Очное обучение заочное обучение курс 1.1. 1.1 триместр 1.1 1.1 лекции 30 14 практические (семинарские, 30 лабораторные) занятия

Самостоятельная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО « БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

проф. Т.Г. Озерникова

_______________________

«_____»_____________2011 г.

Рабочая программа дисциплины

ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ С1.Б4

Направление подготовки 036401 Таможенное дело

Квалификация (степень) выпускника Специалист

Форма обучения: очная, заочная

Очное обучение Заочное обучение Курс 1.1. 1.1 Триместр 1.1 1.1 Лекции 30 14 Практические (семинарские, 30 лабораторные) занятия Самостоятельная работа 12 58 Всего часов 72 72 Курсовая работа Зачет (триместр) 1.1 1.1 Экзамен (триместр) Подготовка к зачету 4

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры «05» сентября 2011 г. протокол №1

Заведующий кафедрой экономической теории ____________________________________________________ В. П. Горев «05» сентября 2011 г. (подпись)

Рабочая программа согласована: Декан НиТД ________________________________ Д.Ю. Федотов «10» сентября 2011г. (подпись)

Иркутск 2011

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 036401 Таможенное дело.

Рецензент В. П. Горев 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины Основы экономики является: дать студентам знания о закономерностях поведения экономических субъектов и механизме функционирования экономики . Выработать у студентов способность понимать экономические процессы, происходящие в обществе; анализировать тенденции развития российской и мировой экономики (ПК-4); способность владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (ПК-42).

Выработать у студентов способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности; применять математические методы и методы системного анализа для решения задач профессиональной деятельности (ОК-1, ОК-5, ОК6).

2.Место дисциплины в структуре ООП специалитета Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла ООП подготовки специалистов по направлению «Таможенное дело». Является обязательной и читается в 1м семестре. Логически и содержательно-методологически она непосредственно связана с тремя дисциплинами профессионального цикла ООП – «Экономической теорией», «Геоэкономика», «Экономический потенциал РФ». Приступая к изучению курса «Основы экономики» студенты владеют ограниченным уровнем «входных» знаний. Он определяется школьной программой по обществознанию, истории, математике. В свою очередь курс «Основы экономики» является непосредственной основой для изучения курса «Экономический потенциал РФ », которая, согласно мировым стандартам экономического образования, делает целостной и завершенной подготовку специалистов в области экономики. Также курс «Основы экономики» содержательно и методически предшествует курсу «Экономическая теория», поскольку создает теоретическую базу для понимания процессов, протекающих на уровне отдельных экономических агентов и закрепляет базовые экономические понятия, знакомит с основами предельного анализа, формирует экономический образ мышления.

11 стр., 5224 слов

Государственное регулирование экономики: сущность, формы и методы

... государственного регулирования экономики; дать характеристику основным формам и методам государственного регулирования экономики; изучить экономическую политику государства; выявить особенности государственного регулирования экономики России. Предметом исследования в курсовой работе является государственное регулирования экономики, объектом выступает экономика ... на безвозмездной основе, за счет ...

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (пометкой «частично» отмечается, если компетенция в рамках данной дисциплины формируется не в полном объеме).

Компетентностная карта дисциплины

Код Компетенция компетенции ОК-1 Способен совершенствовать и развивать свой интеллект, (частично) общекультурный и морально-психологический уровень ОК-5 Способен анализировать социально-значимые проблемы и

процессы, использовать на практике методы гуманитарных,

социальныхи экономических наук в различных видах

жизнедеятельности ОК-6 Способен применять математические методы иметоды системного

анализа для решения задач профессиональной деятельности ПК-4 Способен понимать экономические процессы, происходящие в

обществе; анализировать тенденции развития российской и мировой

экономики ПК-42 Способен владеть методами анализа финансово-хозяйственной

деятельности участников ВЭД

Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины являются: ОК-5, ПК-4.

Уровневое описание признаков компетенции ОК-5:

Уровень освоения Признаки проявления Продвинутый Способен, ориентируясь на основные тенденции развития (91 – 100 баллов) современной экономической мысли и используя

отличные предметные знания, определять направления

экономического развития. Владеет культурой

экономического мышления, способен к обобщению,

анализу, восприятию информации, постановке цели и

выбору путей ее достижения. Способен творчески

осмысливать учебный материал, демонстрирует высокий

уровень подготовки к каждому занятию, проявляет

творческую активность. Может устанавливать

межпредметные связи. Базовый Имеет хорошие предметные знания, специальные знания (71 – 90 баллов) по другим экономическим и общеобразовательным

дисциплинам. Способен самостоятельно оценивать

эффективность тех или иных экономических решений.

Адаптировать учебный материал к конкретным

ситуациям в экономическом поведении отдельных

рыночных агентов. Минимальный Имеет представление о предмете микроэкономики, (41 – 70 баллов) методах познания, знаком с базовыми экономическими

категориями. Может пересказать учебный материал по

6 стр., 2561 слов

Дисциплина «Экономическая теория» тема: «Достоинства и недостатки ...

... основой конкуренции. Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она ... рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. Глава 2 достинства и недостатки рыночного ...

экономике.

Уровневое описание признаков компетенции ПК-4

Уровень освоения Признаки проявления Продвинутый Способен, ориентируясь на основные направления (91 – 100 баллов) экономической теории, собрать и проанализировать

исходные данные, необходимые для расчета

экономических и социально-экономических показателей,

характеризующих деятельность хозяйствующих

субъектов. Готов самостоятельно проводить

исследование, осуществлять анализ и представлять

рекомендации по оптимизации отдельных сторон

экономического процесса: мотивации поведения

участников рыночных отношений, их взаимодействия и

др. Может принимать участие в профессиональных

дискуссиях готов к представлению рекомендаций по тем

или иным вопросам в области экономики. Способен на

многое. Базовый Готов принимать участие в обсуждении наиболее (71 – 90 баллов) существенных экономических проблем. Может подобрать

инструментарий в соответствии с поставленными

коллективом задачами. Может оказывать помощь в

решении ряда экономических проблем: оптимизации

объемов производства, анализе рыночной среды и т.п.

Может кое-что. Минимальный Имеет представление об основных функциях экономиста. (41 – 70 баллов) Знает основные методы исследования. Владеет

информацией о специфике экономической деятельности в

системе рыночных отношений.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: типы экономических систем и основные экономические институты общества; основные законы развития экономики и механизмы функционирования и регулирования рыночного хозяйства. Уметь: выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира; анализировать мировые товарные рынки. Владеть: понятийным аппаратом экономической теории и основными приемами анализа микро- и макроэкономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.

4.1. Содержание разделов дисциплины

Очная форма обучения

Виды учебной Формы текущего

Раздел и тема работы, включая контроля № дисциплины самостоятельную успеваемости п/п работу студентов и

Семестр

трудоемкость (в

часах)

Практич.

Семинар

Лаборат.

Самост.

Лекции

раб.

1 Основы 1.1 30 30 12 Зачет

экономической

теории 1.1 Тема 1Введение в 1.1 4 4

экономическую теорию 1.2 Тема 2. Общие 1.1 6 6

принципы

экономической

организации общества 1.3 Тема 3. Развитие 1.1 4 4

отношений

собственности. 1.4 Тема 4.Товарно- 1.1 4 4

денежные отношения

как основа рыночной

экономики 1.5 Тема 5.Рынок: общая 1.1 12 12

характеристика и

механизм его

функционирования

ИТОГО 30 30 12

Заочная форма обучения

Виды учебной Формы текущего

Раздел и тема работы, включая контроля № дисциплины самостоятельную успеваемости п/п работу студентов и

19 стр., 9342 слов

Международные экономические отношения ( )

... организаций, которые сферой своей деятельности были бы связаны с международными экономическими отношениями. Похоже на бутор, но ведь вся наша учеба – бутор. Теории международных экономических отношений. Теории МЭО приносят ... важнейших продавцов и покупателей, либо основных центров м.т. и устанавливается в ходе осуществления крупных и регулярных сделок с товара в СКВ на мировом рынке. (мировые ...

Семестр

трудоемкость (в

часах)

Практич.

Семинар

Лаборат.

Самост.

Лекции

раб.

1 Основы 1.1 14 — 58 Зачет

экономической

теории 1.1 Тема 1Введение в 1.1 2

экономическую теорию 1.2 Тема 2. Общие 1.1 2

принципы

экономической

организации общества 1.3 Тема 3. Развитие 1.1 2

отношений

собственности. 1.4 Тема 4.Товарно- 1.1 2

денежные отношения

как основа рыночной

экономики 1.5 Тема 5.Рынок: общая 1.1 6

характеристика и

механизм его

функционирования

ИТОГО 14 58 4.2. Лекционные занятия, их содержание

№ Наименование разделов и Содержание п/п тем

Раздел. Основы экономики 1 Введение в экономическую Человек и экономика. Экономические модели теорию человека. Предмет и метод экономической теории.

Основные направления и школы в экономической

теории. 2 Общие принципы Производственные возможности общества и экономической организации проблемы технологического выбора. Типы общества экономических систем. Издержки

функционирования системы.

3 Развитие отношений Содержание отношений собственности. Формы

собственности. собственности. Эволюция отношений

собственности 4 Товарно-денежные Возникновение товарообмена. Свойства товара.

отношения как основа Характер труда, воплощенного в товаре. Понятие

рыночной экономики общей и предельной полезности блага.

Происхождение и сущность денег. Эволюция форм

денег, функции денег. 5 Рынок: общая характеристика Понятие рынка и его функции. Структура и

и механизм его инфраструктура рынка. Спрос, эластичность

функционирования спроса. Предложение, эластичность предложения.

Рыночное равновесие. Вмешательство государства

в механизм спроса и предложения.

4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание

№ раздела Содержание и формы проведения и темы Раздел1. Занятие 1 Тема1. 1. Становление экономической теории как науки. Первые Введение в экономические школы: меркантилизм, физиократы. экономичес 2. Роль базовых школ в развитии экономической теории: классическая кую школа; марксизм; маржинализм; кейнсианство; институционализм. теорию 3. Основные направления современной экономической мысли:

неоклассическая, неокейнсианская, неоинституциональная школы;

неоклассический синтез.

4. Роль российских экономистов в развитии экономической теории.

Занятие 2

1. Эволюция представлений о предмете экономической теории с

позиций различных экономических школ. Современная трактовка предмета

экономической теории.

2. Общие черты метода в общественных науках. Специфика метода

экономической теории.

3. Развитие метода в рамках различных экономических школ. Тема 2.

Занятие 1 Общие принципы 1. Основные задачи экономики и особенности их решения в экономичес экономических системах различных типов. кой 2. Эволюция экономических систем: традиционная, директивная, организаци рыночная. Смешанная экономика: современные модели. и общества Занятие 2

4 стр., 1956 слов

Экономическая теория как наука

... функция означает, что экономическая теория призвана служить методологической основой для всех других экономических наук: статистики, финансов, демографии, экономической географии, экономики промышленности, транспорта ... изучения экономики вырабатывает практические рекомендации, используемые в экономической политике. Предметом экономикс являются хозяйственные отношения, т. е. отношения по поводу ...

1. Универсальный характер закона редкости. Понятия

неэкономических и экономических благ.

2. Кривая производственных возможностей и оптимум экономической

системы по Я. Корнаи.

3. Типы экономических систем: спонтанный порядок и иерархия.

Тема 3.

Занятие 1 Развитие отношений 1.Содержание отношений собственности. собственно 2.Формы собственности. сти. 3.Эволюция отношений собственности Тема 4.

Занятие 1 Товарноденежные 1. Возникновение товарообмена. Роль общественного разделения отношения труда. как основа 2 Товар и его свойства. Характер труда, воплощенного в товаре. рыночной 3. Понятие общей и предельной полезности блага. экономики Занятие 2

1. Происхождение и сущность денег. Эволюция форм денег.

2 Деньги и их функции. Эволюционная и рационалистическая

концепции возникновения денег.

3. Эволюция систем денежного обращения: биметаллизм и

монометаллизм; золотой стандарт; Бреттон-Вудская система; Ямайское

соглашение.

Тема 5.

Занятие 1 Рынок: общая Базовые понятия рыночных отношений обмена характерис 1. Рынок и его функции, условия развития. Типы и виды рынков. тика и Рыночная инфраструктура. механизм 2. Рыночный механизм и его основные элементы. его 3. Излишек (рента) потребителя и производителя. функциони Занятие 2 рования

1. Эластичность спроса и предложения по цене. Прямая и перекрестная

эластичность.

2. Эластичность спроса по доходу, процентной ставке и ценовым

ожиданиям.

3. Эластичность предложения.

Занятие 3

1. Роль конкуренции как элемента рыночного механизма. Модель пяти

сил конкуренции М. Портера. Эволюция форм и методов конкурентной

борьбы.

2. Вмешательство государства в механизм спроса и предложения:

формы, последствия. Фиксированные цены, налоги, дотации.

3. Основные модели рыночного равновесия.

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научноисследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа).

Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

4.4 Вид и форма промежуточной аттестации — нет

5. Используемые образовательные технологии Основными видами аудиторной учебной работы являются лекции, семинары и контактные часы. Лекции составляют 50% аудиторных занятий. Самостоятельная работа предполагает подготовку теоретического материала и выполнение письменных домашних работ — упражнений тестов, задач. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий. В частности, разбора конкретных ситуаций (кейсов) в виде их письменного анализа и устного обсуждения. Доля аудиторных занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 50%.

4 стр., 1605 слов

Экономическая теория товара и денег

... различие потребительных стоимостей товаров. 3.Развитие теории денег - определяется экономическими и политическими условиями. С учетом мировой практики выделяют следующие теории денег: 1. металлическая теория (данная теория получила развитие в ... золотое обеспечение, достаточно им быть общепринятым средством обращения и ограниченно доступными. Спрос на деньги зависит от их ожидаемой ценности. Если ...

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Текущий контроль. Организация текущего контроля знаний

Система формирования 100-бальной оценки Промежуточный контроль осуществляется путем проведения трех тестовых заданий, письменной контрольной работы и коллоквиума. Оценка тестовых заданий — от 0 до 5 баллов. Двух письменных контрольных работ — от 0 до 15 баллов, деловой игры — от 0 до 15 баллов. За выступления на семинарах от 0 до 20 баллов. Итоговый контроль — зачет. Итоговая оценка формируется из рейтинговой оценки качества самостоятельной работы в семестре (от 0 до 60 баллов) и рейтинговой оценки за зачет (от 0 до 40 баллов).

Контрольные Количество Темы дисциплины

мероприятия баллов

Возникновение и развитие 1. Тестовые задания 0–5 экономической теории

Предмет и метод 2. Тестовые задания 0–5 экономической теории

Общие принципы 3.Тестовые задания 0-5 организации экономики

Рынок. Общая 4.Контрольная работа 0 — 15 характеристика. Механизм

его функционирования

6.2. Образцы тестовых и контрольных заданий текущего контроля

Тема №1. Возникновение и развитие экономической теории

Тесты 1. Выделите основные этапы развития экономической теории:

а) классический;

б) монетаристский;

в) марксистский;

г) маржиналистский;

д) кейнсианский;

е) рационалистический.

2. Кто из перечисленных ученых считается основателем макроэкономики?

а) А. Маршалл;

б) М. Фридмен;

в) Дж. Кейнс;

г) К. Маркс.

3. Представители какого направления включили в экономическое исследование метод предельного анализа?

а) классического;

б) кейнсианского;

в) монетаристкого;

г) маржиналисткого;

д) институционального.

4. Выделите неоинституциональную теорию:

а) экономическая теория прав собственности;

б) теория предельной полезности;

в) трудовая теория стоимости;

г) теория народонаселения.

5. Основными признаками теории меркантилизма являлись:

а) протекционизм в сфере промышленности и внешней торговли;

б) свобода внешней торговли и отсутствие всяческих ограничений;

в) отсутствие государственного регулирования;

г) государственное регулирующее воздействие посредством экономических мотивов.

6. Принцип либерализма:

а) абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь общества;

б) саморегулируемость экономики;

в) свободную конкуренцию;

г) протекционизм во внешней политике.

7. Лидеры классической политической экономии осуждали:

а) меркантилизм;

б) экономический либерализм;

в) свободную конкуренцию;

г) утопический социализм.

8. Усовершенствованные аналитические построения на базе синтеза всех совокупных факторов общественных отношений предложила:

а) эпоха регулируемой рыночной экономики;

б) неоклассическая школа;

в) классическая школа;

г) меркантилизм.

16 стр., 7842 слов

Развитие социально-экономических систем: теория и методология

... оценить соответствие парадигмальных альтернатив экономической теории задачам развития социально-экономических систем; раскрыть специфику природы цикличности развития социально-экономических систем; провести сравнительный анализ понятий «экономическое развитие» и «экономический рост»; определить контуры экономической теории с позиции парадигмы развития; проанализировать приращение знаний квантово ...

9. Укажите российского ученого, внесшего значительный вклад в экономическую теорию:

а) Е. Слуцкий;

б) В. Леонтьев;

в) Н. Кузнец;

г) К. Маркс.

10. Какой перечень соответствует группе экономических доктрин, положительно оценивающих государственное регулирование экономики:

а) физиократизм, марксизм, маржинализм;

б) меркантилизм, марксизм, кейнсианство;

в) марксизм, неоинституционализм, монетаризм.

Тема №2. Предмет и метод экономической теории

(Тестирование проводится на семинарском занятии №1 )

Тесты 1. Какое из определений раскрывает современную трактовку предмета экономической теории?

а) наука, изучающая общие законы развития экономической цивилизации;

б) наука о поведении человека в условиях ограниченности ресурсов, которые используются альтернативно;

в) наука, изучающая экономические отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

г) наука о богатстве и путях их накопления. 2. Какой из перечисленных методов анализа не используется в экономической теории:

а) теория игр;

б) формально-логический;

в) экономико-математический;

г) лабораторно-экспериментальный.

3. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный.

4. Что следует понимать под способностью делового человека мыслить экономически?

а) способность находить нетрадиционные решения;

б) понимание сущности и социально-экономических последствий экономической политики государства;

в) не менять без очевидной необходимости принятые решения;

г) умение давать количественную оценку сектору своей деятельности.

5. Какое место занимает экономическая теория в системе наук?

а) Методологическая основа.

б) Функциональная наука.

в) Отраслевая наука.

г) Естественно-научная.

6. Метод экономической теории как науки включает в себя:

а) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств;

б) структуру предмета;

в) набор фактических данных;

г) мировоззренческие установки ученого.

7. Какие виды моделей не применяются в экономической теории?

а) Математические.

б) Вербальные.

в) Графические.

г) Биологических циклов.

8. Нормативная экономика ориентирована на анализ вопроса о том:

а) «что должно быть»;

б) «что уже есть»;

в) «что уже было».

9. Использование допущений в экономическом анализе:

а) изменяет внутреннюю логику теории или модели;

б) облегчает решение проблемы;

в) делает модель более реалистичной;

г) увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.

10. Выделите марксистское определение предмета экономической теории:

а) наука о богатстве и путях его создания;

б) наука об отношениях между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ;

в) наука об экономическом благосостоянии нации;

г) наука о поведении человека в условиях ограниченности ресурсов и альтернативности их использования.

17 стр., 8386 слов

Особенности перевода экономических текстов

... перевода, также раскрывается понятие перевода, описываются основные особенности информативного перевода, определяются критерии переводческой эквивалентности для данного вида перевода. Глава вторая содержит анализ проблем перевода научной терминологии на примере экономических текстов, и предложения ...

Тема №3. Общие принципы организации экономики

(Тестирование проводится на семинарском занятии )

Тесты 1. Проблема, что, как и для кого производить имеет отношение:

а) к административно-командной экономике;

б) к рыночной экономике;

в) к смешанной экономике;

г) к любой экономической системе;

д) к постиндустриальной экономике.

2. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) производство благ;

б) ограниченность ресурсов;

в) инвестирование средств;

г) распределение благ.

3. Главные факторы новой экономики в постиндустриальных странах – это:

а) глобализация;

б) капитальные активы;

в) информация;

г) человеческий капитал.

4. Линия производственных возможностей показывает:

а) лучшую из возможных комбинаций производства двух видов товаров;

б) действие закона редкости ресурсов;

в) альтернативную комбинацию видов товаров при данном количестве производственных ресурсов.

5. Воздух — это благо:

а) свободное;

б) экономическое;

в) может быть свободным и экономическим;

г) неэкономическое.

6. Если в обществе объем производственных ресурсов увеличить, то:

а) увеличится производство товаров и услуг;

б) улучшится технология производства;

в) улучшится качество производимых товаров;

г) повысится стандарт жизненного уровня.

7. Какие из перечисленных элементов не включены в состав национального богатства?

а) Основной и оборотный капитал.

б) Человеческий капитал.

в) Материальные и страховые запасы.

г) Потребительские товары длительного пользования.

д) Счет здоровья нации.

е) Потенциальное богатство.

8. Какие факторы не влияют на сдвиг кривой производственных возможностей вправо?

а) Открытие новых месторождений полезных ископаемых.

б) Международная торговля.

в) Научно-технический прогресс.

г) Демография.

9. Сдвиг кривой производственных возможностей вправо характеризует:

а) стагнацию в экономике;

б) экономический рост;

в) снижение уровня потребления;

г) экологическую безопасность.

10. Нахождение экономики на кривой производственных возможностей характеризует ее как:

а) экономику полной занятости;

б) экономику неполной занятости;

в) экономику развивающуюся;

г) экономику оптимальную.

Тема №4. Рынок. Общая характеристика и механизм его

функционирования

(Тестирование проводится на семинарском занятии )

Тесты 1. Условиями возникновения товарного производства являются:

а) общественное разделение труда;

б) частная собственность;

в) государственная собственность;

г) обособление производителей как собственников;

д) наличие натурального хозяйства.

2. Товар, представляющий собой специфическую форму экономического блага, есть:

а) все то, что заключает в себе определенный положительный смысл;

б) продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность;

в) все то, что отвечает интересам и устремлениям людей;

г) продукт труда, произведенный для обмена;

14 стр., 6502 слов

Товар и его свойства

... 1 Товар и его свойства 1.2 Понятие товара. Товарооборот. Структура товарного рынка товар потребительский ... 2] Товар есть благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее ... товара от его производителей через его продажу, а с другой присвоение чужого товара через его куплю. Тем самым с отношениями обмена связана смена собственников товара. В-четвертых, по поводу товара ...

д) все то, что апробировано трудом.

3. Потребительной стоимостью является:

а) результат экономической деятельности, который можно получить в количестве ограниченном по сравнению с потребностями;

б) то общее, что объединяет все товары;

в) то, что делает товары соизмеримыми;

г) способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

д) способность обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции.

4. Трудовая теория стоимости предполагает, что в основе обмена товаров:

а) лежит его общая полезность;

б) лежат количество и качество затраченного на их производство труда;

в) потребность индивидуумов в данном благе;

г) доступность блага для членов общества.

5. Сущность маржинализма состоит в том, что в основе обмена товаров лежит:

а) затраченный на их производство труд;

б) полезность благ;

в) наименее настоятельная потребность, удовлетворяемая последним из потребляемых экземпляров;

г) в основе обмена товаров лежат затраты на средства производства и оплату труда. 6. Какие из приведенных товаров выполняли роль натуральных денег:

а) вексель;

б) скот;

в) раковины, рыба;

г) бумажные деньги;

д) чай;

е) золотые слитки.

7. Какая из функций денег характеризует их как абсолютно ликвидное средство:

а) мера стоимости;

б) средство обращения;

в) средство накопления. 8. «Товарами Гиффена» являются товары:

а) характеризующие социальную значимость потребления, его социальный статус;

б) указывающие на принадлежность индивидуума к какой-либо социальной группе с целью не выделяться из нее;

в) удовлетворяющие первичные жизненно необходимые потребности человека, занимающего большой удельный вес в его бюджете, спрос на который падает при росте дохода;

г) характеризующие изысканный утонченный вкус индивидуума.

9. Смещение кривой спроса влево–вниз может быть вызвано:

а) снижением цены на данный товар;

б) изменением направления моды;

в) увеличением количества потребителей, приобретающих данный товар;

г) снижением цен на комплиментарный товар.

10. Какая кривая изображена на графике: Р

а) кривая производственных возможностей;

б) кривая спроса;

в) кривая предложения;

г) кривая Энгеля.

11. Какие факторы увеличивают спрос на товар: Q

а) падение доходов потребителей;

б) рост цен на товары–субституты;

в) ожидание снижения цен на него;

г) уменьшение предложения товара.

12. К комплиментарным благам относятся:

а) шляпы и ржаной хлеб;

б) теннисные мячи и теннисные ракетки;

в) свинина и арбуз;

г) сливочное масло и бензин.

13. Если большинство жителей города «С» вдруг решат, что американские куриные окорока вредны для здоровья, то при прочих равных условиях в данной местности:

а) повысится спрос на рыбу и повысится спрос на мясные приправы;

б) понизится спрос на рыбу и понизится спрос на мясные приправы;

в) повысится спрос на рыбу и понизится спрос на мясные приправы;

г) понизится спрос на рыбу и повысится спрос на мясные приправы. 14. К товарам–субститутам относятся:

а) кофе и кофеварки;

б) фанта и кока-кола;

в) джинсы и подтяжки;

г) творог и бетон. 15. Понижение цен на бензин вызовет сдвиг:

а) вправо кривой предложения автомобилей;

б) влево кривой предложения автомобилей;

в) влево кривой спроса на автомобили;

г) вправо кривой спроса на автомобили;

д) кривая останется в прежнем положении.

16. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) цена равна общим средним издержкам плюс прибыль;

б) объем спроса равен объему предложения;

в) изменение технологии происходит постепенно;

г) налоги и цены изменяются пропорционально.

17. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) появляется избыток товара;

б) возникает дефицит товаров;

в) государство уменьшает налоги;

г) изменяется уровень технологии.

18. Соотношение спроса и предложения характеризуют координирующую роль цены:

а) на рынке товаров и услуг;

б) на рынке факторов производства;

в) на валютном рынке;

г) на любом немонополизированном рынке.

19. Если уменьшение цены товара на 4% приводит к снижению объема предложения на 7%, то данное предложение:

а) неэластично;

б) эластично;

в) эластичность равна 1;

г) абсолютно эластично;

д) абсолютно неэластично.

20. Эластичность спроса по цене будет больше:

а) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши;

б) если потребители используют товар с наибольшей пользой для себя;

в) чем больше вмененные издержки;

г) чем менее необходим товар.

21. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичного спроса на товар:

а) коэффициент ценовой эластичности меньше 1;

б) общая выручка продавца сокращается, если цена растет;

в) покупатели чутко реагируют на изменения цены;

г) относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены;

д) общая выручка продавца растет, если цена уменьшается. 22. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике неэластичного спроса на товар:

а) имеется большое число товаров–заменителей;

б) покупатели расходуют на его покупку незначительную долю своего дохода;

в) данный товар является для потребителей товаром первой необходимости;

г) период времени, в течение которого предъявляется спрос, является очень коротким;

д) относительное изменение объема спроса меньше, чем относительное изменение цены.

23. Закон предложения выражает:

а) обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара;

б) связь между эластичными и неэластичными товарами;

в) прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара;

г) меру эластичности каждого товара.

24. Перекрестная эластичность спроса характеризует влияние:

а) цены одного товара на изменение цены другого товара;

б) величина спроса одного товара на изменение цены другого товара;

в) цены одного товара на изменение предложения другого блага;

г) величины спроса одного товара на изменения спроса на другое благо.

25. Учебник по экономической теории и книга Л. Лапина «Старик Хоттабыч» имеют коэффициент перекрестной эластичности:

а) близкий к 1;

б) с отрицательным знаком;

в) стремящийся к бесконечности;

г) близкий к 0.

Контрольная работа по теме №1.

Рынок. Общая характеристика и механизм его функционирования.

Вариант №1 1. Основные элементы рыночного механизма: спрос, предложение, конкуренция,

равновесная цена. 2. Вклад А.Маршалла в развитие теории рыночного равновесия. 3. Задача 1: Пусть годовой спрос на CD-RW в Иркутске задан соотношением p = 50 – 0,1q, а в Шелехове — p = 40 – 0,4q. Здесь р — цена (в руб.), а q — объем продаж (в тыс. шт.).

Если цена превышает уровень 50 руб. в Иркутске и 40 руб. в Шелехове, спрос становится нулевым. Найти суммарный спрос на CD-RW в 2 городах.

Задача 2: Заполните пропущенные ячейки в таблице. Ответ поясните.

Цена Спро Предлож Дефи Избы Объе Выру

с ение цит ток м продаж чка

40 80 800

80 30 1800

50 5 5000

120 30 40

Вариант №2 1. Воздействие государства на рыночный механизм: формы, методы, последствия.

2. Сильные и слабые стороны рынка.

3. Задача 1: Месячный спрос на говядину на иркутском рынке составляет qD = 204 – 1,2p, а предложение qS = 0,6p – 12. Здесь р — цена, руб., а q — объем продаж, т. Найти объем продаж на третий месяц в условиях динамической паутинообразной модели рынка, если в первый месяц на рынок будет привезено 96 т. говядины. Является ли процесс сходящимся, расходящимся или постоянным? В паутинообразной модели объем привезенной продукции определяется из функции предложения на основе цены предыдущего месяца.

Задача 2: Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна –0,25, эластичность спроса по доходу равна +0,8. На сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 8%, а доходы населения увеличатся на 5%? При этом предполагается, что общий уровень цен останется неизменным.

6.4 Примерные темы курсовых работ, критерии оценивания (курсовые работы не предусмотрены)

6.5 Методические рекомендации по выполнению тестовых и контрольных заданий.

Итоговое тестирование и контрольная работа проводятся по завершению изучения студентами темы. Тестирование рассчитано на временной промежуток от 20 до 30 минут (в зависимости от количества тестовых заданий).

Контрольная работа проводится в течение 1час 20 мин. Тестовые и контрольные задания выполняются индивидуально без использования вспомогательных учебных материалов, в письменном виде. При выполнении тестов достаточно указать вариант правильного ответа (один) без дополнительных комментариев. Контрольная работа предполагает развернутый ответ. В структуре контрольной работы предусмотрены 2 теоретических вопроса, в том числе второй – проблемный. При ответе на первый вопрос студент должен проявить знание основных категорий, понятий, закономерностей, механизмов экономических процессов, рассматриваемых в данной теме. Второй вопрос предполагает изложение самостоятельных суждений по данной теме, что позволит преподавателю оценить общий уровень экономической эрудиции студента, глубину его экономического мышления, способность приложить полученные теоретические знания к оценке конкретной проблемной ситуации. В контрольной работе также предусмотрены 2 задачи, решение которых позволяет преподавателю оценить степень освоения теоретического материала студентами и их умение приложить свои знания к практической ситуации.

6.6. Форма итогового контроля (по результатам семестра)

Промежуточный контроль проводится в виде зачета в 1-ом триместре. Зачет ставится по результатам тестирования (до 10 баллов: до 5 баллов за тесты по одной теме); по ответам и выступлениям на семинарских занятиях (до 55 баллов); по результатам контрольных работы (до 15 баллов: до 5 баллов по одной теме), по результатам участия в деловой игре (до 15 баллов).

В том случае, когда студент набирает в совокупности не менее 41 балла, он имеет право получить зачет автоматически с указанием набранных баллов. При этом баллы в интервале от 41 до 71 соответствуют оценке удовлетворительно, от 71 до 91 – хорошо, от 91 до 100 – отлично. Если студент желает увеличить количество автоматически набранных в течение семестра баллов, он сдает зачет индивидуально по билетам или итоговым тестам. Успешно сданный зачет оценивается до 40 баллов.

Перечень вопросов к зачету Контрольные вопросы к зачету 1. Основные направления развития экономической теории. 2. Предмет и метод экономической теории. 3. Проблема выбора. Кривая производственных возможностей. 4. Оптимум экономической системы. 5. Эволюция экономических систем. Основные черты постиндустриальной экономики. 6. Деньги и их функции. 7. Рынок: функции, классификация: по типам, видам и структуре. 8. Рыночный спрос. Всеобщий закон спроса, эффекты спроса. 9. Рыночное предложение. Закон предложения. 10. Модели рыночного равновесия. Модель Вальраса и Маршалла. 11. Сдвиги равновесия. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах. 12. Инструменты вмешательства государства в механизм спроса и предложения. 13. Эластичность спроса по цене. 14. Эластичность спроса по доходу, проценту и ценовому ожиданию. 15. Предпринимательство и его формы: организационно-правовые и организационноэкономические. 16. Предпринимательский риск, показатели риска. 17. Методы снижения риска. 18. Конкуренция. Модель пяти сил конкуренции Портера. 19. Основные формы собственности и их развитие. 20. Интеллектуальная собственность и ее виды. 21. Содержание собственности. Эволюция субъектов и объектов собственности. 22.Информация и человеческий капитал — главные факторы развития постиндустриальной экономики.

23. Стабильное и нестабильное рыночное равновесие. 24. Предпринимательская деятельность: черты, функции и условия развития. 25. Условия возникновения и функционирования рынка.

(Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины).

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Микроэкономика: учебник [Текст] / ред. М.А. Винокуров, Н.П.Лукьянчикова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. – 511 с.

2. Экономическая теория: учебник [Текст] / ред. Н.П. Лукьянчикова, С.В. Сергеева. Иркутск:Изд-во БГУЭП, 2002. – 543 с.

3. Самуэльсон, П., Нордхауз, В. Экономика [Текст] / П. Самуэльсон, В. Нордхауз. – М., 2007. – 1358 с.

4. Экономическая теория: учебник [Текст] / ред. Л.С. Тарасевич, М.:ИНФРА-М, – 671 с.

5. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. [Текст] / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. М.:ИНФРА-М, — Т.1.- 2007. – 467 с.

6. Основы экономической теории: учебное пособие для ВУЗов [Текст] / ред. В.П. Горев. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – с.

Дополнительная литература

1. Маршалл, А. Принципы экономической науки [Текст] / А.Маршалл. — М.:Прогресс: Универс, 1993. — 351 с.

2. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции [Текст] / общ.ред.И.М.Осадчей. — М.:Прогресс, 1986. – 472 с.

3. Пиндайк, Р. Микроэкономика [Текст] / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд. — СПб.:Питер, 2002. – 606 с.

4. Франк, Р.Х. Микроэкономика и поведение [Текст] / Р.Х. Франк. — М.:ИНФРА-М, 2000. – 694.с.

5. Фишер, С., Дорнбуш, Р., Шмалензи, Р. Экономика [Текст] / С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. — М.:Дело, 1999. – 830 с.

6. Хайман, Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение [Текст] / Д.Н. Хайман. — М.:Финансы и статистика. 1992. — 384 с.

7. Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции [Текст]: пер.с англ. Э.Г.Лейкина, Л.Я.Розовского / Э. Чемберлин. — М.:Иностранная литература, 1959. – 414 с.

8. Шумпетер, Й. Теория экономического развития [Текст] / Й. Шумпетер. М.:Прогресс, 1982. – 256 с.

9. Коуз, Р. Фирма, рынок и право [Текст]: пер. с англ. Пинскера Б./ Р.Коуз. — М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «CATALLAXY», 1993. – 192 с.

10. Рынки факторов производства [Текст] // Вехи экономической мысли: в 3-х т. / Сост. и общ. ред. В.М. Гальперина. — М.:Экономическая школа, 1999-2000. — Т.3. – 458 с.

11. Долан, Э. Дж. Рынок: Микроэкономическая модель [Текст] / под общ. ред. Лисовика Б., Лукашевича В. — СПб.:Питер, 1992. – 496 с.

12. Экономическая теория. Сборник задач, тестов и упражнений [Текст] / под общ. ред. Лукьянчикова Н.П., Сергеева С.В., Трофимова Т.И. — Иркутск:Изд-во ИГЭА, 2001. – 205 с.

Интернет-ресурсы

. ru/libraru – библиотека материалов по экономической тематике . ru – материалы по социально-экономическому положению и развитию в России — лауреаты Нобелевской премии по экономике. http://www.сbr.ru – официальный сайт Центрального Банка России (аналитические материалы) http://www.rbr.ru – РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера) http://www.budgetrf.ru – мониторинг экономических показателей

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийные средства и другая техника для презентаций учебного материала, компьютеризированные методы психодиагностики (разработанные программные продукты – методики тестирования и обработки результатов), слайды, фрагменты учебных фильмов, современные лицензионные компьютерные статистические системы для анализа данных и обработки результатов эмпирических исследований.