Конспект » Циклы развития экономики «( 9 класс)

Конспект

Урок изучения нового материала географии 9 класс

Тема урока:

Цель: сформировать представление у учащихся о цикличности развития экономики (хозяйства)

Задачи :

  • сформировать у учащихся понятие «экономический цикл», понимание причин и продолжительности циклов, знания об основных циклах Кондратьева и его вкладе в развитие экономики.

  • Формировать УУД ( информационно-коммуникативные умения, познавательные, регулятивные)

  • Развивать навыки сотрудничества при работе в группе

  • Воспитывать любовь к истории и развитию Родного края.

Оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время деятельности

Орг.момент

Актуализация

Дела людей, как волны океана Подвержены приливу и отливу. Воспользуйся приливом-и успех С улыбкою откликнется к тебе. С отливом же все плаванье твое

В тяжелую борьбу преобразиться.

У. Шекспир.

1 мин

Постановка темы и цели урока

Тема урока:

Цель: получить представление учащихся о цикличности развития экономики (хозяйства) и спрогнозировать развитие экономики России

РАБОТА С ТЕКСТОМ : определить тему и цель урока

«общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Экономическая история последних двух столетий дает нам великое множество примеров неустойчивости рыночной экономики. За периодами успешного промышленного развития и всеобщего экономического процветания всегда наступали периоды спадов, сопровождающиеся падением объемов производства и безработицей. Вообще, рыночная экономика обладает склонностью к повторению экономических явлений, что позволяет выявить «циклический» характер её развития. Но и в природе тоже все устроено в виде циклов: наступление дня и ночи, лета и зимы и т.д.»

26 стр., 12718 слов

Интеллектуальное развитие учащихся на х русского языка

... в структуре урока должен содействовать интеллектуальному развитию учащихся. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках направлена на достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, способствует мобилизации интеллектуальных ресурсов личности обучаемого. Цель исследования:, Задачи ...

3 мин

Изучение нового материала

Постановка проблемы

Для всех стран с рыночной экономикой характерно

Ученые и практики утверждают, что в любой экономической системе происходят колебания деловой активности во времени: повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его спад, рост или снижение безработицы и т.д. Это было замечено экономистами еще в начале XIX века (Т.Мальтус, Ж.Сисмонди), а затем Т.Веблен, Дж.Кейнс, Дж.Хикс, Дж.Кларк, К.Маркс, Й.Шумпетер, У.Митчелл и многие другие посвятили свою деятельность исследованию экономических циклов.

склонность к повторению

Экономический цикл

имеет понижательную (

ИД Построение кривой экономического развития страны (по мнению учащихся)

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ в группах «

Ответ по группам

3-4 мин

5-7 мин

ИД –ДИАГРАММА

Экономический цикл может длиться от нескольких лет до нескольких десятилетий. В экономической теории циклы продолжительностью до 10-ти лет принято называть малыми (или короткими) волнами , продолжительностью до 40-60 лет — большими (или длинными) волнами . Последние связаны с фундаментальными сдвигами в технике и технологии, с научно-техническими революциями.

Циклы Дж.Китчина

циклы К.Жугляра

Циклы С.Кузнеца

циклы Н.Кондратьева, получившие название

Их основной причиной являются качественные изменения в технологической базе производства, модернизация структуры национальной экономики. Считается, что приблизительно раз в 45-50 лет все рассмотренные выше циклы совпадают в своей кризисной фазе, накладываясь друг на друга. При этом существование длинных волн связывается одновременно с множеством общественных факторов – крупными научно-техническими открытиями, демографическими процессами, изменениями в социальной и финансовой инфраструктуре экономики, инновациями в сельскохозяйственном производстве, геополитическими процессами.

2 стр., 940 слов

Развитие экономической мысли

... руководствуясь общими теоретическими принципами. В экономическом учении Смита большое значение придаётся накоплению капитала. 9.1 Дав анализ экономических явлений и процессов, Рикардо сформулировал серию экономических законов, которые вошли в ... власти по раздаче земель в частное владение и пользование. 4.1 В эпоху феодализма в развитии экономической мысли Западной Европы был сделан шаг вперед ...

Циклы Форрестера

Циклы Тоффлера

5-7 мин

Единого мнения в этих работах нет и в них можно найти множество трактовок, объясняющих причины, фазы и характеристику циклов, различные пояснения и прогнозы.

ИД Библиографическая справка о Канратьеве

5-7 мин

ИД Сопоставление таблицы учащихся и учителя, Сопоставление прогноза учащихся и Кондратьева, РАБОТА с таблицей и картой мира самостоятельно учебник с 116, РАБОТА у доски по группам пояснение цикла и показ на карте мира стран лидеров, РАБОТА с текстом учебника с 116 и дополнение таблицы о России, РАБОТА на ИД дополнение таблицы по группам, Творческое задание, Работа у ИД по построению кривой

3-4мин

5-7 мин

5-7мин

5мин

2мин

7-10 мин

ИД Сопоставление прогноза учащихся с прогнозом экономики Кондратьева

2 мин

ИД Вывод

Д.З с 118 социокульт. практикум

вывод

1 мин

Рефлексия

Заполнение индивидуальных таблиц самоконтроля

3-4 мин

Причины экономических циклов

Первый подход

внутренние (эндогенные) факторы

совокупностью как внешних, так и внутренних причин

Периодическая повторяемость экономических процессов, лежащих вне экономической системы. К ним относятся: политические события, войны, землетрясения, изменение численности населения, открытие крупных месторождений ценных природных ресурсов, инновации, изобретения и научные открытия, солнечная активность.

Явления, происходящие внутри самой экономической системы. Важнейшими из них являются такие процессы как потребление, инвестиции, экономическая политика государств(а).

внутренние фактор

а внешние дают первоначальный толчок циклу, повод для начала кризисных явлений. Это направление является наиболее продуктивным и позитивным.

У.С. Джевонс

Согласно

Й. Шумпетер, Х.С. Джевонс, Х.М. Мор, С. Одзи, Э. Мандел

Р. Хоутри, И. Фишер,

9 стр., 4013 слов

Полугодовая контрольная работа по экономике, 10 класс

... З) спрос И) потребитель 10. Дайте определение понятиям: инвестирование, ссуда, дивиденд, Контрольная работа по экономике за первое полугодие. 10 класс. Вариант 2. 1 . Экономика изучает проблему использования ограниченных ... 5) централизованное планирование экономики 6) разорение убыточных предприятий 7. Установите соответствие: 1 Экономика А Охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские ...

М. Фридмен,

П. Самуэльсон, Э. Хансен

Самуэльсона-Хикса

Дж. Дьюзенберри

У.Джевонс, В. Парето

А. Пигу, Дж. Кейнс

ДОКЛАД

Николай Дмитриевич Кондратьев

Родился 16 (4) марта 1892 года в деревне Галуевская Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне — в Вичугском районе Ивановской области, в 5 км от г. Вичуги).

Сам Н.Д. Кондратьев по новому стилю считал своим днём рождения 17 марта (в выписке из метрической книги, вместо 12-ти, было прибавлено 13 дней к дате рождения после смены календаря).

Это закреплено в автобиографии ученого, датированной 28 апреля 1924 г., и в письме своей жене от 17 марта 1933 г.

С 1905 года — эсер. Учился в церковно-приходской школе, учительской школе, училище садоводства, в 1911 году окончил (экстерном) Костромскую гимназию и в том же году поступил на юридический факультет Петербургского университета; после окончания университета работал на кафедре политической экономии и статистики.

Входил товарищем министра продовольствия в последний состав Временного правительства Александра Керенского. С 1918 года — в Москве преподавал в Кооперативном институте и Тимирязевской (до 1923 года — Петровской) сельскохозяйственной академии. Основатель и директор Института конъюнктуры (1920—1928).

В августе 1920 году проходил по делу «Союза возрождения России», был арестован, но через месяц освобожден благодаря усилиям И. А. Теодоровича и А. В. Чаянова.

В 1920—1923 годах — в Наркомземе, начальник управления сельскохозяйственной экономии и политики и «учёный специалист». Работал в сельскохозяйственной секции Госплана СССР

19 апреля 1928 года отстранён от должности; в 1930 году арестован по «делу Трудовой крестьянской партии», Коллегией ОГПУ 26 января 1932 года приговорён к 8 годам тюремного заключения. Содержался в Суздальском политизоляторе.

Военной коллегией Верховного суда СССР 17 сентября 1938 года приговорён к расстрелу и в тот же день расстрелян. Расстрелян и похоронен на «Коммунарке» (Московская область).

  • Хозяйство носит рыночный характер: существует конкуренция, рынок рабочей силы (население переселяется туда, где появляются новые рабочие места) и рынок капитала.

  • Цены меняются в зависимости от спроса и предложения.

Советский период (1920-1980-е гг.) –

  • экономика страны строится на плановых отношениях. Частная собственность ликвидируется, все предприятия становятся государственными . Развиваются ВПК, металлургия, химическая промышленность.

  • В 1930-е гг. – индустриализация страны. Снижение уровня жизни людей.

  • В 1950-е гг. – жилищное строительство, жизнь людей улучшается, производят товары народного потребления.

    4 стр., 1785 слов

    «Восстановление экономики и политическое развитие СССР в послевоенный ...

    ... восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны». Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы. Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период. ...

  • Милитаризованная экономика . Гонка вооружений – период холодной войны.

  • Отсутствие конкуренции и безработицы . Закупка зерна за рубежом. Постепенный упадок экономики.

  • Экономика СССР вступила в период кризиса .

С 1992 г.

  • Резко снижается производство военной продукции.

  • Выпуск промышленной продукции за 1990-е гг. сократился в 2,5 раза, сельскохозяйственной на треть. Стал свободным импорт товаров. Продукция многих предприятий не выдерживала конкуренции с импортными товарами.

  • Положение изменилось после 1998г., когда рубль был девальвирован. Импортные товары снова стали дороже отечественных, импорт сократился и начался рост российской промышленности.

  • Экономика России переходит на рыночные отношения. Организуются рынки товаров, рабочей силы, капиталов

  • Таким образом, возвращение к рыночной экономике идёт с большими сложностями.