Проблемы и пути бюджетного регулирования экономики региона (на примере Акмолинской области)

Диссертация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОКШЕТАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

АБАЯ МЫРЗАХМЕТОВА

Перякина Людмила Анатольевна

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

М051000, «Государственное и местное управление»

Диссертация на соискание академической степени

Магистра экономики и бизнеса

По специальности Государственное и местное управление

Республика Казахстан

Кокшетау, 2013

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Государственный общеобязательный стандарт РК послевузовского образования, утвержденный постановлением правительства Республики Казахстан №1080 от августа 2012 г. (раздел 1. Магистратура);

Инструкция по оформлению диссертации и автореферата. Министерство образования и науки Республики Казахстан, Высший аттестационный комитет. Алматы 2004г.;

Требования к магистерской диссертации. Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан №427 от июня 2005г.;

Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях, (пункт 6 Порядок проведения итоговой аттестации обучающихся послевузовского образования).

Приказ Министра образования и науки РК №94 от марта 2011 года;

Привила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения. Приказ Министра образования и науки РК №152 от 20.04.2011г.

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

АО-Акционерное общество

АПК-Агропромышленный комплекс

ВВП -Внутренний валовый продукт

ВНП-Внутренний национальный продукт

ВРП-Внутренний региональный продукт

ВТО-Всемирная торговая организация

ГСМ-Горюче-смазочный материалы

КТП-Комплектная трансформаторная подстанция

НДС-Налог на добавленную стоимость

НИОКР-Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

5 стр., 2211 слов

Реферат: Внешнеэкономическая деятельность Республики Марий Эл

... , ведомствами, администрациями городов и районов, предприятиями и организациями Республики Марий Эл указов Президента Российской Федерации и Республики Марий Эл, поручений Главы Правительства Республики Марий Эл и его заместителей по вопросам, относящимся к компетенции ...

НИЦ-Научно-исследовательский центр

НПЦ-Научно-производственный центр

НТП-Научно-технический прогресс

ООН-Организация объединенных наций

ОЭРС-Организация экономического сотрудничества и развития

РК-Республика Казахстан

СНГ-Союз независимых государствЭЗ-Свободная экономическая зона

ТОО-Товарищество ограниченной ответственности

ТП-Трансформаторная подстанция

ФОТ-Фонд оплаты труда

ФРС-Федеральный резервный фонд(США)

ЩБКЗ-Щучинско-Боровская курортная зона


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях рыночной экономики в РК роль бюджета как распределительных денежных отношений, обеспечивающих формирование устойчивых прямых и обратных связей хозяйственного механизма. До начала экономической и политической реформы в Республике Казахстан системные вопросы косвенного, в том числе бюджетного, воздействия на региональную экономику, не исследовались в достаточной степени. Кроме того, и зарубежный опыт бюджетного регулирования территориальных воспроизводственных процессов при идеологизации экономической жизни в прогрессивности социалистического хозяйства и модели экономического (бюджетного) федерализма также не был предметом серьёзных научных исследований учёных.

В этой связи многие аспекты формирования бюджетного механизма регулирования экономики, в том числе региональной, ещё ждут глубоких научных исследований. Дело в том, что отечественная практика бюджетного регулирования экономики и опыт других стран, осуществляющих переход от планово-распределительной к рыночной системе хозяйствования, не позволяют ещё сделать обобщающие теоретические выводы по этой проблеме. Закономерности переходной экономики РК, региональные особенности становления рыночных отношений только начинают проявляться. Их изучение позволит выявить проблемы, связанные с использованием бюджета в регулировании экономики регионов, и разработать пути эффективного их решения. Таким образом, несомненная актуальность и научно-практическая значимость указанных проблем на современном этапе развития Республики Казахстан обусловили необходимость выбора данной темы диссертационного исследования.

Теоретические вопросы бюджетных отношений стали широко рассматриваться в конце XIX — начале века, хотя и до этого предпринимались попытки исследовать воздействие бюджета и налогов на финансовое состояние страны, отдельных отраслей экономики или различных социальных групп населения. Принципиальные положения взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения и бюджетного финансирования, влияния бюджетных рычагов на экономику разработаны в трудах А. Смита, Дж. С. Миля, В. Петти и Д. Рикардо. Классические работы по проблеме бюджетного регулирования принадлежат Д. Кейнсу, Д. Хиксу, У. Митчелу. Среди наиболее известных современников, внесших значительный вклад в изучение вопросов влияния бюджетной и налоговой политики на экономику, правомерно выделить Э. Аткинса, Р. Бодвея, С. Брауна, П. Джексона, Дж. Кемпа, А. Лаффера, Л. Миллера, Р. Масгрейва, Ф. Неймарка, А. Оукена, Ф. Перроу, Дж. Робинсона, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, А. Хансена, Д. Хикса и др.

8 стр., 3649 слов

Реферат: Бюджетное регулирование экономики

... бюджетов за счет дотаций и субвенций создало у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. Цель данного реферата рассмотреть механизм бюджетного регулирования ... бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы: Консолидированный бюджет области 1.Областной бюджет 3.Бюджеты районов области 2.Бюджеты ... экономикой в ...

Глубокие исследования в этой области содержатся в трудах российских учёных-экономистов А.М. Александрова, Б.Г. Болдырева, А.М. Бирмана, К.X. Бунге, Э.А. Вознесенского, С.Ю. Витте, П. Гензеля, Л.А. Дробозиной, Е.В. Коломина, С.И. Лушина, Г.Л. Рабиновича, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, В.К. Сенчагова, С.А. Ситаряна, А.А. Соколова, Н.Г. Сычёва, В.Н. Твердохлебова, А.А. Тривуса, Т.Ф. Юткиной и др.

Несмотря на достаточную разработанность в мировой экономической литературе вопросов бюджетного регулирования экономики, многие проблемы в странах с переходной экономикой остаются далёкими от разрешения, особенно в условиях кризисных явлений, усугубляющих проблемы. Это относится и к степени разработанности проблем бюджетного регулирования региональной экономики в Казахстане.

Цель настоящего исследования состоит в теоритическом обосновании основополагающих вопросов теории бюджетного регулирования экономики на территориальном уровне, выявлении проблем практической реализации регулирующих возможностей бюджета и разработке конкретных рекомендаций по эффективному использованию бюджета в стимулировании регионального экономического роста в современных условиях.

В соответствии с целью исследования определены следующие его задачи:

) обоснование необходимости и исследование сущности экономических методов государственного регулирования территориального развития;

) теоретическое осмысление сущности и роли бюджетного регулирования экономики регионов;

) анализ современных тенденций экономического развития регионов Казахстана (на примере Акмолинской области);

) поиск основных направлений и разработка комплекса мер по повышению эффективности бюджетного регулирования региональной экономики;

) исследование системы межбюджетных отношений и разработка предложений по её совершенствованию.

Объектом исследования является механизм бюджетного регулирования экономики региона Акмолинской области.

Предметом исследования явились бюджетные (денежные) отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования денежного фонда государства и местных органов самоуправления; бюджетная, налоговая и региональная экономическая политика государства и механизм её реализации.

Степень изученности темы. Принципиальные положения взаимоотношений государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения и бюджетного финансирования, влияния бюджетных рычагов на экономику разработаны в трудах А. Смита, Дж. С. Миля, В. Петти и Д. Рикардо. Классические работы по проблеме бюджетного регулирования принадлежат Д. Кейнсу, Д. Хиксу, У. Митчелу. Среди наиболее известных современников, внесших значительный вклад в изучение вопросов влияния бюджетной и налоговой политики на экономику, правомерно выделить Э. Аткинса, Р. Бодвея, С. Брауна, П. Джексона, Дж. Кемпа, А. Лаффера, Л. Миллера, Р. Масгрейва, Ф. Неймарка, А. Оукена, Ф. Перроу, Дж. Робинсона, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, А. Хансена, Д. Хикса и др.

4 стр., 1518 слов

Реферат: Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

... применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования Пленум Верховного Суда ... , либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Го Административная ответственностьпредусмотрена за совершение ... на них в процессе хозяйствен Одним из определяющих принципов правового регулирования использования и охраны лесов является ...

Глубокие исследования в этой области содержатся в трудах российских учёных-экономистов А.М. Александрова, Б.Г. Болдырева, А.М. Бирмана, К.X. Бунге, Э.А. Вознесенского, С.Ю. Витте, П. Гензеля, Л.А. Дробозиной, Е.В. Коломина, С.И. Лушина, Г.Л. Рабиновича, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, В.К. Сенчагова, С.А. Ситаряна, А.А. Соколова, Н.Г. Сычёва, В.Н. Твердохлебова, А.А. Тривуса, Т.Ф. Юткиной и др.

Применительно к теме диссертационного исследования по вопросу о роли и месте государственных финансов в процессе воспроизводства в мировой экономической теории можно выделить работы Дж.М. Кейнса, А. Лаффера, М. Фридмена.

При раскрытии темы большое влияние на теоретические обобщения автора оказали научные труды известных специалистов в области бюджетной системы: У. Баймуратова, Е. Елубаевой, 3.Илимжановой, Ж. Кулекеева, О. Оксибаева, М.Х. Тусеевой, Д. Шыныбекова и др.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили положения историко-диалектитического, экономико-математического, формально-логического и системного анализа.

В основу экспериментальной базы положены данные Госкомстата РК и Акмолинского областного статистического управления. Министерства экономического развития и торговли РК, Министерства финансов РК, Налогового Комитета РК и его территориальных подразделений в г. Кокшетау и Акмолинской области; материалы периодических изданий, экспертно-аналитических центров и институтов, научно-практических конференций и семинаров.

Научная новизна исследования заключается в развитии теории и практики бюджетного регулирования экономики региона. Основные положения, составляющие научную новизну, сводятся к следующему:

предложена и обоснована авторская концепция бюджетного регулирования региональной экономики;

разработан комплекс научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности бюджетного воздействия на экономику территорий; уточнены принципы региональной инновационной политики, для полной и качественной реализации которых рекомендовано использовать институциональный и программно-целевой способы бюджетного финансирования научно-технического прогресса; обоснована необходимость использования наряду с валовым региональным продуктом фонда оплаты труда в качестве базы для исследования налоговой нагрузки на уровне региона и конкретных предприятий;

сформулированы приоритетные направления роста экономического и финансового потенциала территорий за счёт повышения объема и эффективности бюджетного финансирования реального сектора экономики;

разработаны предложения по совершенствованию системы межбюджетных отношений как одного из важнейших направлений социально-экономического развития территорий;

обоснована целесообразность и разработаны основные положения формирования регионального бюджетного фонда финансового обеспечения (фонда компенсаций), предназначенного для финансирования передаваемых на местный уровень расходных полномочий;

10 стр., 4647 слов

Реферат: Курсовая работа: Рыночная экономика и государственная система социальной защиты

... социальной защиты в рыночной экономике. Глава 1. Роль государства в экономике 1.1 Антиинфляционная политика Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе ... быть ниже 35%), оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной ...

предложена методика определения степени бюджетного воздействия на развитие сельского хозяйства региона, основанная на системе показателей, характеризующих уровень бюджетного финансирования и налогообложения данной отрасли экономики.

В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:

. Государственное регулирование территориального развития представляет собой целенаправленное, комплексное воздействие органов власти и управления разных уровней на социально-экономическое развитие конкретных регионов через использование прямых и косвенных методов регулирования.

. В бюджетном регулировании экономики регионов одинаково важны как налоговые платежи в бюджет, так и бюджетное финансирование. Налоговые и другие платежи в бюджет имеют важное регулирующее значение для субъектов хозяйствования. В этой связи в диссертационном исследовании предложено использовать наряду с ВРП фонд оплаты труда в качестве базы для исчисления налогового бремени как на уровне региона, так и на уровне конкретных предприятий.

. В целях совершенствования межбюджетных отношений и развития экономики регионов в диссертации, в частности, предлагается реформировать модель налогообложения (в том числе увеличить долю закрепленных доходов бюджетов территорий, строго придерживаться принципов разграничения налогов между бюджетами разных уровней, устанавливать долгосрочные и стабильные нормативы отчислений от регулирующих налогов в нижестоящие бюджеты.

. Важнейшим направлением обеспечения экономического роста в регионе является поиск источников финансирования региональных инвестиционных проектов, прямое и косвенное стимулирование сферы инвестиций, проведение целого ряда мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности Акмолинской области. В частности, в диссертационном исследовании предлагаются меры по реформированию региональной инвестиционной, амортизационной, налоговой и бюджетной политики.

. Одним из важнейших секторов региональной экономики Акмолинской области является сельское хозяйство, которое в силу отсутствия в Акмолинской области сформированной в достаточной мере регулируемой государством бюджетной и налоговой политики, воздействия ряда других негативных факторов находится в критической ситуации.

Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных предложений и рекомендаций по повышению эффективности бюджетных методов воздействия на развитие региональной экономики. Их реализация позволит комплексно подойти к формированию и реализации современной концепции социально-экономического и инвестиционного развития регионов Республики Казахстан.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе Кокшетауского университета им. А.Мырзахметова, а также в практической работе Департамента финансов Акмолинской области.

Рекомендации соискателя по решению исследуемых в диссертации проблем могут быть использованы при разработке документов законодательного, нормативного и программного характера, определяющих направления реформирования механизма бюджетного регулирования экономики на региональном и местном уровнях; при подготовке учебных программ, пособий, текстов лекций по финансам, бюджету, налогам, региональной экономике, финансированию инвестиций и др. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили апробацию на ряде региональных научно-практических конференций и семинаров.

3 стр., 1300 слов

ОТЧЕТ по практике: Преддипломная практика в Федеральном государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Клинической больницы №81 Федерального медико-биологического агентства»

... о схожести происходящих процессов в здравоохранении Томской области, ФМБА России и в целом по стране. Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №81 Федерального ... играют определяющую роль в профессиональной деятельности любого специалиста. При прохождении практики мною был приобретен опыт экономической и управленческой работы, развитие навыков ...

Публикации по теме работы:

Была издана 1 публикация общим объемом 6.5 стр.

Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы составляет страниц машинописного текста таблиц, 6 рисунков.

1 ТЕОРИЯ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

.1 Основы бюджетного воздействия на региональную экономику

Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики — ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит).

Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую).

Она является также результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.

Главными требованиями, предъявляемыми к бюджетной политике можно назвать: реалистичность, республиканский бюджет должен олицетворять ответственность государства за безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств, республиканский бюджет должен быть действенным инструментом политики финансового оздоровления экономики, не допустить роста инфляционных ожиданий, необходимо акцентировать внимание на увеличении доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет более решительного осуществления мер по легализации частнопредпринимательской инициативы, цели бюджетной политики должны быть максимально детализированы.

Долгое время бюджет Республики Казахстан имел дефицитный характер. В последние годы бюджет не только не дефицитен, но и формируется исполняется с довольно большим профицитом.

10 стр., 4576 слов

Курсовая работа: Роль финансов в экономике государства

... возможные пути решения; Объектом исследования курсовой работы являются финансы, как основной рычаг в экономике государства. Курсовая работа выполнена для изучения теоретического материала на тему - роль финансов в экономике государства, как влияет финансовое положение предприятий на экономику страны; какие ...

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных финансовых ресурсов, источников и методов финансирования. Довольно распространена, как отмечаем профессор В.Д. Камаев, точка зрения, что рост бюджетного дефицита и государственного долга, направленного на его покрытие, влекут за собой реальные негативные последствия[1,с.23]. Согласно этой точке зрения:

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче.

Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе,

В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

В-пятых, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

В-шестых, можно отметить и чисто психологический эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

Но есть и другая точка зрения — точка зрения «рикардианской школы»[2,с.43], в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут и не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.

«Нейтральность» бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может и не повлиять на рост расходов потребителей.

Это утверждение вытекает из теории поведения потребителей, в соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, т.е. будущий доход.

Снижение налогов при неизменных государственных расходах, с точки зрения потребителя, думающего о будущем, означает, что правительство финансирует данное снижение за счет роста государственного долга. В свою очередь, рост государственного долга подразумевает, что в будущем для его покрытия необходимо будет увеличивать налоги. Таким образом, фактически налоги не изменяются, а просто перераспределяются во времени.

5 стр., 2102 слов

Реферат: Государственное финансовое регулирование экономики

... экономических форм государственного регулирования. Она функционировала, однако экономисты не спешили ставить государственное регулирование в "ранг" системы. Государственное финансовое регулирование экономики характеризуется как процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на ...

Ожидания налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защищая мера по поддержанию в будущем «привычного» уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумага, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.

Или иначе — рост частных сбережений будет равен по величине снижению государственных сбережений, которое явилось следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбережений в рамках национальной экономики останется в целом неизменным, изменится лишь их структура (доля частных и государственных сбережений в общем объеме национальных сбережений).

Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов.

Налоговая политика РК находится сейчас в процессе совершенствования. Каждый год в послании Президент говорит, что необходимо «Ныне действующая налоговая система не учитывает особенностей мотивации отечественных налогоплательщиков, что делает ее неэффективной. Доходы скрываются, капиталы перетекают из легального сектора в теневую экономику, вывозятся за границу» (1999 г),«первый приоритет бюджетной политики — принятие налоговых законов, составляющих основу части второй Налогового кодекса РК[2,с.42].

Республиканский бюджет с 2001 года стал базироваться на новой налоговой системе» (2000 г.), «увеличение доходов республиканского бюджета должно происходить не за счет увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота» (2001 г.), «следует сделать налоговый учет максимально удобным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов» (2002 г.), «продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени остается среди приоритетных задач бюджетной политики» (2003 г.)[3,с.15].

Аналогично из года в год повторяются одни и те же цели бюджетной политики в области расходов: сокращение чиновничьего аппарата и как следствие сокращение управленческих расходов, а также увеличение доли расходов на социальную сферу.

Однако, кроме профицитности бюджета ничего не удалось в реальности добиться. Уже одно то, что ежегодно ставятся одни и те же цели свидетельствует о полном провале бюджетной политики, проводимой в государстве.

Таким образом, невозможно определенно сказать, что лучше дефицит или профицит. Очевидно, что самым лучшим вариантом является сбалансированность бюджета, т.е. или небольшой дефицит, или не большой профицит[4,с.18].

Это, разумеется, не дает оснований квалифицировать социально-экономическую политику Правительства как пассивную или бесцельную: ее четкий общий вектор — дальнейшее дерегулирование экономики в контексте присоединения Казахстана к ВТО, ее последовательно реализуемые конкретные направления — снижение импортных и экспортных пошлин (влекущее за собой падение бюджетных доходов), приближение внутренних цен на энергоносители к мировым, расчленение естественных монополий, развитие купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, «дебюрократизация экономики» (в том числе радикальное сокращение сферы лицензирования видов экономической деятельности), развертывание налоговой реформы, призванной заменить гражданско-правовые отношения государства как собственника недр с недропользователями отношениями государственно-правовыми (неналоговыми), подпадающими под многие технические и договорные ограничения.

10 стр., 4524 слов

Контрольная работа: Государственное регулирование экономической деятельности, административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере экономики

... и социальной структурами. 1. Понятие и сущность государственного регулирования экономической деятельности 1.1 Основные понятия и сущность регулирования в сфере экономики Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных ...

Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования[5,с.25].

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические; экономические, в свою очередь, включают в себя методы прямого и косвенного государственного регулирования.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

Прямые методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов[6,с.15].

Прямые методы выступают в следующих основных формах: целевое финансирование государства;

Среди методов прямого государственного регулирования экономики преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, выплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также специальных кредитов.

Дотация — это денежные средства, выдаваемые в безвозвратном порядке из государственной системы. Дотации из бюджета предоставляются государственными предприятиям, организациям, учреждениям для сбалансирования результатов хозяйственной деятельности. Например, дотации могут выдаваться для покрытия предприятием убытков, получаемых за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия.

Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.

Целью такого финансирования является достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка[7,с.15].

Государственные закупки, контракты;

Государственное потребление — правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение НТП и другие. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчика, к росту доли ВНП, поступающего в его потребление.

Государственный заказ представляет собой совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств федерального или регионального бюджетов.

Государственный заказ —
инструмент прямого регулирования экономики, с помощью которого реализуются приоритетные потребности государства в товарах (работах, услугах).

Он призван стимулировать платежеспособный спрос, способствуя установлению и поддержанию связей между производителями и потребителями в тех сферах социально-экономической деятельности, где возможности рыночных механизмов саморегуляции объективно ограничены, а ценовые сигналы не отражают реального соотношения между спросом и предложением[8,с.25].

Государственный заказ оформляется прямым соглашением между государством и рыночными агентами, предусматривает экономическую ответственность не только исполнителей, но и всех остальных участников: заказчиков, посредников, институтов, финансирующих исполнение заказа. Он формируется исходя из основных задач и функций, конституционно закрепленных за каждым уровнем государственной власти.

Различают заказы общегосударственного (республиканского) и регионального (субъектов РК) уровней. Основные принципы и порядок формирования, финансирования и размещения государственного заказа устанавливаются государственным законодательством. Правительство или региональная администрация или иные органы соответствующего уровня исполнительной власти определяют заказчиков. Те от имени государства в рамках выделенных финансовых ресурсов размещают заказы среди подрядчиков и наряду с ними несут ответственность за их выполнение. Принципиальное значение имеет четкое разделение полномочий по формированию портфеля заказов и распоряжению средствами, выделенными для их финансирования.

Совмещение функций заказчика и подрядчика в одном лице создает условия для завышения объемов государственного заказа и неоправданного увеличения государственных расходов.

Финансирование государственного заказа осуществляется за счет средств бюджета того уровня, на котором он формируется, и привлекаемых внебюджетных источников, в том числе средств заинтересованных частных (зарубежных) инвесторов. Заказы размещаются и финансируются либо через механизм государственных контрактов, заключаемых между заказчиком и подрядчиком (предприятием, организацией, учреждением), либо путем прямого субсидирования производства определенных видов товаров, работ, услуг (что имеет место главным образом при финансировании заказов в сфере науки, образования, здравоохранения и так далее).

Государственный контракт
договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени РК или субъекта РК с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (республиканского или регионального).

Различают два основных типа контрактов: фиксированной цены и возмещаемых издержек. Первые предполагают предварительное определение и фиксирование величины издержек, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, что допускает широкую самостоятельность подрядчика при выполнении заказа. В случае превышения заранее установленной контрактной цены подрядчик принимает на себя и весь финансовый риск. Контракты данного типа получили распространение при размещении заказов на производство и поставку гражданской продукции текущего ассортимента.

Реализация контрактов второго типа базируется на том, что величина издержек на реализацию мероприятия заранее не фиксируется и государственные органы власти возмещают все затраты на мероприятие, оговоренное в контракте.[9,с.32]

Государство осуществляет прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на структуру, размер и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственный заказ фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспределяется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20-30% всех покупок.[10,с.21]

Функционирование государственного сектора экономики.[11,с.9]

Прямое вмешательство означает, прежде всего, существование государственного сектора экономики, его размеры могут служить (правда, не абсолютно) критерием экономической роли государства.

Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства.

Оно может идти по двум направлениям:

Развитие государственного предпринимательства;

Осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проявление научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может привести к отрицательным последствиям.

Так, например, в оборонной промышленности инвестирование осуществляется строительством казенных предприятий, национализацией предприятий других форм собственности за счет скупки акций, конфискацией по суду предприятий, например, сотрудничавших с оккупантами, как это было во Франции после второй мировой войны. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и так далее[12,с.24].

Субсидирование предпринимателей негосударственного сектора.

Государство осуществляет регулирование и путем поддержания отдельных предприятий совместной или индивидуально частной формы собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов Р. Рейгана и Джорджа Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что осуществлялось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.

Государство реализует программу поддержки таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установились бы столь высокими, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленность, транспорт и так далее.

1.2 Государственное регулирование экономики региона: необходимость, сущность, методы реализации

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы страны. Инфляционные скачки цен, бюджетный дефицит, денежная волна и ее оттоки, расстройство складывавшейся десятилетиями системы поставок, денежные реформы — все эти противоречия и перекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к механизму его регулирования, выработки и последовательной реализации системы экстренных (но базирующихся на надежном научном фундаменте и рассчитанных на длительный период) мер по формированию современного рынка, выработке эффективного механизма его регулирования.[13,с.54]

Таким образом, имея важное значение для экономического и социального развития, любое государство, осуществляя регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства заслуживает в настоящее время самого пристального внимания.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов — от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества в целом. Но, несмотря на все эти противоречия, необходимость выполнения государством определенных функций в области экономики не подвергается сомнению.[14,с.13]

Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Многообразие задач, которые стоят перед государством, определяет выполняемые им экономические функции, которые взаимосвязаны между собой и действуют в комплексе. К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:[15,с.5]

создание правовой основы функционирования рыночного механизма; деятельность в сфере распределения доходов; организация денежного обращения; поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства; управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и так далее); стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции; обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества.

Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы. К основным объектам государственного регулирования можно отнести следующие: экономический цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, занятость, условия накопления капитала, платежный баланс, денежное обращение, условия конкуренции, подготовка и переподготовка кадров, цены, социальное обеспечение, окружающая среда, внешнеэкономические отношения и так далее.

Воздействие государства на объекты рыночных отношений обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенно — экономических.

Основными инструментами государственного регулирования экономики являются: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, государственное регулирование ценообразования, внешнеэкономическое регулирование.

Административные средства регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Сфера деятельности административных средств регулирования экономики сводится, в основном, к охране окружающей среды, созданию условий для социально слабо защищенных слоев населения и тому подобное.

Приоритет государственного регулирования в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики[16,с.25].

Таким образом, государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля над развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно осуществляет влияние на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.

В прошлом в условиях командно-административной системы управления экономика любой территории управлялась союзными, республиканскими, отраслевыми органами, а целостного управления экономикой не было. С трансформационными процессами и новыми условиями хозяйствования возникли дополнительные проблемы, связанные с территориальными особенностями формирования рыночных отношений. Это вызывает необходимость разработки и реализации обоснованной региональной политики государства на новом этапе его развития[17,с.15]. Формирование такой региональной политики должно исходить из следующих принципиальных требований: обеспечение единого общереспубликанского рынка, как интегрированной системы региональных рынков Казахстана, обоснование важнейших территориальных приоритетов, оптимизация размещения производительных сил, исходя из общих стратегических положений макроэкономической политики государства, обеспечение приоритета общереспубликанских интересов при формировании межгосударственных и межрегиональных связей, рациональное использование многообразных экономических возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов, ориентация на собственные ресурсы и резервы регионального развития, дополненные системой государственной поддержки приоритетных, отстающих и неблагополучных регионов, преодоление чрезмерных региональных контрастов в социальных условиях за счёт поддержки отстающих и депрессивных районов. Обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе, создание примерно равных шансов для всех граждан независимо от места проживания, необходимость государственного решения важнейших региональных проблем, имеющих республиканское значение, обеспечение, мерами государственного воздействия, реализации территориального принципа социальной справедливости при проведении рыночных преобразований в регионах, объективно различающихся по своим параметрам региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования, для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны. Цель региональной политики РК заключается в создании относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективном использовании ресурсно-производственного потенциала каждого региона на основе рационального территориального разделения труда и формирования принципов развития территориального самоуправления. Задачи государственной региональной политики.

Достижение цели региональной политики требует поэтапного решения следующих задач: Разработка комплекса мер политического, экономического, экологического и правового характера, обеспечивающих хозяйственную самостоятельность регионов; определение территориальных приоритетов в соответствии с общими стратегическими положениями макроэкономической политики государства; сочетание селективной государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности; становление и развитие региональных и общереспубликанских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры; поддержание и реструктуризация малых и средних хозяйств с целью вывода их экономики из кризиса и ускорения социально-экономического развития; создание материальной основы для возрождения отсталых аулов и сёл; формирование рациональной пространственной структуры экономики, совершенствование территориальной организации производства; обеспечение ресурсно-целевой сбалансированности производственного комплекса, восстановление эколого-экономических, научно-технических, природных ресурсов территорий;

Необходимо выравнивание различий в уровне и качестве жизни населения по регионам, преодоление депрессивного состояния экономики и социальной сферы в регионах, особенно, в слаборазвитых. Принципы реализации политики регионального развития.

Практическая реализация региональной политики основывается на следующих принципах: рациональное сочетание интересов государства в целом и отдельных его регионов; согласованность действий регионов с основными принципами внешней политики и внешнеэкономической деятельности государства; взаимодействие хозяйствующих субъектов на основе эффективного межрегионального разделения труда и интеграции производства; экономическая самостоятельность регионов в решении задач социально-экономического развития территорий, смягчение социальных последствий реформирования экономики и мобилизация необходимых для этих целей финансовых и производственных ресурсов; обеспечение социальных нормативов и гарантий населению регионов; ответственность региональных органов за уровень и качество жизни населения, рациональное использование минерально-сырьевых, земельных, водных и других ресурсов, воспроизводство растительного и животного мира[18,с.8].

В соответствии с целями и задачами региональной политики выделяются следующие её основные направления: поддержание производства и увеличение выпуска продукции, пользующейся спросом на внешнем и внутреннем рынках, наращивание экспортного потенциала регионов; постепенное свёртывание экономически бесперспективных производств с усилением экологического контроля; формирование новых (межрегиональных) организационных структур, технологически взаимосвязанных производств в целях концентрации, капитала и оживления производственной деятельности на крупных предприятиях базовых отраслей промышленности; поддержка развития местного предпринимательства, особенно, малого и среднего бизнеса в целях сохранения занятости населения и создания новых рабочих мест, увеличения предложения товаров и услуг на местном рынке; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе, прямых иностранных инвестиций, прежде всего, в сферу материального производства и региональную инфраструктуру; формирование финансовых ресурсов региона, системы институциональных инвесторов, способных аккумулировать накопления и эффективно обращать их в инвестиции[19,с.8].

В условиях рыночного хозяйства особое значение приобретает функция развития национальной экономики. Её значение обусловлено необходимостью преодоления таких недостатков рыночной системы, как: во-первых, отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения; во-вторых, отсутствие интереса хозяйствующих субъектов реагировать на результаты своей производственной деятельности; в-третьих, отсутствие гарантии на труд тем, кто хочет и может работать; в-четвёртых, не гарантированность права граждан на стандартное благосостояние; в-пятых, неспособность, на стабильной основе, содействовать развитию фундаментальных исследований в науке; в-шестых, нестабильность развития, подверженность инфляционным процессам. Указанные проблемы призвано решать государство посредством использования различных форм вмешательства в социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Государственное регулирование — одна из подсистем, действующего в рыночной экономике, механизма регулирования, куда, кроме того, входят — рыночно конкретная подсистема (механизм саморегулирования рынка), подсистема монополистического регулирования (антимонопольное регулирование) и подсистема наднационального регулирования[20,с.57].

Под государственным регулированием социально-экономического развития региона понимается специфическое планомерное воздействие государства (через систему республиканских и региональных экономических органов) на процесс пространственного размещения и развития производительных сил, на социально-экономическое развитие территориальных (муниципальных) образований, которое находит своё выражение в различных видах программ, прогнозов, планов и реализуется посредством как прямого, так и косвенного регулирования.

Объектом государственного регулирования регионального развития является хозяйство республики, как определённая территориально-структуризованная система экономики её отдельных регионов (муниципальных образований).

Предметом регулирующего воздействия со стороны государства являются процессы пространственного размещения и развития производительных сил в пределах территории республики, региональные аспекты формирования рыночных отношений, а также экономические, социальные и иные аспекты её отдельных регионов. Субъектом государственного регулирования регионального развития выступают республиканские и территориальные экономические органы. Основными формами государственного регулирования экономики являются нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты и стратегическое планирование. Административно-правовое регулирование имеет своей целью организацию, с помощью норм права, различных видов деятельности людей, их социальных общностей; определение компетенции, объёма полномочий и обязанностей государственных и региональных органов управления, коммерческих организаций. Механизм правового регулирования составляют различные источники права — нормативные акты, законы, указы, подзаконные акты. Существует две группы методов: изменение в системе налогов и уровне налоговых ставок; предоставление прямых и косвенных льгот предпринимателям и физическим лицам с целью воздействия на размеры их инвестиционной деятельности [21,с.18].

С помощью государственного бюджета может осуществляться:

финансирование государственных инвестиций, направляемых на финансирование приоритетных научных исследований, программ подготовки высококвалифицированной рабочей силы, формирование и реализацию программ модернизации инфраструктуры, программ в области обеспечения обороноспособности страны;

финансовое поощрение модернизации основного капитала и роста его производительности;

финансирование мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию;

финансирование отраслей социальной инфраструктуры и обеспечения функционирования системы социального обеспечения;

закупка государством ресурсов, необходимых для пополнения государственных материальных резервов, других общегосударственных нужд[22,с.25].

Важнейшими механизмами государственного регулирования экономики региона являются:

комплексный прогноз социально-экономического развития регионов и размещения производительных сил РК на долгосрочную перспективу, обеспечивающий взаимосвязь и согласование общегосударственных и региональных интересов, укрепление и рациональное использование имеющихся в регионах производственно-экономического, интеллектуального и экспортного потенциалов;

система стратегических планов на общегосударственном, региональном и отраслевом уровнях, нацеленных на реализацию выделенных в комплексном прогнозе этапов и приоритетов социально-экономического развития страны;

разработка и осуществление общегосударственных программ по решению крупномасштабных межрегиональных проблем; реализация целевых программ по решению наиболее острых проблем развития конкретных регионов, в том числе, специальных программ государственной поддержки экологически бедствующих районов, депрессивных малых и средних городов, развития отдалённых сельских районов; создание CЭЗ с соответствующими законодательным, институциональным и методологическим обеспечением в целях ускорения развития соответствующего региона, более полного использования его потенциала, привлечение иностранных инвестиций, современных технологий и т.д. финансово-кредитные и налоговые рычаги.

Методы регионального регулирования могут быть классифицированы по разным критериям.

По способу воздействия на объект регулирования выделяют:

экономические — оказывают стимулирующие и ограничивающие воздействие на проблемы территорий. В свою очередь, они делятся на: прямые (государственные закупки, целевое финансирование, предоставление субсидий), косвенные (меры налоговой, кредитно-денежной, бюджетной, институциональной, инвестиционной, социальной политики);

административные — прямые запреты, которые реализуются через систему нормативно-правовых актов.

В зависимости от территориальной широты:

системный метод (государственные региональные программы);

льготный метод (создание специальных экономических зон на территории).

В общем и целом институты государственного регулирования территориального развития можно также подразделить на: прямые (административные) косвенные (экономические).

Прямые: законодательные акты, связанные с регулированием государственной собственности; акты, регулирующие дотационные трансферты территории; акты, которые регулируют выплаты по социальной защите, и так далее.

Косвенные методы делятся на: финансово-экономические методы: фискальная политика (сбор налогов, налоговое администрирование), денежная политика, внешняя, инвестиционная политика, политика регулирования доходов населения; социально-политические методы: комплексные социальные программы территории, социальная защита населения, политика в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Все эти инструменты должны быть согласованы между собой, выстроены как чёткая взаимозависимая система, должны реализовываться комплексно и последовательно. Только в этом случае можно будет говорить о развитии территории и государства в целом.

Прямые методы регулирования экономики адресны и направлены на вмешательство в экономическую деятельность определённого объекта регулирования. К ним относятся: установление государственного заказа на производство определённого объёма конкретного товара (услуги) и т.д.

Косвенные методы конкретно не адресованы, но обязательны для всех хозяйственных субъектов рынка. К ним можно отнести: налоговые регулирования, финансово — кредитная, денежная и т.д. Для регулирования региональной экономики государство использует систему методов. Она должна быть гибкой, дифференцированной и комплексной, учитывающей особенности регионов, характер решаемых ими стратегических и тактических задач.

Местное самоуправление предполагает наличие органов управления, составляющих в совокупности целостную систему, способную функционировать целенаправленно на основе самостоятельности, независимости, ответственности за решение всех вопросов местного значения, защиты интересов населения. В Конституции РК закреплены основные принципы организации и деятельности местного самоуправления. Вместе с тем, в субъектах Республики, — городах, районах, аулах — системе местного самоуправления различна.

Местное самоуправление представляет собой особую власть, не относящуюся ни к одной из трёх ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной. Основными формами прямого участия государства в регулировании регионального и внутри регионального развития должны стать: государственные региональные программы, финансируемые за счёт республиканского бюджета; особо важные структурообразующие инвестиционные проекты; размещение заказов на поставку продукции или общегосударственных нужд посредством контрактной системы.

Государственное регулирование регионального развития должно осуществляться на всех уровнях управления: республиканском, областном, региональном и местном. Местное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального (местного) образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

1.3 Опыт бюджетного регулирования за рубежом

Бюджетное планирование <#»justify»>Наименование201020112012Изменения в структуре 2012г. к 2010 г. (-), (+)Доходы100100100Налоговые поступления92,295,294,6+2,4Из них:Корпоративный подоходный налог32,341,835,1+2,8Налог на добавленную стоимость20,517,222,1+1,6Акцизы2,51,72,1-0,4Индивидуальный подоходный налог8,36,27,5-0,8Социальный налог14,29,910,7-3,5Неналоговые поступления6,33,22,3-4Поступления от продажи основного капитала1,51,63,1+1,6Примечание: составлено автором на основе: Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан Республики Казахстан. [19]

По данным таблицы 1 видно, что роль налогов в формировании государственного бюджета увеличивается из года в год. Так, если в 2010 году удельный вес налоговых поступлений составил 92,2%, то в 2012 году он составил 94,6%, то есть увеличился на 2,4%. В 2011 году по сравнению с 2012 удельный вес налоговых поступлений увеличился, хотя в абсолютном выражении уменьшение составило на 210788 млн. тенге. Остальные 5,4% занимает поступление от продажи основного капитала и неналоговые поступления — к ним относятся обязательные платежи — доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам, доходы от внешнеэкономической деятельности. Изменения в структуре выявили незначительное увеличение налоговых поступлений.

Среди налоговых поступлений наибольший вес имеет корпоративный подоходный налог. Его удельный вес соответственно по анализируемым годам 32,3%; 41,8%; 35,1%, то есть наблюдается незначительное увеличение на 2,8%. В абсолютном выражении увеличение за анализируемый период составило 393 795 млн. тенге. Можно проследить динамику налоговых поступлений в государственный бюджет за период 2010-2012 годы(см.табл 2)

Таблица 2 — Динамика налоговых поступлений в государственный бюджет за период 2010-2012 годы млн. тенге)

Наименование201020112012Динамика (в разах)Доходы1286734209851123380341,8Налоговые поступления1186138199831422091021,8Из них:корпоративный подоходный налог3828148343327766092,1налог на добавленную стоимость2429553439264895722,1акцизы2991333416474331,6индивидуальный подоходный налог985351229991650331,7социальный налог1679951973002365691,4неналоговые поступления8150066015547640,6поступления от продажи основного капитала1909634182741663,8Примечание: составлено автором на основе: Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19]

Вторым значимым для государства налогом является НДС. Анализ структуры и динамики выявил незначительное увеличение с 20,5% в 2010 году до 22,1% в 2011 году, то есть на 1,6%. Однако, в абсолютном выражении увеличение за анализируемый период составило 489 572 млн. тенге, то есть в 2,1 раза. Значительную роль в доходах бюджета стал играть и социальный налог. Хотя с 2010-2012 года произошло снижение удельного веса налога с 14,2% до 10,7% соответственно, но в абсолютных суммах поступления по налогу увеличились на 574 млн. тенге.

Если в 2010 году поступления доходов в государственный бюджет составило 1286734 млн. тенге, то в 2012 году поступления составили 2338034 млн. тенге, то есть увеличились в 1,8 раза.

За последние три года наблюдается стабильное увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет, что является положительным фактором (см.рис.1).

Рисунок 1 — Основные налоговые поступления в государственный бюджет

Рост поступлений в абсолютных суммах наблюдается практически по всем налогам, что говорит о функционировании юридических лиц, получении доходов физическими лицами, ростом оборотов по реализации, выпуском и импортом подакцизных товаров.

В течение последних нескольких лет проводилась работа по снижению налоговой нагрузки на экономику и совершенствованию налогового законодательства через введение норм, стимулирующих развитие конкурентоспособных высокотехнологичных производств.

Выбор принципов и методов формирования доходов местных бюджетов это наиболее сложный момент организации межбюджетных отношений. Специфические основы разделения доходных поступлений между бюджетами различных уровней можно свести к следующим принципам: экономическая целесообразность, макроэкономическая регулируемость и достаточность доходных поступлений

Доходные поступления на региональном уровне образуются двумя методами: закрепление налогов и их долевое распределение. Исходя из предложенных методов, доходные источники местных бюджетов подразделяются: местные (закрепленные) и совместные (регулирующие).

При этом первые определяют самостоятельность региональной экономики, свободу действий местных органов власти в регулирование своих расходов, а вторые позволяют осуществлять государству выравнивающую функцию социально-экономического развития регионов, Для выявления особенностей формирования доходов областного бюджета Акмолинского региона, далее следует анализ динамики структуры доходов областного бюджета и рассмотрение, и сравнение изменений в структуре доходов, областного бюджета за период с 2010-2012 годы (см.табл.3).

Таблица 3 — Структура доходов бюджета Акмолинской области за 2010-2012 годы. (%)

Доходы201020112012Изменения в структуре 2012 г к 2010 годы (-),(+)Доходы бюджета, всего100100100Налоговые поступления:74,77064,9-9,8В том числе:индивидуальный подоходный налог18,11816,5-1,6социальный налог24,638,333,0+8,4акцизы0,90,90,8-0,1неналоговые поступления0,90,70,5-0,4доходы от операций с капиталом1,41,83,6+2,2полученные официальные трансферты19,327,330,8+11,5Примечание: составлено автором на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19]

Как показывают данные таблицы 3 удельный вес налоговых поступлений значительно уменьшился с 74,7% в 2010 году, до 64,9% в 2012 году, то есть на 9,8%. В суммарном выражении налоговое поступление увеличились на 10759 млн. тенге. Сокращение налоговых поступлений и неналоговых поступлений в доход бюджета области повлияло на увеличение объемов поступлений официальных трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Доля, которых за анализируемый период выросла на 11,5% в общем, объеме доходов бюджета области (рисунок 10).

Значительно увеличились доходы от операций с капиталом с 1,4% в 2010 году, до 3,6% в 2012 году, то есть на 2,2%, в суммарном выражении 139 млн. тенге, то есть в 4 раза. Среди налоговых поступлений в доход бюджета Акмолинской области наибольший удельный вес имеют индивидуальный подоходный налог и социальный налог, на долю которых приходится 42,7% в 2010 году, 56,5% в 2011 году и 49,5% в 2012 году. Здесь необходимо проследить динамику доходов Акмолинской области (см. рис.2)

Рисунок 2 — Динамика доходов Акмолинской области

На социальный налог, по данным рисунка 2 наблюдается заметное увеличение, то есть на 8,4% за анализируемый период. В структуре индивидуального подоходного налога наблюдается незначительное уменьшение, то есть на 1,6 %. Хотя в абсолютном выражении поступления по этому налогу увеличились на 3 078 млн. тенге, или в 1,4 раз (см.табл.4).

Таблица 4 — Динамика доходов бюджета Акмолинской области за 2010-2012 годы (млн.т.)

Наименование201020112012Динамика (в разах)Доходы39 85547 09462 4141,6Налоговые поступления:29 78533 05640 5441,4В том числе:индивидуальный подоходный налог7 2288 48610 3061,4социальный налог1694018 08220 6081,3акцизы3924315441,4неналоговые поступления3963303240,8поступления от продажи основного капитала5758622 3094поступление трансфертов9 09812 84619 2372,1Примечание: составлено автором на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19]

Таблица 4 показывают, что за анализируемый период доходы областного бюджета выросли, их налоговые поступления выросли в 1,4 раза. В частности наблюдается незначительное увеличение по индивидуальному подоходному налогу в 1,4 раза, социальный налог — 1,3 раза, акцизы — 1,4. Наблюдается значительное увеличение поступления от продажи основного капитала в 4 раза. За эти годы достигнуто определенная стабильность и эффективность исполнения бюджета.

Из выше представленного можно сделать вывод: Налоги — один из финансовых элементов проявлений суверенитета государства при высокой налоговой культуре и при правильном использовании налогового планирования налогоплательщиками, тем самым планирование государства своего бюджета будет, стабильным и его формирование будет претерпевать минимум проблем для решения глобальных, социально-экономических мероприятий для развития государства [54,с.2].

2.3 Бюджетная поддержка развития региона

Ключевым подходом к обеспечению устойчивого развития сельских территорий является планирование развития местных образований на основе широкого вовлечения местного населения с их последующей интеграцией в региональные и районные программы (планы) устойчивого развития сельских территорий. При этом важным является поддержка и стимулирование развития местной экономики, содействие созданию рабочих мест, а также создание благоприятного климата для возникновения процессов саморазвития на своей территории[55,с.2]. Планирование требует проведения всестороннего анализа ситуации, определения приоритетности решения проблемных ситуаций. Анализ существующих в сельских округах планов развития, показывает, что из них больше половины не являются программными, то есть представляют собой набор слабо связанных друг с другом мероприятий или, вообще, являются списками намерений деятельности акиматов в текущем году или на ближайшие 2-3 года. При этом все они исходят из современного состояния местных образований, пролонгируя его в будущее. Это означает, что на местном уровне совершенно неразвита такая важная процедура и техника управленческой деятельности как планирование. Проблемно-аналитический, целевой и ресурсный блоки, как правило, отсутствуют. Вопросы развития учитываются только на терминологическом уровне. Планирование устойчивого развития сельской местности должно осуществляться на уровне регионов Казахстана (областей), сельских районов территорий сельских округов и сельских населенных пунктов. При этом необходимо, в зависимости от уровня объекта планирования, придерживаться условий, приведенных в таблице (см.табл 5).

Таблица 5 — Уровни планирования сельской местности

Уровень территорииФункций по проработке вопросовРезультатРеспублика КазахстанУстановление рамочных условий регионального планирования. Интеграция планов социально-экономического развития областей республики.Выработка государственных целей и условий осуществления региональной и аграрной политик и охраны окружающей среды. Осуществление интеграции планов социально-экономического развития областей республики в государственные планы регионального развития.ОбластьПроработка целей и направлений перехода к устойчивому развитию в разрезе районов и особо охраняемых территорий, формирование программ и планов укрупненных мероприятий.Программы устойчивого развития сельской местности — как составная часть региональной программы перехода к устойчивому развитию Интегрирование планов районных образований в программу социально-экономического развития области.Сельский районПроработка целей и направлений перехода к устойчивому развитию в разрезе населенных пунктов с учетом всех составляющих ландшафта, формирование программы детализированных мероприятий. Стратегическое планирование устойчивого развития территории района.Разработка стратегических планов развития. Планы устойчивого развития сельской местности (планирование сельскохозяйственной сферы, ландшафтные ограничения, планы водного хозяйства, планы землеустройства и т.д.).Сельский округПланирование развития и застройки сельских населенных пунктов, землепользования. Детальная проработка целей и направлений перехода к устойчивому развитию с учетом всех составляющих ландшафта, формирование и обоснование плана мероприятий.Планы ландшафтов, планы защиты окружающей среды, выделение территорий сельскохозяйственного землепользования, лесопользования и др.Сельский населенный пунктПланирование обустройства сел и аулов. Планы застройки, правовые положения для порядка застройки сельских территорий.Планы по обустройству, озеленению, обязанности сельскохозяйственного землепользования и лесопользования в природоохранных зонах.Сельское населениеПланирование конкретных бизнес-проектов и инициатив в области сельского развитияПланирование землепользования и проведение застройки с наиболее выгодной экологической позицииПримечание: составлено автором на основе Статистического бюллетеня Министерства Финансов Республики Казахстан [19]

Стратегическое планирование является новым для многих сельских территорий Казахстана инструментом достижения целей местного развития.

Сельский районный округ представляет собой сложную систему, существующую в условиях нестабильности внешней среды. Для рационального и эффективного управления ресурсами территории и одновременного достижения желаемого уровня социально-экономического развития необходим стратегический план действий, позволяющий реализовать как первоочередные, так и долгосрочные направления развития. Он касается множества проблем, акцентирует внимание на оптимальном удовлетворении потребностей местного сообщества, содействует достижению общественного согласия. При его отсутствии развитие территории будет хаотичным, а управление превратится в реагирование на изменение внешних и внутренних факторов, каковым оно является в настоящее время[56,с.5].

Стратегическое планирование появилось в Европе и США. Его методами стали пользоваться государственные органы управления с начала 70-х годов при разработке, планировании и реализации комплексных социально-экономических программ развития на основе наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов. Стратегическое планирование на уровне сельского районного образования — это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества (при участии всех заинтересованных лиц) создают картину своего будущего, исходя из местных ресурсов, внешних и внутренних условий и определяют этапы и мероприятия достижения намеченных целей.

Стратегический план развития можно рассматривать как представленное в документах отражение желаемого будущего состояния экономической и социальной структуры региона (цели) и способы использования имеющихся и реально возможных ресурсов для достижения этого.

Стратегическое планирование предусматривает: согласование групповых интересов в обществе; идентификацию проблем и потенциалов развития территории, а также иных имеющихся ресурсов; определение целей и задач развития; разработку подходов и направлений долгосрочного развития на основе выбора вариантов наиболее эффективного использования потенциалов и ресурсов; формирование программ и проектов[57,с.2].

Стратегическое планирование развития служит следующим целям: идентификации сильных и слабых сторон, а также индивидуальных особенностей объекта планирования (района, региона); установления приоритетов экономического и социального развития; ориентации текущих решений на долгосрочные стратегические цели; привлечению инвестиций в экономику района, региона. Следует обратить внимание на то, что стратегический план не является законом или указом, обязательным для соблюдения акиматом, предпринимателями и гражданами. Стратегический план обязателен настолько, насколько акимат считает его основой своей экономической политики.

Грамотно разработанный стратегический план является основой для осуществления более подробных планов на каждый год. При этом следует иметь в виду, что стратегический план не представляет собой некую гарантию выполнения предусмотренных стратегий развития, а является лишь важным инструментом, помогающим в реализации выбранных направлений развития. Он всегда основывается на сведениях, которые были известны при его разработке[58,с.9].

Внутренние и внешние условия социально-экономического развития сельского района постоянно изменяются, особенно в условиях реформирования системы самоуправления и выхода из глубокого системного кризиса сельских территорий. Поэтому стратегический план также должен систематически корректироваться и дополняться. Обычно это целесообразно осуществлять раз в год на районном уровне и не реже одного раза в два года на региональном уровне.

Разработка и реализация стратегии требует консолидации усилий всех слоев местного сообщества и установления партнерских отношений между властью, населением и бизнесом. В рамках стратегического партнерства, составляющего основу местного социально-экономического развития, каждый из участников вносит свой вклад. В разработке и осуществлении стратегического плана должны быть задействованы все основные группы участников (см.табл.6).