Урок изучения нового материала географии 9 класс
Тема урока:
Цель: сформировать представление у учащихся о цикличности развития экономики (хозяйства)
Задачи :
-
сформировать у учащихся понятие «экономический цикл», понимание причин и продолжительности циклов, знания об основных циклах Кондратьева и его вкладе в развитие экономики.
-
Формировать УУД ( информационно-коммуникативные умения, познавательные, регулятивные)
-
Развивать навыки сотрудничества при работе в группе
-
Воспитывать любовь к истории и развитию Родного края.
Оборудование:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время деятельности
Орг.момент
Актуализация
Дела людей, как волны океана Подвержены приливу и отливу. Воспользуйся приливом-и успех С улыбкою откликнется к тебе. С отливом же все плаванье твое
В тяжелую борьбу преобразиться.
У. Шекспир.
1 мин
Постановка темы и цели урока
Тема урока:
Цель: получить представление учащихся о цикличности развития экономики (хозяйства) и спрогнозировать развитие экономики России
РАБОТА С ТЕКСТОМ : определить тему и цель урока
«общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Экономическая история последних двух столетий дает нам великое множество примеров неустойчивости рыночной экономики. За периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периоды спадов, сопровождающиеся падением объемов производства и безработицей. Вообще, рыночная экономика обладает склонностью к повторению экономических явлений, что позволяет выявить «циклический» характер её развития. Но и в природе тоже все устроено в виде циклов: наступление дня и ночи, лета и зимы и т.д.»
Развитие торгово-экономических отношений России и США
... -энергетическом комплексе, которые получили дальнейшее развитие в развитие Российско-Американского коммерческого энергетического диалога. ... на региональном уровне. Важная роль в этой группе отводится решению проблем, связанных с вопросами лицензирования и упорядочивания отношений в этой сфере. Одной из важных целей ... российский трубопровод, но вместе с тем реструктуризация газового сектора страны, все ...
3 мин
Изучение нового материала
Постановка проблемы
Для всех стран с рыночной экономикой характерно
Ученые и практики утверждают, что в любой экономической системе происходят колебания деловой активности во времени: повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его спад, рост или снижение безработицы и т.д. Это было замечено экономистами еще в начале XIX века (Т.Мальтус, Ж.Сисмонди), а затем Т.Веблен, Дж.Кейнс, Дж.Хикс, Дж.Кларк, К.Маркс, Й.Шумпетер, У.Митчелл и многие другие посвятили свою деятельность исследованию экономических циклов.
склонность к повторению
Экономический цикл
имеет понижательную (
ИД Построение кривой экономического развития страны (по мнению учащихся)
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ в группах «
Ответ по группам
3-4 мин
5-7 мин
ИД –ДИАГРАММА
Экономический цикл может длиться от нескольких лет до нескольких десятилетий. В экономической теории циклы продолжительностью до 10-ти лет принято называть малыми (или короткими) волнами , продолжительностью до 40-60 лет — большими (или длинными) волнами . Последние связаны с фундаментальными сдвигами в технике и технологии, с научно-техническими революциями.
Циклы Дж.Китчина
циклы К.Жугляра
Циклы С.Кузнеца
циклы Н.Кондратьева, получившие название
Их основной причиной являются качественные изменения в технологической базе производства, модернизация структуры национальной экономики. Считается, что приблизительно раз в 45-50 лет все рассмотренные выше циклы совпадают в своей кризисной фазе, накладываясь друг на друга. При этом существование длинных волн связывается одновременно с множеством общественных факторов – крупными научно-техническими открытиями, демографическими процессами, изменениями в социальной и финансовой инфраструктуре экономики, инновациями в сельскохозяйственном производстве, геополитическими процессами.
Место и роль самостоятельной работы учащихся в начальной школе ...
... самостоятельной работы учащихся в начальной школе в процессе обучения». Цель исследования: , Объект исследования: , Предмет исследования: , Гипотеза исследования: , Задачи исследования: изучить теоретические основы проблемы организации самостоятельной работы ... всей системы образования в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры. Последние годы характеризуются стремительно ...
Циклы Форрестера
Циклы Тоффлера
5-7 мин
Единого мнения в этих работах нет и в них можно найти множество трактовок, объясняющих причины, фазы и характеристику циклов, различные пояснения и прогнозы.
ИД Библиографическая справка о Канратьеве
5-7 мин
ИД Сопоставление таблицы учащихся и учителя, Сопоставление прогноза учащихся и Кондратьева, РАБОТА с таблицей и картой мира самостоятельно учебник с 116, РАБОТА у доски по группам пояснение цикла и показ на карте мира стран лидеров, РАБОТА с текстом учебника с 116 и дополнение таблицы о России, РАБОТА на ИД дополнение таблицы по группам, Творческое задание, Работа у ИД по построению кривой
3-4мин
5-7 мин
5-7мин
5мин
2мин
7-10 мин
ИД Сопоставление прогноза учащихся с прогнозом экономики Кондратьева
2 мин
ИД Вывод
Д.З с 118 социокульт. практикум
вывод
1 мин
Рефлексия
Заполнение индивидуальных таблиц самоконтроля
3-4 мин
Причины экономических циклов
Первый подход
внутренние (эндогенные) факторы
совокупностью как внешних, так и внутренних причин
Периодическая повторяемость экономических процессов, лежащих вне экономической системы. К ним относятся: политические события, войны, землетрясения, изменение численности населения, открытие крупных месторождений ценных природных ресурсов, инновации, изобретения и научные открытия, солнечная активность.
Явления, происходящие внутри самой экономической системы. Важнейшими из них являются такие процессы как потребление, инвестиции, экономическая политика государств(а).
внутренние фактор
а внешние дают первоначальный толчок циклу, повод для начала кризисных явлений. Это направление является наиболее продуктивным и позитивным.
У.С. Джевонс
Согласно
Й. Шумпетер, Х.С. Джевонс, Х.М. Мор, С. Одзи, Э. Мандел
Полугодовая контрольная работа по экономике, 10 класс
... З) спрос И) потребитель 10. Дайте определение понятиям: инвестирование, ссуда, дивиденд, Контрольная работа по экономике за первое полугодие. 10 класс. Вариант 2. 1 . Экономика изучает проблему использования ограниченных ... 5) централизованное планирование экономики 6) разорение убыточных предприятий 7. Установите соответствие: 1 Экономика А Охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские ...
Р. Хоутри, И. Фишер,
М. Фридмен,
П. Самуэльсон, Э. Хансен
Самуэльсона-Хикса
Дж. Дьюзенберри
У.Джевонс, В. Парето
А. Пигу, Дж. Кейнс
ДОКЛАД
Николай Дмитриевич Кондратьев
Родился 16 (4) марта 1892 года в деревне Галуевская Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне — в Вичугском районе Ивановской области, в 5 км от г. Вичуги).
Сам Н.Д. Кондратьев по новому стилю считал своим днём рождения 17 марта (в выписке из метрической книги, вместо 12-ти, было прибавлено 13 дней к дате рождения после смены календаря).
Это закреплено в автобиографии ученого, датированной 28 апреля 1924 г., и в письме своей жене от 17 марта 1933 г.
С 1905 года — эсер. Учился в церковно-приходской школе, учительской школе, училище садоводства, в 1911 году окончил (экстерном) Костромскую гимназию и в том же году поступил на юридический факультет Петербургского университета; после окончания университета работал на кафедре политической экономии и статистики.
Входил товарищем министра продовольствия в последний состав Временного правительства Александра Керенского. С 1918 года — в Москве преподавал в Кооперативном институте и Тимирязевской (до 1923 года — Петровской) сельскохозяйственной академии. Основатель и директор Института конъюнктуры (1920—1928).
В августе 1920 году проходил по делу «Союза возрождения России», был арестован, но через месяц освобожден благодаря усилиям И. А. Теодоровича и А. В. Чаянова.
В 1920—1923 годах — в Наркомземе, начальник управления сельскохозяйственной экономии и политики и «учёный специалист». Работал в сельскохозяйственной секции Госплана СССР
19 апреля 1928 года отстранён от должности; в 1930 году арестован по «делу Трудовой крестьянской партии», Коллегией ОГПУ 26 января 1932 года приговорён к 8 годам тюремного заключения. Содержался в Суздальском политизоляторе.
Военной коллегией Верховного суда СССР 17 сентября 1938 года приговорён к расстрелу и в тот же день расстрелян. Расстрелян и похоронен на «Коммунарке» (Московская область).
-
Хозяйство носит рыночный характер: существует конкуренция, рынок рабочей силы (население переселяется туда, где появляются новые рабочие места) и рынок капитала.
-
Цены меняются в зависимости от спроса и предложения.
Советский период (1920-1980-е гг.) –
-
экономика страны строится на плановых отношениях. Частная собственность ликвидируется, все предприятия становятся государственными . Развиваются ВПК, металлургия, химическая промышленность.
-
В 1930-е гг. – индустриализация страны. Снижение уровня жизни людей.
4 стр., 1785 слов«Восстановление экономики и политическое развитие СССР в послевоенный ...
... восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны». Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы. Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в ...
-
В 1950-е гг. – жилищное строительство, жизнь людей улучшается, производят товары народного потребления.
-
Милитаризованная экономика . Гонка вооружений – период холодной войны.
-
Отсутствие конкуренции и безработицы . Закупка зерна за рубежом. Постепенный упадок экономики.
-
Экономика СССР вступила в период кризиса .
С 1992 г.
-
Резко снижается производство военной продукции.
-
Выпуск промышленной продукции за 1990-е гг. сократился в 2,5 раза, сельскохозяйственной на треть. Стал свободным импорт товаров. Продукция многих предприятий не выдерживала конкуренции с импортными товарами.
-
Положение изменилось после 1998г., когда рубль был девальвирован. Импортные товары снова стали дороже отечественных, импорт сократился и начался рост российской промышленности.
-
Экономика России переходит на рыночные отношения. Организуются рынки товаров, рабочей силы, капиталов
-
Таким образом, возвращение к рыночной экономике идёт с большими сложностями.