Конспект по истории «Советская страна в годы НЭПа» 12 класс

Эссе

Противоречия НЭПа.

Итоги НЭПа (положительные, отрицательные).

Ход урока

Вступительное слово учителя: После прихода большевиков к власти коренным образом изменилось место России в мировой истории. В результате революции 1917 г. появился новый, уникальный политический строй – советская власть, прикрывавшая диктатуру партии. Правящая партия поставила целью построение невиданного общества – “бестоварного, бесклассового, безгосударственного”.

Как называлась политика большевиков , Проводимая ими в условиях гражданской войны? (“военный коммунизм”).

Какова была цель этой политики? (реализация социалистических идей в экономической сфере в условиях гражданской войны).

Объявление темы урока:, Проверка выполнения опережающего задания.

При подготовке к уроку вам было дано задание заполнить левую часть сравнительной таблицы: “Социально-экономическая политика Сов. Республики с 1918 – к. 20-х гг. ХХ в.”: характерные черты “военного коммунизма”. В ходе урока мы вместе заполним правую часть таблицы: “Характерные черты НЭПа”.

Предполагаемое выполнение.

К концу урока у учащихся в тетради выполнена таблица №1:

Таблица№1

“Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х годов XX века”.

Характерные черты “Военного коммунизма” ( с лета 1918-н 1921 года)

Характерные черты НЭПа ( нач. 1921-кон. 20 годов XX века)

1.Продразвёрзка (продовольственная диктатура)

2.Уравнительная оплата труда (трудовая повинность).

3.Прямой продуктообмен, уравнительность в распределении.

4.Полная национализация промышленности.

5.Запрет наёмного труда.

6.Запрет торговли.

7.Бесплатные коммунальные услуги.

8.Отмена денег.

9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности.

1. Продналог.

2.Оплата по труду.

3.Отмена трудовой повинности.

4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам.

5.Ведение принципа оплаты по труду.

6.Разрешение наёмного труда.

7.Переход к рыночным отношениям (разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке).

8.Существование нескольких форм собственности.

9.Децентрализация управления отдельными отраслями экономики.

10. “Командные высоты сохранились в руках государства”

11.Монополия внешней торговли.

Основная часть:, Причины перехода к НЭПу

Предполагаемый ответ:

  • После гражданской войны кризисное состояние хозяйства, финансов, прод. кризис;
  • Демобилизация армии (за 1921 г. сократилась на 2,5 милл. человек);
  • Деклассирование рабочих (ослабление полит. основы власти пролетариата);
  • Ослабление союза рабочих и крестьян (крестьяне выражали недовольство системой “военного коммунизма”: 13 августа 1920 года началось выступление крестьян под руководством Антонова (40 тысяч крестьян и рабочих в Тамбовской губернии);
  • январь 1921 года — 60 тысяч крестьян восстали в Западной Сибири);

Переход к НЭПу:

Запись в тетради:

  • 28 февраля 1921 года – выступление моряков в Кронштадте (требовали пересмотра хозяйственной политики и демократизации советского строя: “Советы без коммунистов!”);
  • март 1921 года — Х съезд РКП (б) – решение перейти к НЭПу.

Многоуровневый анализ исторического документа “Резолюция Х съезда РКП(б) о замене разверстки продналогом”. ( раздаточный материал)

Вопросы к документу (учащиеся отвечают, пользуясь текстом): 1. Для чего вводится налог. 2. Принцип его взимания.3. Способствовало ли это повышению заинтересованности их в труде?.4. Какова позиция автора по данному вопросу? Соотнеси документ и текст учебника. 5. Ваше отношение к позиции автора?

Содержание НЭПа:, Противоречия НЭПа:, Результаты НЭПа:

I группа: положительные.

II группа: отрицательные.

Выступают представители групп. Ответы обобщаются в виде таблицы №2.

Таблица №2

Результаты НЭПа

Положительные результаты

Отрицательные результаты

1.Большевики удержались у власти.

2.Востановлено разрушенное народное хозяйство, превзойдён довоенный уровень ( к 1925 году в сельском хозяйстве. К 1927 году в промышленности).

3. Созданы условия для нового этапа индустриализации.

4.Пробудилась частная инициатива (возродилась рыночная экономика).

5.Национальный доход возрос на 18 % в год; рост промышленной продукции составил 30 % в год.

6. Золотой червонец — твёрдая валюта.

7.Инвестирование иностранного капитала(концессии).

1.Экономические кризисы 1923, 25, 27 годов – результат отставания темпов возрождения промышленности от производства сельского хозяйства.

2. Социальная и имущественная дифференциация крестьянства.

3.К 1928 году безработица — более 2 млн чел.

4. “Ножницы цен” мешали наладить прочный товарообмен между городом и деревней.

5. Борьба с инакомыслием: а) 1922 год – “Философский пароход”. б) Уничтожено 200 тыс. священнослужителей.

6. Инфляция второй половины 20-х годов

К концу 1920-х годов НЭП закончил своё существование, и страна продолжила строительство социализма путём большевистской модернизации.

Выводы по теме:

1.При переходе к НЭПу некоторые руководители советского государства утверждали, что это станет шагом к восстановлению капитализма, признанием поражения Советской власти.

2. НЭП – это особая политика, рассчитанная на значительные сроки, направленная на построение основ социализма.

Предлагается написать эссе по вопросу “Какую из двух точек зрения на НЭП вы считаете более убедительной?”. “Привести не менее трёх фактов положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения”. Это одно из домашних заданий.

Закрепление., Таблица №3

Военный коммунизм

1, 5, 6, 7, 9, 10, 11

2, 3, 4, 8, 12

1.Продразверстка. 2.Оплата по труду. 3. Продналог. 4. Переход к товарообмену.5.Национализация промышленности. 6. Запрет наёмного труда. 7. Запрет торговли. 8. Отмена трудовой повинности. 9. Уравнительная оплата. 10. Бесплатные коммунальные услуги. 11. Отмена денег. 12. Разрешение государством открыть мелкие частные предприятия.

Домашнее задание., Оценивание работы учащихся:, Таким образом, урок построен с целью работы над успешностью каждого ученика.