Обращаем внимание на то, что задача данного урока — сформировать общее представление обучающихся о роли государства в экономике, налогах, их видах, государственном бюджете. Поэтому основные понятия излагаются кратко, конспективно.
Роль государства в экономике
Рекомендуем подчеркнуть, что государство в той или иной мере регулирует экономику даже в условиях рынка, поскольку его исключительным правом являются налогообложение граждан и организаций, принятие законодательства и контроль над исполнением юридических норм, в том числе в сфере экономической деятельности.
Далее раскрываем цели и задачи экономической политики государства. Важно при рассмотрении данного сюжета не концентрироваться на негативных обыденных представлениях о недостатках в деятельности правительства или, например, местной администрации.
Общая цель любого правительства — рост общественного благосостояния, поддержание социально-экономической и политической стабильности. Не менее важно создание благоприятных условий для экономического роста и в современных условиях обеспечение инновационного развития экономики. Ещё одной целью экономической политики государства может стать формирование эффективной системы предоставления общественных благ; создание благоприятных условий для развития личности, семьи, общества и др.
Государство, проводя экономическую политику, решает как текущие, так и перспективные задачи. К текущим задачам относят увеличение доходной части бюджета, сбор налогов и финансирование государственных расходов, решение оперативных экономических проблем; к перспективным — ускорение экономического роста, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций, совершенствование отраслевой структуры экономики и др.
Акцентируем внимание на том, что рыночные механизмы способны эффективно решать важнейшие экономические задачи, но есть несовершенства (слабости) рынка, которые государство вынуждено компенсировать :
- Рынок не способен противостоять монополизации, и государство защищает конкуренцию, проводя антимонопольную политику (об этом мы говорили на одном из предыдущих уроков).
- Рынок также не способен вообще или в необходимом количестве производить общественные блага. Характеризуя понятие общественных благ, важно подчеркнуть, что это товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-либо собственности. Это связано с тем, что пользование общественными благами невозможно связать с их оплатой, т. е. сделать так, чтобы ими пользовались только лица, которые их оплатили. Примерами общественных благ служат обеспечиваемая армией безопасность, правопорядок, поддерживаемый правоохранительными и судебными органами, услуги служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бесплатное образование и здравоохранение, фундаментальная наука и др. За производство общественных благ платит государство, либо оно само производит их.
- Рынок не обеспечивает социальные гарантии населению, и государство вводит их само. Трудовое законодательство регулирует время отдыха работников, предписывает работодателям оплачивать работникам время болезни или период ухода за малолетним ребёнком и т. п. Кроме того, государство проводит политику смягчения неравенства доходов и богатства за счёт меха^змов налогообложения и частичного перераспределения бюджетных средств на обеспечение пенсий и различных социальных выплат и льгот.
18 стр., 8996 слов
Применение линейного программирования для решения экономических ...
... анализ применения линейного программирования для решения экономических задач. Задачами курсовой работы являются: 1. Теоретико-методическое описание метода линейного программирования; 2. Выявление области применения и ограничения использования линейного программирования для решения экономических задач; 3. Оптимизация прибыли с применением метода линейного программирования; 4. Постановка задачи и ...
Государство проводит политику сокращения безработицы и бедности.
- Рынок также непригоден для устранения внешних эффектов — это берёт на себя государство, осуществляя природоохранные и другие мероприятия. Внешними (побочными) эффектами называют ущерб (или выгоду) от производства определённого блага, который приходится нести домохозяйствам и организациям, непосредственно не участвующим в купле- продаже и потреблении этого блага. Например, от выбросов в атмосферу продуктов деятельности нефтеперерабатывающего завода страдают жители близлежащих населённых пунктов.
На усмотрение учителя оставляем вопрос об инструментах экономической политики государства (этот содержательный элемент вызывает трудности даже у обучающихся с высоким уровнем подготовки по обществознанию).
При проведении экономической политики государство использует различные инструменты. Так, административно-правовыми инструментами являются экономическое законодательство, разнообразные нормы и стандарты, лицензии и запреты в форме подзаконных актов органов исполнительной власти, а также система обеспечивающих исполнение этих норм государственных органов. К денежно-кредитным инструментам относят, например, количество денег в обращении, ставку банковского процента, коридор значений курса национальной валюты, различные операции с ценными бумагами и драгоценными металлами. Налогово-бюджетные инструменты связаны со ставками налогов, определёнными принципами балансирования государственного бюджета.
Государство также выстраивает на определённых принципах внешнеторговую политику, открывая внутренние рынки для иностранных производителей или, наоборот, вводя ограничения выхода иностранных фирм на внутренние рынки.
Налоги
Государство на своей территории обладает исключительным правом сбора налогов с граждан и организаций.
Раскрывая смысл понятия «налог», подчёркиваем, что это платёж:
- взимаемый с организаций и физических лиц;
- в форме отчуждения денежных средств;
- обязательный (безусловный для исполнения, непременный);
- индивидуально безвозмездный (выплачивается каждым налогоплательщиком индивидуально (исходя из его доходов) и эта сумма обратно ему не возвращается).
6 стр., 2836 слов
Конспект по экономике «Налоги»
... друг другу условный микрофон, ученики высказывают свое мнение по поводу инфляции в Крыму III Мотивация познавательной деятельности Налоги…Бюджет…Государство… На первый взгляд не связаны они, Но мы ... платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам ...
Различают следующие функции налогов: фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства); социальную (за счёт частичного перераспределения средств, собранных в качестве налогов, происходит некоторое сглаживание социального неравенства); регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике, развитие внешнеэкономических связей, влияние на потребление и др.).
По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика. Объектом налогообложения могут быть доходы налогоплательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций), принадлежащее налогоплательщику имущество (например, пошлина на наследуемое имущество, земельный налог, транспортный налог), определённые виды деятельности (например, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, накапливаются у продавца товаров и выплачиваются им в казну. К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы.
По характеру ставок различают регрессивные налоги (ставки снижаются при возрастании налоговой базы), пропорциональные (ставки не зависят от величины налоговой базы) и прогрессивные (ставки увеличиваются при возрастании налоговой базы).
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина), региональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).
Государственный бюджет
Раскрывая сущность понятия «государственный бюджет», целесообразно использовать обыденные представления обучающихся о семейном бюджете и его структуре. Можно подчеркнуть, что любой субъект экономической жизни (домохозяйство, фирма, государство) составляет финансовый план на определённый период времени, планируя поступление средств и их расходование.
Государственный бюджет
Доходами бюджета называют поступающие в бюджет денежные средства, а расходами — выплачиваемые из бюджета денежные средства (содержание госаппарата, армии и полиции, выплата пенсий или пособий).
Далее можно упомянуть о том, что бюджет может быть сбалансированным, когда доходы и расходы примерно равны, дефицитным или профицитным.
Профицит государственного бюджета возникает, когда государство намечает осуществить расходы на сумму меньшую, чем может реально получить доходов (т. е. доходы государства превышают его расходы).
Дефицит государственного бюджета — обратная ситуация: государство намечает осуществить расходы на сумму ббльшую, чем может реально получить доходов (т. е. расходы государства превышают его доходы).
Ситуация бюджетного дефицита встречается во многих современных государствах. И важной задачей правительства становится сокращение бюджетного дефицита. Одной из мер, призванных этому способствовать, является сокращение бюджетных расходов (в том числе урезание социальных программ), что может привести к социальным протестам и политической нестабильности. Также государство пытается изыскать дополнительные источники доходов, нередко делая это за счёт повышения налогов. Данная мера таит в себе опасность сокращения производства, стремления граждан и фирм скрывать доходы, т. е. в конечном счёте может привести к снижению доходов государства. Ещё одна нередко используемая мера — выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, что решает проблему конкретных бюджетных выплат, но ведёт к росту инфляции и бюджетного дефицита. Весьма опасна и такая мера покрытия бюджетного дефицита, как одалживание денег (т. е. формирование государственного долга).
Бюджетная система
... . По этому критерию в рамках названных систем различают три типа моделей: модель децентрализованной бюджетной системы характеризуется активной ролью регионов в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов; умеренно ...
Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита:
- сокращение бюджетных расходов (в том числе урезание социальных программ; может привести к социальным протестам и политической нестабильности);
- изыскание дополнительных доходов (нередко связано с повышением налогов; опасно, так как ведёт к снижению доходов государства и росту «теневой экономики»);
- выпуск (эмиссия) необеспеченных денег (рост инфляции и бюджетного дефицита);
- одалживание денег (государственный долг).
Государственный долг
Различают внутренний долг (перед гражданами, фирмами и организациями своей страны, иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов) и внешний долг (перед иностранными государствами и финансовыми организациями, предоставившими кредиты на основе правительственных соглашений).
Мировая экономика, Мировая экономика, Международное разделение труда, Международная торговля
В сфере внешней торговли государства реализуют один из двух принципов: либерализацию экономической деятельности либо протекционизм.
Либерализация имеет конечной целью построение открытой экономики (такой национальной экономики, в которой иностранным фирмам открыт доступ на большинство рынков, в большинство отраслей).
Однако в современном мире полностью открытых экономик практически нет, есть более или менее открытые. Имеются также закрытые экономики.
Открытие внутренних рынков для иностранных производителей имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, наблюдается расширение выбора потребителей, рост прибыли торгующих фирм; увеличение налоговых поступлений в бюджет, появление возможностей для улучшения качества жизни и т. п., с другой — снижение продаж и производства отечественных товаров, рост безработицы и социальной напряжённости, рост зависимости экономики от импортных товаров и т. п.
Протекционизм нацелен на защиту отечественных производителей от конкуренции иностранных товаров путём установления различных ограничений для иностранных фирм. К инструментам политики протекционизма относят: таможенные пошлины (налоги, взимаемые при пересечении границы с владельца товаров иностранного производства, ввозимых в страну для продажи, увеличивают цену товара, который теряет часть своих относительных преимуществ); импортные квоты (устанавливаемые правительством на год предельные величины импорта товаров определённого вида из конкретной страны-производителя) и внешнеторговые лицензии (выдаваемые государством разрешения на импорт или экспорт товаров определённого вида).
Экономический рост: сущность, государственное регулирование
... массового читателя. Параметры экономического роста, их динамика широко используется для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики население оценивает ... Интенсивный и экстенсивный экономический рост. Понятие эффективности. Структурные перестройки Именно насыщенность рынка товарами обусловила смену типа экономического роста, необходимость перехода от ...
Важнейшая особенность международной торговли — её обслуживание различными национальными валютами. Каждая страна на своей территории осуществляет расчёты в собственной валюте, поэтому необходимо валютное обеспечение внешнеторговых операций.