По Экономической теории

Шпаргалка
Содержание скрыть

1. Предмет и метод экономической теории.

Предмет ЭТ

2. Отношения собственности, проблемы приватизации и разгосударствления РБ.

Собственность

3. Потребности и экономические ресурсы. Проблема выбора в экономике.

Потребность

Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства. Директива Президента Республики Беларусь от июня 2007 г. № 3 призвана укрепить экономическую безопасность государства путем:

  • обеспечения энергетической безопасности и энергетической независимости страны;
  • принятия кардинальных мер по экономии и бережливому использованию топливно-энергетических и материальных ресурсов во всех сферах производства и в жилищно-коммунальном хозяйстве;
  • ускорения технического переоснащения и модернизации производства на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники;
  • повышения эффективности научно-технической и инновационной деятельности;
  • стимулирования экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов;
  • пропаганды среди населения необходимости соблюдения режима повсеместной экономии и бережливости;
  • эффективного контроля за рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов;
  • повышения ответственности руководителей государственных органов и иных организаций, граждан за неэффективное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов, имущества.

4.Экон. сист.

общества: понятие, структура, типы. Особенности Белорусской модели развития.

Эк-ая система

5. Рыночная экономика. Функции и стр-ра рынка.

Рынок – эк-кие взаимоотношения.Р-обмен орг-й по зак-м тов пр-ва и обр-я, сов-сть отн-ий тов обмена.Р-мех-зм взаим-я покуп-лей и прод-ов,отн-е спроса и предлож-я,Р-эк пр-с кот-й привод к обр-ю цены.Р-эк простр-во,где д-я хоз суб-в осущ-ся в соотв-и с объект эк зак-ми. Р –как место торговли.Условия возникновения рынка: 1)свобода поведения на рынке продавцов и покупателей 2)свободное колебание цен 3)ориентация на потр-еля4)обмен5)наличие конкурен-и:)6)личн интерес7)обществ раздел-е труда8)огранич-сть рес-в и безгран-сть потреб-ей9)наличие пучка прав у хоз суб-в,правила игры

11 стр., 5120 слов

Пути экономии топливно-энергетических ресурсов в пищевой промышленности

... энергосбережения зависят от уровня технологической базы и культуры производства. Неоспорима роль энергетических ресурсов в поддержании и дальнейшем развитии цивилизации. В современном обществе трудно найти хотя бы одну область человеческой деятельности, ...

Функции рынка:1)регул-ие обществ пр-ва, поддер-ние сбаланс-сти спроса и предл-я по объему и стр-ре 2)стимулир-я – эк-кое стимул-е эффект-ти пр-ва, т.е. цена склад-тся в рез-те спроса и пред-3)ценообразующ 4)информац 5)конкурентообразующая6)санирующая 7)соц Стр-ра рынка: по объектам обмена: р-к тов-в, рынок услуг, капиталов, труда, ценн бумаг, инфл-и ,валют, информац, НТР разработок; в пространст разрезе: мест (локал) рк, нац, мир; по механизму функц-ия: свобод, монопол, регул-мый; в соотв-и с законод-вом: легал, нелег; по степени насыщ-сти: равновес (спрос=предложение), дефицит (спрос>предл-я), избыточ (предложение>спрос) Инфрастр-ра р-ка – с-ма учрежд-й и орг-й, обеспеч-щая свобод движ-е тов-в и услуг на р-ке. Ее хар-ет комплекс эл-в, инстр-в и видов деят-ти, создающ орго-эк-кие усл-я для функц-я рынка.
Основ. элементы

тов рынка: 1. ярмарка – регул рынок широко назн-я, кот. орган-ся в опред месте; 2. аукционы – предоставление продукции кот. недостаточно на рынке (получение мах цены); 3. биржа (товарная, фондовая, труда); 4. кредит система – банки, страх компании аудитор консалт фирмы; 5. гос.финансы – республиканские и местные бюджеты6).р-к труда-биржи тр, служба занятости.

6. Переходная экономика: понятие, цели, задачи, инструменты эк-ой политики гос-ва.

Создание эк-ой системы нового типа — длительный и сложный процесс, сложность кот-го определяется:

  • Масштабностью задач по реформированию.
  • Необходимостью преодоления кризисных явлений в эк-ке.

Эк-ка переходного периода хар-ся промежуточным состоянием общества, когда прежняя сис-ма соц-эк-их отношений и институтов разрушена, а новая только формируется. Такая эк-ка представлена единством элементов современного рын-го хоз-ва и адм-командной эк-ки.

Особ-ти ее функц-вания: 1)преемственность воспроизв-го процесса; 2)неустойчивость, нестабильное развитие эк-ки; 3) интенсивное развитие новых эк форм и отношений

Задачи, решаемые в переходной эк-ке

Пути решения проблем экономики перех-го периода

  • Разгосударствление эк-ки и приватизация
  • Структурную перестройку эк-ки,Финансовую стабилизацию эк-ки, Демонополизацию эк-ки, Либерализацию цен, Функционирование и развитие рынка информации
  • Создание эфф-ной системы соц-ой защиты

7. Конкуренция: сущность, виды, совр. особенности.

К-это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку, т.е. это соперничество м/у людьми, фирмами, организациями территориями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.


Предмет К

— товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги.

15 стр., 7191 слов

Деньги: возникновение, сущность, функции. Виды денег

... затруднения». Дело в том, что по мере развития обмена в разных регионах выделяется товар, обладающий наибольшей способностью к сбыту ... является составление единого, общего представления о деньгах, их происхождении, роли в экономике и жизни каждого человека. При написании ... мы подходим ко второму аспекту, касающемуся природы современных денег. Деньги это общепризнанное средство об­мена. Здесь очень ...


Объект конкуренции

— это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.

К — форма общ-го столкновения м/у субъектами рынка за лучшие условия пр-ва и реализации товаров.

К может сущ-ть м/у: покупателями, продавцами (межотраслевая и внутриотраслевая)


Межотраслевая

— К м/у произв-ми, а также продавцами продукции, занятых в различных отраслях производ-ой или торг-ой деят-ти.

Роль: механизм межотраслевой К обеспечивает распределение новых и перераспределение задействованных капиталов м-ду отраслями и сферами хоз. деят-ти, формируя пропорции обществ пр-ва (из менее прибыльных в более прибыльные отрасли).


Внутриотраслевая

— соперничество м-ду субъектами, занятыми пр-вом и реализ-ей одинаковой или взаимодополняемой продукции. Исп-ся следующие методы конкурентной борьбы: 1) ценовые (покупатели привлекаются низкими ценами), 2) неценовые (кач-во, посреднические услуги, реклама)

Роль:1) ведет к установлению рыночных цен, 2) стимулирует развитие НТП, 3) имущественная дифференциация товаропроизводителей (прибыль или убыток).0


Совершенная К

— ситуация на рынке при к-ой множ-во продавцов и пок-лей торгует однород.товарами, при этом доля каждого в общем V продаж или покупок очень мала.


Несовершен.К

— возникает в условиях когда продавцы и (или) покупатели способны оказывать влияние на цену товара. Виды: монополия(один продавец), монопсония(1покупатель), двухсторонняя монополия(1продовец и 1покупатель), монополистическая К(ее виды олигополия(несколько продовцов) и олигопсония(неск-ко покупателей))

Современная К — виды: 1) совершенная — чистая монополия, олигополия, монополистическая монопсония (на рынке труда).

2)добросовестная — стимулирует развитие пр-ва и рост доходов

Недобросовестная конкуренция носит отрицательный эффект (ложная реклама, шпионаж).

8. Деньги, их сущность и функции. Эволюция денежного обращения.

Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства. Это был объективный процесс. (В результате этого из товарного мира выделился один товар, на который стали обмениваться все другие товары. Этот товар стал всеобщим эквивалентом. Когда всеобщий эквивалент срастается с одним товаром, он становится деньгами. Этот товар — золото.) Существуют наличные, безналичные деньги, денежные чеки, дорожные чеки, электронные деньги.


Деньги —

это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Функции денег:

МЕРА СТОИМОСТИ. Ст-ть товаров находит всеобщее выражение в деньгах, т.е. величина их ст-ти опред-ся посредством приравнивания их к определенному кол-ву денег. Цена — денежное выражение стоимости товара.

7 стр., 3277 слов

51. Критерии сегментации рынка товаров промышленного назначения

... Эта стратегия охвата подходит для товаров повседневного спроса, сырьевых товаров и нетрудоемких услуг. Особенности: разная рентабельность товаров по рынкам; трудно контролировать весь рынок; имидж марки товара трудно поддерживать. 2) стратегия избирательного ...

СРЕДСТВО ОБРАЩЕНИЯ. В процессе товарного обращения, Т-Д-Т, деньги играют роль посредника в обмене товаров и выполняют функцию средства обращения.

По сравнению с обменом товара на товар, товарное обращение с использованием денег не требует:

-взаимного соответствия потребностей двух обменивающихся товаровладельцев;

-совпадения по времени актов продажи и купли;

-совпадения актов купли-продажи в пространстве.

С появлением денег возникает возможность разрыва между продажей и куплей.

СРЕДСТВО НАКОПЛЕНИЯ. Продажа товара без последующей покупки дает возможность накапливать богатство, воплощенное в деньгах. Деньги выступают в функции образования сокровищ, накоплений и сбережений, когда они временно извлекаются из обращения и оседают в руках товаропроизводителей.

Для выполнения функции сокровищ деньги должны быть одновременно и полноценными и реальными. Накопление денег нужно для покупки оборудования, сырья, топлива, приобретения товаров для ФЛ.

СРЕДСТВО ПЛАТЕЖА. Вследствие неодинаковой продолж-ти периодов произ-ва товаров, к моменту появления к/л товаропр-ля на рынке, потенциальные покупатели могут не иметь нал.денег. Возникает необх-ть купли-продажи в кредит. Ср-вом обращения тогда служат долговые обязательства. При исп-нии в целях погашения долговых обязательств деньги выполняют функцию средства платежа.

МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ. Развитие м/н пол. и эк. связей (внешнеторговых, м/н кредитных отношений, т.д. обусловливает функц-ние денег на мировом рынке. Мир.деньги выступают в виде слитков золота, т.к. неполноценные деньги, имеющие обращение внутри отдельной страны, на мир.рынке теряют силу.

м/н платежного средства; м/н покупательного средства; всеобщего воплощения общ-го богатства.

9.Теория поведения потребителя и правило максимизации полезностей.

Созданные в процессе производства товара и услуги пройдя через обмен (товарные рынки) поступают в сферу потребления.

Потребление

производственное и личное потребление

полезностью

предельной полезностью


10.Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Последствия госуд. вмешательства в рыночное ценообразование.

Спрос – платежеспособная потреб-сть, выдвинутая покуп-ями на рынке кокретн. т-ра. V спроса – кол-во товаров, кот. пок-ли желают приобрести за конкретн. Период и имеют возмож-ти заплат-ть за него. С. каждого отдел. пок-ля на рынке наз. индив. с. Сумма индив. с. всех потреб-лей = рын. с. Кривая с. хар-ет
закон спроса

– чем выше цена, тем ниже с. и наоборот. Эластичность спроса – степень изменения величины спроса при изменении цены (эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу).

Факторы, влияющ. на с.: доход, предпочтение, цены на сопряж. товары, кол-во пок-лей, ожид-е буд. цен и дохода. Предложение – кол-во товаров или услуг, которое предложено для реализации на рынке в определенном промежутке времени (готовность продать товар).

25 стр., 12161 слов

Прогнозирование цен на рынке драгоценных металлов с помощью нейронных сетей

... задачи: ) Изучение литературы, ресурсов сети Интернет, а также рынка программных средств, реализующих нейросетевые принципы для решения задач прогнозирования; ) Изучение и анализирование рынка золота. Получение факторов влияющих на цену ... экономического развития необходимо рассматривать в качестве объекта частной тезаврации и сырьевого товара: ... «мировыми деньгами», но ... сеть сбыта и постоянный спрос) ...

V п. – кол-во т-ра, кот прод-цы желают продать за конкр. период и могли бы поставить его на рынок. V п. зависит от цены т-ра. Закон предложения – прямая связь между ценой и v п. т-ра. Рын. с. и п. взаимосвязаны. При низ. ценах v с.>v п. Это избыт. с. на т-р или дефицит. Будет рост цен. А наоборот, избыт п.-прод-цы снижают цену. Хотя интересы покупателей и продавцов на рынке прямо противоположны, но устанавливается некая равновесная цена (цена, при кот. Vс.=Vп., и данный V соотве-но явл. равновесн. V), удовл-щая обе стороны. ЭЛАСТ-ТЬ П.- показывает степень реакции п. на изм-е. цены.

МОДЕЛИ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ. Рын. равн-е-кол-во т-ра, кот. пок-ли хотят купить по дан. цене, пол-ю совпадает с кол-вом т-ра, кот. пр-цы могут предложить по этой же цене.

Модель мгновенного равновесия хар-ся значительным повышением цены. Кривая S (предложение) вертикальная линия с нулевой эластичностью, и кривая пред-я двигается по этой вертик. линии.

Модель краевого равновесия- если т-р не имеет сбыта, то цена с. всегда нже цены п. при любом v пр-ва. Если т-р распред-ся бесплатно, то Vс. будет меньше V п.


11.

Эластичность спроса и предложения. Практическое значение анализа эластичности.

Эластичность

E
D

/
P
= ((D2-D1)/D1) / ((P2-P1)/P1) ,где Е-коэф-т Э спроса по цене,D1,D2-начальное и конечное значение величины спроса, Р1,Р2-нач. и кон. значение величины товара.


Факторы

, влияющие на Э спроса:1)наличие товаро-заменителей 2)доля затрат на приобретение товара в общем V расходов потребителя 3)временной фактор(чем больше времени у потребителя привыкнуть к цене, тем Э спрос).

Спрос на товары изменяется под воздействием изменения цен на рынках товаров-субтитутов и товаров-комплементов. Измеряется коэф-ом
прекрестной Э спроса по цене

, к-ый показывает как изменяется величина спроса на товар при изменении цены другого товара. E /
= (∆D/D)/ (∆P/P)


Она показывает как кол-но изменится величина спроса на товар А, если цена товара В изменится на 1%. Если коэф-т + то товары взаимозаменяемые, если – то взаимодополняющие, если =0, то независимые.


Коэф-т Э спроса по доходу
показ-ет соотношение относительного изменения величины спроса на товар и относительного изменения дохода потребителя.


E D/I
= (∆D/D)/ (∆I/I), где I – доход.

14 стр., 6616 слов

Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке

... Денежный рынок Денежный рынок — это рынок, на котором продается и покупается особый товар — деньги. Основными элементами рынка являются спрос на деньги, предложение денег, цена денег (ставка ссудного процента). Деньги играют исключительную роль в рыночной экономике, в основе ...

Если коэф-т >1 эласт-ный спрос,<1неэл.спрос,=0-абсолютно неэл. по доходу,=1-еденичная Э, →∞-абсолютно Э.

Кол-ная мера реакции величины предложения товара в ответ на изменение цены на товар представляет собой
Э предложения по цене

. Коэф-т ценовой Э предложения:

Выделяют: Э предложение(Е>1),когда величина предложения изменяется сильнее чем уровень цены, неэл.предолжение(Е<1),абсолютно Э предложение
(

Е→∞),
абсолютно неэл.предложение (Е=0), при к-ом изменение цены не приводит к изменениям величины предолж., предлож с единичн. Э(Е=1).

Время,к-ое имеет произв-ль для реагирования на изменение цены продуктов яв-ся осн.фактором влияющим на Э предложения. Временные промежутки – производственные периоды: мнгновенный (мало времени для изменения величины предлож.-неэл.), краткосрочный (достаточно времени для изменения использования имеющ-ся мощн-тей, но мало для их ↑), долгосрочный период (достаточно времени для ↑ мощн-тей- большая Э).

12. Предпринимательство, его сущность и формы. Проблемы развития в РБ.


П-во-

самост. иниц-ная д-ть, осущ-ся на свой страх и риск и под свою имущ. отв-ность, основ. на частной собств и напр на получ-е прибыли. Для орг-ции любой предпр деят-ти необх: ОФ, обор ср-ва, ден капитал, тех-гия, инф, сам человек. Основу предпр. деят-ти сос-т рын отношения, основ. на частной собств. Признаки:
1. Самостоятельность2. Комм свобода3. Личная заинт-ность в свободе выгоде. 4. Личная отв-сть за рез-ты труда.5. Добровольность, найм и увольнение раб-ов. 6. Свободн. распр-ие прибыли. Правовую форму
предпр-я опр-ет его юр. статус. Она вкл. форму собств-ти, порядок формир-я УФ, комплект учред-ых док-ов, степень отв-ти по обязат-вам предприятия.

Проблемы развития предпринимательства в РБ:

  1. Нестабильная деловая среда
  2. Ограни­ч-сть финан. рес-ов — это и общая нехватка средств на нач. этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов
  3. Это недоста­точный спрос на национальном рынке наряду со слабой квалифи­кацией персонала фирм.
  4. Проблемы, связанные с закупкой требуемого оборудования, поиск помещений, нехватка персонала


13. Издержки производства; сущность, виды их изменения в краткосрочном и долгосрочном периодах. Пути снижения издержек.

индивид. и обществ. изд-ки.


Пути сниж-я из-к:

— Экономия на постоянном капитале- Совер-е ОТ (раастановка сил)- Экономия ФОТ- Повыш-е квалификации рабочих- Применение новых технологий- Субсидии.

14. Доход и прибыль предпринимательской фирмы. Источники экономической прибыли.

Итогом хоз. деят-ти фирмы является ее доход. Доход – это опред. денежная сумма, получаемая фирмой в рез-те про-ва и реал-ии благ или услуг за опред. период времени. Различают общий, средний и предельный доход.

10 стр., 4623 слов

Вкр. Безносов. Оглавление Введение Глава Теоретические основы ...

... деятельности, не обладая теоретическими знаниями и практическими навыками в области организации труда персонала своего предприятия. Значение организации труда возрастает по мере развития рыночных отношений, способствующих возрождению конкуренции, при которой больший вес ...

Общий (ТR): ТR=P*Q, где Р – цена реал-и продукции, Q – кол- во проданной прод-и. Средний (AR) — вел-на ден. выручки, приходящейся на ед. прод-и. AR=TR/Q=(P*Q)/Q=Q. Пред. (MR) – приращение валового дохода в рез-те увел-я выпуска на 1 ед. прод-и. MR=∆TR/∆Q.

Валов. доход состоит из выручки от реал-и и внереализ. доходов. От вел-ны доходов зависит вел-на прибыли. Прибыль – в общем виде это разница между общей выручкой и издержками (Пр.=TR-TC).

Разл-ют общую (общ. Доход – общ. издержки), предельную (пред. Дох-д – пред. издержки) и среднюю прибыль (ср. доход – ср. издержки).


Бухг-ая прибыль

— это разность м/ду общ. доходом фирмы и бух. (явными издержками).


Эконом-ая прибыль

– разность м/ду общим доходом и экономическими издержками.

Пр м/б ‘+’,’-‘ и = 0.

Возмещение издержек, означает, что предпр-ль не только возмещает потери, связанные с использованием труда, земли и капитала, на и получает доход, возмещающий минимальные затраты –
нормальную (нулевую)

прибыль.

Сущ-ет 3 функции Пр. 1) учетная (показатель оценки итогов произв. и коммерч. деят-ти предпр-я; 2) распределит. (источник накопления и разв-я предпр-я); 3) стимулир.

Относит. пок-ль уровня Пр. – рент-ть. Сущ-ют разл. виды рент-ти: прод-и, кап-ла, продаж и др.

Для всех предприятий обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC).

Правило максимизации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам.

Источники эк прибыли: неопределенность и риски, неопределенность и инновации, монопольная власть.


15. Рынок труда. Заработная плата. Роль государства и профсоюзов в регулировании трудовых отношений.

Рынок труда (РТ) – это система соц.-эк. отн-й между собственниками раб. силы и ее покупателями по поводу ее вовлечения в про-во, функц-я, воспр-ва. Особ-ти: 1) спрос на РТ явл-ся производным от спроса на товары и услуги; 2) специфичность товара – раб .сила; 3) нельзя осущ-ть принцип «примата потреб-ля» (сущ-ет предл-е труда слабо защищенных слоев нас-я – женщины, молодежь и т.д.).

Функции РТ: 1) согласов-е эк. интересов суб-тов труд. отн-й; 2) обесп-е пропорц-ти распред-я раб. силы в соответствии со сложивш. обществ. раздел-ем труда; 3) поддержание динамич. равновесия между спросом и предл-ем раб. силы; 4) стимул-е эффект. и рац. занятости; 5) содействие формир-ю оптим. проф.-квалиф. структуры кадров.

Суб-ты РТ: 1) работники; 2) работодатели; 3) посредники м/у 1 и 2; 4) органы гос. власти; 5) профсоюзы, ассоциации.

Мех-м РТ опред-ся спросом и предл-ем, ценой раб. силы (зарплата, кот. бывает реальной (кол-во товаров и услуг, кот. можно купить) и номин. (сумма ленег)) и конкуренцией. Сущ-ют конкур. РТ и РТ с несоверш. конкур-ей. Сущ-ют профсоюзы, кот. добив-ся ↑ зарплаты, улучш-я усл-й труда, получения соц. выплат и льгот. При соверш. конк-и они либо увел-ют спрос (путем увел-я спроса на прод-ю, улучш-е кач-ва товаров, рекламы, либо уменьшают предл-е (введение лицензируемых специальностей, огран-е раб недели, женского и детского труда и т.п.).

10 стр., 4848 слов

Критерии эффективности управленческого труда

... и показатели эффективности управленческого труда. Но следует помнить, что труд ... экономического, социально-психологического , правового характера. Это многообразие также является важной особенностью управленческого труда. Управленческий труд ... труда и пр.); затраты на организацию и обеспечение управления (подготовка и повышение квалификации и кадров управления, мероприятия по совершенствованию ...

Регулирование РТ гос-вом в целом вкл. след. направления: анализ рынка, разработка программы занятости населения, информ. обеспечение, проф. подготовка незанятого нас-я, трудоустройства, соц. защита нас-я, фин. обеспечение.

16. Рынок земли. Рента и арендная плата. Цена земли.

Прир. ресурсы – это часть естеств. природы, кот. исп-ся или может быть использована общ-вом в целях удовл-я мат. и дух. потр-тей людей.


Важнейшим прир. ресурсов явл. земля

, то есть пространство, на котором осущ-ся эк. деят-ть любого рода. Огранич-ть прир. ресурсов порождает монополию их присвоения отдельными соц. структурами: обществом, гос-ом, частными или акц. владельцами. В условиях тов.-ден. отн-ий собственник прир. ресурсов получает доход от владения данным фактором в виде ренты. Эк-ая рента представляет собой доход, получ. от исп-ия земли или любого др. прир. ресурса, кол-во которого ограничено в долгоср. периоде. Земля приносит доход ее владельцу в виде зем. ренты, не требующей от получателя предприн. деят-ти в сфере земледелия. Земля продается и покупается, то есть имеет цену. Цена земли зависит от вел-ны земельной ренты: чем больше зем. рента тем при прочих равных усл-ях выше цена данного участка земли. Его цена так же зависит от нормы ссудного % в момент купли продажи:

Р = (R/ r)*100%, где R – земельная рента, r – норма ссудного процента

Продав квадратный метр земли за цену Р и положив получ. ссуду в банк под % землевладелец будет иметь с этой суммы доход R, иначе продажа земли ему невыгодна. Поскольку конкретной формой проявления ренты служит арендная плата, которая может вкл-ть в себя еще и % на вложенный капитал, цена уч-ка земли будет определяться как: Р = (арендная плата / r) * 100%.

Зем. ренту можно рассм-ть и с др. точки зрения – как абс., дифференциальную и монопольную.

Абс. зем. рента порождается монополией частной собств-ти на землю. В силу этого арендатор уплачивает собственнику земли плату (ренту) за право ее использования. Дифф. зем. рента образуется как разница между обществ. и индив. ценой про-ва с/х товаров. Причем цена про-ва продукции с/х опр-ся по относительно худшим земельным уч-ам: худшие по плодородию (Д
1

по плодородию) и местоположению (Д1
по местоположению) уч-ки. Дифф. рента, связ. с различиями в естеств. плодородии и местоположении отд. уч-ов по отн-ю к рынку, наз-ся дифф. рентой 1. Дифф. рента, связанная с добавочным вложением средств в землю, называется дифф. рентой 2.

Моноп. зем. рента создается моноп. ценой на редкостные товары, кот. опр-ся только стремлением купить их и платежеспособностью

17. Рынок капитала. Физический и денежный капитал. Ссудный капитал и ссудный процент.

В усл-ях тов. пр-ва в собств-ти людей может находиться самое различ-е имущ-во: здания фабрик, заводов, оборуд-е, ж/дороги, банки, трансп. ср-ва, земельн. участки и т.д., использ-е которых приносит предпринимателю прибыль. Подобный вид капитала – это физ. кап-л, имеющий опред. натурально-веществ. форму. Но есть еще денежный капитал, который приносит прибыль посредством предоставления денег в ссуду лицам, в данный момент нуждающихся в них. Посредством этой операции ден. кап-л превращается в ссудный.

22 стр., 10858 слов

Эволюция денег и природа современных кредитно-бумажных денег

... и так сильно распространились и прижились, что стали основным заменителем полноценных денег. Давайте попробуем точнее определить понятие бумажных денег во избежание возможных разночтений. 1.2 Виды денег 1.2.1 Бумажные деньги разменные и ... денег, значительно облегчающих весь этот процесс. В экономической ... Таким образом, деньги имеют товарную природу, но являются ... времени на местном рынке товаров стали ...

Рынок кап-ла явл-ся частью кредитного рынка. Рынок капитала включает:

1) рынок среднеср. ссудного кап-ла; 2) р. долгосрочного СК; 3) фин. рынок; 4) рынок золота.

Ссудный капитал – это денеж. кап-л, отдаваемый собственником денег нуждающимся в них под определенный процент.

Источники СК: 1) ден. ср-ва, высвобожд-ся в процессе кругооборота промыш-го и торгов.капитала; 2) ден.ср-ва рантье, т.е. собственников д. ср-в, накапливающих их за счет сдачи в ссуду и получения процентов; 3) личные сбережения граждан в банках; 4) доход банка.

Отношения м/у субъектами по поводу движущихся свободных денежных средств, осуществляемые при посредстве банков, предст-т собой рынок ссудного капитала

Ссудный процент

цена, уплачиваемая собств-ку кап-ла за пользование его ден. ср-ми. Колич. выражением ссудного процента выступает ставка процента. Разл-ют номин. и реальную ставку процента. Номин. – это процентная ставка, выраженная в денеж. ед-цах. Реальная – это проц. номин. ставка с поправкой на инфляцию. Вел-на % зависит от степени риска, срочности, размера ссуды, конк-и, налогов.

Частью рынка ссудных капиталов выступает рынок ценных бумаг
,

кот. является ист-ком фин-ия инвест. деят-ти посредством выпуска акций и облигаций.


18.

Преимущества и недостатки рыночной экономики. Основные направления микроэкономического регулирования.

Преимущества рынка:

  • Эффективное распределение ресурсов,
  • Дает возможность реализоваться производству,
  • Определяет что, сколько и кому производить.

Недостатки рынка:

  1. проблемы, связ-ые с сущ-ем внешних эффектов;
  2. проблема производства общих благ;
  3. монополизм;
  4. проблема асимметричности рыночной информации;
  5. проблема трансакционных издержек. Трансакционные издержки – это издержки, которые несут рын аспекты в процессе подготовки и исполнения сделок. Также это издержки, связанные с выполнением трудовых договоров;
  6. проблема регулирования структур потребления.

Меры микроэкономического регулирования

обеспечение страны общ-ными благами (гос-во выступает как орган-р произ-ва общ-х благ, собирает налоги и оплачивает эти блага(нац. Оборона и правоохр-ная система).);

регулирование случаев асимметричной информации (распространение рыночной информации, принуждение осведомленных субъектов к обмену инф-ей с не освед-ными);

поддержка конкуренции (антимонопольная пол-ка);

регулирование внешних эффектов (устранение отр-ных последствий (борьба с загр-ем ОС) и стимул-ние полож-ых(гос расходы на образование), для того чтобы привести объемы выпуска благ в таких отраслях к величинам соот-щим общ-ным потр-тям);

снижение трансакционных издержек (развитие инфр-ры).

Социальная эфф-ть. Выделяют 2 направления гос пол-ки:

1. Перераспределение доходов, направлено на сглаживание дифференциации дохдов м/ду различными категориями населения внутри страны.

2. Регу-ние стр-ры потребления населения.


19.Понятие национальной экономики, ее структура. Основные цели и методы макроэкономического регулирования.

2. Сущ. 1)технич-кий и 2)соц.-эк-ий подход:

При 1) нац.эк. представл.собой совок-сть отраслей, видов производств, их состояние, характеризуемое V-м произв-ной прод-ции/выполне-х услуг, их кач-вом, степенью выполнения договоров и т.д. В нац.эк.выдел-т след. материальное и нематер-ое пр-во. Матер-ное-воздействие чел-ка на природу,в рез-те чего создаются пред-ты потребления и средства пр-ва. Немат-ное-услуги. При 2) нац.эк. предст-т собой совок-ть произ-ных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил, базис общ-ва, определ-щим эл-том к-рого явл.отношения собственности.


Н.Э.

– экономика отдельно взятой страны в её развитии. (АвгустФонШнёмер, М.Вебер, марксистская школа).

Структура
Н.Э. – в зависимости от критериев. 1.Воспроизводственная (по крит характеру и видам осущ-ой. ХД), субъекты: дом. Хозяйство, предпренимат-й. сектор, государство. Подразделение –а)производство средств производства, б) производство средств потребления. 2. Социальная. 3. Отраслевая – совокупность отраслей, качественно однородных хоз. единиц с особыми условиями функционирования. 3.Территориальная – делние НЭ на экономические районы (в РБ 118 районов).

4. Инфраструктура НЭ – совокупность институтов, осуществляющие деятельность в пределах особых рынков, и выполняющих определённые функции. Цели и методы:
1) Рост благосостояния граждан на основе высоких темпов производства национального продукта (показатель – положительная динамика ВНП (ВНП в РБ -96,05 трлн. Руб.), в том числе ВНП на душу населения).

2. Высокий уровень занятости населения (Закон Oyken), в РБ занято 4,5 млн. человек, безработица 1%. 3.Стабильный уровень цен (В РБ 2007 год Индекс потребительских цен составил 112,1%).

4. Социальная защита населения (показатель доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (в РБ менее 10% — допустимый порог)).

5. Активный внешнеторговый баланс (январь-ноябрь 2007 года: экспорт=21,8 млрд. $, импорт 25,4млрд. $).

6. Экономическая эффективность (усреднённый показатель рентабельности, в РБ около 13%).

7. Экологическая безопасность.

20.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

(Кейнс), Совокупный спрос – сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведённые в экономике. Y=c+i+g+x, где y – совокупный спрос (объём производства), с – потребительские расходы, i – инвестиции, g – государственные расходы, чистый экспорт (экспорт — импорт).

Совок-й спрос-потреб-ть в товарах и усл-х, представ-я в денеж.форме, со стороны нас-я, гос-ва, предп-я, иностран-х стран.

Нисходящая форма кривой пок-ет, что при более низком ур-не цен будет реализ-тся=> и произ-тся >

  • й V-м национ-го про-та.
  • Фак-ры: Ценовые (эффект %ст-ки, эф-кт матер-х цен-стей, эф-кт импортных закупок).

    и неценовые (изм-я в потребит-х расходах (кач-во), благосостояния потреб-ля (зависит от фин-вых активов:акции, облигации), задолж-ть потр-лей:кердит, налоги).

    Совок-е предл-е-кол-во благ и услуг, предост-ное всеми произв-лями на рынке.

    Повыш-е цен стимул-ет увел-е пр-ва тов-ов, а сниж-е сопров-тся умен-м V-а их пр-ва. Горизонтальный отрезок-рабочая сила бездей-ет;

    верт-й-все произ-ные мощности загружены, полная заня-ть, высокий ур-нь цен; промеж-ный-движ-е реал-го V-а пр-ва вправо и ур-ня цен вверх. Нецен-вые ф-ры: цены на рес-сы,производ-сть труда, изм-е правовых норм (налоги, субсидии).

    Макроэк-е равн-е – сотоя-е нац.эк-ки, при к-ром достиг-ся рав-во сов.спроса и сов.предл-я. (дост-ся мах V пр-ва, full занят-ть и умер-й ур-нь цен).

    Пересеч-е кривых сов.спроса и сов.предл-я пок-ет равновес-й ур-нь цен и равновес-й V-м нац.пр-ва.


    21. Инвестиции и их влияние на объем национального производства. Инвестиционная политика в Республике Беларусь.

    Инвестиции – один из компонентов совокупных расходов, который предполагает долгосрочные вложения с целью получения доходов.(критерий: сопоставление ожидаемой нормы прибыли с реальной ставкой %.) график спроса на инвестиции имеет отрицательный наклон.
    Помнить!

    Y=c+i+g+x

    Разл-т
    фин-вые

    (покупка цен-х бумаг) и реальные
    инв-ции (влож-я кап-ла в пром-ность, с/х, строит-во, образ-е и др., рез-том чего явл.образование new кап-ла/приращение наличного кап-ла (здания, оборудование, товаро-материальные запасы и т.д.).

    Фин-вые же – влож-я кап-ла в акции, облигации, иные ценные бумаги (прироста реал-ного кап-ла не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности.

    Факторы, влияющие на объем инв-ций: ожидаемая норма чистой прибыли; реальная ставка ссудного %; уровень ден. ср-в в секторе дом. х-в и слож-ся там склонность к сбережениям; объем осн капитала и проводимую в стране амортизационную политику; уровень налоговой нагрузки и наличие в стране бюджета развития; эфф-ть функ-ния в стране инвест-го механизма.

    Мультипликатор

    Принцип акселератора

    Для выражения эффекта акселератора используется коэф-т акселератора (Ак).

    Ак = прирост чистых инв-ций / прирост потреб спроса.

    Инвестиционная программа

    22.Экономический рост, его факторы. Цикличность экономического развития.


    ЭР –

    долгосрочная тенденция, характерезующая развитие соц-эконом системы, подтверждаемая положительными темпами роста ВВП (ВНП).

    Цикл-эк.развития

    Источники цикличности: -детерминистические (инновации), — импульсные (жизнь солнца).

    Циклические колебания невозможно упразднить – только подготовиться к ним.

    Факторы ЭР


    Типы

    : -интенсивный (качественные преобразования), — экстенсивный (дополнительное вовлечение факторов).

    ГосПрогИР (2007-2010) –

    23. Безработица: понятие, причины, виды, последствия и особенности в РБ.


    Б. –

    экономическое явление, опредёленная часть экономически активного населения не занята в экономике. Уровень безработицы=численность безработных/численность экномически активного населения (в РБ=1%).

    Виды Б
    : фрикционная (связана с поиском или ожиданием работы (сущ. всегда, т.к. одни раб-ки находят желаемые раб. места, др. увольняются в поисках лучшей работы), — структурная (изменения в структуре экономики, падения спроса на одни виды профессий и рост спроса на др., включая ранее не сущ-е.), В отл-е от фрикцион. потеря работы при структур. связана с необх-ю смены спец-ти, переподг-ки и т.д.. в связи с этим структур. безраб. явл. более продолж-й и серьезной, чем фрикц-я. сумма двух последних=естественный уровень безработицы (по нормативам не более 5%), — циклическая (с колебаниями экономической конъюнктуры сов-й спрос на товары и услуги ум-ся, занятость сокр-ся, а безраб. растет.).

    классификация


    Политика

    : -активная (применяются меры по предупреждению безработицы), -пассивная (выплата пособий, компенсаций).

    Закон ОУКЕНА: если факт-ий ур-нь безр-цы превышает ест-й на 1%, то отст-е объема пр-ва сост-т 2,5%.

    Уровнение кривой Филлипса показывает, что темп инфляции обратно пропорционален темпу безработицы, а точнее, разнице м/ду ее факт-м и естест-м уровнями.если первон-ое пол-ние F1, то при ↓ инфл-х ожид-ий уровень инф-ции ↓ и кривая сместится в положение F3. При неблогоприятных в F2.

    Государственной программы

    содействие трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке, – инвалидов, молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, женщин, длительно неработающих граждан

    обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы

    повышение качества трудовых ресурсов

    снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы

    обеспечение социальной защиты временно неработающих граждан

    Объемы финансирования Государственной программы

    на реализацию Государственной программы в 2007 году будут направлены средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты), а также иные средства, не запрещенные законодательством: всего в ценах 2006 года – 170 млн. рублей


    24.

    Инфляция: понятие, причины, виды, последствия и особенности в Республике Беларусь.


    Инфляция

    — непрерывный, устойчивый и общий рост цен, который охватывает все национальное экономическое пространство.

    Причины:

    -повышение цен должно выглядеть как устой­чивая тенденция, охватывать всю национальную экономику, распространяться на основные виды потребительских и ин­вестиционных благ.

    -при повышении цен не должно иметь место повышение качества производимых благ.

    -при стабильных ценах товары должны быть доступными для покупателей.

    -форс-мажор, война, природные катаклизмы, кризисные явления переходной экономики.


    Инфляция

    есть обесценение национальных денег, снижение их покупательной способности.


    Внутренняя инфляция

    отражается через постоянное по­вышение розничных цен, а также оптовых цен на инвестиционные товары на внутреннем национальном рынке.


    Внешняя инфляция

    отражается через снижение покупа­тельной способности национальных денег на внешних рын­ках, прежде всего через снижение обменного курса национальной валюты (девальвация).

    С учетом темпов прироста цен принято выделять:
    у

    меренную
    (до 9% в год), галопирующую
    (темп прироста до 40% в год);гиперинфляция
    (свыше 40% в год),


    Открытая —

    повышение уровня цен.


    Скрытая (

    подавленная) — цены формально остаются неизменными. Но доступ покупателей к товарам ограничен или вообще невозможен.


    Сбалансированная —

    повышение цен на основные товары, но натуральные пропорции обмена между основными видами товаров не изменяются.


    Несбалансированная

    — в разрезе товарных групп цены изменяются непропорционально.

    Прогнозируемая или
    ожидаемая

    — это такой рост цен, который хоз-щие субъекты в состоянии учесть в своем эк-ском поведении и к которому они готовы морально.


    непредсказуемая инфляция

    — это такая инфляция, которая является неожиданной для всех хозяйствующих субъектов.

    Инфляция спроса:

    Цена предложения — издержки производства. Взвинчивание уровня цен, происходящее под воздействи­ем повышения издержек производства.
    Факторы п

    овышение издержек производства: рост цен на основные виды сырья и материалов, вклю­чая импортируемые; повышение з/п, когда ставки зарплаты превышают темпы роста производительности труда (инфляция роста зарплаты); возрастание налоговой нагрузки («инфляция налогов»);

    25. Финансовые отношения и финансовые институты. Госуд. буджет. Госуд. долг.

    Фин. система — это сов-ть фин. отн-й, связ-х с образ-м, исп-м и распред-м фондов ден-х ср-в. Фин. отн-я вкл.: отн-я м/д гос-м и П, орг-ми, фирмами; м/д самими П-ми; м/д отдельными гос-ми. Стр-ра вкл.: госбюджет, мест. бюдж, фонды соц. имущ-го и личн. страх-я, финансы П, фин-ы населения и спец. ден. фонды.

    Принципы постр-я фин. сис-мы: 1. демократический централизм – значит-я доля фин. рес-в (более 50%) сосред-на в руках гос-ва; 2. фискальный федерализм – сов-ть мер предпр-х правит-ми орг-ми по изм-ю госрасходов и налогообл-я для дост-я пост-х перед эк-ой целей, четкое распред-е функций м/д разл. ур-ми фин. сис-мы. Общее рук-во осущ-ся Мин-вом фин-в, кот. проводит единую фин. политику.

    Бюджет – крупнейший центр-й ден фонд, наход-ся в распор-и прав-ва, осн-й фин. документ гос-ва, отраж-й стр-ру доходов и расходов гос-ва. Доходы показ-т ист-к пост-ния ден. ср-в (налоги, госзаймы, пост-ния от целевых респ-х фондов, ср-ва от ускор-й аморт-и, лицензии, пошлины, % по госинвестициям, доходы от продаж природн. ресурсов, внутр. и внешн. займы).

    Расходы показ-т направл-е и цели бюджетных ассигнований.

    Бюджетный дефицит – сумма, на кот. за год расходы прав-ва превышают его доходы. Если прав-во созн-но закладывает в госбюджет прев-е расходов над доходами, то образ-ся
    структ-й

    бюдж-й деф-т(его план-т в связи с выполн-м опред-х соц-эк-х программ).

    Его покр-е происходит за счет внутр-го финанс-я (кредит НБ, выпуск гос-ых ценных бумаг) и входе выполн-я Госбюджета образ-ся полож-е сальдо м/д реально наблюд-м и структурн. бюдж-ми деф-ми, то возникает циклический
    бюдж. деф-т (он образ-ся в рез-те падения деловой акт-ти и сокр-я налог-х пост-й).

    В рез-те – недопроизв-во и недопост-е в госбюджет, — – рост выплат и пособий по безр-це и др. соц. программам).

    Способы устран-я дефицита – увел-е дох-в либо сокращ-е расх-в, либо одновр-но и то и др.. Для РБ– ликв-я дотаций убыточным предпр-м , либо их замена на целевое финанс-ие программ; уменьш-е незаверш. строит-ва; разв-е платных услуг; стимулир-е НТП и пр-ва товаров нар-го потр-я на конверсионных П; сокр-е управл-го аппарата; жесткая кредитная политика; сокр-е на обороны; борьба с хищениями.

    Дефицит госбюджета покр-т госзаймами ( в виде продаж госбумаг).

    Превыш-е госдолга над ВВП более чем в 2,5 раза счит-ся опасным для эк-ки и устойч-го ден. обращ-я.
    Причины возн-я госдолга

    : войны, кризисы, цикл-й хар-р пр-ва, сниж-е налогов, дотации убыт-м предпр-м.

    В РБ главным ист-м покр-я явл. прямые кредиты НБ гос.бюджету. Госдолг бывает
    внутр

    – долг гос-ва насел-ю, П, и внешний
    – задолж-ть гражданам, гос-м др. стран. Меры покрытия
    : погаш-е золотом, консолидация внешнего долга (превращ-е кратк-ых и среднеср-ых кредитов в долгоср-е).

    Сокращ-е размера внешнего долга в долгоср-й иностр. инвестиции, обращ-е должника к междунар-му банку (банк реконстр-ии и развития и международно-валютный фонд)

    26. Налоговая система, ее структура. Принципы налогообложения, виды налогов и их функции.

    Налоги предст-т собой обяз-е сборы, осущ-е на основе гос-го закон-ва. Функции
    :

    фискальная (распред-я), регулир-я и соц-я. Фиск-я
    обесп-т поступл-е ср-в в гос-ю казну, кот сосред-ся в бюдж-й сис-ме и внебюдж-х фондах и обеспеч-т фин-ие гос-х расходов. Регулир-я
    осущ-ся через систему дифференц-х налоговых льгот. Соц-я
    напр-на на сглаж-е нерав-ва м/д дох-ми разл. соц-х групп нас-я и реал-ся ч/з дифференц-е налогообл-е.

    Сов-сть налогов, принц-в и методов постр-я, а также спос-в их взаим-я образует НС гос-ва. В завис-ти от степени раздел-я власти внутри гос-ва сущ-т и трехзвенная НС. Совр-я сис-ма налогообл-я вкл. след.
    принципы

    :

    1. пр справедл-ти, нейтр-ти по отн-ю ко всем плательщикам. Он закл. во всеобщности облож-я и в завис-ти уровня налог-й ставки от ур-ня доходов и реализ-ся через дифференц-е налог-е ставки;

    2. пр определенности, простоты и дост-ти, требующий, чтобы сумма, способ и время взимания нал-в были заранее известны плат-кам;

    3. пр однократности налогообл-я, предполаг-й взимание разл. видов налогов с одного ист-ка доходов как нац-м, так и на м/днародном ур-нях;

    4. пр гибкости налогообл-я, закл-ся в создании ч/з сис-му льгот предпочтит-х условий разв-я для отд-х напр-ний деят-ти в соотв-и с эк-ой политикой гос-ва;

    5. пр стаб-ти и устойч-ти нормативных ставок налог-х платежей + порядка исчисл-я налог-х взносов в бюджет;

    6. пр обязат-ти оплаты налогов.


    Эл-ты

    налогообл-я: 1. субъект — плательщик налога (юр. или физ. лицо, на кот закон-но возложена обязан-ть платить налог); 2. носитель — лицо, кот факт-ки уплач-т налог; 3. объект — доход или имущ-во, с кот начисл-ся налог (прибыль, стоимость опред-х товаров, добавл-я ст-ть прод-и, работ, услуг, имущ-во юр. и физ. лиц, передача имущ-ва (дарение, наслед-е), операции с цен. бумагами и т.д.; 4. источник – доход субъекта, за счет кот уплач-ся налог(прибыль, З/Пл, %, рента).

    пропорц-й


    27.

    Фискальная (бюджетно-налоговая) политика: цели, виды, инструменты. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь.

    Фискальная политика –

    Под дискреционной (активной) фискальной политикой понимают сознательное изменение правительством государственных расходов и налогов. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансферт­ных платежей. Ко вторым — изменения в налогообложении (ста­вок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения).

    Автоматические изменения в налоговых отчислениях, размерах социальных выплат

    В противоположность дискреционной фискальной политики предполагающей сознательное изменение государственных расходов и налогов, существует недискреционная политика, называемая также политикой встроенных стабилизаторов, автоматической фискальной политикой. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором подразумевается экономи­ческий механизм, который автоматически реагирует на изме­нения ВВП в разные периоды экономического цикла. Встроен­ные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государствен­ного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в пе­риод спада или уменьшать дефицит (повышать положительное сальдо) в период инфляции без специального вмешательства со стороны правительства.

    К встроенным стабилизаторам относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и др. Они служат для смяг­чения реакции экономики на изменения выпуска товаров и ус­луг, уровня цен и процентных ставок.

    Автоматическая фискальная политика основана на автома­тическом изменении суммы налоговых поступлений и размера социальных пособий при изменениях состояния экономики. В период подъема производства повышается уровень занятости, возрастают налоговые поступления в бюджет, что означает уве­личение сумм средств для поддержки безработных и социально не защищенных слоев населения. При спаде производства ситуа­ция обратная.


    28. Денежный рынок: спрос, предложение, равновесие. Особенности функционирования денежного рынка РБ.

    Ден. рын.


    М1

    =налич. деньги(монеты и бумаж. деньги), наход. в обращении + вклады до востребования (чековые вклады); М2
    =агрегат М1 + сумма сберег. вкладов и мелких срочных вкладов(до 100 000 $); М3
    = агрегат М2 + крупные срочные вклады; М4
    = агрегат М3 + некот виды ценн. бумаг, кот. счит-ся довольно ликвидными (коммер. бум, краткоср. ценные бум. и облигации казначейства США и т.д.) Предлож. денег конт-тся гос-ом в лице центр. банка, как путем эмиссии денег так и посредством управ. ден-кред. системы страны. Централ. банк определ. необх. кол-во денег исходя из сост. эк-ки. Оно фиксировано на определ. период и не зависит от уровня % ставки. Поэтому кривая предлож. денег предст-ет вертикальную линию, перпендикул-ую оси Х в точке соотв. кол-ву. Спрос на деньги
    формир. во всех секторах эк-ки. Он обусловлен 2 функц. денег: средство обращения и средство накопления (сохранения) богатства. Совок. спрос на деньги вкл: спрос на деньги для сделок; спрос на деньги как ср-во сохран. богатства (спрос на деньги со стороны активов).

    Спрос на деньги для сделок определ. тем, что деньги необходимы эк-им субъектам для покупок и платежей (торговых сделок).

    Чем больше в обществе произв-ся товаров и услуг тем больше покупок совер-тся и тем больше спрос на деньги для сделок. Он зависит от объема номин. ВНП, а также от скорости обращения денег, чем она выше, тем меньше нужно денег для сделок, и наоборот. Совок. спрос на деньги можно получить путем суммирования спроса на деньги для сделок и спроса на деньги со стороны активов. Спрос на деньги д.б. удовлетворен соответствующим предлож. денег. Равновесие м/у ними достиг. в т. пересечения кривых и – т.Е. Точка Е определ. равновесную ставку % Е, т.е. цену денег
    . Оптим.сост. денеж. рынка явл. равновесие. Однако оно постоянно наруш.. Рассмотрим как влияют на равновесие изменения в предложении денег. Спрос на деньги будем считать постоянным. Допустим, что предложение денег уменьшилось с до Smi. В результате денег у населения не хватает, оно начинает продавать облигации, чтобы получить необходимые ср-ва. Рост предложения облигаций на рынке приведет к понижению цен на них. Но рыночная цена облигаций и % ставка находятся в обратной зависимости. Докажем это утверждение – пусть цена облигации = 100$, а доход = 10$ в год. Тогда ставка % i равна.

    29. Денежно-кредитная политика: цели, виды, инструменты. Особенности в РБ.


    Кред

    сис
    ма
    – это совок-ть кредитно-фин. учреждений, выпол-щих специфич. ф-ции по аккумуляции и распредел. ден. ср-в. Кред. сис-ма развитых стран сост. из центр, ком-ких банков, специализированных кредитно-финанс-ых учреждений. Особое место в кред. Сис-ме заним. центр
    банк
    . Его гл
    задача
    – упр-ние эмиссионной, кред. и расчет. деят-тью. Их осн. функциями
    явл.: разр-ка и реал-ция дкп; эмиссия и изъятие из обращения денег (центр. банки наделены монопольным правом выпуска банкнот; хранение золото-валютных резервов страны); выпол-е кред. и расчет. операций для правит-ва; оказание разнообразных услуг коммерч. банкам и др. кредитно-финанс. учреждениям (хранение обяз. резервов, предоставление ссуд и т.д.).

    Коммерч. банки
    — основа кред. сис-мы. Они обесп-ют аккумуляцию временно свобод. ср-в в стране и передачу их бизнесу на условиях возвратности, платности. Именно через ком. банки центр-ые банки реал-тся дкп, кот. явл. одним из осн. інструм. гос-го регул-ния эк-ки. ДКП
    –совок. мероп-й, предпринимаемых правит-вом в денежно-кред. сфере с целью регулир-ния эк-ки. Выделяют осн. конечные цели
    (устойчивые темпы роста нац. пр-ва, стабильные цены, высокий уровень занятости населения) и промежуточные цели
    (V денежной массы и уровень % ставок).

    Осущ-ет дкп центр. банк страны. Разд-ют 2 осн. типа
    дкп
    : 1.
    в усл-х инфляции проводится п-ка «дорогих денег»
    (ужесточение условий и ограничение V кред. операций ком. банков, т.е. на сокращение предлож-я денег), 2.
    в п-од спада пр-ва для стимулир-ния деловой активности проводится п-ка «дешевых денег»
    (расшир-ие масштабов кредитования, ослабление к-ля над приростом ден. массы, увел-ие предлож-я денег).

    Центр. банк выбирает тот или иной тип дкп, исходя из состояния эк-ки страны.


    30. Социальная политика: цели, инструменты, основные направления. Особенности социальной политики в Белорусской модели развития.


    Соц. пол

    ка
    — это согласованная деят-ть эк.субъектов, направленная на обесп-е благопр-ных условий жизни и труда членов общества, рост доходов и потребления населения, повышение качества различных сторон жизнедеят-ти, соц. защита граждан страны. Осн. субъек, координирующим эту деят-ть, выступ. гос-во. Соц.пол
    ка призвана
    содействовать разв-ю отн-ний справедливости в обществе, форм-ть сис-му соц.защиты, обесп-ть условия для роста благосостояния и проведения определен. пол-ки доходов. Зад
    соц.политики:
    –подготовка и реализ. программ занятости;

  • помощь наиболее уязвимым слоям населения;
  • обеспечение доступности ценностей культ.;
  • разв-е образования, медицины, соц.страхования.

Резул-т соц. Пол-ки можно оценить, сравнив уровень и кач-во жизни населения разл. стран. Уровень жизни вкл. след. компоненты: здоровье, потребление продуктов питания. образование, занятость и орг-цию труда, жизнен. удобства, соц. обеспечение, одежду. отдых, права человека, реал. доходы и расходы. эк.активность, обесп-ть жильём. Кач-во жизни вкл-т 4 блока:1 кач-во насел-я (св-ва воспр-ва, спос-ть образовывать семьи, Ур-нь образованности. Ур-нь квалиф-ции);2 ур-нь жизни;3.соц. безопасность (Ур-нь физ. и имущ. безоп-ти, кач-во морально-полит. здоровья общественных и гос. сртуктур);4. кач-во окр. среды. Бел. модель эк.разв
я
– это соц. ориентированная рын. эк-ка. Она гаран-ет выс. ур-нь благосостояния добросовестно работающим членам об-ва, достойное соц. обеспечение– нетрудоспособным, престарелым. инвалидам, женщинам, нах-хся в отпусккх по уходу за детьми, эфф. охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам. Соц. ориент рын. эк-ка базир. на принципах конституц гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпр-ва и добросов. конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности. гарантии её неприкосновенности, обесп-ние увязки благосостояния работника и рез-тов его труда, соц. защита нетрудоспос. и др. соц. уязвимых слоев населения, соц партнерство между гос-вом. профсоюзами и союзами предприн-лей. Гл. целью соц. пол-ки явл. обеспечение стаб. роста ур-ня и кач-ва жизни населения и созд. условий для разв-я челов. потенциала.Осн. напр
соц. пол
ки:
1.созд. условий и возможностей всем трудоспсоб. гражданам зараб-ть сред-ва для удовлетв-ния своих потребностей;2. обесп-ние рационал. занятости населения на основе сохранения раб.мест на действующих и перспективных предп-тиях, создание нов. раб мест, орг-ция работ по подготовке и переподготовке кадров;3. обесп-ние общего роста ден. доходов населения;4. повыш. роли оплаты труда как осн. источника ден. доходов населения и важнейшего стимула труд. акт-ти раб-в;5. постепенное приближение мин-ных и др. фиксированных доходов к бюджету прожит минимума на основе опережающего по с равнению с ростом цен повышения размеров мин. соц. гарантий в области доходов;6. содействие росту д-дов от самозанятости и предприн. деят-ти, формир-нию среднего класса как фактора соц. стабильности в об-ве;7 улучш. соц. обеспечения нетрудоспос.граждан на основе рефор-ния пенсионной системы и соц. страхов.;8 снижения ур-ня малообеспеч-ти и имуществ. дифференциации населения;9. повыш. степени защиты соц. уязвимых групп населения за счет адресной помощи малообеспеч гражданам, рационализации льгот.