практические работы по географии как условие формирования познавательных УУД на примере выполнения практических работ на уроках по изучению физической географии (8 класс) и на уроках по изучению экономической географии (9-11 класс)
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю»
(Китайская мудрость)
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД).
Поэтому задача учителя — научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. География — предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика — умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ.
Практическая работа – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т.п.
Таким образом, практические работы в географии — важный метод достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, а также решение одной из задач современного образования — общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающегося, обеспечивающей такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе — при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе
... частности, методика структурирования и проведение лабораторно-практических работ ... действий, и составление плана пересказа, и разбор предложения, и лабораторные работы, ... частности. Значение экономического воспитания ... Научное обоснование урока, ... ческих задач. Урок включает в себя такие компоненты учебно-воспитательного процесса, как цель урока, его содержание, средства и методы, применяемые ...
Объект исследования: процесс обучения географии.
Предмет исследования: практические работы по географии как условие формирования познавательных универсальных учебных действий.
Цель исследования:, Рабочая гипотеза:
Задачи: на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы:
- раскрыть понятия и виды УУД;
- рассмотреть характеристику познавательных УУД и возможность использования различных методов географии для формирования познавательных УУД;
- Практическая значимость работы: представленные практические работы могут использоваться педагогами на уроках географии в общеобразовательной школе.
часть 1. I.1. Характеристика познавательных универсальных учебных действий
Современное фундаментальное образование – это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»».
Неслучайно приоритетным направлением ФГОС является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования. — «Научить детей учиться – ключевая задача образования», т.е. процесс обучения должен быть деятельностным.
УУД — это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Личностные УУД, Регулятивные УУД, Коммуникативные УУД, Познавательные УУД
1. Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
-
моделирование;
-
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
2. Логические универсальные действия:
3. Постановка и решение проблемы:
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
-
формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
-
формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
-
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
I.2. Познавательные универсальные учебные действия на уроках географии
Как уже было сказано выше, география — это предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность, а значит и формирование познавательных УУД является одной из основных задач, решаемых на уроках географии. Познавательные универсальные учебные действия выступают важнейшим компонентом содержания предмета «География». В содержательной части рабочей программы представлена система учебных действий, на основе которых может быть освоено предметное содержание раздела или темы. С позиции деятельностного подхода задача нового образовательного результата требует от учителя конструирования методической системы, в основе которой находится организация деятельности учащихся по освоению различных учебных действий. Данная методическая система требует выполнения следующих методических условий:
1. Необходимость определения цели формирования УУД. Реализация деятельностного подхода требует формулирования образовательных задач урока через содержание учебной деятельности, то есть в глагольной форме — объяснить, выявить, определить, сравнить, выделить черты сходства и различия и т.д.
2. Второй методической задачей является планирование каждого этапа учебной деятельности в течение всего урока. На каждом этапе урока формируются общеучебныепознавательные УУД:
-
организационный момент — извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока;
-
актуализация знаний — ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
-
изучение новой темы — постановка проблемы, выбор источников информации, анализ и обобщение фактов и явлений;
-
подведение итогов — выявлять причины и следствия явлений, умение структурировать знания;
-
рефлексия учебной деятельности — презентовать полученные знания, составлять публичное выступление.
При решении данной методической задачи формируются следующие познавательные универсальные действия, осваиваемые в процессе географического образования:
Примеры заданий для формирования логических и исследовательских УУД:
-
Умение давать определения понятиям. Прочитайте и объясните, в чем ошибочность определения: магматическая горная порода – это застывшая магма.
-
Умение классифицировать. Найдите лишнее слово из списка, объясните выбор: Верхнее, Мичиган, Эри, Виннипег, Гурон, Онтарио.
-
Умение сравнивать. Сравните Уральские и Кавказские горы. Объясните причины их сходства или различия.и т.д.
При формировании познавательных УУД используются следующие географические методы:
Таблица 1. Виды географических методов.
Географический метод |
Осуществляемые действия |
Примеры заданий |
Метод наблюдения |
Определить цель наблюдения; Произвести отбор источников информации; Выявить особенности наблюдаемых процессов, объектов и явлений; Отбирать необходимые источники информации, находить информацию; |
Провести наблюдение за погодой; Наблюдение за фенологическими изменениями в природе. |
Историко-географический метод |
Объяснять, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать |
Как изменился бы климат Республики Коми, если бы Уральские горы находились на севере (юге, западе) республики. Что повлияло на формирование отраслей специализации Центральной России |
Метод географического описания |
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений; Составлять географическую характеристику территорий. |
По типовому плану дать характеристику ЭГП Европейского Севера, географического положения Африки, населения России, баз химико-лесного комплекса |
Картографический |
Установить причины, зависимость географических явлений с помощью карты. Сделать выводы, обобщить полученные результаты. Спрогнозировать явления. |
Почему на территории Северной Америки формируются торнадо, а над Евразией – нет? Почему в тропических широтах южного полушария Африки на западном побережье находится пустыня, а на восточном – влажные леса |
Статистический |
Уметь использовать статистические материалы для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных (наблюдение, сравнение, группировка, систематизация; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений . |
По климатограммам определите тип климата данной местности |
Сравнительно – географический |
Сравнивать, проводить отбор признаков, сопоставлять, формулировать выводы о сходстве и различиях, объяснять их причины. |
Составьте сравнительную характеристику крупнейших горных систем мира; циклонов и антициклонов; промышленных и сельскохозяйственных районов. |
Деятельность учащихся на уроках организуется с помощью различных источников географической информации, умение работать с которыми являютсяинформационными познавательными УУД.
1. Примеры заданий для формирования познавательных УУД при использовании различных видов географических карт
-
найти на карте крупнейшие горы мира;
-
показать на карте зоны землетрясений и вулканизма;
-
используя карту дать характеристику равнинной и горной реки;
-
найти на карте России территории с наибольшей и наименьшей плотностью населения и т.д.
2. Примеры заданий для формирования познавательных УУД с использованием учебника:
-
составить план параграфа и изложить текст по плану;
-
подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту;
-
найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий;
-
ответить на вопросы, используя материал учебника;
-
составить вопросы к тексту параграфа, используя уже имеющиеся знания и т.д.
3. Задания для формирования познавательных УУД с использованием типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений — чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.
4. Задания с использованием других источников географической информации: энциклопедии, периодические издания, Интернет и т д. — как правило, такие задания направлены на развитие познавательных исследовательских УУД, на расширение кругозора учащегося, на углубление его заинтересованности в предмете. Примеры заданий — составить устное или письменное сообщение, подготовить презентацию, видеосообщение, провести исследовательскую работу, подготовить реферат или творческое задание.
Вторая часть работы
Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ГЕГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
II.1. Формирование познавательных универсальных учебных действий при выполнении практических работ на уроках по изучению физической географии (8 класс)
Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе.
Формирование познавательных универсальных учебных действий при выполнении практических работ является одной из основных задач, реализуемых на уроках географии на протяжении всего предметного курса, который изучается в основной школе с 5 по 9 класс, а также в общеобразовательных и ряде профильных классах полной (средней) школы.
Концептуальные основы образовательного стандарта (ФГОС) предполагают комплексный подход при изучении географии, внутрипредметную интеграцию к построению содержания курса «География России». С целью формирования у учащихся целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства нашей страны, физико-географического и социально-экономического положения России, в 8 классе изучаются разделы: особенности географического положения; природа; население, в 9 классе изучается хозяйство и регионы России.
Изучение данного курса также как и всего предмета география ведется с опорой на развитие познавательной деятельности учащихся. Активная осознанная познавательная деятельность является обязательным условием выполнения практической составляющей географического образования. Изучение физической географии России невозможно без использования самых разных источников информации, особенно это касается различного вида тематических географических карт. Умение читать такую карту и использовать содержащуюся в ней географическую информацию для выполнения заданий является одной из ключевых компетенций, овладеть которой должен каждый ученик.
Практические работы на уроках могут выполняться на этапе проверки и контроля, в ходе изучения нового материала и его закрепления. В современной методической науке сложились различные классификации практических работ. По уровню усвоения учащимися географических умений выделяют — обучающие, тренировочные и итоговые работы.
Практические работы, которые предлагаются по программе, весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уровню самостоятельности школьников, по форме фиксации результатов.
Виды практических работ по географии:
-
по источникам используемой географической информации;
-
по содержанию;
-
по уровню самостоятельности;
-
по форме фиксации результатов;
-
по форме организации деятельности учащихся.
Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс), способствуют развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представления полученных знаний в разных формах и видах и т.д.
Например, ФГОС предлагается следующая тематика итоговых практических работ в 8 классе:
-
Характеристика географического положения России Обозначение на контурной карте стран — соседей России.
-
Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых.
-
Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв и др.) с точки зрения влияния на условия жизни и хозяйственной деятельности людей
-
Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
-
Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.
-
Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.
-
Характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.
-
Изучение особенностей размещения и расселения населения России в разных природных зонах на основе работы с картами.
В своей работе на уроках географии в 8 классе я использую данные темы работ с применением различных форм и видов заданий: работа в контурной карте, тестовая работа, составление характеристики исследуемого объекта, письменные развернутые ответы ни вопросы, выполнение заданий в рабочей тетради, групповое и индивидуальное выполнение заданий. Помимо итоговых работ проводятся практические работы на отработку и закрепление текущего материала курса: географические диктанты, устные зачеты с использованием демонстрации знаний по географической карте, тесты, творческие задания, игры и т.д. Как правило в работе применяется дифференцированный подход к обучению и проверке знаний учащихся — задания делятся на несколько вариантов по типу и уровню сложности. Это помогает не только отработать необходимые навыки и помочь в усвоении материала более слабым ученикам, но и избежать списывания и недостоверности результата.
При проведении практических работ использую общие требования к их организации:
-
Знакомить учащихся с целью проведения каждой практической работы, возможными формами отражения их результатов.
-
Использовать инструктивные карточки для успешной реализации принципов дифференцированного обучения.
-
Создавать творческую атмосферу сотрудничества, не сковывать инициативу учащихся, а предлагать им различные пути достижения цели.
-
Использовать игровые элементы, творческие задания, оригинальные способы фиксации результатов работ.
Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения, поскольку усвоенные приёмы работы обучающиеся переносят на другие источники знаний. Ведущую роль в решении задач обучения выполняют учебно-методические комплекты (учебники, атласы, рабочие тетради с печатной основой, тетради-тренажеры и др.), а также приборы (компасы, мини-метеостанции и т. д.), модели (глобусы), наглядные пособия (настенные географические карты, схемы, коллекции) и инструменты (рулетка, нивелир и др.).
В целях становления субъектности обучающихся к процессу практической деятельности следует адаптировать современные педагогические технологии (оценки учебных успехов, ИКТ технологии, проблемно-диалогическая, проектной деятельности и т. п.).
Целесообразно использование игровых элементов, творческих заданий в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная система практических работ способствует тому, что обучающиеся осваивают универсальные и специфические для географии способы действий, ключевые понятия и теории.
Моя работа в 8 классе строится на учебно-методическом комплексе линии ООО «Дрофа» серии «Вертикаль»:
- География. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС
- География. 8 класс. Россия: природа, население, хозяйство. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. ФГОС
- атлас. География. 8 класс. ФГОС
- География. 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС
Дополнительная литература:
-
Учебные материалы по географии Москвы и Московской области. Учебное пособие для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Москвы и Московской области. А.И. Алексеев, О.В. Гаврилов, В.Г. Глушкова, Л.Ф. Греханкина, Э.В. Ким., МГУ, 2017.
-
Рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области. Учебное пособие для обучающихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Москвы и Московской области. А.И. Алексеев, О.В. Гаврилов, В.Г. Глушкова, Л.Ф. Греханкина, Э.В. Ким., МГУ, 2017.
-
Материалы лекционных занятий заведующей кафедрой естественнонаучных дисциплин к.п.н., доцента Греханкиной Л.Ф.
II.2. Формирование познавательных универсальных учебных действий при выполнении практических работ на уроках по изучению экономической географии (9-11 класс)
В 9 классе основной школы и в 10-11 классах старшей школы изучается экономическая социальная география. В 9 классе изучают курс экономической социальной географии России. Курс состоит из 2 разделов. Первый рассматривает особенности хозяйственных комплексов на территории России. Второй – экономические районы России. Курс экономической и социальной географии мира в 10-11 классе открывается разделом об общей экономико-географической характеристике мира.
В старшей профильной школе обязательным минимумом содержания стандарта является изучение основных отраслей географической науки. На профильном уровне решается задача понимания учащимися места и роли географической науки в различных сферах жизни общества, а также подготовка учащихся к продолжению образования в выбранной области, т. е. по географии.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках по изучению экономической географии в 9-11 классах осуществляется с учетом уже имеющихся знаний и сформированных навыков учащихся. Круг УУД в этих классах значительно шире и сложнее, что связано и с возрастными особенностями школьников и с содержанием учебного материала. Вводится новое понятие — экономико-социальная география, включающее значительный круг вопросов, рассматриваемых на региональном и мировом уровне: политическая карта мира, география мировых природных ресурсов, экономические проблемы, взаимодействие общества и природы, НТР, хозяйство, население, глобальные проблемы человечества, содержащие большой объем трудно усваиваемой статистической информации по экономике, географии, социологии, истории.
Усложняются по сравнению с 5-8 классами требования к конечным результатам учебно-воспитательного процесса, которые выражаются в формированииметапредметных способов деятельности , включающих освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Как показывает практика (и моя собственная в том числе), выполнение практических работ значительно повышает уровень обученности учащихся, так как это стимулирует в них желание проявить себя, показать свою самостоятельность и эрудированность, получить заслуженную своим трудом оценку, и в результате повышается качество и средний балл итоговых и контрольных работ. 9 и 11 классы являются выпускными, и требования, которые предъявляются к результатам обучения включают также готовность выпускников к итоговой государственной аттестации.
Классификация практических работ для старшей школы мало чем отличается от работ проводимых в 6-8 классах, но значительно отличается сложностью своего содержания и уровнем результата. В процессе такой работы можно выделить различные уровни и виды самостоятельной деятельности учащихся на уроках географии по формированию познавательных УУД.
1. Работа с различными источниками информации:
-
работа с текстом и графическим материалом учебника ;
-
чтение дополнительных материалов в журналах, книгах с целью анализа, обобщения, аннотирования ;
-
самостоятельный выбор и чтение нескольких источников информации ( в том числе ЭОРы ) по теме,
-
подготовка выступления, реферирование.
2. Решение разнообразных практических задач по отработке практических умений:
-
тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу, реконструктивные упражнения;
-
составление различных задач, вопросов и их решение;
-
работы с картами различного содержания, таблицами, словарями, справочниками и т.д.
3. Выполнение заданий на отработку творческих умений:
-
составление заданий и ключи к ним для товарищей по группе;
-
подготовка материалов для выступления;
-
подготовка рефератов, презентаций;
-
выполнение заданий по переработке учебной информации на семинарах.
Характерная черта современной методики обучения географии – широкое использование типовых планов описания или характеристики природных или социально-экономических объектов и явлений. Чаще всего типовые планы применяют при чтении карт различного содержания. Однако такие планы полезны и при работе с текстом учебника, описания содержания видеофрагментов, картин и т.д.
Федеральный государственный стандарт предлагает следующие виды итоговых практических работ.
Тематика итоговых практических работ в 9 классе
-
Обозначение на контурной карте природных, географических районов, субъектов РФ. Сравнение их по различным показателям (размеры территории, границы, численность населения и т.д.).
-
Чтение и анализ тематических отраслевых карт.
-
Составление схемы межотраслевых связей на примере одной из отраслей промышленности.
-
Комплексная характеристика (вариант – сравнительная характеристика), промышленного центра, (промышленного узла), промышленного района.
-
Объяснение зональной специализации сельского хозяйства России.
-
Комплексная характеристика одного из районов.
-
Выявление уровня социально-экономического развития России и места России в мире на основе анализа различных источников информации.
Тематика итоговых практических работ в 10, 11 классе
-
Характеристика геополитического положения страны (по выбору).
-
Оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов.
-
Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации).
-
Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешнеэкономических связей.
-
Экономико-географическая характеристика одной из стран Европы.
-
Объяснение внутренних различий одной из крупных стран Азии на основе использования материалов учебника, графических, картографических источников информации.
-
Характеристика особенностей размещения населения и хозяйства одной из крупных стран Америки
Современная печатная учебно-методическая литература и электронные информационные ресурсы предоставляют учителю огромный выбор практических работ и заданий. Главное — умело подобрать учебный материал в соответствии с образовательной программой, уровнем способностей учащихся и требованиями санитарных правил и норм (СанПиН) Российской Федерации.
В своей работе на уроках географии основной учебно-методической литературой я считаю:
в 9 классах
— учебно-методический комплект (УМК) «Вертикаль. География. Редактор Дронов В.П. 9 класс. География России. Хозяйство и географические районы. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я.»:
-
География. География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС 2016 г. Дронов В.П., Ром В.Я.
-
География. 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС Курчина С.В.
- География. 9 класс. Атлас. ФГОС
- География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс. Рабочая тетрадь. С тестовыми заданиями ЕГЭ. Вертикаль. ФГОС Баринова И.И.
-
Контурные карты. География. 9 класс. ФГОС Алексеев А.И
Материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации:
-
География. ОГЭ 2017. Комплект материалов для подготовки учащихся. ФИПИ. Москва «Интеллект- Центр» 2017, В.В. Барабанов
-
ОГЭ 2017. География. Сборник заданий. 9 класс. Ю.А. Соловьева, А.Б. Эртель. Москва: Эксмо, 2016
-
официальный сайт Федерального института педагогических измерений.
в 10-11 классах:
-
Максаковский В.П. География. 10-11 классы.
-
Максаковский В.П. География. Методические рекомендации. 10-11 классы.
-
География. Рабочая программа. Учебно-методический комплект В.П. Максаковского. 10-11 классы.
-
География. 10 кл. Атлас. (Учись быть первым!)
-
География. 10 класс. Контурные карты (Учись быть первым!)
-
География мира.10-11кл. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. Вертикаль Ким Э.В., Кузнецов А.П.
-
Материалы лекционных занятий доцента кафедры естественнонаучных дисциплин к.г.н. Кузнецова А.П.
Материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации:
-
Единый государственный экзамен. География. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. ФИПИ. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. Москва: Интеллект-Центр, 2017.
-
официальный сайт Федерального института педагогических измерений.
Практические работы — это один из самых ценных видов работы в классе, который может:
-
разгрузить классное время учителя от обязательного из урока в урок объяснения;
-
теснее связать классное занятие сдомашним, ибо классное занятие по типу самостоятельной работы над учебником учит тому, как работать дома;
-
учит пользоваться уже приобретенными знаниями и основательно их закреплять, ибо то, что человек черпает путем проработки заданий и упражнений удерживается в памяти прочнее;
-
прививает практические навыки при работе с картой, таблицами,
схемами.
В результате выполнения практических работ у обучающихся формируются:
-
навыки работы с несколькими источниками знаний: текстом учебника, экономическими, физическими, контурными картами, схемами, таблицами, статистическими материалами;
-
умения анализировать собранный материал, отбирать главное, делать выводы, создавать свои творческие работы;
-
знания по основным темам географии углубляются и закрепляются, в результате сокращается разрыв между теорией и практикой.
Практические работы корригируют интеллектуальную недостаточность. Они помогают учащимся лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений, уточняют и обобщают представления, помогают анализировать и сравнивать предметы, выделяя главное и второстепенное.
«Успех не приходит к тебе…ты идёшь к успеху»
М. Коллинз