Перечень примерных тем

Эссе

Уфимский филиал Финуниверситета , Кафедра «Философия, история и право»

Утверждаю

Директор

__________ Р.М. Сафуанов

_______ ___________ 2016 г.

И.В.Нигматуллина

Методические указания по выполнению эссе , По дисциплине , СОЦИОЛОГИЯ

Для направления 03.38.01 «Экономика» профилей «Государственные муниципальные финансы», «Банковское дело и финансовая работа», «Анализ рисков и экономическая безопасность», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»

(Программа бакалавриата очной и заочной формы обучения).

Рекомендовано учебно-методическим советом филиала университета

(протокол №___ от ____________20__г.)

Одобрено кафедрой «Философия, история и право»

(протокол № 1 от августа 2016 г.)

УФА 2016

Методические указания по выполнению эссеразработала к.ф.н., доцент кафедры «Философия, история и право» Уфимского филиала Финуниверситета при Правительстве РФ Нигматуллина И.В.

Методические указания по выполнению эссе по дисциплине «Социология»» рассмотрены и рекомендованы на заседании кафедры «Философия, история и право»

Зав.кафедрой «Философия, история и право» Р.Т.Фархтдинов

Цели и задачи эссе.

В соответствии с учебным планом обучения студентов в курсе «Социология» предусмотрено написание эссе.
Эссе от французского «essai», англ. «essay», «assay» — попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» — взвешивание. Это рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Признаки эссе:

  • наличие конкретной темы;
  • выражение индивидуальных соображений и впечатлений по данному вопросу;
  • новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, может носить философский, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер;
  • в содержании эссе оцениваются мысли и чувства автора.

Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

4 стр., 1781 слов

Основы философии уголовного права

... жестокими наказаниями. Французский философ А. Франк констатировал, что основы, выставляемые философией уголовного права как естественные основы человеческой деятельности и правосудия, приспособленные к репрессии ... свои негативные и позитивные черты. По мнению А.Э. Жалинского, вся история уголовного права изобилует противоречиями между его действительными задачами и возможностью антисоциального ...

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. По дисциплине «Социология» это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Выбор темы эссе

Выбор темы эссе является трудным и ответственным этапом в его написании. Это связано с обширностью материала, изучаемого социологией, и со слабым знакомством студента с современной проблематикой социологии и социологической литературой. Поэтому при выборе темы эссе необходимо ориентироваться на предложенный список тем с учетом своих предпочтений. Тема эссе должна содержать в себе вопрос, проблему, мотивировать на размышление. Тема выбирается студентом по последнему номеру зачетной книжки, однако может быть им несколько сужена, например, он может писать только о позитивной девиации или только о негативной девиации. Сужение темы работы или формулировку собственной темы в рамках курса социологии необходимо согласовать с преподавателем.

Поиск и отбор литературы

После того, как сформулирована тема исследования, необходимо подобрать литературу, на основании изучения которой будет написано эссе. Проблему подбора литературы лишь частично решает список рекомендуемой литературы, эти списки носят рекомендательный характер. Подбор эмпирического материала (если это подразумевается выбранной темой) является самостоятельной работой студента. Можно и нужно активно привлекать данные прессы и телевидения, а также материалы статистических справочников. В зависимости от логики и интересов исследования предложенный список рекомендуемой литературы может оказаться недостаточным или избыточным. В поисках и подборе литературы студент должен ориентироваться на логику своей работы, консультируясь с преподавателем и сотрудниками библиотек.
При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора эссе, но и материал для полемики.
Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

28 стр., 13986 слов

Теоретический анализ литературы по проблеме готовности к риску ...

... ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 1.1. Готовность к риску в современной психологической науке Сегодня о риске говорят специалисты самых разных дисциплин. Первоначально появился статистический механизм калькуляции риска. К нему добавились экономические исследования, ...

Составление плана и структуры эссе

Эссе имеет достаточно свободную структуру, однако предполагается наличие некого введения, где будет обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, основной части, а также заключения, где подводятся итоги и делаются выводы по вышеизложенным тезисам.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

В основной части студент излагает свои основные мысли. Здесь автор описывает собственное видение проблемы, аргументируя его доказательствами в виде ссылок на статистические данные, результаты социологических исследований, статьи и монографии. Вследствие чего каждый выносимый на обсуждение тезис необходимо аргументированно доказать. Мысли автора излагаются в виде кратких тезисов, которые подкрепляются двумя аргументами. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, жизненные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых. План эссе выглядит следующим образом: вступление, тезис – аргументы, тезис- аргументы, тезис – аргументы, заключение.

Важно учитывать некоторые моменты:

  • во вступлении ставится проблема, в заключении резюмируется мнение автора;
  • необходимо по ходу изложения выделять абзацы;
  • стиль изложения должен быть эмоциональным.

По литературной форме эссе можно написать в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма. Бывают описательные, прозаические, критические, аналитические эссе. Эссе должно быть объективным, так как личностное начало должно быть подчинено предмету описания или какой-либо идее.

Для написания заключения рекомендуются такие методы, как повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.

Написание эссе

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

  • исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
  • качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
  • аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий:

обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.
Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.
Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать «первую пришедшую в голову» реакцию).
Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.
Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.
Аргументация — ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.
Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

11 стр., 5331 слов

Теневая экономика в России современное состояние, проблемы и пути решения

... теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты. С другой стороны, современная теневая экономика ... белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров ...

Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.
Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.
Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль — это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Оформление эссе

Эссе необходимо правильно оформить. Работа печатается (или разборчиво пишется) на листах бумаги формата А4 на одной стороне листа. Если работа печатается на компьютере, рекомендуем использовать шрифт кегля, на странице размещать не более 35–37 строк, в каждой строке не более печатных знаков (букв, цифр, знаков препинания, пробелов между словами).

Размер полей: сверху – мм, снизу – мм, слева – мм, справа – мм.
Объем эссе – примерно 3 — 5 компьютерных листов.

7. Критерии оценки эссе:

а) актуальность проблемы, полнота и глубина ее разработки;
б) знание и понимание теоретического материала;
в) научная грамотность разработки и самостоятельность исследования;
г) наличие теоретических выводов и практических рекомендаций;
е) оформление работы.

Перечень примерных тем эссе

1. Трудности социологического анализа общественных явлений и

процессов в современной России.

2. Имеет ли социология какое-либо значение для развития современного общества?

13 стр., 6451 слов

Экономический потенциал России и проблема конкурентоспособности ...

... места, которое занимает в настоящее время Россия в мировой экономике. Задачи работы: дать оценку экономического потенциала России; проанализировать предпосылки включения России в мировое хозяйство; проблемы интеграции России в мировую экономику; оценить потенциал российской конкурентоспособности, определить причины низкой ...

3. Что является предметом социологии на современном этапе развития общества?

4. Актуальные проблемы современной теоретической социологии в

России.

5. В каких направлениях должна развиваться прикладная социология в

современной России?

6. Роль семьи и школы в социализации подрастающего поколения в

современном российском обществе.

7. Существует ли гендерная дискриминация в современном российском обществе?

8. Феминизация сферы образования в России и ее социальные

последствия.

9. Современные тенденции в развитии этносов и причины

межэтнических конфликтов в России.

10. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений в

современном российском обществе.

11. Есть ли кризис институтов семьи и брака в современном российском

обществе?

12. Какое место занимает семья и дети в ценностных ориентациях молодых

россиян?

13. Эгалитарные и традиционные семьи в современном российском

обществе: за кем будущее?

14. Распространенно ли насилие в современной российской семье?

15. Как информационно-коммуникационные технологии влияют на трансформацию образования. Плюсы и минусы.

16. Образование и рынок труда: каких специалистов должны

готовить университеты?

17. Модернизация российской системы образования: достижения и

проблемы.

18. Образовательная мотивация современных российских студентов.

19. Есть ли кризис университетов в развитых странах: причины, пути выхода.

20. «Макдональдизация» образования как социальное явление и ее последствия.

21. Социальные проблемы российских моногородов.

22. Стратификация современных западных обществ.

23. Социально-профессиональная стратификация современного

российского общества.

23. Ресурсный подход к стратификации российского общества: его возможности и ограничения.

23. Есть ли средний класс в современной России?

24. Каков социальный портрет российского предпринимателя.

25. Есть ли рабочий класс в современной России?

26. Социальный статус современной российской интеллигенции.

27. Бизнес-элита современного российского общества.

27. Маргинализация и бедность в современном российском обществе: состояние и перспективы.

28. Возможности и препятствия для восходящей мобильности в

российском обществе.

29. Миграция как вид социальной мобильности и ее социальные

последствия в России.

30. Престижные и непрестижные профессии в современном

российском обществе.

31. Профессионально-карьерные ориентации современной

российской молодежи.

32. Трудовая мотивация современной российской молодежи

33. Домашний труд в современном российском обществе и проблема

гендерного неравенства

34. Надомная занятость в развитых странах и России: состояние и

тенденции развития

35. Какие факторы влияют на удовлетворенность трудом россиян в современных условиях?

36. Теневая занятость в России: ее экономические и социальные

Последствия.

37. Факторы безработицы российской молодежи

37. Ценностно-нормативный кризис (аномия) в современном российском обществе

8 стр., 3552 слов

Место России в современной мировой экономике

... и возможностей и выгод, возникающих в процессе глобализации. Цель данной работы является - анализ места России в современной мировой экономике. 1. Международная торговля Международная торговля ... последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьёзную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия ...

38. Легко ли адаптироваться личности в условиях российской рыночной экономики?

39. Молодежная и подростковая преступность в современной России.

40. Новые виды преступлений и перспектива их распространения в

современной России

41. Девиантные субкультуры в современной России

42. «Общество риска» и его проявления в российских условиях

43. Сущность процесса глобализации и его проявления в российском

обществе

44. Сможет ли движение антиглобалистов в современном мире воспрепятствовать глобализации в существующем формате?

Рекомендуемая литература по дисциплине «Социология»:, Основная:

1. Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 654 с. (рек. МО) Zn;

2. Николаев А.А. Социология управления: учебное пособие /А.А.Николаев. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014 и 2016. – 272 с. (Доп. УМО) book;

3. Горелов А.А. Социология: учебник /А.А.Горелов. – М.: КНОРУС,2016. -360 с. (Рек. ФГОБУ ВПО) (Рек. МО и Н) book;

Дополнительная:

1. Оксинойд К.Э. Социология труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. -350 с. (Доп. УМО) Zn;

2. Тавокин Е.П. Социология: Учеб. Пособие. –М.: ИНФРА-М, 2013. -202 с. (Рек УМО) Zn;

3. Маскаева А.И., Амирова Д.Р. Экономика и социология труда: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 172 с. Zn;

4. Нигматуллина И.В., Рассолова И.Ю. Социология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2014. -96 с. (Рек. УМС Уфимского филиала Финуниверситета при ПравительствеРФ)

5. Борцов Ю.С. Социология: Учебное пособие / Ю.С. Борцов. – М.: ИНФРА – М., 2011. – 351 с.

6. Социология: учебник для студентов вузов / Под ред. Н.К Батурина. 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 487 с.