По Финансовому контролю и аудиту

Шпаргалка
Содержание скрыть

1. Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации

Система финансового контроля в Российской Федерации в ос­новном отвечает требованиям систем, действующих в демо­кратических странах с рыночной экономикой. Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независи­мый контроль).

Государственный финансовый контроль состоит из общегосудар­ственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охваты­вает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственно­сти или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществ­ляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизи­онный аппарат Минфина России, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк Россий­ской Федерации, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

К основным зада­чам финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; кон­троль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кре­дитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль за­конности привлечения и использования средств юридических и фи­зических лиц кредитными учреждениями.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный и валютный контроль в основном осущест­вляет Центральный банк РФ.

Ведомственный государственный контроль проводится внутри от­дельных государственных ведомств (министерств, концернов, орга­нов управления исполнительной власти).

Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового кон­троля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ве­домственного контроля могут привлекаться ревизоры КРУ МФ РФ и его подразделений.

13 стр., 6463 слов

Валютный контроль в Российской Федерации за экспортными и импортными ...

... государственного, в том числе и таможенного, контроля будет заключаться в оптимальном соотношении указанных методов. В дипломной работе ... Российской Федерации от ноября 1991 г. № 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации". ... дипломной работе рассматривается только продажа иностранному контрагенту товара с вывозом его за границу - экспортная сделка, ...

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юриди­ческим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевиде­ние), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля ба­зируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетны­ми палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых глас­ность — важнейший принцип деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит — это предпринима­тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского уче­та и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и инди­видуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организа­ции и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — ли­цо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от реви­зора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результа­там проверки, и т.д.

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консульта­ции по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголов­ного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитраж­ного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным го­сударством правилам. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ

2. Виды и методы контроля

Контроль – неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы.

По организационным формам контроль подразделяется на:

  • государственный – осуществляется гос. органами контроля. Он подразделяется на общегосударственный (в него входит налоговый, таможенный, валютный контроль), бюджетно – финансовый (денежно – кредитный и административный контроль), парламентский;
    • ведомственный – внутренний контроль отдельных гос. ведомств за деятельностью подведомственных организаций;
    • вневедомственный – осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций;
    • аудиторский – независимая проверка финансовой отчетности хозяйствующего субъекта;
    • внутрихозяйственный – организуется хозяйствующим субъектом;
    • общественный – реализуется через общественные институты.

    3.Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 – ФЗ от 30.12.2008 г. определяет аудиторскую деятельность как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

2 стр., 926 слов

Международные стандарты финансовой отчетности

... более дешевые финансовые ресурсы. Кроме того, в этих расходах компания заинтересована: аудиторское заключение на отчетность по МСФО ... информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний.[11,с.68-69] Невозможность перехода на МСФО "в один день" ... компьютерных систем, изменение систем документооборота и внутреннего контроля, переориентация всей системы управления компанией. Это ...

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

;

  • подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
  • ;

  • проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и
  • отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия

    за проверяемый период;

    ;

  • контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов,
  • регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической

    оценки активов, обязательств и собственного капитала;

    ;

  • выявление резервов лучшего использования собственных основных и

    оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

    В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки.

При этом определяется:

;

  • все ли активы и пассивы отражены в отчете;
  • ;

  • все ли документы используются в отчете и насколько фактическая

    методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

    Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет для установления правильности расчета баланса и налогооблагаемой прибыли.

    Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает

    следующие вопросы:

    1.

общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом

всем требованиям, предъявляемым к ней);

2. обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность

указанных там сумм);

3. законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в

частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании);

4. оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно считаны);

5. классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана);

6. разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты

23 стр., 11069 слов

Необходимость аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики

... способствует качественному проведению проверок. Целью дипломной работы является отражение необходимости аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. ...

составления баланса или непосредственно после нее к тому периоду, в котором были проведены);

7. аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным,

приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в главной книге);

8. раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и

правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

Задача аудитора состоит:

;

  • в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров,
  • качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

    ;

  • в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению
  • недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;

    ;

  • в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в

    данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой

    организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

    4.

Принципы аудита.

Основные принципы аудита можно разделить на 2 группы:

1)Основные принципы, регулирующие аудит (этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора и клиента);

2)Основные принципы проведения аудита (правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки).

Принципы, регулирующие аудит определены в стандарте аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Данный стандарт определяет, что при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которого он является, а также следующими этическими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Принципы проведения аудита:

  1. Определение объема аудита. Согласно стандарту №1 термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита.

  2. Планирование аудита. В соответствии со стандартом №3 «Планирование аудита» аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита проводится по предварительному знакомству с организацией, оценки масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля. В ходе планирования аудитору необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить следует ли привлекать к работе других аудиторов или экспертов.
  3. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля – оценивается эффективность ведения бухгалтерского учета и контроля.
  4. Аудиторские доказательства – данные или информация, собранные аудитором. Согласно стандарту №5 «Аудиторские доказательства» в ходе проверки аудитору необходимо собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и являются достоверными.
  5. Аудиторская документация – рабочие документы и материалы аудитора. Федеральный стандарт №2 «Документирование аудита» определяет, что важнейшие аудиторские доказательства должны быть документированы.
  6. Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный в соответствии со стандартом №6 «Аудиторское заключение по БФО» и содержащий выраженное мнение о достоверности БФО организации и порядка ведения бухгалтерского учета по законодательству РФ.

5. Правовые и организационные основы аудиторской деятельности.

1-й уровень: Федеральные законы, кодексы, указы (устанавливает Федеральное Собрание, Правительство, Гос. Дума, Президент)

40 стр., 19930 слов

Аудит учета готовой продукции и ее продаж

... базы регулирования учета и аудита готовой продукции; ь Исследование порядка учета и оценки готовой продукции; ь Изучение организации и методики операций по отгрузке и реализации готовой продукции; ь Изучение методологии аудита готовой продукции и ее реализации; ь Проведение аудита готовой продукции и ее реализации на предприятии. Объектом исследования курсовой работы является ООО ...

2-й уровень: Постановления, приказы Президента РФ, Правительства РФ, МинФина и Департамента организации аудиторской деятельности.

3-й уровень: федеральные стандарты аудиторской деятельности, стандарты аудиторской деятельности (Правительство РФ. МинФин, Департамент организации аудиторской деятельности).

4-й уровень: внутренние стандарты – издаются аудиторскими объединениями (по отраслям).

Они не могут быть ниже требований федеральным стандартам и не могут им противоречить.

5-й уровень: внутрифирменные стандарты – разрабатываются аудиторскими организациями (индивидуальным аудитором).

Они содержат сведения по применению стандарта об аудиторской деятельности, не противоречат ни внутренним, ни федеральным стандартам. Внутрифирменные стандарты можно условно разделить на:

  • стандарты в области этики поведения аудитора;
  • стандарты по внутрифирменному документообороту;
  • стандарты в области методологии проведения проверок;
  • по направлению.

6. Обязательный аудит.

Критерии предприятий, подлежащих обязательной аудиторской проверки:

  1. организационно – правовая форма экономического субъекта; ОАО;

  2. вид деятельности экономического субъекта: банки и кредитные учреждения; страховые организации; общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; благотворительные и иные фонды, источниками которых являются добровольные отчисления граждан или юридических лиц; внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются обязательные отчисления юр. и физ. лиц;
  3. финансовые показатели деятельности экономического субъекта:
  • если объем выручки от реализации продукции за предшествовавший отчетному год превышает миллионов рублей;
  • если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает миллионов рублей.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

9 стр., 4262 слов

Правовые и экономические основы организации туристской деятельности ...

... эффективности деятельности объекта исследования на основе развития системы реализации услуг, разработка экономического обоснования сформированных предложений. Заключение содержит основные выводы и результаты исследования. ГЛАВА 1 , Правовые и экономические основы организации туристской деятельности с учетом региональных ...

Обязательный аудит проводится ежегодно.

7. Виды сопутствующих аудиту услуг.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

  1. совместимые с проведением у этого же клиента обязательной аудиторской проверки:

  • постановка бухгалтерского учета;
  • контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности;
  • контроль за исчислением и уплатой налогов;
  • анализ финансово – хозяйственной деятельности;
  • оценка экономических и инвестиционных проектов;
  • представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами (проведение семинаров, обучение и повышение квалификации сотрудников, разработка рекомендаций, компьютеризация бухгалтерского учета, консультирование по вопросам бух., налогового учета и финансов, тестирование и подбор кадров).
  1. несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки:
  • ведение бухгалтерского учета;
  • восстановление бух. учета;
  • составление налоговых деклараций;
  • составление бух. отчетности.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяют сопутствующие аудиту услуги на:

  1. услуги действия (услуги по созданию документов, тестирование бух. персонала, контроль и ведение учета и составление отчетности, начисление и уплата налогов);

  2. услуги контроля (услуги по проверке документации на предмет соответствия законодательным и нормативным актам);
  3. информационные услуги (услуги по оказанию устных и письменных консультаций, проведение семинаров, издание каких – либо методических рекомендаций).

8. Этические нормы аудиторской деятельности.

Этика – это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы.

Кратко этические нормы аудиторской деятельности можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.

На практике профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) опубликовала Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, который использован профессиональными объединениями бухгалтеров и аудиторов разных стран для создания национальных кодексов. В России действуют кодексы таких профессиональных объединений, как Российская коллегия аудиторов и Российская аудиторская палата.

Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора.

Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб.

Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.

Каждый аудитор, подвергшийся критике своих коллег по поводу нарушения этики профессионального поведения, имеет право на объективное публичное расследование допущенных отступлений от норм, предусмотренных настоящим Кодексом. По желанию конкретного нарушителя расследование может проводиться конфиденциально.

39 стр., 19251 слов

Роль финансовых результатов в деятельности коммерческой организации: ...

... анализе и аудите деятельности предприятия. Актуальность выбранной темы курсовой работы «Роль финансовых результатов в деятельности коммерческой организации: учет и анализ», обоснована целью деятельности ... налоговом учете, комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности, финансовом и инвестиционном анализе, финансовом менеджменте. Остановимся на общих моментах и особенностях ...

9. Подготовка и аттестация аудиторов.

Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, утвержденным Приказом МинФина в РФ от сентября 2002 г. №93н, установлено, что аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

А) в области общего аудита;

Б) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

В) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

Г) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия.

К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическим и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее 3 лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в МинФин РФ через Учебно-методические центры (УМЦ) следующие документы:

1) заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации;

2) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;

3) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;

4) свидетельство МинФина образования РФ о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);

5) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;

6) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов и утверждается состав указанных комиссий.

База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов содержит не менее 800 вопросов по экзаменационным билетам, не менее 1000 вопросов-тестов для проведения квалификационного экзамена; не менее 150 практических задач по аудиту.

12 стр., 5513 слов

Шпаргалка: Шпоры по аудиту к государственному экзамену 2011 год

... федеральным стандартами аудиторской деятельности. 11.Внешняя документация аудиторской организации в соответствии с федеральным стандартами аудиторской деятельности: (письмо о проведении аудита; договор на проведение аудита). 12. Виды и содержание аудиторских заключений в соответствии с федеральным стандартами аудиторской деятельности. 13. Классификация методик проведения аудиторской проверки, ...

На основе полного комплекта документов УМЦ формируют списки групп претендентов на сдачу квалификационного экзамена в количестве не менее и не более человек. Указанные списки представляются в МинФин не менее чем за дней до даты проведения квалификационного экзамена, и рассматривается МинФином в срок, не превышающий десяти дней. Представители УМЦ получают в МинФине списки претендентов, допущенных МинФином к сдаче квалификационного экзамена, не позднее чем за 5 дней до даты проведения квалификационного экзамена.

В случае ненадлежащего оформления списков групп претендентов, указанные списки возвращаются на переоформление в УМЦ.

7) полное наименование учебного заведения, существовавшее на момент окончания его претендентом (номер диплома, специальность, год окончания), номер свидетельства о государственной аккредитации;

8) номер и дата платежного документа, подтверждающего внесение платы за проведение аттестации, фамилия, имя, отчество (наименование организации) плательщика.

МинФин рассматривает результаты квалификационных экзаменов в срок, не превышающий дней со дня представления УМЦ соответствующих документов, с учетом предварительного рассмотрения результатов квалификационных экзаменов Советом по аудиторской деятельности и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных аттестатов аудитора.

МинФин выдает квалификационные аттестаты аудитора по установленной форме в месячный срок со дня принятия решения об их выдаче. Выдача осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самому аудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядке доверенности.

За проведение аттестации взимается плата (на дату подачи претендентом полного комплекта документов).

При неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается.

10. Лицензирование аудиторской деятельности.

В соответствие со ст. ФЗ №128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от марта 2002 г. №31-ФЗ) аудиторская деятельность относится к видам деятельности на осуществление которых требуются лицензии. Лицензирование осуществляется МинФином.

Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на ведение аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии.

Лицензия выдается на срок 5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться также на 5 лет неограниченное количество раз.

Лицензионные требования и условия при осуществлении аудиторской деятельности :

а) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов классификационных аттестатов аудитора;

б) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

в) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг;

г) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и инфо;

15 стр., 7197 слов

Курсовая «Аудит внешнеэкономической деятельности организации ...

... аудиторских проверок являются инвесторы и собственники бизнеса, в то время как таможенный и валютный контроль направлен на соблюдение интересов государства. Большинство специалистов считает, что аудит внешнеэкономической деятельности ... поскольку в принятых формах бухгалтерской отчетности российских организаций информация о внешнеэкономической деятельности отдельно не выделяется, это создает реальные ...

д) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну;

е) предоставление аудируемым лицам инфо об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

ж) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

з) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее 2 лет;

и) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее 2 лет.

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения, документы.

Проверка проводится в соо с программой проверки, утвержденной уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа. Срок проведения проверки не должен превышать календарных дней.

Лицензирующий орган не вправе проводить в течение 1 календарного года более одной проверки по одним и тем же вопросам, за исключением, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) по инициативе правоохранительных органов.

По результатам проверки составляется акт в 2-х экземплярах, один из которых передается лицензиату.

В случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Аннулирование аудиторской деятельности осуществляется в случаях:

1)за составление заведомо ложного аудиторского заключения;

2) за уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой инфо;

3) за систематическое нарушение требований нормативных правовых актов или федеральных правил аудиторской деятельности.

11. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федер. стандартов, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухг. отчетности а аудиторском заключении в случаях:

А) непредставления аудируемым лицам всей необходимой документации;

Б) выявление в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также инфо о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее 5 лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

12. Права, обязанности и юридическая ответственность проверяемого экономического субъекта

Статья 14. Права и обязанности аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

1. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;

2) получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуального аудитора исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;

2) не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;

3) своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

13. Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы.

Стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Каждый стандарт должен содержать три раздела:

  1. Общие положения (в них отражается цель и основные разработки стандарта, необходимость использования данного стандарта, взаимосвязь с другими стандартами);
  2. Стандарт (изложение сущности); (содержится формулировка проблемы, требующей описания, анализа и решения в данном стандарте, методология решения указанной проблемы);
  3. Приложения (отражаются практические приложения).

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита и подразделяются:

  1. Международные стандарты аудита (MCA);
  2. Национальные;
  3. Внутрифирменные.

Стандарты аудита должны обеспечивать высокое качество аудиторской проверки, содействовать внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений, помогать пользователям понять процесс аудиторской проверки, обеспечивать связь отдельных элементов аудиторского процесса, создавать общественный имидж профессии.

14. Международные аудиторские стандарты

Система международных стандартов включает в себя не только стандарты аудита, но и международное руководство по аудиторской практике.

Международные стандарты преследуют двойную цель: способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового; унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Система MCA насчитывает более стандартов, сгруппированных в несколько разделов: вводная часть, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства и т.д.

Международные стандарты базируются на следующих принципах:

  1. Аудит может проводиться лицом, имеющим аттестат аудитора;
  2. Аудитор должен быть независим от клиента;
  3. Аудитор должен соблюдать Кодекс профессиональной этики;
  4. Аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

MCA состоят из 5 взаимосвязанных частей:

  1. Основные постулаты;
  2. Общие стандарты (определение качества, степень квалификации);
  3. Рабочие стандарты;
  4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения;
  5. Специфические стандарты.

15. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности

Российские стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

  1. Федеральные;
  2. Внутренние;
  3. Внутрифирменные.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц.

На сегодняшний день утверждены федеральных стандартов: планирование аудита, документирование аудита, события после отчетной даты и др.

Носят не рекомендательный характер, а обязательный.

Российские стандарты состоят из взаимосвязанных последовательных блоков:

  1. Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в РФ (письмо-обязательство аудиторской организации о проведении аудита (порядок заключения договоров..));
  2. Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов (планирование аудита, аудиторская выборка, аудиторские доказательства…);
  3. Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок (порядок оставления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, дата подписания бухгалтерской отчетности …);
  4. Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны.

Внутрифирменные аудиторские стандарты

В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме. Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам).

В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых — разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание — закрытая информация. Внутрифирменные стандарты — это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения. Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных методик и конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.

Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и могут включать в себя следующие разделы.

Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована — это обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.

Обзор бизнеса. Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.

Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.

Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля — сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.

Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.

Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.

План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.

Независимые обследования. Независимые обследования проводятся в соответствии с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.

Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.

Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета.

Особенности организации внутреннего и внешнего аудита

Аудит подразделяется на внешний и внутренний.

Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемом предприятии никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и пр.

Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами).

Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов.

Внешний аудит проводится представителями аудиторских компаний или индивидуальными аудиторами для того, чтобы проверить достоверность финансовой отчетности, оценить, насколько порядок ведения бухгалтерского учета соответствует законодательству РФ, а также дать заключение о результатах проверки. Аудиторское заключение — это официальный документ, который содержит результаты проверки и предоставляется в установленной форме. В свою очередь аудиторская организация должна иметь соответствующую лицензию, а в штате — не менее пяти аттестованных специалистов*. В противном случае Министерство финансов РФ может приостановить действие лицензии на оказание аудиторских услуг.

Аудиторские проверки чаще осуществляют специальные аудиторские фирмы, которые выполняют также консультационную деятельность (по вопросам коммерческой, финансовой деятельности, ведению бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, по налогообложению и другим вопросам).

Аудиторская проверка может быть обязательной и организуемой в инициативном порядке. При этом обязательные проверки проводятся в случаях, установленных законодательными актами, а инициативные — по решению самого банка. Обязательному аудиту подлежат все банки в соответствии со ст. Закона «О банках и банковской деятельности».

Банковский аудит, как и аудит вообще, в зависимости от субъекта проведения, подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторами (аудиторскими фирмами), привлекаемыми со стороны; внутренний аудит проводится силами самого банка, для чего создается отдел внутрибанковского аудита.

Основной целью внешнего аудита в соответствии с Положением «Об аудиторской деятельности в банковской системе» является установление (подтверждение) достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и соответствия совершаемых ими операций действующему законодательству РФ.

Для банка внешний аудит имеет особое значение в силу следующих причин:

  • необходимость представления аудиторского заключения в различные инстанции при сдаче отчетности ( ЦБ, МНС и т.д.)
  • конкуренция между банками за средства вкладчиков, т.к. доверяют только тем банкам, о деятельности которых потенциальные клиенты хорошо осведомлены.

Для выполнения этих требований аудиторское заключение является принципиально важным.

Конечная цель внешнего аудита носит общественный характер — защита интересов акционеров и вкладчиков банка от ошибок управления, а также поддержание устойчивости банковской системы в целом. Итогом работы внешнего аудитора является написание аудиторского заключения, которое должно быть составлено в соответствии с Положением «О порядке составления и представления в БР аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитных организаций».

Основными задачами внешнего аудита в современном понимании является не только подтверждение достоверности баланса банка, но и выдача объективного заключения о финансовом положении банка, его доходности, степени риска проводимой политики, ликвидности активов и способности своевременного погашения обязательств.

Внутренний аудит решает для клиента такие задачи: изучает систему контроля за активами; проверяет соответствие действующего контроля политике предприятия; анализирует ситуации риска и предохранение от банкротства; использует ноу-хау для увеличения прибыли и эффективности новых технологий, а также использует другие мероприятия, которые влияют на развитие предприятия в финансовом бизнесе. Внутренний аудит проводят на начальной стадии исполнения коммерческого, технологического или финансового договора, в процессе ее действия и после ее завершения, дает научно-обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам, но он не заменяет внутрихозяйственного контроля.

Особенности внутреннего аудита предопределяются теми различиями, которые имеются между внутрихозяйственным контролем и ревизией.

Внутренний аудит отличается от ревизии по формальным признакам и по существу. В соответствии с формальными признаками аудит осуществляется как по обязательной форме, так и по заявкам руководителя предприятия, по договорам с аудиторской фирмой и другими показателями. Ревизия должна проводиться в обязательном порядке за 1-2 года. Документами, подтверждающими результаты проделанной работы , служат: при аудите – заключение, при ревизии – акт.

По существу внутренний аудит отличается от ревизии целями, задачами, принципами, методическими приемами, а также объектами исследования.

Особенности внутреннего аудита проявляются отчетливо при проверке состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности. Такая работа может проводиться в течение одной аудиторской проверки, где состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетности выступают как единое направление (объект).

Если же объектом аудита является достоверность отчетности, то проверку следует начинать с уточнения реальности баланса и правильности оценки всех его статей.

При проверке реальности баланса необходимо исходить из того, что статьи баланса должны подтверждаться записями в регистрах синтетического и аналитического учета и быть проинвентаризованы в период подготовительной работы по составлению годового отчета. Осмысливая материалы инвентаризаций, уточняя правильность выведения их результатов и своевременность отражения в бухгалтерском учете, аудитор обязан в момент аудиторской проверки организовать инвентаризацию незавершенного производства, поскольку контроль потребляемых ресурсов и изготавливаемой продукции, объективность и достоверность величины незавершенного производства, правильность его оценки могут быть обеспечены только инвентарным методом.

Необходимость внутреннего аудита связана с потребностью банков в организации внутренней проверки и оценки собственной деятельности с целью предупреждения возможных негативных фактов, которые могут повлиять на устойчивость банка ( уровень его ликвидности и доходности).

Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Правило (Стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от декабря 1993 г.

Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2263 утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 13.12.2001 N 1459.

1.2. Целью Правила (Стандарта) является регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя<*>, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

<*> В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются «аудиторские организации».

1.3. Задачами Правила (Стандарта) являются:

а) определение условий и порядка подготовки письма — обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита <*>;

<*> Далее по тексту называется просто «письмо — обязательство».

б) содействие аудиторской организации в подготовке письма — обязательства;

в) определение взаимных прав, обязательств и ответственности аудиторской организации и экономического субъекта при заключении соглашения о проведении аудита.

1.4. Требования данного Правила (Стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

1.5. Требования данного Правила (Стандарта) носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного Правила (Стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

2. Условия подготовки письма — обязательства

2.1. Письму — обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.

2.2. Письмо — обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо — обязательство в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является офертой. Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.

2.3. Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо — обязательство может не составляться, либо его содержание должно представлять дополнительную информацию для экономического субъекта.

2.4. Письмо — обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.

3. Форма и содержание письма — обязательства

3.1. Форма и содержание письма — обязательства аудиторской организации определяются необходимостью включения в него ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии с особенностями предстоящей аудиторской проверки и пожеланиями экономического субъекта об оказании дополнительных услуг, сопутствующих аудиту.

3.2. Письмо — обязательство должно содержать обязательные указания:

а) по условиям аудиторской проверки;

б) по обязательствам аудиторской организации;

в) по обязательствам экономического субъекта.

3.3. Письмо — обязательство должно содержать следующие обязательные указания по условиям аудиторской проверки:

а) об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия;

б) должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний;

в) о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит;

г) о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

3.4. Письмо — обязательство должно содержать следующие обязательные указания по обязательствам аудиторской организации:

а) о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

б) об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

в) обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;

г) о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.

3.5. Письмо — обязательство должно содержать следующие обязательные указания по обязательствам экономического субъекта:

а) об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

б) об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

в) о направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности;

г) о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

3.6. Аудиторская организация по своему усмотрению или в соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст письма — обязательства:

а) общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах;

б) примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;

в) общую характеристику применяемых методов проведения проверки;

г) условия оплаты аудита;

д) предложение об использовании услуг других аудиторов (резидентов и нерезидентов), независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и экономический субъект сочтут необходимыми;

е) согласие экономического субъекта на использование результатов предшествующей аудиторской организации;

ж) описание важнейших ограничений ответственности аудиторской организации;

з) рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;

и) предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

3.7. При повторном аудите аудиторская организация направляет письмо — обязательство экономическому субъекту лишь в случае:

а) наличия фактов неправильного понимания экономическим субъектом целей и масштаба аудита, ответственности аудиторской организации и экономического субъекта

б) изменения условий проведения проверки исполнительного органа экономического субъекта;

в) изменений в составе руководства;

г) значительных изменений профиля или масштабов деятельности экономического субъекта;

д) изменения законодательства, влияющие на изложенные в письме — обязательстве положения;

е) существенного изменения других положений письма — обязательства.

3.8. Если аудиторская организация решила, что в направлении нового письма — обязательства нет необходимости, она вправе напомнить экономическому субъекту содержание прежнего письма — обязательства.

19. Уровень существенности ошибки и порядок её определения.

Федеральный стандарт № 4 «Существен­ность в аудите». Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются — аудитор) в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском.

Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:

  • недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;
  • отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на возможное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц.

Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты Российской Федерации, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.