорода. Управление ЦЗН реализует полномочия в сфере занятости населения непосредственно, а также через районные государственные учреждения службы занятости населения.
Политика занятости населения на современном этапе развития России
... занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости. Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие ...
КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Славгородскому району, органами исполнительной власти Славгородского района, структурными подразделениями Администрации района, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
КГУ ЦЗН г. Славгорода в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, актами Федеральной службы по труду и занятости, Уставом (Основным Законом) Алтайского края, законами Алтайского края, правовыми актами Администрации края, иными нормативными правовыми актами, настоящим положением.
Финансирование расходов на содержание КГУ ЦЗН г. Славгорода осуществляется за счет средств краевого бюджета, в том числе за счет субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций на осуществление переданных в установленном порядке полномочий в сфере занятости населения.
Центр занятости является правопреемником реорганизованных в форме слияния управления Славгородского района по труду и управления государственной службы занятости населения Славгородского района.
Основными задачами центра занятости являются:
1) обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
2) оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
3) участие в организации альтернативной гражданской службы.
Более подробное рассмотрение этих и многих других задач и полномочий приведено в следующих пунктах первой главы данного отчёта.
Функции КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» определены Уставом КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода», утвержденного приказом № от 29.11.2004 года Федеральной службы по труду и занятости.
1.2 Полномочия осуществляемые КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода», КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» осуществляет следующие полномочия:
- в области содействия занятости населения и защиты от безработицы:
- осуществляет реализацию единой государственной политики в области содействия занятости населения, направленной на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту районного рынка труда, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду, реализацию мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, объединение усилий участников рынка труда и обеспечение согласованности их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения, координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики края, включая инвестиционно-структурную политику.
Также осуществляет контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных и осуществляет регистрацию граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы, а также регистрацию безработных граждан.
Рынок труда и занятость населения в Российской Федерации
... социально-экономическую сущность и структуру занятости, ее принципы и уровень; определить теоретические и практические аспекты измерения занятости в экономике; проанализировать экономическую активность и занятость населения России; ... фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости. На рынке труда встречаются продавец и покупатель, ...
Организует, обеспечивает и контролирует оказание следующих государственных услуг — содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, организация мероприятий по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения.
В центре занятости проводится психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан.
Осуществляются социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, организовывается проведение оплачиваемых общественных работ, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от до лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от до лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда при содействие самозанятости безработных граждан обеспечение переселения для работы в сельской местности, выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Управление центра занятости организует и проводит специальные мероприятия по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их профессиональной предыдущей деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан.
Осуществляет проверки, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлекает виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан, обобщает практику применения и осуществляет анализ причин нарушений в Славгородском районе законодательства о занятости населения, а также готовит соответствующие предложения по совершенствованию данного законодательства.
Критерии эффективности управленческого труда
... и показатели эффективности управленческого труда. Но следует помнить, что труд ... экономического, социально-психологического , правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого труда. Управленческий труд ... труда и пр.); затраты на организацию и обеспечение управления (подготовка и повышение квалификации и кадров управления, мероприятия по совершенствованию ...
Управления искусно организует и контролирует работу центров занятости, проводит в установленном порядке проверки финансово-хозяйственной деятельности и рационального использования имущества в центрах занятости, формирует и представляет в Администрацию края предложения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию Управления и центров занятости.
В соответствии с действующим законодательством обобщает и представляет сведения, необходимые для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
Также ЦЗН г. Славгорода дает учреждениям профессионального образования информацию о востребованности кадров для обоснования открытия новых направлений, специальностей, а также увеличения набора по действующим направлениям, специальностям.
В области реализации государственной политики в сфере труда, трудовых и иных связанных с ними отношений управление обеспечивает и контролирует оказание следующих государственных услуг:
- выдача заключений государственной экспертизы условий труда;
- выдача справок об установленной величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам;
- выдача справок о размере тарифных ставок, должностных окладов по профессиям.
КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» организует и обеспечивает деятельность районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, районной межведомственной комиссии по охране труда и безопасности производства, рабочей группы по организации прохождения альтернативной гражданской службы на территории Славгородского района, иных совещательных органов, созданных нормативными актами Администрации района в установленной сфере деятельности. Принимает участие в разработке правовых актов по вопросам денежного содержания государственных гражданских служащих Славгородского района и оплаты труда других категорий работников, финансирование деятельности которых осуществляется за счет средств районного бюджета. В установленном порядке разрабатывает и вносит в Администрацию района:
- проект закона о потребительской корзине в Славгородского района;
проект нормативного акта по установлению величины прожиточного минимума в Славгородском районе, ежеквартально представляет его на утверждение в Администрацию района;
- проекты нормативных правовых актов, устанавливающих:
1) системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников районных государственных учреждений, рабочих, служащих и работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности структурных подразделений Администрации района, органов исполнительной власти Славгородского района;
2) предельные нормативы размеров оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов превышает процентов собственных доходов местного бюджета;
Статистико-экономический анализ занятости населения на примере Алтайского края
... рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Целью курсовой работы является проведение статистико-экономического анализа занятости населения ...
3) порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей районных государственных унитарных предприятий и районных государственных учреждений;
4) порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда за счет средств районного бюджета и внебюджетных источников;
5) проекты нормативных правовых актов о совершенствовании форм социального партнерства, механизмов взаимодействия с работодателями и представительными органами работников и т.д.;
На равнее с выше перечисленным КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» согласовывает условия и размеры оплаты труда руководителей районных государственных унитарных предприятий и районных государственных учреждений в заключаемых с ними трудовых договорах, контролирует правильность начисления заработной платы руководителям указанных организаций. Оказывает методическую помощь организациям внебюджетного сектора экономики в осуществлении тарифного регулирования оплаты труда работников на основе социального партнерства, в разработке механизмов, стимулирующих рост заработной платы. Готовит заключения о правильности включения в стаж гражданской службы соответствующих периодов службы (работы) для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим. Разрабатывает основные направления развития социального партнерства в Славгородском районе. Обеспечивает условия для участия районной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти Славгородского района в установленной сфере деятельности. Организует подготовку проекта и заключение районного (местного) соглашения между районными объединениями работодателей, Славгородским районным советом профсоюзов и Администрацией района о совместных действиях по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, участвует в переговорах по разработке проекта указанного соглашения, а также аналогичных районных отраслевых (межотраслевых) соглашений, осуществляет контроль за ходом их выполнения. Проводит уведомительную регистрацию районных и местных соглашений, информирует представителей сторон о выявленных им условиях, ухудшающих положение работников по сравнению с нормами действующего законодательства. Ведет регистр районных и местных соглашений. Вносит предложения работодателям и представляющим интересы работников органам, не участвовавшим в заключение районного (краевого) и районного отраслевого соглашений, присоединиться к указанным соглашениям. Является службой по урегулированию коллективных трудовых споров в Славгородском районе. Производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров и содействует в урегулировании коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий. Инициирует разработку и утверждение органами исполнительной власти Славгородского района:
- краевых перечней минимума необходимых работ (услуг) по согласованию с соответствующими районными объединениями профессиональных союзов (объединениями профессиональных союзов);
- минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организаций (филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений), индивидуальных предпринимателей в случае недостижения согласия между сторонами коллективного трудового спора при принятии решения об объявлении забастовки.
Обеспечивает в пределах предоставленных полномочий реализацию государственной политики в области охраны труда на территории Славгородского района. Осуществляет в пределах предоставленных полномочий государственное управление охраной труда на территории Славгородского района. Организационно и методически участвует в подготовке и повышении квалификации специалистов по охране труда, обучении правилам и нормам охраны труда руководителей и специалистов организаций и работодателей — физических лиц и осуществляет проверку знания ими требований охраны труда. Осуществляет государственную экспертизу условий труда, участвует в организации аттестации рабочих мест по условиям труда в пределах предоставленных полномочий, в проведении сертификации работ по охране труда в организациях. Участвует в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве. Разрабатывает и утверждает межотраслевые нормативно-методические документы (рекомендации, инструкции) по охране труда. Организует государственный контроль за соблюдением требований охраны труда в районных государственных унитарных предприятиях и районных государственных учреждениях. Осуществляет иные полномочия в области охраны труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Славгородского района. Производит оценку и разрабатывает прогноз развития кадрового потенциала Славгородского района. Участвует в организации прохождения гражданами альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных Администрации района. Осуществляет информационное обеспечение процесса регулирования социально-трудовых отношений, а также информирует Администрацию района, организации и население о своей работе;
Факторы занятости на рынке труда в российском здравоохранении
... занятости на рынке труда, объектом анализа – рынок труда в современном российском здравоохранении. Цель исследования – теоретически обосновать основные факторы занятости в здравоохранении и эмпирически оценить направление и масштабы их влияния в российской экономике. ... анализ факторов, влияющих на занятость на рынке труда врачей и рынке труда среднего медперсонала. В заключении приводятся основные ...
Иные полномочия КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода»:
1) разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, а также проекты районных программ, организует их выполнение;
2) осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на реализацию возложенных, на него полномочий в установленной сфере деятельности;
3) издает информационные бюллетени, справочники и иные информационно-методические материалы;
4) ведет прием граждан по вопросам, относящимся к сфере деятельности КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода», обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленные законодательством Российской Федерации сроки;
5) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода»;
6) обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
7) выступает государственным заказчиком, проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для районных государственных нужд в установленных сферах деятельности;
Департамент труда и социальной защиты населения города севастополя
... отраслевой специфики экономики и рынка труда города Севастополя .............. 11 1.1 Экономическое развитие города Севастополя .................................................................................... 11 1.2 Занятость населения и рынок ... прогнозирования кадровой потребности города Севастополя ......... 20 3 Анализ результатов проведения опроса работодателей города Севастополя о текущей и ...
8) приобретает от своего имени имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности в пределах представленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) организует переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников подведомственных учреждений;
10) разрабатывает для внесения в план социально-экономического развития Славгородского района предложения по прогнозным показателям численности и размещения трудовых ресурсов, роста заработной платы, обеспечения занятости населения;
11) организует проведение мониторинга по основным направлениям деятельности КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода»;
12) определяет потребности экономики Славгородского района в профессионально подготовленных кадрах на среднесрочный период, вносит в Администрацию района предложения, но корректировке объемов и профилей подготовки кадров в системе профессионального образования Славгородского района;
13) участвует в разработке мобилизационного плана экономики района на расчетный год (в части обеспечения объектов экономики Славгородского района недостающими трудовыми ресурсами);
14) согласовывает контрольные цифры приема обучающихся за счет средств районного бюджета в районные государственные учреждения начального и среднего профессионального образования;
15) в соответствии с законодательством Российской Федерации организует систему профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда, обучение охране труда, проверку знаний в части требований охраны труда работников организаций, включая руководителей и специалистов, а также содействует организации обучения охране труда в образовательных учреждениях общего и профессионального образования всех уровней. (п. в ред. Постановления Администрации Славгородского района от 18.03.2008 N 102);
16) осуществляет проведение социальной экспертизы районных (ведомственных) целевых программ, инвестиционных проектов и соглашений о социально-экономическом партнерстве между Администрацией района и хозяйствующими субъектами. (п. введен Постановлением Администрации Славгородского района от 20.01.2009 N 14);
17) осуществляет ведение реестра социально ответственных и социально ориентированных работодателей, Государственного кадастра рабочих мест Славгородского района и организует присвоение работодателям статуса «Социально ответственный работодатель Славгородского района». (п. введен Постановлением Администрации Славгородского района от 30.07.2009 N 341);
18) осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством. (п. введен Постановлением Администрации Славгородского района от 18.03.2008 N 102).
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» имеет право:
- организовывать проведение необходимых исследований в сфере занятости населения, а также осуществлять контроль за оказанием государственных услуг в установленных сферах деятельности;
- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции КГУ «Центр занятости населения г.
Славгорода»;
Занятость и безработица в рыночной экономике
... социально-экономическим последствиям безработицы; изучить государственное регулирование занятости и его особенности в России. Объект изучения – занятость и безработица в рыночной экономике. Предметом является структура занятости и безработицы в Российской Федерации. Методы исследования. При разработке данной курсовой работы были использованы такие ...
- привлекать в установленном порядке научные и иные организации, ученых и специалистов для проработки вопросов, относящихся к сфере деятельности КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода»;
- проводить конференции, семинары, конкурсы, встречи и другие мероприятия по вопросам, входящим в его компетенцию;
- участвовать в пределах своей компетенции в реализации отраслевых, федеральных, международных программ по вопросам занятости населения и труда;
- направлять своих представителей в состав комитетов, комиссий, других общественных и консультативных органов по вопросам, связанным с деятельностью КГУ «Центр занятости населения г.
Славгорода»;
- выдавать заключения о награждении руководителей предприятий, учреждений и организаций медалью «За заслуги в труде»;
- давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к компетенции КГУ «Центр занятости населения г.
Славгорода»;
- в соответствии с действующим законодательством подготавливать и обеспечивать представление в установленные сроки форм статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности о деятельности КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода»;
- принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере деятельности КГУ «Центр занятости населения г.
Славгорода»;
участвовать в работе комиссий, коллегий, советов, консультативных органов, образуемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти района;
- создавать коллегию, а также другие координационные, совещательные и экспертные органы (комиссии, группы, советы) в установленной сфере деятельности;
- созывать совещания для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию КГУ «Центр занятости населения г.
Славгорода», с приглашением руководителей и специалистов органов исполнительной власти Славгородского района, структурных подразделений Администрации района, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций;
- по представлению контролирующих и надзорных органов участвовать в проверках соблюдения трудовых прав работников организаций и работодателей — физических лиц;
- изучать правоприменительную практику предоставления государственных гарантий по оплате труда в организациях;
- вести работу по созданию в трудовых коллективах представительных органов работников, комиссий по трудовым спорам, комитетов (комиссий) по охране труда.
1.3 Профессионально-должностная структура КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода»
Центр занятости возглавляет директор, назначение на должность и освобождение от должности которого, производится руководителем Службы по представлению руководителя территориального органа.
Схема профессионально – должностной структуры Центра занятости представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 — Схема профессионально-должностной структуры центра занятости
В прямом подчинении у директора ЦЗН находятся два структурных подразделения (отдел бухгалтерского учета, отдел регистрации и трудоустройства) и четыре отдельно выделенных по функциональным признакам специалиста (заместитель директора по городу Славгороду, заместитель директора по Славгородскому району, администратор локальной компьютерной сети, ведущий инспектор по экономической работе).
Безработица и занятость в России
... приступить к работе; г) обучаются по направлению государственной службы занятости. На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы 7 – удельный вес численности безработных в составе экономически активного населения, определяется по формуле: ...
Так как ситуация на рынке труда постоянно меняется, в связи с этим необходимо быстро реагировать на колебания во внешней среде и разрабатывать новые принципы работы с тем, чтобы приблизить сложившуюся ситуацию к состоянию стабильности.
Директор центра занятости осуществляет общее руководство, представляет центр занятости в Администрациях г. Славгорода и Славгородского района, несет ответственность за качество оказываемых Центром занятости государственных услуг и соблюдение всех норм законодательства в сфере труда и занятости, участвует от имени центра занятости в работе Трехсторонней комиссии, организованной при администрациях г. Славгорода и Славгородского района.
Заместитель директора по г. Славгороду взаимодействует с администрацией города и работодателями г. Славгорода с целью организации проведения общественных работ, организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от до лет из числа выпускников, учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от до лет в свободное от учебы время, организует работу по содействию самозанятости безработных граждан, ведет выдачу предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, принимает участие в реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы, участвует в подготовке плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу, работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы, организует работу по приобретению по заявкам организаций – работодателей проездных документов для проезда граждан к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы при переводе из одной организации работодателя в другую и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, принимает участие в формировании предложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, альтернативной гражданской службе, содержанию центра занятости.
Заместитель директора по Славгородскому району взаимодействует с администрацией Славгородского района и работодателями района с целью организации проведения общественных работ, организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от до лет из числа выпускников, учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от до лет в свободное от учебы время, организует работу по содействию самозанятости безработных граждан, участвует в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, организует работу по содействию гражданам в переселении для работы в сельской местности, принимает участие в реализации программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения на территории Славгородского района, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы, принимает участие в формировании предложений по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, содержанию центра занятости.
Главный бухгалтер находится в прямом подчинении у директора центра занятости, обеспечивает руководство отделом бухгалтерской отчетности, отвечает за своевременным и в полном объеме освоение средств, выделяемых из федерального бюджета, ведение бухгалтерской отчетности и своевременное ее предоставление в вышестоящие и контролирующие органы. В отделе бухгалтерского учета ведется работа по начислению и выплате пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению центра занятости, материальной помощи безработным гражданам, материальной поддержки гражданам, трудоустроенным на рабочие места, организованные при содействии центра занятости в рамках мероприятий по содействию занятости.
Начальник отдела регистрации и трудоустройства безработных граждан находится в прямом подчинении у директора центра занятости, осуществляет руководство и координацию деятельности отдела, контроль за исполнением специалистами отдела законодательства о труде и занятости, за соблюдением технологий работы, разработанных и утвержденных приказами Управления ФГСЗН. Отдел регистрации и трудоустройства включает в себя ведущего инспектора по первичному приему граждан, пять ведущих инспекторов, занимающихся повторным приемом граждан, ищущих работу и безработных, ведущего инспектора по профориентационной работе и профессиональному обучению безработных граждан. Отдел регистрации и трудоустройства осуществляет следующие функции:
- регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы;
- оказывает консультационные услуги гражданам и работодателям по вопросам занятости населения;
- оказывает содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- организует профессиональную ориентацию граждан, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
- принимает участие в реализации организованных мероприятий по содействию трудоустройству безработных граждан;
- организует работу клубов по интересам в рамках мероприятий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда;
- формирует, ведет и использует банк данных о наличии вакантных рабочих мест и свободных учебных мест для профессионального обучения;
- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы.
Начальник отдела обобщает результаты работы вверенного отдела, готовит информацию о положении на рынке труда, готовит и представляет в установленные сроки в территориальный орган статистическую отчетность о работе центра занятости. Обобщает практику применения законодательства о занятости в своей компетенции, готовит предложения по его совершенствованию.
Администратор локальной компьютерной сети находится в прямом подчинении у директора центра занятости, осуществляет работу по сопровождению, администрированию информационных систем, применяемых в работе центра занятости, установке нового программного обеспечения и обновлению существующего. Несет ответственность за бесперебойную работу компьютерного и сетевого оборудования, своевременное устранение возникающих сбоев и ошибок в работе программного обеспечения, принимает меры по их недопущению.
Ведущий инспектор по экономической работе находится в прямом подчинении у директора центра занятости, ведет детальный учет и контроль над своевременным расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на организацию временной занятости граждан. Осуществляет прием отчетов от работодателей, участвующих в организации общественных работ, временных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, граждан в возрасте от до лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. Оказывает консультационные услуги работодателям в пределах своей компетенции.
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ г. СЛАВГОРОДА КГУ «ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. СЛАВГОРОДА»
2.1 Уровень занятости населения в г.Славгород
В целях снижения напряженности на рынке труда в условиях финансово-экономического кризиса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от декабря 2008 года № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» разработана и утверждена постановлением Администрации Алтайского края от 15. 01. 2009 № 8 краевая целевая программа «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году».
Центр занятости принимает активное участие в планировании и разработке программ содействия занятости населения города.
Ни первый год заключаются договора на проведение общественных работ с руководителями предприятий, так же для категории слабо защищенных граждан, переобучение и получение смежных профессий для дальнейшего трудоустройства.
При заключении договоров на общественные работы руководители организаций присмотревшись к работнику, заключают с ним трудовые контракты.
Администрация города, отдел по труду, руководители предприятий с пониманием относятся к проблемам безработицы в городе Славгород.
При проведении политики в социально — трудовой сфере города администрация города, центр занятости населения, отдел по труду руководствуются принципами социального партнерства:
- информирование друг друга о принимаемых решениях;
- совместная подготовка материалов для встреч с работодателями предприятий всех видов собственности, предпринимателями, использующими наемный труд, индивидуальными предпринимателями;
- извещать друг друга о проведении заседаний с приглашением заинтересованных сторон.
Как источник рабочих мест для повышения занятости населения в городе развивается предпринимательство. Помощь оказывается тем, кто реально имеет мотивацию к труду, предпочитает активную жизненную позицию, и, получив поддержку, сможет использовать это во благо себе и своей семье. Основные направления предпринимательской деятельности – торговля, развитие точек общественного питания, парикмахерские, индивидуальный пошив одежды, косметические салоны, ремонт ювелирных изделий, часов, ремонт бытовой техники, сапожные мастерские и др.
В течение полугодия в целях сдерживания безработицы и сокращения периода безработицы службой занятости, совместно с работодателями города, при посредничестве исполнительной власти города, создавались рабочие места, для временного трудоустройства безработных граждан. Трудоустроено 297 человек на общественные работы, 109 человек на временные работы для безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, 438 подростков трудоустроены в рамках организации временного трудоустройства граждан в возрасте от до лет. На организацию общественных работ ЦЗН израсходовано 2537, 1 тыс. рублей, в том числе из средств краевого бюджета – 1123, 3 тыс. рублей, работодателей – 1257, 2 тыс. рублей, муниципального бюджета – 156, 6 тыс. рублей. Средний период участия в общественных работах составил 1,4 месяца.
За 2009 год в городе заключено коллективных договоров, разработанных с участием центра занятости и прошедших регистрацию в отделе по труду администрации города Славгорода. Коллективные договоры охватывают 5361 человека. Традиционно договоры заключались с администрацией г. Славгорода, комитетом по социальной защите населения, комитетом по образованию, комитетом по культуре, комитетом по физкультуре и спорту, МУП «Благоустройство города Славгорода», МУЗ Славгородская ЦРБ, администрацией п. Бурсоль, ООО Лис, ИП Толкунов, ИП Гамм, Славгородские МЭС, ОАО Славгородский молочно-консервный комбинат, ООО Луза. Направленные на общественные работы безработные работали преимущественно делопроизводителями, подсобными рабочими, рабочими по благоустройству города, дворниками, контролерами, водителями, кухонными работниками и т.д.
Центр занятости приглашает работодателей для проведения мини — ярмарок вакантных рабочих мест, постоянных и временных, в ходе которых работники кадровых служб предприятий и организаций имеют возможность путем собеседования отобрать из числа безработных подходящие кандидатуры. Данный подход позволяет наиболее эффективно, в близком и непосредственном контакте представителя кадровой службы, работодателя и безработного, осуществлять трудоустройство безработных, таким образом, сводя к минимуму период состояния на учете в качестве безработного и период поиска работы.
Решением Славгородского городского Собрания депутатов принята Программа содействия занятости населения, определяющая объем, количество и порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения.
Директор центра занятости принимает участие в заседаниях городского Собрания депутатов, где при участии представителей администрации города Славгорода и представителей работодателей определяются виды временных работ и организации, где временное трудоустройство необходимо в первую очередь, так же определяются источники и объемы финансирования временных работ со стороны работодателей.
В течение 2009 года центр занятости населения провел 7 ярмарок вакансий. Так как работодатели не располагают достаточным количеством вакансий, то преимущественно проводились ярмарки вакантных временных рабочих мест, созданных центром занятости, совместно с работодателями. В мероприятиях приняли участие 469 человек.
В ходе данных мероприятий руководители работодателей или работники их кадровых служб имеют возможность подобрать работника при непосредственном контакте с безработными, есть возможность подбора наиболее подходящего, с точки зрения работодателя, претендента на вакансию. Показателем целесообразности проведения подобных мероприятий является то обстоятельство, что всегда, посредством ярмарок заполняется почти 100% заявленных вакансий.
Как показывает практика и проведенный анализ трудоустройства граждан, совместная работа центра занятости, администрации города, руководителей предприятий приносит свои плоды, % безработных трудоустраиваются на постоянное место работы. Договора на профессиональное обучение заключаются с предприятиями под рабочие места, в том числе % безработных, которые прошли обучение, трудоустроены. Проблемы безработицы стали общегородскими проблемами.
Основную долю массовых мероприятий составляют мини-ярмарки, которые требуют минимальных финансовых затрат, предоставляют работодателям возможность оперативного подбора необходимых специалистов и эффективно влияют на процесс трудоустройства. Остаются востребованными такие направления работы как дни открытых дверей, гарантированное собеседование, специализированные ярмарки вакансий для граждан определенной профессии, экспресс – трудоустройство, дающие возможность соискателям встретиться с представителями организаций и непосредственно через них ознакомиться с условиями труда, получить информацию о возможностях профессионального обучения.
В целях предупреждения безработицы среди молодежи и выпускников, специалисты центра занятости знакомят молодых специалистов с новейшими технологиями прохождения собеседования с работодателями, учат вести самостоятельный поиск работы, составлять профессиональное резюме, заполнять конкурсную анкету. Полученные знания позволяют выпускникам грамотно и эффективно презентовать свои умения и навыки потенциальным работодателям.
В организации общественных работ в 2009 году принимал участие 109 человек. Работы проводились на следующих предприятиях Центр помощи семье и детям, Судебные приставы, Комиссариат, Отдел внутренних дел, Центр научно технического творчества учащихся, Администрация города, несколько частных предпринимателей и др., период участия составлял три месяца. Работы были организованы по таким специальностям как сиделки, воспитатели, делопроизводители, портные, операторы ЭВМ, вахтеры, слесарь, сварщик, разнорабочие и др. Выполнялись работы по благоустройству, уборке, озеленению территории города, уход и помощь престарелым и инвалидам на дому, а также в лечебных и социальных учреждениях, оказание социальных услуг ветеранам, организация досуга детей и подростков, курьерская работа.
Безработные с удовольствием участвуют в таких работах, активно посещают ярмарки под такие работы, самостоятельно записываются у специалистов на следующий год на участие в этих мероприятиях жаль, что не высокий процент трудоустройства на постоянное место по окончании договоров, это связано с финансовыми трудностями на предприятиях города.
Действует договор о совместной деятельности центра занятости и военного комиссариата г. Славгорода от 15.07.2004г. по военно-профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения. Центр занятости и военный комиссариат в соответствии с договором обмениваются информацией, связанной с состоянием рынка труда и возможностью трудоустройства в рядах вооруженных сил, организацией призыва.
На время призыва практикуется создание при военкомате временных рабочих мест. В 2009 г. на организованных с помощью службы занятости временных рабочих местах, отработали человек, состоящих на учете в центре занятости в качестве безработных.
2.2 Регулирование занятости в г. Славгород
Профессиональное обучение безработных граждан одна из самых эффективных мер по сокращению роста безработицы, так как дает возможность скорректировать ситуацию, сложившуюся на рынке труда на текущий период, в разрезе профессиональной востребованности.
С начала года на профессиональное обучение было направлено и отучились 124 человека. Каждый из претендентов на обучение прошел несколько этапов отбора: беседа, тестирование, анкетирование.
На профессиональное обучение безработных граждан за отчетный период было затрачено 190 тыс. руб. (138,2 тыс. руб. — город, 51,8 тыс. руб. — район).
Специалисты центра занятости осуществляет профориентационной сопровождение и психологическую поддержку профобучения граждан, обучающихся по направлению службы занятости. В период профобучения по программе выделяется время на психологический минимум. На занятиях рассматриваются вопросы по состоянию рынка труда, возможностей трудоустройства, проводятся практические занятия, которые включают в себя деловые игры, «беседы с кадровиком», «поисковый телефонный звонок», написание резюме, тренинги на стрессоустойчивость, повышение самооценки и т.д. На заседаниях Клуба ищущих работу один час отведен специально для беседы о здоровом образе жизни.
Большая работа проводится на базе образовательных учреждений. Служба занятости заинтересована в том, чтобы предупредить возможные просчеты молодежи в выборе своего профессионального пути. Профориентация подростков является важной составляющей превентивных мер по профилактике безработицы среди молодежи. При этом ориентирование молодых людей в реалиях рынка труда необходимо осуществлять уже со школьной скамьи. Чем раньше они сумеют выбрать верный профессиональный путь, тем безопаснее пройдет его адаптация на рынке труда. Школы города и средние специальные учебные заведения приглашали на классные часы специалистов КГУ ЦЗН г. Славгорода.
В текущем году услуги по профориентации получили 200 школьников. Информационные консультации – 319 школьников и студентов. Тестирование бланковое и компьютерное прошли учащихся. Так же было организованно мини — ярмарок, в которых приняли участие работодателей и 434 ученика.
Групповые консультации в виде лекций, бесед и тренингов стали очень популярны среди школьников и студентов профессиональных средних учебных заведений. Так же и безработные граждане стали все чаще обращаться за услугами по профориентации.
Предупреждение безработицы среди молодежи является одним из основных направлений в активной политике службы занятости. Изменения произошли в спросе на профессии. Школьники и выпускники стали чаще интересоваться новыми компьютерными прикладными программами, которые обеспечивают работу дизайнеров приусадебных участков и ландшафтов города, компьютерной грамотой на операторском уровне для бухгалтерского учета и сопровождения торговых задач. Все чаще интересуются новыми технологиями в строительстве и ремонте квартир, офисов. Просят об организации профобучения для начинающих предпринимателей. Говорят о том, что быстро устаревают учебные программы, методики и литература начальных и профессиональных средних учреждений. Всех интересуют компьютерные курсы, так как даже столяры, плотники, продавцы, парикмахеры и даже социальные работники, все чаще сталкиваются с компьютерными технологиями.
По-прежнему популярны у школьников профессии:
- экономической сферы (экономисты, бухгалтеры);
- сферы управления (менеджеры, коммерсанты, программисты);
- юридическая сфера (юристы, правоведы);
- силовые структуры (военные, милиционеры);
- медицинские работники (врачи, медсестры, фармацевты, фельдшеры, массажисты, зубные техники);
- работники сферы обслуживания (продавцы, повара, парикмахеры, стилисты-визажисты, ж/д кассир);
- профессии сельского производства (ветврачи, зоотехники, механизаторы, автомеханики);
- строительные специальности (штукатуры — маляры, столяры — плотники, укладчики паркета, специалисты по новым технологиям домашнего и офисного ремонта, автокрановщики, электрогазосварщики, электрики).
Выпускники имели возможность ознакомиться с правами молодежи установленными Законом РФ «О занятости населения в РФ». Обзор законодательных актов и последующая беседа с выпускниками показали, насколько необходимы подобные мероприятия.
Профессии интересны, и популярны, но малая обеспеченность рабочими местами вызывает сомнения, стоит ли поступать в учебные заведения, обеспечивающие приобретение данных профессий.
В 2009 году было трудоустроено по программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите» 290 человек из числа инвалидов, лиц предпенсионного возраста, одиноких и многодетных родителей. Организация рабочих мест для инвалидов, как правило, имеет больше социальную направленность, чем коммерческую, так как прибыли от создания такого рабочего места работодатель не получит. Однако трудоустройство инвалидов является важнейшей задачей государства, для реализации которой необходимо разработать механизмы поощрения работодателей, организовавших рабочие места для инвалидов со специальными условиями труда, предусмотреть возможность компенсации расходов на создание таких рабочих мест, на оплату труда граждан с ограниченными возможностями. Одним из направлений закона Алтайского края от октября 2008 г. № – 3С «Об утверждении краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края» на 2008 – 2015 годы», принятым решением Алтайского краевого законодательного собрания от 2 октября 2008 года № 650, является «Повышение уровня занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка». Основные программные мероприятия по данному направлению служат повышению занятости женщин, имеющих малолетних детей и испытывающих трудности при трудоустройстве, а также обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку, обучение, улучшение условий труда и охрану труда работающих женщин. С начала 2009 года прошли переобучение безработных женщин, получили профориентационные услуги – 61.
Эта программа помогла решить проблему трудоустройства социально незащищенных категорий безработных граждан, сохранить мотивацию к труду, повысить конкурентоспособность на рынке труда, улучшить свое материальное положение. Работодатели смогли более эффективно использовать свой квалифицированный персонал, и вести отбор кандидатур на постоянные рабочие места после окончания периода временных работ. Работы проводились на следующих предприятиях, организациях города:
- Центр социальной помощи семье и детям.
- Комитет по социальной защите населения.
- Отдел внутренних дел.
- Комитет по культуре.
- Комитет по образованию.
- Комитет по физкультуре и спорту.
- Администрация города и др.
Для развития города нужны инновационные технологии, гибкая система налогообложения существующих предприятий, стимулирование открытия собственного дела, установление льгот для малого предпринимательства. Также проблемы связанные с финансированием мероприятий по содействию занятости. Существуют проблемы в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда, обеспечение отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификации. По всем намеченным мероприятиям, которые направлены на снижение напряженности на рынке труда, КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» ведется активная работа. Все поставленные задачи выполняются в соответствии с планом.
2.3 Основные проблемы занятости в г. Славгород
Кризис, начавшийся как банковский, постепенно проникает во все сферы экономики. В условиях мирового финансового кризиса многие предприятия пересматривают свои бюджеты и стараются сократить издержки. Одни приостанавливают поиск персонала до лучших времен, другим приходится увольнять часть персонала. Кризис оказывает существенное влияние на рынок труда, создавая напряженность.
Проблемы занятости в г. Славгороде явно выражены и носят конкретный характер, в связи с чем и потребовалась специальная программа, позволяющая обеспечить комплексное их решение с использованием программно-целевых методов, увязкой реализации мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям, а также организовать управление процессами и контроль за выполнением мероприятий.
Одним из приоритетных направлений социального развития в г. Славгороде обозначены меры по обеспечению эффективной занятости, расширению рынка труда, активизации человеческого потенциала.
Город по своей сути сложная социально-экономическая система общества, в связи, с чем стратегия изменения ситуации в сфере занятости во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем развития городской инфраструктуры, развития производства и поддержания предпринимательства.
Демографическая ситуация в г. Славгороде, самым непосредственным образом связанная с ситуацией на рынке труда, в следующие несколько лет будет характеризоваться дальнейшим снижением численности населения как за счет естественной убыли вследствие превышения показателя смертности над рождаемостью, так и за счет отрицательного баланса в миграционных процессах. Однако необходимо заметить, что в последние 2-3 года отчетливо наметилась тенденция к росту рождаемости и снижению смертности населения, и данная тенденция в последующие годы будет усиливаться.
В последние годы в г. Славгороде обозначилась и устойчиво сохранялась тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом организаций в кадрах, при сохраняющейся потребности в рабочей силе, росте числа лиц трудоспособного возраста. Выход на пенсию относительно малочисленного поколения родившихся в годы войны и вхождение в трудоспособный возраст поколения, родившегося в 80-е годы прошедшего, столетия, явилось причиной увеличения численности поколения трудоспособного возраста. Доля населения трудоспособного возраста в общей численности за последние три года возросла с 60,6% до 62,1%. При этом численность занятых уменьшилась с 24,2 тысяч до 23,2 тыс. человек. Доля официально незанятых в численности экономически активного населения составляет 2,1 тыс. человек, в числе которых — занятые за пределами города, самозанятые различными видами деятельности, в том числе без регистрации в качестве предпринимателей, безработные.
За последние годы из-за падения объемов производства, изменения социально-экономических условий существенно сократилось число занятых в промышленности. Так, по предварительным расчетам среднегодовая численность работающих на крупных и средних предприятиях в г. Славгороде в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась с 8,2 тысяч до 8 тыс. человек. Наибольшее снижение среднегодовой численности работающих на крупных и средних предприятиях наблюдается в промышленности.
Вместе с тем в сложившейся ситуации на рынке труда проблема снижения количества работающих в организациях не является основной, поскольку еще не исчерпан потенциал развития предпринимательской инициативы и различных форм самозанятости населения.
Неблагоприятные условия труда и быта, низкие заработная плата, кризисные явления и эффективность производства обостряют проблему сохранения и развития кадрового потенциала. Многие руководители вынуждены сохранять избыточную численность работников для поддержания социальной стабильности, что еще более обостряет существующие проблемы.
На фоне снижения уровня занятости имеет место дефицит специалистов, одной из причин которого является отсутствие стимулирующих факторов и льгот для привлечения подготовленных специалистов, в том числе выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования соответствующей специализации. В последние годы после окончания таких образовательных учреждений в организациях ежегодно трудоустраиваются не более 10—15% выпускников. Доля выпускников, трудоустраивающихся по специальности, еще меньше.
В городе значительна трудовая миграция. В связи с недостаточно высоким уровнем оплаты труда, а также превышением предложения рабочей силы — над спросом, часть лиц трудоспособного возраста, обладающих определенным опытом и профессионализмом и в которых нуждается экономика населенного пункта, выезжает на постоянную или сезонную работу на Север, в другие районы и города. И пока труд работника не будет оценен должным образом такая ситуация будет сохраняться.
Довольно существенная часть жителей трудоспособного возраста, нигде официально не трудоустроенных, занимается личными подсобными хозяйствами. Выращенные овощи, фрукты, произведенное мясо, молоко, яйца, шерсть и другая продукция реализуются и идут на собственное потребление, что обеспечивает их доход и доход их семей.
Проблема трудоустройства высвобождающейся рабочей силы является приоритетной задачей государственной политики, особенно в условиях кризиса и посткризисного периода. Еще внедрение более современной высокопроизводительной техники, технологии, без которых невозможно повышение конкурентоспособности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
С высвобождением персонала организаций возникают условия для расширения возможностей по реализации предпринимательских способностей наиболее активной частью населения. С 2007 по 2009 год доля занятости в предпринимательстве и самозанятости в общей численности занятых в городе возросла с 11,0 до 26,4%. На 1 января 2009 г. количество индивидуальных предпринимателей составила 1400 человек.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места. Особое значение для развития малого предпринимательства в г. Славгороде имеет ряд экономических и социальных причин, таких как рост численности трудоспособного населения, имеющиеся резервы в развитии производства и ряд других факторов.
Современное производство предъявляет новые, более высокие требования к профессиональному уровню работников, которые должны обладать высокой профессиональной мобильностью в условиях развивающейся городской инфраструктуры. Однако невысокий уровень жизни и распространение асоциальных явлений ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям. Низкий уровень подготовки и квалификации кадров негативно сказывается на состоянии дел с культурой производства, условиями и охраной труда в организациях, проблемы с которыми, в свою очередь, отражаются на перспективах их выживаемости в сложившихся рыночных условиях.
КГУ «Центр занятости населения г. Славгорода» осуществляет постоянный мониторинг потребности в кадрах. В связи с низкой заработной платой проблематично трудоустроить безработных, не имеющих специальности и с низкой квалификацией. Для специалистов с высшим и среднеспециальным образованием вакансий поступает очень мало.
По состоянию на 01.01.2010 г. в г. Славгороде вакантными являются такие должности как делопроизводитель, директор (заведующий) внешкольного учреждения, машинист (кочегар) котельной, машинист крана автомобильного, преподаватель (в колледжах, университетах и других ВУЗах) и др.
Повышению эффективности работы центра занятости населения по содействию в трудоустройстве незанятого населения способствует организация ярмарок вакансий.
Проблему занятости населения следует рассматривать шире, учитывая вопросы организации досуга и удовлетворения, основных социально-культурных потребностей населения.
Существующие проблемы занятости можно решить только объединенными усилиями и согласованными действиями населения, работодателей, органов государственной власти, Краевой государственной службы занятости населения по г. Славгороду, органов местного самоуправления и общественных организаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занятость — это отражение состояния функционирования рынка рабочей силы в условиях конкретной экономической инфраструктуры.
Вопросы занятости являются одними из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества, они всегда были острыми и злободневными социальными проблемами. Структура занятости является объективным индикатором уровня экономического развития страны и позволяет судить о стадии развития национального рынка труда, наличии негативных процессов в сфере социально-трудовых отношений.
Мировой финансовый кризис, вызвавший производственный спад во многих экономических отраслях, стал причиной снижения занятости, как в России, так и в ее регионах, создавая напряженность на рынке труда.
Но на уровень занятости влияет не только кризис, но и развитие научно-технического прогресса, структурные преобразования в экономики, развитие общества, воспроизводство рабочей силы, параметрами финансово-кредитной и инвестиционной политик, степенью участия государства в регулировании экономической активностью населения. Динамика занятости зависит от решений, принимаемых в области развития отраслей экономики, инвестиционных, финансовых программ, политики доходов и так далее.
Также были освоены все этапы прохождения преддипломной практики, на которых были решены соответствующие задачи и достигнуты поставленные цели.
На ознакомительном этапе осуществилось знакомство с деятельностью предприятия; дана общая характеристика; проведён анализ эффективности данного предприятия.
На информационном этапе произошло знакомство с необходимой литературой по деятельности предприятия; предоставлены со стороны организации все необходимые данные; предоставлены инструктивные и нормативные материалы по поставленным задачам, целям и проблемам.
Результатом концептуального этапа послужило, прежде всего, написание отчета по преддипломной практике и выпускной квалификационной работы, где была отражена исследовательская работа по изучению предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Петрова, Т. Опережая план / Т. Петрова Славгородские вести. – 2009.- № 111.- С.4.
2. Петрова, И.Н. Уровень безработицы в Алтайском крае [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http: regnum.ru. — Загл. с экрана.
3. Миляева, Л.П. Государственные и частные структуры содействия занятости на локальном рынке труда / Л.П. Миляева, Н.В. Подольная Человек и труд. — 2007. -№5. — С.ЗЗ-36.
4. Мищенков, В. Низкий уровень безработицы результат управления рынком труда / В. Мищенков Человек и труд. — 2007. -№ 7. — С.51-55.
5. Мороз, С. В помощь начинающим / С. Мороз Славгородские вести. – 2009. — № 101. — С.4.
6. Мороз, С. Трудоустройство выпускников / С. Мороз Славгородские вести. – 2009. — № 100.- С.4.
7. Мороз, С. Проведена значительная работа / С. Мороз Славгородские вести. – 2009.- № 113.- С.4.
8. Мороз, С. И. Спрос и предложение кадров на сельском рынке труда: Анализ и прогноз тенденций в Славгородском районе / С.И.Мороз, М.В. Савина, А.И. Степанов Служба занятости. Серия 5. — 2008. — № 9. — С. 51-5
9. Никифорова, А.А. Рынок труда: занятость и безработица / А.А. Никифорова, — М.: Эксмо, 1991. — с.
10. О занятости населения в Российской Федерации на 1996 год Федеральный закон от апреля 1996года№ 36-ФЗ Российская газета. — 1996. — апреля. — Сб.
11.Орлова, Е. О формировании системы гарантий обеспечения занятости населения / Е. Орлова Человек и труд. — 2006. — №12. — С.50-53.
12.Основы экономической теории. Политэкономия :Учебник / Под ред Д.Д., Москвина. — М.: Едиториал УРСС, 2003. – 528 с.
13.Пелевина, Т. Совмещать функции биржи труда и кадрового агентства / Т.Пелевина Человек и труд. — 2004. —№ 12. — С.25-26.