Конспект урока истории в ., Тема: «Промышленность и транспорт в пореформенной России».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи урока: познакомить учащихся с изменениями, происшедшими в экономике (промышленном развитии) после отмены крепостного права, выяснить характер изменений, их последствия для дальнейшего развития страны. Сформировать понимание сущности промышленного переворота, показать смысл и значение инфраструктуры как условия развития промышленности на примере железнодорожного строительства в России.
Развивать навыки анализа исторических документов, умение анализировать и обобщать материал, выделять главное, объяснять понятия.
Ход урока: постановка темы и цели урока.
1. Капиталистические черты в экономике пореформенной России. Учащимся предлагается:
n внимательно прочитать название темы урока. О чем будет идти речь во время занятия? Записываем тему урока.
n обращаем внимание в ходе беседы на термины: феодализм, капитализм — форма экономического развития народного хозяйства, которая характеризуется тем, что орудия производства становятся собственностью предпринимателей — капиталистов., производство принимает товарный характер, разделение труда, применение машин и механических двигателей достигает высшей степени развития.
n скажите, что значит пореформенная Россия? Какие реформы произошли? С отменой крепостного права можно говорить об окончательном вступлении России в капиталистическую стадию. Подчеркиваем, что после 1861г. развитие страны пошло очень быстро, за несколько десятилетий Россия прошла путь, который другие страны совершали за столетия.
n Чтобы понять суть этих перемен, давайте вспомним, какие реформы развития промышленности вы знаете?
1. Кустарная промышленность (один человек делает все сам).
1. Мануфактура (каждый делает свою операцию. Разделение труда. Наемный труд).
2. Фабрика (промышленное предприятие, основанное на применении системы машин), форма крупного машинного производства.
n Почему после отмены крепостного права количество фабрик и заводов увеличилось. К началу 1880-х г. в России произошел промышленный переворот. В основных сферах промышленного производства машинная техника уже вытеснила ручной труд; водяное колесо практически везде было заменено паровым двигателем.
Развитие России в 19 веке
... развития России на рубеже XIXиXXвеков, понять необходимость желания обществом того времени перемен в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению отношений во всех сферах жизни. ... многом это случалось из-за плохой экономической политики царского правительства. Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития оставалось крепостное право. Крымская война в полной степени ...
Запись в тетрадях: основные социальные группы капиталистического общества: (предприниматели — капиталисты и пролетариат (наемные рабочие).
А теперь поиграем в игру «Переводчик» :
вам нужно дать определение промышленного переворота другими словами, перевести с «научного» языка на доступный. Записать свой вариант ответа на листочках.
Вариант ответа учащихся: промышленный переворот — это когда перестают все делать руками и начинают пользоваться трудом машин.
n А теперь подумайте, какие условия необходимы для того, чтобы появились фабрики? (Много рабочих рук, т. е. наемный труд)
Возможно ли это было до реформы 1861 г.? (Практически нет) А после? (Да).
Для того, чтобы появились фабрики, необходимо так же увеличение капиталов. У кого оно могло происходить? (У помещиков).
Кто платил выкуп за крестьянские наделы? Кто мог стать предпринимателем? Работа с учебником с. 124.
n Назовите фамилии некоторых из них — работа с документом — в парах, читая текст, отвечают на вопросы, приложенные к документу.
2. Инфраструктура экономики в пореформенной России.
n Из каких отраслей состоит экономика? (промышленность, торговля, ).
Еще одним важным условием для развития экономики было создание соответствующей инфраструктуры. Работа с учебником: найти определение слова «инфраструктура» (вспомогательные отрасли хозяйства, которые решают вопросы перевозки и хранения товаров + транспорт и связь).
Важнейшей частью инфраструктуры в пореформенной России было железнодорожное строительство. С тем как оно развивалось, мы познакомимся при помощи игры «Реставрация» — восстановить текст, расширить его, сделать более литературным (см. Доп.)
Работа с картой «Экономическое развитие России во второй половине XIX в.». Какие регионы России были соединены железными дорогами во второй половине XIX в.? (Запад России, центральный регион, , находи Транссибирскую магистраль и Амурскую железную дорогу.)
Работа с документом «О железнодорожной политике» см. Учебник стр. 199.
Обсуждаем вопрос значения железных дорог для России и переходим к рассмотрению отраслей промышленности.
3. Развитие отраслей промышленности в пореформенной России.
На листочках заголовки для игры «Отгадай букву». Учитель рассказывает об отраслях промышленности, а вы должны отгадать о какой из них идет речь.
«Итак, эта отрасль промышленности после реформы переживала наиболее значительные успехи. Она преобладала в центральных районах Росси. Отгадываем и записываем Т………я (текстильная), П………..я (пищевая), М……………я (металлургия), М………………….е (машиностроение).
Таким образом говоря о различных отраслях промышленности, мы можем выделить основные промышленные районы, показать их на карте.
Роль малого бизнеса в экономике России, перспективы его развития
... России необходимо осуществить масштабное развитие малого предпринимательского сектора экономики как одного из основных факторов дальнейшего экономического и социального развития страны. Целью данной курсовой работы ... этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них ...
4. Закрепление:
1-й вариант — исторический диктант;
2-й вариант — игра «Мнемотехника» (см. приложение).
5. Подводим итог: основные изменения в экономике после отмены крепостного права: развитие промышленности, промышленный переворот, формирование инфраструктуры экономики, строительство железных дорог, формирование определенных социальных групп (предприниматели-капиталисты и наемные рабочие).
С отменой крепостного права Россия переходит из стадии феодализма в капиталистическую стадию. Однако, в это время наряду с капиталистическими отношениями продолжают существовать и пережитки феодализма.
Оценка работы учащихся на уроке. Домашнее задание x 31.
Учитель
Приложение
Исторический диктант 8 класс
по теме «Социально-экономическое развитие России в гг.»
1. Исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков.
2. Роспись доходов и на определенный срок.
3. Рабочие (синоним).
4. Владельцы капитала, собственники орудий труда, использующие наемный труд.
5. Отрасль промышленности, энергично развивающаяся в районе Баку и Грозного.
6. Платеж, взимаемый с физических и юридических лиц в общегосударственный и .
7. Политика государства, направленная на защиту и покровительство отечественной промышленности.
8. Взыскания с рабочих за опоздание, выпуск некачественной продукции.
9. Министр финансов, который был инициатором постройки Транссибирской магистрали.
10. Наценка, устанавливаемая государством на товары массового потребления.
Ответы к историческому диктанту.
1. Винная монополия.
2. Бюджет.
3. Пролетариат.
4. Буржуазия.
5. Нефтяная.
6. Налоги.
7. Протекционизм.
8. Штраф.
9.
10 .Косвенные налоги.