«Расчет уровня безработицы»
Выполнив данную практическую работу, Вы будете уметь рассчитывать уровень безработицы.
Цель работы:
- выяснить различие между циклической, фрикционной и структурной формами безработицы;
- выявить отрицательные стороны безработицы;
Принадлежности:
методическое пособие по выполнению практической работы, учебные пособия, калькулятор.
Рекомендуемые информационные материалы:
Интернет,
Учебники:
1. Экономика: Учебник /Липсиц И.В.- М: Издательство « Вита Пресс » 2010.
2. Экономика.Учебный курс по основам экономической теории. /Казаков А.П., Минаева НВ. — М: ООО « Гном — пресс » , 2005 г
Указания к работе:
1. Проанализируйте задание.
2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, решите задачи.
3. Ответьте на контрольные вопросы.
4. Подготовка и сдача практической работы.
ХОД РАБОТЫ, Теоретическая часть.
Уровень безработицы, в свою очередь, определяется как доля безработных в рабочей силе в целом. Под рабочей силой понимаются все работающие и все ищущие работу, то есть сумма занятых и безработных. Лица, не работающие и не ищущие работу, считаются находящимися вне рабочей силы.
Где, и — уровень безработицы, U — численности безработных, L — численности рабочей силы.
Практическая часть
Задача № 1:
В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом годах рассматриваемого периода (в тыс. чел.)
Первый год | Пятый год | |
Рабочая сила | 84889 | 95453 |
Занятые | 80796 | 87524 |
Безработные | ||
Уровень безработицы (%) |
А) рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в первом и пятом годах.
Б) можно ли утверждать, что в пятом году существовала полная занятость?
Задача № 2:
Имеется следующая информация: численность занятых 90 млн. человек; численность безработных 10 млн. человек.
А) рассчитайте уровень безработицы.
Б) месяц спустя из 90 млн. человек, имевших работу, были уволены 0,5 млн. человек, 1 млн. человек, из числа официально зарегистрированных прекратили поиски работы. Определите, каковы теперь: численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.
Задача № 3:
Рассчитать уровень зарегистрированной безработицы, исходя из таких данных: количество трудовых ресурсов в области – 400 тыс. чел., численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте – 1360 тыс. чел., численность безработных, зарегистрированных в государственной службе занятости – 40,8 тыс. чел.
Задача №4:
Численность занятых в составе ЭАН – 85 млн.человек; численность безработных – 15 млн.человек. Месяц спустя из 85 млн.человек, имевших работу, были уволены и ищут работу 0,5 млн.человек; 1 млн. человек из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите начальный уровень безработицы? Определите численность занятых? Определите количество безработных и уровень безработицы месяц спустя?
Задача № 5:
Численность населения страны составляет 10 000 тыс. чел. На государственной службе, в армии, в структурах управления и т. п. находится 3 % населения. Дети и люди пожилого возраста составляют 10 % населения, предприниматели, люди свободных профессий и т. п. – 4 %. На государственных предприятиях и в организациях занято 20 %, в частных структурах – 53 % населения. Определите, сколько безработных в стране.
Задача № 6:
В стране трудоспособное население, ориентированное на рынок труда, составляет 100 млн чел. До июня ситуация в экономике была благоприятной. Выпускался потенциальный объем ВНП, и на рынке труда существовала полная занятость (естественная безработица — 6 %), при которой 10 % занятых увольнялись, а 15 % безработных находили работу. Затем начался кризис, в результате увольнять стали на 5 % больше, а находить работу на 3 % меньше. Определите количество безработных и занятых до июня и после.
Задача № 7:
Самодеятельное население страны составляет 200 млн чел. Уровень фактической безработицы 10 % при естественной норме 6 %. Определите конъюнктурную безработицу в стране.
Контрольные вопросы:
1. Дать определение «Безработица».
2. Виды безработицы.
3. Причины безработицы.
4. Последствия безработицы.
5. Формула расчета Уровня безработицы.
6. Уровень безработицы в Ульяновской области и в России., Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3. Ответ поддается оцениванию;
4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на
поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
- понятными;
- четко и ясно изложены;
— оцениваемы.
Критерии оценки практической работы:
Задания | Баллы | Примечание |
Решение задач | 70 | Каждый правильный ответ 10 баллов |
Вопрос № 1 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 2 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 3 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 4 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 5 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 6 | 5 | Каждый правильный ответ 5 баллов |
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
Практическая работа № 14
«Решение задач на расчет инфляции»
Выполнив данную практическую работу, Вы будете уметь рассчитывать уровень инфляции.
Цель работы:
понять сущность инфляции и способы измерения её уровня.
Принадлежности:
методическое пособие по выполнению практической работы, учебные пособия, калькулятор.
Рекомендуемые информационные материалы:
Интернет,
Учебники:
1.Экономика: Учебник /Липсиц И.В.- М: Издательство « Вита Пресс » 2010.
2.Экономика.Учебный курс по основам экономической теории. /Казаков А.П., Минаева НВ. — М: ООО « Гном — пресс » , 2005 г
Указания к работе:
1. Проанализируйте задание.
2. Обобщив полученные знания по пройденному материалу, решите задачи по расчету заработной платы работников.
3. Ответьте на контрольные вопросы.
4. Подготовка и сдача практической работы.
ХОД РАБОТЫ, Теоретическая часть
Для количественной оценки влияния инфляции используются показатели уровня инфляции i и индекса инфляции I.
Уровень инфляции рассчитывается по формуле:
i=(Yi-Yi-1)?100/Yi-1,
где Yi – уровень цен i-го года;
- Yi-1 – уровень цен базисного года.
Индекс инфляции рассчитывается по формуле:
I=Yi/Yi-1
или
I=i+1.
Уровень инфляции (%) показывает, на сколько процентов следует увеличить первоначальную сумму, чтобы она сохранила покупательную способность на уровне базисного года. Индекс инфляции показывает, во сколько раз выросли цены за рассматриваемый период времени.
Практическая часть.
Задача №1
Виды инфляции |
||||
По темпу роста цен (за год) | По степени расхождения роста цен на различные товарные группы | По форме проявления | По ожидаемости и предсказуемости | По источнику инфляции |
Задача № 2:
Денежная масса в экономике выросла с 780 до 940 у. е., а ВНП за этот же период – на 10%. Скорость оборота денег не изменилась. Определите, как изменится уровень цен в экономике.
Задача № 3:
Правительство в течение 5 лет проводит антиинфляционную политику. Определите потери ВНП, если кривая Филипса имеет вид: nt = nt-1– 0,6 (U – U*), а коэффициент Оукена равен 3. (nt и nt-1 – темпы инфляции соответственно периодов t и t-1; U и U* — соответственно фактический и естественный уровни безработицы).
Год | Уровень безработицы (U), % | Конъюнктурная безработица | Темпы инфляции, % |
1 | 5,5 | 0 | 20 |
2 | 7,5 | … | … |
3 | 8,5 | … | … |
4 | 9,5 | … | … |
5 | 10 | … | … |
Задача № 4:
Если индекс цен в прошлом году был 110, а в этом году – 121, то каким будет уровень инфляции в этом году? Что означает «правило величины 70»? Сколько времени потребуется для того, чтобы цены удвоились, если инфляция сохранилась на уровне 2%, 3%, 5%, 10% в год?
Задача № 5:
Каждый месяц цены растут на 1,5%. Каков ожидаемый уровень инфляции за год?
Задача № 6:
Уровень инфляции в марте составил 2%, в апреле – 1%, в мае – 3%. Необходимо рассчитать индекс инфляции за рассматриваемый период.
Задача № 7:
Период начисления n=3 месяца, ожидаемый ежемесячный уровень инфляции 2%. Под какую процентную ставку ссудных процентов нужно положить первоначальную сумму, чтобы обеспечить реальную доходность i=5% годовых (проценты простые)?
Контрольные вопросы:
1. Дать определение «Инфляция».
2. Виды инфляции.
3. Типы инфляции.
4. Измерение инфляции. Индекс цен.
5. Причины инфляции.
6. Последствия инфляции., Критерии оценки результатов ответов на вопросы
1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;
2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;
3. Ответ поддается оцениванию;
4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата;
5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;
6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на поставленный вопрос и в полном объеме.
Результаты ответов должны быть:
- понятными;
- четко и ясно изложены;оцениваемы.
Примечание:
Задания | Баллы | Примечание |
Решение задач | 70 | За каждый правильный ответ 10 баллов |
Вопрос № 1 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 2 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 3 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 4 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 5 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
Вопрос № 6 | 5 | За каждый правильный ответ 5 баллов |
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |