8 класс Открытый урок по теме: «Безработица, её причины и последствия».
Цель: Создать условия для формирования представлений о безработице и ее экономических и социальных последствиях.
Решить проблему
Тип урока:
Форма работы, Метод работы:
О борудование: проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник, раздаточный материал.
Основные понятия и термины:, Планируемые образовательные результаты:, Объем освоения и уровень владения компетенциями: научаются, Получают возможность научиться:, Предметная компетенция: умеют
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодняшний урок — завершает изуче
1. В чем заключаются характерные особенности рыночной экономической системы?
Предполагаемый ответ:
— многообразие форм собственности
— предпринимательство
— конкуренция
— свободное ценообразование
— решения о производстве, распределении и потреблении принимаются самостоятельными экономическими субъектами на основе свободы выбора. (Что производить, для кого производить и как производить)
2. Каковы экономические цели и функции государства?, Предполагаемый ответ:
— обеспечение правовой базы предпринимательства
— защита конкуренции.
— перераспределение дохода и богатства
-корректирование распределения ресурсов
— контроль за уровнем занятости и инфляции
— стимулирование экономического роста.
— охрана окружающей среды.
Урок «Типы рыночных структур. Монополия и конкуренция
... тетради: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия, монополия (работа с текстом). Обучающиеся должны изучить материал по своему типу рынка, заполнить часть таблицы в опорном конспекте. Опорные конспекты выдаются в начале урока каждому ...
3. Каждый ли имеет право на труд?
4. Как будут называть трудоспособного человека, не имеющего работу?
Исходя из моих вопросов, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Слайд 1
«Безработица, её причины и последств
Определяем основной вопрос урока,
— Мам, а что ты такая грустная? — спросила «модница» Маша, когда её мама вернулась с работы. — Случилось что-то?
- Да, дочка, — вздохнула мама. — У нас сегодня сотрудницу сократили, ну то есть уволили. Мою подругу, Нину Петровну. А у неё сын — первоклассник и мама старенькая на попечении.
— Мам, так, может, это к лучшему? — возразила Маша. — Вот у моего одноклассника Димки мама дома сидит, она тоже безработная. Так она целый день семьёй занимается: и дома всегда чистота и порядок, и младших детей она успевает водить по кружкам, театрам, музеям. Так, может, твоя Нина Петровна тоже больше времени начнёт мужу, сыну и маме уделять?
- Видишь ли, — покачала головой мама, — судя по всему, Димина мама в работе не нуждается. А для семейного бюджета Нины Петровны её зарплата имела очень большое значение.
Тогда, получается, её нечестно, несправедливо уволили! — воскликнула Маша.
— Кто знает… это право нашего директора, — замялась мама. — Он на работу людей принимает и, следовательно, имеет право их увольнять.
Сравни две точки зрения на увольнение. В чём они противоречат друг другу?
Слайд 2
Какая проблема может следовать из этого противоречия?, Вспомним то, что пригодится для решения проблемы
Слайд 3
Объясни значение слов:, Справедливость
Права – возможности и притязания человека признанные государством.
Закон – установленное государством и записанное правило поведения обязательное для всех, за нарушение которого полагается наказание.
Слайд 4
Итак, преступаем к решению проблемы и открытию нового знания.
план работы
1. Кто регулирует отношения работника и работодателя.
2. Безработица – спутник рыночной экономики
3. Причины безработицы.
4. Виды безработицы.
5. Экономические и социальные последствия безработицы.
Каждый человек ставит перед собой различные цели, в том числе экономические (получить профессию, иметь устойчивый источник к существованию).
Контрольная работа по Региональной экономике
... ликвидного имущества практически всегда осуществляется по цене ниже рыночной. Если региональные органы власти не располагают возможностями по немедленному увеличению ... отражают направленность социально-экономических процессов, происходящих в муниципальных образованиях. Для работы были использованы предварительные статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной ...
Осуществление этих целей во многом зависит от желания и способности че ловека трудиться.
текста № 1
В различные исторические эпохи формировались экономические с
Давайте с вами выясним, имеется ли прямая зависимость занятости трудоспособного населения от характера труда. А в этом нам поможет текст учебника с. 164, 3 абзац сверху.
- Можно ли говорить о том, что характер труда предопределяет занятость населения?
Слайд 5
командной экономике
рыночной экономике
Итак, мы выяснили, что труд в рыночной экономике, носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей (принятие самостоятельного решения кого нанимать на работу) и добровольность занятости в рыночной экономике (работник сам решает, где ему на наиболее выгодных условиях работать) приводят к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу.
- Какое явление в экономической жизни общества может произойти?
Слайд 6
Безработица
— Можно ли утверждать, что безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира?
текст учебника с. 165
Занятость населения
Слайд 7
К занятым относятся граждане, работающие в качестве наёмных работников, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, избранные или назначенные на оплачиваемую должность, а также учащиеся школ, очных отделений вузов и других учебных заведений.
Безработными
Слайд 8
Задание: Кто из причисленных граждан является безработным?
а) программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности ( безработный )
б) студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза (
Слайд 9
в) рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости ( безработный )
Понятие и основные характеристики экономически активного и неактивного ...
... Курсовая работа выполнялась на основе статистических данных Государственного комитета статистики, кратких итогов обследования населения по проблемам занятости за несколько лет и других статистических и аналитических материалах. Глава 1. Экономически активное и неактивное население: понятия и ...
г) учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности ( безработ ный )
- Отличаются ли безработные от неработающих? Поясните свой ответ
Говоря о безработице, необходимо выяснить причины её породившие.
текс учебника с. 166-167
Слайд 10
изменение потребительского спроса на товары
поиск или ожидание получения рабочего места
Слайд 11
спад производства
сезонная безработица
текста № 2
(работа с текстом «Какая мне грозит безработица).
Итак, о каких видах безработицы мы узнали?
Слайд 12
Естественная:, Вынужденная
А сейчас я предлагаю вам прочитать по ролям проблемную ситуацию изложенную в тексте № 3 и с помощью текста № 4 « Условия увольнения, согласно российскому законодательству» решить, можно ли считать законным увольнение бухгалтера Нины Петровны и сделать вывод по проблеме «Чем о пределяется справедливость в отношениях работника и работодателя?»
Высокий уровень безработицы влечёт за собой серьёзные экономические и социальные последствия. Предположите какие? (учебник стр. 168)
Слайд 13
Экономические последствия:
1) расходы на выплату пособий безработным
2) недополученная зарплата
3) невыплата подоходного налога
4) не созданный продукт влечёт снижение общего объема производимых в стране экономических благ, отсутствует рост благосостояния граждан
5) сокращение потребительского спроса;
Слайд 14
Социальные последствия
1) теряется квалификация, стаж работы;
2) размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги;
В кгу «центр занятости населения г. славгорода»
... практических навыков и выявить уровень занятости населения для последующего написания выпускной работы на тему «Безработица в современной России». На время преддипломной практики ставились следующие задачи: 1 закрепить и расширить теоретические и практические знания в области занятости ...
3) потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение;
4) ухудшение физического и психического состояния;
5) опасность возрастания социальной напряженности в обществе, преступности.
Некоторые экономисты утверждают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий. Как вы дум аете, они правы?
Слайд 15
Позитивные последствия безработицы
1) Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;
2) Сдерживаются требования профсоюзов в части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;
3) усиливается трудовая дисциплина и ответственность работающих, т.к. гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду.
Слайд 16
Негативные последствия безработицы:
1) недоиспользование экономического потенциала общества;
2) снижение уровня жизни населения;
3) потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;
4) моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности.
Как вы думаете, предпринимает ли государство меры для обеспечения занятости населения? Предположите какие?
Слайд 17
1) Создана Федеральная служба занятости населения
2) Созданы условия для переподготовки и повышения квалификации.
3) Предоставляются информация о потребностях фирм в работниках (ярмарки вакансий, биржи труда)
4) Профессиональное обучение безработных
5) Выплата пособий
6) Организация общественных работ
7) Предоставление льгот фирмам, где работают молодые специалисты.
8) Принята программа поддержки малого предпринимательства.
сделаем вывод
Отношения в сфере труда регулируют российские законы, а также соглаше, Рефлексия:
Слайд 18
Домашнее задание, На «5» выполнить задание:, Приложение:, Текст № 1 Кто регулирует отношения работника и работодателя?
Прочитай текст и сделай выводы: «Чем определяется справедливость в отношениях работника и работодателя?»
Занятость в российской экономике: особенности и формы регулирования
... времени. (не полностью занятыми считаются работники, продолжительность рабочего времени которых ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах). - Занятость в режиме рабочего дня или сокращенной ...
Отно
трудовой договор,
40 часов в неделю
прожиточный минимум.
минимальный размер оплаты труда
Сколько платить тому или иному работнику, чаще всего определяет рынок. Ведь труд человека — это товар, который работник продаёт, а работодатель покупает. Значит, и здесь действуют те же законы спроса и предложения. Если спрос на профессию программиста высокий, а предложение невелико, то работодатель, нуждающийся в хорошем программисте, будет предлагать большую зарплату. Таким образом, размер зарплаты — это результат договора работника и работодателя.
профсоюзы.
Текст № 2 «Какая мне грозит безработица»?, Прочитай текст и, Естественная безработица, Вынужденная безработица
биржи труда, службы занятости,
скрытой безработице
Текст № 3 «Легко ли стать безр
Прочитай тексты № 3, 4 и сделай вывод, можно ли считать законным увольнение бухгалтера Нины Петровны. Обоснуй своё мнение. Сделай вывод по проблеме «Чем определяется справедливость в отношениях работника и работодателя?»
— Получается, что человека в один день могут взять просто и уволить? — удивлённо спросила Маша.
— Нет, — ответила мама, — у нас на работе в штатном расписании сократили несколько штатных единиц, и наш бухгалтер Нина Петровна попала в их число.
— А что такое штатное расписание? — спросила Маша.
— Это список всех должностей, которые требуются предприятию, с указанием необходимого числа работников. Так, в нашей бухгалтерии, согласно штатному расписанию, значится главный бухгалтер и ещё три рядовых сотрудника. После того как объём продаж на предприятии резко сократился, руководство решило, что должность одного бухгалтера надо сократить— для него просто нет работы. Нина Петровна узнала о грядущих неприятных переменах две недели назад. Начальник отдела кадров зашёл к ней и рассказал о предстоящем изменении в штатном расписании. Он пытался её утешить, предложил перейти на менее квалифицированную и хуже оплачиваемую работу, но она не согласилась. А сегодня её увольнение — уже свершившийся факт.
— Мам, а как выбирали, кого уволить, а кого оставить?
— Выбор был непростой. Один наш бухгалтер, Виктор Иванович, по мнению начальства, просто незаменимый работник. У него огромный опыт, он всегда знает, как поступить в самых сложных ситуациях. Другой оставшийся бухгалтер — Валентина Валерьевна — будущая мама. Её по закону уволить не могут.
— Почему?
— Закон запрещает увольнять матерей, имеющих маленьких деток в возрасте до трёх лет, и мам, которые без папы воспитывают ребёнка в возрасте до 14 лет.
— А если они на работе дурака валять будут?
— Тогда, конечно, их уволят. За опоздания, прогулы, плохое качество работы работника могут уволить, не считаясь с этим ограничением. Но к Нине Петровне это не относится. У неё не было ни единого замечания от начальства — только благодарности и премии за хорошую работу.
Порядок расчета заработной платы за отработанное и неотработанное ...
... по уважительным причинам, в случае увольнения с работы или возвращения на работу. При работе полный год вознаграждение следует определять исходя из заработной платы, фактически полученной работником ... и регулирование уровня заработной платы работающих в зависимости от следующих факторов: – сложности труда (квалификации) в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностная ...
Текст № 4 «Условия увольнения, согласно российскому законодательству»
Увольнение работника по сокращению штата возможно лишь при ликвидации занимаемой им должности. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу (ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса).
При принятии решения об увольнении работников в связи с сокращением численности или штата работников работодателю необходимо произвести следующие действия. Внести необходимые изменения в штатное расписание. Не позднее, чем за два месяца до увольнения работника письменно предупредить орган службы занятости населения с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника. Если в организации есть профсоюз, не позднее, чем за два месяца ему тоже нужно письменно сообщить о предстоящем сокращении.
Если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовым увольнениям, органы службы занятости и выборный профсоюзный орган данной организации должны быть предупреждены не позднее трёх месяцев до начала соответствующих мероприятий.
Каждый работник должен быть предупреждён персонально под расписку о возможном увольнении не позднее, чем за два месяца до увольнения. Если работник отказывается поставить свою подпись под предупреждением об увольнении, составляется соответствующий акт.
Работнику должны быть предложены все вакантные должности в данной организации, на которых он может работать с учётом его квалификации и состояния здоровья, однако вакантные вышестоящие должности и должности, для занятия которых требуется переобучение работника, работодатель предлагать не обязан. Если в течение времени предупреждения появляется вакансия, работодатель должен её предлагать работнику.
Работодатель имеет право предложить работнику увольнение без предупреждения, в этом случае работнику выплачивается компенсация в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
Выплата компенсации не освобождает работодателя от обязанности выплатить выходное пособие и сохраняемый заработок на период трудоустройства. Согласие работника на увольнение без предупреждения должно быть выражено в письменной форме. Если работник не согласен, увольнение производится в общем порядке.