Доступные файлы (2):
n1.docx | 87kb. | 13.01.2010 20:50 | скачать |
n2.xlsx | скачать |
1. Экономическая сущность налогов.
Налоги — это одно из основных понятий финансовой науки. Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения. Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.
Впервые в отечественной литературе термин «налог» был употреблён в 1765г.
Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взымаемый с орг-ции и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хоз-го ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности гос-ва и муниципальных образований. В этом определении отражена эк-ая сущность налогов — это безвозмездный платёж предназначенный для финансового обеспечения дея-ти гос-ва, изъятие гос-вом в свою пользу определенной части стоймости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налогов. Т.о. экономическая сущность налогов характеризуются денежными отношениями, складывающимися у гос-ва с юр. и физ лицами, которые имеют специфическое назначение-мобилизацию средств в распоряжение государства.
2. Возникновение термина «налог» в отечественной литературе. Функции налогов и их характеристика.
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов, их возникновение связано с возникновением государственности. Впервые в отечественной литературе термин «налог» был употреблён в 1765г. С 19в. Термин «налог» стал основным в описании процессов изъятия денежных средств в казну государства. Впервые в отечественной литературе термин «налог» употребляется в работе «О крепостном состоянии крестьян в России» историка А.Я. Поленова (1738 — 1816) в 1765 г.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Фискальная функция является основной, формирует доходы аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ.
Распределительная (социальная) функция осуществляется через неравное обложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.
Регулирующая функция налогов направлена на достижение задач финансово-экон-кой политики гос-ва посредством налоговых механизмов. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении или увеличении н\облаг-й базы, понижении или повышении НС.
Суть функции – налогами облагаются ресурсы направленные на потребление и освобождение от н\обл-я ресурсы, направленные на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют 3 составляющих:
1. Стимулирующая подфункция – проявляются ч\з систему льгот и освобождает на пример, для с\х производителей.
2. Дестимулирующая подфункция, которая ч\з повышение ставок налогов ограничивает развитие игорного бизнеса, приостановка вывода капитала из страны и т. д.
3. Воспроизводительная подфункция – аккумулирование средств для восстановление использованных ресурсов.
4. Контрольная подфункция – позволяет гос-ву отслеживать налоговые платежи в бюджет, сопоставить их величину с потребностями в фин-вых ресурсах.
3.Первые принципы налогообложения А. Смита. Современные принципы построения моделей налоговых систем государств.
Принципы налогообложения – это комплекс устоявшихся правил, положений, которые определяют проведение налоговой политики и реализуются при построении налоговой системы с целью осуществления фискального, регулирующего назначения налогов, а также социальной их функций. Экономические принципы впервые были сформулированы экономистом А. Смитом.
1.Принцип справедливости.
2.Принцип определенности.
3.Принцип удобности.
4.Принцип экономии.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
4. Понятие налога и сбора. Признаки налога.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбором является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Признаками налога являются:
1) общеобязательный характер. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;
2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства.
3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;
4) публичный характер;
5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом.
5. Элементы налогообложения: субъект и объект налогообложения, масштаб и единица налога.
Субъект налогообложения — лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — юридические факты , которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог . Объекты налогообложения можно подразделить на виды:
1 -права имущественные
2 -неимущественные;
3-действия субъекта;
4-результаты хозяйственной деятельности.
МАСШТАБ НАЛОГА — установленная законом характеристика предмета налогообложения, выраженная какой-либо физической характеристикой либо параметром измерения. Условная единица принятого масштаба является единицей налога, используемой для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, если масштабом для исчисления таможенной пошлины является мощность автомобиля, то единицей налога может быть лошадиная сила.
Единица налога — часть объекта налогообложения, на которую устанавливается ставка налога.
6. Элементы налогообложения: налоговая база, ставка налога, способ уплаты налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. НБ как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога, т.к. именно к ней применяется ставка налога.
Существует 2 метода исчисления НБ:
1) кассовый метод.
2) Накопительный метод.
Ставка налога – это размер налога на ед. налогообложения, т.е. норма налогового обложения. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законам субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах установленных НК. В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:
1) равные ставки – когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога.
2) твердые ставки – когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога.
3)процентные ставки – когда с каждого рубля предусмотрен определенный % налога.
Существует 5 способов уплаты налога:
1. уплата налога по декларации
2. уплата налога из источников дохода
3. кадастровый способ уплаты налога
4. уплата налога в момент расходования доходов
5. уплата налога в процессе потребления или использования имущества
7. Виды налогов и сборов в РФ. Классификация налогов на группы по различным признакам.
Классификация всех существующих видов налогов и сборов может быть разной.
1) По способу взыскания: прямые и косвенные
Прямые налоги взымаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Эти налоги разделяются на:
- А) Реальные прямые, которые уплачиваются с учетом недействительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;
- Б) Личные прямые налоги, которые устанавливаются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара. Подразделяются на:
- а) косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенная группа товаров;
- б) косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;
- в) фискальные монополии, которыми облагаются все товары производство и реализация которых сосредоточена в государственных структурах;
- г) таможенные платежи, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
2) В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменить и контролировать налоги выделяют:
- федеральные налоги;
- региональные;
- местные налоги;
3) По целевой направленности ведения налогов выделяют:
- абстрактные;
- целевые.
4) В зависимости от субъекта налогоплательщика выделяют:
- налоги взымаемые с физических лиц (НДФЛ, налог на прибыль);
- с предприятий и организаций (налог на прибыль, на имущество);
- смежные налоги, взымаемые с юридических и физических лиц.
5) По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
- закрепленные налоги непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
- регулирующие налоги, т.е.
разноуровневые.
6) По порядку ведения налоговые платежи делятся на:
- общие обязательные налоги, которые взымаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
- факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взымание – это компетенция органов самоуправления.
7) По срокам платы:
- срочные налоги;
- периодично-календарные.
10.
Налоговые нарушения и ответственность за их совершение.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В НК РФ рассматривается 2 формы вины налогопл-ка: умышленное правонарушение и правонаруш-е совершенное по неостороженности.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:
1. Нарушение срока постановки на учет в налог.органе — До 90 календ.дней – штраф 5т.р., более – 10 т.р.
2. Уклонение от постановки на учет в налог.органе — До 90 дней – штраф 10% от доходов, но не менее 20 т.р. Более 90 дней – штраф 20% от доходов, но не менее 40 т.р.
3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке — Штраф 5 т.р.
4. Непредставление налоговой декларации;
5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
В течение 1 налог.периода – штраф 5 т.р.
Более 1 налог.периода – 15 т.р.
6. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
В рез-те заниженмя налог.базы или др.неправомерных действий – штраф 20% от неуплач.суммы налога (сбора)
7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и(или) перечислению налогов — Штраф 20% от суммы, подлеж-щей перечислению
8. Несоблюдение порядка владения, пользования и(или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест — Штраф 10 т.р.
9. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
В установл.срок док-ов и(или) иных сведений – 50руб. за кажд. непредставл-ый документ.
10. Ответственность свидетеля:
Неявка или отклонение от явки без уваж.причин – штраф 1 т.р.
Неправомерн.отказ от дачи показаний, дача ложн.показ-й – 3т.р.
11. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
Штраф 1 т.р., повторно в теч.года – 5 т.р.
12. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса. Штраф в трехкратном размере ставки налога на игор.бизнес; повторно или более 1раза – в 6-кратном размере.
11. Права и обязанности налогоплат-ов.
Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
3) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый;
4) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
5) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
6) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов;
7) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов;
8) требовать соблюдения налоговой тайны и т.д.
Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.
Обязанности налогоплательщиков:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять налоговым органам и их должностным лицам, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
5) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
6) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
7) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
12. Права и обязанности налоговых органов.
Налоговые органы вправе:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном Кодексом;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
- Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.
Обязанности налоговых органов:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом;
6) соблюдать налоговую тайну;
13. Порядок и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора.
Представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;
6) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, устанавливаются Таможенным кодексом Российской Федерации.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
14. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ;
2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;
3) выполнение этой организацией заказа по социально-экономическому развитию региона;
4) выполнение организацией государственного оборонного заказа.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.
Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.