Контрольная работа
Административное право и управление экономикой
Понятие и содержание государственного управления экономикой
государственный управление хозяйство внешнеэкономический
Государственное управление экономикой — одно из основных направлений деятельности государства. Управление экономикой осуществляется в разных направлениях и связано, прежде всего, с формированием правовой базы экономической деятельности, создание административных структур для осуществления государственного регулирования, участием государства в производстве (функционирование государственных, муниципальных унитарных предприятий), осуществлением национализации и приватизации, регулированием развития отдельных отраслей народного хозяйства.
Основы функционирования экономики определяются законодательством Российской Федерации. В блок экономического законодательства страны входят Гражданский и Налоговый кодексы, законы о конкуренции, о валютном регулировании, о лицензировании и др. В соответствии с Конституцией Российской Федерации кредитное, валютное, таможенное, финансовое регулирование, правовая база единого рынка, федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством.
В настоящее время, в соответствии с законодательством, государственное управление экономикой включает в себя:
- государственное управление промышленностью и энергетикой, управление сельским хозяйством;
- государственное управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством;
- государственное управление транспортом;
- государственное управление связью и массовыми коммуникациями;
- государственное управление использованием и охраной природных ресурсов;
- государственное управление финансами и кредитом;
- государственное управление в области внешнеэкономических связей.
Организация государственного управления промышленностью и энергетикой
Промышленность и энергетика — важнейшие отрасли экономики. В совокупности они представляют собой промышленно-энергетический комплекс, от уровня которого во многом зависит состояние других секторов экономики, а также экономическое положение страны в целом.
Основными правовыми актами, затрагивающими различные стороны организации, деятельности и управления в рассматриваемой сфере, являются: Закон РФ от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ВВС РФ. 1991. № 16. Ст. 499; 1992. № 32. Ст. 1882; № 34. Ст. 1966., федеральные законы: от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» Собрание законодательства РФ. 1995. № 22, Ст. 1977; 2002. № 41. Ст. 3969., от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве) Собрание законодательства РФ от 28 октября 2002 г. № 43 ст. 4190., от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190., от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях» Собрание законодательства РФ. 1995. № 34. Ст. 3426., от 3 апреля 1996 г. «Об энергосбережении Собрание законодательства РФ. 1996, №16, Ст. 1551., от 21 ноября 1995 г. «Об использовании атомной энергии от 9 января 1996г. «О радиационной безопасности» Собрание законодательства РФ 1995. № 48. Ст. 4525, от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» Собрание законодательства РФ. 2003 № 13. Ст. 1177., Гражданский кодекс РФ и др.
ЗОЛОТАЯ ОРДА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ, НАСЕЛЕНИЕ, ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА ...
... объявлен государственной религией Золотой Орды. Это значило, что все народы, входившие в её состав, должны были принять мусульманство. Однако это требование не касалось русских! Слайд 12 4. Экономика Орды ... возведение князя на престол. Ордынские ханы постоянно вмешивались в управление русских княжеств… Слайд 15 6. Повинности населения В крупные русские города были посланы представители хана — ...
В соответствии с Конституцией РФ, в ведении РФ находятся объекты промышленности и энергетики и вопросы управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы экономического развития; установление правовых основ единого рынка; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; оборонное производство и др.
Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов — разграничение государственной собственности, в том числе в сфере промышленности и энергетики, вопросы, связанные с рациональным использованием природных ресурсов.
Система органов управления промышленностью и энергетикой
Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в рассматриваемой сфере, принимает меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей; осуществляет регулирование экономических процессов и т. д. Эти полномочия Правительства РФ распространяются на промышленность и энергетику.
Также существует система федеральных органов исполнительной власти, в обязанности которых входит правовое регулирование, координация, оказание государственных услуг, контроль и надзор в области промышленности и энергетики.
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного, в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, освоения месторождений полезных ископаемых на основе соглашений о разделе продукции, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства.
В пределах своей компетенции Министерство также выполняет функции федерального органа технического регулирования и уполномоченного органа по соглашениям о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых. Оно принимает нормативные акты по таким вопросам, как: метрологические правила и нормы; правила регистрации деклараций о соответствии продукции нормам технологических регламентов; порядок исполнения функций национальным органом по стандартизации; правила создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; порядок проведения государственного метрологического надзора, а также иные нормативные правовые акты по вопросам его ведения.
Государственное управление в сфере экономики
... муниципальным планированием). Высшими федеральными органами государственного управления в сфере экономики в Российской Федерации являются парламент, Президент РФ, Правительство РФ, центральными органами отраслевого управления — министерства (например, министерства промышленности, науки и технологий, сельского хозяйства, ...
Министерство также осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, авиационной, судостроительной, электронной промышленности, промышленности средств связи, радиопромышленности, промышленности боеприпасов и специальной химии, химического разоружения, промышленности обычных вооружений.Оно является также уполномоченным органом РФ по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления за пасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении.
На министерство возложено ведение: сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса; государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации РФ, контрольно-кассовой Техники; ведомственного регистра ядерных материалов. Оно выступает в качестве государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инвестиционных программ и проектов в установленной сфере деятельности См.: Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008г. № 438 «О Минис-терстве промышленности и торговли Российской Федерации». // Собрание зако-нодательства РФ от 16 июня 2008г. № 24 ст. 2868..
Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 28 мая 2008 г., осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Минэнерго России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоений месторождений углеводородов, в сфере нефтехимической промышленности. Оно выполняет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов См.: Постановление Правительства РФ от 28 мая 2008г. № 400 « Минис-терстве энергетики Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ от 2 июня 2008г. № 22 ст. 2577..
Государственная корпорация по атомной энергии, правовой статус и организация деятельности которой закреплены Федеральным законом от 1 декабря 2007 года., является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, государственным органом по ядерной и радиационной безопасности, органом управления государственным запасом специального сырья, ядерными материалами.
Целями Корпорации является проведение государственной политики, осуществление нормативно-правового регулирования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области использования атомной энергии, развития и безопасного функционирования организации атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, обеспечение ядерной и радиационной безопасности и др.
Журналистика как сфера массово-информационной деятельности
... человеческой деятельности. Для решения намеченных задач необходимо постепенно создавать единое информационное пространство административных органов федерального, регионального и районного уровней и других заинтересованных организаций. Информатизация как социально-экономический ...
Корпорация в пределах своей компетенции принимает нормативные акты в области государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, а также учета и контроля ядерных материалов, являющихся собственностью иностранных государств, иностранных юридических лиц, временно находящихся на территории РФ; выдачи сертификатов-разрешений на перевозку ядерных материалов и т.д. Она участвует в обеспечении безопасности и охраны окружающей среды при использовании атомной энергии; во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проводит мероприятия по ликвидации последствий аварии при использовании атомной энергии, а также осуществляет совместно с ними мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. На нее возложены функции по осуществлению лицензирования деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ в оборонных целях, а также непрерывного мониторинга продвижения специальных грузов на всех видах транспорта, кромеспец грузов Минобороны России и т.д. См.: Федеральный закон от 1 декабря 2007г. № 317-Ф3 «О Государствен-ной корпорации по атомной энергии «Росатом». // Собрание законодательства РФ от 3 декабря 2007г. № 49 ст. 6078.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 17 июня 2004г., осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. В содержание его деятельности входит заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственный нужд в установленной сфере деятельности. Оно организует экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, а также экспертизу проектов национальных стандартов; проведение испытаний средств измерений и их поверку в РФ.
Агентство осуществляет создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности; утверждение национальных стандартов, их учет, а также учет правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и др. полномочия См.: Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 «О Феде-ральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (с изменения-ми от 5 июня 2008 г.).
// Собрание законодательства РФ. 2008. № 22. Ст. 2577..
Федеральное космическое агентство (Роскосмос), которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, в том числе при проведении организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения См.: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2004 г. № 314 «Об ут-верждении Положения о Федеральном космическом агентстве» (с изменениями от 7 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2777..
Основы экономической безопасности в сфере лесного хозяйства Российской Федерации
... Предмет исследования - экономическая безопасность в сфере лесного хозяйства Цель исследования - комплексное изучение основных показателей лесного комплекса, ... соответствии с актами федерального лесного законодательства. С 1 января 2007 года ... экономической безопасности лесного хозяйства 3.3 Пути повышения экономической безопасности лесного хозяйства Заключение Список использованных источников Реферат ...
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), Положение о которой утверждено Правительством РФ 30 июня 2004г., является уполномоченным органом по осуществлению правового регулирования в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), за исключением цен и тарифов, регулирование которых относится к компетенции других федеральных органов исполнительной власти. Она также осуществляет функции по определению (установлению) цен и тарифов в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
ФСТ России принимает обязательные для субъектов естественных монополий решения в области ценообразования на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями и иным потребителям и т. д. См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 332 «Об ут-верждении Положения о Федеральной службе по тарифам» (с изменениями от 12 сентября 2008 г.)// Собрание законодательства РФ. 2004. № 29. Ст. 3049.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является межотраслевым органом исполнительной власти, руководство которым осуществляет Минприроды России. На него возложены функции по принятию нормативных правовых актов по вопросам промышленной безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых), гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Она является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а также специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004г. №401 «О Фе-деральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (с изменениями от 29 мая 2008 г.) // Собрании законодательства Российской Феде-рации от 9 августа 2004г. № 32 ст. 3348..
Ростехнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок (кроме бытовых), гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения. Данная Служба является специальным уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного, энергетического надзора. В сферу ее деятельности входит осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при проведении взрывных работ и т. д.
Контрольно-надзорные функции и полномочия реализуются Службой в процессе осуществления ею лицензирования подконтрольных видов деятельности, а так же при выдаче им разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений, применение взрывчатых материалов промышленного назначения; при проведении проверок соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства, норм и правил, действующих в сфере его деятельности, в том числе в промышленности и энергетике.
Достижения и недостатки Российского законодательства в области ...
В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на ...
В рамках контроля и надзора Служба наделена правом применять соответствующие меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера в целях недопущения или пресечения нарушений юридическими и физическими лицами обязательных требований, контроль и надзор за соблюдением которых на нее возложен.
Организация государственного управления сельским хозяйством
Сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики России. Его основное предназначение — производство, переработка сельхозпродукции для удовлетворения в ней потребности населения, а также поставка сырья для промышленного производства.
Конституция РФ (ст. 71) относит к ведению РФ установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития нашей страны, в том числе и в сельском хозяйстве. Все остальные вопросы сельского хозяйства находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
К правовым актам, затрагивающим различные вопросы организации, деятельности и управления в области сельского хозяйства, относятся федеральные законы: «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120; 2003. № 24. Ст. 2248., «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г. Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 149., «О карантине растений» от 15 июля 2000г. Собрание законодательства РФ. 2000. № 29. Ст. 3008., «Об обороте земель сельскохозяйственного на значения» от 24 июля 2002 г. Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3018., «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Собрание законодательства РФ. 2004. № 52. Ст. 5270. 2 СЗРФ. 2007. №1.Ст. 27. от 20 декабря 2004 г., «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г., Земельный и Водный кодексы РФ и другие нормативные акты.
Система органов управления сельским хозяйством
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) осуществляет функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса; по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель; по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях.
Минсельхоз России принимает нормативные правовые акты, устанавливающие правила использования и охраны объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; правила предоставления отраслевых субсидий и субвенций; правила в области ветеринарии; правила ведения селекционных достижений; правила и нормы в области племенного животноводства, мелиорации земель; нормы естественной убыли в сфере сельского хозяйства и отраслях промышленности, отнесенных к его ведению; правила заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений; учета зерна и продуктов его переработки и т.д.
Экономические объекты государственной собственности
... завершается жизненный цикл объекта недвижимости — регистрацией прекращения объекта и прав на него. 1. 2 Имущественные комплексы (предприятия) Основные виды собственности являются объектом разнообразного государственного регулирования как таковые (например, законодательства о землепользовании, о ...
В процессе своей деятельности оно осуществляет эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиоративных систем, отнесенных к государственной собственности, отдельно расположенных гидротехнических сооружений; проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию названных систем и сооружений; организацию проведения противоэпи-зоотических мероприятий См.: Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 «О Ми-нистерстве сельского хозяйства Российской Федерации» (с изменениями от 6 ав-густа 2008 г.).
// Собрание законодательства РФ от 23 июня 2008 г. № 25 ст. 2983..
Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).
В соответствии с Положением о нем Утвержденным Правительством РФ 13 декабря 1993 г. САПП РФ. 1993. № 51. Ст. 4943; СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1345; 1998. № 6. Ст. 760., он осуществляется единой системой органов, в которую входят: Главная государственная инспекция по надзору за технический состоянием самоходных машин и других видов техники Минсельхоза России (Главгостехнадзор России), государственные инспекции органов исполнительной власти субъектов РФ, соответствующие государственные инспекции городов и районов.
Данные органы осуществляют надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, независимо от их принадлежности, в целях обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей, охраны окружающей среды; за соблюдением в АПК правил эксплуатации машин и оборудования; установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования. Они принимают экзамены на право управления самоходными машинами и выдачу соответствующих удостоверений; осуществляют регистрацию тракторов и других машин и т. д.
Федеральная служба по ветеринарии и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), согласно Положению о ней, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, использования пестицидов и агрохимикатов, обеспечения плодородия почв, селекционных достижений, качества и безопасности зерна, комбикормов, охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Контроль и надзор проявляется в выдаче Службой лицензий на отдельные виды деятельности в области племенного животноводства, элитного семеноводства; на проведение мероприятий по акклиматизации, содержанию и разведению объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в выдаче разрешений на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также лицензии на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на ввоз в РФ и вывоз из РФ, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции. На нее возложена выдача удостоверения на право охоты. Для решения возложенных на нее задач Служба имеет право организовывать необходимые исследования, тесты, экспертизы, анализы и оценки, научные исследования по надзорным вопросам в контексте своей деятельности и другие полномочия.
Правовые основы защиты государственной тайны
... посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны. Цель данного реферата – изучение правовых основ защиты государственной тайны в РФ. Для достижения ...
Служба осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 327 «Об утверж-дении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» // Российская газета. 2004. 15 июля; СЗ РФ. 2005. № 33. Ст. 3421; 2006. № 22. Ст. 2337; № 26. Ст. 2848..
Организация государственного управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Строительство представляет собой одну из важнейших отраслей экономики страны, которая призвана обеспечивать производственное, жилищно-коммунальное, дорожно-транспортное развитие РФ. Строительные вопросы сосредоточены в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Данная сфера регулируются рядом федеральных законов, среди которых можно назвать следующие: «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4473; 2003. № 2. Ст. 167; 2004, № 35. Ст. 3607; 2006. № 52. Ст. 5498., Градостроительный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, а также Положение о государственном учете жилого фонда в РФ, утвержденное Правительством РФ 13 октября 1997 г. Собрание законодательства РФ.. 1997. № 42. Ст. 4787., Положение о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Правительством РФ от 23 мая 2006 г. Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2501,, и др.
Система органов управления строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с Положением о нем, Минрегион в пределах своей компетенции принимает федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий в этой области; определяет порядок разработки, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра градостроительных нормативов и правил, а также порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности.
Минрегион России вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ представления необходимых материалов, документов и иных сведений по вопросам его компетенции; направлять обязательные для исполнения предписания об отмене норматив иных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных им полномочий и т.д. См.: Постановление Правительства РФ от 26 января 2005г. № 40 «Об ут-верждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Фе-дерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями от 5 июня 2008г.) // Собрание законодательства РФ от 31 января 2005г. № 5; от 16 июня 2008г. № 24 ст. 2868.
В рассматриваемой сфере деятельности отдельные функции реализует и Министерство экономического развития
Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики
... системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые ...
РФ, которое, согласно «Положению об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» См.: Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000г. «О государс-твенном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федера-ции объектов капитального строительства» // Собрание законодательства РФ РФ. 2000. №50. Ст. 4901; 2004. №38. Ст. 3803; 2005. № 13. Ст. 1169., осуществляет разработку основ федеральной политики и правовое регулирование государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства; принимает правила ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Федеральным органом исполнительной власти в области строительства является Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России), подведомственное Минобороны России. В соответствии с Положением о Спец- строе России, утвержденным Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. Собрание законодательства РФ РФ. 2004. № 34. Ст. 3540., агенство решает задачи строительства объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок; жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций; строительства в мирное и военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог обще го пользования, осуществляемого в качестве подрядчика и т. д.
Федеральная Служба по тарифам устанавливает предельные индексы максимального (минимального) изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение, а также предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по субъектам РФ; предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую населению, другим потребителям ЖКХ и энергоснабжающими организациями. Она осуществляет государственный контроль за обоснованностью установления и изменения предельных индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 332 «Об ут-верждении Положения о Федеральной службе по тарифам» (с изменениями от 5 июня 2008 г.) // Собрание законодательства РФ от 19 июля 2004г. № 29 ст. 3049; от 9 июня 2008 г. № 23 ст. 2719..
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи, объектов обороны и безопасности, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. В содержание государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации. При отсутствии технических регламентов проверяется соответствие выполненных работ требованиям СНиП и иных обязательных норм строительства, реконструкции, капитального ремонта сооружений капитального строительства.
Государственная жилищная инспекций Российской Федерации. В соответствии с Положением о ней, она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее территориальных органов в субъектах РФ. Одной из основных задач государственной жилищной инспекции является контроль за обеспечением законных прав и интересов граждан и государства при оказании жилищно-коммунальных услуг населению, использования и сохранности жилищного фонда.
Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием указанного фонда и общего имущества, инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту и обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического надзора, и за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества к сезонной эксплуатации; за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе топливноэнергетических ресурсов и воды.
Органы государственной жилищной инспекции наделены полномочиями, которые позволяют им проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищ ног фонда, общего имущества и придомовых территорий, об устранении выявленных нарушений. При обнаружении грубого нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества, они дают представления об аннулировании или приостановлении лицензии на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами и т.д. См.: Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» (с изменениями от 6 февраля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 23. Ст. 2566; от 22 февраля 2006 г. № 37.
Контроль осуществляется также по вопросам соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами См.: «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. // Собрание законодательс-тва РФ. 2006. № 23. Ст. 2501., правил пользования жилыми помещениями См.: Правила пользования жилыми помещениями. Утв. постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. // Собрание законодательства РФ. 2006. №5. Ст. 546. и т.д.
Органы управления строительством и ЖКХ субъектов РФ. На них возложено проведение государственной политики в области градостроительства и архитектуры; утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий субъектов РФ, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства этих территорий; определение порядка выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости; принятие решений о строительстве объектов недвижимости субъектов РФ; осуществление государственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов в области градостроительства, в том числе за органами местного самоуправления; финансирование разработки градостроительной документации о градостроительном планировании территорий субъектов РФ. Они обеспечивают проведение государственной экспертизы градостроительной документации; осуществляют ведение мониторинга градостроительной деятельности на соответствующих территориях; организуют на подведомственных территориях конкурсы на разработку градостроительной и проектной документации; обеспечивают учет жилищного фонда на своей территории и т.д.
Организация государственного управления транспортом и дорожным хозяйством
Транспортная и дорожная инфраструктура играют важную роль в развитии экономики. Наличие транспортной инфраструктуры — важнейшая экономическая характеристика территории и благоприятное условие для организации и ведения хозяйственной деятельности.
Данная сфера деятельности регулируется рядом нормативных правовых актов, среди которых можно выделить следующие: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» Собрание законодательства РФ, 1995. № 50. Ст. 4873., Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О государственном регулировании развития авиации» Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 226., Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте» Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 169; № 28. Ст. 2884., Федеральный закон от 10 января 2003 г. «Устав железнодорожного транспорта» Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 170; № 28. Ст. 2891., Федеральный закон от 30 июня 2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности» Собрание законодательства РФ. 2003. № 27. Ст. 2701., Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта» Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5555., Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожном строительстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5553., Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Собрание законодательства РФ. 2007. № 46. Ст. 5557., а также другими нормативными актами.
Система органов управления транспортом и дорожным хозяйством
Вопросами организации функционирования транспорта, дорожного хозяйства, правового регулирования в этой сфере занимается Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Министерство транспорта РФ (Минтранс), в соответствии с Положением См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004г. № 395 «Об ут-верждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (с изменениями от 28 мая 2008г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3342; от 2 июня 2008г. № 22 ст. 2576., осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.
Минтранс России определяет правила: перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа; формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, продажи билетов; государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, морских судов и судов внутреннего водного транспорта; проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации судов внутреннего транспорта, перевозок этим транспортом опасных грузов; технической эксплуатации железных дорог и т. д.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).
Согласно Положению См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004г. № 397 «Об ут-верждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспор-та» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3344. о нем, росжелдор осуществляет полномочия железнодорожной администрации РФ по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров РФ, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.
В пределах своей компетенции Росжелдор принимает решения об открытии для эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев этих путей; о примыкании к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и специального пользования; о временном прекращении погрузки и перевозки грузов и багажа в определенных железнодорожных направлениях из-за сложившихся обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
Согласно Положению См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004г. № 396 «Об ут-верждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» (с из-менениями от 23 июня 2008г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3343; от 30 июня 2008г. № 26 ст. 3063. о нем, Росавиация осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управление государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) и гражданской части Единой системы организации воздушного движения РФ, в том числе в области обеспечения ее функционирования, развития и модернизации. Оно осуществляет полномочия в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров РФ.
На Росавиацию возложена организация проведения обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения, юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки; использования части воздушного пространства, которая определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.
Агентство аккредитует представительства иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории РФ и др. полномочия.
Федеральное агентство морского и речного флота (Росфлот).
Согласно Положению См.: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004г. № 371 «Об ут-верждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта» (с изменениями от 28 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ от 2 августа 2004г. № 31 ст. 3261; от 4 августа 2008г. № 31 ст. 3743 о нем, Росфлот призван осуществлять функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбный кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта. Росморречфлот выполняет функции уполномоченного органа в области морского и речного транспорта по исполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части оказания соответствующих государственных услуг и управления государственным имуществом.
В пределах своей компетенции оно организует проведение работ по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания; по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов; диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям; работ по содержанию водных путей, расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений и т. д. На него возложено оформление и выдача паспортов моряка; выдача заключений по вопросам привлечения иностранных работников для работы в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плавающих под государственным флагом РФ; установление категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, а также сроков работы гидротехнических сооружений и т.д.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
В соответствии с Положением См.: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. №374 «Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве» (с изменениями от 21 апреля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3264; от 28 апреля 2008 г. № 17 ст. 1883. о нем, Росавтодор осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также в области учета федеральных автомобильных дорог.
В пределах установленной компетенции Росавтодор организует работу по изъятию, выкупу, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития федеральной сети автомобильных дорог; обеспечению со стояния федеральных автомобильных дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам; учет показателей состояния безопасности дорожного движения, а также техническому состоянию автомобильных дорог; приемку в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом участков федеральных автомобильных дорог; согласование решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос федеральных автомобильных дорог под стоянки и остановки и т. д.
Федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография).
Согласно Положению См.: Постановление Правительства РФ от 29 июля 2004 г. №386 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве геодезии и картографии» // РФ от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3272. о нем, Роскарто- графия осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов.
В компетенцию Агентства входит создание и введение федерального и региональных картографо-геодезических фондов РФ, Государственного каталога географических названий, географических информационных систем федерального и регионального значения, работу по установлению, употреблению, регистрации, учету и сохранению наименований географических объектов, картографирование континентального шельфа РФ производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания и т. д.
Федеральная аэронавигационная служба (Роснавига-ция).
В соответствии с Положением См.: Постановление Правительства РФ от 30 марта 2006 г. № 173 «О Фе-деральной аэронавигационной службе» (с изменениями от 28 мая 2008 г.) // Соб-рание законодательства РФ от 10 апреля 2006 г. № 15 ст. 1612; от 2 июня 2008г. № 22 ст. 2576. о нем, данная служба является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания. На нее возложены полномочия федерального органа исполнительной власти в области транспорта, специально уполномоченного органа в области гражданской авиации, обороны, руководящего органа единой системы организации воздушного движения и т. д.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Согласно Положению См.: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398 «Об ут-верждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ от 9 августа 2004 г. № 32 ст. 3345; от 4 августа 2008г. № 31 ст. 3743. о нем, Ространс- надзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.
В процессе своей деятельности Служба организует и проводит инспекции воздушных судов с целью оценки их летной годности; участвует в работе по определению технического со стояния воздушных судов и других транспортных средств, объектов и оборудования, используемых для перевозок высших должностных лиц РФ и иностранных государств и т. д.
Ространснадзорнаделен полномочиями по проверке деятельности юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность и др.
Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекция).
В соответствии с Положением См.: Указ Президента РФ от 15 июня 1998г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (с изменениями от июля 2008г.) // Собрание законодательства РФ от 22 июня 1998 г. № 25 ст. 2897; от 7 июля 2008г. № 27 ст. 3250. о ней, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
- проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, отнесенным к их ведению, являются обязательными для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Государственная инспекция по маломерным судам РФ при МЧС России. В соответствии с Положением о ней, задачами Инспекции являются: осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их (судов) стоянок, пользованием во внутренних водах и в территориальном море РФ. В пределах своей компетенции она организует контроль и надзор за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охраны их жизни на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов, пляжей, на переправах, и т.д. См.: Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвы-чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ от 27 декабря 2004 г. № 52 (часть II) ст. 5499.
Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходной техники и другой техники. Она осуществляет государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, кроме машин, принадлежащих Минобороны и т.д.
Организация государственного управления связью и массовыми коммуникациями
В современных условиях общение играет важную роль в решении экономических и социальных проблем жизни нашего общества, в удовлетворении потребностей потребителей связи в услугах связи. Средства и сети связи образуют комплекс, в который входят сети связи; технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования; сети связи специального назначения, а также объекты почтовой связи.
Данная сфера деятельности регулируется рядом федеральных законов: «О федеральной фельдъегерской связи» от 17 декабря 1994 г. СААП РФ. 1993. № 51. Ст. 4943; СЗ РФ. 1996. № 13* Ст. 1345; 1998. № 6. Ст. 760. См. также гл. 29. § 4., «О почтовой связи» от 17 июля 1999 г. Собрание законодательства РФ 2004. № 52 (ч. II).
Ст. 5499. СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3547; 1999. № 49. Ст. 5904. СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697., «О связи» от 7 июля 2003 г. Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2895. 2 СЗРФ. 2006. №31 (ч. 1).
Ст. 3448., «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г а также иными нормативными правовыми актами.
Система органов управления связью и массовыми коммуникациями
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минсвязи России).
В соответствии с Положением о нем, Министерство осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электронной и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, а также в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра, печати, издательской и полиграфической деятельности. На него возложено определение требований к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи; защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним; к использованию радиочастотного спектра; к порядку взаимодействия сетей связи, составляющих единую сеть электросвязи РФ; к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи; к оказанию услуг связи.
Министерству подведомственны Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по информационным технологиям; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций См.: Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. №418 «О Ми-нистерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 9 июня 2008г. № 23 ст. 2708..