Экономика. Конспект лекций

Конспект

2. Рынок и рыночный механизм. …………………………………………………………

15

2.1. Товарная основа функционирования экономики……………………………………….

16

2.2. Сущность рынка, его объекты и субъекты, структура……………………………….

17

2.3. Рыночный механизм: цена, спрос, предложение, конкуренция………………….

19

2.3.1. Спрос и закон спроса………………………………………………………………………

20

2.3.2. Предложение и закон предложения…………………………………………………

22

2.3.3. Рыночное равновесие и равновесная цена ………………………………………

23

3. Лекция 3. Теория потребления………………………………………………………………………..

24

3.1. Теория потребительского поведения и два подхода к его определению……..

24

3.2. Бюджетные линии и кривые безразличия………………………………………………….

28

3.3. Равновесие потребителя …………………………………………………………………………..

31

3.4. Эффект дохода и эффект замещения…………………………………………………………

33

4. Лекция 4. Фирма в рыночной экономике…………………………………………………………

34

4.1. Фирма и ее производственная функция…………………………………………………….

34

4.2. Краткосрочный и долгосрочный периоды деятельности фирмы………………..

36

4.3. Классификация и структура издержек фирмы…………………………………………..

37

4.4. Выручка и прибыль фирмы………………………………………………………………………

38

4.5. Альтернативы максимизации прибыли……………………………………………………..

40

5. Лекция 5. Рыночная конкуренция и её виды……………………………………………………

42

5.1. Сущность конкуренции……………………………………………………………………………

44

5.2. Особенности совершенной конкуренции ………………………………………………….

44

5.3. Модели рынка несовершенной конкуренции…………………………………………….

47

5.3.1. Фирма в условиях монополистической конкуренции……………………….

48

5.3.2. Фирма в условии олигополии………………………………………………………….

49

5.3.3. Фирма в условиях чистой монополии ……………………………………………..

51

5.4. Рыночная власть и её измерение……………………………………………………………….

51

6. Лекция 6. Рынки факторов производства…………………………………………………………

52

6.1. Особенности функционирования рынков факторов производства……………..

52

6.2. Спрос и предложение на факторы производства……………………………………….

53

6.3. Рынок труда …………………………………………………………………………………………….

56

6.4. Рынок капитала………………………………………………………………………………………..

61

6.4.1. Сегмента рынка – рынок капитальных услуг……………………………………

62

6.4.2. Сегменты рынка капитала – услуги капитала…………………………………..

62

6.4.3. Сегменты рынка капитала – заемные средства…………………………………

63

6.4.3.1. Ссудный капитал и ссудный процент……………………………………

64

6.5. Рынок землепользования………………………………………………………………………….

66

3

1. Лекция 1. Введение в экономику.

1.1. Предмет экономики и её структура

1.2. Потребности и ресурсы

1.3. Общественное производство и экономические отношения

1.4. Производственные возможности общества и экономический выбор

1.5. Собственность: права и формы

1.1 Предмет экономики и её структура

Экономика как хозяйство основывается на таких понятиях, как: человек, природа, предметы потребления, инфраструктура, различные формы информации. Выделяют функциональную структуру:

материально-вещественная и денежная,

отраслевая и региональная

экономические ресурсы и факторы производства, экономический продукт. Экономика как наука – это наука о поведении людей в процессе производства,

распределения, обмена и потребления благ и услуг и информации в условиях ограниченности ресурсов, характеризующихся много вариантностью использования.

Это универсальная наука, изучающая поведение человека по удовлетворению потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их эффективное использование в результате достигается экономический рост как материальная основа дальнейшего производства, обмена, потребления благ.

Более краткое и емкое определение дал Лай Роббинс:

«Экономическая наука – наука, изучающая экономическое поведени е с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые

могут иметь ограниченное употребление».

Её главной задачей является выбор наиболее эффективных способов использования факторов производства. Это использование определяет хозяйственную деятельность , которая имеет две стороны:

объективную , которая определяется отношением собственности и действием экономических законов.

Экономический закон – это существенное, многократное повторение, проверенное и подтвержденное обобщение экономических процессов, устойчивые причинно-следственные связи и зависимости, определяющие магистральное развитие той или иной сферы экономической жизни.

Он является формой общественных действий человека.

Субъективную , проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов. Она связана с рациональным хозяйствованием, которая опирается

на познание экономических законов.

Экономика как хозяйство представляет экономическую деятельность людей, основанную на рациональном поведение.

Объектом изучения экономики является экономическая деятельность людей и возникающие в её ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими инструментами.

Сфера исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность.

4

Предмет исследования экономики – жизнедеятельность экономического человека, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той средой, в которой они находятся.

Субъектом исследования является человек, группа людей, государство.

Итак, предмет науки – это мир явлений, которые взаимосвязаны друг с другом. Он объясняет причину повторяемости этих явлений, а также как эти явления влияют на нашу жизнь.

Действие экономических законов проявляется на четырех уровнях хозяйствования и определяет поведение хозяйствующих субъектов.

Первый уровень – микроэкономический. Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйствующих субъектов и экономических структур: индивидуумов, фирм, домашних хозяйств и целые отросли экономики, а также рынков конкретных благ и ресурсов.

Её выводы адресованы коммерсанту и бизнесмену, инвестору. Независимые субъекты взаимодействуют через рынок, т.е. определяется с кем вступает в отношения экономический субъект и те условия в которых он действует образуют его внешнюю среду. На этом уровне основным мотивом их деятельности являются максимизация материальной выгоды.

Второй уровень – макроэкономический. Макроэкономика исследует экономику стран как единое целое, как систему. Она рассматривает процессы формирования совокупного спроса, совокупного предложения и т.д., то есть оперирует агрегированными показателями: ВНП, ВВП, национальный доход, обход уровень цен.

Её анализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьба с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности. Теоретическое решение этих проблем

  • есть база для формирования экономической политики.

Третий уровень – мезо экономический. Мезо экономика изучает законы и поведение человека в определенной подсистеме национальной экономики. (АПК, военнопромышленный комплекс, социальная сфера).

Четвертый уровень – мега экономический. Мега экономика изучает экономические законы и поведение человека в системе мировой экономики в целом.

Метод исследования экономики и её функции

Метод – это совокупность приемов, способов обоснования научный идеи.

Метод научного познания – это способ исследования, то есть с помощью каких инструментов и приемов проводится анализ.

Метод абстракции исходит из того, что экономические явления и процессы практически никогда не протекают в чистом виде. В этом случае главным средством, методом познания выступает абстракцияотвлечение.

Абстракция – отвлечение от второстепенного в явлениях и категориях ради того, чтобы найти главное, существенное, содержательное в них, т.е. то, что их

объединяет, а не отличает.

Только при таком подходе можно выяснить сущности более высокого предка – категории , в которых конденсируется опыт познания и практической экономической деятельности субъектов.

При изучении экономических процессов, которые противоречивы и находятся в постоянном движении используется сочетание исторического и логического.

5

Анализ – изучение проблемы или явления по частям путем деления его на более мелкие составляющие.

Синтез – наоборот, соединение отдельных сторон явления в единое целое, в общем виде.

На основе анализа и синтеза осуществляется индукция и дедукция.

Индукция – метод познания основаны на умозаключениях, выводах, которые восходят от частного к общему. Она применяется в процессе синтеза. Дедукция – вывод, идущий от общего к частному, когда необходимо узнать характер поведения составляющих экономического явления.

Непроверенный, предварительный вывод называется гипотезой.

Эксперимент – проведение экономического опыта в специальных условиях, созданных и контролируемых человеком для изучения субъектов хозяйственной деятельности или другими словами, это исследование экономических проблем в специально созданной искусственной среде.

Различают позитивную и нормативную экономику (рис. 1).

Позитивная экономика строится на причинно-следственных связях и не занимается критическим анализом действительности. Нормативная экономика предлагает решения действий, определяет какие условия экономики желательны или нежелательны. Она затрагивает проблемы этического оценочного характера. Важным показателем является научное предвидение – это то, что может быть в экономике в будущем. Её утверждения носят рекомендательный характер.

Экономическая теория

Позитивная

1. Изучает реальное экономическое состояние экономики и её поведение в результате изменения различных событий.

2. Отвечает на вопросы: что есть? Что может быть в экономике?

3. Её основной продукт: знания, обобщения, аналитический прогноз.

4. В ней нет никаких оценочных суждений.

Нормативная

1. Ориентирована на то, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь делаемых результатов.

2. Оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте: надо, необходимо, следует.

3. Отвечает на вопрос: как должно

быть?

4. Здесь выносятся оценки экономических процессов.

1.2 Потребности и ресурсы

Первое ограничение экономического поведения человека – ограниченные ресурсы:

Ресурсы – это то, чем общество может реально оперировать в процессе производства, т.е. это те средства, которые используются в этом процессе.

Ограниченность всех ресурсов означает, что общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди.

Ограниченность труда связана с тем, что трудоспособные жители строго фиксированы в каждый момент времени не только численно, но и профессионально.

Ограниченность природных ресурсов определяется географией страны и наличием природных ископаемых.

6

Ограниченность предпринимательства обусловлена тем, что природа далеко не каждого наделяет талантом предпринимателя.

Инвестиционная ограниченность определяется предыдущим развитием страны, тем, какой производственный потенциал накоплен.

Особенность всех ресурсов является то, что они редкие.

Редкость – это ситуация, когда запасы некоторого блага меньше потребностей в нем.

Чем богаче страна природными ресурсами, тем больше у нее возможностей увечить производство экономических благ в виде средств производства и предметов потребления.

Основной экономический ресурс – это время.

Второе ограничение экономического поведения человека – потребность.

Потребность – это объективная нужда человека в чем-либо необходимом. Для поддержания жизнедеятельности или развития организма или личности, требующая удовлетворения.

Нужда – это природная потребность свойственная человеку как виду. Потребность – идеальная категория представляющая образ потребления в сознании

субъектов и носит субъективных характер, но в то же время она внутренний мотив функционирования и развития общественного производства. Главная особенность потребностей заключается в их неутолимости, так как:

  • Человечество развивается исторически и социально;
  • Повышается культурный уровень людей, и их потребности в этом аспекте повышается и расширяется;
  • Любое новое изобретение становится потребностью и порождает целую цепь новых потребностей;
  • Средства массовой информации весьма оперативно делают данную потребность достоянием всех людей;

— Потребности растут количественно в силу роста самого народонаселения Земли. Потребность как нужда угасает в сделке, т.е. реализованной потребности.

Сделка

Спрос Æ

Реализованная

потребность

Интерес Æ

Платежеспособная

потребность

Потребность Æ

Осознанная

потребность

Нужда

Связь потребности и сделки.

Потребности формируют интересы, как побудительный мотив действий экономических субъектов. Именно на потребность направлен процесс производства, неразрывно связанный с потреблением.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами .

Таким образом, вывод однозначен и аксиоматичен: в экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах.

7

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. Все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах:

1. Потребности общества безграничны.

2. Ресурсы для производства товаров и услуг ограничены или редки.

Имеет место противоречие, с одной стороны, безграничностью и полностью неутолимостью потребностей и с другой, ограниченностью или редкостью ресурсов.

Редки, потому что требуют затрат на производство.

Итак, ресурсы можно свести к факторам производства: земля, капитал, труд, предпринимательство и информация.

Земля – это прежде всего пространственно-географический фактор кроме того, земля является производственным фактором. – это леса, вода, природные полезные ископаемые, которые ограничены по своей природе. Она естественный фактор.

Капитал – это все средства производства: сырье, материалы, машины, оборудование, здания, сооружения, транспорт, средства связи. Они выражаются в денежной форме, являются продуктом труда и уже в силу этого носят ограниченный характер. Капитал – это ресурс экономический.

Труд – как совокупность физических и умственных способностей человека, применяемая в производстве товаров и услуг.

Предпринимательство – это специфические особые способности человека, особый человеческий ресурс. Предприниматель берет на себя инициативу соединить ресурсы в единый процесс, а также риск и ответственность за экономические результаты производства.

Информация – это вся совокупность накопленных знаний и их доступность населению страны: сведения, технологии, различные ноу-хау и т.д.

Экономические блага производятся самим человеком и состоят из: благо-субститута, благо — комплимента и антиблага.

Благо — субститут – это потребительные товары и услуги, которые взаимозаменяемы. Они не изменяют общую цель удовлетворения потребности. (масло-маргарин)

Благо — комплимент – это взаимодополняющие товары и услуги. Они конкретизируют удовлетворение потребностей, образуя цепочку зависимостей (автомобиль – бензин, стол – стул).

Антиблаго – это отходы производства, не подлежащие дальнейшей переработке или приносящие вред человеку.

Свободные блага – имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве, так как они есть в природе в готовом виде, следовательно, потребности в них удовлетворяются обществом полностью: свет, вода, воздух и т.д.

1.3 Общественное производство и экономические отношения.

Человек находится в двух средах обитания:

8

1. Естественная или природная среда – это разного рода ресурсы и иные условия жизни: климат, почва, количество населения, качество питания. Она включает следующие элементы: трудовые ресурсы и природные ресурсы.

2. Социальная среда – это общественная организация жизни людей, их взаимодействие между собой на основе определенных экономических принципов. Она образуется

отношениями собственности и социальным устройством, основанном на социальном законодательстве.

Природная и социальная сферы, взаимодействуя находят общее проявление => производственную деятельность человека, которая состоит из четырёх компонентов:

1. Производство – процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

2. Распределение – определение доли, количества, пропорции, в котором каждый хозяйственный субъект принимает участие в производственном продукте.

3. Обмен – процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому, а также форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ.

4. Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей.

Производительные силы общества состоят из средств производства и рабочей силы. Первый и главный фактор любого производства является труд. Сам труд есть, с одной стороны, деятельность человека, направленная на преобразование природы, приспособление её для удовлетворения человеческих потребностей. С другой стороны, он есть расходование человеческой рабочей силы.

Рабочая сила – есть совокупность физических и духовных способностей человека, которыми он потенциально располагает и которые пускаются в ход при производстве материальных и духовных благ.

Труд есть расходование физической, нервной и умственной энергии человека с производственной целью в процессе труда.

Процесс труда – это процесс, в котором человек, воздействуя на вещество природы производит материальные и духовные блага

Общественное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения.

Общественное производство

Отношения по поводу Производительные силы разделения труда, Производственные

специализации, отношения комбинирования.

Средства производства

Рабочая сила

Социально –

экономические отношения

Средства труда

Предметы труда

Организационно

экономические

Пассивные: здания,

Активные: машины,

отношения.

сооружения, дороги и т.д.

станки, оборудование.

9

Процесс труда включает три элемента.

1. Предмет труда – это всё то, на что направлен труд человека, т.е. из чего производятся блага.

2. Средства труда – это комплекс вещей или предметов, при помощи которых человек трудится, производит материальные блага.

3. Труд .

Средства (орудия) труда вместе с предметами труда – это средства производства. Рабочая сила и средства производства в совокупности представляют производительные

силы общества.

В процессе производства рабочую силу и средства производства нужно соединить как два фактора производства. Это одна из труднейших и сложнейших задач в любом обществе. Характер, форма и условия их соединения зависят от формы собственности. Показателем развития самих производительных сил является производительность труда, которая в конечном счёте является наиболее общим и ярким показателем развития общественного производства.

Второй стороной общественного производства являются производительные отношения. Они складываются в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг. Они существуют в виде: форм собственности, экономической основы существования классов и распределительных отношений. Производственные отношения – это анатомия человеческого общества. На них как на скелете строится и конструируется общество со всем разнообразием других общественных отношений. Поскольку производственные отношения носят фундаментальный характер – регулируют отношения людей в процессе производства.

Определённо можно сказать, что если производительные силы являются содержанием общественного производства, то производственные отношения есть общественная форма, в которой осуществляется это производство.

Совокупность производительных сил и производственных отношений так же представляют собой в своём единстве способ производства, как качественная определённость общества, а последний в целом выражает экономический строй общества его базис. Базис определяет его надстройку, а надстройка всё более и более влияет на базис и определяет параметры его развития и совершенствования.

Духовная жизнь общества, будучи многократно опосредованной различными отношениями, институтами, технологическими средствами и т.д. обладает самостоятельностью относительной и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни. Сознание людей, если оно опирается на науку и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность и конкретные формы их реализации. Используя знания, человек в процессе общественно-исторической практики преобразует мир, творит новую действительность. Воплощаясь в конкретных результатах деятельности личности, идеальные факторы превращаются в материальные. В этом и заключается диалектическая связь материальным и духовным благам в человеческом обществе.

Таким образом, общественное производство состоит из материального и нематериального производств. Материальное производство включает производство

10