Урок обществознания, 11 класс. Глобальные проблемы экономики

Конспект

1.Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

2.Причины возникновения глобальных проблем экономики

3.Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

Основные понятия урока:

  • глобальные проблемы,
  • глобальные проблемы экономики.

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).

Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».

В результаты изучения темы вы должны

Знать:

  • понятие глобальных проблем экономики,
  • виды глобальных проблем экономики,
  • пути решения проблем экономики

Уметь:

  • определять глобальность проблем,
  • формировать глобальные проблемы экономики по группам,
  • предлагать пути решения глобальных проблем экономики,
  • использовать Интернет — технологии для достижения поставленных целей.

Ставим проблему урока: почему возникают глобальные проблемы экономики?

Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цели и проблему урока.

Учащимся раздается таблица «Характеристика глобальных проблем экономики», которая заполняется ими в процессе объяснения нового материала.

II. Проверка домашнего задания (5 мин).

Работа по карточкам – заданиям по вопросам:

  • Мировая экономика.
  • Государственная политика РФ в области международной торговли.

III.Получение новых знаний (объяснение нового материала) (25 мин).

Объяснения учителя идут в сопровождении презентации (с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютера).

Вопрос 1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных.

Глобальные проблемы – проблемы, охватывающие весь мир, все человечество, создающие угрозу для настоящего и будущего и требующие для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Глобализация мировой экономики — это увеличивающаяся взаимозависимость экономик различных стран мира вследствие роста перемещений товаров и услуг, экспорта капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями, миграции рабочей силы.

12 стр., 5698 слов

По экономике проблемы экологии

... Экологизация экономики не является абсолютно новой проблемой. Практическое воплощение принципов экологичности тесно связано с познанием естественных процессов и достигнутым техническим уровнем производства. Основными целями при экологизации экономики ... направлений. Она отражает как глобальность современных задач, стоящих перед человечеством, так и различные формы интеграции методов направлений и ...

Глобальные проблемы экономики — проблемы, возникающие в результате активной хозяйственной деятельности человека.

Каковы эти проблемы?

Выделяют пять основных глобальных проблем экономики

  • экономическая отсталость;
  • экологическая;
  • демографическая;
  • продовольственная;
  • разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом.

Экономическая отсталость

Проблема разрыва в социально-экономическом развитии стран «цивилизованного (Первого) мира» и беднейших стран Азии, Африки и некоторых других регионов, так называемого «Третьего мира». Проблема взаимоотношений «Первого» и «Третьего» миров и получила название проблемы «Север – Юг».

Демографическая

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. Население беднейших стран увеличивается более быстрыми темпами, чем объём производимого ими валового внутреннего продукта.

В области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.

Продовольственная

Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.

Экологическая

Наращивание масштабов хозяйственной деятельности чревато глобальными природными катастрофами. Приведу в пример только две из них: затопление огромных территорий из-за таяния ледового покрова полюсов, эпидемический рост числа раковых заболеваний кожи и других болезней из-за расширения «озоновой дыры».

Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом

Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий, которые могут перерасти в глобальные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».

Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.

Вопрос 2. Причины глобальных проблем экономики.

Мы рассмотрели пять глобальных экономических проблем. Все они вызваны различными причинами.

3 стр., 1071 слов

Проблема заботы о близких людях. Проблема влияния войны на человека. ...

... того, в тексте затронута проблема влияния войны на человека. (Какой след в душе человека оставляет война?) Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения. Фрагмент сочинения Всегда ли мы готовы прийти на помощь нашим близким, ...

Давайте задумаемся – в чем причина возникновения этих проблем?

Учащиеся с помощью учителя формулируют причины и записывают их в таблицу:

  • Причина экономической отсталости — колониальное и зависимое прошлое;
  • перенаселенность;
  • низкий уровень технологии;
  • многоукладность экономики;
  • взаимоотношения стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

Причина демографической проблемы – хозяйственная и иная отсталость развивающихся стран.

Причина экологической проблемы – нерациональное использование земель, вырубка лесов, нехватка пресной воды, «озоновые дыры», опустынивание и т.д.

Причина продовольственной проблемы – осуществление процесса индустриализации, вызывающего поток миграции сельского населения в город; быстрый рост всего населения, высокая степень урбанизации; низкая урожайность сельскохозяйственных культур в развивающихся странах.

Необходимость сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны, борьба с терроризмом – неконструктивное, бесконтрольное распространение ядерного вооружения, социальная подоплёка терроризма.

Вопрос 3. Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

У нас остался еще один вопрос — основные направления разрешения глобальных проблем экономики. Как, по — вашему мнению, можно решить эти проблемы?

Ученики с помощью учителя формулируют пути решения проблем и вносят их в таблицу.

Решение проблемы экономической отсталости — переоценка существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств нашей планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Решение демографической проблемы – контроль над рождаемостью, социально-экономические преобразования в развивающихся странах.

Решение продовольственной проблемы — обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы.

Решение экологических проблем — переход к более интенсивным системам земледелия и насаждения лесов, снижение применения химических веществ в сельском хозяйстве, природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды, энергосберегающие, использующие вторичное сырье, работающие по замкнутому или близкому к нему циклу производства технологии.

Решение проблемы необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны – контроль над ядерными вооружениями, ибо их бесконтрольное распространение и возможное использование может привести к необратимым последствиям. Решение проблемы борьбы с терроризмом – действия, направленные на выявление «корней» терроризма, его социальной и иной основ.

IV. Рефлексия

Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики».

В начале урока мы поставили проблему: Почему возникают глобальные проблемы экономики?

Предлагаю вам заполнить схему «Причины и последствия глобальных проблем экономики» (схема выведена на интерактивную доску, тем самым ответив на проблемный вопрос.

3 стр., 1429 слов

Глобальные экономические проблемы и пути их решения

... помогает более эффективному развитию экономики и обеспечивают экономический рост; планирование и регулирование роста населения; повышение уровня и качества жизни. Глобальные проблемы экономики Глобализация неизбежно порождает ряд проблем планетарного масштаба, под ...

Учащиеся (на отдельных на листах) заполняют схему.

Подведем итог.

Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества; они создают реальную угрозу самому существованию человечества и могут быть решены лишь объективными усилиями всего человечества.

V. Выставление оценок за урок

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

VI. Домашнее задание

Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.

1.Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., — М.: Просвещение, 2015 г.

2.Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6

3.Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)

4.Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.