Активизация познавательной деятельности на х экономики

Выпускная квалификационная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА

Активизация познавательной деятельности на уроках экономики

Выполнил студент группы

Ларина Наталья Геннадьевна

Новосибирск 2017г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся

1.1 Понятие активизации познавательной деятельности, ее уровни

1.2 Учебный проект как один из методов активизации познавательной деятельности

1.3 Формы активизации познавательной деятельности

1.4 Приемы и методы активизации учебно-познавательной деятельности

Глава 2. Активизация познавательного интереса на уроках экономики в Доволенском аграрном колледже

2.1 Краткая характеристика образовательного учреждения

2.2 Практическое применение методов активизации и динамика эффективности их использования на уроках экономики в колледже

2.3 Пути активизации познавательной деятельности студентов колледжа на уроках экономики

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Общественно-политические, экономические преобразования в нашей стране за последнее десятилетие выдвинули на первый план личностно-ориентированный подход в обучении, который стал основной стратегией обновления образования. Меняется общество — меняется отношение к изучаемым предметам. Экономика, как учебный предмет в этом плане наиболее подвержена изменениям. Возрос объём изучаемой информации, расширилась источниковедческая база, в учебниках появились разные точки зрения на один и тот же предмет. В связи с этим возник закономерный вопрос о способности обучающегося запомнить и усвоить весь объем информации. В связи с этим настала необходимость искать возможные пути повышения эффективности обучения. Как сделать, чтобы все дети были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного? Как, изучая экономику развить личность обучающегося, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать выводы?

Сменились ценностные ориентиры, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить творить и ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Социальный заказ общества — подготовить выпускника образовательных учреждений к реалиям жизни и труда в высокотехнологизированном XXI веке. Современный выпускник колледжа должен быть конкурентоспособен в условиях современной экономической ситуации. Сейчас на рынке труда востребованы не только высококвалифицированные, но и всесторонне образованные, интеллектуально развитые специалисты, творческие и инициативные, ответственные, какими и должны стать студенты, после завершения профессионального обучения. Основной целью является саморазвитие студента, как личности, как социально — культурного субъекта. Экономика, как предмет ставит студентов перед проблемами рыночных отношений, нравственного выбора, показывая сложность и неоднозначность оценок экономических событий. Экономика — один из предметов, где формируются необходимые будущему рабочему знания экономический культуры. Большие возможности в этом отношении открывает активизация познавательной деятельности через внедрение метода учебных проектов на уроках экономики. Активизация познавательной деятельности — повышение эффективности образовательного процесса, требует внедрения различных моделей и методов активно развивающего процесса, которым может стать проектное обучение. Развитие творческих способностей студентов на уроках экономики, при осуществлении учебных проектов получили положительную оценку.

4 стр., 1864 слов

Конспект: ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ 11 класс

... учебной и познавательной деятельности Мировая экономика касается каждого из нас непосредственно. Мы пользуемся вещами, изготовленными в разных странах. Много отечественных ... торговли. Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний. ХОД УРОКА I. Организационный момент ... групп специалистов или организаций. Международное движение (вывоз) капитала - это перемещение за границу капитала в ...

Анализ основных положений технологии активизации познавательной деятельности через внедрение проектного обучения позволил выдвинуть гипотезу: если в рамках предмета экономики осуществлять активизацию познавательной деятельности методом проекта с учетом межпредметных связей, то можно повысить эффективность образовательного процесса за счет роста осознанности знаний, умений студентов.

Целью выпускной квалификационной работы явилась разработка направлений повышения активизации познавательной деятельности студентов колледжа на уроках экономики.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: познавательный активизация учащийся студент

  • изучены приемы и методы активизации познавательной деятельности;
  • дана краткая характеристика деятельности объекта наблюдения;
  • разработаны направления использования методов активизации познавательной деятельности студентов колледжа.

Объектом наблюдения выступает «Доволенский агарный колледж»

Предмет исследования — влияние различных методов активизации на развитие познавательных и творческих способностей.

Для реализации курса экономики имеется информационная база:

  • технические средства: ноутбук, проектор, выход в Интернет;
  • коллекции электронных презентаций по предмету экономика;
  • учебные карты;
  • телевизор и видеомагнитофон;
  • подборка видео материла (более 100 видеофильмов по дисциплине);
  • листы опорных конспектов (изготовлены самими студентами).

Администрацией колледжа заключен договор с районной библиотекой и районным архивом, согласно которому обучающиеся имеют возможность выполнять практические и творческие работы, используя дополнительные информационные ресурсы. К ним относят:

31 стр., 15177 слов

Выпускная квалификационная работа: Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических дисциплин в условиях реализации ФГОС

... , защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы. Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически ... работе; ) описать специфику методической и педагогической деятельности преподавателя колледжа в экономическом обучении; ) рассмотреть особенности методической деятельности преподавателя экономики ... познавательные потребности

  • основные источники:

Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М.: Юристъ, 1998.

Добрынин А. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2002.

Экономика: Учебник / Под ред. С. Г. Землянухиной. Саратов, 2000.

Бутырнова Т.С. Экономика. Учебное пособие.- М.: Экономика. — 2004. 364 с.

  • интернет ресурсы:

http://eup.ru/ — экономика и управление на предприятиях: научно-образовательный портал.

http://www.aup.ru/ — административно-управленческий портал (полнотекстовые базы)

http://gallery.economicus.ru/ — Школы и направления экономической мысли

http://www./ — каталог образовательных сайтов

Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся

1.1 Понятие активизации познавательной деятельности, ее уровни

Познавательная деятельность — это чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).

Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Согласно данным возрастной психологии в 14-16 лет у большинства студентов происходит переход от конкретно-образного мышления к абстактно-логическому. Одной из возрастных потребностей становится стремление к постижению основ науки, теоретизирования. Идет стремительное развитие эмоциональной сферы подростка. Подростковый возраст характеризуется психологами как «переломный» период в развитие личности, отличающийся трудностью учения, быстрой утомляемостью, неустойчивой психики, что связано с переходом на новую ступень умственного и психического развития. Условием эффективности усвоения является познавательная потребность, основная на эмоциональном восприятии окружающего мира и на привлекательности самого процесса деятельности. Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Ребенку важно утвердиться в коллективе, следовательно, мнение одногруппников важнее для него, чем отношение учителя. Подросткам нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, соревнований или игровой ситуации; разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы; возможность перевоплощения и импровизации.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности можно выделить следующие компоненты:

готовность выполнять учебные задания;

стремление к самостоятельной деятельности;

сознательность при выполнении заданий;

систематичность обучения;

4 стр., 1713 слов

Курсовой проект: Структура курсового проекта и экономической части

... курсового и экономической части дипломного проекта включает: – систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов ... экономической эффективности ( 0.15) Общие положения Курсовой проект и организационно экономическая часть квалификационных работ (дипломных проектов) ... объемов сбыта данного продукта; – прогнозируемого уровня цен на продукт; Анализ рынка должен ...

стремление повысить свой личный уровень.

Главная идея проектного обучения, как метода повышения познавательной деятельности: с большим увлечением выполняется студентом только та деятельность, которая выбрана им свободно; обучение не ограничивается рамками предмета, используется материал из других образовательных областей. Лозунг этой деятельности: «Все в жизни для жизни», а эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь». Проектный метод позволяет использовать окружающую действительность как лабораторию познания. Студенты, работая над проектом, постигают реальные процессы, проживают конкретные ситуации, проникая вглубь явлений, пытаются моделировать свою деятельность. Вследствие чего повышается познавательная деятельность.

В соответствии с методикой использования метода проектов Шаламовой Т.И. необходимо в первые учебные дни наблюдать за работой студентов на занятиях, наравне с входным контролем знаний проводить диагностику познавательной активности обучающихся, используя характеристики уровней познавательной активности:

первый уровень — воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

второй уровень — интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель — большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания и ищет пути решения.

третий уровень — творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность — проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.

1.2 Учебный проект как один из методов активизации познавательной деятельности

Одним из важных принципов активизации познавательной деятельности является — метод проектов. Результаты наблюдений показывают, что у большинства обучающихся низкая познавательная активность, недостаточная мотивация к обучению и тем более к самообразованию, и как показывают результаты входного контроля знаний, — низкий уровень знаний по предмету. Учебный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность студентов, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. «Проект» в переводе с латинского буквально «брошенный вперёд». В словаре С.И.Ожегова «разработанный замысел или план, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание». Учебный проект — это не жестко сформулированное задание для студентов, нацеленное на достижение наглядно представляемого результата, полученного путём их индивидуальной и групповой творческой деятельности. Фактически задаётся тема, цель и результат, условия организации и материально-техническое оснащение учебной деятельности. Однако метод проектов позволяет активизацию познавательной деятельности ученика через введение его в лабораторию исследования, основанную на самостоятельной работе с экономическими документами, иллюстративным материалом и научно-популярной литературой. Результаты исследования представлялись в виде докладов, рефератов, экономических исследований определенного процесса. При этом игнорируется систематическое изучение курса экономики, школьный учебник. Учебная деятельность основывается на теоретических позициях проектного обучения — образовательный процесс строится в логике предмета, а в логике индивидуальной деятельности, повышающей мотивацию в учении. Таким образом, по ходу объяснения студенты не пассивно воспринимают материал, а выполняют 3-х уровневое мыслительное задание:

33 стр., 16217 слов

Курсовая работа: Экономические и правовые основы деятельности банков второго уровня

... экономической деятельности банков. Именно в этой главе приводятся правовые, экономические основы деятельности банка, порядок создания, регистрации и лицензирования банковских операций. В третьей главе курсовой работы ... говорить, кассовых остатков, по отношению к сумме хранящихся депозитов ... и в увеличении их удельного веса в совокупных активах всех кре­дитно-финансовых институтов. Растущий уровень ...

первый уровень — восприятие информации;

второй уровень — выполнение задания (выписать экономические термины, составить перечень вопросов, выполнить экономические расчеты по алгоритму);

третий уровень — творческая работа (составить бизнес — план развития производства, отрасли, района)

Учебный проект как метод активизации познавательной активности, имеет два компонента: деятельный и условный, наполняемые разными «содержаниями», что делает один проект непохожим на другой, но, тем не менее, эти два компонента просматриваются в реализации каждого проекта. Условный компонент превращает учебную деятельность в творческий процесс. Обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий — содержанием деятельного компонента. Важно заметить, что именно термин «занимательность» (а не «забавность», «развлекательность») точно отражает суть учебного проекта. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любого проекта. Увлекательная условность делает неутомительной, эмоционально положительно окрашенной монотонную деятельность по усвоению, повторению или закреплению учебного материала [5]. Исследуя мотивы участия студентов в реализации того или иного проекта, видно, что некоторые подростки участвуют, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие — чтобы получить высокую оценку, третьи — чтобы показать себя перед учебным коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.д. Результаты исследования изменений мотивов изучения экономики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Характеристика изменения мотивов изучения экономики как результат проектного обучения.

Как видно из рисунке 1 интеллектуально пассивный студент способен выполнить такой объём работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В этом случае о методе проектов можно говорить как об «эмоциональном ускорителе» обучения. Метод проектов позволяет активизировать психические процессы участников проекта: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление, влияют на мотивацию познавательной деятельности.

1.3 Формы активизации познавательной деятельности

Школа (у Платона («схола»), если идти в глубь веков имела следующие значения: отдых, освобождение, праздность, занятие на досуге, а также учёная беседа, умственный труд. Трудно, конечно, поставить в один ряд отдых и лекцию, праздность и учебные занятия, но помочь ученику открыть себя, познакомиться с самим собой трудное, но благодарное дело. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений.

Рисунок 2. Этапы проектирования учебно-познавательного процесса

Преподавателю в активизации познавательной деятельности через проектное обучение отводится роль разработчика, координатора, эксперта и консультанта. На рисунке 2 изображена схема, отражающая последовательность этапов учебно-познавательного процесса и совместной работы ученика и педагога. Красным цветом обозначена — доля учителя в совместной работе, синим — доля ученика в совместной работе.

Формы работы по активизации познавательной деятельности на уроке, выработанные педагогической практикой, обозначены цифрой в прямоугольнике:

1 — определение структуры урока: его задач, его типа (монопроект, межпредметный, внеурочный, творческий, ролевой, практико — ориентированный или исследовательский, количество участников) — целеполагание;

2 — обсуждение возможных вариантов и способов исследования — планирование;

3 — распределение задач по группам, обсуждение возможных способових решения — выбор методов проверки выдвинутых целей и задач;

  • самообразование и актуализация знаний. Самостоятельная работа участников по групповым или индивидуальным исследовательским творческим заданиям — выполнение;
  • промежуточное обсуждение полученных данных в инициативных группах;
  • защита проектов, презентация результатов, оппонирование;

7 — анализ успехов и ошибок. Рефлексия.

Последней стрелкой (в красной окантовке), на рисунке 2, обозначен этап коррекции и перехода к новому проекту.

При активизации познавательной деятельности обучающихся важную роль играет рефлексия. Рефлексия (от латинского «обращение назад, отражение») — деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояния. Такая оценка может стать отправной точкой к следующему учебному проекту. Приём «Цветопись» помогает увидеть настроение ученического коллектива. Цель данного приема — оценка студентом своего эмоционального состояния. Данные об эмоциональном состоянии каждый студент выражает в цвете (цветные карточки, прикрепляемые на отдельную ветку «древа познания»).

Каждый цвет обозначает разное настроение обучающихся. В таблице 1 представлены результаты цветоргаммы.

Таблица 1 — Характеристика обобщенных результатов анализа цветограмм эмоционального состояния обучающихся

Таким образом, работа над учебным проектом, как один из важнейших принципов активизации познавательной деятельности, помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества. Формы активизации познавательной деятельности позволяют осуществлять комплексный подход к разработке проекта учебной деятельности, способствуют сбалансированному развитию психофизиологических функций ученика. За счет универсального их использования происходит глубокое осознанное освоение базовых знаний. И самое главное, гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала обучающихся.

Приемы и методы активизации учебно-познавательной деятельности

Слово «творчество» происходит от слова «творить», то есть создавать что-то новое. При работе со студентами необходимо учитывать, что создание нового означает для подростка то, что у него никогда ещё не получалось, например, даже выразительное чтение или грамотное составление конспекта, листа опорных сигналов [1]. Психологи утверждают, что познавательная активность — качество не врожденное и не приобретенное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, друзей, семьи, труда или других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого ученика (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность).

По этой причине у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» В. Ключевский

Только подлинное сотрудничество учителя и ученика обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса. Верный путь повышения эффективности урока — это обеспечение единства его содержания и формы. Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Каким же образом активизировать учащихся на уроке экономике? Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик, преподавание и учение. Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся — это самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные студенты (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные. Управление активностью учащихся многие педагоги традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используется разнообразие различных приёмов и методов активизации познавательной деятельности. Существует разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. На уроках необходимо создавать ситуации, в которых студенты сами:

задают вопросы друг другу и преподавателю;

самостоятельно выбирают разноуровневые задания по экономике;

отстаивают своё мнение;

выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);

принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

анализируют ответы друг друга;

оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

консультируют по отдельным вопросам своих одногруппников;

находят несколько вариантов решения экономической проблемы.

Обобщая специальную литературу по вопросам активизации познавательной деятельности были выделены следующие методы:

1. Метод проблемного обучения. На уроках создаются проблемные ситуации, которые направляют деятельность студентов на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают их мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов (преподаватель задает сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получает от студентов ответ).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных экономических расчётов, анализа, решения познавательных задач, формулируют вывод.

Все эти методы действуют в органическом единстве и остаются актуальными и в наше время.

Одной из наиболее часто используемых форм активизации является игра.

Игра — элемент занимательности. Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у студентов вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Игра, всё необычное, неожиданное — вызывает у студентов, как у всех детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал по предмету, который рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы преподавателя на занятиях и вне их. Можно применить на уроке по экономике игру «Математик-бизнесмен». Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности студентов, она активизирует психические процессы, вызывает у студентов живой интерес к процессу познания. В ней охотно студенты преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения, а также учатся компромиссному общению друг с другом. Эту игру можно включать в основную часть урока по формированию элементарных экономических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности студентов.

В нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся. Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, можно добиться активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.

Большое влияние на умственное развитие студентов оказывают задания на сравнение и систематизацию изученного материала. Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся — одно из основных условий повышения качества обучения. В педагогической работе используются не только общепринятые формы систематизации (самостоятельная и систематизационная работы, устный опрос у доски и т. д.), но и постоянно внедряются свои средства систематизации. Эти приемы также способствуют повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.

Систематизация для учащихся должна быть обучающей. В результате проведения нетрадиционных форм систематизации знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся. Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова

Глава 2. Активизация познавательного интереса на уроках экономики образовательного учреждения

2.1 Краткая характеристика «Доволенского аграрного колледжа»

Колледж расположен в селе Довольное. Это единственное профессионально-учебное заведение, которое готовит специалистов для сельского хозяйства и предприятий общепита района. Подготовка осуществляется по следующим специальностям: техник-механик, хозяйка(ин) усадьбы, агроном, повар, штукатур-маляр. Обучение ведется по очной и заочной формах. Численность студентов, зачисленных на первый курс очной формы обучения в 2016-2017 учебном году соответствует установленным цифрам — 215 бюджетных мест. План набора был выполнен. Сверх плана набрано человек, которые будут обучаться на договорной основе. По заочной форме обучения нет ни одного бюджетного места и принято человек.

Обучающиеся по профессии «Техник, механик», «Хозяйка(ин) усадьбы» и «Агроном» проходили учебную и производственную практику в учебном хозяйстве колледжа и предприятиях района, за что были награждены многочисленными Почетными грамотами районной администрации.

Ежегодно колледж является победителем районных соревнований среди предприятий района, за что неоднократно награждался тракторами МТЗ-82, УАЗ-фермером. Одним из показателей качества подготовки специалистов является востребованность и трудоустройство выпускников.

В основном выпускники востребованы на предприятиях АПК Доволенского района.

Колледж оказывает жителям района платные услуги по подготовке водителей, электросварщиков, трактористов, бульдозеристов, автогрейдеристов, плотников, каменщиков, продавцов продовольственных и непродовольственных товаров. Обучено по программам профессиональной подготовки за счет внебюджетных источников в 2016 году 328 человек. Студентами колледжа оказывается шефская помощь ветеранам труда и войны в уборке овощей и чистке снега. Колледж предоставляет ветеранам войны и труда транспортные услуги, а они приходят на встречи с учащимися в Дни знаний, профтехобразования, февраля и 9 мая. Учащиеся ухаживают за памятником воинам ВОВ.

У колледжа имеется классных комнат, 6 лабораторий, оснащенных современным специализированным оборудованием и тренажерами, столовая, общежитие на 140 мест, спортзал. Кроме этого колледж имеет свой машинно-тракторный парк (МТП) и 1350 га посевных площадей, на которых выращиваются зерновые культуры. От реализации зерна колледж ежегодно получает около млн. руб. выручки. Колледж имеет свою пасеку, продукция которого поступает в продажу жителям Доволенского района. На учебном участке выращиваются различные овощи, которыми снабжается столовая, что обеспечивает бесплатное питание студентов и работников колледжа.

Спортивный зал — гордость колледжа, используется для проведения районных соревнований. Спортсмены колледжа принимают участие в областных зимних и летних спартакиадах, в районных соревнованиях среди учащихся ДЮСШ по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, где неоднократно становились победителями и призёрами. Работники колледжа участвуют в ежегодно проводимом областном конкурсе «Грани успеха» и являются победителями в представляемых номинациях. Ежегодно обучающиеся участвуют в областных конкурсах профессионального мастерства по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Общая численность персонала колледжа составляла на конец 2016-2017 учебного года человека, из них 54,8% — педагогические работники (40 чел.).

95% педагогов по результатам аттестации присвоена квалификационная категория. Всем работникам колледжа предоставляются льготы на приобретение продукции подсобного хозяйства, на оплату коммунальных услуг.

Педагогический коллектив колледжа работает над созданием учебно-методического обеспечения всех специальностей, по которым ведётся подготовка или разрабатываются учебные пособия, методические указания по выполнению практических курсовых работ, тестовые и контрольные задания для проведения промежуточных и итоговых экзаменов.

2.2 Практическое применение методов активизации и динамика эффективности их использования на уроках экономики

В педагогической деятельности используются разные проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т.п. Методы активизации обучающихся на уроках экономики представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Методы активизации обучающихся, применяемые на уроках экономики

Формы учебной деятельности

Виды проектной деятельности

Совместно-индивидуальная

Каждая инициативная группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее.

Информационный и исследовательский проекты:

«Ярмарка знаний»,

«Экономика в лицах» Урок -расследование «тайн за 7-ю печатями»

Обзорные проекты:

«Экономика одного дня» , «Экономика вещей»,

«Экономика для любознательных»,

«История моей семьи» (представление семейных архивов).

Совместно-последовател ьная

Продукт деятельности каждой группы становится определённой ступенью к решению общей проблемы.

Информационный и исследовательский проекты:

«Интеллектуальная эстафета», «Интеллектуальный лабиринт» «Экономика на книжной полке», уроки экскурсии на предприятия Доволенского района.

Совместно-взаимодействующая

Из предложений выбираются определённые аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог.

Проекты — инсценировки, организационные проекты. «История развития науки — экономика»», предметная неделя и межпредметные декады: «Экономико-математический экскурс», «Экономика и информатика: союз двух наук», «Экономическая мозаика».

Продукционный проект.

«Бизнес-план моей будущей предпринимательской деятельности».

Для совместной деятельности лучше всего использовать ярмарки знаний, обзорные информационные проекты.

Стадии работы по активизации познавательной деятельности рассматриваются как этапы учебного процесса в таблице 3, то есть, по сути, используют те же модули, что и в обычном блоке уроков, а именно: организационный блок метода проектов близок к лекционно-семинарской структуре. В проектном обучении больший удельный вес занимают интерактивные формы: семинары, практические занятия, самостоятельные работы. Так, со студентами третьего курса по экономике выполнялся проект «Сфера экономических отношений современного общества» на материалах предприятий и жителей Доволенского района. В течение месяца во внеурочное время инициативные группы собирали информацию в виде этикеток, продающейся в районе продукции, проводили телефонные опросы жителей района, брали интервью у специалистов промышленных и торговых предприятий, расположенных в районе. Одну группу интересовало сырьё, другую продовольствие, третью — промышленные товары. Затем вся собранная информация была передана четвёртой группе, задача которой состояла в систематизации этих данных по ввозу и вывозу, месту закупки и сбыту продукции. Систематизированный таким образом материал был передан пятой, аналитической группе, которая проанализировала данные и составила доклад. Были обнаружены некоторые диспропорции и выявлены возможности замещения ввозимой продукции товарами местного производства. Кроме того, пятая группа по тексту доклада подготовила устный отчёт и электронную таблицу результатов исследования, которые был переданы администрации района в экономический отдел.

Таблица 4 — Характеристика стадий работы над проектом

Этап получения новой

информации

Стадия работы

над проектом

Организационные

формы уроков

мотивация, целеполагание

постановка цели

рассказ, беседа, лекция

планирование

обсуждение вопросов

беседа

Построение ориентированной схемы действий

Самообразование продумывание

хода действий

Самостоятельная работа, Семинар («мозговой штурм»),практикум

действия (операции)

исследование

экскурсия, лабораторная работа

работа с первоисточниками,

справочным и энциклопедическим материалом

оценка

анализ успехов и ошибок

беседа, консультация

рефлексия

обобщение и выводы.

семинар, консультация

Для повышения активизации помимо проектного метода используется метод «Мозгового штурма». Он применяется, когда нужно выяснить информированность или отношение студентов к определенному вопросу. На уроках экономических дисциплин перед учащимися ставали следующие вопросы: «Какие меры вы могли бы предложить по борьбе с инфляцией?», «Предложите пути выходы из экономического кризиса» и т. д. Обычно штурм проводится в группах от семи до девяти человек. Группу перед началом работы инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма никакой критики. В каждой группе выбирается или назначается учителем ведущий, который следит за выполнением правил, подсказывает пути поиска идей. Также назначается секретарь, чтобы фиксировать возникающие идеи. Проводится первичное обсуждение условий задачи, определяется время первого этапа. На первом этапе мозгового штурма необходимо проработать как можно больше возможных идей. Второй этап анализ идей. Все вышесказанные идеи группа рассматривает критически, при этом придерживаются основного правила: в каждой идеи желательно найти что-то полезное, рациональное зерно. На третьем этапе проводится обработка результатов. Группа отбирает от двух до пяти самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них всей группе.

Принципы работы на уроке «Мозговой штурм»:

занятие не лекция, а общая работа;

все участники равны независимо от статуса, успехов в учебе и т. д.;

каждый из участников имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

нет места прямой критики личности, критиковаться может только идея;

все сказанное на занятие не руководство к действию, а информация к размышлению.

Таким образом, метод «Мозговой штурм» позволяет стимулировать неуверенных в себе учащихся, развивать навыки общения и воздействия в группе.

На уроках экономических дисциплин необходимо применять также тренинги. При использовании данного метода обучения основное внимание уделяется практической обработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые задания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту овладеть недостающей информацией. Но самым главным достоинством тренинга является возможность включить в активную познавательную деятельность всех его участников.

Изменения в освоении знаний и умений, происходящие с каждым студентом, настолько многогранны, что требуют использования системы контроля, состоящей из разных его способов. В качестве основного показателя уровня знаний и умений при любом методе активизации познавательных знаний студентов используется традиционная пятибалльная система. Общий уровень успешности по предмету складывается не только из успеваемости на уроках. Чтобы полученные знания и умения достигли уровня сформированной компетенции необходимо принимать во внимание и дополнительные формы работы студентов, их назначение, качество выполнения . Активность студентов в ходе познавательной деятельности позволяет преподавателю оценивать, контролировать и корректировать уровень личной значимости и потенциала студентов в данной предметной сфере. С 2011 года в колледже введена рейтинговая система учёта достижений студентов (портфолио студента).

Именно она позволяет проследить изменение всех рассмотренных показателей. Данная система работы получила одобрение и поддержку как со стороны студентов, так и со стороны родителей. Её эффективность можно видеть при оценке результатов работы студентов на уроках экономики. Наблюдается положительная динамика качественной успеваемости студентов по экономике (рис.3).

Рисунок 3 — Изменения качественная успеваемости по предмету экономика

Рост активности студентов свидетельствует о формировании высокой степени мотивации и интереса к изучению экономики.

Правильность выбранной методики по активизации познавательной деятельности через метод проектов подтверждаются результатами участия студентов колледжа в исследовательской и проектной деятельности по предмету экономика. Данные представлены в таблице 5.

Таблица 5 — Участие студентов колледжа в научно-практических конференциях

Уровень

2013 — 2014 уч. г.

2014 — 2015 уч. г.

2015 — 2016 уч. г.

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Региональные

1*

1*

Областные

2

3

4

Муниципальные

1

5

2

6

2

На уровне ОУ

6

4

4

1

* — в рамках Областного конкурса «Я вхожу в мир искусств»

Данные таблицы 5, показывают что число студентов, участвующих в исследовательской и проектной деятельности по предмету экономика ежегодно растет и по сравнению с 2013-2014 уч. г. общее их число увеличилось на 20%, рост призеров по сравнению с прошлым годом увеличился в 2 раза. Доля призеров в общей численности участников конференций разного уровня составила в 2015-2016 уч.г. 40%. Все они заняли 1 место.

Таблица 6 — Участие студентов в проектах

Уровень

2013 — 2014 уч. г.

2014 — 2015 уч. г.

2015 — 2016 уч. г.

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Кол-во

участников

Кол-во

призеров

(1-3 место)

Областные

3

1

6*

1

Муниципальные

2

6

1

8

2

На уровне ОУ

5

2

4

* — в рамках Областного конкурса «Я вхожу в мир искусств»

Из таблицы 6 видна положительная динамика участия студентов в учебных проектах областного, муниципального и колледжного уровня. Так, если в 2014-2015 уч. году их число увеличилось в 1.6 раз, то в 2015-2016 — в 2.2 раза по сравнению с 2013-2014 уч. г., наметился и рост призеров в 1.4 раза.

Для успешной работы в педагогической работе используются возможности информационных технологий. Обучающиеся предоставляются различные виды источников: мультимедийные энциклопедии, ресурсы Интернета, материалы периодических изданий. Запланирована самостоятельная работа студентов в компьютерном классе, библиотеке техникума для оформление презентаций проектов. Студенты колледжа имеют доступ для самостоятельной работы в Информационном центре, созданном в 2012 году в районной библиотеке. На уроках экономики используются следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point. С помощью последней программы студенты создают презентации к урокам или используют готовые, находя их в Интернете. Табличные процессоры или электронные таблицы писпользуют, в основном, для обработки числовых данных создают графики и диаграммы в ходе изучения тем по социально — экономической истории и современному развитию экономики, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.).

Использование в обучении метода проектов, как активизация познавательной деятельности, дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, сообразительность, речь, логическое и образное мышление, дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить у студентов стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности студентов и является важнейшим условием повышения качества образования.

2.3 Пути стимулирования познавательной деятельности учащихся колледжа на уроках экономики

Ведущую роль в стимулировании познавательной деятельности играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения по предмету, и в учебном заведении в целом. Были использованы групповые методы активизации познавательной деятельности студентов на уроках экономики в Доволенском аграрном колледже, условно разделенные на четыре подгруппы:

методы эмоционального стимулирования.

методы развития познавательного интереса.

методы формирования ответственности и обязательности.

методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

Методы эмоционального стимулирования сводятся к тому, что важнейшая задача учителя — обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Создание ситуаций успеха в обучении, воспитании. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Поэтому учитель создает цепочку ситуаций, в которых учащиеся добиваются хороших результатов, что ведет к возникновению у них чувства уверенности в своих силах. Один из приемов — это подбор для учащихся ряда заданий нарастающей сложности, другим приемом служит оказание дифференцированной помощи с использованием карточек-помощниц, примеров-аналогий, планов ответов и др.

С помощью методов развития познавательного интереса у студентов формируется готовность восприятия учебного материала. К данной группе относят дифференцированного или индивидуального характера, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности.

Методы формирования ответственности и обязательности. Процесс обучения опирается не только на эмоции, но и на целый ряд мотивов ответственности и обязательности.

Важную роль играет формирование понимания значимости учения. Предъявления учебных требований. Содержание данного метода определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, т.к. отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушение дисциплины.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся. Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений и т.д.

Мотивации является основным условием результативного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно- ориентированного развивающего подхода через метод проектов. Успех реализации проектного обучения как активизация познавательной деятельности в полной мере зависит от правильного построения взаимодействия всех участников учебного процесса и умения регулировать складывающиеся взаимоотношения.

При организации проектного обучения определила правила построения взаимоотношений с которыми знакомлю студентов:

в инициативной (творческой) микрогруппе нет лидеров. Все члены команды равны;

микрогруппы не соревнуются;

каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;

все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров»;

в совместной работе нет «актёров» и зрителей, все — участники;

ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проект;

работа инициативных микрогрупп может быть организованна как встатистическом ключе (поиск общего решения проблемы только внутри группы), так и в динамике, то есть во взаимодействии (взаимопереходах);

каждый участник проекта заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая;

следует говорить так, чтобы тебя понимали: высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

критикуй идею, а не личность;

цель учебного проекта заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение.

На стадии подготовки учебного проекта все участники должны быть ознакомлены с этими правилами, что позволит уйти от конфликтных ситуаций. Важной вижу свою готовность всегда поддержать высказывание студента, подхватить его начинания. Поэтому завела словарь «Добрых слов и выражений», в котором содержатся не только «Молодец», «Умница», но и «Рада всех вас видеть!», «Вы меня приятно удивили», «Благодарю за занятие» и т.д.

В процессе работы над проектом с обучающимися были использованы социально-педагогические игры, (приложение А) на развитие межличностных взаимодействий, цель которых в создании условий для полноценного общения подростков. Для этого моделируются такие ситуации, в которых у студентов:

снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к ним;

формируется умение ценить свою и чужую работу;

закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества;

проявляются способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг других, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проводила по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера приведем описание деловой игры «Компетентность». Данную игру рекомендуется проводить после изучения таких тем экономики как «Макроэкономические показатели», «Экономические системы», «Производство и обращение новой стоимости» и др.

Участники игры:

1. конкуренты две команды учащихся;

2. наниматели группа учащихся определяющих победителя. Победителя по условию игры как бы принимают на работу.

3. арбитр эту роль обычно берет на себя педагог, он решает спорные вопросы, возникающие в ходе игры.

Этапы игры:

Этап подготовки: разработка сценария, плана игры, обоснование поставленной задачи, формирование команд.

Ввод в игру: подготовка материалов, знакомство с правилами игры, сбор дополнительной информации.

Процесс игры. Арбитр задает тему, команды придумывают друг для друга по 5 заданий. Тип заданий регламентируется заранее педагогом. Если соперник не справляется с заданиями, то задающая команда сама должна на него ответить. Одновременно фирма наниматель оценивает каждое задание и каждый ответ. Далее наниматели совещаются и принимают решение кто принят на работу.

Анализ и оценка результатов игры, выступление экспертов, обмен мнениями.

Педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Таким образом, деловая игра используется для усвоения материала, закрепления и с систематизации знаний учащихся, развития творческих способностей и инициативы. Во время обсуждения результатов студентам задаются вопросы:

Что у нас получилось хорошо? Даже если ребят постигла неудача, обязательно найти что-то хорошее, что удалось.

Что у нас не получилось? Если в минуту общей радости и удовлетворения от успеха наши ученики научатся замечать, что и почему им не удалось, они будут избавлены от опасной болезни, имя которой — зазнайство, самодовольство, самоуспокоенность.

Что нужно учесть на будущее? Данный вопрос учит извлекать из удач и ошибок полезный опыт и закреплять его в коллективном сознании.

Эти вопросы несут в себе глубокий смысл, ускоряют накопление общественного, нравственного опыта всей группой и каждым студентом. Взаимодействие в психологии — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Успех реализации методов активизации познавательной деятельности в полной мере зависит от правильного построения взаимодействия всех участников учебного процесса и умения регулировать складывающиеся взаимоотношения. Результаты работы представлены в таблице 6

Таблица 7 Результаты самооценки личностных качеств студентов

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

КУРС ОБУЧЕНИЯ

I III

I III

I III

I III

I III

I III

I III

I III

I III

Ф.И. студента

1.

Алексеева Нина

2 3 4

334

2 3 4

4 4 4

1 3 3

5 4 4

3 4 4

4 3 4

3 4 4

2.

Акимова Лиля

3 4 4

2 3 4

3 3 4

3 3 3

2 3 4

5 4 4

3 4 4

4 3 4

3 4 4

3.

Бирюков Андрей

2 3 4

2 3 4

3 3 4

2 3 5

2 3 5

1 3 4

2 4 4

3 3 4

4 4 4

4.

Бирюкова Оксан

3 4 5

3 4 4

4 3 4

2 4 3

4 4 4

3 4 4

4 4 4

4 4 4

5 4 5

5,

Вамбольдт Евд.

3 4 5

3 4 4

4 4 4

3 3 3

3 3 3

3 4 4

4 5 4

3 4 4

4 5 5

6.

Гололобова Люб

3 4 4

4 4 5

3 4 4

4 4 4

3 4 3

2 3 3

5 5 5

4 4 5

5 4 5

7.

Денк Елена

3 3 4

3 4 4

2 4 4

2 3 4

5 4 5

3 4 5

5 4 4

3 3 4

4 5 5

8.

Жилин Сергей

2 3 4

3 3 4

2 3 4

4 3 4

4 3 4

3 4 5

4 3 4

3 3 3

3 4 4

9.

Зайцева Аня

3 4 4

4 4 5

3 4 4

4 4 4

4 4 4

5 4 5

4 4 4

4 4 4

4 4 5

Кузнецова Окс.

3 3 4

5 3 4

3 3 4

4 4 4

4 4 4

5 4 5

4 4 4

4 4 4

4 4 5

Кемм Юля

3 4 4

4 4 5

3 4 4

4 4 4

3 4 4

2 3 3

5 5 5

4 4 5

5 5 5

Ларичева Таня

3 3 4

3 4 4

2 4 4

2 4 4

5 4 3

3 4 5

5 4 4

3 3 4

4 5 5

Марадуда Вика

2 3 4

3 3 4

2 3 4

4 4 4

1 3 3

5 4 4

3 4 4

4 3 4

3 4 4

Петров Алекс

3 4 4

4 4 5

3 4 4

4 4 4

4 3 4

5 4 5

4 4 4

4 4 4

4 4 5

Попкова Любовь

3 4 5

3 4 4

4 4 4

3 3 3

3 3 3

3 4 4

4 5 4

3 4 4

4 5 5

Савченко Алексей

2 3 4

3 3 4

2 3 4

4 3 4

4 3 3

3 4 5

4 3 4

3 3 3

3 4 4

Семинько Ольга

3 3 4

2 3 4

3 3 4

4 3 4

2 3 3

5 4 5

3 3 4

4 3 3

4 4 4

Селезнёва Вика

3 3 4

4 4 4

3 4 4

4 3 4

3 4 3

2 4 5

5 4 4

4 3 4

5 5 5

Стёпочкин Роман

4 4 5

4 4 4

3 4 4

2 3 3

4 3 3

5 4 4

4 5 4

5 4 4

5 3 3

Турнаева Аня

2 3 2

2 3 3

2 3 2

4 3 4

4 3 4

3 4 3

4 3 4

3 3 3

3 3 4

Шкляев Алексей

4 4 4

3 4 4

4 4 5

4 4 3

3 4 3

4 4 5

4 3 3

4 4 3

4 4 5

Фур Лиля

4 4 4

3 4 4

5 4 5

4 4 5

4 4 3

5 4 5

3 4 4

4 3 4

5 5 5

Другими словами, на таких занятиях студенты учатся правильно общаться. Этому способствует систематическое обращение к самооценке, сопровождаемой анализом рефлексии. Результаты самооценки, как по отдельным умениям самоутверждения, так и в целом, суммируются и являются отправным критерием качественной самооценки учащихся. В приложении 2 представлен диагностический «инструментарий» самооценки отдельных качеств учащихся, а в таблице 7 — результаты самооценки студентов личностных качеств на протяжении 3-х лет обучения.

В таблице 8 представлена динамика личностных качеств студентов за весь курс обучения экономики (приложение В).

Таблица 8 — Динамика самооценки личностных качеств обучающихся за весь курс обучения экономики

КУРС

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ,

I

«1» — 0%

«1» — 0%

«1» — 0%

«1» — 0%

«l»-9%

«l»-4%

«l»-0%

«1» — 0%

«l»-0%

«2» — 27%

«2»-13%

«2»-31%

«2» — 9%

«2»-14%

«2»-14%

«2» — 5%

«2.»- 0%

«2» — 0%

«3» — 59%

«3» — 50%

«3» — 45%

«3» -14%

«3» -27%

«3» — 36%

«3»-23%

«3» — 36%

«3» -27%

«4» -14%

«4» — 30%

«4»-18%

«4» — 64%

«4» — 41%

«4» — 5%

«4»-50%

«4» — 52%

«4» — 31%

«5» — 0%

«5» — 7 %

«5» -13%

«5» -13%

«S» — 9%

«5» -41%

«5» — %

«S» — 5%

«5»-42%

«l»-0%

«1» — 0%

«1» — 0%

«l—0%

«l»-0%

«l»-0%

«1»-0%

«l»-0%

«l»-0%

«2» — 0%

«2» — 0%

«2»- 0%

«2» — 0%

«2» — o%

«2»-0%

«2» — 5%

«2» — 0%

«2» — 0%

«3» — 50%

«3» — 40%

«3»-45%

«3» — 50%

«3» — 27%

«3»-14%

«3»-23%

«3»-50%

«3»-14%

«4» — 50%

«4» — 60%

«4»-55%

«4» — 50%

«4»-41%

«4» — 86%

«4»-50%

«4»-50%

«4»-54%

«5» — 0%

«5» — 0%

«5» — 0%

«5» — 50%

«5.»- 9%

«5» — 0%

«5»- 22%

«2» — 0%

«5»-32%

III

«1» — 0%

«1-0%

«1» — 0%

«l»-0%

«1» — 0%

«1» — 0%

«1» — 0%

«l»-0%

«l»-0%

«2» — 5%

«2» — 0%

«2» -5%

«2» — 0%

«2» — o%

«2»-0%

«2»-0%

«2»-0%

«2»-0%

«3» — 0%

«3» — 5%

«3» — 0%

«3» — 27%

«3» — 54%

«3» — 54%

«3»-5%

«3» — 23%

«3» — 5%

«4» — 77%

«4» — 77%

«4» — 86%

«4»-64%

«4» — 36%

«4»-64%

«4» — 86%

«4» — 68%

«4»-36%

«5» -18%

«5» -18%

«5»-9%

«5» — 9%

«5» -10%

«5» -10%

«5»-9%

«5» — 9%

«5» — 59%

Анализ данных, представленных в таблице 2.7, позволил сделать следующие выводы:

  • работа над учебными проектами способствует развитию способности студента адекватно осуществлять самооценку личностных качеств, развитие которых являлось основной задачей технологии проектного обучения;
  • у всех студентов наблюдается развитие личностных качеств;
  • можно утверждать, что первые два вывода достаточно объективны.

В качестве аргумента можно привести тот факт, что самооценка студентов критериев развитости личностных (примерно одинаковых) качеств: «Я умею общаться», «Я умею сходиться с людьми», «Я умею уйти от конфликта» отмечена ими одинаковой числовой характеристикой.

Таким образом, любой учитель постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться у учащихся интереса к своему предмету, желания изучать его, а следовательно хороших знаний.

Заключение

Анализ опыта и результатов преподавания экономики, как метода активизации познавательной деятельности, позволяет сделать вывод о том, что цели и задачи, сформулированная в начале опытно-экспериментальной деятельности подтвердилась. При использовании методов активизации познавательной деятельности качественная успеваемость в группе выросла на %. Этот качественный «прирост» успеваемости обучающиеся подтвердили и на дифференцированном зачёте, проводимом в форме тестирования в программе АСТ. Именно постоянная работа со студентами над повышением осознанности получаемых знаний позволила достичь этих результатов. Анализируя свою работу, вижу, что вышеизложенные приёмы и методы имеют положительные результаты.

Применение активных форм и методов обучения в целях активизации познавательной деятельности на уроках по предмету экономика, способствуют повышению мотивации к обучению, созданию благоприятного микроклимата, саморазвитию личности, формированию социально-экономического опыта обучаемых, активизируют познавательную деятельность, способствуют повышению качества знаний, гарантируют каждому студенту освоение стандарта образования, что подтверждают результаты промежуточной аттестации студентов.

Для дальнейшей работы выделяю для себя следующие перспективные совершенствование применения инновационных технологий и методик для улучшения качества образования через повышение познавательной активности;

диагностика разработанных рабочих программ по экономике, корректировка в соответствии с актуальными запросами современного общества, и в соответствии с развитием педагогической науки;

дальнейшее вовлечение студентов к активному участию в разработке и реализации учебных проектов, проведении различных конкурсов и научно-практических конференций на базе образовательного учреждения и районном уровнях.

В своей дальнейшей профессиональной деятельности планирую больше внимания уделить работе с одаренными студентами: привлечь как можно больше подростков к участию в Интернет — проектах, конкурсах и конференциях, увеличить число студентов, прошедших оценку качества освоения государственного образовательного стандарта в форме единого государственного экзамена. Продолжать повышать свой уровень профессионального мастерства путём участия в вариативных формах повышения квалификации, работе методического совета колледжа. Главная оценка деятельности педагога — это оценка его студентов. Сами ребята вот как отзываются об учебном проекте: «Я могу больше общаться со своими сверстниками». «Я увидела многих одногруппников совсем с другой стороны. Никогда не думала, что у моих друзей такие таланты!» « Это здорово и интересно!» « Мы многое узнали друг о друге, учимся уважать мнение других». «Приходится много думать, читать, ходить в библиотеку, иногда даже ночь не спать, чтобы придумать что-нибудь такое, что могло бы поразить других. Я не думала, что экономика такая интересная!» « Мне нравится, что другие слушают, о чём я говорю, и уважают мою точку зрения. В обычной жизни это бывает не часто». Развитие познавательных и творческих способностей необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и умеет аргументировано её отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но самое главное — это то, что, у студента развиваются его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. Думающий и чувствующий человек — это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: 2012

2. Гапоненко, А.Л. Стратегия социально-экономического развития : страна, регион, город : учеб.пособие / А.Л. Гапоненко. — М. : Издательство РАГС, 2011. — 224 с.

3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: учебное пособие для студентов, педагогов практиков, СПБ., 2010. 234 с.

4. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед.ин- тов.- М.: Просвещение, 1984

5. Константинов Н.А. История педагогики: Учебник для — студентов педагогических институтов. М\: Просвещение, 1985. С. 354.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособия для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640с.

8. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К — М.: Просвещение, 1988.

9. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “ Педагогика и методика нач. классов”/С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с

10. Подласый И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 576с.

11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2004, с.4

12. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991

13. Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта. М.: МИПКРО, 2001

14. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций. — Минск, 1979.

15. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М:1999

16. Экономическая теория /Под редакцией Камаева В.Д. М: 2001

17. Экономическая теория: учебное пособие/ Под редакцией Борисова А.М.Алматы: 2000

Приложение А

Социально — педагогические игры на развитие межличностных взаимодействий

Цель представленных ниже игр заключается в том, чтобы создать условия для полноценного общения подростков; смоделировать такие ситуации, в которых у них:

снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

формируется умение ценить свою и чужую работу;

закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию и т.д. Здесь можно «узнать» себя в качестве партнера по общению, открыть в себе самые разнообразные стороны личности (и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому)

Стоит соблюдать следующие правила:

Быть взрослым и ребенком; быть мудрым и непредсказуемым.

Не скупиться на добрые слова своим воспитанникам, но и не заискивать

Не отчаиваться, если что-то получилось не так, как задумано.

Не сопротивляться, когда вдруг обнаружишь, что дети хотят тебя чему-то научить.

Не бояться творить и ошибаться.

Не забывать благодарить судьбу за то, что к тебе идут дети.

«Я ДАРЮ ТЕБЕ»

Играет пара участников. Остальные «ограничиваются» ролью внимательных наблюдателей.

Суть игры: два человека, сидя друг против друга, могут в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: «Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т.д.) за подарок…»;

обязательно перечисляются все уже полученные подарки и добавляется новый, например, после четвертого обмена подарками можно услышать следующее:

Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную машину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне молодильное яблоко, я тебе подарил земной шар, ты мне подарила остров сокровищ, а я тебе дарю…

Кто первый допустил два сбоя подряд? Кто лучше удерживает информацию? Кто в поисках подарков идёт нетрадиционным путём?

Игра учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и … доброжелательности.

«ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ»

Подготавливаются карточки с названиями исторических событие и их участниками.

Задание: каждый обучающийся получает карточку или с названием исторического события, или с именем исторической личности. По знаку ведущего все дважды громко читают то, что написано на карточках. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить событие с участниками.

Вопросы к обсуждению: легко ли найти «своего человека»? Что или кто мешает «воссоединению»?

«СОБЕРЁМСЯ ВМЕСТЕ»

Необходимо разбить учащихся на небольшие группы по 6-8 человек. Затем предложить самые разнообразные задания:

построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени;

построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.);

найти свой способ построения группы.

Какая группа обучающихся быстрее реагирует на задания? Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? и т. д.

«МАСКА, Я ТЕБЯ ЗНАЮ?»

Для того чтобы принять человека, нужно уметь наблюдать, анализировать, сопоставлять… Попробуем?

Инструментарий: по два листа бумаги на каждого учащегося, карандаши, фломастеры, ручки.

Задание: каждый рисует на одном листке автопортрет (можно для узнавания подчеркнуть детали внешности, одежды и пр.), а на другом пишет не меньше слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни (например, баскетбол, привлекательность, счастье, любит молодежную эстраду и т. д.).

Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками в другую. Каждый из ученик наугад берет листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в другой стопе. При этом желательно обосновать свой выбор.

Вопросы для размышления:

Что труднее: установить портретное или внутреннее сходство?

Можно ли некоторые характеристики (или портреты) отнести ко многим людям? Почему да или почему нет?

Что различает людей?

Хорошо ли, что люди отличаются друг от друга? Почему да или почему— нет.

Приложение Б

Методика самооценки студентами качеств, приобретённых в процессе работы над учебным проектом

№ п/п

Критерии самооценки

Оценка качеств в баллах

1.

Я умею общаться

3 4 5

2.

Я пользуюсь авторитетом

3 4 5

3.

Я умею сходиться с людьми

3 4 5

4.

Я умею уйти от конфликта

3 4 5

5.

Я могу пойти против общего мнения

3 4 5

6.

Я уважаю других

3 4 5

7.

Я всегда добиваюсь своего

3 4 5

8.

Я принципиален

3 4 5

9.

Я знаю себе цену

3 4 5