Воздействие финансов на экономику Российской Федерации

Курсовая работа

Воздействие финансов на экономику России

Воздействие финансов на экономику Российской Федерации

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Курсовая работа*

Код 375117
Дата создания 09 января 2018
Страниц 37
Покупка готовых работ временно недоступна.

Воздействие финансов на экономику России …

Введение 3 1. Роль и место финансов в регулировании экономики 5 1.1 Финансы: сущность и функции 5 1.2 Роль финансов в экономике 8 1.3 Финансовое регулирование экономических процессов 11 2. Воздействие финансов на экономику России 17 2.1 Развитие финансового рынка России 17 2.2 Структура финансового сектора России 19 2.3 Финансовая система России 20 3. Проблемы и перспективы развития финансовой системы России 27 3.1 Проблемы развития современной финансовой системы 27 3.2 Угрозы стабильности финансовой системы России и способы их нейтрализации 30 Заключение 35 Список использованной литературы 37 … … … Исследование вышеназванных проблем представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане, предопределяет важность темы и содержательные компоненты работы. Предмет курсовой работы – финансовый механизм. Объект курсовой работы – финансы России. Целью данной курсовой работы является изучение роли финансов в регулирование экономики Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо детально рассмотреть следующие задачи: – рассмотреть сущность и функции финансов;

  • изучить роль финансов в экономики;
  • – рассмотреть финансовый механизм в экономических процессах;
  • – проанализировать структуру финансового сектора России;
  • – провести анализ финансовой системы России;
  • – выявить проблемы финансовой системы России и пути их устранения. Методология и методы исследо вания. Методологической базой выступили работы отечественных и зарубежных авторов освещавших проблему, а также публикации в периодических изданиях таких авторов, как Большаков C.В ., Гарбузова В.Ф ., Дробозина Л.А Молякова Д. С. , Самылин А. И. , ., Андриевский Н.С , Мальцев О. В. , Шахов А.Ю и др. Информационная база исследования. В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати. Выводы обосновывались статистическими данными по анализируемым показателям, для решения поставленных задач применялись стандартные математико-статистические методы, факторный и сравнительный анализ, метод аналитических группировок. Теоретическая значимость работы. Значимость работы состоит в развитии нового научного направления финансовой теории – теории финансового регулирования экономических процессов;
  • в обогащении финансовой науки системным изучением вопросов использования финансов для корректировки параметров общественного воспроизводства;
  • в расширении методологического аппарата финансовых исследований.

Структура и объем работы. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Однако, финансовое регулирование имеет место и на этапе финансового планирования. Здесь следует говорить о «плановом финансовом регулировании». Плановое финансовое регулирование проявляет себя в определении финансовых методов, инструментов, балансовой увязке показателей доходов и расходов на этапе финансового планирования.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, размеры и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов.

Информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты.

В процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций .

Наиболее распространенной точкой зрения является рассмотрение финансового регулирования как оперативного воздействия на финансовый механизм, связанный с корректировкой диспропорций в экономике. С этой точки зрения различают следующие методы финансового регулирования: бюджетный, налоговый, ценовой, страховой, денежно-кредитный, тарифный.

Конкретное проявление метода зависит от направления регулирования. Ценовые методы связаны с установлением предельных значений роста или понижения цен, установлением цен на социально значимые товары и антимонопольное ограничение цен и др. Страховые методы используются в большей степени для стабилизации экономики.

Здесь можно выделить политику формирования золотовалютных резервов Центрального банка, формирование различных стабилизационных фондов (Фонд национального благосостояния), инвестиционных фондов, венчурных фондов, Фонд обязательного страхования вкладов и др.

Денежно-кредитное регулирование: регулирование структуры денежных агрегатов и денежной массы, валютное регулирование, управление внутренним и внешним долгом, управление учетной ставкой и ставкой рефинансирования, установление норм и нормативов, ограничивающих банковскую деятельность и др.

Тарифное регулирование связано с установлением тарифов на естественные монополии, таможенных тарифов и др. Среди методов финансового регулирования огромное значение отводится налоговым методам. К налоговым методам относят: изменение состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы, состава плательщиков, системы льгот.

Налоговые методы используются при государственном регулировании цикличности экономики. Применяется прямое и косвенное налогообложение. Для нашей страны в связи с ее масштабами и достаточно сильной дифференциацией регионов большое значение играют бюджетные методы финансового регулирования.

Межбюджетное перераспределение средств осуществляется в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, финансирования целевых программ, бюджетных кредитов. Подводя итог, необходимо отметить, что финансовое регулирование экономических процессов, является одним из самых действенных методов воздействия государства на экономику.

Происходящие в России в настоящее время процессы реформирования финансовых отношений заключается в: – экономической стабилизации; – трансформации экономических отношений; – адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям; – стимулированию инвестиционной активности; – решению социальных задач.

Создание эффективного и оперативного механизма воздействия на экономику является одной из важней задач финансового регулирования.2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ2.1 Развитие финансового рынка РоссииГлобальный экономический кризис 2007-2008гг.

, который охватил все страны, привел к углублению дисбалансов в сфере финансов, что наиболее остро проявилось в странах с сырьевой экономикой, включая Россию. Кризис в определенной мере сдул финансовый пузырь, надувавшийся в течение нулевых годов, но глобальные финансы настолько разбалансированы, что не все накопившие проблемы были разрешены во время кризиса.

Для российской финансовой системы остались нерешенными проблемы валютного курса, высокой инфляции, низкая глубина проникновения современных финансовых отношений в деятельность компаний реального сектора экономики, недостаточный уровень развития финансовых инструментов и технологий, что не позволяет реализовать все потенциальные возможности финансового рынка для повышения инвестиционной активности компаний, без чего невозможно добиться экономического роста.Особенностью нынешнего этапа развития российской экономики в целом, и финансовой системы в частности, является то, что одновременно проявились несколько негативных тенденций в экономике и финансовой сфере, приведших к углублению финансового кризиса. Совместное воздействие этих явлений похоронило надежды на быстрое восстановление экономики, как это было в 2009 году. Отчетливо проявляется тенденция сползания страны в стадию длительной стагнации, которая при неблагоприятном стечении обстоятельств, может перерасти в следующий кризис. Факторами, которые могут привести к кризису, являются:Исчерпание возможностей развития российской экономики по модели экономического роста, сложившейся в начале 2000-х годов, которая была основана на высоких ценах на углеводороды и другие сырьевые товары.Бюджетный дефицит, обусловленный снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты, что вынуждает государство снижать бюджетные расходы.

К сожалению, политика секвестра бюджета реализуется сокращением расходов в социальной сфере, что сокращает доходы населения, а соответственно и потребительский спрос. При этом увеличиваются расходы на оборону, которые не дают мультипликативного эффекта для развития экономики. Высокий уровень инфляции, которая в 2015 году вновь стала двухзначной. Опасна не сама инфляция, а ее уровень по сравнению с другими странами, которые являются торговыми партнерами. Для России – это, прежде всего Европейский союз, на долю которого приходится 50% торгового оборота, где уровень инфляции не превышает 2%. Разница в уровне инфляции согласно паритету покупательной способности неизбежно должна перекрываться изменением валютного курса. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособность российских товаропроизводителей Центральный Банк рано или поздно вынужден проводить ослабление рубля.Обострение геополитической ситуации, введение экономических санкций и ответных антисанкций оказывает существенное влияние на финансовую систему. Ограничение на кредитование некоторых российских компаний и банков привело к сокращению притока иностранного капитала в Россию, что осложнило для них выполнение обязательств по ранее полученным кредитам и займам.

Ограничение притока капитала и возросшие риски привели к удорожанию стоимости заимствования за рубежом на два процентных пункта.Внешние факторы, связанные с падением цен на нефть и введением санкций, а также внутренние факторы, связанные с высокой инфляцией, оказывают существенное влияние на валютный курс, что впоследствии может привести к валютному кризису. Состояние экономики оказывает влияние на финансовые рынки, но при этом следует отметить, что финансовая система не просто является производной от экономики, но и способна воздействовать на темпы экономического развития.2.2 Структура финансового сектора РоссииРоссийская финансовая система в гипертрофированном виде воспроизводит германскую (континентальную) модель построения финансового рынка, в которой главенствующую роль играет банковский сектор, об этом убедительно свидетельствуют данные о структуре финансовых активов России.Таблица 2.1. Структура финансового сектора Российской ФедерацииФинансовые институтыФинансовые активы20052015трлн. руб.%трлн. руб.%Банк России3,428,832,928,1Коммерческие банки6,958,577,766,4Страховые компании0,54,21,31,1Негосударственные пенсионные фонды0,21,72,21,9Паевые инвестиционные фонды0,21,72,11,8Профессиональные участники рынка ценных бумаг0,65,10,80,7Итого11,8100,0117,0100,0За прошедшее десятилетие финансовые активы выросли в 10 раз.

Доминирующую роль в финансовой системе страны играли и играют коммерческие банки, при этом их роль в финансовой системе возрастает. Их доля в финансовых активах страны выросла с 58,5% до 66,4%. Если учесть активы Центрального Банка, то суммарные активы банковского сектора составляют более 90% всех активов финансового сектора. Остальные сегменты финансового рынка занимают ничтожно малую величину, что отражает общую неразвитость российского финансового рынка. Структурный дисбаланс финансовой системы приводит к ограниченному набору финансовых инструментов, которые могут быть предложены участникам рынка. Круг финансовых инструментов является весьма узким и доступен в основном крупным компаниям. Для малого и среднего бизнеса эмиссия акций и облигаций с целью привлечения капитала в компанию является дорогостоящей процедурой. Для наглядности изобразим структуру финансового сектора Российской Федерации за 2015 год на рисунке 2.1.Рисунок 2.1. Структуру финансового сектора Российской Федерации за 2015 год.В принципе банковская модель построения финансовой системы имеет право на существование, о чем свидетельствует опыт Германии, Франции, Австрии и других европейских стран, где основными поставщиками финансовых ресурсов являются банки.

Доля банков в финансовых активах в этих странах составляет 60-70% и имеет тенденцию к снижению, тогда как в России наблюдается противоположное движение.2.3 Финансовая система РоссииФинансовая система Российской Федерации, сфера домашних хозяйств, сфера финансов организаций, государственные и муниципальные финансы. Финансовая система любой страны занимает значимое место в макроэкономике, потому что экономическое развитие в значительной степени зависит от ее состояния. Финансовая система государства решает множество проблем современного общества: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, излишняя социальная напряженность, отрицательно влияющая на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др. Осознавая всю важность финансовой системы, важно понимать, как она функционирует и каким образом действует, в частности, механизм финансовой системы Российской Федерации. На современном этапе финансовая система России сталкивается с новыми вызовами, связанными с введением санкций, девальвацией рубля, низкими ценами на нефть. Эти факторы прямо и косвенно влияют на все сферы финансовой системы страны. Сфера домашних хозяйств, которая не так давно была признана наукой самостоятельной, играет значительную роль в экономике страны.

Дело в том, что домашние хозяйства выступают и как поставщики финансовых ресурсов, и как потребители произведенных в обществе товаров и услуг. Для удовлетворения своих потребностей домашние хозяйства должны обладать значительными финансовыми ресурсами. Основная часть финансовых ресурсов домашних хозяйств, представлена денежными доходами, включающими средства, полученные или заработанные ими в течение года для удовлетворения потребностей разного уровня. Таблица 2.2 Показатели, характеризующие уровень жизни населения в Российской Федерации в 2010-2015 гг. Показатель2010 г.2011 г2012 г2013 г.2014 г.2015 гСреднедушевой доход населения, руб.18 958,420 780,023 221,125 928,227 765,728 552, 7Реально располагаемые денежные доходы, % к предыдущему периоду105,9100,5104,6104,099,396,4Как видно из таблицы 2.2, в период с 2010 по 2015 год доход на душу имеет стабильную повышательную тенденцию. Однако объективную оценку уровню жизни россиян можно дать, предварительно оценив динамику реально располагаемых доходов, так как они учитывают уровень инфляции, значит, покупательную способность денег. Анализ той же таблицы показывает, что в период с 2010 по 2013 годы наблюдался рост реальных доходов населения по отношению к предыдущему периоду, однако в 2014 и 2015 годах рост сменился спадом.

Данный факт говорит о том, что в указанные годы россияне, несмотря на рост среднедушевого дохода, фактически могут купить меньшее количество потребительских товаров и услуг по сравнению с предыдущими годами на те же деньги при прочих равных условиях. Для наглядности изобразим среднедушевой доход населения в Российской Федерации в 2010-2015 гг. на рисунке 2.2.Рисунок 2.2. Среднедушевой доход населения в Российской Федерации в 2010-2015 гг.Это связано прежде всего с рекордно высокой за последние 10 лет инфляцией в декабре 2014 года, когда наблюдался взрывной рост цен, коснувшийся как товаров ежедневного потребления, так различной техники и электроникиУчитывая тот факт, что значительная доля производимого ВВП расходуется именно в сфере домохозяйств, то снижение реальных доходов населения может сказаться на темпах роста экономики. Так, последствия данного факта уже можно заметить при рассмотрении динамики ВВП. При этом для исключения влияния фактора инфляции динамика данного показателя представлена на рисунке 1 в ценах 2011 года. Данные подтверждают вышенаписанное предположение о влиянии снижения реальных доходов населения: если с 2011 года по 2014 год ВВП страны возрастал, то в 2015 году он снизился на 3, 75%. Однако, конечно, нельзя называть снижение реальных доходов населения основной причиной падения ВВП, сработал первоочередной риск для российской экономики – цена на нефть обновила многолетние минимумы.Самой важной и значимой сферой финансовой системы Российской Федерации являются государственные и муниципальные финансы. В зависимости от формы организации государственные и муниципальные финансы распадаются на два звена: бюджеты и внебюджетные фонды. Благодаря бюджетным средствам государство имеет возможность удовлетворять потребности общества в целом. Государственный бюджет – основной инструмент выравнивания уровней социально- экономического развития страны. Государственный бюджет представляет собой финансовый план доходов и расходов государства за определенный промежуток времени. До настоящего времени и потрясений, возникших в экономике России, государственный бюджет составлялся на 3 года, однако в 2015 году Минфин представил однолетний план бюджета на 2016 год . Сокращение периода планирования позволяет опираться на более точные прогнозы в отношении курса рубля и динамики цен на нефть, которые являются основными драйверами развития бюджета на данный момент. Однако ожидается, что в дальнейшем Министерство вернется к трехлетнему планированию государственного бюджета. Прошедший 2015 год был закрыт с дефицитом федерального бюджета в размере -1 955,20 млрд рублей. При этом стоит отметить, что в 2015 году более явно проявилась структура доходов бюджета: теперь преобладают ненефтегазовые доходы, в то время как в 2014 году на нефтегазовые доходы приходилось практически 50%. Очевидно, что при текущем положении дел на мировом рынке нефти государство ищет новые источники доходов федерального бюджета. Так, уже были проиндексированы в соответствии с текущей инфляцией ставки водного налога, ставки за пользование лесами, государственные пошлины.Таблица 2.3 Исполнение федерального бюджета за 2014-2015 гг. (млрд руб.) Показатели2014 год2015 годДоходы, всего14 496,913 655,70Нефтегазовые доходы7 433,85 862,70Не нефтегазовые доходы7 063,17 793,00Расходы, всего14 831,615 610,90 Общегосударственные вопросы 935,71 108,30Национальная оборона2 479,13 181,40Национальная безопасность 2 086,21 965,60Национальная экономика3 062,92 324,20Жилищно-коммунальное хозяйство119,6144,1Охрана окружающей среды46,4 49,7Образование638,3610,6Здравоохранение535,5516,0Социальная политика3 452,44 265,30Физическая культура и спорт71,273Средства массовой информации74,882,1Обслуживание государственного и муницип. долга415,6518,7Межбюджетные трансферты816,1682,0Дефицит (-)/Профицит (+)-334,7-1 955,20Для наглядности , изобразим исполнение федерального бюджета за 2015 гг. (млрд руб.) на рисунке 2.3Рисунок 2.3 Исполнение федерального бюджета за 2015 гг. (млрд руб.)Несмотря на возникшие сложности с формированием доходов федерального бюджета, в 2016 году расходы на национальную экономику, культуру, социальную политику, обслуживание государственного долга, а также расходы на общегосударственные вопросы будут увеличены. Что касается текущего положения дел, то, согласно предварительной оценке исполнения федерального бюджета за январь-февраль текущего года, дефицит федерального бюджета составляет 112 700, 0 млн руб. Стоит сказать о современном состоянии внебюджетных фондов Российской Федерации и особое внимание уделить Пенсионному Фонду РФ и, в частности, Пенсионной реформе. Несмотря на то, что начата она была еще в 2013 году, основная часть нововведений вступит в силу в 2016 году и уже вступила в 2015 г. Сейчас идет большая дискуссия по поводу данной реформы, многие из участников которой отмечают ее минусы. Так, для того чтобы пенсия по старости была назначена, индивидуальный пенсионный коэффициент должен равняться 30 баллам. Подсчеты позволяют понять, что при доходе в 1 МРОТ его придется зарабатывать 20 лет. Что касается накопительной части пенсии, то ранее Пенсионное законодательство предусматривало следующее распределение: 6% отправлялось в накопительную часть, а 12% — в страховую часть. Однако до 01.01.2014 г. года гражданам было необходимо перевести накопительную часть пенсии в любой негосударственный фонд пенсионного накопления. При этом только половина населения, согласно статистике, произвела эту операцию. Таким образом, пенсионное законодательство ужесточается, вызывая негативную реакцию населения. Рассмотрение сфер и звеньев финансовой системы Российской Федерации позволяет убедиться в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Таким образом, финансовая система – это система, включающая в себя совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений. В ходе взаимодействия сфер и звеньев финансовая система России решает важные социальные и экономические проблемы. Финансовой системе Российской Федерации в условиях внешних вызовов придется пройти проверку на прочность, ведь последствия введенных санкций и девальвации рубля уже ощутили все сферы финансовой системы страны. В современных условиях существует острая необходимость разработки и внедрения новых проектов и мероприятий, направленных на снижения и конечного устранения нарушений в области бюджетной дисциплины на всех уровнях; создания действенной системы реагирования на структурные изменения экономики. При существующем дефиците федерального бюджет важно разумно реструктуризировать расходы, а также усилить контроль за эффективностью использования бюджетных ассигнований, от чего в конечном счете зависит условия функционирования организаций приоритетных отраслей, значит, уровень развития экономики страны. При снижении реальных доходов населения государство должно особое внимание уделять социальной сфере. Делаем вывод, что наше государство на данном этапе оказалось в непростой экономической и политической ситуации, однако нельзя забывать о тех природных и, самое главное, человеческих ресурсах, которыми богата Россия. Необходимо использовать преимущества, которыми обладает государство, и не пытаться переложить на себя чужой опыт стран, функционирующих в совершенно других условиях.3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ3.1 Проблемы развития современной финансовой системыС того момента, как появилась финансовая система в России, появились и дискуссии о проблемах по определению ее основополагающих моментов. В совокупности всех проблем выделяется дискуссия о мере социальной ориентации финансовой системы, проблема, связанная с пределами и методами государственного вмешательства в финансовые процессы частных и государственных финансовых институтов, мере их прозрачности, важности и необходимости контроля их деятельности обществом.

… … … 16. Официальный сайт ЦБ РФ http://www.cbr.ru/publ/Stability/ 17. Официальный сайт Министерства финансов http://info.minfin.ru/ 18. Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/ 19. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/ 20. Официальный сайт Итар Тасс http://tass.ru/ekonomika/1463540 21. Официальный сайт Финам http://www.finam.ru/ 22. Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года http://zakonbase.ru/content/part/1400970 23. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации http://base.garant.ru/70290226/ 24. Стратегия развития национальной платежной системы http://www.cbr.ru/PSystem/P-sys/strategy_psys.pdf 25. Основные направления развитияфинансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016–18.pdf

26. Данные Банка России http://www.cbr.ru/statistics/

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/375117/kursovaya-vozdeystvie-finansov-ekonomiku-rossii.html

Воздействие финансов на экономику (стр. 1 из 4)

Воздействие финансов на экономику Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 6

1.1 Понятие и роль финансов 6

1.2 Финансовый механизм и методы организации финансовых отношений 8

2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ 14

2.1 Использование финансов для регулирования экономики 14

2.2 Место и роль финансов в экономике 17

2.3 Государственные финансы и их воздействие на экономику 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

ВВЕДЕНИЕ

Финансы играют огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства. Являясь неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным инструментом реализации государственной политики.

Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех.

Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано как с государственными интересами и личным благополучием каждого.

Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий и т.д. и т. п. – такие вопросы глубоко волнуют каждого из нас и постоянно решаются на уровне государства.

Таким образом, исследование имеет достаточную актуальность.

Цель исследования: изучить воздействие финансов на экономику.

Объект исследования: теория финансов.

Предмет: воздействие финансов на экономику.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования решаются следующие задачи:

1) Осветить понятие и роль финансов;

2) Изучить финансовый механизм и методы организации финансовых отношений;

3) Исследовать использование финансов для регулирования экономики;

4) Выделить место и роль финансов в экономике;

5) Определить понятие государственные финансы и выявить их воздействие на экономику.

Методологической базой выступили работы отечественных и зарубежных авторов освещавших проблему, а также публикации в периодических изданиях.

1 СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

1.1 Понятие и роль финансов

Финансы, как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Не важно, идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств [10, с.239].

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества, которое всегда стремилось влиять на экономические процессы, сознательно оказывать влияние на их ход.

При плановом ведении народного хозяйства устанавливались задания по каждому виду производственной деятельности предприятия.

Финансовым планом, утверждённым для предприятия его вышестоящим органом, предусматривались платежи государству, создание фондов целевого финансирования. Исполнение финансового плана обеспечивало полный баланс доходов и расходов.

При возникновении финансовых затруднений предприятие имело возможность использовать кредиты Госбанка, которые оно было обязано условия по обеспечению стабильности производственной возвратить в установленные сроки.

Таким образом, создавались условия для деятельности предприятий, хотя жёсткие требования государственного планирования значительно сокращали возможности предприятий по расширению сферы производства, а во многих случаях лишали их полностью.

В рыночных условиях предприятия наделены большой самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. После вычета из денежной выручки фонда возмещения расходов, уплаты налоговых платежей на предприятии создаётся фонд оплаты труда, а оставшаяся часть выручки представляет собой чистый доход (прибыль) предприятия.

После уплаты налоговых платежей, взимаемых в бюджет, предприятия могут распределять оставшуюся чистую прибыль по своему усмотрению. С помощью финансов на предприятиях создаются целевые фонды денежных средств, используемые на социальное и экономическое развитие.

Следовательно, предприятие применяет различные финансовые методы и инструменты в ходе первичного распределения с помощью финансов [5, с.4].

При вторичном распределении или перераспределении образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды.

С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического процесса.

Финансы на уровне распределения национального дохода действуют как важный экономический рычаг совершенствования пропорций между фондом накопления и фондом потребления, а также внутри них. Перераспределение средств между территориями способствует выравниванию их экономического и социального развития.

При участии финансов осуществляются меры, направленные на социальное развитие общества в результате распределения национального дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение [6, с.87].

В нашей стране охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение.

Финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. [1, с.24]

Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису; их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

1.2 Финансовый механизм и методы организации финансовых отношений

Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов; каждый из которых является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации.

На практике в сфере государственных и муниципальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.

д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.).

В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджетной системы Республики Беларусь и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммерческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций – доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д. [5, с.9].

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике.

При формировании налоговых доходов бюджета в порядок их образования будут включаться регламентируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога.

На микроуровне используются различные формы финансового обеспечения воспроизводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

Источник: https://mirznanii.com/a/241274/vozdeystvie-finansov-na-ekonomiku

17.2. Воздействие финансов на экономику Российской Федерации

Воздействие финансов на экономику Российской Федерации

источниками роста станут, во-первых, отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие предложение отечественных товаров; во-вторых, отрасли машиностроения, производящие инвестиционное оборудование; в-третьих, отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие обновлять оборудование на современном качественном уровне;

— сбалансирования по отношению к динамике производства и инфляции роста денежной массы с одновременным изменением ее структуры в пользу средств на счетах предприятий. Основными факторами денежного обращения станут снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий.

Качественно новый подход к развитию экономики требует учета органической взаимосвязи роста потребления и инвестиций, достижения устойчивого баланса между финансовой, производственной и ресурсной сферами при активной роли государства.

Ключевыми элементами экономической политики при этом выступают повышение эффективности управления собственниками, в первую очередь со стороны государства, создание финансово-кредитной и инвестиционной инфраструктуры, обеспечение технической модернизации.

Необходимо обеспечить такие социально-экономические, организационные, нормативно-законодательные и психологические условия на рынке, при которых ключевые субъекты хозяйствования связывали свои перспективы и стратегические интересы с расширенным воспроизводством и модернизацией, с увеличением национального богатства и производительного капитала, а не их перераспределением, как это происходит в последние годы.

Экономика страны как сложный народнохозяйственный комплекс может успешно развиваться, когда ее части и подраз-

деления (отрасли, виды производств, территории и т. д.) подчинены потребностям общества и органично функционируют во взаимодействии друг с другом.

Согласованность разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с помощью перераспределения финансовых ресурсов, благодаря которому создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов в соответствии с изменяющимися потребностями общества.

Финансовое воздействие на экономические процессы осуществляется через покрытие возникающих затрат финансовыми ресурсами, аккумулируемыми субъектами хозяйствования и государством.

Финансовые ресурсы формируются во всех подразделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения. Они являются важнейшим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа.

Недостаток финансовых ресурсов ограничивает возможности воздействия финансов на развитие экономики, приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям.

Объем и структура финансовых ресурсов, в свою очередь, связаны с уровнем развития производства и его эффективностью. Чем устойчивее и масштабнее производство и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов.

При этом величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования.

От того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, зависит повышение технического уровня производства, рост его масштабов, создание предпосылок для повышения производительности труда.

Постоянный рост и совершенствование производства одновременно служат основой увеличения финансовых ресурсов.

В последние годы, к сожалению, динамика финансовых ресурсов характеризовалась негативной тенденцией — снижением их объемов, а к середине 1998 г. обвалом, который и к 2007 г. в полной мере не преодолен.

Причина этого заключалась в кризисных явлениях в экономике страны, несовершенстве финан- сово-кредитной системы, “оторвавшейся” от реального сектора экономики.

Финансовое воздействие на развитие экономики осуществляется методами самофинансирования, кредитования и государственного финансирования. Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектами хозяйствования.

При недостаточности собственных средств организация (предприятие) может либо сократить некоторые свои расходы, либо привлечь заемные средства.

Кредитование — это такой способ финансового воздействия на производство, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на принципах срочности, платности и возвратности. Государственное финансирование

осуществляется на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода1.

На практике все названные методы финансового воздействия на экономику могут применяться одновременно с достижением главной цели — обеспечить оптимальное на конкретном этапе развития соотношение между ними.

В условиях рыночных отношений, свободы предпринимательства регулирование экономики в большей мере происходит посредством метода самофинансирования в порядке саморегулирования. Оно осуществляется, как отмечалось выше, путем

1 Важным методом в настоящий период становится бюджетное кредитование.

формирования финансовой базы самими участниками производства и самостоятельного распоряжения продуктами своей деятельности.

Конечно, свобода предпринимателей в методах формирования финансовой базы не беспредельна. Она регулируется деятельностью различных организационных структур (союзов предпринимателей, ассоциаций и др.

, способствующих установлению цивилизованных отношений между участниками хозяйственных связей.

Во многих случаях рыночный механизм вообще не приемлем. Это относится к монополистической деятельности, согласованию частных и государственных интересов. Рыночный механизм не

всостоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии с общегосударственными интересами. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому одновременно с методом саморегулирования большое влияние на развитие экономики оказывает государственное регулирование.

Необходимость государственного вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества, — обеспечением структурных сдвигов в экономике, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Государственное регулирование основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития: государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности различных государственных структур.

Например, с помощью механизма налогообложения, государственного кредитования и финансирования государство побуждает субъектов хозяйствования развиваться в том направлении, которое удовлетворяет потребностям общества.

Врегулировании экономики задействованы разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятия, страхование, государственный бюджет и др. Использование финансов

впроцессах регулирования экономики обеспечивает изменения

воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

В регулировании воспроизводственных пропорций главным инструментом являются финансы предприятий.

С их помощью достигается регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на базе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы.

В регулировании воспроизводственных пропорций не исключается участие страхования (в случае ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при использовании механизма налогообложения, выделения бюджетных субсидий и др.).

Процесс регулирования воспроизводственной структуры в условиях рынка осуществляет прежде всего самостоятельно субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения.

Однако при этом существенна и регулирующая роль государства, которое с помощью налоговой системы стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами.

Государство использует также и другие финансовые рычаги: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и другие рычаги.

Для регулирования отраслевых пропорций используются также финансы предприятий и государственный бюджет.

При этом предприятия изыскивают на финансовом рынке возможности наиболее выгодного вложения своих финансовых ресурсов: покупают акции других предприятий, инвестируют средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству.

Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя бюджетные и внебюджетные средства, проводя активную амортизационную, таможенную и

ценовую политику.

При этом через платежи в бюджет, налоговые ставки, льготы и санкции обеспечивается влияние на величину той или иной доли финансовых средств, остающихся в распоряжении соответствующих субъектов хозяйствования.

Бюджетное финансирование увеличивает финансовые возможности предприятий и способствует ускорению развития отдельных отраслей экономики, внедрению современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий.

Регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.

Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства осуществляется путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств в развитие городов и других населенных пунктов.

Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию уровней экономического

исоциального развития регионов страны, достижению прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил на территории страны.

Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых

итерриториальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости — финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой.

Необходимо, чтобы каждый из указанных экономических методов (инструментов) функционировал в той сфере распределительных отношений, которая объективно предопределена его общественным назначением и выполняемыми функциями.

Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволяют активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической

стратегии — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, повышения эффективности всего общественного производства.

Для обеспечения надежного и устойчивого роста экономики, повышения эффективности общественного производства используются финансы в качестве инструмента экономического стимулирования.

Финансовое стимулирование выступает одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций.

В свою очередь, регулирование выступает одним из способов экономического стимулирования общественного производства.

К финансовым стимулам развития производства и повышения его эффективности относятся такие организационные формы финансовых отношений, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования: эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов; поощрительные фонды; бюджетные стимулы интенсификации производства; финансовые льготы и санкции.

Для того чтобы непосредственно и эффективно воздействовать на производство, важно выбрать и обеспечить наиболее

эффективные направления вложения финансовых ресурсов, т. е. предусматривать инвестирование средств на расширение возможностей выпуска продукции с высокой финансовой отдачей, развитие новых технологий, совершенствование воспроизводственной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства, повышение профессионального уровня трудовых ресурсов.

Важное значение в экономическом стимулировании имеет система формирования и использования хозяйствующими субъектами специальных поощрительных фондов — материального поощрения, социального развития, которые призваны побуждать работающих к более эффективному труду, заинтересовывать их в улучшении конечных результатов деятельности, росте производства и повышении его эффективности. Достигается это с помощью специального подбора источников образования фондов

стимулирования, особого порядка и принципов их формирования и использования.

Важную роль в развитии производства и повышении его эффективности играют бюджетные стимулы. Особенностью финансовых стимулов является то, что субъектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов могут выступать как система платежей предприятий в бюджет, так и система бюджетного финансирования и кредитования.

Превращение платежей в бюджет и системы бюджетного финансирования и кредитования в стимулы развития общественного производства происходит на том основании, что методы мобилизации денежных средств в бюджет, направление и порядок использования бюджетных ассигнований можно увязывать с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

Как доходы бюджета, так и бюджетное финансирование сами по себе не являются экономическими стимулами, их превращение происходит благодаря соответствующему порядку исчисления размера платежа, заинтересовывающего плательщика в лучших результатах деятельности, и правильно построенной системе бюджетного финансирования, включающей соответствующие принципы, формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования.

Использование бюджетных доходов в качестве экономических стимулов связано, во-первых, с совершенствованием методов исчисления и порядка уплаты платежей и, во-вторых, с использованием финансовых мер санкционного характера. По некоторым видам бюджетных доходов исчисление платежей находится, в частности, в зависимости от рационального использования объекта обложения (земельный налог, плата за воду и др.).

Стимулирующее воздействие на условия хозяйствования бюджетного финансирования осуществляется посредством использования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований. Именно с помощью принципов,

Источник: https://studfile.net/preview/6147455/page:58/

Влияние финансов на экономику: В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль

Воздействие финансов на экономику Российской Федерации

В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования.

Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как неизменная, строго заданная система форм и методов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния. Среди методов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам.

Налоговое регулирование затрагивает процессы производства прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема.

Косвенное и подоходное налогообложение определяют объемы личного потребления, платежеспособного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг[50].

Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом принято называть налоговым бременем (налоговым прессом, налоговой нагрузкой)[51].

Количественно такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования. Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, их ставками, налоговой базой.

Рыночные преобразования в Российской Федерации потребовали отказа от действовавшего в условиях административно- командной системы управления экономикой индивидуального подхода к организации финансовых взаимоотношений субъектов хозяйствования и государства.

Этот подход был основан на преимущественно неналоговых методах изъятия части доходов предприятий в бюджеты разных уровней (плата за фонды, отчисления от прибыли и др.).

Виды платежей с дифференцированными по отраслям ставками, освобождение от уплаты обязательных платежей регулировались разрозненными подзаконными актами, принимаемыми в виде решений отдельных министерств и ведомств. Современная российская налоговая система[52] начала функционировать в январе 1992 г., с момента вступления в действие налогового законодательства.

Она ориентирована на поддержание конкурентной среды, что создается равными условиями налогообложения для всех налогоплательщиков, поэтому реформирование налогового законодательства, осуществляемое в последнее десятилетие, было направлено на устранение возможностей предоставления индивидуальных льгот. Налоговая система может оказывать негативное воздействие на экономику.

Высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т.п. Уменьшение налоговой нагрузки может осуществляться через отмену отдельных налогов, понижение налоговых ставок, уменьшение налоговой базы, сокращение контингента плательщиков. В Российской Федерации в настоящее время осуществляется снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствова

ния, что должно способствовать росту предпринимательской активности, ускоренному обновлению производственных фондов и расширению масштабов производства.

Налоговый механизм включает также систему санкций за нарушение налогового законодательства. Действенность налоговых санкций во многом зависит от эффективности работы налоговых органов, а также судебных и арбитражных органов. Правовые основы и практика их применения могут оказывать существенное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования. Статья 114 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок применения штрафных санкций[53] только на основании судебных решений, до вступления в действие этого положения налоговые органы имели возможность бесспорного списания сумм задолженностей, пеней и штрафов со счета налогоплательщика, что нередко приводило к банкротству даже относительно благополучных в финансовом отношении организаций. Рыночные методы ведения хозяйства создают потребность в решении задачи борьбы с монополизмом производителя, нарушающим главное условие рынка — конкуренцию между предпринимателями. Наравне с другими методами государственного регулирования (антимонопольное законодательство, свободный внешний рынок и т.д.) решению этой проблемы способствуют и налоговые методы, в частности таможенное регулирование. При снижении ставок таможенных пошлин на соответствующий импортный товар мировой рынок заставляет отечественных монополистов снижать внутренние цены на свою продукцию (при условии открытого доступа этой продукции на внутренний рынок).

Одновременно высокие ставки таможенных пошлин могут использоваться для защиты национальных производителей – такая политика получила название протекционизма. Однако мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что протекционизм в таможенной политике может дать только кратковременный положительный эффект. В долгосрочной перспективе его последствия отрицательны, так как другими государствами принимаются ответные меры, исчезают стимулы для технического обновления производства, возможен высокий уровень внутренних цен, сохраняются неэффективные собственники и менеджеры. Отказот протекционистской таможенной политики является одним из принципов функционирования Всемирной торговой организации, в состав которой намерена вступить и Россия. Определенное воздействие на процессы производства, накопления оказывают также различные формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственные и муниципальные заказы) в качестве государственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности. Рыночные преобразования диктуют сокращение государственного и муниципального секторов экономики, поэтому масштабы бюджетного финансирования конкретных субъектов хозяйствования значительно сокращаются по сравнению с периодом административно-командной системы управления экономикой. Тем не менее, различные формы расходов бюджета в качестве методов финансового регулирования используются весьма активно в различных государствах. Практически все современные государства поддерживают сельскохозяйственных производителей на основе государственных закупок их продукции, а также субсидирования процентов за пользование банковским кредитом. Государственная поддержка в виде субсидий, субвенций, государственного заказа, гарантий или инвестиций может быть связана с сохранением традиционных отраслей (угольная промышленность) или производств, имеющих национальное значение, таких как автомобилестроение. Предоставление государственных субсидий, так же как налоговое регулирование, используется как мера антициклического регулирования. В государствах, осуществляющих рыночные реформы, бюджетные средства выступают важным источником финансирования создания и развития инфраструктуры рынка (фондовых, валютных и товарных бирж, бирж труда, информационных центров, фондов поддержки малого бизнеса и т.д.).

Предоставление бюджетных средств как метод финансового регулирования основано на следующих принципах. Во-первых, не делается различий между организационно-правовыми формами субъектов хозяйствования, которые могут получить соответствующие средства. Во-вторых, как правило, используется конкурсный отбор претендентов на получение средств в рамках государственной поддержки, при этом привлекаются независимыеэксперты для организации конкурсов, в том числе для выработки критериев отбора участников и победителей. В Российской Федерации различные формы бюджетных расходов как методы финансового регулирования предусмотрены федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами. Данные программы разработаны и реализуются с целью поддержки отдельных отраслей, территорий. Реализация целевых программ осуществляется за счет бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций (в том числе на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков), бюджетных кредитов (ставка по ним значительно ниже, чем ставка банковского кредита, она устанавливается обычно на уровне 1/3 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации).

Интересен пример Москвы, где в рамках программы поддержки промышленности используются субсидии на частичную компенсацию процентных платежей по долговым корпоративным ценным бумагам организаций, частично находящихся в собственности Москвы. Темпы экономического и социального развития, а также эффективность производства в масштабах всего общества зависят от соотношения между потреблением и накоплением, складывающегося в результате финансового распределения. Норма накопления определяет темпы и качество экономического роста. В не меньшей степени темпы развития экономики зависят от внутренней структуры валового накопления. Эффективность инвестиций зависит от удельного веса в них производственных капитальных вложений, их отраслевой, технологической и территориальной структур. В развитой рыночной экономике оптимизировать инвестиционный процесс помогает финансовый рынок, с помощью которого временно свободные финансовые ресурсы и сбережения направляются в наиболее эффективные объекты. Изменение пропорций между потреблением и накоплением определяется не только конкретной экономической ситуацией на рынке, но и направленностью методов государственного финансового регулирования. Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности государством может осуществляться как путем прямого государственного финансирования инвестиционных проектов, так и на основе создания льготных условий для негосударственных инвесторов, при этом используется сочетание налоговых и бюджетных методов регулирования. Льготные условия как финансовый стимул инвестиционной деятельности создаются путем полного или частичного освобождения от уплаты налогов по операциям, связанным с осуществлением инвестиций, и доходам, направляемым на капитальные вложения. Организации могут получать инвестиционный налоговый кредит[54], уменьшать налогооблагаемую прибыль за счет ускоренной амортизации. В составе расходов бюджета может быть предусмотрен бюджет развития, предназначенный для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Бюджетные средства могут быть привлечены для закупки оборудования, в дальнейшем предоставляемого на основе лизинговых соглашений. Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования новейшей техники и технологии. В развитых странах в настоящее время почти весь прирост производительности труда получают за счет создания, освоения и внедрения новой техники и технологий. Переход на рыночные отношения потенциально благоприятствует научно-техническому прогрессу (НТП).

Однако для максимального раскрытия этого потенциала необходимы определенные условия, среди которых: превышение предложения над спросом на рынке традиционных товаров, отсутствие монополизма производителей и разработчиков, наличие конкуренции (в том числе среди научных коллективов), защита интеллектуальной собственности и т.д. Пока полностью в России такие условия не созданы, поэтому нередко коммерческие интересы побуждают субъекты хозяйствования направлять свои ресурсы в сторону более легких и гарантированных способов увеличения прибыли, экономя на расходах на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы (НИОКР).

В связи с этим необходим поддерживаемый государством механизм финансового обеспечения и стимулирования НИОКР, работ по созданию и внедрению новой техники, изобретательству. Государственное участие в создании такого механизма может осуществляться путем бюджетного финансирования научных разработок (в форме сметного финансирования государственных научно-исследовательских организаций, субсидий и субвенций, бюджетных кредитов, оплаты государственного и муниципального заказа), а также создания льготных условий субъектам хозяйствования, действующим в области инноваций. Сочетание различных налогово-бюджетных методов стимулирования НТП можно проследить на основе деятельности некоммерческих организаций, созданных в форме научных фондов. В Российской Федерации, например, государство выступает учредителем Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций и др. Источником финансирования научных грантов, размещаемых на конкурсных условиях данными фондами, являются бюджетные средства. Данные средства, полученные организациями, осуществляющими научные разработки, не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Фонды финансирования научных исследований могут создаваться органами государственной власти вместе с коммерческими организациями (например, Российский фонд технологического развития, фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-контрукторских работ), при этом добровольные взносы коммерческих организаций в такие фонды полностью или частично уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций (ст. 262 НК РФ).

Для ускорения научно-технического прогресса большое значение имеют порядок распределения средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и у тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений. В США принципиально важной мерой, усилившей влияние государства на инновационные процессы, стало принятие в 1981 г. закона об инновационных исследованиях малого бизнеса. Рассматривая науку в качестве основы прогресса промышленности и национальной экономики, закон наделил малый бизнес правами в получении бюджетных субсидий на разработку инноваций[55].

Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования научно- технических достижений. Мощное воздействие Нобелевского фонда на мировую науку в немалой степени определяется размерами назначаемых им премий.

В Российской Федерации авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения. При использовании патентов на изобретение размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон.

Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности являются государственные пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Размер пошлин оказывает влияние на масштабы изобретательской деятельности и сроки действия патентов.

Грязнова А.Г., Маркина Е.В. (ред.).

Финансы. 2005

Источник: https://economy-ru.com/lektsii-finansam-rf/vliyanie-finansov-ekonomiku-36617.html

Воздействие финансов на экономику Российской Федерации

Воздействие финансов на экономику Российской Федерации

Экономика страны как сложный народнохозяйственный комплекс может успешно развиваться, когда ее части и подраз­деления (отрасли, виды производств, территории и т. д.) подчи­нены потребностям общества и органично функционируют во взаимодействии друг с другом.

Согласованность разных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с помощью перераспределения финансовых ресурсов, благодаря которому создаются необходимые финансовые предпосылки для осущест­вления структурных сдвигов в соответствии с изменяющимися потребностями общества.

Финансовое воздействие на экономические процессы осу­ществляется через покрытие возникающих затрат финансовыми ресурсами, аккумулируемыми субъектами хозяйствования и государством.

Финансовые ресурсы формируются во всех под­разделениях общественного производства, затем происходит их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения. Они являются важней­шим денежным источником расширения производства, роста материального и культурного уровня жизни народа.

Недостаток финансовых ресурсов ограничивает возможности воздействия финансов на развитие экономики, приводит к несбалансиро­ванности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорциям.

Объем и структура финансовых ресурсов, в свою очередь, связаны с уровнем развития производства и его эффективнос­тью. Чем устойчивее и масштабнее производство и выше его эф­фективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов.

При этом величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создает предпосылки для его роста и совершенствования.

От того, куда и в каких объемах направляются финансовые ресурсы, зависит повышение технического уровня производства, рост его масштабов, создание предпосылок для повышения произво­дительности труда.

Постоянный рост и совершенствование производства од­новременно служат основой увеличения финансовых ресурсов.

В последние годы, к сожалению, динамика финансовых ресур­сов характеризовалась негативной тенденцией — снижением их объемов, а к середине 1998 г. обвалом, который и к 2007 г. в полной мере не преодолен.

Причина этого заключалась в кри­зисных явлениях в экономике страны, несовершенстве финан­сово-кредитной системы, “оторвавшейся” от реального сектора экономики.

Финансовое воздействие на развитие экономики осущест­вляется методами самофинансирования, кредитования и госу­дарственного финансирования. Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектами хозяйствования.

При недостаточности собственных средств ор­ганизация (предприятие) может либо сократить некоторые свои расходы, либо привлечь заемные средства.

Кредитование — это такой способ финансового воздействия на производство, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на принципах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование осуществляется на безвозвратной основе за счет средств бюд­жетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода[132].

На практике все названные методы финансового воздейс­твия на экономику могут применяться одновременно с достиже­нием главной цели — обеспечить оптимальное на конкретном этапе развития соотношение между ними.

В условиях рыночных отношений, свободы предпринима­тельства регулирование экономики в большей мере происходит посредством метода самофинансирования в порядке саморегу­лирования.

Оно осуществляется, как отмечалось выше, путем формирования финансовой базы самими участниками произ­водства и самостоятельного распоряжения продуктами своей деятельности. Конечно, свобода предпринимателей в методах формирования финансовой базы не беспредельна.

Она регули­руется деятельностью различных организационных структур (союзов предпринимателей, ассоциаций и др.), способствующих установлению цивилизованных отношений между участниками хозяйственных связей.

Во многих случаях рыночный механизм вообще не приемлем. Это относится к монополистической деятельности, согласованию частных и государственных интересов. Рыночный механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответс­твии с общегосударственными интересами.

В кризисных ситуа­циях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому одновременно с методом саморегулирования большое влияние на развитие экономики оказывает государственное регулирование.

Необходимость государственного вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества, — обеспечением структурных сдвигов в эконо­мике, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов соци­альной и производственной инфраструктуры.

Государственное регулирование основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития: государс­твенных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности различных государственных структур.

Например, с помощью механизма налогообложения, государс­твенного кредитования и финансирования государство побуж­дает субъектов хозяйствования развиваться в том направлении, которое удовлетворяет потребностям общества.

В регулировании экономики задействованы разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятия, страхо­вание, государственный бюджет и др. Использование финансов в процессах регулирования экономики обеспечивает изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

В регулировании воспроизводственных пропорций главным инструментом являются финансы предприятий.

С их помощью достигается регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование пот­ребностей расширенного воспроизводства на базе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы.

В регулировании воспроизводственных про­порций не исключается участие страхования (в случае ущерба от наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов), бюджета (при ис­пользовании механизма налогообложения, выделения бюджет­ных субсидий и др.).

Процесс регулирования воспроизводственной структуры в условиях рынка осуществляет прежде всего самостоятельно субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисле­ния денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения.

Однако при этом существенна и регулирующая роль государства, которое с помощью налоговой системы стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами.

Государство использует также и дру­гие финансовые рычаги: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социаль­ного страхования и другие рычаги.

Для регулирования отраслевых пропорций используются также финансы предприятий и государственный бюджет.

При этом предприятия изыскивают на финансовом рынке возмож­ности наиболее выгодного вложения своих финансовых ресурсов: покупают акции других предприятий, инвестируют средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству.

Государство же регулирует отраслевую структуру обществен­ного производства, используя бюджетные и внебюджетные средства, проводя активную амортизационную, таможенную и ценовую политику.

При этом через платежи в бюджет, налоговые ставки, льготы и санкции обеспечивается влияние на величину той или иной доли финансовых средств, остающихся в распоря­жении соответствующих субъектов хозяйствования. Бюджетное финансирование увеличивает финансовые возможности пред­приятий и способствует ускорению развития отдельных отрас­лей экономики, внедрению современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий.

Регулирование осущест­вляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоя­щим бюджетам, формирования и использования территориаль­ных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.

Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства осуществляется пу­тем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств в развитие городов и других населенных пунктов.

Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию уровней экономического и социального развития регионов страны, достижению про­грессивных сдвигов в размещении производительных сил на территории страны.

Одна из важных задач современного этапа развития эко­номики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости — финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой.

Необходимо, чтобы каждый из указанных экономических методов (инструментов) функционировал в той сфере распределительных отношений, которая объективно предопределена его общественным на­значением и выполняемыми функциями.

Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволяют активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической стратегии — для регулирования отраслевых и территориаль­ных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, повышения эффек­тивности всего общественного производства.

Для обеспечения надежного и устойчивого роста экономики, повышения эффективности общественного производства ис­пользуются финансы в качестве инструмента экономического стимулирования.

Финансовое стимулирование выступает одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций.

В свою очередь, регулирование выступает одним из способов экономического стимулирования общественного производства.

К финансовым стимулам развития производства и повыше­ния его эффективности относятся такие организационные формы финансовых отношений, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования: эффек­тивные направления инвестирования финансовых ресурсов; поощрительные фонды; бюджетные стимулы интенсификации производства; финансовые льготы и санкции.

Для того чтобы непосредственно и эффективно воздейс­твовать на производство, важно выбрать и обеспечить наиболее эффективные направления вложения финансовых ресурсов, т. е.

предусматривать инвестирование средств на расширение возможностей выпуска продукции с высокой финансовой от­дачей, развитие новых технологий, совершенствование вос­производственной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства, повышение профессионального уровня трудовых ресурсов.

Важное значение в экономическом стимулировании имеет система формирования и использования хозяйствующими субъ­ектами специальных поощрительных фондов — материального поощрения, социального развития, которые призваны побуждать работающих к более эффективному труду, заинтересовывать их в улучшении конечных результатов деятельности, росте про­изводства и повышении его эффективности. Достигается это с помощью специального подбора источников образования фондов стимулирования, особого порядка и принципов их формирования и использования.

Важную роль в развитии производства и повышении его эффективности играют бюджетные стимулы. Особенностью финансовых стимулов является то, что субъектом стимулирова­ния является государство. В качестве экономических стимулов могут выступать как система платежей предприятий в бюджет, так и система бюджетного финансирования и кредитования.

Превращение платежей в бюджет и системы бюджетного финан­сирования и кредитования в стимулы развития общественного производства происходит на том основании, что методы моби­лизации денежных средств в бюджет, направление и порядок использования бюджетных ассигнований можно увязывать с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

Как доходы бюджета, так и бюджетное финансирование сами по себе не являются экономическими стимулами, их превращение происходит благодаря соответствующему порядку исчисления размера платежа, заинтересовывающего плательщика в лучших результатах деятельности, и правильно построенной системе бюджетного финансирования, включающей соответствующие принципы, формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования.

Использование бюджетных доходов в качестве экономи­ческих стимулов связано, во-первых, с совершенствованием методов исчисления и порядка уплаты платежей и, во-вторых, с использованием финансовых мер санкционного характера. По некоторым видам бюджетных доходов исчисление плате­жей находится, в частности, в зависимости от рационального использования объекта обложения (земельный налог, плата за воду и др.).

Стимулирующее воздействие на условия хозяйствования бюджетного финансирования осуществляется посредством ис­пользования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйство­вания бюджетных ассигнований. Именно с помощью принципов, форм и методов финансирования государство влияет на режим расходования средств в народном хозяйстве.

Важная роль в развитии экономики принадлежит системе финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расширяют возможности эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство, благодаря чему создаются более благоприятные условия для его роста и совершенствования.

К ним можно отнес­ти, например, освобождение от налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на научно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т. п.

Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйс­твования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

В нынешней системе финансовых взаимоотношений как льготы, так и санкции пока слабо задействованы на достижение лучших результатов хозяйствования. В действующих в настоя­щее время законодательных актах система льгот не сориентиро­вана на обеспечение приоритетных направлений развития эконо­мики. Недостаточно результативны и применяемые финансовые санкции.

Главный их недостаток в том, что они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно в части санкций за выполнение договоров поставки.

Система финансовых льгот и санкций в данном случае нуждается в совершенствовании с тем, чтобы повысить заинтересованность сторон по договору в укреп­лении их отношений и повышении двусторонней ответственности за выполнение договорных условий по поставкам продукции.

17.1.

Источник: https://all-sci.net/uchebnik-finansi/vozdeystvie-finansov-ekonomiku-rossiyskoy-198458.html