Проблема экономического преобразования второй половины 1960х заслуживает внимания исследователей. Бурный реформаторский курс, который начался в 1965 г., серьезно корректировался 60–70-х гг., понемногу уступая место другой экономической ситуации, которая именуется как «застой». Время «перестройки» актуализировало изучение этой проблемы, так как появился обоснованный предлог для проведения исторического анализа. Прямо тогда сложилось несколько подходов к объяснению причин отказа от экономических перестроек, связанных с Косыгиным.
Изучая данный феномен, отметим несколько причин этого процесса.
В первую очередь, это не безупречная система показателей, которая не побуждает предприятия искать резервы повышения производительности труда и экономии заработной платы, так как предприятия, поднявшие производительность т p уда и сэкономившие фонд заработной платы, оказываются на следующий период в худших условиях, чем те, которые не выполняли план по производительности и растрачивали фонд заработной платы.
Второй причиной следует назвать развитие «черной» экономики, которая не контролировалась. Отдельные специалисты Госплана доказывали, что социальное возрождение села не возможно без некоторой свободы предпринимательской деятельности. Однако идея даже ограниченной свободы предпринимательской деятельности в деревне стала объектом строгой критики со стороны партии и советских органов, которые имели идеологическим преимуществом: свобода предпринимательской деятельности не отвечала сути социализма. Кроме идеологического противоречия, они указали и на следующий недостаток: свобода предпринимательской деятельности не поддастся привычному контролю, а это способно вызывать нетрудовые доходы. Явно испугала и потенциальная возможность превращения промышленников в конкурентов промышленных министерств.
Научная ценность проблемы содержится в анализе истории СССР, в реализации экономической политики шестидесятых годов в отношении народа страны. Строительство нового правового, социального и демократического государства в России можно будет успешно реализовывать только при изучении прошлого. Подлинно научное, объективное познание исторического пути позволит избежать ошибок, упущений в реализации экономической политики на этапе современной модернизации России.
Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные ...
Предпринимательство отличается свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений. Предпринимательская деятельность выдвигает перед предпринимателями требование высокой компетенции при ведении бизнеса. В условиях современной развитой рыночной экономики весьма актуальна как тема собственности, ...
Объектом изучения является изучение влияния модернизационных процессов на экономическую сферу страны целиком.
Предметом исследования выступают формы и методы исполнения экономической политики СССР в отношении своих граждан. Хронологические рамки проведения исследования 1965 -1970-е гг. — это переход Советского государства к новым экономическим реформам, связанным с заседания Пленума , которые видоизменили подходы к социальной политике.
Цель работы: характеристика попыток правительства реорганизовать социалистическую экономику и повысить ее производительность, анализ роли и последствий экономической политики СССР в шестидесятые года двадцатого века .
Выделим следующие пункты:
— изучение цели и сущности экономической реформы 65 – 67 гг.
— выявление сущности «нового» подхода к руководству народным хозяйством Советского государства .
-раскрытие основных направлений государственной политики по восстановлению с/х в 60- е гг.
— исследование ошибок и последствия экономической реформы .
— изучение экономических факторов развития и их влияние на социальную политику государства и рост жизненного уровня,
— анализ экономического развития Советского государства в 60-80 годы.
Методы исследования: анализ исторических и литературных источников.
Анализ развития страны в 60е годы двадцатого века
Рассмотрение формирования страны в шестидесятые годы представляет немалую сложность.
Новое экономическое положение определялось начавшегося в стране научно-технической прогресса. Усвоение ядерной энергией, первые шаги по изучению космоса, автоматизация производств и развитие науки придали Программе коммунистического строительства особое значение.
В конце 50х — первой половине 60х годов замечается повышение социальной активности населения. Люди с интересом и энтузиазмом принимают планы коммунистического строительства. Колоритным проявлением этого стали бригады коммунистического труда, которые стремились увеличить производительность, экономить энергию и ресурсы. Показывая доверие к товарищам, рабочие снимали замки с кабинок и ящиков, где хранились вещи и инструменты. В отдельных бригадах практиковали получение зарплаты без кассира. Совместно с тем уже к середине 60х годов в стране сформировались серьезные противоречия. Главным из них стало уменьшение производства. Если основные производственные фонды страны в 1959— 1965 гг. возросли в 2 раза, то объем промышленной продукции вырос только на 84%. Снижение фондоотдачи постепенно превращается в хроническую проблему отечественного производства. Общие темпы развития страны также последовательно и резко падали. Если за годы восьмой пятилетки национальный доход государства вырос на 40%, девятой— на 29, десятой— на 22, то одиннадцатой — только на 15,6%.
Экономическая политика государства: цели, направления, особенности ...
... экономической политики государства на современном этапе развития РФ. Объект исследования - экономическая политика государства РФ в 2007-2012 гг. Предмет исследования - характеристика целей, задач, основных направлений экономической политики государства РФ на современном этапе. Целью курсовой работы является изучение особенностей целей, задач, основных направлений экономической политики государства ...
Главным образом экстенсивный путь развития народного хозяйства определил расширение производственных площадей, повышение численности занятых в промышленном производстве рабочих. Второе по численности населения государство мира постоянно ощущала недостаток свободных рабочих рук. Хозяйственная модель СССР приобретала ярко выраженный характер затратной экономики. Наилучшей пятилеткой была 1966 — 1970 . Экономисты называли восьмую пятилетку «золотой», которая была последним всплеском коммунистической эйфории и иллюзии.
Экономической реформе 1965 г. предшествовала долгая дискуссия ученых, хозяйственников, рабочих. В общественное дух проникали убеждения, ранее считавшиеся инородными советской идеологии. Утверждалось, что товарно-денежные отношения присущи социалистическому способу производства, закон стоимости действует в различных общественных формациях, а плановые органы должны создать оптимальные условия для работы предприятий.
Реформа 1965 г. на первый план выдвинула экономический метод управления. Администрация получала рычаги влияния на производство используя интересы трудовых коллективов. Предприятию спускались сверху пять показателей: реализация продукции, ассортимент основных изделий, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность. В течение 65 -67 гг. повышены цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, увеличилась прибыль производителей, провели выравнивание уровней рентабельности некоторых отраслей. Но Воссозданные в 65 г. отраслевые министерства подмяли возникнувшую самостоятельность предприятий и восстановили всеобъемлющий контроль над трудовыми коллективами. Административная экономика показала удивительную устойчивость и невосприимчивость к изменениям. Она не допускала радикальных преобразований в хозяйственном механизме, старалась сохранить отношения собственности.
Основанием экономической модели выступала общественная собственность на средства производства в форме общенародной, кооперативной, муниципальной собственности. Наличие частной собственности на средства производства и рыночные отношения отрицались. Наперекор здравому смыслу удачное развитие советской экономики предполагало сближение, а далее объединение всех форм в единую общую собственность.
Административные методы деформировали саму модель социалистического производства. Общенародная собственность на практике являлась собственностью номенклатуры. Рабочие были ограждены от средств производства и процессов распределения. В рабочей среде сложилось отношение к общественной собственности как к казенной. В итоге реформа 1965-го г. оказалась также по преимуществу “подкручивающей гайки”
Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества
... работы: малые предприятия. Предмет работы: место и роль малого предпринимательства в экономике страны. Цель работы: комплексное исследование малых предприятий и их влияния на экономическое развитие общества. Задачи работы: изучить теоретическую литературу по теме работы; дать определение, выделить виды, определить функции малого предпринимательства; определить место и роль малых предприятий в ...
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ 1965 – 1967 годов,
Потенциал реформ и преобразований при Хрущеве был высок, несмотря на то, что эти реформы натолкнулись на нешуточное противодействие. На исходе правления Хрущева в экономике СССР скопилось немало негативных черт, которые были обусловлены как насильственными преобразованиями руководства, так и исходом резервов экстенсивного хозяйствования. Это выразилось в урезании темпов экономического роста в 1963 -1964 годах., в продовольственных недостатках, которые инспирировали повышение розничных цен на мясомолочную продукцию. Эти и другие факты были использованы консервативной верхом КПСС для того, чтобы отстранить Хрущева.
Первым и весьма заметным мероприятием нового руководства страны во главе с Л. И. Брежневым стало проведение экономической реформы . О ней было заявлено в сентябре на заседании Пленума ЦК КПСС. Ее замысел и формирование в то время приписывали новому руководству, но это было не так. Идеи подобных преобразований появились в годы правления Хрущева . Ведь Никита Сергеевич остро уловил разного рода новации, хорошо воспринимал их и поддерживал.
Еще в 1962 году в газете «Правда» была опубликована статья Либермана , которая породила бурный спор среди экономистов о вероятности и необходимости широкого использования товарно-денежных отношений в хозяйственном управлении Советского союза. Эти идеи были подхвачены либеральными экономистами
Новое руководство не симпатизировало идеям Либермана . Между Л.И. Брежневым и новым премьером А.Н. Косыгиным намечались разногласия по поводу оценки идей и значения реформы. Премьер в целом разделял цель и направленность реформы, поэтому он выступил на сентябрьском заседании Пленума с изложением концепции и основных течений реформы.
Главная задача реформы — переход от административных методов управления народным хозяйством к экономическим . Для того чтобы оживить в устаревший механизм административного управления, предлагалось увеличить воздействие и роль стоимостных инструментов: цены, прибыли, кредитов, процентов, премий.
Поэтому под реформаторские реорганизации подводилась теоретическая база, смысл которой состоял в признании товарной природы социалистического производства. Далее эта точка зрения подвергалась гонениям со стороны науки и властей. Но в период » оттепели», которая продолжалась примерно до 1967 года, были возможны и другие точки зрения, которые осуждались как проявления «рыночного социализма». Такие же мысли заявлял молодой тогда экономист, а ныне академик РАН Н.Я. Петраков. Он считал, что прибыль — наилучший измеритель экономической эффективности общественного производства.
Другой важной задачей реформы провозгласили усиление оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятия. Реформа огласила предприятия основным звеном социалистической экономики. Усиление самостоятельности означало существенное сокращение централизованно спускаемых плановых показателей. Появилась возможность усилить заинтересованность предприятий и отдельных работников в результатах своего труда.
Издержки производства как экономическая категория
... предстоит понести. Издержки - затраты на потребленные средства производства и на оплату труда, в денежном выражении, для производства продукции. Экономические издержки - это выплаты, которые фирма обязана сделать, ... денежные средства, вложив капитал в какое угодно другое предприятие. Экономическая прибыль не входит в состав издержек, так как она представляет собой плату сверх нормальной прибыли, ...
Реформа закладывала идею перевода всех предприятий на полный хозрасчет. Это располагало к управлению Предприятиями посредством экономических стимулов. Для предприятий определяли долговременные экономические нормативы и налоговые платежи, назначающие взаимоотношения с госбюджетом: плата за фонды, рентные платежи, нормативы формирования фондов развития и экономического стимулирования. Личные стимулы близко согласовались с итогами работы всего предприятия.
Новые формы и методы хозяйствования распространялись постепенно. Сначала они проходили обкатку в рамках отдельных предприятий: еще в 1963 — 1964 гг. по-новому работали в экспериментальном режиме Московский автокомбинат, швейное объединение «Большевичка», Горьковский «Маяк».
Потом на новые условия были переведены 35 — 45 больших предприятий ряда ведущих отраслей, далее — целые отрасли. Активнее себя проявили министерства электротехнической промышленности, приборостроения, автомобильной промышленности.
В области управления Экономическая реформа высвободила государственные органы от мелочной опеки предприятий, обратив централизованное руководство на решении наиболее существ. перспективных вопросов развития производства, а также вопросов более широкого применения экономических методов управления, разрешающих обеспечивать рост эффективности производства путём воздействия на интересы коллективов производителей. Огромное значение имело возрождение и усиление отраслевого управления, сокращение управленческих звеньев путём создания производств. и научно-производственных промышленных объединений. Распоряжение увеличенными фондами предприятий увеличило реальное значение экономической деятельности профсоюзов и других организаций трудящихся на предприятиях. Экономическая реформа содействовала развитию социалистического соревнования.
В ходе Экономической реформы усилилась роль централизованного планирования. Совершенствование и сокращение числа централизованно утверждаемых плановых показателей деятельности предприятий дало возможность направить усилия государственных плановых органов на обеспечение народно-хозяйственных пропорций и темпов развития экономики, основных направлений научно-технического прогресса, рационального размещения производства. Расширились плановые функции предприятий, министерств, усилилась оперативно-хозяйственная самостоятельность и инициатива производственных единиц. Введение новых показателей и нормативов обеспечивало органическая связь системы планирования с экономическим стимулированием.
План-конспект по истории : «Реформы Петра I в экономике». ...
... -вашему, являлось главной целью экономической реформы Петра I? Какие итоги экономического развития России в первой ... артиллерии. Теперь обратимся к мануфактурному производству: эта отрасль экономики развивается наиболее успешно. Сравните: XVII ... Петербург торговым центром. V. Подведение итогов урока. Инструктаж по домашнему заданию. Прочитать ... на карту, на стр. 127. 1. Что вы можете сказать о ...
Одна из главных частей Экономической реформы — реформа оптовых цен. Введение действенного хозрасчёта потребовало более полного отражения в ценах общественно необходимых затрат труда на производство продукции, ликвидации убыточности отд. отраслей народного хозяйства, усиления стимулирующего воздействия цен на повышение качества продукции, изменение её ассортимента. Реформа оптовых цен позволила осуществить переход к планированию цен с учётом фондоёмкости производства. В ходе Экономическая реформа существенно расширилось использование товарно-денежных отношений и стоимостных категорий в народном хозяйстве. Ссылаясь на это, буржуазные экономисты пытались извратить содержание реформы, истолковать её как отказ от коренных устоев социализма, от марксистско-ленинских принципов экономического строительства нового общества, эволюцию в сторону капитализма или некую «либерализацию» социализма, как свидетельство «конвергенции» двух систем. Жизнь, однако, показала, что Экономическая реформа является дальнейшим развитием конкретных форм организации социалистического производства, направленным на улучшение и последовательное осуществление принципов хозяйствования, разработанных В. И. Лениным и обогащение практикой хозяйственного строительства в СССР и других социалистических странах.
Реализация Экономической реформы стало фактором роста эффективности общественного производства, роста экономического потенциала страны на этапе развитого социализма. Совершенствование экономических отношений не ограничивает мероприятия, проведёнными в рамках Экономической реформы В ходе коммунистического строительства совершается дальнейшее улучшение управления экономикой, механизма и методов хозяйствования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, Основные ошибки Косыгина
Все считают Косыгина выдающимся советским экономистом. Возможно. Но это была его главная слабость. Собственно засоренность на экономизме помешала ему найти правильный путь реформирования народного хозяйства Советского союза.
Очевидно, что в народном хозяйстве СССР должны были уживаться два сектора, живущие по разным экономическим законам. Тяжёлая промышленность должна была работать на строго плановых основах, а производство товаров народного потребления и сфера услуг – на рыночных принципах. И практика должна была показать, каково соотношение плана и рынка в каждой сфере производства, как там нужно сопрягать эти два начала..
А догматики располагали иметь обязательно завершенный социализм во всём, и представляли советского человека как существо, живущее строго по планам партии и правительства. Они забывали, что идеал в человеческом обществе вообще недостижим, политику приходится строить на основе компромисса между желаемым и возможным.
Косыгин, при всей своей эрудиции и работоспособности, показал себя в вопросах экономики неисправимым догматиком. И, естественно, потерпел крах в своих реформаторских устремлениях.
Реформа 1965 — 1967 гг. сыграла важную роль в развитии социалистической экономики СССР. Пожалуй, ее можно рассматривать как крупнейшую, целостную реформу, которую не знала советская экономика со времен нэпа. Ее результаты оцениваются неоднозначно, так как в ее основе находились внутренне несовместимые задачи: соединить централизованное планирование с самостоятельностью хозяйственных звеньев. Несмотря на то что формально число плановых обязательных показателей для предприятий существенно сокращалось (до 5 — 7), все же централизованные решения в условиях социализма не могли нестоять выше экономической целесообразности.
Экономические реформы 1960-1970 гг. ХХ века
... производства и т. д. Стержнем нового политического курса и хозяйственной реформы 1965 г. была идея долгосрочного и постепенного совершенствования социализма и курс на стабильность управленческих структур. Коренные экономические реформы ...
Главный вывод, следующим из логики реформы и оценки ее последствий сегодня, — существование наивной веры приверженцев реформы в то, что можно осуществить коренные экономические преобразования, не перестраивая серьезно социальную и политическую жизнь общества. Реформа стала пробуксовывать сразу же, а после 1970 г. ее многие проявления вовсе сошли на нет.
Отметим два бесспорных положительных результата действия реформы. Первое — это тот морально-психологический климат, который формировался в обществе в связи с осуществлением реформы. Она возбудила новую волну надежд на перемены, определила намеки на свободу мыслей и действий. Ее достоверно называют » оттепелью», которая закончилась в 1968 году. военным вторжением советских войск в Чехословакию.
Второе — это положительные воздействия реформы на экономическое развитие страны. Реформа позитивно сказалась на показателях народного хозяйства СССР в 67 — 70 годах. В целом характеризовалась высокой динамикой прироста производства: в промышленности примерно на 42 — 45, и сельском хозяйстве — на 19- 21%. Таких темпов не знала ни одна советская пятилетка. Хотя уже в то время закладывалась база торможения экономического роста и эффективности советской экономики.
Однако в целом реформа не дала ожидаемых результатов. Уже в конце 60 начале 70х гг. позитивный потенциал хозяйственной реформы стал иссякать, народное хозяйство возвращалось к традиционным источникам экономического роста за счет топливно-энергетического и ВПК. Безуспешными оказались попытки внедрения в массовое производство наукоемких производств . Структура советской экономики приобретала все более нерациональный, однонаправленный характер с уклоном в тяжелую индустрию и с минимальным выходом на необходимые потребности людей.
Сейчас мы до сих пор ощущаем последствия этой политики. Наукоемкие производства только недавно начали выходить на мировой уровень, хотя научная база была одна из лучших. Легкая промышленность не может конкурировать с нашими соседями. Нынешнее правительство прилагает большие усилия, чтобы Россия стала постиндустриальной страной.