Роль государства в экономике

Конспект

загрузка…

Обращаем внимание на то, что задача данного урока — сформировать общее представ­ление обучающихся о роли государства в экономике, налогах, их видах, государственном бюджете. Поэтому основные понятия излагаются кратко, конспективно.

Рекомендуем подчеркнуть, что государство в той или иной мере регулирует экономику даже в условиях рынка, поскольку его исключительным правом являются налогообложение граждан и организаций, принятие законодательства и контроль над исполнением юридиче­ских норм, в том числе в сфере экономической деятельности.

Далее раскрываем цели и задачи экономической политики государства. Важно при рас­смотрении данного сюжета не концентрироваться на негативных обыденных представлениях о недостатках в деятельности правительства или, например, местной администрации.

Общая цель любого правительства — рост общественного благосостояния, поддержание социально-экономической и политической стабильности. Не менее важно создание благо­приятных условий для экономического роста и в современных условиях обеспечение ин­новационного развития экономики. Ещё одной целью экономической политики государства может стать формирование эффективной системы предоставления общественных благ; соз­дание благоприятных условий для развития личности, семьи, общества и др.

Государство, проводя экономическую политику, решает как текущие, так и перспективные задачи. К текущим задачам относят увеличение доходной части бюджета, сбор налогов и финансирование государственных расходов, решение оперативных экономических проблем; к перспективным — ускорение экономического роста, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвестиций, совершенствование отраслевой структуры экономики и др.

Акцентируем внимание на том, что рыночные механизмы способны эффективно решать важнейшие экономические задачи, но
есть несовершенства (слабости) рынка, которые го­сударство вынуждено компенсировать

:

  1. Рынок не способен противостоять монополизации, и государство защищает конкуренцию, проводя антимонопольную политику (об этом мы говорили на одном из предыдущих уроков).
  2. Рынок также не способен вообще или в необходимом количестве производить обще­ственные блага. Характеризуя понятие общественных благ, важно подчеркнуть, что это товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-либо собственности. Это связано с тем, что пользование общественными благами невозможно свя­зать с их оплатой, т. е. сделать так, чтобы ими пользовались только лица, которые их оплатили. Примерами общественных благ служат обеспечиваемая армией безопасность, правопорядок, поддерживаемый правоохранительными и судебными органами, услуги служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций, бесплатное образование и здравоохранение, фундаментальная наука и др. За производство общественных благ платит государство, либо оно само производит их.
  3. Рынок не обеспечивает социальные гарантии населению, и государство вводит их само. Трудовое законодательство регулирует время отдыха работников, предписывает рабо­тодателям оплачивать работникам время болезни или период ухода за малолетним ребён­ком и т.

    26 стр., 12832 слов

    Решение задач: Разработка алгоритмов для решения экономических задач

    ... вычислений в таблицу. Проложить водопроводные трубы между девятью объектами кратчайшим путём (в экономическом смысле). Объект 0 - водопроводная башня. Данные приведены на рисунке 1, где ... сетевого моделирования относятся к методам принятия оптимальных решений, что оправдывает рассмотрение этого типа моделей в данной курсовой работе. Постановка задачи. Кондитерская фабрика решила освоить новый вид ...

    п. Кроме того, государство проводит политику смягчения неравенства доходов и богатства за счёт меха^змов налогообложения и частичного перераспределения бюджетных средств на обеспечение пенсий и различных социальных выплат и льгот. Государство про­водит политику сокращения безработицы и бедности.

  4. Рынок также непригоден для устранения внешних эффектов — это берёт на себя го­сударство, осуществляя природоохранные и другие мероприятия. Внешними (побочными) эффектами называют ущерб (или выгоду) от производства определённого блага, который приходится нести домохозяйствам и организациям, непосредственно не участвующим в купле- продаже и потреблении этого блага. Например, от выбросов в атмосферу продуктов деятель­ности нефтеперерабатывающего завода страдают жители близлежащих населённых пунктов.

На усмотрение учителя оставляем вопрос об инструментах экономической политики государства (этот содержательный элемент вызывает трудности даже у обучающихся с вы­соким уровнем подготовки по обществознанию).

При проведении экономической политики государство использует различные инструменты. Так, административно-правовыми инструментами являются экономическое законодательство, раз­нообразные нормы и стандарты, лицензии и запреты в форме подзаконных актов органов ис­полнительной власти, а также система обеспечивающих исполнение этих норм государственных органов. К денежно-кредитным инструментам относят, например, количество денег в обращении, ставку банковского процента, коридор значений курса национальной валюты, различные операции с ценными бумагами и драгоценными металлами. Налогово-бюджетные инструменты связаны со ставками налогов, определёнными принципами балансирования государственного бюджета.

Государство также выстраивает на определённых принципах внешнеторговую политику, открывая внутренние рынки для иностранных производителей или, наоборот, вводя ограни­чения выхода иностранных фирм на внутренние рынки.


Налоги

Государство на своей территории обладает исключительным правом сбора налогов с граждан и организаций.

Раскрывая смысл понятия «налог», подчёркиваем, что это платёж:

  • взимаемый с организаций и физических лиц;
  • в форме отчуждения денежных средств;
  • обязательный (безусловный для исполнения, непременный);
  • индивидуально безвозмездный (выплачивается каждым налогоплательщиком индиви­дуально (исходя из его доходов) и эта сумма обратно ему не возвращается).

Различают следующие функции налогов: фискальную (наполнение государственного бюджета и финансирование расходов государства); социальную (за счёт частичного пере­распределения средств, собранных в качестве налогов, происходит некоторое сглаживание социального неравенства); регулирующую (влияние на структурные изменения в экономике, развитие внешнеэкономических связей, влияние на потребление и др.).

5 стр., 2081 слов

Конспект: Конспект по экономике «Налоги»

... друг другу условный микрофон, ученики высказывают свое мнение по поводу инфляции в Крыму III Мотивация познавательной деятельности Налоги…Бюджет…Государство… На первый взгляд не связаны они, Но мы ... схемы в ходе рассказа учителя В настоящее время налоги в нашей стране взымаются с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг); с имущества, передачи имущества; с ...

По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги изымаются непосредственно из дохода налогоплательщика. Объектом налогообложения могут быть доходы налогоплательщика (например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организа­ций), принадлежащее налогоплательщику имущество (например, пошлина на наследуемое иму­щество, земельный налог, транспортный налог), определённые виды деятельности (например, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, накапливаются у продавца товаров и выплачиваются им в казну. К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

По характеру ставок различают регрессивные налоги (ставки снижаются при возраста­нии налоговой базы), пропорциональные (ставки не зависят от величины налоговой базы) и прогрессивные (ставки увеличиваются при возрастании налоговой базы).

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федераль­ные (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на при­быль организаций, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина), реги­ональные (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) и местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц, торговый сбор).


Государственный бюджет

Раскрывая сущность понятия «государственный бюджет», целесообразно использовать обыденные представления обучающихся о семейном бюджете и его структуре. Можно под­черкнуть, что любой субъект экономической жизни (домохозяйство, фирма, государство) составляет финансовый план на определённый период времени, планируя поступление средств и их расходование.


Государственный бюджет

— форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.


Доходами бюджета

называют поступающие в бюджет денежные средства, а расходами — выплачиваемые из бюджета денежные средства (содержание госаппарата, армии и полиции, выплата пенсий или пособий).

Далее можно упомянуть о том, что бюджет может быть сбалансированным, когда доходы и расходы примерно равны, дефицитным или профицитным.


Профицит государственного бюджета

возникает, когда государство намечает осуще­ствить расходы на сумму меньшую, чем может реально получить доходов (т. е. доходы государства превышают его расходы).

4 стр., 1664 слов

Реферат: Роль бюджета и бюджетных процессов в современных экономических отношениях России

... государства оказывать влияние на экономические процессы, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Основные задачи реферата: раскрыть сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы; осветить классификацию доходов и ...

Дефицит государственного бюджета — обратная си­туация: государство намечает осуществить расходы на сумму ббльшую, чем может реально получить доходов (т. е. расходы государства превышают его доходы).

Ситуация бюджетного дефицита встречается во многих современных государствах. И важ­ной задачей правительства становится сокращение бюджетного дефицита. Одной из мер, призванных этому способствовать, является сокращение бюджетных расходов (в том числе урезание социальных программ), что может привести к социальным протестам и политической нестабильности. Также государство пытается изыскать дополнительные источники доходов, нередко делая это за счёт повышения налогов. Данная мера таит в себе опасность сокра­щения производства, стремления граждан и фирм скрывать доходы, т. е. в конечном счёте может привести к снижению доходов государства. Ещё одна нередко используемая мера — выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, что решает проблему конкретных бюджетных выплат, но ведёт к росту инфляции и бюджетного дефицита. Весьма опасна и такая мера покрытия бюджетного дефицита, как одалживание денег (т. е. формирование государственного долга).

Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита:

  1. сокращение бюджетных расходов (в том числе урезание социальных программ; мо­жет привести к социальным протестам и политической нестабильности);
  2. изыскание дополнительных доходов (нередко связано с повышением налогов; опасно, так как ведёт к снижению доходов государства и росту «теневой экономики»);
  3. выпуск (эмиссия) необеспеченных денег (рост инфляции и бюджетного дефицита);
  4. одалживание денег (государственный долг).


Государственный долг

— это долговые обязательства государства и муниципалитетов перед отечественными и иностранными гражданами, фирмами, организациями.

Различают внутренний долг (перед гражданами, фирмами и организациями своей стра­ны, иностранцами, купившими ценные бумаги внутренних займов) и внешний долг (перед иностранными государствами и финансовыми организациями, предоставившими кредиты на основе правительственных соглашений).


Мировая экономика


Мировая экономика

— многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объеди­няющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.


Международное разделение труда

— специализация отдельных стран на производ­стве конкретных видов товаров и услуг, которыми эти страны обмениваются между собой.


Международная торговля

— это обмен товарами и услугами между разными странами, связанный со всеобщей интернационализацией хозяйственной жизни и интенсификацией международного разделения труда в условиях научно-технической революции.

В сфере внешней торговли государства реализуют один из двух принципов: либерали­зацию экономической деятельности либо протекционизм.

Либерализация имеет конечной целью построение открытой экономики (такой нацио­нальной экономики, в которой иностранным фирмам открыт доступ на большинство рынков, в большинство отраслей).

4 стр., 1648 слов

Реферат: Экологизация экономики как фактор развития социального государства тема диссертации по экономике, полный текст авто а

... . Степень разработанности темы. Изучение факторов развития социального государства, проблем экологизации экономики и институционализации инфраструктуры её регулирования и стимулирования опирается на ... власти, бизнеса и индивидов. Объектом исследования является экологизация экономики как фактор развития социального государства. Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникающие ...

Однако в современном мире полностью открытых экономик прак­тически нет, есть более или менее открытые. Имеются также закрытые экономики.

Открытие внутренних рынков для иностранных производителей имеет неоднозначные по­следствия. С одной стороны, наблюдается расширение выбора потребителей, рост прибыли торгующих фирм; увеличение налоговых поступлений в бюджет, появление возможностей для улучшения качества жизни и т. п., с другой — снижение продаж и производства отечественных товаров, рост безработицы и социальной напряжённости, рост зависимости экономики от импортных товаров и т. п.

Протекционизм нацелен на защиту отечественных производителей от конкуренции ино­странных товаров путём установления различных ограничений для иностранных фирм. К ин­струментам политики протекционизма относят: таможенные пошлины (налоги, взимаемые при пересечении границы с владельца товаров иностранного производства, ввозимых в страну для продажи, увеличивают цену товара, который теряет часть своих относительных преимуществ); импортные квоты (устанавливаемые правительством на год предельные величины импорта то­варов определённого вида из конкретной страны-производителя) и внешнеторговые лицензии (выдаваемые государством разрешения на импорт или экспорт товаров определённого вида).

Важнейшая особенность международной торговли — её обслуживание различными на­циональными валютами. Каждая страна на своей территории осуществляет расчёты в соб­ственной валюте, поэтому необходимо валютное обеспечение внешнеторговых операций.


Валютный (обменный) курс

— цена денежной единицы одной страны, выраженная в де­нежных единицах других стран. Курс национальной валюты зависит от общеэкономической ситуации в стране, в том числе уровня инфляции, активности внешнеэкономической деятель­ности, политики правительства и других факторов. Правительства многих стран стремятся поддерживать невысокий курс национальной валюты, чтобы стимулировать отечественное производство (импортные товары на внутреннем рынке относительно дороги, а экспортные товары получают дополнительное конкурентное преимущество).


Мировым рынком

называют сферу международного обмена товарами и услугами, в основе которого лежит международное разделение труда. В узком смысле это совокупность рынков отдельных стран, связанных друг с другом торгово-экономическими отношениями. На мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внеш­неэкономическая политика отдельных стран.


Предложения интернет-магазинов