Внеаудиторная

Самостоятельная работа

Тема

2. Методы измерения и анализа социальной информации

Практические занятия – 8 часов.

1. Изучение теоретических вопросов Методы измерения социальных явлений: статистическое наблюдение, сводка и группировка, статистическое изучение взаимосвязи и т.д. Виды документального наблюдения, опросов (анкетирование, интервью, социометрические, аудиометрические), сфера их применения в социальной статистике. Методы анализа социальной информации: кластеризация, непараметрические методы проверки статистических гипотез, оценка структурных различий и т.д.

2. Подготовка ответов на контрольные вопросы (с последующим их обсуждением) 1. Каково соотношение понятий метод, методология, методика? 2. Каковы основные задачи статистического наблюдения в социальной статистике? 3. На каких методах основано статистическое изучение взаимосвязи социальных процессов? 4. Сфера применения сводки и группировки в социальной статистике. 5. Охарактеризуйте использование табличного и графического методов в социальных исследованиях. 6. Какие виды и способы формирования выборочной совокупности вам известны? 7. Назовите задачи регрессионного анализа. 8. Какие виды обобщающих показателей используются в социальной статистике? 9. Какие показатели используются для оценки степени варьирования количественных признаков? 10. Раскройте методику расчета основных показателей динамики (абсолютных приростов, темпов роста и прироста и других показателей динамики).

11. Индексный метод в исследовании социальных процессов: методика расчета и анализ. 12. Использование факторного анализа в социальной статистике.

3. Решение задач (с последующим обсуждением результатов) Решение задач по сборнику [2, № 1, 9].

4. Проверка самостоятельной работы – на практическом занятии по ходу его проведения, а также во время консультаций по организации и контролю за выполнением самостоятельной работы

Аудиторная работа

Практические занятия 1-4 1. Отработка темы: участие в обсуждении ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время, и на вопросы программы темы по ходу проведения занятия. 2. Решение задач по сборнику задач [2, № 2-8]. 3. Участие в обсуждении результатов занятия. 4. Проверка выполнения домашнего задания ([2, № 1,9]).

Тема 3. Статистика социальной структуры населения,

трудовых коллективов

18 стр., 8996 слов

Решение задач: Применение линейного программирования для решения экономических ...

... анализ применения линейного программирования для решения экономических задач. Задачами курсовой работы являются: 1. Теоретико-методическое описание метода линейного программирования; 2. Выявление области применения и ограничения использования линейного программирования для решения экономических задач; 3. Оптимизация прибыли с применением метода линейного программирования; 4. Постановка задачи и ...

Практические занятия – 8 часов.

Внеаудиторная самостоятельная работа – 20 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучение теоретических вопросов Взаимосвязь политической организации общества и его социальной структуры. Анализ особенностей социальной структуры России и зарубежных стран. Анализ социально-демографической структуры населения, движения населения и миграционных процессов. Анализ особенностей расселения лиц различной национальности по территории России, стран СНГ, получение статистических показателей социальноэкономического и культурного развития нации и народностей. Показатели национально-языкового развития, двуязычия, межнациональных браков и национально-смешанных семей. Изучение национальной структуры мигрантов, социальных последствий НТП на развитие народов Севера, Дальнего Востока и Сибири, методика анализа межнациональных отношений. Анализ распределения населения по территории стран и регионов, состав и динамика городского и сельского населения. Анализ особенностей социально-профессионального состава населения России, получение показателей, отображающих имеющиеся различия между умственным и физическим трудом. Изучение социально профессиональных перемещений работников, их интенсивности, процессов подготовки, переподготовки специалистов, профессиональной ориентации населения.

Понятия личности, семьи, трудового коллектива, задачи их социальностатистического изучения. Оценка влияния социальных условий на развитие личности, проблемы построения показателей черт, социальных потребностей личности и степени их удовлетворения, социальной активности личности. Изучение семьи в социальной статистике. Учет социальных факторов, определяющих процессы формирования семей различного типа, анализ социальных функций семьи. Анализ социальных причин и последствий изменения структуры семьи, брачно-семейных отношений и разводимости, анализ показателей распределения бытовых функций между членами семьи, воспитания детей и подростков, проведения семейного досуга, показателей развития благотворительной помощи. Анализ функций и видов трудовых коллективов, исследование специфики трудовых коллективов государственных и кооперативных предприятий и организаций, научно-исследовательских, учебных и армейских коллективов. Показатели характера, условий и дисциплины труда работников, их трудовой и общественной активности. Анализ взаимоотношений между членами коллективов с помощью социоматриц, социограмм, вычисления социометрических индексов.

2. Подготовка ответов на контрольные вопросы (с последующим их обсуждением) 1. Назовите основные аспекты взаимосвязи политической жизни общества и его социальной структуры. 2. Какие показатели численности населения и его размещения вы знаете? 3. Какими методами изучается состав населения по полу, возрасту, семейному положению и другим признакам? 4. Что включает в себя система показателей статистического исследования семей и домохозяйств? 5. Статистическое изучение естественного движения и миграции населения: показатели и анализ. 6. Какими методами можно провести прогнозирование структуры домохозяйств? 7. Изучение социально-профессиональных перемещений работников, подготовки и переподготовки специалистов в период обострения проблемы безработицы.

5 стр., 2075 слов

Практическая работа: Конспект «Население и хозяйство Урала»

... экономический район мы изучаем? (Уральский). Что мы уже знаем? (Состав района, его географическое положение, природу)Давайте проверим Д.З. На доске Географический диктант «Уральский экономический район ... базируется деятельность других). Прочитайте тему урока. « Население и хозяйство Урала. Оценить ... анализа и синтеза. Формировать умение актуализировать знания. Итак, нам нужно ещё «экономическое ...

3. Решение задач (с последующим обсуждением результатов) Решение задач [2, № 9-11, 6-17].

4. Проверка самостоятельной работы – на практическом занятии по ходу его проведения, а также во время консультаций по организации и контролю за выполнением самостоятельной работы.

5. Подготовка к выполнению контрольной работы (контрольная работа №1 проводится на практическом занятии №8 на основе раздаточного материала по вопросам тем 1-3 в течение 30 минут).

Аудиторная работа

Практические занятия 5-8 1. Отработка темы: участие в обсуждении ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время, и на вопросы программы темы по ходу проведения занятия. 2. Проверка выполнения домашнего задания [2, № 9-11, 16-17]. 3. Решение задач по сборнику [2, № 1-3, 6-8, 14]. 4. Участие в обсуждении результатов решения задач. 5. Контрольная работа (контрольная работа №1 проводится на практическом занятии №8 на основе раздаточного материала по вопросам тем 1-3 в течение 30 минут).

Тема 4. Статистика уровня жизни

и сферы обслуживания населения

Практические занятия – 10 часов.

Внеаудиторная самостоятельная работа – 20 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучение теоретических вопросов Изучение факторов, определяющих уровень жизни населения и системы его показателей. Показатели формирования, уровня, динамики и степени удовлетворения рациональных потребностей населения в товарах и услугах, индексыдефляторы потребительских цен на товары и услуги, минимальный потребительский бюджет. Методология их оценки. Показатели развития и структуры торговой сети и сети предприятий общественного питания; распространений; внедрения прогрессивных форм обслуживания населения в торговле и общественном питании; затрат времени на покупку товаров и получение услуг в этих отраслях; мнений населения о работе магазинов и предприятий общественного питания; качестве оказываемых ими услуг. Анализ показателей бытовых услуг государственных, кооперативных организаций и в рамках индивидуальной трудовой деятельности, показателей сети и обеспеченности населения предприятиями бытового обслуживания в городе и на селе. Методика расчета нормативных показателей обеспеченности предприятиями бытового обслуживания на 1000 жителей, стоимостных показателей объема реализации бытовых услуг по их видам, дифференциация уровня услуг в территориальном разрезе, показатели бытового обслуживания по месту работы, анализ причин неудовлетворенности населения бытовыми услугами. Изучение показателей структуры, содержания и реконструкции действующего жилого фонда, обеспеченности населения различными видами жилья и жилой площадью, показателей жилищного строительства (с выделением ЖСК, МЖК, индивидуального строительства), качества жилого фонда, жилищных условий различных типов семей, социальных групп населения, показатели видов и качества коммунальных услуг. Изучение объема и структуры пассажирских перевозок и пассажиропотоков, дисциплины перевозок населения, багажа и грузов, принадлежащих населению, работы междугородного, городского и пригородного транспорта, сети предприятий связи, их услуг населению (почтовых отправлений, телефонной, телеграфной сети, радио- и телевещания, «Роспечати»), качество услуг на транспорте и связи. Основные показатели развития здравоохранения и медицинского обслуживания, различных форм оказания медицинской помощи населению в целом и представителям различных социальных групп. Анализ различных факторов здоровья населения (уровень жизни, развитие здравоохранения, экологические условия и др.), показателей заболеваемости и смертности в разрезе отдельных групп населения и регионов, профилактических мероприятий, санаторно-курортного обслуживания и лечения, занятия населения физкультурой и спортом. Анализ социально-экономических факторов, определяющих образовательный и культурный уровень населения; исследование показателей сети и деятельности учреждений народного образования, культуры и искусства, дошкольных учреждений, школ, ПТУ, техникумов, вузов, библиотек, клубов, музеев и др. Показатели структуры и динамики численности работников сферы культуры и искусства; показатели посещаемости культурных учреждений; учет специфики национальных культурных ценностей и традиций; показатели народного творчества. Изучение бюджета времени населения, анализ показателей структуры суточного фонда времени и, в особенности, внерабочего времени населения. Влияние социально-этнических, демографических, образовательных факторов на структуру внерабочего времени, отличие этой структуры у жителей города и села, семей различного типа, представителей разных социально-профессиональных групп. Изучение структуры свободного времени и досуга.

5 стр., 2084 слов

Курсовая работа: Расчёт технико-экономических показателей работы цеха по производству ...

... специальности Т0801 “Производство РЭС”. Так как Республика Беларусь стала на путь экономических реформ, поэтому все предприятия независимо от форм собственности работают в соответствии с ... к работе Все исходные данные, а также некоторые рассчитанные величины, используемые при изготовлении разрабатываемого устройства, приведены в таблице 1. Таблица 1 № п/п Наименование показателя Код показателя ...

2. Подготовка ответов на контрольные вопросы (с последующим их обсуждением) 1. Раскройте понятие «уровень жизни населения», его составляющие. 2. Задачи статистического изучения уровня населения. 3. Что представляет собой система показателей статистического уровня жизни населения? 4. Социальные нормативы и потребности. 5. Общая оценка уровня жизни населения: методика и анализ. 6. Какие методы дифференциации доходов населения вы знаете? 7. Какие показатели составляют систему показателей доходов населения? 8. Анализ инфляционных процессов: методика расчета показателей. 9. Раскройте понятия промежуточного и конечного потребления, потребительской корзины и потребительского бюджета. 10. Какова методика оценки эластичного потребления населения в зависимости от уровня розничных цен на товары и продукты питания, от уровня доходов населения и т.д. 11. Назовите показатели структуры, содержания и реконструкции действующего жилого фонда, показатели качества жилья, показатели рынка жилья. 12. Оценка коммунальных услуг: показатели и анализ. 13. Охарактеризуйте причины неудовлетворенности населения бытовыми услугами. 14. Что включает в себя социальная инфраструктура? 15. Методика статистического анализа бюджета времени населения. 16. Оценка структурных различий свободного времени отдельных групп населения. 17. Проблемы санитарной статистики. 18. Основные показатели статистики здравоохранения и медицинского обслуживания населения. 19. Методика расчета и анализа показателей социального обеспечения и страхования. 20. Система показателей уровня образования населения и развития системы обучения. 21. Назовите основные характеристики деятельности образовательных учреждений для оценки их рейтинга. 22. Раскройте основные задачи изучения деятельности предприятий культуры, искусства и отдыха.

10 стр., 4993 слов

Контрольная работа: Контрольная работа «Главные вопросы экономики» (9 класс)

... данные об экономических системах; В контрольной работе проверяется учебный материал по обществознанию для 9 класса по разделу « Главные вопросы экономики »: задания Уровень сложности ... машинка 1) услуга 2) товар Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: ... аппараты для исследования сердца и сосудов. Г) С января повышение квалификации прошёл 461 сотрудник Красноярской ...

3. Решение задач (с последующим обсуждением результатов): Решение задач по сборнику [2, № 7-10, 18-21].

4. Проверка самостоятельной работы – на практическом занятии по ходу его проведения, а также во время консультаций по организации и контролю за выполнением самостоятельной работы.

5. Подготовка к тестированию (тестирование проводится на занятии №13 по вопросам тем № 1-4 в течение 45 минут в электронной форме либо на основе раздаточного материала).

Аудиторная работа

Практические занятия 9-13 1. Отработка темы: участие в обсуждении ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время, и на вопросы программы темы по ходу проведения занятия. 2. Проверка выполнения домашнего задания (решенных задач [2, №7-10, 18-21]. 3. Решение задач по сборнику [2, № 1-6, 11-13, 24-28, 37-44]. 4. Участие в обсуждении результатов решения задач. 5. Тестирование (проводится на занятии №13 по вопросам тем № 1-4 в течение 45 минут в электронной форме либо на основе раздаточного материала).

Тема 5. Моральная статистика

Практическое занятие – 2 часа

Внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучение теоретических вопросов История моральной статистики. Исследование факторов, определяющих нравственность людей. Изучение показателей системы религиозных организаций и религиозности населения, проблем отображения в показателях моральной статистики коллективизма, гуманизма и патриотизма людей. Изучение социальных аномалий. Анализ социально-экономических причин аморального и противоправного поведения, негативного отношения к труду. Система показателей пьянства и алкоголизма: показатели поражения общества пьянством и алкоголизмом, показатели их социально-экономических последствий. Статистические методы для оценки алкогольной ситуации, показателей наркомании и токсикомании. Статистической изучение проституции, преступности и судебно-правовой статистики, статистики самоубийств.

2. Подготовка ответов на контрольные вопросы (с последующим их обсуждением) 1. Какие факторы, по вашему мнению, определяют нравственное поведение личности? 2. Охарактеризуйте методику расчета и анализа показателей моральной статистики. 3. Какие методы позволяют дать обобщающую характеристику социальных аномалий в обществе? 4. Раскройте основные принципы использования статистических методов факторного анализа для оценки причинно-следственных связей занятости и безработицы и состояния пенитенциарной системы.

3. Проверка выполнения домашнего задания (решенных задач).

4. Решение задач (с последующим обсуждением результатов): Решение задач по сборнику [2, № 5-6].

5. Проверка самостоятельной работы – на практическом занятии по ходу его проведения, а также во время консультацийпо организации и контролю за выполнением самостоятельной работы.

Аудиторная работа

Практическое занятие № 14 1. Отработка темы: участие в обсуждении ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время, и на вопросы программы темы по ходу проведения занятия. 2. Проверка выполнения домашнего задания (решенных задач [2, № 5-6]. 3. Решение задач по сборнику [2, № 1-4, 7]. 4. Участие в обсуждении результатов решения задач.

3 стр., 1298 слов

Практическая работа: Письменная практическая работа «Решение проблем ЧТО, КАК, ...

... сократить производство предметов потребления. 4. Экономика эффективна, если в ней достигнуты: ... для того, чтобы эффективно использовать рыночный механизм, "ямщик" в лице государства ... каждому предприятию в частности при решении эти проблемы? 3. В ... Тесты 1. Ответьте на следующие вопросы, используя приведенную на рисунке ... была написана с маленькой буквы. Задача, поставленная в телеграмме, была воспринята ...

Тема 6. Статистическое изучение общественного мнения

Практическое занятие – 2 часа

Внеаудиторная самостоятельная работа – 8 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучение теоретических вопросов Изучение общественного мнения (ОМ) – важнейшая предпосылка совершенствования социальной политики. Сущность ОМ как объекта статистического исследования, структура ОМ и направления его изучения в социальной статистике. Источники информации об ОМ, вопросы построения моделей взаимосвязей признаков, включаемых в программы исследования ОМ. Методы статистического анализа данных об ОМ респондентов.

2. Подготовка ответов на контрольные вопросы (с последующим их обсуждением) 1. Выделите основные источники информации для оценки общественного мнения. 2. Какие вы знаете организации (кроме статистических органов), занимающиеся оценкой общественного мнения? 3. Какие показатели оценки общественного мнения вы знаете? 4. Методика использования теории выборочных обследований для изучения общественного мнения. 5. Что представляет собой показатель мощности общественного мнения? 6. В чем преимущества и недостатки выборочного наблюдения в социальных исследованиях? 7. Какие характеристики составляют систему показателей статистики политической и общественной жизни?

3. Решение задач (с последующим обсуждением результатов) Решение задач по сборнику [2, № 1].

4. Подготовка к выполнению контрольной работы (контрольная работа №2 проводится на практическом занятии №15 на основе раздаточного материала по вопросам тем 1-5 в течение 30 минут).

5. Проверка самостоятельной работы – на практическом занятии по ходу его проведения, а также во время консультаций по организации и контролю за выполнением самостоятельной работы.

Аудиторная работа

Практическое занятие 15 1. Отработка темы: участие в обсуждении ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время, и на вопросы программы темы по ходу проведения занятия. 2. Проверка выполнения домашнего задания (решенных задач).

3. Решение задач по сборнику [2, № 2-5]. 4. Участие в обсуждении результатов решения задач. 5. Контрольная работа (контрольная работа №2 проводится на практическом занятии № 15 на основе раздаточного материала по вопросам тем 1-5 в течение 30 минут).

Тема 7. Источники информации, включая INTERNET

Практическое занятие – 2 часа

Внеаудиторная самостоятельная работа – 8 часов

Внеаудиторная самостоятельная работа

1. Изучение теоретических вопросов Информационная база социальной статистики: переписи населения, микропереписи населения, учет текущих изменений (рождений, смены места жительства и т.д.).

Выборочные обследования семейных бюджетов. Единовременные обследования населения. Статистическая отчетность. 2. Подготовка ответов на контрольные вопросы (с последующим их обсуждением) 1. Назовите основные источники информации социальной статистики. 2. Методика выборочного наблюдения в социальных исследованиях: показатели, их анализ. 3. Что представляют собой государственные статистические информационные ресурсы? 4. Какие признаки классификации социальной информации вы знаете? 5. Что такое статистическая отчетность? 6. Что собой представляет анкета? 7. Какие формы статистической отчетности о деятельности предприятий социальной инфраструктуры вы можете назвать?

8 стр., 3704 слов

Контрольная работа: Контрольная работа: Акции и их виды

... капитал. В данной контрольной работе предстоит рассмотреть понятие и виды акций, Дать стоимостную характеристику акций, рынку акций промышленно развитых стран мира, ... по обыкновенным акциям превышают объявленную по привилегированным акциям сумму (на практике большинство при­вилегированных акций этим качеством не обладают); конвертируемые акции 2. Стоимостная характеристика акций. Вопрос оценки акций ...

3. Решение задач (с последующим обсуждением результатов) Решение задач по сборнику [2, № 1-2, 8-18].

4. Проверка самостоятельной работы – на практическом занятии по ходу его проведения, а также во время консультаций по организации и контролю за выполнением самостоятельной работы.

Аудиторная работа

Практическое занятие 16 1. Отработка темы: участие в обсуждении ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время, и на вопросы программы темы по ходу проведения занятия. 2. Проверка выполнения домашнего задания (решенных задач).

3. Решение задач по сборнику [2, № 3-7]. 4. Участие в обсуждении результатов решения задач.

Список литературы

а) основная литература:

1. Саломатина Т.В. Социальная статистика: учеб. пособие / СГСЭУ. Саратов, 2010. 2. Саломатина Т.В. Социальная статистика: практикум / СГСЭУ. Саратов, 2010. 3. Статистика: Социально-экономическая статистика: учеб. пособие / под ред. В.А. Прокофьева / СГСЭУ. Саратов, 2013. 4. Статистика: Социально-экономическая статистика и система национальных счетов: методические указания к решению задач / сост. В.П. Корнев, Е.С. Иноземцев, О.В. Кочетыгова, В.А. Марков, М.Н. Толмачев. Саратов, 2009. 5. Статистика: сборник тестов и заданий / под ред. О.В. Кочетыговой. Саратов, 2008.

б) дополнительная литература:

6. Корнев В.П. Статистика: сборник задач по социально-экономической статистике. Саратов: СГСЭУ, 2004. 7. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: учебник. М., 2003. 8. Социальная статистика: учеб. пособие / Ю.В. Сажин, О.А. Семенова, М.В. Бикеева и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2004. 9. Милованов Д.И. Муниципальная статистика: учеб. пособие. СПб., 2009. 10. Курс социально-экономической статистики: учебник / под ред. проф. М.Г. Назарова. 6-е изд. М.: Омега-Л, 2007. 11. Корнев В.П., Милованов Д.И. Статистика региона и муниципального образования: учеб. пособие. Саратов, 2009. 12. Социально-экономическая статистика: практикум / под. ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. М., 2004.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Excel, ППП Statisica 6.0 URL:http://www.gks.ru – сайт Федеральной службы статистики.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………………………………. 3, Тема 1. Предмет, задачи и системы показателей социальной статистики ………. 4

Тема 2. Методы измерения и анализа социальной информации …………………….. 5 Тема 3. Статистика социальной структуры населения, трудовых коллективов ………………………………………………………………………………….. 6 Тема 4. Статистика уровня жизни и сферы обслуживания населения ……………. 8 Тема 5. Моральная статистика ……………………………………………………………………. 11 Тема 6. Статистическое изучение общественного мнения …………………………… 12 Тема 7. Источники информации, включая INTERNET ………………………………… 13 Список литературы ……………………………………………………………………………………… 15

4 стр., 1676 слов

Реферат: Метод и задачи социально-экономической статистики

... экономики. 6.   Функциональные статистики (статистика труда, финансово- кредитная, капитальных ... культурной т.д.). 5.   Отраслевые статистики (промышленная, сельскохозяйственная, торговая др.), решающие те же задачи, что и экономическая статистика, но на уровне соответствующих отраслей ...