ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ 11 класс

Конспект

УРОК 81

Мировое хозяйство: содержание и основные этапы развития.

Формы международных экономических отношений: мировая торговля, международное движение капиталов, международная валютная система,

миграция рабочей силы, научно-техническое сотрудничество и глобальная информационная сеть. Субъекты мирового хозяйства

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «мировое хозяйство»; рассмотреть этапы формирования мирового хозяйства и современные формы существования международных экономических отношений; развивать любознательность и самостоятельность; воспитывать экономическое мышление; развивать навыки самоконтроля.

Основные понятия: мировое хозяйство, международная миграция трудовых ресурсов, международное научно-техническое сотрудничество, международное движение капитала, международные валютные отношения, международный бизнес, субъекты международной торговли.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

►► Обсуждения ситуации

Представьте, что водитель заезжает на местную заправочную станцию и заливает в бак бензина на 15 долларов, после чего платит эту сумму владельцу заправки. Как эту ситуацию можно перенести на страны, которые имеют определенные товары и продают их другим странам? Почему возникает потребность завозить продукцию или вывозить ее из других стран? Кто выиграл, а кто проиграл в этой ситуации?

Решение

Это пример обмена, или торговой сделки, поскольку состоялся обмен 15-ти долларов на бензин. Эту ситуацию можно интерпретировать так, что обе стороны одновременно что-то и приобрели, и потеряли или отдали. Водитель лишился 15 долларов своей покупательной способности, но приобрел несколько литров бензина. Владелец заправки расстался с несколькими литрами бензина, но увеличил свою покупательную способность на 15 долларов. Посмотрев на этот обмен с другой стороны, можно сделать вывод, что обе стороны имеют общий, или чистая, прибыль. Каждый из участников соглашения, видимо, чувствует себя после нее более богатым, поскольку у каждого теперь есть нечто более ценное по сравнению с тем, что он отдал. Водитель, видимо, ценит полный бак бензина больше, чем 15 долларов, а для владельца заправки, наверное, 15 долларов дороже за проданный бензин. Каждый участник приобрел больше, чем потерял. Если бы это было не так, водитель не отдавал бы деньги, а владелец заправки — бензин.

19 стр., 9342 слов

Международные экономические отношения ( )

... развитие и роль в современных МЭО. На мой взгляд здесь следует написать о комплексе вспомогательных организаций, которые сферой своей деятельности были бы связаны с международными экономическими отношениями. Похоже на ...

III

Мировая экономика касается каждого из нас непосредственно. Мы пользуемся вещами, изготовленными в разных странах. Много отечественных товаров содержат составляющие, произведенные другими странами. Украина ввозит и вывозит товары с более чем 185-ти стран мира. Тесное сотрудничество национальных экономик способствовала возникновению целостного образования, которое называют системой мирового хозяйства.

Всемирное, или мировое, хозяйство является совокупностью национальных экономик и особой сферой общественно-производственных связей, выходящих за территориальные границы отдельных стран, международных экономических отношений.

В современных условиях экономическая замкнутость национальных хозяйств не только нерациональна, а практически невозможна. Общей стала тенденция все большей взаимозависимости национальных экономик.

Суть мирового хозяйства определяется тем универсальным связью между национальными хозяйствами, который обеспечивает их реальное единство на почве международного разделения труда, научно-технической и производственной торговли, валютных и кредитных отношений, то есть международными экономическими отношениями.

IV. Изучение нового материала

На доске заранее написано таблицу.

Основные этапы развития мировой экономики

Номер этапа

Продолжительность

Характеристика

И

XV-XVII вв.

Зарождение мирового капиталистического рынка: Великие географические открытия, появление колоний, революция цен, мануфактурный период

II

XVIII-XIX ст.

Формирование мирового капиталистического рынка, возникновение и развитие общемирового разделения труда: промышленный переворот, буржуазные революции, переход от мануфактурной к фабричной системы

III

Конец XIX — первая половина XX ст.

Формирование системы общемирового разделения труда и на ее основе — всемирного хозяйства: электротехническая революция, двигатели внутреннего сгорания, экономический раздел мира, переход к монополистическому капитализму

IV

От 50-х pp . XX в. до сегодня

Функционирования системы общемирового разделения труда, усиление взаимозависимости экономик всех стран: научно-техническая революция, процессы интернационализации и интеграции

►► Вопросы для обсуждения

1. Подумайте, какое значение имеет выделение этапов развития мировой экономики?

2. В чем заключаются особенности современного этапа?

Древнейшей формой международных экономических отношений (МЭО) является мировая торговля. Со временем осложнения этих отношений создало и другие формы — международную миграцию трудовых ресурсов, международное научно-техническое сотрудничество, международное движение капитала, международные валютные отношения, международный бизнес, которые реализуются в рамках мирового хозяйства.

Международная трудовая миграция — это форма МЭО, которая заключается в перетекании трудовых ресурсов из одних стран в другие и выражает процесс перераспределения трудовых ресурсов между звеньями мирового хозяйства.

Научно-техническое сотрудничество осуществляется в форме совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ путем объединения научных, финансовых и материальных ресурсов, создания совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.

Международное движение (вывоз) капитала — это перемещение за границу капитала в различных его формах (товарной, денежной) для получения предпринимательской прибыли или выгоды.

Международные валютные отношения — это совокупность валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мирохозяйственные сфере, которые возникают в процессе взаимного обмена результатами деятельности национальных хозяйств.

Международный бизнес — это сфера практической реализации международных экономических отношений, осуществления глобальных производственных, строительных, торговых, сервисных программ и другой деятельности хозяйственными субъектами двух или более стран с целью взаимовыгодного сотрудничества, получения экономического дохода и достижения прочных позиций на рынке.

Субъектами международной торговли выступают частные, акционерные, кооперативные и другие предприятия, а также транснациональные корпорации (ТНК) и собственно государства, объектами — товары и услуги.

Транснациональные корпорации — это корпорации, в которых головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы находятся во многих странах. Они являются наиболее интегрированными мікроструктурами (например, «Chrisler », «General Motors », «Volkswagen », «Toyota », «Honda », «Ехооп», «Mobil », «Texaco »).

К товарам относятся материальные ресурсы (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия и их составные) и нематериальные (авторские права, патенты, лицензии, ноу-хау, фирменные знаки).

Услуги делятся на транспортные, банковские, биржевые, посреднические, информационные, туристические и т.д.

Приведите примеры международных экономических отношений из вашего жизненного опыта. (Поездки за границу для обучения, туризма или оздоровление, прием иностранных гостей, коммерческие поездки, создание предприятий с иностранным капиталом в нашей местности)

V. Закрепление новых знаний и умений

1 ).

1. Укажите, что означает понятие «мировое хозяйство»:

а) международное движение факторов производства и товаров;

б) совокупность производительных сил мировой экономики;

в) совокупность международных экономических связей;

г) совместное хозяйство стран мира.

2. Как влияет международное движение капитала на развитие мирового хозяйства?

3. Исторически первой формой международного экономического сотрудничества считается:

а) международная валютная система;

б) международная экономическая интеграция;

в) мировая торговля;

г) международное сотрудничество в научно-технической сфере.

4. Назовите субъекты международных экономических отношений и объясните их взаимодействие на различных хозяйственных уровнях.

5. Важным фактором развития международной торговли, что действует вопреки процесса глобализации, являются:

а) регионализация международной торговли;

б) рост открытости экономик ведущих стран мира;

в) расширение мирового финансового рынка

г) углубление международного разделения труда.

6. Международное движение технологии может считаться:

а) международной торговлей специфическим товаром;

б) международным движением фактора производства;

в) международной кооперацией

г) все ответы верны.

Ответы: 1 — в; 3 — в; 5 — а; 6 — б.

2 ).

Распределите приведенные ниже характеристики по колонкам.

Выигрыш страны — импортера трудовых ресурсов (КИ)

Выигрыш страны — экспортера трудовых ресурсов (КЕ)

1) Страна получила дешевую, молодую рабочую силу. (КИ)

2) Получила готовых специалистов. (КИ)

3) Валютные переводы иммигрантов своим семьям (валюта оседает в банках).

(КЕ)

4) В такой стране ускоряется экономический рост, растет государственный бюджет. (КИ)

5) Ослабляет проблему безработицы. (КЕ)

6) Повышается квалификация работников, которые вернулись обратно. (КЕ)

Ответ:

Выигрыш страны — импортера трудовых ресурсов (КИ)

Выигрыш страны — экспортера трудовых ресурсов (КЕ)

1, 2, 4

3, 5, 6

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Составить словарь терминов и понятий по теме.

3. Посетить один из ближайших к вашему дому магазинов. Записать названия конкретных товаров в нем, произведенных в других странах. Указать названия стран-производителей.

4. Пользуясь дополнительной литературой или источниками сети Интернет, найти информацию о товары и услуги в вашей области или городе, которые экспортируются в другие страны. Проанализировать предпосылки, определившие экспортную направленность этих производств. Подготовить короткое сообщение.