Общее исследование феномена потребительского выбора, а также изучение его на национальном рынке, на современном этапе является значимой задачей для всех экономистов-исследователей. Связано это с тем, что современное экономическое сообщество базируется на рыночных отношениях, где каждая деталь ориентирована на потребителя, на удовлетворение его потребностей. Следовательно, актуальность данной темы будет вечна. В данной работе будут исследоваться основные факторы, которые могут оказать влияние на потребительский выбор и характеризующие особенности рынка потребителей в России.
Работали над анализом данного феномена и над особенностями потребительского выбора многие известные ученые-экономисты. К примеру, Леоном Вальрасом была предложена количественная теория поведения потребителей, основывавшаяся на представлении о возможности измерения разнообразных благ в гипотетических единицах полезности [6].
В степень разработанности рассматриваемой проблемы не менее важный вклад внесли следующие ученые-экономисты: А. , К. Маркс, К. Менгер, М. Вебер, У. Джер, Т. Веблен.
Но, не смотря на это, все ещё существует необходимость современного анализа обозначенного вопроса. Поэтому, целью будет изучение теоретической базы анализа потребительского выбора, с целью осознания особенностей данного феномена в Российской Федерации.
Для достижения озвученной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических аспектов потребительского поведения;
- изучение особенностей потребительского спроса и факторов, определяющих поведение потребителя;
- изучение рыночного спроса в РФ.
Объектом данного исследования будет считаться потребительский выбор, а предметом – факторы, оказывающие на него влияние.
Методологической основой исследования выбрана неоклассическая теория, в частности школа ординалистской теории потребительского поведения. Задачи, которые были поставлены в данной работе, будут достигаться посредством использования методов системного анализа, синтеза, сравнения и классификации. В качестве инструментов данного исследования будут выступать кривые безразличия и .
Особенности маркетинговых и социологических исследований
... находят в прикладной социологии (например - политической) и маркетинге. Цели, задачи, методология, ограничения и анализ при проведении социологических и маркетинговых исследований ... в этом смысле хорошие социологические исследования выступают в качестве "установочных" по отношению к маркетинговым исследованиям. Если исследователь рынка приступает к масштабному маркетинговому исследованию, ...
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение и список литературы.
1. Теоретические аспекты изучения выбора потребителей и теории полезности
1.1 Экономическая сущность выбора потребителей
Для освоения принципов функционирования рынка, важно приобрести понимание того, на чем основывается поведение участников рынка. Основным субъектом рыночной экономики считается клиент, он же потребитель, которых может быть как физическим, так и юридическим лицом, которое потребляет продукт производства или свой собственный. В микроэкономике под «потребителем» принято понимать хозяйствующий субъект, который может обособленно принимать решения о распределении собственного бюджета на приобретение потребительских благ.
Исходя из выше сказанного, потребительское поведение можно определить как какой-то процесс, в котором осуществляется формирование рыночного спроса покупателя. Подобные процессы реализуются посредством потребления благ, с учётом их цен. Важно отметить тот факт, что потребительский выбор рационален, то есть, такой потребитель пытается организовать все свои приобретения так, чтобы совокупное удовлетворение было максимальным.
Не смотря на это, потребитель зачастую не может действовать рационально, на что влияет ряд факторов:
- недостоверная информация о продукте;
- высокая стоимость поиска необходимой для потребителя информации;
- неожиданные приобретения, сделанные из-за мимолетного желания;
- «привычные» покупки.
Анализ потребительского поведения, в частности формирования потребительского спроса на товар, базируется на концепции полезности. Согласно данной концепции потребление благ приносит потребителю какую-то пользу, которая выражается полученным удовольствием. Поэтому, можно сказать, что целью потребителя является получение максимальной пользы, для чего необходим рациональный потребительский выбор, то есть выбор определенной комбинации товаров, предполагающей наибольшую полезность, при нахождении в рамках собственного бюджета [7].
Суверенитет потребителя принято считать независимость клиента от продавца, то есть, своего рода невозможность диктата со стороны производителя к потребителю. К примеру, товаров на рынке больше нет, их распродали, что является показателем того, что потребитель открывает новые возможности производителю для получения прибыли и расширения производства, это, своего рода поощрение производства подобной продукции.
Важным условием потребительского суверенитета считается свобода выбора, которая заключается в нескольких факторах:
Потребительский выбор формируется самостоятельно, то есть без какого-либо влияния извне,
У потребительского выбора отсутствует зависимость от выбора иных потребителей.
Но, не смотря на это, потребителя в подобном случае нельзя считать абсолютно свободным в своем выборе. Имеются своего рода «ограничители», которыми приходится руководствоваться потребителю в своем «свободном» выборе:
- сумма, которая имеется в потребительском распоряжении;
- цены продукции, установленные рынком;
- прочие факторы конъюнктуры рынка.
Свободой выбора потребителя не даются гарантии на потребительский суверенитет, который может быть ограничен следующими способами:
Маржинализм и теория потребительского поведения
... теории главным стал потребитель. Теории распределения и производства вошли в состав маржиналистской теории несколько позднее - первоначальный прорыв осуществлялся именно на участке теории потребительского выбора.[7] Кардинализм и ординализм. Полезность ... теории маржинализма; Сущность теории потребительного поведения. Потребительное поведение в современных условиях. В ходе написания курсовой работы ...
- товарный налог;
- налог на ;
- акцизы;
- налог на потребление;
- иные способы.
В качестве примера подобных ограничений выступают акцизы, которые вводятся, для малодоступности вредных для организма товаров. К ним относятся табак, алкоголь и другая продукция[8].
Изначально потребительское поведение сложно поддается описанию, так как тут присутствует человеческий фактор. Для этих целей имеются особые методы, позволяющие предугадать потребительское поведение:
1. Системный анализ. Общими принципами и методами этого исследования объясняются спрос и потребительское поведение, с базированием на . В рамках системного анализа изучение потребительского поведения происходит с исследования причин, из-за которых потребитель предпочитает один товар другому;
2. Маркетинговые изучения. Потребительское поведение тут рассматривается, с упором не только на экономическую теорию, но и на психологические и социологические науки. Особое внимание в данной ситуации уделяется запросам и требованиям отдельного потребителя [9].
Обобщая выше сказанное, напрашиваются выводы о том, что рынок как экономическая система ориентируется на покупателя, так как для рыночной экономики в первоочередный интерес представляют субъекты, имеющие возможность предъявления платежеспособного спроса.
1.2 Кардиналистская теория выбора потребителя
Любой потребительский выбор формируется исходя из личных доходов потребителя, стоимости товара и его полезности. Карлом Менгером, Леоном Вальрасом и Уильямом Джером независимо друг от друга была предложена количественная теория полезности, основой которой стали общая и предельная полезность. Под общей полезностью подразумевается удовлетворение, которое возникает от потребления определенного продукта (набора продуктов).
Под предельной полезностью понимается полезность, извлекаемая потребителем из дополнительной «благовой» единицы. У предельной полезности имеется свойство уменьшения, а у общей –возрастания.
Итак, цена экономического блага сводится к определению его полезности и затрат труда на его создание. Разнообразные блага измеряют в «ютилах», однако отсутствует возможность измерения общей полезности, так как для каждого потребителя ценность похожего блага может отличаться.
Поняв, что в основе кардиналистской теории потребительского поведение находится предельная полезность, проанализировав основные положения данной полезности, появляется возможность формирования следующих выводов:
- В основе лежат законы насыщения человеческих потребностей;
- В процессе колебания цен на продукцию, входящую в рыночную корзину потребителя, появляются и колебания предельной полезности данной продукции;
- Стоимость или ценность блага выражена степенью важности потребности, удовлетворяемой в субъективной оценке определенного потребителя;
- Субъективная оценка зависит от степени редкости блага и насыщения данной потребности;
- При увеличении количества используемых благ, уменьшается их предельная полезность;