Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ |
Кафедра экономики и управления
Экономика города
Самостоятельная работа студентов |
Направление подготовки бакалавра 081100.62 «Государственное муниципальное управление»
Абакан 2013 |
Самостоятельное изучение разделов дисциплины
Актуальность самостоятельной работы студентов подтверждается тем, что в современном обществе возрастают требования к участникам системы социальных взаимоотношений, как никогда ранее, возрастает роль профессиональной готовности специалистов. Реализуются государственные национальные проекты, вводятся новые формы нормативно-документального оформления всех сфер жизнедеятельности человека. Потому современные квалификационные требования, предъявляемые к будущему специалисту, достаточно высоки.
В последние годы, прежде всего с подписанием Болонской конвенции и вступлением России в международное образовательное сообщество, возрастает роль комплексного подхода в подготовке специалистов, который предусматривает переход от так называемой «знаниевой» парадигмы к системно-деятельностной.
Возрастает роль самостоятельной работы студентов, и в связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов.
Особенное значение приобретает самостоятельная работа студентов вуза в условиях всё более расширяющегося использования персональных компьютеров, интернета как средства обучения.
Это объясняется разнообразием предоставляемых образовательных услуг; возможностью совмещения образования с другими видами деятельности; возможностью индивидуально выбрать темп и маршрут обучения; созданием доступной информационной и учебно-научной образовательной среды.
Что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Основными принципами организации самостоятельной работы студентов вуза являются:
Принцип интерактивности, определяющий необходимость сотрудничества студентов и обмена информацией не только с преподавателем, но и с другими студентами;
Принцип опоры на базовые знания и умения, предусматривающий наличие у студента минимальных навыков работы с техническими средствами, а также умения рационально использовать свободное время для организации самостоятельной работы;
Принцип опережающего обучения, обеспечивающий направленность самостоятельной работы на активизацию, развитие мыслительной деятельности, формирование способности самостоятельно прогнозировать, выбирать и решать дидактические задачи, добывать знания в сотрудничестве с другими студентами, обучаемыми по данной дисциплине.
Самостоятельная работа реализуется:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны:
- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера (решение задач);
- перевод и пересказ текстов;
- подбор и изучение литературных источников;
- разработка и составление различных схем;
- выполнение графических работ;
- проведение расчетов и др.;
- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы.
- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
В целях облегчения распределения сил при изучении материала вам предложена последовательность овладения материалом дисциплины и предполагаемое количество часов на её освоение.
Таблица 1 — Перечень вопросов для самостоятельного изучения
Форма обучения заочная (срок освоения ооп 5 лет) , Форма обучения заочная (срок освоения ооп 5 лет)
№ п/п |
№ модуля и модульной единицы |
Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения |
Кол-во часов |
1 |
Модуль 1. Основы экономики города |
||
1 |
Модульная единица 1.Экономика города в системе экономических наук |
Критерии города. Функции города. |
1 |
2 |
Локальные (местные) общественные блага и смежные понятия. |
1 |
|
3 |
Основные подходы к типологии городов. |
1 |
|
4 |
Урбанизация как экстенсивный и интенсивный процесс: формы и индикаторы. |
1 |
|
5 |
Показатели урбанизированности. |
1 |
|
6 |
Взаимодействие городского и сельского населения: рурализация, рурбанизация. |
1 |
|
7 |
Системы расселения. Городские агломерации и надагломерационные формы расселения. |
1 |
|
8 |
Факторы возникновения и роста городов. |
1 |
|
9 |
Урбанизация в ходе промышленной революции. |
1 |
|
Градообразование в России: основные этапы. |
1 |
||
1 |
Модульная единица 2.Городская экономика и экономика в городе |
Концепции «идеального города». |
1 |
2 |
Модель Тюнена. |
1 |
|
3 |
Теории центральных мест. |
1 |
|
4 |
Модели Лёша, Кристаллера. Закон Ципфа. |
1 |
|
5 |
Стадиальность в развитии городов. Модель Джиббса. |
1 |
|
6 |
Городские агломерации как объект исследования. |
1 |
|
7 |
Рынок труда и рост экономики города. |
1 |
|
8 |
Эффект концентрации как фактор роста города. |
1 |
|
9 |
Влияние государственной политики на экономический рост городов. |
1 |
|
Прогнозирование экономического роста города. |
1 |
||
1 |
Модульная единица 3.Развитие муниципальных образований |
Соотношение МЭР и государственной региональной политики. |
1 |
2 |
Российская федеральная и региональная нормативно-правовая база, связанная с регулированием МЭР. |
1 |
|
3 |
Государственная система управления региональной политикой и ее соотношение с муниципальной системой управления экономическим развитием в Российской Федерации. |
2 |
|
4 |
Анализ зарубежного опыта регулирования регионального и местного экономического развития и возможности его применения в России. |
2 |
|
5 |
Примеры подходов согласования экономического развития регионов и муниципальных образований в Российской Федерации. |
1 |
|
6 |
МЭР как один из ключевых элементов комплексного социально-экономического развития муниципального образования. |
1 |
|
7 |
Анализ, прогнозирование и планирование в системе управления МЭР. |
1 |
|
8 |
Соотношение планирования МЭР и других видов планирования на местном уровне – социально-экономического, финансового, градостроительного. |
1 |
|
Модуль 2 Финансирование муниципального образования |
|||
1 |
Модульная единица 1.Муниципальные финансы |
Общие сведения о муниципальных финансах. |
1 |
2 |
Основные принципы управления муниципальными финансами. |
1 |
|
3 |
Виды финансового планирования. |
1 |
|
4 |
Инвестиционно-заемная политика. |
1 |
|
5 |
Основные принципы реформы межбюджетных отношений. |
3 |
|
6 |
Муниципальные финансы как ресурс муниципального экономического развития. |
3 |
|
1 |
Модульная единица 2.Инвестиционная политика муниципального образования |
Понятие инвестиционной политики муниципального образования. |
1 |
2 |
Законодательная и нормативная база деятельности муниципальных образований по привлечению инвестиций. |
1 |
|
3 |
Инвестиционный потенциал и инвестиционные риски муниципальных образований. |
2 |
|
4 |
Виды инвестиций в экономику муниципального образования. |
2 |
|
5 |
Основные направления деятельности муниципалитета по привлечению инвестиций. |
2 |
|
6 |
Маркетинг и брендинг муниципального образования. |
2 |
|
3 |
Модуль 3 Функционирование и развитие муниципального образования |
||
1 |
Модульная единица 1.Жилищно-коммунальное хозяйство |
Управление жилищным фондом. |
1 |
2 |
Социальная жилищная политика. |
1 |
|
3 |
Естественные монополии в ЖКК. |
1 |
|
4 |
Основные принципы тарифного регулирования. |
1 |
|
5 |
Организация и финансирование развития коммунальной инфраструктуры. |
1 |
|
1 |
Модульная единица 2.Городской пассажирский транспорт |
Общие сведения о городском пассажирском транспорте. |
1 |
2 |
Организация городского пассажирского транспорта. |
2 |
|
3 |
Финансирование развития городского пассажирского транспорта. |
2 |
|
1 |
Модульная единица 3.Градорегулирование |
Экономические предпосылки необходимости регулирования территориального развития поселений. |
2 |
2 |
Основы законодательства о недвижимости и градорегулировании. |
2 |
|
3 |
Основные виды плановых документов территориального развития. |
2 |
|
4 |
Роль территориального планирования в управлении муниципальным социально-экономическим развитием. |
2 |
|
4 |
Модуль 4. Экономика развития муниципального образования |
||
1 |
Модульная единица 1.Муниципальное экономическое развитие и управление им |
Правовые основы муниципального экономического развития в современной России. |
1 |
2 |
МЭР в системе текущего управления в муниципальных образованиях, выстроенной по отраслевому и межотраслевому принципу. |
2 |
|
3 |
Особенности муниципального образования как объекта управления муниципальным экономическим развитием. |
1 |
|
4 |
Основные субъекты МЭР, взаимоотношения основных субъектов МСЭР с органами местного самоуправления. |
1 |
|
5 |
Виды хозяйствующих субъектов, действующих на территории муниципального образования |
1 |
|
6 |
Прямые и косвенные методы управления экономикой муниципального образования органами МСУ. |
1 |
|
7 |
Основные инструменты управления экономикой муниципального образования. |
1 |
|
1 |
Модульная единица 2.Муниципальное экономическое развитие и текущее планирование |
МЭР в системе текущего планирования в муниципальных образованиях, выстроенной по отраслевому и межотраслевому принципу. |
1 |
2 |
Муниципальные целевые программы. Проектное планирование и управление. |
1 |
|
3 |
Новые подходы, ориентированные на управление по результатам. |
1 |
|
4 |
Стратегическое планирование как основа комплекса планирования и управления МСЭР. |
1 |
|
5 |
Актуальные вопросы координации разных видов планирования. |
1 |
|
6 |
Основные этапы разработки стратегического плана развития муниципального образования – аналитический, целеполагания, разработки механизмов реализации. |
1 |
|
7 |
Основные методы и технологии, применяемые при разработке стратегического плана. |
1 |
|
8 |
Организация эффективной реализации стратегического плана развития муниципального образования. |
1 |
|
1 |
Модульная единица 3.Мониторинг и оценка развития муниципальных образований |
Законодательные основы организации системы муниципального мониторинга и оценки. Методы мониторинга и оценки. |
1 |
2 |
Формирование системы показателей развития муниципальных образований и их интерпретация. |
2 |
|
3 |
Информационное обеспечение мониторинга и оценки, проблемы формирования и использования муниципальной статистики. |
1 |
|
4 |
Обеспечение взаимодействия субъектов мониторинга и оценки. |
1 |
|
5 |
Методы включения населения в процедуры мониторинга и оценки. |
2 |
|
6 |
Предпосылки перехода к использованию электронных технологий при проведении мониторинга и оценки. |
1 |
|
1 |
Модульная единица 4.Особенности развития муниципальных образований разных типов |
Возможности управления развитием российских муниципальных образований разных типов, сформированных в соответствие с законодательством о местном самоуправлении. |
2 |
2 |
Специфика управления развитием муниципальных образований в поселениях, муниципальных районах и городских округах |
2 |
|
3 |
Особенности управления муниципальным развитием в крупных и малых городах, сельской местности, пригородах, в городах федерального значения, в монофункциональных городах, в ЗАТО и т. д. |
2 |
|
4 |
Зарубежный опыт управления муниципальным развитием в различных муниципальных образованиях и возможность его использования в России. |
2 |
|
ИТОГО |
Форма обучения заочная (срок освоения ооп 3 года 6 месяцев) Перечень вопросов для самостоятельного изучения , Форма обучения заочная (срок освоения ооп 3 года 6 месяцев) Перечень вопросов для самостоятельного изучения
№ п/п |
№ модуля и модульной единицы |
Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения |
Кол-во часов |
1 |
Модуль 1. Основы экономики города |
||
1 |
Модульная единица 1.Экономика города в системе экономических наук |
Критерии города. Функции города. |
1 |
2 |
Локальные (местные) общественные блага и смежные понятия. |
1 |
|
3 |
Основные подходы к типологии городов. |
1 |
|
4 |
Урбанизация как экстенсивный и интенсивный процесс: формы и индикаторы. |
1 |
|
5 |
Показатели урбанизированности. |
1 |
|
6 |
Взаимодействие городского и сельского населения: рурализация, рурбанизация. |
1 |
|
7 |
Системы расселения. Городские агломерации и надагломерационные формы расселения. |
1 |
|
8 |
Факторы возникновения и роста городов. |
1 |
|
9 |
Урбанизация в ходе промышленной революции. |
1 |
|
Градообразование в России: основные этапы. |
1 |
||
1 |
Модульная единица 2.Городская экономика и экономика в городе |
Концепции «идеального города». |
1 |
2 |
Модель Тюнена. |
1 |
|
3 |
Теории центральных мест. |
1 |
|
4 |
Модели Лёша, Кристаллера. Закон Ципфа. |
1 |
|
5 |
Стадиальность в развитии городов. Модель Джиббса. |
1 |
|
6 |
Городские агломерации как объект исследования. |
1 |
|
7 |
Рынок труда и рост экономики города. |
1 |
|
8 |
Эффект концентрации как фактор роста города. |
1 |
|
9 |
Влияние государственной политики на экономический рост городов. |
1 |
|
Прогнозирование экономического роста города. |
1 |
||
1 |
Модульная единица 3.Развитие муниципальных образований |
Соотношение МЭР и государственной региональной политики. |
1 |
2 |
Российская федеральная и региональная нормативно-правовая база, связанная с регулированием МЭР. |
1 |
|
3 |
Государственная система управления региональной политикой и ее соотношение с муниципальной системой управления экономическим развитием в Российской Федерации. |
2 |
|
4 |
Анализ зарубежного опыта регулирования регионального и местного экономического развития и возможности его применения в России. |
2 |
|
5 |
Примеры подходов согласования экономического развития регионов и муниципальных образований в Российской Федерации. |
1 |
|
6 |
МЭР как один из ключевых элементов комплексного социально-экономического развития муниципального образования. |
1 |
|
7 |
Анализ, прогнозирование и планирование в системе управления МЭР. |
1 |
|
8 |
Соотношение планирования МЭР и других видов планирования на местном уровне – социально-экономического, финансового, градостроительного. |
1 |
|
Модуль 2 Финансирование муниципального образования |
|||
1 |
Модульная единица 1.Муниципальные финансы |
Общие сведения о муниципальных финансах. |
1 |
2 |
Основные принципы управления муниципальными финансами. |
1 |
|
3 |
Виды финансового планирования. |
1 |
|
4 |
Инвестиционно-заемная политика. |
1 |
|
5 |
Основные принципы реформы межбюджетных отношений. |
3 |
|
6 |
Муниципальные финансы как ресурс муниципального экономического развития. |
3 |
|
1 |
Модульная единица 2.Инвестиционная политика муниципального образования |
Понятие инвестиционной политики муниципального образования. |
1 |
2 |
Законодательная и нормативная база деятельности муниципальных образований по привлечению инвестиций. |
1 |
|
3 |
Инвестиционный потенциал и инвестиционные риски муниципальных образований. |
2 |
|
4 |
Виды инвестиций в экономику муниципального образования. |
2 |
|
5 |
Основные направления деятельности муниципалитета по привлечению инвестиций. |
2 |
|
6 |
Маркетинг и брендинг муниципального образования. |
2 |
|
3 |
Модуль 3 Функционирование и развитие муниципального образования |
||
1 |
Модульная единица 1.Жилищно-коммунальное хозяйство |
Управление жилищным фондом. |
1 |
2 |
Социальная жилищная политика. |
1 |
|
3 |
Естественные монополии в ЖКК. |
1 |
|
4 |
Основные принципы тарифного регулирования. |
1 |
|
5 |
Организация и финансирование развития коммунальной инфраструктуры. |
1 |
|
1 |
Модульная единица 2.Городской пассажирский транспорт |
Общие сведения о городском пассажирском транспорте. |
1 |
2 |
Организация городского пассажирского транспорта. |
2 |
|
3 |
Финансирование развития городского пассажирского транспорта. |
2 |
|
1 |
Модульная единица 3.Градорегулирование |
Экономические предпосылки необходимости регулирования территориального развития поселений. |
2 |
2 |
Основы законодательства о недвижимости и градорегулировании. |
2 |
|
3 |
Основные виды плановых документов территориального развития. |
2 |
|
4 |
Роль территориального планирования в управлении муниципальным социально-экономическим развитием. |
2 |
|
4 |
Модуль 4. Экономика развития муниципального образования |
||
1 |
Модульная единица 1.Муниципальное экономическое развитие и управление им |
Правовые основы муниципального экономического развития в современной России. |
1 |
2 |
МЭР в системе текущего управления в муниципальных образованиях, выстроенной по отраслевому и межотраслевому принципу. |
2 |
|
3 |
Особенности муниципального образования как объекта управления муниципальным экономическим развитием. |
1 |
|
4 |
Основные субъекты МЭР, взаимоотношения основных субъектов МСЭР с органами местного самоуправления. |
1 |
|
5 |
Виды хозяйствующих субъектов, действующих на территории муниципального образования |
1 |
|
6 |
Прямые и косвенные методы управления экономикой муниципального образования органами МСУ. |
1 |
|
7 |
Основные инструменты управления экономикой муниципального образования. |
1 |
|
1 |
Модульная единица 2.Муниципальное экономическое развитие и текущее планирование |
МЭР в системе текущего планирования в муниципальных образованиях, выстроенной по отраслевому и межотраслевому принципу. |
1 |
2 |
Муниципальные целевые программы. Проектное планирование и управление. |
1 |
|
3 |
Новые подходы, ориентированные на управление по результатам. |
1 |
|
4 |
Стратегическое планирование как основа комплекса планирования и управления МСЭР. |
1 |
|
5 |
Актуальные вопросы координации разных видов планирования. |
1 |
|
6 |
Основные этапы разработки стратегического плана развития муниципального образования – аналитический, целеполагания, разработки механизмов реализации. |
1 |
|
7 |
Основные методы и технологии, применяемые при разработке стратегического плана. |
1 |
|
8 |
Организация эффективной реализации стратегического плана развития муниципального образования. |
1 |
|
1 |
Модульная единица 3.Мониторинг и оценка развития муниципальных образований |
Законодательные основы организации системы муниципального мониторинга и оценки. Методы мониторинга и оценки. |
1 |
2 |
Формирование системы показателей развития муниципальных образований и их интерпретация. |
2 |
|
3 |
Информационное обеспечение мониторинга и оценки, проблемы формирования и использования муниципальной статистики. |
1 |
|
4 |
Обеспечение взаимодействия субъектов мониторинга и оценки. |
1 |
|
5 |
Методы включения населения в процедуры мониторинга и оценки. |
2 |
|
6 |
Предпосылки перехода к использованию электронных технологий при проведении мониторинга и оценки. |
1 |
|
1 |
Модульная единица 4.Особенности развития муниципальных образований разных типов |
Возможности управления развитием российских муниципальных образований разных типов, сформированных в соответствие с законодательством о местном самоуправлении. |
2 |
2 |
Специфика управления развитием муниципальных образований в поселениях, муниципальных районах и городских округах |
2 |
|
3 |
Особенности управления муниципальным развитием в крупных и малых городах, сельской местности, пригородах, в городах федерального значения, в монофункциональных городах, в ЗАТО и т. д. |
2 |
|
4 |
Зарубежный опыт управления муниципальным развитием в различных муниципальных образованиях и возможность его использования в России. |
2 |
|
ИТОГО |
100 |
Конкретные формы внеаудиторной самостоятельной работы студентов по данной конкретной дисциплине должны и могут быть:
-подготовка к лекциям, семинарским, практическим занятиям;
-изучение учебных пособий;
-изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;
-изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;
-выполнение контрольной работы;
-написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
-аннотирование монографий или их отдельных глав, статей;
-участие в составлении тестов;
-выполнение исследовательских и творческих заданий;
-составление библиографии и реферирование по заданной теме;
-создание наглядных пособий по изучаемым темам.
Изучая конкретную тему (смотрите в таблице «Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения») вам необходимо ознакомиться со списком научной литературы, затем изучить данную тему проверить себя на усвоение материала и перейти к следующей теме дисциплины.
По окончании изучения материала дисциплины вы можете начать подготовку к выполнению контрольной работы.
Для наилучшего закрепления материала дисциплины можете составлять схемы, помогающие закрепить ваши знания, а также попробовать свои силы в составлении тестовых заданий.
Составлено:
к.э.н., доцентом Кочетковой Е.Н.
01.01.2013 года