Роль государства в экономике

Конспект

Обращаем внимание на то, что задача данного урока — сформировать общее представ­ление обучающихся о роли государства в экономике, налогах, их видах, государственном бюджете. Поэтому основные понятия излагаются кратко, конспективно.

Роль государства в экономике

Рекомендуем подчеркнуть, что государство в той или иной мере регулирует экономику даже в условиях рынка, поскольку его исключительным правом являются налогообложение граждан и организаций, принятие законодательства и контроль над исполнением юридиче­ских норм, в том числе в сфере экономической деятельности.

Далее раскрываем цели и задачи экономической политики государства. Важно при рас­смотрении данного сюжета не концентрироваться на негативных обыденных представлениях о недостатках в деятельности правительства или, например, местной администрации.

Общая цель любого правительства — рост общественного благосостояния, поддержание социально-экономической и политической стабильности. Не менее важно создание благо­приятных условий для экономического роста и в современных условиях обеспечение ин­новационного развития экономики. Ещё одной целью экономической политики государства может стать формирование эффективной системы предоставления общественных благ; соз­дание благоприятных условий для развития личности, семьи, общества и др.

Государство, проводя экономическую политику, решает как текущие, так и перспективные задачи. К текущим задачам относят увеличение доходной части бюджета, сбор налогов и финансирование государственных расходов, решение оперативных экономических проблем; к перспективным — ускорение экономического роста, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций, совершенствование отраслевой структуры экономики и др.

Акцентируем внимание на том, что рыночные механизмы способны эффективно решать важнейшие экономические задачи, но есть несовершенства (слабости) рынка, которые го­сударство вынуждено компенсировать :

  1. Рынок не способен противостоять монополизации, и государство защищает конкуренцию, проводя антимонопольную политику (об этом мы говорили на одном из предыдущих уроков).

  2. Рынок также не способен вообще или в необходимом количестве производить обще­ственные блага. Характеризуя понятие общественных благ, важно подчеркнуть, что это товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-либо собственности. Это связано с тем, что пользование общественными благами невозможно свя­зать с их оплатой, т. е. сделать так, чтобы ими пользовались только лица, которые их оплатили. Примерами общественных благ служат обеспечиваемая армией безопасность, правопорядок, поддерживаемый правоохранительными и судебными органами, услуги служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бесплатное образование и здравоохранение, фундаментальная наука и др. За производство общественных благ платит государство, либо оно само производит их.
  3. Рынок не обеспечивает социальные гарантии населению, и государство вводит их само. Трудовое законодательство регулирует время отдыха работников, предписывает рабо­тодателям оплачивать работникам время болезни или период ухода за малолетним ребён­ком и т. п. Кроме того, государство проводит политику смягчения неравенства доходов и богатства за счёт меха^змов налогообложения и частичного перераспределения бюджетных средств на обеспечение пенсий и различных социальных выплат и льгот.
    18 стр., 8996 слов

    Применение линейного программирования для решения экономических ...

    ... анализ применения линейного программирования для решения экономических задач. Задачами курсовой работы являются: 1. Теоретико-методическое описание метода линейного программирования; 2. Выявление области применения и ограничения использования линейного программирования для решения экономических задач; 3. Оптимизация прибыли с применением метода линейного программирования; 4. Постановка задачи и ...

    Государство про­водит политику сокращения безработицы и бедности.

  4. Рынок также непригоден для устранения внешних эффектов — это берёт на себя го­сударство, осуществляя природоохранные и другие мероприятия. Внешними (побочными) эффектами называют ущерб (или выгоду) от производства определённого блага, который приходится нести домохозяйствам и организациям, непосредственно не участвующим в купле- продаже и потреблении этого блага. Например, от выбросов в атмосферу продуктов деятель­ности нефтеперерабатывающего завода страдают жители близлежащих населённых пунктов.

На усмотрение учителя оставляем вопрос об инструментах экономической политики государства (этот содержательный элемент вызывает трудности даже у обучающихся с вы­соким уровнем подготовки по обществознанию).

При проведении экономической политики государство использует различные инструменты. Так, административно-правовыми инструментами являются экономическое законодательство, раз­нообразные нормы и стандарты, лицензии и запреты в форме подзаконных актов органов ис­полнительной власти, а также система обеспечивающих исполнение этих норм государственных органов. К денежно-кредитным инструментам относят, например, количество денег в обращении, ставку банковского процента, коридор значений курса национальной валюты, различные операции с ценными бумагами и драгоценными металлами. Налогово-бюджетные инструменты связаны со ставками налогов, определёнными принципами балансирования государственного бюджета.

Государство также выстраивает на определённых принципах внешнеторговую политику, открывая внутренние рынки для иностранных производителей или, наоборот, вводя ограни­чения выхода иностранных фирм на внутренние рынки.

Налоги

Государство на своей территории обладает исключительным правом сбора налогов с граждан и организаций.

Раскрывая смысл понятия «налог», подчёркиваем, что это платёж:

  • взимаемый с организаций и физических лиц;
  • в форме отчуждения денежных средств;
  • обязательный (безусловный для исполнения, непременный);
  • индивидуально безвозмездный (выплачивается каждым налогоплательщиком индиви­дуально (исходя из его доходов) и эта сумма обратно ему не возвращается).
    6 стр., 2836 слов

    Конспект по экономике «Налоги»

    ... друг другу условный микрофон, ученики высказывают свое мнение по поводу инфляции в Крыму III Мотивация познавательной деятельности Налоги…Бюджет…Государство… На первый взгляд не связаны они, Но мы ... платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам ...

Различают следующие функции налогов: фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства); социальную (за счёт частичного пере­распределения средств, собранных в качестве налогов, происходит некоторое сглаживание социального неравенства); регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике, развитие внешнеэкономических связей, влияние на потребление и др.).

По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика. Объектом налогообложения могут быть доходы налогоплательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организа­ций), принадлежащее налогоплательщику имущество (например, пошлина на наследуемое иму­щество, земельный налог, транспортный налог), определённые виды деятельности (например, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, накапливаются у продавца товаров и выплачиваются им в казну. К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

По характеру ставок различают регрессивные налоги (ставки снижаются при возраста­нии налоговой базы), пропорциональные (ставки не зависят от величины налоговой базы) и прогрессивные (ставки увеличиваются при возрастании налоговой базы).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федераль­ные (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на при­быль организаций, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина), реги­ональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).

Государственный бюджет

Раскрывая сущность понятия «государственный бюджет», целесообразно использовать обыденные представления обучающихся о семейном бюджете и его структуре. Можно под­черкнуть, что любой субъект экономической жизни (домохозяйство, фирма, государство) составляет финансовый план на определённый период времени, планируя поступление средств и их расходование.

Государственный бюджет

Доходами бюджета называют поступающие в бюджет денежные средства, а расходами — выплачиваемые из бюджета денежные средства (содержание госаппарата, армии и полиции, выплата пенсий или пособий).

Далее можно упомянуть о том, что бюджет может быть сбалансированным, когда доходы и расходы примерно равны, дефицитным или профицитным.

Профицит государственного бюджета возникает, когда государство намечает осуще­ствить расходы на сумму меньшую, чем может реально получить доходов (т. е. доходы государства превышают его расходы).

Дефицит государственного бюджета — обратная си­туация: государство намечает осуществить расходы на сумму ббльшую, чем может реально получить доходов (т. е. расходы государства превышают его доходы).

Ситуация бюджетного дефицита встречается во многих современных государствах. И важ­ной задачей правительства становится сокращение бюджетного дефицита. Одной из мер, призванных этому способствовать, является сокращение бюджетных расходов (в том числе урезание социальных программ), что может привести к социальным протестам и политической нестабильности. Также государство пытается изыскать дополнительные источники доходов, нередко делая это за счёт повышения налогов. Данная мера таит в себе опасность сокра­щения производства, стремления граждан и фирм скрывать доходы, т. е. в конечном счёте может привести к снижению доходов государства. Ещё одна нередко используемая мера — выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, что решает проблему конкретных бюджетных выплат, но ведёт к росту инфляции и бюджетного дефицита. Весьма опасна и такая мера покрытия бюджетного дефицита, как одалживание денег (т. е. формирование государственного долга).

12 стр., 5791 слов

Бюджетная система

... . По этому критерию в рамках названных систем различают три типа моделей: модель децентрализованной бюджетной системы характеризуется активной ролью регионов в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов; умеренно ...

Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита:

  1. сокращение бюджетных расходов (в том числе урезание социальных программ; мо­жет привести к социальным протестам и политической нестабильности);
  2. изыскание дополнительных доходов (нередко связано с повышением налогов; опасно, так как ведёт к снижению доходов государства и росту «теневой экономики»);
  3. выпуск (эмиссия) необеспеченных денег (рост инфляции и бюджетного дефицита);
  4. одалживание денег (государственный долг).

Государственный долг

Различают внутренний долг (перед гражданами, фирмами и организациями своей стра­ны, иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов) и внешний долг (перед иностранными государствами и финансовыми организациями, предоставившими кредиты на основе правительственных соглашений).

Мировая экономика, Мировая экономика, Международное разделение труда, Международная торговля

В сфере внешней торговли государства реализуют один из двух принципов: либерали­зацию экономической деятельности либо протекционизм.

Либерализация имеет конечной целью построение открытой экономики (такой нацио­нальной экономики, в которой иностранным фирмам открыт доступ на большинство рынков, в большинство отраслей).

Однако в современном мире полностью открытых экономик прак­тически нет, есть более или менее открытые. Имеются также закрытые экономики.

Открытие внутренних рынков для иностранных производителей имеет неоднозначные по­следствия. С одной стороны, наблюдается расширение выбора потребителей, рост прибыли торгующих фирм; увеличение налоговых поступлений в бюджет, появление возможностей для улучшения качества жизни и т. п., с другой — снижение продаж и производства отечественных товаров, рост безработицы и социальной напряжённости, рост зависимости экономики от импортных товаров и т. п.

Протекционизм нацелен на защиту отечественных производителей от конкуренции ино­странных товаров путём установления различных ограничений для иностранных фирм. К ин­струментам политики протекционизма относят: таможенные пошлины (налоги, взимаемые при пересечении границы с владельца товаров иностранного производства, ввозимых в страну для продажи, увеличивают цену товара, который теряет часть своих относительных преимуществ); импортные квоты (устанавливаемые правительством на год предельные величины импорта то­варов определённого вида из конкретной страны-производителя) и внешнеторговые лицензии (выдаваемые государством разрешения на импорт или экспорт товаров определённого вида).

23 стр., 11111 слов

Экономический рост: сущность, государственное регулирование

... массового читателя. Параметры экономического роста, их динамика широко используется для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики население оценивает ... Интенсивный и экстенсивный экономический рост. Понятие эффективности. Структурные перестройки Именно насыщенность рынка товарами обусловила смену типа экономического роста, необходимость перехода от ...

Важнейшая особенность международной торговли — её обслуживание различными на­циональными валютами. Каждая страна на своей территории осуществляет расчёты в соб­ственной валюте, поэтому необходимо валютное обеспечение внешнеторговых операций.

Валютный (обменный) курс, Мировым рынком, Предложения интернет-магазинов