должно «раствориться в обществе».
1. Концепция «правового государства» разработана в Германии в сер. XIX в. под влиянием философии Канта. Кант утверждал, что человек – всегда цель и никогда не должен рассматриваться как средство. Внутренние функции государства сводятся к охране прав и свобод личности и правопорядка в целом. Причем первоначально декларировались лишь так называемые «формальные, буржуазные права» т. е. личные права, право собственности и некоторые политические права. В марксизме эта теория критиковалась как теория государства – «ночного сторожа». Идею правового государства нельзя смешивать с идеей законности. Законность возможна и в тоталитарном государстве. Центральная идея концепции правового государства – не законность, а приоритет прав и свобод человека, их реальность. В этом смысле государство связано правом. Оно должно лишь охранять правопорядок, в основе которого лежат права и свободы человека, и не должно вмешиваться в дела гражданского общества.
2. Обострение классовой борьбы в конце XIX – нач XX в. повлекло кризис правосознания. Широкое распространение получает коммунистическая солидаристская, а затем и фашистская идеология, в которых ценность «формальных прав и свобод» отрицается или сводится к минимуму. В идеологии тоталитаризма права человека как основа статуса личности и цель государства замещаются функциями во всеобщее благо. В качестве альтернативы тоталитаризму рассматривается в преображенном виде и либеральная идеология «правового государства» На почве неокантианства «правовое государство» превращается в «социально-правовое», «государство всеобщего благоденствия» Наряду с правоохранительной признаются социальные функции государства. Формальные права человека дополняются системой социально-экономических прав (право на охрану труда, на социальную защиту, на жилище, на охрану здоровья, на образование).
При этом формальные права остаются неприкосновенными, хотя и видоизменяются.
3. В России в нач. XX в. идеологию социального правового государства разрабатывал философ права неокантианец Новгородцев. В Советском государстве идея правового государства стала возрождаться только с 1985 г., в годы «перестройки». Действующая Конституция РФ закрепляет, что государство является правовым и социальным.
4. Социально-правовое государство – не просто охраняет правопорядок и права человека, но и наряду с этим выполняет социальные функции, призвано обеспечить благосостояние всех слоев населения и с этой целью проводит активную социально-экономическую политику.
Правовые и экономические основы организации туристской деятельности ...
... бакалаврской работы – В соответствии с целью определены следующие задачи: ; изучить правовые и экономические основы организации туристской деятельности; ; исследовать специфику деятельности туристских фирм в условиях рыночных отношений; ; рассмотреть особенности современных технологий ...
5. Признаки правового государства:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) их реальное осуществление;
3) верховенство права;
4) разделение властей;
5) политический плюрализм;
6) законность, в том числе верховенство конституции и закона.
Государство – организация суверенной власти в политически организованном обществе на определенной территории. Признаки государства:
1. Территория – определенная часть поверхности земли и вод, воздушное пространство над ними (до минимальной высоты устойчивой орбиты искусственного спутника) и недра под ними в рамках государственной границы. Юрисдикция и отдельные суверенные права государства могут распространяться и за пределы его территории. Напр., континентальный шельф и исключительная экономическая зона государства находятся за пределами территориальных вод и к территории государства не относятся. Однако государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов в этих зонах. Юрисдикция государства по уголовным делам распространяется на торговые суда и гражданские самолеты под флагом этого государства в открытом море и над ним, а также на военные корабли и самолеты, где бы они ни находились.
2. Население характеризует состав и принадлежность людей к данному государству – институт гражданства, правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.
3. Суверенитет – способность государства самостоятельно осуществлять верховную власть на всей территории государства, а также в международных отношениях с другими государствами. В последнее время активно обсуждаются проблемы так называемого «ограниченного» суверенитета, что связано с образованием таких международных организаций (и одновременно государственных образований), как Европейский союз, Союзное государство России и Беларуси. С другой стороны, эта проблема связана со статусом субъектов некоторых федераций. Напр., союзные республики в составе СССР в соответствии с Конституцией СССР признавались суверенными, что способствовало распаду этого государства. Республики в составе РФ в тексте Федеративного договора, являющегося частью Конституции РФ, также именуются «суверенными». 4. Публичность власти – наличие особого аппарата власти, представляющего все общество в целом. С другой стороны, к публичной власти принято относить не только государственную власть, но и властные полномочия органов местного самоуправления, которые Конституция РФ отделяет от государственной власти.
Формационный подход к типологии государства разработан марксизмом в рамках исторического материализма. В основе типологии лежит социально-экономическая формация, обусловленная определенным 1) уровнем развития производительных сил и 2) типом производственных отношений. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой сущностью. Различаются: 1) рабовладельческая формация (которая характеризуется эксплуатацией рабов рабовладельцами, неэкономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит право собственности на раба-человека, понимание его в качестве вещи); 2) феодальная формация (которая характеризуется эксплуатацией крепостных крестьян феодалами, неэкономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит феодальное право собственности на землю, смешение собственности на землю и власти над соответствующей территорией) 3) капиталистическая формация (которая характеризуется эксплуатацией рабочих капиталистами экономическим характером принуждения к труду и в основе производственных отношений которой лежит право частной собственности на средства производства); 4) коммунистическая формация (неэксплуататорская, с «освобожденным трудом» социалистическое государство и социалистическая собственность на средства производства сохраняются лишь на первом, переходном этапе «социализма» впоследствии государство и право отмирают и устанавливается непосредственно общественное самоуправление).
Общественно-экономические формации: сущность, структура, закономерности развития
... отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного ... отношения собственности (производственные отношения). С усложнением труда и собственности ... как прогрессивные эпохи экономической общественной формации... Буржуазной общественной формацией завершается предыстория ...
Цивилизационный подход разработан английским историком А. Дж. Тойнби (основной труд: «Постижение истории»).
Праву собственности на средства производства принципиального значения не придается. Цивилизация характеризуется общностью множества факторов: культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и др. Человек изучается как творческая личность, а не как классово обезличенный индивид. Прогресс Тойнби видел в духовном развитии человечества, эволюции от примитивных верований через универсальные религии к единой религии будущего. Движущая сила развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство». Происходит постоянный круговорот сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения.
В либеральной идеологии (Кант, Милль, Новгородцев), а также в анархизме интересы личности и государства противопоставляются. В тоталитаристских идеологиях (Гегель), в солидаризме (Дюги), в немецком национал-социализме, итальянском фашизме, русском коммунизме интересы личности поглощаются общественными и гос. интересами. Личность рассматривается не в качестве цели правопорядка, а в качестве средства для достижения коллективного блага – блага нации, государства,