Методические аспекты исследования внешнеэкономической деятельности региона

Дипломная работа

алинской области единой государственной политики в международной, внешнеэкономической и межрегиональной сферах.

Координация деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области по вопросам межрегиональных связей Сахалинской области с субъектами РФ и административно — территориальными образованиями иностранных государств.

Подготовка и проведение мероприятий международного и межрегионального характера.

Обеспечение выполнения и контроль за принятыми администрацией области решениями международного, внешнеэкономического и межрегионального характера. [1]

Функции Комитета :

Содействие развитию взаимовыгодных торгово — экономических, научно — технических и культурных связей Сахалинской области с зарубежными странами, их территориально — административными образованиями.

Определение приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Сахалинской области во взаимодействии с Дальневосточными регионами в рамках региональных и национальных интересов Российской Федерации.

Взаимодействие с международными и внешнеэкономическими структурными подразделениями администраций субъектов РФ и подготовка предложений для администрации Сахалинской области по организации сотрудничества с иностранными партнерами в рамках выполнения межрегиональных соглашений и программ.

Анализ тенденций и условий развития внешнеэкономической деятельности в субъектах РФ по выработке предложений для участников внешнеэкономической деятельности Сахалинской области.

Проведение постоянного анализа международных связей Сахалинской области. Подготовка аналитических материалов и справок по этим вопросам.

Подготовка материалов и предложений по запросам, поступающим в администрацию области и относящимся к компетенции Комитета.

Осуществление в рамках своей компетенции подготовки предложений по проектам федеральных законов, законов Сахалинской области, иным нормативным правовым актам, а также инвестиционным проектам и различным программам.

Осуществление контроля за выполнением постановлений и распоряжений губернатора области, постановлений и распоряжений администрации Сахалинской области по вопросам, относящимся к компетенции Комитета.

Осуществление по поручению губернатора области подготовки проектов указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ по вопросам, затрагивающим международные, межрегиональные и внешнеэкономические интересы области.

8 стр., 3921 слов

Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере северо-западного ...

... во внешнеэкономической деятельности. Провозглашение Россией независимости и распад Союза ССР существенно трансформировали условия внешнеэкономической деятельности ... из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. ... -Петербург, Ленинградская, Мурманская, Вологодская, Архангельская области и республика Карелия) отличается высоким уровнем ...

Cодействие выполнению федеральных программ, представляющих интересы Сахалинской области и Дальнего Востока.

Осуществление организационной, информационной и экономической поддержки экспортерам и импортерам. Способствовать наращиванию экспортного потенциала и совершенствованию структуры экспорта Сахалинской области, развитию производств, заменяющих нерациональный или неэффективный импорт.

Координация деятельности предприятий и организаций всех форм собственности по укреплению экспортной базы, поиску новых экспортных ресурсов, совершенствованию импорта, развитию прогрессивных форм внешнеэкономических связей.[1]

Решение по поручению руководства администрации области вопросов, касающихся международных и внешнеэкономических связей Сахалинской области, в Министерстве иностранных дел, а также иных Министерствах и ведомствах РФ.

Совместно с комитетом экономики и другими органами исполнительной власти Сахалинской области доводить областной пакет инвестиционных проектов до потенциальных инвесторов, а также международных финансовых фондов и организаций.

Оказание консультативной и организационно — методической помощи администрациям городов и районов области в вопросах международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Содействие рекламной и выставочной деятельности: доведение экспортных возможностей и импортных потребностей предприятий области до зарубежных фирм, правительственных и неправительственных органов других стран. [1]

Создание базы данных.

  • о предложениях зарубежных партнеров
  • о ценах, сложившихся на мировом рынке, на экспортную продукцию области;
  • об иностранных компаниях, их филиалах и представительствах, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области;

— о соглашениях и договорах, заключенных от имени администрации Сахалинской области с субъектами РФ, зарубежными странами и их административно-территориальными образованиями, относящихся к сфере международных, внешнеэкономических связей и межрегионального сотрудничества.

(в ред. Постановления Администрации Сахалинской области от 17.06.2004 N 83-па)

Взаимодействие с Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации по вопросам аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Сахалинской области.

(в ред. Постановления Администрации Сахалинской области от 17.06.2004 N 83-па)

Подготовка и контроль за выполнением заключаемых от имени администрации области договоров и соглашений по международным, внешнеэкономическим и межрегиональным связям области. Координация участия предприятий и организаций области в реализации заключенных программ международного и регионального сотрудничества. Подготовка предложений по формированию групп специалистов, направляемых за пределы области на стажировку и по обмену в рамках данных программ.

(в ред. Постановления Администрации Сахалинской области от 17.06.2004 N 83-па)Содействие в организации и развитии международного туризма на территории Сахалинской области.

Координация и проведение безвизовых обменов между жителями Курильских островов и гражданами Японии.

Оказание содействия органам исполнительной власти Сахалинской области в приглашении членов официальных делегаций, прибывающих по приглашению администрации Сахалинской области с деловыми визитами.

36 стр., 17943 слов

Социально-экономическое развитие Волгоградской области

... 2000 года Социально-экономическая ситуация в Волгоградской области по итогам за январь - сентябрь 2000 года характеризуется продолжающимися процессами стабилизации во многих сферах хозяйствования. В результате осуществления Администрацией области мер по ...

Получает и анализирует отчеты работников органов исполнительной власти для подготовки информации об итогах переговоров, встреч, визитов с иностранными партнерами, готовит для администрации области соответствующие аналитические материалы и записки

Организационная структура Комитета:

В состав Комитета входят подразделения, определяемые приказом председателя комитета для обеспечения выполнения функций в соответствии с настоящим Положением.

Предельная численность работников Комитета и фонд оплаты труда устанавливается губернатором области.

Комитет возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности губернатором области. Председатель имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность председателем Комитета по согласованию с первым вице-губернатором области, руководителем аппарата администрации области.

Начальники отделов и специалисты Комитета назначаются и освобождаются от должности председателем Комитета.[1]

Председатель Комитета издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Сахалинской области приказы и инструкции, подлежащие обязательному исполнению работниками Комитета.

Осуществляет взаимодействие с губернатором области, вице-губернаторами области, руководителями областных и территориальных органов исполнительной власти Сахалинской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Сахалинской области.

Представляет интересы администрации Сахалинской области в федеральных органах исполнительной власти РФ, по вопросам, касающимся международных и внешнеэкономических связей Сахалинской области.

Вырабатывает предложения по международной и внешнеэкономической политике администрации области и формированию имиджа области за рубежом.

Организует работу по подготовке договоров и соглашений, заключаемых администрацией области по вопросам международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Представляет администрацию области в работе Консультативного совета субъектов Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД РФ.

Участвует в работе координационного совета по внешнеэкономической деятельности при Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.

Представляет администрацию области в международных и региональных рабочих органах по экономическому сотрудничеству Сахалинской области с зарубежными и региональными партнерами.

Организует торговые миссии и презентации Сахалинской области на территории области и за ее пределами.

Проводит переговоры с делегациями правительственных и деловых кругов зарубежных стран и субъектов Российской Федерации по вопросам в соответствии с Положением о Комитете.

Утверждает структуру и штатное расписание Комитета в пределах установленной губернатором области численности работников Комитета и фонда оплаты труда.

Утверждает положения о структурных подразделениях Комитета и должностные инструкции работников.

По вступлении в действие новых федеральных законов, законов Сахалинской области, иных нормативно — правовых актов РФ, вносит в установленном порядке необходимые дополнения, изменения в Положение о Комитете, с последующим дополнением и изменением должностных инструкций работников Комитета.

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области.

Несет персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на Комитет задач и функций, состояние трудовой и производственной дисциплины в соответствии с законодательством РФ о государственной службе, законодательством о труде РФ, законодательством о государственной службе Сахалинской области.


Должен отвечать квалификационным требованиям в соответствии с Кодексом государственной службы Сахалинской области, Законом Сахалинской области «О Реестре государственных должностей Сахалинской области».

Финансирование расходов на содержание комитета и подведомственного ему учреждения осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете.

(в ред. Постановления Администрации Сахалинской области от 02.12.2004 N 187-па)

2.2 Внешнеэкономическая деятельность Сахалинской области

Внешняя торговля является одной из наиболее динамичных сфер внешнеэкономической деятельности Сахалинской области, благодаря которой удается поддерживать устойчивую работу основных отраслей.

В 2006 году внешнеторговый оборот Сахалинской области составил 3940 млн. долларов США и, по сравнению 2005 годом, увеличился в 2,2 раза, в том числе экспорт — 1338 млн. долларов (увеличение в 1,5 раза), импорт — 2602 млн. долларов (увеличение в 2,9 раза) (приложение 1)

Таким образом, в развитии внешнеэкономической деятельности Сахалинской области присутствует положительная динамика.

Торговыми партнерами предприятий области в 2005 году стали компании более чем из 60-ти стран мира. География внешней торговли существенно не изменилась. Практически весь её объём (более 99,9%) осуществляется со странами дальнего зарубежья, из них на долю стран Азиатско-Тихоокеанского Региона приходится более 80%. Основные из них — Япония, Республика Корея, США, Италия, Малайзия, Сингапур, Китай, Великобритания, Нидерланды.

Внешняя торговля имеет комплексное значение для Сахалинской области в условиях ограниченных возможностей федерального бюджета является важным, если не ведущим, фактором его развития может и должно стать более активное участие в международном сотрудничестве в АТР, что имеет значение не только для самого региона, но и для геополитических позиций России в мире. Поэтому внешняя торговля Сахалинской области в

значительной большей степени, чем остальной части России, ориентирована на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В свою очередь среди стран АТР важнейшим географическим партнером Российского Дальнего Востока являются страны Северо-Восточной Азии, и прежде всего, Япония, Китай и Южная Корея.

Доля стран АТЭС во внешней торговле Дальнего Востока приходится практически 86 % внешнеторгового оборота региона. В стоимостном объеме торговли России со странами АТЭС на долю Дальнего Востока России приходится около 17 % [11] (приложение 2).

В 2005г. лидирующие позиции во внешней торговле региона принадлежат Японии (28,2 % внешнеторгового оборота).

На фоне незначительного снижения объемов торговли с Японией, произошло снижение темпов роста взаимной торговли с Китаем, обусловленное главным образом сокращением экспортных поставок на китайский рынок рыбы и морепродуктов, нефти, угля, черных и цветных металлов. Наибольший удельный вес в структуре экспорта в Китай в 2005г. занимали: нефтепродукты и лесоматериалы необработанные.

На относительно стабильном уровне оставалась торговля с Республикой Кореей и США. В географической структуре внешней торговле Дальнего Востока на долю этих стран приходилось соответственно 15,6 и 5,6 % внешнеторгового оборота региона.

Сахалинская область играет значительную роль во внешней торговле Дальневосточного федерального округа. В 2006 году ВТО области был на уровне показателей Хабаровского и Приморского краев (3,5 млрд.дол.США), значительно превосходящих наш регион по численности проживающего населения. В 2006 году ВТО на душу населения в Сахалинской области составил 7,5 тыс.долларов (для сравнения: в Приморском крае — 1,7 тыс.дол., в Хабаровском крае — 2,5 тыс.дол.).

По этому показателю Сахалинская область удерживает лидирующие позиции не только в ДВФО, но и в целом по России. Для сравнения: в 2005 году средний показатель ВТО на душу населения по РФ составлял 885 дол.США.

Отличительной чертой внешнеэкономической деятельности Сахалинской области в 2005 году стало отрицательное сальдо торгового баланса, которое сложилось в объеме 1264 млн. долларов США.

Значительное, практически в 2 раза, превышение импорта над экспортом, также как и расширение товарооборота с рядом европейских стран, вызвано поставками оборудования и материалов, осуществляемыми в рамках материально-технического обеспечения шельфовых проектов и, прежде всего, строительства завода СПГ в п. Пригородном. Импорт продукции машиностроения, черных и цветных металлов и изделий из них в совокупности составляет почти 90 % Анализ структуры импорта свидетельствует о его инвестиционном, а не потребительском характере.

Объем экспорта в 2005 году составил 1338 млн. долларов и увеличился в 1,5 раза.

Этому способствовало увеличение объемов работ в строительстве, увеличение грузооборота, объема услуг, и в основном также связано с расширением подрядных работ в рамках нефтегазовых проектов.

В отчетном периоде сохраняется сырьевая структура экспортных поставок. В стоимостном объеме экспорта доля продукции топливно-энергетического комплекса составляет 56,9 %, продовольственных товаров и сырья для их производства (рыба и морепродукты) — 16,7%, продукции машиностроения — 12,8 %, услуг — 6,9 %, лесоматериалов-1,6%

Наращиванию объемов поставок товаров топливно-энергетической группы в немалой степени способствовал рост цен на эти товары и, прежде всего, на нефть сырую. В 2006 году было экспортировано 1678,5 тыс. тонн нефти на сумму 742,3 млн. долл. США. Физический объем экспортных поставок возрос на 6,5 %, стоимостной — в 1,6 раза. Средние фактические цены на нефть сырую составили 442,3 доллара за тонну. Нефть экспортировалась в Японию (83,5 % физического объема), Республику Корея (8,7 %), Таиланд (4,8%);Китай(3,0%).

Второй по значимости товарной группой в сахалинском экспорте является рыба и морепродукты. В 2006 году экспортировано рыбы и морепродуктов на сумму 224 млн. долл. США. При сохранившихся примерно на уровне 2005 г. ценах на традиционных для сахалинской рыбной продукции рынках, прошлый год оказался удачным для отрасли. Физические объёмы экспорта рыбы и морепродуктов возросли на 32 %. Основная доля рыбы и морепродуктов экспортирована в Японию — 35%, в США — 23%, Республику Корея -24%, Китай -17%. Основной объём рыбы и морепродуктов (75 %) экспортируется за пределами таможенной границы России. ( таблица 1.4)

Таблица 1.4. Экспорт основных видов рыбы и морепродуктов

2003г.

2004г.

2005г.

Тн.

Тыс.дол.

США

Тн.

Тыс.дол.

США

Тн.

Тыс.дол.

США

Рыба и морепродукты

79349,5

186556,4

120304,9

196854,9

103255,6

187722,2

Краб

3154,4

31834,4

651,8

50458

682,3

4655,0

Еж морской

873,0

4123,5

250,8

944,9

268,7

813,2

Креветка

1054,7

19442,0

3394,0

18423,4

2741,2

12068.4

Трепанг

13,8

41,4

трубач

815,2

2798,5

180,5

856,2

Источник: составлено на основе данных статистики

Cохранилась положительная динамика увеличения экспорта угля. По данным таможенной статистики его экспорт в 2005 году достиг 412 тыс. тонн. В основном экспорт направлялся в Японию, уголь также экспортировался в Китай (55 тыс. тонн).

Основным экспортером угля является ООО «Торговый дом «Сахалинуголь», которое, несмотря на то, что имеет экспортные контракты на 900 тыс.тонн по техническим причинам не может их реализовать. Главным сдерживающим фактором для значительного увеличения экспорта угля на сегодняшний день продолжает оставаться недостаточная мощность экспортных терминалов. В текущем году необходимо продолжить работы по модернизации портов в г. Шахтерск, привлекая в случае необходимости иностранных инвесторов.

В 2005 году отправлено на экспорт лесоматериалов на сумму 21,8 млн. долл. США. 90 процентов экспорта лесоматериалов составляет круглый лес и только 10 % приходится на пиломатериалы. Участниками ВЭД в лесной отрасли являются 30 частных компаний. Основные страны экспортеры — Япония, Республика Корея. Поставки древесины в Китай незначительны. Сохраняется тенденция снижения объёмов поставок круглого леса на японский рынок с 53,4 % в 2005 г. до 46,6 % в 2006 г. (табл. 1.5.)

Таблица 1.5. Экспорт лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий

годы

Пиломатериалы

Тыс.куб.м.

Древесина

Тыс.куб.м.

Бумага

Тн.

Целлюлоза

Тн.

2003

17,9

400,2

0.3

2004

19,0

355,4

2005

16,8

262,2

0,4

Источник: составлено на основе данных статистики

Данное снижение компенсируется увеличением поставок на рынок Республики Корея, которая в общем объеме экспорта круглого леса допускает больший процент низкосортной древесины. На территории области практически нет предприятий по переработке низкосортной древесины, особенно пиловочника третьего сорта и баланса. Этот фактор играет решающую роль при выборе страны для экспорта древесины.

Крупнейшими сахалинскими экспортерами являются: филиал компании «Сахалин Энерджи Инвест Компани ЛТД», ЗАО «Петросах», ООО «Сахалин-Тройка»,ЗАО«Гидрострой».

Крупнейшими предприятиями — импортерами являются филиалы компаний «Сахалин Энерджи Инвест Компани, ЛТД», филиал компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», филиал компании «Бетс Б.В.», ООО СП «Гренада», ООО «Сахалин Машинери».

Лидирующую позицию среди стран АТР занимает США. С 2003г. по 2006г. наблюдается тенденция увеличения внешнеторгового оборота с

США с 337,4 млн. долл. до 694,6 млн. долл. соответственно. Стоимость экспорта Дальнего Востока в США в 2006 году составила 206,0 млн. долл. и к уровню 2004 года увеличилась на 13 %. Импорт Дальнего Востока России из США в 2006 году заметно вырос и составил 488,6 млн. долл.

В 2005г. наибольший удельный вес стоимости экспорта. приходился на нефть сырую и нефтепродукты сырые — 32,45 %, нефть и нефтепродукты, кроме сырых — 11%, предметы одежды — 43 %. Сокращение стоимости экспорта произошло за счет рыбы и морепродуктов, предметов одежды из трикотажа [17] (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 — Товарная структура экспорта Дальнего Востока в США в 2006 году, %

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Наибольший удельный вес стоимости импорта в 2006г. пришелся на машины, оборудование и механизмы — 24%, изделия из черных металлов — 10%, мясные и пищевые продукты — 6%, прочие товары — 54% (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 — Товарная структура импорта Дальнего Востока из США в 2006 году, %

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Важнейшим торговым партнером российского Дальнего Востока среди стран АТР является Китай. В последние годы формирование экспортных товарных потоков в Китай происходило главным образом за счет традиционно экспортируемой регионом продукции. В товарной структуре экспорта в Китай преобладала продукция ТЭКа (нефть и нефтепродукты) — порядка 40 %. Значительную долю в структуре экспорта в Китай занимали лесотовары (деловая древесина).

В настоящее время на китайский рынок направляется 57 % экспортируемых регионом нефтепродуктов, 47,6 % лесотоваров, 16,9 % рыбопродукции, 9 % нефти.

Нефть и нефтепродукты. Для Китая сотрудничество с Дальним Востоком России в топливно-энергетической области является одним из ключевых направлений. Главные интересы Китая заключаются в увеличении закупок нефти и нефтепродуктов. Этот факт нашел отражение в росте поставок нефти и нефтепродуктов, за исключением сырых (2005г. — до 589,6 млн. долл.), рост — 38% по сравнению с 2004 годом (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3 — Динамика экспорта нефти и нефтепродуктов Дальнего Востока в КНР в 2000-2004 гг., млн. долл.

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Лес и лесоматериалы. Китай является крупнейшим импортером продукции лесного комплекса. В 2005 году стоимостной объем поставок леса и лесоматериалов увеличился па 24% и составил 418 млн. долл. (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 — Динамика экспорта леса и лесоматериалов Дальнего Востока в КНР в 2000-2004 гг., млн. долл.

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

В 2005г. стоимость экспорта Дальнего Востока в КНР сократилась на 1,7 % за счет снижения экспортных поставок в Китай рыбы и морепродуктов (на 7,69 млн. долл.), угля каменного (на 1,69 млн. долл.), нефти сырой, включая газовый конденсат (на 150,02 млн. долл.), черных металлов, отходов и лома (на 9,32 млн. долл.), цветных металлов (на 49,28 млн. долл.) [18] (таблица 2.1).

Таблица 2.1. — Товарная структура экспорта Дальнего Востока в КНР, млн. долл.

Товарная группа

Товарная структура экспорта Дальнего Востока в КНР в

1993г.

2000г.

2001г.

2002г.

2003г.

2004г.

Всего, в том числе

611,5

1071,8

1701,8

1052,2

1517,2

1491,7

Машины, оборудование, транспортные средства

209,1

392,6

1191,3

328,3

191,2

77,6

Топливо, минеральное сырье, металлы

236

309,6

119,1

244,1

770,8

766,7

Химические товары

33

2,2

10,2

7,4

9,1

11,9

Лесотовары

26,3

123,8

192,3

290,3

344,4

423,6

Пищевкусовые товары

27,5

66,2

95,3

121,3

107,7

185

Промышленные товары народного потребления

70,3

0

0

0

0

0,4

Прочие

9,2

177,4

93,6

60,8

94

26,5

Источник: Е. Деваева Российский Дальний Восток: Внешняя торговля Дальнего Востока России // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 4

В отличие от экспорта, для импорта из Китая в 2001-2005 гг. характерна положительная динамика. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается относительное замедление темпов роста импорта товаров потребительского спроса и существенное увеличение объема ввозимой машинотехнической продукции, основу импорта из КНР продолжают составлять товары народного потребления и продукты питания. В 2004г. 63,3% ввозимых регионом из-за рубежа товаров потребительского спроса поступало из Китая. (таблица 2.2.)

Стоимость импорта увеличилась на 34,2 % . Наибольший удельный вес стоимости импорта из Китая составили: одежда из трикотажа, текстиля и прочая одежда — 13,24 % (86,78 млн. долл.), электрические машины и оборудование — 9,81 % (64,28 млн. долл.), обувь, гетры — 9,99 % (65,46 млн. долл.), оборудование и механические устройства — 5,58 %, овощи — 6,41 %, пластмасса и изделия из нее — 5,34 %, фрукты — 4,73 %, керамические изделия — 4,2 %, изделия из черных металлов — 3,95 %.

Таблица 2.2. — Товарная структура импорта Дальнего Востока с КНР, млн. долл.

Товарная группа

Товарная структура импорта Дальнего Востока с КНР в

2002г.

2003г.

2004г.

2005г.

Всего, в том числе

173,9

423,4

487,5

654,1

Машины, оборудование, транспортные средства

9,6

41,7

60

111,3

Топливо, минеральное сырье, металлы

3,7

10,2

9,3

41,1

Химические товары

6,6

17,5

24,9

43,1

Лесотовары

1,6

11,1

6,8

19

Пищевкусовые товары

54,1

130,7

167,2

131,6

Промышленные товары народного потребления

69,6

165,7

148,7

244,4

Прочие

28,9

46,5

70,7

63,6

Источник: Е. Деваева Российский Дальний Восток: Внешняя торговля Дальнего Востока России // Проблемы Дальнего Востока. 2005. № 4

В целом, несмотря на отсутствие в последнее десятилетие стабильной динамики в развитии торгово-экономического сотрудничества российского ДВ с КНР, Китай продолжает оставаться одним из крупных торговых партнеров региона, а потенциально китайский рынок для отдельных дальневосточных субъектов Федерации является одним из наиболее перспективных.

К настоящему времени в экономическом сотрудничестве между Японией и Дальним Востоком накоплен значительный опыт развития внешнеторговых связей.

На протяжении первой половины 90-х годов 20-го века, развитие внешней торговли Дальнего Востока с Японией характеризовалось положительной динамикой. В 1995г. товарооборот Дальнего Востока с Японией достиг своего пика, составив 1,3 млрд. долл., превысив уровень 1991-1992 гг. более чем на 40 %.

Увеличение объемов торговли происходило исключительно за счет наращивания экспортных поставок региона, в то время как объемы импорта оставались на стабильно низком уровне. Существенный вклад в наращивание объемов экспорта на данном этапе внесли предприятия с японскими инвестициями, расположенными на территории Дальнего Востока.

Во второй половине 90-х годов ситуация во внешней торговли Дальнего Востока с Японией резко изменилась. Ухудшение конъюнктуры цен мирового рынка на сырьевые товары, составляющие основу экспорта региона, валютно-финансовый кризис в России дестабилизировали имевшую место ранее положительную динамику торговли. Под воздействием указанных факторов в 1999г. произошло наиболее значительное сокращение объемов взаимной торговли, как экспорта, так и импорта.

В последние годы в торговом сотрудничестве Дальнего Востока с Японией наметились позитивные тенденции. В 2005г. на долю Японии приходится 28,2 % внешнеторгового оборота Дальнего Востока, в том числе 23,7% экспорта и 33,4 % импорта.

В 2005 году внешнеторговый оборот Востока России с Японией составил 3499,2 млн. долл., превысив показатели предыдущего года в 1,5 раза. Дальневосточный экспорт в Японию увеличился на 23 % и составил 1558,2 млн. долл., а импорт из Японии вырос в 1,6 раза и составил 1941,0 млн. долл. (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 — Динамика внешнеторгового оборота Дальнего Востока с Японией 2000-2005 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Лидирующие позиции в экспорте региона традиционно занимают нефть сырая и нефтепродукты сырые — 35,82 %, лесоматериалы необработанные — 28,4 %, уголь каменный и топливо твердое — 16,43 %, импорт представлен в основном двумя позициями: автомобили — 50,89% и машины и оборудование — 26% [18]

Реальные перспективы развития торговли с Японией во многом будут связаны с решением назревших проблем в экспортноориентированном секторе экономики Дальнего Востока, а также с возможностью привлечения иностранных японских инвестиций в экономику региона. Вместе с тем перспективная динамика, объемы и структура взаимной торговли будут определяться сходством структур предложения и спроса, соотношения доходов, унификацией институционных режимов.

Наиболее динамичное развитие торгового сотрудничества с Республикой Корея наблюдалось в 1994-1997 гг. Рост объемов торговли происходил как за счет экспорта, так и импорта. В 1997г. товарооборот региона с Республикой Корея возрос по сравнению с 1992г. практически в 4 раза, составил 885 млн. долл. Доля страны во внешнеторговом обороте Дальнего Востока увеличилась с 9,1 до 15,9 %, в том числе в импорте — с 11,7 до 20,5 %. Основные причины, обусловившие рост двусторонней торговли в этот период, следует выделить следующие:

1 — стремление южно-корейских фирм диверсифицировать рынки сбыта своей традиционной продукции, товаров потребительского спроса, в условиях конкуренции по высокотехнологичным товарам со стороны Японии и товарам среднего технологичного уровня — со стороны японских фирм в Китае и ЮВА и самих этих стран. Ситуация на потребительском рынке Дальнего Востока в целом благоприятствовала этому, поскольку при сохранившихся достаточно высоких темпах инфляции у населения ростет стремление вкладывать средства в высококачественные потребительские товары длительного пользования;

2 — с началом развития двусторонних торгово-экономических отношений основными российскими контрагентами с южнокорейской стороны выступали крупные компании, которые имели определенные преимущества перед мелкими китайскими или средними и мелкими японскими компаниями.

Устойчивый и довольно высокий рост объемов торговли с Республикой Корея, характерный для 1994-1998 гг., прекратился в 1998г. Произошедший в Республики Корея валютно-финансовый кризис заметно привел к падению средних контрактных цен на продукцию, составляющих основу дальневосточного экспорта в эту страну. В результате объем экспорта в Республику Корея существенно сократился. В 1999г. объемы импорта из Республики Корея сократились практически втрое, что привело к еще более резкому падению товарооборота.

С началом 2000г. положительная динамика в торговле было восстановлена. Рост экспорта достигался главным образом за счет наращивания объемов поставок нефти. Основу импорта из Республики Корея составляли товары потребительского спроса. Их удельный вес в структуре импорта с 1992г. по 2001г. остается стабильно на высоком уровне. Произошедший в 2001г. резкий рост доли химических товаров в структуре импорта был обусловлен повышением внутрирегионального спроса на продукцию химической промышленности.

В период с 2000 по 2005 гг. внешнеторговый оборот Дальнего Востока с Республикой Корея вырос в 2 раза и составил 2183,5 млн. долл., при этом экспорт составил 1277,8 млн. долл., а импорт — 905,7 млн. долл.. Благодаря росту объемов торговли Дальнего Востока с Республикой Корея в последние годы заметно возросла роль региона в российско-южнокорейской торговле.(рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 — Удельный вес регионов Дальнего Востока во внешнеторговом обороте с Республикой Корея в 2004г., в %

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Внешнеторговый оборот Сахалинской области с Республикой Корея в 2004г. составлял 216,6 млн. долл., что на 75% выше 2003 года, при этом экспорт 2004г. — 146,4 млн. долл. увеличился на 26 %, а импорт — 70,2 млн. долл., увеличился на 48 %. Наибольший объем экспорта в Республику Корея составили суда и плавучие конструкции — 41%. Стоимость импорта Сахалинской области увеличилась по сравнению с 2003 годом за счет машин, оборудования и механизмов, их частей — на 14,5 млн. долл., изделий из черных металлов — на 12,6 млн. долл. Наибольший удельный вес в стоимости импорта области из Республики Корея составили: машины, оборудование и механизмы — 34%, изделия из черных металлов — 33%.

Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Р. Корея составили: отходы и лом черных металлов — 30,52 % (170,29 млн. долл.), лесоматериалы необработанные — 16,1 % (90,09 млн. долл.), уголь каменный и твердое топливо — 12,23 % (68,27 млн. долл.), рыба мороженная, ракообразные — 11,22 % (62,61 млн. долл.), плавучие краны, доки, специальные суда — 8,4 % (46,84 млн. долл.), прочие товары — 9,39 % (52,39 млн. долл.) [18].

Рыба и морепродукты. В 2004 году в Республику Корея было экспортировано рыбы и морепродуктов на сумму 62 млн. долл., снижение по сравнению с 2003 годом в 2 раза (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 — Динамика экспорта морепродуктов Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Лом черных металлов. В 2004г. в экспорте Дальневосточного региона высокий удельный вес занимали отходы и лом черных металлов, доля которых составила 30,52 % (170,29 млн. долл.) (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1 — Динамика экспорта черных металлов Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Уголь. В 2004 году Дальний Восток экспортировал в Республику Корея уголь на сумму 68,27 млн. долл., превысив показатели предыдущего года в 2 раза (рисунок 3.2).

Рисунок 3.2 — Динамика экспорта угля Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Лесная продукция. Ведущие позиции в экспорте лесной продукции Дальнего Востока в Республику Корея занимают лесоматериалы необработанные (рисунок 3.3).

Рисунок 3.3 — Динамика экспорта необработанной древесины Дальнего Востока в Республику Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Наибольший удельный вес стоимости импорта из Р. Корея составили: продукция химической промышленности (19 %), пищевая продукция (9 %), машины и оборудование (12 %), нефть и нефтепродукты (4 %), транспортные средства (9 %), прочие (47 %) [18] (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 — Товарная структура импорта Дальнего Востока из Республики Корея в 2004г., в %

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Продукция химической промышленности. В товарной структуре импорта Дальнего Востока из Республики Корея в 2004 году ведущее место занимала продукция химической промышленности — 60,23 млн. долл. (рисунок 4.1).

Рисунок 4.1 — Динамика экспорта продукции химической промышленности Дальнего Востока из Республики Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

Пищевая продукция. В 2004 году Дальний Восток импортировал из Республики Корея пищевой продукции на сумму 23,66 млн. долл., что на 15% ниже уровня прошлого года (рисунок 4.2).

Рисунок 4.2 — Динамика импорта пищевой продукции Дальнего Востока из Республики Корея в 2000-2004 гг., млн. долл. США

Источник: составлено на основе данных таможенной статистики

В ближайшей перспективе возможно ожидать увеличения объемов торговли Сахалинской области с Республикой Корея. Этому способствует наметившиеся тенденции стабильного экономического роста в обеих

2.3. Повышение эффективности международных, внешнеэкономических связей в Сахалинской области

Экономический потенциал территории Дальнего Востока России реализуется не в полной мере. На решение этого вопроса направлены усилия органов власти, которые особую роль в экономическом развитии отводят механизмам государственно-частного партнерства.

Сахалинская область достаточно известный регион. Реализация на ее территории крупных международных проектов, позволит на протяжении нескольких лет поступательно развивать хозяйственный комплекс области, модернизировать основную инфраструктуру.

Развитие внешнеэкономической деятельности Сахалинской области на период до 2020 года ориентируется на диверсификацию экономики, глубокую переработку всех добываемых минерально-сырьевых ресурсов и получение выгод от эффективного включения в систему международного разделения труда. Для этого необходимы крупные инвестиции в топливно-экономический комплекс, транспортную инфраструктуру, строительство и другие секторы экономики.

Транспортный комплекс

Для развития международных, внешнеэкономических связей Сахалинской области, в первую очередь необходимо модернизировать портовую и железнодорожную инфраструктуру.

Есть ряд проектов, реализация которых требует крупных инвестиционных вложений с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Один из таких проектов — это проект создание мостового (тоннельного) перехода между материковой частью России и Сахалином.

На сегодняшний день ОАО «Российские железные дороги» в рамках своей инвестиционной программы взялось за доработку предварительного ТЭО. На основании которой в последующем будет сформировано предложение о включении проекта в перечень объектов Федерального значения. Его реализация будет возможна только на условиях государственно — частного партнерства. В качестве частных инвесторов мы хотим мидель деловые круги Японии. Стоимость проекта оценивается в сумме 4 млрд. долларов США.

Проект создаст надежное транспортное сообщение. Увеличит экспортно-импортную загрузку дальневосточных портов, реализует этап создания трансконтинентального коридора Япония-Россия-Европа.

Другой проект связан с развитием инфраструктуры для транспортировки угля за пределы Сахалинской области.

В настоящее время из-за отсутствия соответствующей транспортной инфраструктуры объем добычи и отгрузки угля за пределы области ограничен.

Проект включает строительство железнодорожной линии Ильинск-Углегорск и терминала в порту г.Корсакова. Стоимость проекта около 500 млн. долл. США

На сегодняшний день разработано обоснование инвестиций проекта, на основании которого сформирована и подана заявка на финансирование.

Строительный комплекс Сахалинской области обеспечивает развитие различных отраслей экономики и социальной сферы региона.

В Сахалинской области принята целевая программа «Развития массового жилищного строительства на 2006-2010 гг» В программе предусмотрено небольшое производство-кирпичного и базальтового заводов, а также строительство цементного завода. Участие в этих проектах деловых кругов Японии представляет для нас интерес как в привлечении инвестиционных средств и технологий. Так и в решении вопросов выхода на рынки стран АТР.

Сегодня ведутся переговоры с японскими компаниями « Мицубиси» и « Сумимото». В Японии проведены исследования образцов готовых изделий, по которым дана высокая оценка.

Нефтегазовый комплекс.

На текущий день осваивается два нефтегазовых проекта. Ведутся геологоразведочные работы по месторождениям, относящимся к проектам «Сахалин-4.5,6» Предполагается участие компаний Японии в освоении шельфовых богатств.

Реализация проекта на территории Сахалинской области — это наша стратегическая задача. Поэтому планируется к реализации крупные проекты газохимического производства и производства нефтепереработки.

В этом направлении планируется при поддержке Японского Банка международного сотрудничества был разработан мастер-план по использованию природного газа. В нем предложены варианты по производству метанола и аммиака. Объем инвестиций оценивается в сумму около 1 млрд. долл. США. Параллельно с разработкой вариантов использования нефти и газа ведутся переговоры по развитию на территории Сахалинской области глубокой переработки углеводородов, операторами проектов, крупными компаниями, которые ведут освоение новых месторождений. По мере изучения вариантов использования сырья, достигнутых договоренностей с ведущими добывающими компаниями станут понятными возможности для вложений иностранных инвестиций в этот сектор экономики.

Угледобывающий комплекс.

Угледобывающая промышленность — одна из основных отраслей промышленности Сахалинской области. В условиях сурового островного климата она является основным поставщиком энергетического топлива для нужд экономики.

Всего на Сахалине известно около 70 месторождений, угленосных площадей и проявлений. По 52 месторождениям прогнозные ресурсы составляют около 14,1 млрд. тонн угля, лишь небольшая часть этого объема осваивается угольными предприятиями региона.

Сегодня основные меры направлены на развитие угленосного района Углегорский, прогнозные запасы угля составляют около 4 млрд. тонн. Основной задачей является формирование транспортной инфраструктуру, которая обеспечит организацию поставок угля за приделы Сахалинской области.

Ведется реконструкция Шахтерского угольного порта, включающий в себя строительство угольного терминала мощностью до 6 млн. тонн.

Разработано обоснование инвестиций строительства разреза ………..

Страницы: | [2] | 3 | 4 |