Урок по теме:
«Человек в мире экономических отношений».
Цель урока:
Задачи:
Образовательные:
-
подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека;
-
продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей;
-
ознакомить учащихся с основной проблемой экономики, принципами работы рынка, законами спроса и предложения.
Развивающие:
-
<font face=» развить представления учащихся о ресурсах производства <font face=»; <font face=»показать, что характерные черты рынка (конкуренция, спрос и предложение) влияют на ситуацию на рынке ;
-
развивать способность разумно реализовывать свои потребности в повседневной жизни;
-
содействовать развитию экономической культуры учащихся.
Воспитательные:
-
побудить учащихся всегда рационально использовать доходы, учиться рассчитывать на собственные силы;
-
воспитывать уважение к высказываниям одноклассников.
Оборудование:
-
Карточки с заданиями:
-
Сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека
-
Компьютер.
-
Презентация к уроку.
Хайсанова Гульшат Азкаровна., Раздаточный материал (уместно подготовить его на листах разного цвета):
-
Организационный момент.
19 стр., 9010 словОткрытая экономика: основные понятия, преимущества и проблемы
... привлекательности. 1.2 Основные признаки открытой экономики Для того, чтобы определить степень открытости экономики необходимо рассмотреть основные признаки открытой экономики, их можно разделить на три группы. ... взаимозависимости стран и, соответственно, усиления открытого характера экономики. Таким образом, степень открытости национальной экономики тем выше, чем больше развиты её производительные ...
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. В начале урока хочу поздравить вас с наступлением весны, надеюсь, что весеннее настроение придаст вам заряд бодрости и наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания.
-
Проверка домашнего задания
(По карточкам)
-
Заполните пропуск в схеме:
Собственность = владение + ………………. + …………………….
-
В какие виды общественных отношений вступает человек:
-
Продавая дом; ( …………………………)
-
Участвуя в предвыборном митинге; (…………………………)
-
Посещая службу в церкви. (…………………………..)
В процессе производства, обмена, распределения, потребления материальных благ люди вступают в политические отношения друг с другом. (……………………………..)
-
Выберете правильные утверждения:
-
Труд создает все необходимое для жизни людей;
-
На протяжении всей истории общество рассматривало труд как величайшее благо;
-
Труд связан с природой и воздействует – прямо или косвенно – на природные объекты;
-
Появление автоматической техники освобождает человека от необходимости трудиться;
-
Внедрение в производство машин позволяет заменить на многих операциях руку человека.
-
Орудия труда, рабочая сила, рабочий класс;
-
Владение, пользование, производство.
«Три кита» производства = ………………………………….. + ……………………………….. + + ……………………………………. .
-
Новая тема.
— И сегодня на уроке мы продолжаем разговор об одной из сфер общественной жизни, которая получила свое название в результате соединения двух греческих слов oikos + nomos .
Пожалуйста, назовите эту сферу., Это экономика, Постановка цели, мотивация учащихся.
— Чтобы быть полноценным и равноправным участником жизни общества, без определенных знаний в области экономики нам не обойтись. Чтобы быть успешным и активными участниками экономических отношений. Прошлый урок прошел в виде моделирования экономических отношений в выдуманном островном государстве (изучались основы рыночных отношений).
Но вымысел – это всего лишь вымысел, а нам приходится жить в реальной России в сложное время, когда меняется положение человека во всех сферах общественной жизни и возрастает личная ответственность каждого за свою судьбу, за материальное благополучие. В этих условиях многие находят выход в создании частных предприятий.
- На сколько
- Откройте тетради и запишите число и тему урока.
- Эпиграфом к нашему уроку, как нельзя лучше подходит высказывание Бернарда Шоу:
«Экономика — это умение использоваться жизнью наилучшим образом».
Записывают тему и эпиграф.
— Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: (записаны на доске)
План.
-
Потребности и ресурсы: проблема выбора.
-
Факторы производства.
-
Главные вопросы экономики.
-
«Невидимая рука» рынка.
I.- Почему продавцы и покупатели находят друг друга?
Ответ:
— Давайте помечтаем. Чего бы вам хотелось сейчас получить? Представьте, что вы это получили. Есть еще желания? И это вы получили. Еще чего-нибудь хотите? Как долго вы можете перечислять свои потребности? Они когда-нибудь закончатся? Почему? Да, действительно, человеческие потребности безграничны. А возможно удовлетворить их все сразу? Почему?
- Потому что мешает ограниченность в денежных средствах, ресурсах, в свободной рабочей силе.
- К сожалению, у ресурсов есть один недостаток – они ограничены.
Вывод : потребности людей и возможность удовлетворить их очень часто не совпадают, т. к. потребности безграничны, а ресурсы, необходимые для их удовлетворения, ограничены.
Практическое задание
Вот так и в жизни, мы всегда хотим больше, чем можем получить, а ресурсы всегда ограничены, из-за ограниченности ресурсов люди должны делать выбор, т.е. решать проблему выбора.
— Итак, почему людям приходится делать выбор?
Потому что из-за ограниченности ресурсов, мы не можем удовлетворить все свои потребности.
Итак: основной проблемой экономики является проблема распределения ограниченных средств.( записывают в тетрадях )
— Для удовлетворения потребностей необходимы внеэкономические и экономические блага. Экономические блага создаются в процессе производства. Для их создания необходимы ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ. Что же такое ресурсы?
(Показываю булочку).
— Ребята, как вы думаете, что необходимо для выпечки этой булочки?
Дети перечисляют
— Как вы уже знаете профессия пекаря является одним из важных профессий во все времена. Потому что без хлеба жить мы не можем.
- Ткань, нити, игла, швейная машинка, ножницы, труд портного, время.
- Все это и есть производственные ресурсы или факторы производства.
II. Огромное множество ресурсов делят на 5 видов. (схема 1)
(Схема на доске, а факторы описываются в презентации)
Природные ресурсы
Человеческие ресурсы
Капитальные ресурсы
Предпринимательские способности
Информация
Физминутка:, Время, что несло меня вперед,, Только рынок не позволит спросу, Быть в прямой зависимости от цены.
— На примере булочки рассматриваем какие необходимы ресурсы:
Природные : вода, соль, яйцо, время.
Человеческие, Капитальные, Предпринимательские, Информация
Каждый человек решает проблему выбора по-своему, но как правило стремиться поступить рационально, т.е. разумно, расчетливо.