ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Экономические реформы Петра 1»
__________________________________________
(Тема урока)
ФИО (полностью) |
Галкина Александра Борисовна |
|
Место работы |
МБОУ СОШ № 8 города Мурома Владимирской области |
|
Должность |
Учитель |
|
Предмет |
История |
|
Класс |
7 |
|
Тема и номер урока в теме |
Россия в 1 четверти 18 века Урок №6 |
|
Базовый учебник |
«История России конец 16-18век» А. А.Данилов, Л. Г.Косулина »Просвещение».2008. |
Цель урока:
Работая с ЭОР сформировать у учащихся преставление о характере экономических преобразованиях в России в эпоху Петра I, направленных на развитие отечественной промышленности.
Задачи:
1) образовательные
Выяснить причины ускоренного развития российской экономики первой четверти XVIII в.
Подвести итоги петровских преобразований – «темные» и «светлые» стороны экономических реформ.
Показать последствия экономических реформ для дальнейшего развития России.
2)развивающие
Учить работать с ЭОР. Развивать умения работать в группах; опираясь на исторический источник, анализировать и сопоставлять факты, обобщать их и делать выводы; формировать оценочные суждения. Учить ставить проблему, аргументировать ее актуальность.
3) воспитательные
Воспитывать чувство толерантности, уважительное отношение к правовым основам, т. к. все люди должны быть свободными и равными в своих правах, а экономические реформы Петра I проводились за счет усиления гнета.
Тип урока: комбинированный
Форма: урок изучения нового материала с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся:, Необходимое техническое оборудование:
13.Структура и ход урока.
Таблица 1.
№
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Минуты |
||||||||||
Http :// School — Collection . Edu . Ru . ЭОР И — типа №1 |
Петр 1 (портрет) и краткая биографическая справка. В своем вводном слове учитель обращает внимание на то, что на протяжении несколько занятий учащиеся изучали эпоху Петра 1. Петр Великий…Что вы о нем знаете? |
Ученики отвечают на вопрос. (Петр 1 – великий полководец, реформатор, который провел военную, государственную реформы).
|
2 |
|||||||||||
2 |
Http://www. fcior. edu. ru/. ЭОР И-типа №2 |
Личность и деятельность Петра I встречала у современников и потомков прямо противоположные оценки. Одни называли его « сыном Отечества», а другие «Антихристом». Выскажите в свою точку зрения. Демонстрация. «Население и хозяйство России в 17 веке.» Вопросы: О каких петровских реформах пойдет речь сегодня на уроке? Какие изменения, по вашему мнению, были необходимы? |
Ученики объясняют свою точку зрения. Ученики отвечают на вопросы учителя. |
3 |
||||||||||
3 |
Цели и проблемы урока |
Учитель предлагает ученикам определить, какие задачи и проблемы необходимо рассмотреть сегодня на уроке? |
Ученики самостоятельно определяют задачи и проблемы урока: 1) Чем были вызваны экономические реформы? 2)Какие экономические преобразования произошли в эпоху Петра I.? 3)Итоги и последствия экономических реформ. |
2 |
||||||||||
4 |
Изучение нового материала |
Http://school-collection. edu. ru. ЭОР И — типа №3 |
Демонстрация. Анимированная интерактивная карта (Экономическое развитие страны в начале18 в.) Учитель отвечает на вопросы. И сам задает вопросы: 1.Какие изменения произошли в экономике России при Петре 1? 2.Какие новые отрасли промышленности появляются при Петре I?(металлургическая, текстильная, металлообрабатывающая.) 3.Как рост промышленности мог оказать влияние на экономику? 4.Чем можно объяснить быстрое развитие российской промышленности? |
Ученики записывают и задают вопросы. Ученики отвечают на вопросы учителя. |
1-2. |
|||||||||
Http://school-collection. edu. ru. ЭОР П-типа №4 Http://school-collection. edu. ru. ЭОР К-типа №5 |
(Тексты источников.) Вопрос: Определите, какие меры предпринял Петр I для развития мануфактурного производства? Учитель организует и координирует деятельность учащихся. Вопросы и задания к уроку по теме «Экономическое развитие страны в начале 18 века» В годы Северной войны промышленность в России была государственной и только в конце войны Петр I переходит к поощрению частного предпринимательства. Правда, еще в 1702 году Петр I передает Невьяновский завод Никите Давыдову. Но это было скорее исключение, а не правило. Учитель предлагает классу ответить на вопрос: К каким последствиям могла привести налоговая политика Петра1(введение подушной подати в 1724 году)?. |
Групповая работа с историческими документами. 1 группа – с Указом о Берг-привилегии.1декабря 1709 года. 2 группа — с Указом о покупке к заводам деревень.18 января 1721 года. Ученики отвечают на вопрос учителя. Работа с понятиями «приписные» и «посессионные» крестьяне Ученики отвечают на вопросы и задания. 1 Ученик представляет классу свое Д/З: презентацию о династии Демидовых. Эпиграф: «О, как Петр I расходился, Вводя вдруг фабрики, заводы Указов ряд дождем полился, Помехам всем закрыл он ходы. Его то сильно занимало, Что над сырьем трудились мало. Во все подробности вникает Народ свой делу научает… Полотна, юфть приготовлять И рожь с полей косой снимать Могли ль затем народа силы Остаться так, как прежде были?» 2 Ученик представляет классу свое Д/З: презентацию « Налоговая политика Петра 1» |
2 |
|||||||||||
Http://school-collection. edu. ru. ЭОР К-типа №6 |
Учитель предлагает группам поработать с таблицей и ответить на проблемные вопросы урока: 1)Каковы итоги петровских реформ? Учитель организует и координирует работу в группах. 2) Можно ли оценить экономические реформы Петра I однозначно? Работа с тестами Учитель предлагает проверить, как учащиеся усвоили пройденный материал. Необходимо ответить на проблемные вопросы урока. |
Групповая работа с таблицей: Итоги экономических реформ 1группа — рассматривает положительные итоги; 2 группа — отрицательные.
Ученики высказывают свою точку зрения. Работа с интерактивными тестовыми заданиями Ученики отвечают на проблемы и делают выводы по уроку: Экономические реформы были необходимы, чтобы Россия не отставала от стран Западной Европы. Быстрое развитие российской промышленности диктовалось военными нуждами. Итоги и последствия реформ нельзя оценить однозначно. |
Д/З: Параграф 16 учебник А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. «История России конец 16-18 век».
По выбору: 1)Написать письмо в прошлое. Адресат: от Петра 1до простого человека. Выскажите свое отношение к петровским реформам.
2)Составить кроссворд по теме: «Экономические реформы Петра 1».
3) Составить презентацию «Реформою стяжал он много славы».
Приложение к плану-конспекту урока
«Экономические реформы Петра 1»
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т. д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
|
5.. |
Http://www. fcior. edu. ru/. Http://school-collection. edu. ru Http://school-collection. edu. ru Http://school-collection. edu. ru Http://school-collection. edu. ru |
(ЭОР И-типа) (ЭОР И-типа) (ЭОР И-типа) (ЭОР П-типа) (ЭОР К-типа) (ЭОР К-типа) |
(Тексты источников.) Вопросы и задания |
Http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/4f8525aa-8594-458a-97b0-b47d1894054b/%5BIS7IR_3-21%5D_%5BTD_25%5D. html Cior. edu. ru/catalog/meta/3/hps/10/hp/5/p/page. html? fc-discipline%20OO=4.07&fv-type=I&fc-class=7 Http://files. school-collection. edu. ru/dlrstore/ee298eeb-6f0f-4f54-8feb-81eccd4cb845/%5BIS7IR_3-23%5D_%5BMA_01%5D. swf Http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928/73644/?interface=pupil&class=49&subject=20 Http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928/73644/?interface=pupil&class=49&subject=20 Http://school-collection. edu. ru/catalog/rubr/7a9a9e29-0a01-01b2-01e3-bb60e0a23928/73644/?interface=pupil&class=49&subject=20 |