Организация таможенного контроля скоропортящихся товаров на примере деятельности Новороссийской таможни

Выпускная квалификационная работа

Оглавление

Введение

Глава 1. Правовая основа таможенного контроля

1.1 Понятие таможенного контроля и его основные принципы

1.2 Порядок проведения форм таможенного контроля

Глава 2. Особенности совершения таможенных операций в отношении скоропортящихся товаров

2.1 Основная характеристика скоропортящихся товаров и способы их перевозки

2.2 Особенности организации таможенного декларирования скоропортящихся товаров

2.3 Особенности организации таможенного контроля в отношении скоропортящихся товаров

Глава 3. Практика проведения таможенного контроля скоропортящихся товаров на примере деятельности Новороссийской таможни

3.1 Статистический анализ динамики импорта и экспорта скоропортящихся товаров

3.2 Направление совершенствования таможенного контроля скоропортящихся товаров

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Развитие международной торговли требует проведения российского таможенного законодательства интеграционных процессов. Важным шагом на пути Российской Федерации стало вступление в Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС).

Это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. Данное объединение вызвало повышенный интерес со стороны таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В нем учтено свободное перемещение товаров и услуг между странами входящими в ЕАЭС. В скором времени на смену Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) придет Таможенный кодекс ЕАЭС, в котором содержится множество нововведений, касающихся порядка помещения товара под таможенную процедуру и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней. Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля. Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере, расширения внешнеэкономических связей России, одним из которых является вступление в ЕАЭС. В связи с этим возникла актуальная проблема организации таможенного контроля в пунктах пропуска.

5 стр., 2088 слов

Глава 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

... перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу государства. Объектом контрабанды являются интересы либо общественные отношения, связанные с защитой внешнеэкономической деятельности. В настоящее время в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля происходят ...

В сложившейся ситуации с запретами на ввоз скоропортящихся продуктов с Турции и некоторых стран Евросоюза, Российская Федерация должна принимать действия по поиску новых стран партнеров, масштабно работать в данном вопросе со странами-участницами ЕАЭС и делать больший акцент на импортозамещении. Одной из основных задач таможенных органов в данном вопросе состоит в эффективном применении таможенного контроля в отношении скоропортящихся товаров с применением запретов и ограничений. Большой поток скоропортящихся товаров приходится на морские пункты пропуска, граничащие со странами, попадающими под санкции, одна из них является Новороссийская таможня, в которой есть большой риск ввоза запрещенного товара, именно поэтому главной задачей остается жесткое применение таможенного контроля в морских пунктах пропуска в соответствии с законодательством ЕАЭС и на уровне государства.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что таможенный контроль играет важную роль в экономической защите Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование таможенного контроля скоропортящихся товаров в Новороссийской таможне, целей его применения, механизма практической реализации.

Для достижения поставленной цели необходимо определить следующие конкретные задачи:

1. Раскрыть понятие, сущность и формы таможенного контроля.

2. Показать роль применения таможенного контроля в морских пунктах пропуска.

3. Изучить понятие скоропортящихся товаров и способов их перевозки.

4. Рассмотреть порядок таможенного контроля скоропортящихся товаров на примере Новороссийской таможни.

Объектом исследования является таможенный контроль.

Предметом работы является таможенный контроль скоропортящихся товаров.

Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты Евразийского экономического союза, Таможенного союза, Российской Федерации и Федеральной таможенной службы России (далее ФТС РФ).

Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды таких ученых как: Бобкова О., Соболева Ю., Седукина К., а также периодические издания.

Глава 1. Правовая основа таможенного контроля

1.1 Понятие таможенного контроля и его основные принципы

Таможенный контроль — одно из базовых понятий в сфере таможенного регулирования. При характеристике таможенного контроля целесообразно исходить из того, что понятие таможенного контроля может быть раскрыто в широком и узком понимании.

Определение, данное в ст. 4 ТК ТС Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭс на уровне глав государств № от 27.11.2009 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015): по состоянию на 23.04.2016. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»., связано с широким пониманием таможенного контроля, в соответствии с ним таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.

13 стр., 6442 слов

Таможенное декларирование товаров

... ТС, ФЗ «О таможенном регулировании», регулирующие правоотношения, возникающие в ходе таможенного декларирования товаров. Объектом исследования является правоотношения, возникающие в ходе таможенного декларирования товаров. В ходе написания данной курсовой работы использовались следующие методы исследования: ...

Не стоит и забывать, что является объектами таможенного контроля. Глава 6 пункт 1 Киотской конвенции Об упрощении и гармонизации таможенных процедур: международная конвенция от 18.05.1973 (совершено в г. Киото 18.05.1973, в ред. Протокола от 26.06.1999), (вступ. в силу с 18.05.1973): по состоянию на 02.04.2016. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». гласит, что все товары, включая транспортные средства, поступающие или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю, значит к объектам таможенного контроля относятся товары и транспортные средства.

В той или иной мере всю деятельность таможенных органов можно связать с таможенным контролем в таком понимании. Для конкретизации указанного термина следует выделить узкое определение, вытекающее из анализа содержания ТК ТС в целом и разделе 3 в частности. В узком понимании таможенный контроль — совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и выявления нарушений таможенного законодательства.

Анализируя понятие таможенного контроля, можно выделить его характерные черты:

1) таможенный контроль — один из видов государственного контроля, для которого характерны принципы осуществления контролирующей функции органами государственной власти. Общепризнанным является тот факт, что действие Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в силу специфики таможенных отношений на него не распространяется;

2) формы таможенного контроля и порядок проведения, как правило, императивно закреплены законодателем;

3) правовое регулирование таможенного контроля связано с использованием значительного количества актов государств — членов Евразийского экономического союза.

Существует возможность классификации действий таможенных органов, направленных на осуществление таможенного контроля.

В зависимости от того объекта, на который направлен таможенный контроль, можно выделить:

— таможенный контроль товаров;

— таможенный контроль транспортных средств.

В зависимости от направленности движения товаров различаются:

— таможенный контроль ввозимых на территорию ЕАЭС товаров;

— таможенный контроль вывозимых с территории ЕАЭС товаров Договор о Евразийском экономическом союзе, подписан в г. Астане 29.05.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.05.2015): по состоянию на 08.03.2016. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс»..

Наиболее распространение получил способ классификации таможенного контроля по месту его нахождения.

14 стр., 6514 слов

По Финансовому контролю и аудиту

... достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим ... и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк Россий­ской Федерации, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов ...

По месту нахождения товара таможенный контроль выделяется на:

— предварительный контроль (до подачи таможенной декларации);

— текущий (осуществляемый после подачи таможенной декларации на товары, находящиеся в зоне таможенного контроля и до их выпуска);

— последующий (проводимый после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с таможенной декларацией)Соловьев В.В. Таможенный контроль после выпуска товаров: понятие, сущность, содержание: учеб. пособие. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2012. С. 134..

Современные тенденции в сфере таможенного регулирования свидетельствуют об увеличении доли и значения проверочных мероприятий, проводимых в рамках последующего контроля, что соответствует общемировой практике и принципам гл.6 Киотской конвенции.

В рамках указанной тенденции законодатель существенно увеличил срок, в течение которого таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном декларировании сведений после выпуска товаров. В соответствии со ст. ТК ТС предельный срок, в течение которого возможно проведение последующего контроля, — пять лет со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Принципами проведения таможенного контроля являются следующие:

1. Выборочность таможенного контроля. В современных условиях развития экономики проведение полного комплекса проверочных мероприятий в отношении всех товаров, перемещаемых через таможенную границу, невозможно. Таможенные органы осуществляют выбор форм таможенного контроля, порядок их применения, оценивая в каждом конкретном случае достаточность тех или иных его форм для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ и ЕАЭС. Современные концепции развития таможенного дела предусматривают проведение досмотровых мероприятий в отношении относительно незначительного количества товаров. Таким образом, принцип выборочности предполагает:

— выбор таможенными органами подлежащих применению форм таможенного контроля;

— выбор (как правило, на основе системы управления рисками) товаров и транспортных средств международных перевозок, подлежащих отдельным проверочным мероприятиям (например, таможенному досмотру)Об утверждении Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками: приказ ФТС России № 778 от 24.04.2014 (вступ. в силу с 24.04.2014): по состоянию на 29.04.2016. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»..

Принцип выборочность при проведении проверочных мероприятий соответствуют стандартному правилу 6.2 Киотской конвенции, в соответствии с которым таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

2. Обязательность таможенного контроля. Анализ содержания ТК ТС и Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016): по состоянию на 21.04.2016. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». (далее — ФЗ № 311) позволяет заключить, что предметом таможенного контроля могут быть любые товары и транспортные средства международных перевозок, перемещаемые через таможенную границу. Таможенное законодательство предусматривает лишь возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля. Например, в соответствии со ст. 105 ТК ТС таможенному досмотру не подлежит личный багаж глав государств — членов Таможенного союза и следующих вместе с ним членов их семей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом.

18 стр., 8863 слов

Роль таможенной службы в экономике РФ

... деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Являясь правоохранительными, таможенные органы ...

3. Использование системы управления рисками. Реализация принципа выборочности таможенного контроля, закрепленного в Киотской конвенции, неизбежно ставит вопрос о тех критериях, в соответствии с которыми будет осуществляться выбор форм таможенного контроля и порядок их проведения. Выработка таких критериев в современных условиях происходит в рамках системы управления рисками.

4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля. Одна из характерных черт таможенного дела — тесная связь с международными отношениями, что особенно ярко проявляется в сфере осуществления таможенного контроля. От эффективного взаимодействия таможенных служб разных стран во многом зависит эффективность таможенного контроля. Этот принцип положен в основу деятельности таможенных органов и закреплен не только в нормах законодательства ЕАЭС, но и в актах международного права.

5. Принцип сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности (далее — участники ВЭД).

Стандартное правило 6.8 Киотской конвенции гласит, что таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля. Закрепление в ТК ТС принципа сотрудничества с участниками ВЭД, различными организациями, профессиональными объединениями, ассоциациями, в сферу интересов которых входит осуществление и содействие осуществлению внешнеторговых операций, свидетельствует не только о намерениях государства учитывать интересы участников ВЭД, но и о переходе к другим по характеру отношениям, основанным на партнерстве государства и бизнеса.

6.Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями ТК ТС и законодательства государств — участников ЕАЭС. Федеральная таможенная служба — единственный исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в области таможенного дела. Все полномочия ФТС России, связанные с проведением таможенного контроля, закреплены в ФЗ № 311 и Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 О Федеральной таможенной службе: постановление Правительства Российской Федерации от № 459 от 26.07.2006 (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2013): по состоянию на 21.04.2016. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»., и принадлежат исключительно данному органу власти.

Порядок осуществления таможенного контроля заключается в следующем. Товары и транспортные средства международных перевозок, находящиеся под таможенным контролем, имеют особый статус, налагающий ограничения на реализацию правомочий по владению, пользованию и распоряжению ими. В связи с этим необходимо обратить внимание на момент возникновения и прекращения статуса товаров, находящихся под таможенным контролем.

2 стр., 727 слов

Современный таможенный консалтинг

... таможенного законодательства Украины. Содержание таможенного оформления документов. реферат [26,7 K], добавлен 11.05.2008 Понятие таможенного контроля. Объект, предмет и принципы таможенного контроля. Формы таможенного контроля. Документы, необходимые для таможенного оформления. Проверка маркировки товаров ... к таможенному консалтингу. На современном логистическом рынке консалтинг в сфере таможенного ...

К товарам, находящимся под таможенным контролем, относятся:

— иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС;

— товары таможенного союза при их вывозе с таможенной территории ЕАЭС.

В отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, статус находящихся под таможенным контролем приобретается с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС. С этого момента у лиц возникают обязанности, установленные таможенным законодательством. Владение, пользование и распоряжение такими товарами допускается на условиях и с учетом ограничений, установленных таможенным законодательством. Большинство действий с данными товарами, как порождающих, так и не порождающих юридические последствия (транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, упаковка, взятие проб и образцов), возможны только с ведома либо разрешения таможенных органов Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон № 164-ФЗ от 08.12.2003 (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2015): по состоянию на 17.05.2016. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»..

Статус находящихся под таможенным контролем ввезенных товаров прекращается с момента наступления любого из следующих событий:

— выпуск в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления;

— уничтожение;

— отказ в пользу государства;

— фактический вывоз за пределы таможенной территории ЕАЭС;

— обращение в собственность государства — члена ЕАЭС;

— признание части иностранных товаров производственными потерями (при переработке);

— отнесение отходов при переработке к категории непригодных для коммерческого использования.

В отношении вывозимых товаров таможенного союза и транспортных средств международных перевозок статус находящихся под таможенным контролем возникает с момента:

1) принятия таможенной декларации таможенным органом;

2) совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров (въезд лица в зону таможенного контроля, въезд транспортного средства в пункт пропуска, сдача товаров организации почтовой связи для пересылки и т.д.);