Конспект по обществознанию в 8 классе : «Главные вопросы экономики»

Конспект
Содержание скрыть

1.Главные вопросы экономики

2.Экономическая система

3. Типы экономических систем

Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три главных вопроса экономики.

Что производить?-, Как производить?-, Для кого производить?-

типы экономических систем

Экономическая система —

Работа в группах.

Что означают эти вопросы и в чем особенности их решения?

В ходе работы с учебником заполнить таблицу в тетради

Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему, Типы экономических систем, Традиционная, Характерные черты

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству — удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

Достоинства -, Недостатки –

Примеры — в настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в чистом виде у некоторых племен Центральной Африки, Южной Юго-Восточной Азии, у канадских эскимосов.

5 стр., 2181 слов

Экономика и экономическая теория : Классификация экономических ...

... классификация и анализ экономических систем и моделей. Работа состоит из введения, двух вопросов, подразделяющихся в свою очередь на ряд подвопросов, заключения и списка использованной литературы. 1 Типы экономических систем ... Федоренко, В.А. Медведева, Л.И. Абалкина.Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев. В ...

Командная (Централизованная, плановая, административная)., Характерные черты

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Достоинства-, Недостатки -, Примеры — СССР,

Рыночная

Характерные черты

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Достоинства, Недостатки –

Примеры- не встречается в чистом виде.

Смешанная

Характерные черты

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

11 стр., 5190 слов

Труд как экономический ресурс

... различным экономическим системам. Каждая из компонент трудового потенциала является относительно самостоятельным видом экономических ресурсов. До последнего времени основное внимание уделялось ресурсам рабочего времени (численности персонала). Однако развитие современного производства определяется в первую ...

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Примеры – США, Япония, Россия.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Рубрика в классе и дома. Задание 1,3.

Предлагаю оценить степень вашей активности на уроке по пятибалльной шкале, проанализировать что получилось, а что нет и почему.

5. Домашнее задание:

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны научиться применять полученные знания в знакомой и измененной ситуациях, эти умения им пригодятся не только в школе, но и в жизни.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Настраиваются на изучение нового материала.

1мин

Личностные, Актуализация и мотивация знаний и умений

Осуществляет проверку д/з.

1. фронтально по вопросам:

— Что такое потребности?

— Виды потребностей?

— Приведите примеры.

— Как называются средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности?

— Какие бывают блага?

С. 91 учебника зад. 1 – устно

— Как следует использовать блага?

— Всегда ли человек рационален в использовании благ? Приведите примеры? К чему это может привести?

«Вы — предприниматель, которому нужно вложить деньги в производство товаров или услуг»

Предлагает определить тему и цели урока.

Отвечают на вопросы, определяют возникшие трудности.

Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают ответы и дополняют их.

Формулируют тему урока и цели.

9 мин

Коммуникативные : проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Регулятивные:, Познавательные:

применение ранее полученных знаний;

Личностные:, Предметные:, Изучение нового материала

1.Главные вопросы экономики

18 стр., 8996 слов

Применение линейного программирования для решения экономических ...

... анализ применения линейного программирования для решения экономических задач. Задачами курсовой работы являются: 1. Теоретико-методическое описание метода линейного программирования; 2. Выявление области применения и ограничения использования линейного программирования для решения экономических задач; 3. Оптимизация прибыли с применением метода линейного программирования; 4. Постановка задачи и ...

2.Экономическая система

3. Типы экономических систем

Что производить?

Как ? Для кого?

Объясняет задание самостоятельной работы обучающихся, организует работу в группах (по рядам): Что означают эти вопросы и в чем особенности их решения?

Знакомит с понятием экономическая система, видами экономических систем.

Экономическая система

Объясняет задание самостоятельной работы обучающихся, организует работу в группах (по рядам) : в ходе работы с учебником заполнить таблицу в тетради

Какие плюсы и минусы имеет каждая из экономических систем?

  • Какая из них наиболее жизнеспособная. Почему?

Записывают тему урока в тетрадь, зарисовывают схему.

Выполняют задание, работают в группах (по рядам), отвечают на вопросы.

Делают записи.

Выполняют задание, работают в группах (по рядам) заполняют таблицу.

1 ряд — традиционная экономика

2 ряд — командная экономика

3 ряд — рыночная экономика

Отвечают на вопросы

2мин

5мин

2мин

9мин

Познавательные:

смысловое чтение, умение анализировать, создавать, применять учебный текст для решения проблемных вопросов; характеризовать особенности решения главных вопросов экономики давать определение понятиям;

информационно – коммуникационные

Информационные:, Личностные:, Коммуникативные:, Регулятивные:, Предметные:, Осознание и осмысление полученной информации, Какая экономическая система лучше?

Говорит о смешанном типе э.с. большинства стран мира.

Предлагает учащимся выполнить задания 1 в в учебнике пар. 12 стр.99, рубрика « в классе и дома»

Отвечают на вопросы учителя, подходят к выводу о том, что основные типы экономических систем имеют свои достоинства и недостатки, в большинстве современных государств распространена смешанная экономическая система.

Выполняют задания

делают выводы по теме урока

7 мин

Регулятивные:

Познавательные : самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

23 стр., 11407 слов

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ 11 класс

... бизнес-план для создания нового предприятия, которое будет производить сладости. Название проекта: создание предприятия «Сладкий Харьков». Цель проекта: обоснование экономической эффективности организации нового бизнеса. ... производства и соответствии экологическим нормам Ориентация на инновационное развитие; соблюдение норм и требований по экологичности производства Характеристика факторов прямого ...

Домашнее задание

Информирует о домашнем задании:

  1. прочитать §12, вопр. Устно,

  2. зад. 3 с.100 учебника

Записывают домашнее задание по выбору.

1мин

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.

Рефлексия

Предлагает оценить степень своей активности на уроке по пятибалльной шкале, проанализировать что получилось, а что нет и почему

Определяют степень своей активности на уроке по пятибалльной шкале и сдают учителю. По желанию анализируют свою деятельность на уроке.

3мин

Коммуникативные:, Личностные:, Приложение для учителя.

Типы экономических систем

1. Какие товары, как и для кого производить — определяют традиции, передающиеся из поколения в поколение.

2. Коллективная собственность (земля и капитал — основные факторы производства, которые принадлежат общине, племени или находятся в общем пользовании)

3. Отсталая технология производства.

4. Преобладание ручного труда.

5. Главный мотив к производству — удовлетворение собственных потребностей, преобладает натуральное хозяйство

6. Консерватизм и неприятие нововведений

В настоящее время встречается в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, северных народов (канадские эскимосы)

Командная экономика

1. Экономические решения принимают представители государственной власти.

2. Государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

3. Централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

4. Отсутствие у производителя свободы выбора.

5. Отсутствие у производителя заинтересованности в повышении эффективности производства.

6. Отсутствие конкуренции.

7. Уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

4 стр., 1563 слов

Доклад «Город Нижний Новгород – ресурс социально-экономического ...

... производимой в городе продукции. Мощный экономический потенциал обеспечивает лидирующие позиции Нижнему Новгороду среди других муниципальных образований области по основным социально-экономическим показателям. Темпы роста нашей экономики, ... эти задачи многим приходится в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Для обеспечения расходных полномочий муниципалитетов соответствующими доходными ...

8. Строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата

Ранее СССР и социалистические страны Восточной Европы.

В настоящее время Южная Корея, Куба, некоторые страны Юго-Восточной и Средней Азии

Рыночная экономика

1. Частная собственность.

2. Главный мотив к производству — получение прибыли.

3. Решение экономических вопросов на основе рыночных механизмов регулирования.

4. Принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5. Свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6. Предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7. Личный интерес — главный мотив экономического поведения.

8. Цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции

Не встречается в чистом виде, поскольку государство и общество регулируют экономику в различных странах в разной степени

Смешанная экономика

1. Сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования.

2. Участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3. Непосредственное участие государства в предоставлении материальных благ.

4. Достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

5. Ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

6. Экономический порядок — главные экономические вопросы решаются рынками.

7. Главный мотив к производству — личный интерес и получение прибыли

Большинство развитых (США, Англия, Германия, Франция и т. д.) и развивающихся

Конспект урока по обществознанию в 8 классе, Тема: «Главные вопросы экономики»., Цели и задачи, Планируемые результаты

метапредметные УУД

коммуникативные

регулятивные

познавательные

личностные УУД

Оборудование

Тип урока : урок получения новых знаний.

5 стр., 2128 слов

Вопросы к экзамену «Основы экономики»

... на валюту; 5. в Сберегательном банке; 6. студенты на уроке Экономики считают задачу по определению дохода фирмы; 7. выплата заработной ... – 7 рублей (объем производства – 40000 шт.) Ответьте на вопросы: 1) Найдите общественную стоимость 1 буханки хлеба? 2) Определите величину ... фондовой бирже составила 150 евро. Покупатель приобрел 300 акций. К 31 октября курс акций повысился до 180 евро. Рассчитайте ...

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

1. Нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом:

1) цель

2) средство

3) потребность

4) производство

2. Одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества:

1) ограниченность свободных благ

2) ограниченность ресурсов

3) лень

4) альтернативная стоимость

3. Из двух суждений: а) все жизненные блага человек производит сам; б) жизненные блага бывают предметами потребления:

1) верно только а

2) верно только б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Проблему ограниченности ресурсов можно решить:

1) если люди будут экономить ресурсы

2) если все добровольно ограничат свои потребности

3) лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров

4) нет верного ответа

5. Свободные блага:

1) морская вода

2) воздух

3) компьютер

4) песок в пустыне

5) одежда

6) проезд в автобусе

6. Приведите 2-3 примера, доказывающих ограниченность ресурсов в мире.

(Проверка выполнения заданий.)

III. Введение в новый материал.

На прошлом уроке мы говорили о том, что ресурсы весьма ограничены и что экономика, по сути, призвана решать вопрос, каким образом использовать данные ресурсы с максимальной пользой для человечества. Все участники экономических процессов так или иначе находятся в состоянии выбора: они выбирают, какой из ресурсов использовать сейчас, а какой потом, какие блага производить и т. д. Как это происходит? Какие проблемы возникают? Как они решаются? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Главные вопросы экономики».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

8 стр., 3664 слов

Ответы на вопросы поступающих

... окончили экономический факультет НГУ. 3. Какие направления подготовки можно выбрать на экономическом факультете? Для абитуриентов, ... экономического анализа. Экономический факультет Новосибирского государственного университета и Институт экономики и организация промышленного производства ... на конкретные вопросы, которые волнуют наших абитуриентов. 2. Что отличает выпускника экономического факультета ...

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Нужно ли регулировать производство?

2. Что производить?

3. Как производить?

4. Для кого производится продукт?

5. Экономическая система и ее функции.

6. Типы экономических систем.

Проблемные вопросы

Что и для кого выгодно производить?

Кого можно назвать рациональным производителем?

Где границы экономической свободы?

IV. Работа по теме урока

1. Нужно ли регулировать производство?

Мы выяснили, что потребности человека безграничны, а ресурсы планеты ограничены. Следовательно, перед человечеством встает проблема рационального использования и распределения ресурсов. Это значит, что каждому человеку, семье, компании, предприятию и государству в целом приходится делать экономический выбор и отвечать на три главных вопроса экономики.

Разделитесь натри группы. Изучите схему нас. 151 учебника. Каждая группа с помощью соответствующего параграфа учебника и справочного материала (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.) попытается ответить на эти вопросы.

Первая группа, Вторая группа, Третья группа

2. Что производить?

(Презентация результатов работы первой группы.)

Вывод . Вопрос о том, что производить, возникает в связи с тем, что ресурсы ограничены, есть возможность выбора и существуют альтернативные издержки. Это один из главных вопросов для любого общества, независимо от уровня производства и политической системы.

3. Как производить?

(Презентация результатов работы второй группы.)

Вывод . Вопрос о том, как производить, возникает потому, что каждая страна независимо от того, на каком технологическом уровне она находится, имеет в своем распоряжении сравнительно дешевые и сравнительно дорогие ресурсы. Так, Индия испытывает избыток труда (поэтому труд дешевый) и недостаток капитала (капитал дорогой).

В США имеются сравнительно дешевый капитал и дорогой труд. Общество всегда заинтересовано создать желаемый набор товаров и услуг при минимальных затратах.

4. Для кого производится продукт?

(Презентация результатов работы третей группы.)

Вывод . Вопрос о том, для кого производить, самый сложный, поскольку он отражает отношение общества к справедливости и экономическому равенству. Все общество должно каким-то образом решить, что оно считает справедливым распределением, и затем выбрать способ достижения такого распределения.

10 стр., 4522 слов

Вопросы для внеаудиторной самостоятельной работы

... группа офицеров во главе с Н.М. Тараки, лидером Народно-де­мократической партии Афг 1. В чем ... что планы «догнать и пе¬регнатьперегнать» США по важнейшим экономическим показателям и в короткий ... партии РСФСР» на том о 1. Составьте хронологическую таблицу этапов кризиса централь­ной ... скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его новое обострение, ...

(Обсуждение итогов работы групп, заполнение сводной таблицы.)

Главные вопросы экономики

Проблема

Путь решения

Примеры

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

5. Экономическая система и ее функции.

Работая с п. 5 § 18 учебника, охарактеризуйте факторы, определяющие способы координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам.

(Проверка выполнения задания.)