Экономическая практика
- Ознакомление с Министерством образования РМ
Министерство образования Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, реализующим на территории Республики Мордовия государственную политику в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального образования, специального (коррекционного), дополнительного образования.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, а также положением о Министерстве образования и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления Республики Мордовия, общественными объединениями и организациями.
Министерство обладает правами юридического лица, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Мордовия и со своим полным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в банковских учреждениях и в учреждениях Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В непосредственном ведении Министерства находятся образовательные учреждения общего, специального (коррекционного) образования, начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей, повышения квалификации и переподготовки кадров и иные учреждения, финансируемые за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
Местонахождение Министерства — Российская Федерация, Республика Мордовия, г.Саранск.
Полное название — Министерство образования Республики Мордовия.
Сокращенное название — Минобразование Республики Мордовия.
Финансирование расходов на содержание аппарата Министерства осуществляется за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Мордовия на государственное управление.
Минобразование Республики Мордовия взаимодействует со структурами власти всех уровней, имеет своих кураторов в правительстве Республике Мордовия и в Минэкономике РМ.
- Организационная структура Министерства образования РМ
Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Мордовия.
Доклад: Внешнеэкономическая деятельность Мордовии
... в 4,5 раза, т.е. разрыв увеличился более чем в 3 раза. Такимобразом, оценивая состояние экономики Мордовии, особенно промышленности(республика была индустриально-аграрной, теперь считается аграрной), ... в решении общегосударственныхсоциально-экономических задач. 1. Экспертная оценка общего рейтинга республики Мордовия в составе социально-экономического пространства Российской Федерации В современной ...
Министр имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Главой Республики Мордовия (Приложение А).
Во время отсутствия Министра его обязанности выполняет первый заместитель Министра, а в его отсутствие — один из заместителей Министра, уполномоченный Главой Республики Мордовия.
Организационная структура Министерства – иерархическая, наверху которой находится Министр, а внизу – подразделения и отделы.
Всего в Министерстве образования десять отделов, из которых два подчиняются непосредственно Министру, а остальные – заместителям Министра:
- организационно-правовой отдел является самостоятельным структурным подразделением аппарата Министерства образования РМ и в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами РМ и РФ, а также нормативно-методическими материалами, представляющими собой совокупность документов, организационного, методического, нормативно-правового и законно-справочного характера. Основные задачи отдела: осуществление мер по реализации государственной политики по вопросам кадровой и правовой работы;
- разработка и осуществление мер по повышению эффективности системы управления персоналом в аппарате Министерства;
- формирование и обеспечение реализации кадровой политики в аппарате Министерства;
- взаимодействие с отделами образования администраций районов и муниципальных образований;
- организация и ведение делопроизводства в Министерстве и др.;
- отдел социально-педагогической поддержки, реабилитации семейных форм устройства детей также является самостоятельным структурным подразделением Министерства и занимается осуществлением мер в области социальной сферы образования, а именно: организация работы в области поддержания социальной работы в области образования, поддержания детей из «трудных семей» и др.;
- отдел дошкольного, общего и дополнительного образования является самостоятельным структурным подразделением.
В своей работе опирается на нормативно-правые акты РМ и РФ и методические источники справочного характера. Отдел занимается организацией работы дошкольных учреждений, школ, лицеев, а также управляет развитием системы дополнительного образования: этнографическое и др.;
- отдел профессионального образования занимается организацией и управлением системы НПО, СПО и ВПО РМ;
- отдел технического надзора и ресурсного обеспечения занимается поддержанием уровня оснащенности работников организационной и вычислительной техникой, поддержанием работоспособности техники и ее обновления;
- отдел контроля качества образования занимается организацией надзора за качеством и уровнем образования на всех уровнях;
- отдел контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере образования;
- отдел лицензирования и государственной аккредитации занимается работой по лицензированию образовательных учреждений, организацией и проведением государственной аккредитации преподавателей;
- отдел экономического анализа, планирования и финансирования занимается разработкой и реализацией республиканских нормативов финансирования и материально технического обеспечения образовательных учреждений, предложений по совершенствованию систем финансирования, организации оплаты труда, разработкой тарифов на оказываемые платные услуги, работой по реструктуризации сети, штатов образовательных учреждений и др.;
- отдел бухгалтерского учета и финансового контроля занимается финансовой работой и обеспечением оплаты труда Минобразования РМ и образовательных учреждений и др.
1.3 Анализ деятельности Министерства образования РМ
Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия:
Экономическая оценка бренда образовательного учреждения тема ...
... исследования является экономическая оценка бренда образовательного учреждения на рынке высшего профессионального образования города Набережные Челны Республики Татарстан. Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и экономической оценки бренда образовательного учреждения. Теоретической и ...
- разработка нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие сферы образования;
- проведение комплексного анализа и прогнозирование тенденций развития системы образования;
- лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений, лицензирование и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации), аттестация педагогических работников образовательных учреждений Республики Мордовия и муниципальных образовательных учреждений, работников Министерства;
- внесение предложений по формированию республиканского бюджета Республики Мордовия в части расходов на образование;
- содействие привлечению внебюджетных источников финансирования и их направлению на развитие системы образования;
- разработка и реализация программы по оказанию содействия в изучении мордовских языков и литературы за пределами республики;
- осуществление мер по совершенствованию и развитию сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательных школ-интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, других образовательных учреждений, оказывающих социально-педагогическую поддержку и реабилитацию несовершеннолетних;
- выполнение функций регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- внесение предложений в Правительство Республики Мордовия по объему и структуре приема обучающихся в государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования Республики Мордовия;
- проведение совместно с соответствующими исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами мониторинга рынка труда, разработка и осуществление мер по профессиональному образованию, подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения;
- осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования и исполнением федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением образовательных учреждений, указанных в подпункте 24 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании»), а также за деятельностью органов местного самоуправления в сфере образования;
- подготовка, переподготовка, повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений Республики Мордовия и муниципальных образовательных учреждений, формирование государственного заказа Республики Мордовия на педагогические кадры в соответствии с потребностями образовательных учреждений республики;
- разработка и реализация комплекса мер, направленного на социальную защиту, охрану здоровья и труда работников, обучающихся и воспитанников сферы образования;
- разработка прогнозов и перспективных направлений развития материально-технической базы образования и содействие удовлетворению потребностей отрасли в материально-технических ресурсах;
- поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- содействие развитию негосударственных образовательных организаций;
- выполнение иных полномочий, связанных с реализацией государственной политики в сфере образования.
Министерство в пределах своей компетенции имеет право:
- совместно с органами государственной власти Республики Мордовия и органами местного самоуправления оказывать методическую помощь при создании, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений;
- осуществлять контроль за деятельностью государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству;
- создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В необходимых случаях специалисты, эксперты привлекаются к участию в работе вышеуказанных органов на договорной основе;
- запрашивать и получать в установленном порядке от государственных учреждений и организаций, муниципальных органов управления образованием сведения, информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения полномочий;
- взаимодействовать в установленном порядке с комитетами и комиссиями Государственного Собрания Республики Мордовия;
- владеть и пользоваться имуществом, закрепленным за ним, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества;
- вступать в гражданско-правовые отношения с юридическими и физическими лицами, общественными организациями, объединениями, заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде;
- участвовать в установлении и развитии межрегиональных и международных связей;
- выполнять иные функции в соответствии с действующим законодательством.
Основные источники поступления информации:
- внутренние: электронная почта, телефон, совещания с Министром, непосредственное общение сотрудников Министерства друг с другом;
- внешние: справочно-правовая система Гарант, электронная почта, почтовые пересылки, телефон, совещания Министра на более высоких уровнях власти, факсимильная связь.
1.4 Организационная и вычислительная техника
Министерство образования Республики Мордовия в своей работе опирается на организационную и вычислительную технику.
В Министерстве образования на данный момент имеется около 40 единиц компьютерной техники (системные блоки, мониторы), чуть меньше организационной техники (принтеры, сканеры, факсы, ксероксы и др.).
Уровень оснащенности рабочих мест техникой находится на среднем уровне. В первую очередь это связано с устареванием компьютерной и вычислительной техники. Требуются большие траты на ее обновление, которое в данный момент происходит не так быстро, как хотелось бы.
Вычислительная техника представлена простейшими устройствами, наподобие калькуляторов. Компьютеры тоже используются в качестве вычислительной техники, но не так успешно. Это связано с плохим уровнем умения работы на компьютерах работника Министерства. Дело в том, что возраст большинства работников – это от 40 лет, и не каждый может быстро и точно освоить сложную технику за короткий промежуток времени, как молодежь. Но в настоящее время происходит постепенное обновление кадрового состава, вследствие чего уровень умения работы на компьютерах повышается.
Для того чтобы повысить уровень оснащенности рабочих мест современными средствами вычислительной, организационной техники, необходимо наладить систему финансирования Министерства в данном направлении; усилить контроль за работой отдела технического надзора и ресурсного обеспечения с верхнего уровня (Министр образования) на более низший (специалисты отдела).
Необходимо отправлять работников Министерства на обучающие курсы по работе на вычислительной и организационной технике, проводить промежуточную аттестацию по освоению техникой. Также считаю необходимым осуществлять более жесткий отбор работников отдела технического надзора.
1.5 Выполнение индивидуального задания № 1: Состояние системы начального и среднего профессионального образования (по данным за 2009-2010 годы)
Продолжается реформирование системы профессионального образования. Основными направлениями в 2009-2010 г. Стало создание учебных заведений, осуществляющих подготовку по программам начального профессионального и среднего профессионального образования, переход к профильному обучению; проведение оптимизации образовательных учреждений НПО и СПО, находящихся в ведении Минобразования Республики Мордовия, повышение качества профессиональной подготовки специалистов . Система профессионального образовании РМ представлена на рисунке 1 и в таблице 1.
Рисунок 1 – Система профессионального образования в РМ на 2010 г.
Таблица 1 – Количество студентов обучающихся профессиональному образованию в РМ на 2010 г.
Категория ОУ |
Количество обучающихся и студентов, чел. |
Учреждения НПО |
2324 |
Учреждения СПО (Минобразование РМ) |
4550 |
Учреждения СПО (Минздрав РМ) |
1366 |
Учреждения СПО (Минкультуры РМ) |
339 |
Учреждения СПО (федеральные РМ) |
6088 |
Всего |
14667 |
В 2010 году четыре образовательных учреждения начального профессионального образования перешли из федерального ведения в ведение субъекта Российской Федерации – Республики Мордовия: ГОУ НПО «Профессиональное училище №25 им. А.П.Байкузова», ГОУ НПО «Профессиональное училище №28», ГОУ НПО «Профессиональный лицей №21», и ГОУ НПО «Профессиональный лицей №36».
Изменен тип двух учреждений начального профессионального образования: ГОУ НПО «Профессиональный лицей №21» реорганизовано в ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский политехнический техникум» и ГОУ НПО «Профессиональный лицей №36» — в ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум».
Согласно распоряжению Правительства Республики Мордовия от 28.06.2010 г. №338-р три образовательных учреждения начального профессионального образования реорганизованы путем присоединения: ГОУ НПО «Профессиональное училище №20»к ГОУ НПО «Профессиональный лицей №19»; ГОУ НПО «Профессиональный лицей №18» к ГОУ НПО «Профессиональное училище №28»; ГУ НПО «Профессиональное училище №23» к ГУ НПО «Профессиональное училище №25 им. А.П.Байкузова».
Распоряжением Правительства Республики Мордовия от№249-Р от 24.05.2010 года ликвидировано ГУ НПО «Профессиональное училище №31». Закрыты два филиала ГУ НПО «Профессиональное училище №7».
В 2010 г. контрольные цифры приема по учреждениям НПО и СПО, находящиеся в республиканском подчинении составили 1584 человека, что на 284 человека больше чем в 2009 году. Это связано с переходом 4 федеральных учреждений НПО в республиканское подчинение.
В 2010 г. учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования увеличили объемы подготовки по профессиям, связанным с металлообработкой и строительством. Одновременно произошло сокращение подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, сферы обслуживания и торговли в связи с насыщением рынка труда указанными специалистами.
В общей структуре приема 2010 г. профессии 413 чел., это на4,5агропромышленного комплекса составили 30,7% или 570 чел.; доля профессий промышленного профиля составила 32,8% или 607 чел., это на 11% больше, чем в 2009 году, в строительной сфере – 12,3% или 227 человек, что на 0,4% больше, чем в 2009 году, доля профессий сферы обслуживания составила 22,2% или на 4,5% меньше, чем в 2009 году, 2% составили прочие специальности. Это можно наблюдать на рисунке 2.
Рисунок 2 – Состав контингента обучающихся и студентов учреждений НПО и СПО в разрезе отраслей экономики республики
Ряд образовательных учреждений начал подготовку по новым профессиям и специальностям. В строительной сфере: 270803 «Строительство и эксплуатация инженерных сооружений», 250401 «Технология деревообработки» («Саранский строительный техникум»).
В машиностроении: 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» (ГОУ СПО (ССУЗ) «Рузаевский политехнический техникум»); 190901.03 «Оператор поста централизации» и 270835.02 «Бригадир-путеец» (ГОУ НПО «Профессиональное училище №25 им. А.П.Байкузова»).
Для подготовки преподавателей для агропромышленного комплекса открыта специальность 051001 «Профессиональное обучение (в агропромышленной отрасли)» в ГОУ СПО «Ичалковский педагогический колледж им. С.М.Кирова».
Федеральные образовательные учреждения впервые начали подготовку по специальностям: 140433 «Электроизоляционная кабельная и конденсаторная техника» (ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский электромеханический колледж»); 100701 «Коммерция» (ГОУ СПО (ССУЗ) «Краснослободский зооветеринарный техникум»).
Особая роль в повышении качества профессионального образования отводится ресурсным центрам. В 2009 году было создано три ресурсных центра на базе ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский строительный техникум»; на базе ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж»; на базе ФГОУ СПО «Кемлянский аграрный колледж ». В настоящее время ведется активная работа по их развитию.
Ресурсный центр ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский строительный техникум»2009 – 2010 учебном году на средства, выделенные в рамках приоритетного национального проекта «Образование» провел реконструкцию и модернизацию 1833,5 м² учебных площадей, на которых размещено более 630 единиц современного высокотехнологического оборудования.
Приобретено и установлено в учебно-производственных мастерских: 2 шт. деревообрабатывающих станков на сумму 15 млн. рублей; 48 шт. сварочного и газосварочного и и механического оборудования на сумму 14 млн. руб.; 320 ед. оборудования общестроительного профиля на сумму 12 млн. руб., 73 ед. приборов и оборудования лабораторного назначения на сумму 1, 5 млн. руб.; 3 ед. спецтехники на сумму 3, 5 млн. руб. и 165 ед. компьютерной и оргтехники на сумму 4 млн. руб.
Ресурсный центр ФГОУ СПО «Кемлянский аграрный колледж» в течение 2009 – 2010 гг. осуществил закупку учебно-лабораторного оборудования и учебно-производственного оборудования на сумму более 60000 тыс. руб.; программного и методического обеспечения на сумму 420 тыс. руб.; провел ремонт учебных помещений на сумму 520 тыс. руб. В настоящее время центр включает в себя квалификации персонала колледжа – 50 тыс. руб. В настоящее время центр включает в себя лабораторно-диагностический колледж, учебно-производственный колледж и учебный центр. Колледжем приобретено уникальное оборудование и техника: лабораторное оборудование для диагностики и ремонта двигателей; два современных колесных трактора; культиватор; тяжелая дисковая борона; полунавесная пневматическая сеялка и т.д.; часть оборудования и техники были переданы работодателями в безвозмездное пользование колледжу сроком на 5 лет.
Благодаря активному развитию ресурсного центра на базе ФГОУ СПО «Кемлянский аграрный колледж» 20 октября 2009 года прошел Республиканский конкурс семинар «Лучший пахарь — 2009» среди студентов учреждений профессионального образования Республики Мордовия.
На базе ГОУ СПО «Саранский государственный промышленно-экономический колледж» благодаря развитию ресурсного центра 25-2\ мая 2010 года прошла всероссийская олимпиада профессионального мастерства по сварочному производству. Участие в олимпиаде приняли студенты из 23 регионов России.
Качественное профессиональное образование невозможно без развития партнерских связей с крупным бизнесом. В 2009 году были созданы пять образовательно-производственных комплексов учреждений начального и среднего профессионального образования, в 2010 году проведена значительная работа по их развитию:
Образовательно-производственный комплекс ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский политехнический техникум» расширил базу практик и заключил договора на подготовку кадров, по рекомендациям специалистов предприятий были скорректированы учебные планы и программы, в образовательный процесс привлекались инженерно-технические кадры таких предприятий как ОАО «Электровыпрямитель», ФКП «Механический завод» и др. Только за 1 полугодие 2010 года на базе ОПК образовательное учреждение выполнило заказов предприятий на сумму более 600 тыс. руб.
Образовательно-производственный комплекс «Перспектива» (с участием ГОУ СПО «Рузаевский политехнический техникум» и ОАО «Рузхиммаш») в 2010 году осуществлял активную работу по укреплению материально-технической базы (на ОАО «Рузхиммаш» отремонтированы 6 токарно-винторезных станков); ведущие специалисты предприятия привлекались к преподаванию специальных дисциплин, руководству и организации различных видов практик на площадках завода; предоставлялись рабочие места для студентов и обучающихся с последующим трудоустройством, осуществлялась материальная поддержка студентов (доплата в размере 2 тысяч рублей) и мастеров производственного обучения (доплата в размере 5 тысяч рублей ежемесячно) предприятием; студенты привлекались к научно-исследовательской и экспериментально-конструкторской работе по разработке конструкторской документации на изделия предприятия с использование САПР 3D. Благодаря такому сотрудничеству ГОУ СПО «Рузаевский политехнический техникум» получил Диплом «Лучший ССУЗ Всероссийской олимпиады для студентов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования Приволжского Федерального округа в сфере информационных технологий IT-планета 2009».
Образовательно-производственный комплекс ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский строительный техникум» (с участием ОО «СязьСтройКом», ОАО «Саранский завод автосамосвалов»).
Соаздание ОПК позволило орагнизовать дополнительные учебные места для прохождения производственной практики, предприятия-партнеры активно привлекали студенческие строительные бригады к строительству объектов гражданского строительства. В течение учебного года силами студенческой строительной бригады ОАО «Витема», оказана безвозмездная помощь по ремонту д. садика №70. Всегот выполнено строительных работ более 700 м² площади. Кроме этого силами студентов ведется текущий ремонт учебных корпусов техникума.
Образовательно-производственный комплекс «Кемлянский» (с участием ФГОУ СПО «Кемлянский аграрный колледж», ООО «Дружба», ЗАО «Мордовский бекон», ООО «МАО»Восток», ООО «Агропром сервис», ООО «Агрофирма «Мордовзерноресурс», ЗАО СХП «Культура», НП «Центр практического обучения специалистов сельского хозяйства Республики Мордовия», ГОУ ВПО «МГУ им. Н.П.Огарева») в 2010 году осуществлял обучение студентов инновационным технологиям в агропромышленном комплексе, предприятиями предоставлялась материально-техническая база для организации непрерывных практик обучающихся, на базе колледжа создавались испытательные площадки для апробации научных разработок МГУ, проводились курсы по повышению квалификации работниов предприятий.
Образовательно-производственный комплекс «Профессионал» (с участием ГОУ СПО «Саранский промышленно-экономический колледж» и ОАО «Станкостроитель») в 2009-2010 учебном году для развития ОПК приобрел точильно-шлифовальный станок на сумму 99 тыс. руб., трехвалковую листогибочную электромеханическую машину на сумму 250 тыс. руб., сварочное оборудование на сумму 100 тыс. руб.
Подписано соглашение о создании первого образовательно-производственного комплекса в сельскохозяйственной отрасли с участием нескольких образовательных учреждений: ФГОУ СПО «Краснослободский аграрный колледж», ФГОУ СПО «Кемлянский аграрный колледж», ФГОУ СПО «Краснослободский зооветеринарный техникум», ГОУ ВПО «Мордовский Государственный университет им. Н.П.Огарева», ОАО «Мордовское агропромышленное объединение и К», ООО Агропромышленное объединение машинно-технологическая станция «Ромодановская», ЗАО «Мордовский бекон» Чамзинского муниципального района, Министерства Образования Республики Мордовия и Министерства сельского хозяйства Республики Мордовия. Создание такого ОПК позволит более активно использовать образовательные ресурсы и новейшую технику учебных заведений, образовательные учреждения получат возможность обмена студентами для прохождения практики.
В соответствии с указом Главы Республики Мордовия «О присуждении премий Главы Республики Мордовия в области в области образования» в 2009 году были присуждены 2 премии в размере 2 млн. руб. – ГОУ СПО (ССУЗ) «Инсарский аграрный техникум» и ГОУ СПО (ССУЗ) «Рузаевский политехнический техникум». Полученные образовательными учреждениями премии израсходованы на приобретение новейшей техники и оборудования.
Кроме того, технику и учебно-производственное оборудование на выделенные средства приобрели ГОУ СПО (ССУЗ) «Ардатовский аграрный техникум им. А.И.Пожарского», ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский строительный техникум».
Ежегодно Министерство Образования Республики Мордовия проводит республиканские олимпиады среди обучающихся учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, реализующих программу начального профессионального образования.
В апреле 2010 года в Республике Мордовия были проведены 8 республиканских олимпиад профессионального мастерства по профессиям: «Станочник широкого профиля» на базе ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский политехнический техникум»; «Повар», на базе ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум»; «Закройщик» и «Портной», на базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей №19»; «Слесарь по ремонту автомобиля», на базе ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский политехнический техникум»; «Оператор ЭВМ» на базе ГОУ СПО (ССУЗ) «Саранский автомеханический техникум»; «Электросварщик ручной сварки», на базе ГОУ СПО (ССУЗ) «Алексеевский индустриальный техникум». Всего в олимпиадах профессионального мастерства приняло участие 64 конкурсанта.
В мае 2010 года была проведена Республиканская предметная олимпиада среди обучающихся учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, реализующих программу начального профессионального образования по шести предметам: русский язык, математика, физика, химия, черчение, информатика. Всего приняло участие 122 обучающихся.
С 1 марта по 16 июня в Республике Мордовия проведен республиканский конкурс изделий художественного творчества и народных промыслов педагогических работников учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования «Мастерами славится Россия».
В конкурсе участвовало 113 работ по 10 номинациям: батик; вышивка; резьба по дереву; декоративно-прикладное искусство; бисероплетение; авторская кукла; костюм; вязание; изделия из бересты, лозы, соломки; роспись по дереву. Приняло участие 11 образовательных учреждений.
Министерство Образования Республики Мордовия в течение 2009-2010 гг. вело и ведет ежемесячный мониторинг трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования.
Таким образом, система профессионального образования Республики Мордовия четко реагирует на изменения, происходящие на рынке труда.
В профессиональном образовании используются современные образовательные технологии и инновационные подходы в организации учебного процесса и управленческой деятельности учреждения.
2 Практика менеджмента
2.1 Анализ структуры управления Министерством образования РМ
Схема управления Министерством представлена в Приложении А. По ней Министр Образования РМ имеет четырех заместителей, из них одного первого заместителя. Первый заместитель во время отсутствия Министра исполняет все его полномочия.
Министр: несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий; организует деятельность Министерства; распределяет обязанности между заместителями; утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах установленного фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий период; утверждает положения о структурных подразделениях Министерства; вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Республики Мордовия проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
- в пределах своих полномочий издает приказы, обязательные для исполнения работниками Министерства и подведомственными учреждениями;
- вносит предложения о представлении в установленном порядке к государственным наградам Республики Мордовия, ведомственным знакам отличия, поощряет обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, подведомственных Министерству;
- утверждает уставы государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству, по согласованию с Государственным комитетом имущественных и земельных отношений Республики Мордовия;
- в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Министерства, заключает и расторгает трудовые договоры с руководителями государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству;
- согласовывает структуру и штатные расписания, назначение на должность и освобождение от должности главных бухгалтеров государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству;
- создает условия для профессионального роста работников Министерства, руководителей государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству, вносит предложения по их своевременной подготовке и переподготовке, зачислению в резерв на выдвижение;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
В ведении первого заместителя Министра находится отдел социально-педагогической поддержки, реабилитации и семейных форм устройства детей и организационно-правовой отдел. В ведении второго заместителя Министра находится отдел дошкольного, общего и дополнительного образования. В ведении третьего заместителя находятся: Отдел профессионального образования и отдел технического надзора и ресурсного обеспечения. И в ведении четвертого заместителя находятся: отдел контроля качества образования; отдел контроля и надзора за соблюдением законодательство в сфере образования; отдел лицензирования и государственной аккредитации. В непосредственном ведении Министра находится отдел экономического анализа, планирования и финансирования.
В каждом отделе есть начальник отдела и его заместитель, который в отсутствие начальника исполняет его полномочия.
Министерство взаимодействует с другими Министерствами по вопросам их компетенции, взаимодействует с Верховным судом, с Администрацией главы РМ и другими органами управления в регионе по разным вопросам своей деятельности.
Для поощрения своих работников, Министр раз в квартал дает указ выписывать премии за хорошую работу, а раз в год выдавать годовые премии. Каждый работник Министерства имеет право на льготную путевку на юг. В случае отказа работнику выплачивается компенсация в определенной денежной сумме.
2.2 Оценка кадрового потенциала
Непосредственно в Министерстве образования РМ не существует кадрового отдела как подразделения Министерства. Все обязанности возложены на кадрового инспектора, который исполняет все функции специалиста пор управлению персоналом. Он не включен в структуру управления Министерством, что можно наблюдать на рисунке в Приложении А.
Должности Министерства образования назначаются и освобождаются приказом Министра образования РМ в соответствии с законодательством.
В случае необходимости Министерства в кадрах инспектором подается заявка на проведение конкурса на замещение вакантной должности. После проведения конкурса подошедший кандидат трудоустраивается в Министерство, ему устанавливается оклад, устанавливается срок и размер отпуска. На него заводится личное дело, куда будут вноситься все поощрения либо замечания по его работе. Инспектор ведет все карточки служащих Министерства образования.
Раз в три года каждый работник Министерства проходит переаттестацию на право занимать свою должность и переаттестацию по уровню владения компьютерной и орг. техникой
Освобождение от должности происходит: по истечению срока действия контракта (если таковой существует); по собственному желанию работника; в случае непрохождения переаттестации и в случае других причин, установленных в Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьей 3 Закона Республики Мордовия от 7 февраля 2005 № 2-З «О государственных должностях гражданской службы Республики Мордовия» предъявляются квалификационные требования работников Министерства.
Трудовые споры рассматриваются инспектором труда Министерства и юристами Министерства в сроки и порядке установленные законодательством РФ и РМ.
Все должностные инструкции как руководителей и специалистов отделов, так и вышестоящих должностей являются полными и понятными к осмыслению. Они содержат: общие положения; квалификационные требования; должностные обязанности; права; ответственность и другие пункты, различные для каждой инструкции.
Планирование расходов на персонал происходит в соответствии с должностными окладами работников Министерства. Планированием расходов на персонал занимается отдел бухгалтерского учета и финансового контроля.
В общем система управления персоналом Министерства плохо развита. Необходимо создание отдельного отдела по управлению персоналом Министерства, потому что один человек не сможет полноценно управлять всеми кадровыми процессами.
2.3 Ознакомление с правовой и нормативно-справочной документацией
Деятельность и работу Министерства образования РМ регулирует много нормативно-правовых актов, как и федерального, так и регионального законодательства.
В плане федерального законодательства – это Федеральный закон Российской Федерации «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года, где отображены все права, обязанности служащих Министерства и другие положения о государственной гражданской службе; это Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3226-1, которым также руководствуется Министерство в своей деятельности.
В плане регионального законодательства – это, в первую очередь, Постановление Правительства Республики Мордовия «Об утверждении положения о Министерстве образования Республики Мордовия» № 453 от 19 октября 2006 года, содержащий основные положения Министерства, его функции, аппарат управления Министерством и их функции; это Постановление Правительства Республики Мордовия «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Мордовия» № 438 от 21 ноября 2011 года, где отражается основной перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых Министерством; это Закон РМ «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» № 90-З от 28 декабря 2011 года, где содержатся статьи расходов бюджета на Министерство. А также есть множество других региональных правовых актов, касаемых деятельности Министерства.
Касаемо ведомственных приказов Министерства, то назову лишь некоторые. Это: План работы Министерства образования Республики Мордовия на 2010 — 2011 учебный год; Приказ Министерства образования Республики Мордовия № 98/16 от 12 января 2012 г. «О проведении республиканского смотра-конкурса «Зеленый огонек» среди дошкольных образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»; Приказ Министерства образования Республики Мордовия № 1362 от 11 ноября 2011 г. «Об обеспечении преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия»; Приказ Министерства образования Республики Мордовия № 1362 от 11 ноября 2011 г. «Об обеспечении преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» и многие другие.
2.4 Исследование и оценка функций, методов управления
Наиболее характерными операциями управленческого труда, встречающиеся прежде всего в процессе выработки и принятия управленческих решений являются:
- постановка задачи;
- поиск информации вручную и с использованием компьютеров;
- анализ информации;
- группировка информации (вручную или с использованием компьютера);
- простейшие расчеты без компьютера;
- расчеты с применением компьютера;
- подготовка решений;
- принятие решений индивидуально;
- принятие решений коллегиально;
- оформление документов, составление писем и т. д.
Что касаемо Министерства, то данный процесс применим и к нему. При возникновении конфликтных ситуаций в процессе реализации данного процесса, происходит его приостановление. Выявляется причина и суть конфликта. Затем предлагается решение конфликтной ситуации и собственно ее разрешение. Затем цикл снова продолжается.
Информационно, данный процесс обеспечивается путем: электронной почты, указов и распоряжений Министра и его заместителей, писем и устной передачи информации.
2.5 Система планирования и прогнозирования в организации
Разработкой и организацией плановой работы Министерства занимается отдел экономического анализа, планирования и финансирования. Он состоит из начальника отдела, заместителя начальника отдела, главного специалиста, ведущего специалиста и консультанта.
Министерство занимается разработкой прогнозно-плановых документов, а именно разработкой программ развития образования Республики Мордовия. Министерство является и государственным заказчиком программы и его основным разработчиком. Основанием для разработки программы являются распоряжения Правительства РМ.
Программа имеет следующее содержание:
- паспорт программы развития, который состоит из: наименование программы;
- основание для разработки программы;
- государственный заказчик программы;
- основной разработчик программы;
- цели и задачи программы;
- важнейшие целевые показатели;
- сроки и этапы реализации программы;
- перечень приоритетных мероприятий;
- объемы и источники финансирования программы;
- ожидаемые конечные результаты программы;
- система организации управления и контроль за исполнением программы;
- характеристика проблем, на которых направлена программа;
- основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели;
- система программных мероприятий;
- обоснование ресурсного обеспечения программы;
- механизм реализации программы;
- оценка социально-экономической эффективности программы;
- приложения к программе в виде схем и таблиц.
Министерство образования РММ совместно с Министерством финансов РМ и Министерством экономики РМ в установленном порядке осуществляют общее руководство и контроль за реализацией мероприятий программы, целевым расходованием выделенных финансовых средств и эффективностью использования программы.
Реализация мероприятий программы, финансируемых из бюджетов всех уровней, предусматривает конкурсный отбор исполнителей в соответствии с ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Ход реализации мероприятий программы и эффективность использования финансовых средств рассматриваются на заседаниях коллегии Министерства образования РМ.
Программы составляются на период от 4 до 5 лет. При составлении прогнозов и планов используются как формализованные математические, так и логико-интуитивные методы. Результаты прогнозной деятельности программ положительные. В данный момент реализуется первый этап Республиканской целевой программы развития образования в РМ на 2011-2015 годы.
2.6 Выполнение индивидуального задания №2: Управление системой этнокультурного образования в Республике Мордовия
В Республике Мордовия 33 муниципальных дошкольных образовательных учреждения с обучением и воспитанием на родном языке (рисунок 3).
Рисунок 3 – Количество ДОУ, ведущих воспитание на родном языке
Во всех дошкольных образовательных учреждениях реализуется комплексная образовательная программа «Валдоня» («Светялчок»).
С раннего возраста дети знакомятся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством, фольклором и детской художественной литературой, с национальными традициями, обрядами, обычаями, с историко-географическими и природоведческими особенностями Мордовии, мокшанским и эрзянским языками, народными играми.
Педагоги (воспитатели) используют в своей работе программу обучения детей мордовским языками в дошкольных образовательных учреждениях А.И. Исайкиной; музыкальные руководители дошкольных учреждений – учебно-методические пособия «Ёмла пайгонят»/ «Вишка баягинеть» («Маленькие бубенчики») Н.В. Сураевой-Королевой, «Освоение музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях» Л.П. Карпушиной, Н.Б. Абудеевой.
Продолжает свою работу Методический центр национальных культур Поволжья, созданный на базе дошкольного учреждения «Детский сад №90 комбинированного вида» городского округа Саранск, который стал местом проведения республиканских и городских мероприятий для детей и родителей национальной тематики, местом профессионального общения, обмена педагогического опыта педагогов ГОУ.
Что касается общеобразовательных учреждений, то на территории республики функционирует 147 школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, где родной язык и мордовская литература изучается как предмет с 1 по 11 классы с общим контингентом учащихся 7857 человек (рисунок 4).
Рисунок 4 – Школы, изучающие родной язык с 1 по 11 классы
Также функционирует 286 школ с русским (родным) языком обучения, где мокшанский, эрзянский языки изучаются как предмет со 2 по 4 класс. В них обучаются 15440 человек (рисунок 5).
Рисунок 5 – Школы, изучающие мордовский язык со 2 по 4 классы
Также работают 19 школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения, где татарский язык и литературу как предмет по учебному плану изучают 1166 учащихся (рисунок 6).
Рисунок 6 – Школы изучающие татарский язык
Задачи этнокультурного образования в школах республики реализуются и через преподавание курсов: «История и культура мордовского народа», «География Мордовии», «Мордовский фольклор», «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры», систему внеурочной деятельности учащихся.
В общеобразовательных учреждениях республики функционируют 168 кружков, которые посещают 2529 учащихся, и 90 факультативов с охватом 1012 учащихся нациаонально-региональной направленности.
В Кочкурвоском, Инсарском, Старошайговском, Ковылкинском. Атяшевском, Лямбирском, Рузаевском муниципальных районах созданы десткие творческие объединения, организованы и успешно работают детские фольклорные группы.
В школах республики функционируют 18 экспериментальных площадок этнокультурной направленности, в том числе 2 федеральных и 16 муниципальных экспериментальных площадок.
На базе МОУ «Гимназия №19» городского округа Саранск работает Республиканский межшкольный центр национальных культур.
В рамках деятельности центра проводятся обучающие семинары и мастер-классы, выставки народного творчества, встречи с деятелями культуры, искусства, поэтами и писателями, представителями духовенства, экскурсии, связанные с изучением культурного, исторического и природного наследия родного края.
В Центре ежегодно проходят Всероссийские научно-практические конференции для педагогов и обучающихся: «Живая культура: традиции и современность» и «Этнокультурное образование: опыт и перспективы».
В летний период – организуется лагерь этнокультурного направления «Лихтибря» для одаренных детей. В рамках деятельности лагеря работают секции: «Этнографическая», «Этноэкологическая», «Литературно-краеведческая».
Республиканский межшкольный центр национальных культур часто посещают гости из регионов России и зарубежья. Успешно развивается программа «Культурное взаимодействие: Россия – Америка — Мордовия».
За пять лет реализации приоритетного национального проекта «Образование» 13 учителей родного языка республики стали обладателями Гранта Президента Российской Федерации, 13 человек – получили Премию Главы Республики Мордовия.
В рамках реализации приоритетного проекта «Образование» 4 школы с родным (нерусским) и русским (неродным) языком и школы с русским (родным) языком обучения Старошайговского, Атюрьевского, Дубенского районов и городского округа Саранск становились победителями конкурса общеобразовательных учреждений Республики Мордовия, внедряющих инновационные образовательные технологии. На полученные средства приобретено учебное оборудование, учбено-наглядные пособия, которые используются в процессе преподавания родных языком.
Развивается инфраструктура школ, реализующих этнокультурное образование.
В школах республики оборудовано 143 кабинета мокшанского и эрзянского языков и литературы. В 2009 году 25 школ республики получили укомплектованные кабинеты родного языка, в состав которых вошли компьютерное и мультимедийное оборудование, наглядные пособия.
Школы республики ежегодно обеспечиваются бесплатными учебниками по мордовским языкам и литературе. Ведется систематическая работа по обновлению их содержания и переизданию.
К 2010-2011 учебному году Министерством образования Республики Мордовия издано 8 наименований учебной литературы, которая передается в общеобразовательные и государственные учреждения Республики Мордовия и в регионы Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения. В 2009-2010 учебном году учбено-методические пособия переданы в республики Башкортостан, Татарстан, Чувашскую республику и Пензенскую, Ульяновскую, Самарскую, Оренбургскую области.
Список использованных источников
1 Гневко В.А. Управление процессом обучения кадров для местного управления – СПб, — 1998. – 50 с.
2 Гневко В.А. и др. Управление процессом обучения кадров для местного самоуправления: Методологический аспект/ Гневко В.А., Исляев Р.А., Рохчмин В.Е.; РАН, Ин-т соц. – эконом. проблем. – СПб., 1998. – 172 с.
3 Каргина Т.Ф. Образование республики Мордовия в цифрах и фактах/ Т.Ф. Каргина. – Саранск, 2010. – 88с.
4 Каргина Т.Ф. и др. Образование в Республике Мордовия: Информационно-аналитический сборник. – Саранск, 2006. – 99 с.
5 Карпов И.И. и др. Образование в Республике Мордовия: Информационно-аналитический сборник. – Саранск, 2005. – 87 с.
6 Конституция Российской Федерации (1993).
– М.: Юрид. лит., 2001. – 62 с.
7 Министерство образования Республики Мордовия [Электронный ресурс]. – [Саранск, 2012]. – Режим доступа: http://mo.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=44&Itemid=1
8 Мордовский республиканский образовательный портал [Электронный ресурс]. – [Саранск, 2012]. – Режим доустпа: http://www.edurm.ru/
9 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон от 26.10.2003 г. №131-ФЗ. – Москва, 2003. – Доступ из справ. правовой системы «Консультант плюс»
10 Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 285 с.
11 Солдатова Е.П. и др. Образование в Республике Мордовия. Статистика. Цифры. Факты. – Саранск, 2011. – 87 с.
12 Социальные конфликты: экспертиза. Прогнозирование. технологии разрешения. – М., 1999
13 Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках/ Ред. – координатор Г.В. Осипов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. – 488 с.
14 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2011 г. №197-ФЗ (ТК РФ) [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Консультант : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2008]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
15 Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-методическое пособие. Под общ. ред. Е.В. Тишина, М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001. – 295 с.
16 Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: учеб. для студ. вузов обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление»/ В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2004. – 320 с.
не сложно
Важно! Все представленные Отчеты по практике для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Отчет по практике, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.