Экономическая безопасность России

Курсовая работа
Содержание скрыть

Введение

.

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействийи радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности — это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека,семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. Вусловиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существованиянастолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребностиоказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельныхграждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляякризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

Экономическая безопасность государства представляет собойсложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальнойбезопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящихв ее структуру элементов:

·<span Times New Roman»»>

·<span Times New Roman»»>

·<span Times New Roman»»>

·<span Times New Roman»»>

Опыт показывает, что только надежная, эффективная системаобеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета инезависимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономическогоразвития.

России и народам, проживающим на её территории испоконвеков, приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилосьобороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны,приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути.Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскомуморям.

Обеспечение государственной безопасности иобороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики. Именноиз-за неразвитости экономики и, особенно, промышленности Россия проиграларусско-японскую войну 1904-1905 годов. Именно эти соображения толкнули Сталинав конце 20-х — начале 30-х годов провести сверхиндустриализацию промышленности.Позже, во времена “холодной” войны, экономика СССР развивалась однобоко — только те её части, которые обеспечивалиобороноспособность страны.

Постепенно, развитие военных техники и технологии привелок практической невозможности ведение войны в больших масштабах. Основныморужием сейчас становятся экономическиеметоды. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-техническогопотенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран.Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят от политики МВФ иМБРР — финансовых структур развитых стран.

12 стр., 5907 слов

Экономические аспекты развития возобновляемых источников энергии ...

... возобновляемых источников энергии в странах ЕС и в России; оценка эффективности разработок и внедрения ВИЭ и их перспектив. Объектом исследования является развитие возобновляемых источников энергии в мировой экономике. ... около 1 трлн. долл. Практическая значимость работы. Выводы и положения диссертации могут быть использованы государственными органами, такими как Государственная Дума, Правительство ...

Экономика СССР со временем все больше отставала отэкономик развитых стран. Если в период после войны до середины 60-х гг. поуровню технико-экономического развития СССР отставал от развитыхкапиталистических стран на 10-15 лет, то к середине 80-х этот разрыв достиг20-25 лет.1 Проведение неадекватнойхозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило положение.Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российскийрынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства,который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасностьРоссии. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозугосударственности России. Всему этому виной — состояние экономики. Как егооценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса? Проблемаэкономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается,по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в1934 году началом использования терминаэкономическая безопасность. У нас в СССР эти проблемы никогда нерассматривались,(КГБ обращало свое внимание только на экономическиепреступления и внешнеторговые отношения).

С началом перестройки в нашу странустали проникать идеи экономической безопасности.

. В 90-х годах в статьях экономистов и в средствахмассовой информации стал звучать термин “экономическая безопасность”. Первыестатьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросыэкономики №12 за 1994 год Л.Абалкин, А.Архипов и др. Позже в полемику по этомувопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.

1 С.Ю глазьевКак добиться экономического роста?(Макроэкономика переходной экономикиупущенныевозможности и потенциал улучшения), Российский экономический журнал,1996,№5, с.7

Длительное время проблема экономической безопасностиПравительством России игнорировалась.У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этихпроблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте,Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они неимели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепцииэкономической безопасности. В начале 1995 года на заседании межведомственнойкомиссии Совета Безопасности были обсуждены и приняты основные положениягосударственной стратегии (позже они были утверждены Президентом).

В апреле ииюле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности,посвященные проблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепциисреднесрочной программы на 1997-2000гг., но в Концепциисоциально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 годани слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет дажеанализа причин такого положения в экономике2

Проблемыобеспечения экономической безопасности России как непременного условия еевозрождения привлекают к себе все болев пристальное внимание политическихдеятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь неслучайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономическойбезопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественнойжизни.

5 стр., 2333 слов

Туризм как социально-экономическая система

... стандартизация. Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и ... туризма представляют со­бой основу его социально-экономической системы. Туризм является открытой системой, взаимодействующей и функционирующей в определенной среде, представленной по­литическими, экономическими, ... в групповых турах. Как пра Контроль как функция управления присутствует ...

Понятно, что необходимость дальнейшей разработки проблемэкономической безопасности необходима. Я в своей работе постараюсьпроанализировать причины и факторы снижения уровня экономической безопасностистраны, а также предложить свой вариант решения этих проблем, которые сейчас, вусловиях перехода к рынку, имеют особую остроту.

2.Глазьев С.Основа обеспечения экономической безопасности страны-альтернативныйреформационный курс.

РЭЖ, 1997, № 2

<span Times New Roman»,«serif»»>Глава1. Общее понятие экономической безопасности и характеристика основныхеё показателей.

Для того, чтобы понять и осознать значение категории«экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину«безопасность» и определит в чем его суть. Безопасность — это такое состояниесубъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств ипараметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала.

« Желательное» состояние субъекта определяется конкретнымсочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этогосочетания, будет меняться и понятие «желательное» изменение. Таким образом, неменее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности.Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубинаэтого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейсяситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.

Вообще, категория экономической безопасности по-разномутрактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, «… подэкономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупностьсвойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможностьдостижения целей всей системы»3

В.А.Савин считает, что «экономическая безопасностьпредставляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектовзащиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионыстраны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица каксубъекты хозяйственной деятельности»4.

По Л.И.Абалкину «экономическая безопасность — этосостояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично,эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеетвозможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическуюполитику.5

Итак, в общем смысле слова, под экономическойбезопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристикуэкономической системы, определяющую ее способность

поддерживать нормальные условия жизнедеятельностинаселения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

3.ТамбовцевВ.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы. //Вестник МГУ. Серия 6 «Экономика». 1995. №3.

4.Савин В.А.Некоторые аспекты экономической безопасности России. Международный бизнес России. 1995. №9

5 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросыэкономики, 1994, №12

Обеспечение экономической безопасности — это гарантиянезависимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельностиобщества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляетсобой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства иличности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустымсловом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможныхвнешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасностипринадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

1 стр., 486 слов

Модели жизненного цикла аэис (автоматизированных экономических ...

... – разработчики обучают пользователей работе в среде новой информационной системы Спиральная модель жизненного цикла ИС является наиболее эффективной. Специалисты, занимающиеся проектированием и ... В основе спиральной модели жизненного цикла ИС лежит применение прототипной технологии или, Жизненный цикл при использовании анализ и планирование информационной стратегии . Пользователь вместе ...

Здесь недопустимы легкомыслиеи попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма велика и ответственна рольнауки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не опоиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей — внешних ивнутренних, долговременных и текущих.Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы,предложить надежные и эффективные методы ихотражения. Разумеется, экономическая безопасность органически включена всистему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, какобеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира вобществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и однонаправление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой инеэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ниэффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но,рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономическиеаспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается каккачественная важнейшая характеристика экономической системы, которая определяетеё способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения,устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а такжепоследовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннююструктуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

1.Экономическая независимость не носит абсолютногохарактера потому, что международное разделение труда делает национальныеэкономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическаянезависимость означает возможность контроля над национальными ресурсами,достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции,который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвоватьв мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническимидостижениями.

2.Стабильность и устойчивость национальной экономики,предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежныхусловий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов,способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами вэкономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящихвызвать социальные потрясения и т. д.).

3.Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенноважно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятногоклимата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства,повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровняработников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости исамосохранения национальной экономики.

3 стр., 1370 слов

Обеспечение пожарной безопасности объекта экономики

Система обеспечения пожарной безопасности объекта экономики включает в себя системы предотвращения пожара, противопожарной защиты, организационно-распорядительных мероприятий. Обеспечение пожарной безопасности объектов осуществляется путем: 1) Реализации комплекса мероприятий организационно-распорядительного характера (разработка приказов, проведение инструктажей ...

Таким образом, экономическая безопасность — этосовокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальнойэкономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлениюи самосовершенствованию. Глубочайший кризис, охвативший российское общество,существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономическойбезопасности.

Для лучшего понимания сущности экономической безопасностиважно уяснить её связь с понятиями “развитие” и “устойчивость”. Развитие — одиниз компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается,то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость иприспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоитпротивопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики.Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов,вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способностьвыдерживать внутренние и внешние “нагрузки”. Безопасность — это состояниеобъекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания вусловиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов6.

6Сенчагов В.Осущности и основах стратегии экономической безопасности России.Вопросыэкономики,1995,№1, с.98

Для экономической безопасности значение имеют не самипоказатели, а их пороговые значения. Пороговые значения — это предельныевеличины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развитияразличных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных,разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качествепримера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы,разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение ких предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально — экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых,значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов,то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешнихугроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровеньгосударственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке,зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая обороннуюпромышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Критерий экономической безопасности — это оценка состоянияэкономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономическойбезопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки:ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективностииспользования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболееразвитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего ивнутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики;целостности территории и экономического пространства; суверенитета,независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальнойстабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

30 стр., 14904 слов

Ивное сообщение экономические основы деятельности фирмы. Конспект ...

... Тесты проверочной работы для каждого обучающего. Краткое описание. Урок экономики «Экономические основы деятельности фирмы» ориентирован на получение новых знаний по теме для ... товар. Предлагает сформулировать тему урока. Называет тему урока «Экономические основы деятельности фирмы». Фронтально формулируют задачи урока. Фронтально формулируют и записывают тему урока. IV. Построение проекта выхода ...

Система показателей-индикаторов, получивших количественноевыражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности ипредпринимать меры по её предупреждению.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасностидостигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределахдопустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одногопоказателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции допредельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверхдопустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения — кполному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределамизначений пороговых показателей национальная экономика теряет способность кдинамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках,становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий,разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнегограбежа национального богатства.

Среди показателей экономической безопасности можновыделить показатели:

·<span Times New Roman»»>

·<span Times New Roman»»>

·<span Times New Roman»»>

·<span Times New Roman»»>

7

Пороговые уровни снижения безопасности можноохарактеризовать системой показателей общехозяйственного исоциально-экономического значения, отражающих, в частности:

·<span Times New Roman»»>

7.Е.Бухвальд, Н.Гловацкая, С.ЛазуренкоМакроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели.Вопросы экономики,1994,№12, с.27-288

·<span Times New Roman»»>

·<span Times New Roman»»>

8

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическаябезопасность — это способностьэкономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей нанациональном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупностьвнутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическомуросту национальной экономики, её способности удовлетворять потребностиобщества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешнихи внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическаябезопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самойэкономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством,она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда,качества продукции и т. д.

Второй.Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативойкакого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должнаподдерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями иструктурами экономики.9

12 стр., 5797 слов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ КАК УГРОЗЕ ...

... интересах сокращения теневой экономики и обеспечения экономической безопасности страны; выявить особенности коррупции как угрозы экономической безопасности России; разработать систему процедурных и институциональных мер противодействия коррупции в экономике России; обосновать направления совершенствования механизма противодействия коррупции в экономической сфере российского ...

8.Е.Бухвальд, Н.Гловацкая, С.Лазуренко.Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели.Вопросы экономики,1994, №12, с.31.

9.А.Архипов,А.Городецкий, Б.Михайлов Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способыобеспечения. Вопросы экономики,1994, №12, с.39

<span Arial»,«sans-serif»;mso-bidi-font-family: «Times New Roman»;mso-font-kerning:14.0pt»>Глава 2. Экономика России с точкизрения экономической безопасности

.

Глубочайший кризис, охвативший российское общество,существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономическойбезопасности. Утрата общенациональных ориентиров и идеалов, интуитивный переходк стратегии самовыживания, наблюдаемых на всех уровнях народного хозяйства(региональные структуры, предприятия, семьи),забота о сиюминутных интересах отодвигают на второй план решениеобщегосударственных задач, подрывают основы будущего возрождения России и ееэкономики.

Истоки современных экономических потрясений можно смелоотнести к 1982-1984 гг. Именно тогда произошли мирохозяйственные изменения,весьма неблагоприятно отразившиеся на положении СССР. Среди них — появлениеновых технологий и новых изделий на рынке потребительских товаров, к примеру,компьютеров, видеомагнитофонов и т. п., в производстве которых Советский Союзбезнадежно отстал и был вынужден импортировать. Если принять во внимание такжепадение мировых цен на энергоносители и расходы на афганскую войну, станетвполне понятной общеэкономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1987 году.Общие её характеристики: дефицит бюджета в размере 10-15 млрд. долл. в год;судорожные попытки удержать внутреннее конечное потребление хотя бы на уровнесередины 70-х годов; появление лозунгов о конверсии военной промышленности;административная чехарда в сфере управления с бесконечными реорганизациямиминистерств; определившаяся тенденция роста внешней задолженности; первыепризнаки общей экономической дестабилизации и инфляции. Положение усугубилифорс-мажорные обстоятельства (в их числе — чернобыльская катастрофа), а рядкрайне неудачных шагов в экономике, в первую очередь антиалкогольная кампанияконца 80-х, стоившая союзной казне 30-35 млрд. руб 10.Всеэто в совокупности привело уже не к постепенному (как в 1986-1988 гг.), астремительному нарастанию кризисных и инфляционных явлений в экономике СССР в1989-1990 гг. Политическая борьба 1990-1991 годов, которая в экономическойплоскости велась под лозунгом “Предприятия СССР — в российскую юрисдикцию!”,обернулась во втором полугодии 1991 года тотальной потерей управляемости вэкономике, а также стихийным массовым образованием бирж, союзов и ассоциаций.Внешние признаки кризиса в экономике воочию 10Величенков А. Три года “накачелях”, что дальше? РЭЖ, 1995,№4, с.3 [ предстали в виде пустых прилавков (подавленная инфляция) ирезкого роста курса доллара (инфляция явная).

К тому времени существовало две основные моделиреформирования пост социалистических экономик: эволюционная и радикальная. Эволюционисты выступали за длительный иосторожный путь к рынку с сохранением многих старых структур и механизмов.Опираясь на кейнсианскую концепцию, они требовали серьезного государственноговмешательства в экономику и постепенного перехода к двухсекторной экономике — рыночной и государственной, протекционизму и предлагали воспользоватьсякитайским опытом. Радикалы, опираясьна монетаризм, отнюдь не отрицали саму необходимость государственноговмешательства, но при этом имели в виду экономическое регулирование, тоесть такое вмешательство государства, которое ведется не напрямую, а черезинтересы экономических субъектов, через экономические рычаги и стимулы,нацеленные на достижение высоких эффективности производства и уровня жизнинаселения. Главное в том, чтобы такое вмешательство было направлено, преждевсего, на поощрение предпринимательства, частного сектора, многоукладностиэкономики и конкуренции.11

3 стр., 1212 слов

Зарождение экономической мысли в России

... Посошкова, М.В. Ломоносова и их влияние на экономическое развитие Российского государства является целью данной работы. Зарождение русской экономической мысли в работах Ивана Пересветова. На рубеже XV-XVI вв. Россия находилась в процессе формирования единого ...

Приступив к настоящим радикальным экономическим реформам вначале 1992 года, Россия использовала опыт Польши, Чехословакии и рекомендацииМВФ. Расчет был на то, чтобы, либерализовав цены, наполнить рынок товарами и,несмотря на обесценение денег населения развязать стимулы к предпринимательствуи достичь макроэкономической или финансовой стабилизации.

Приведу опыт Польши. Здесь системные преобразованиясопровождались началом реализации радикальной монетарно-финансовой политики, которая на пике жесткости (в 1990году) получила название “шоковой терапии”. Резкое ограничение суммарногонародно-хозяйственного и потребительского спроса позволило в течение месяцаликвидировать гиперинфляцию и в последующие два месяца выйти на одно-цифровойпоказатель роста цен. Именно такая быстрота достижения результатов и создалаблагоприятные предпосылки для дальнейшего проведения реформ. Сохранение вот ужев течение десяти лет основных элементов достаточно жесткой монетарно-финансовойполитики, претерпевшей, тем не менее, определенные изменения, выражавшиеся восновном в периодическом смягчении или ужесточении отдельных её

11.КудровВ.Пора возвращаться к радикальной реформе.РЭЖ, 1995, № 3, с.17

элементов, позволяет удерживатьинфляционные процессы в относительно безопасных (не раздражающих экономику)пределах. И уже в 1992 году стало замечаться некоторое улучшение, а в 1994 г.зафиксированы прирост валового национального продукта (ВНП) на 4% (от уровня1990 г.), промышленного производства на 8%, объема капиталовложений на 9.8%12

В начале 1992 года программа экономических реформ в Россиибыла очень похожа на польскую: та же либерализация цен, дерегулированиедеятельности предприятий, резкое сокращение государственных расходов, попыткиконвертировать рубль, предоставление предприятиям права свободного выхода намировой рынок, начало программы приватизации, введение плана макроэкономическойстабилизации на базе жесткой кредитно-денежной и финансовой политики (в отличиеот Польши в России были либерализованы и доходы, включая зарплату).

Однако эта программа не была реализована. Правительствовстало сначала на путь шатаний и противоречий, и затем практически перешла кпроинфляционной политике, резкому смягчению кредитно-денежного и финансовогорегулирования, стала быстро наращиваться денежная эмиссия. В результатебюджетный дефицит вновь увеличился и составил к концу 1992 г. свыше 20% ВНП, а месячный индекс цен составил осенью23-25%13. Возникла первая финансовая пирамида России,которая громоздится до сих пор в виде ГКО, КО, казначейских векселей. В феврале1992 года обнаружился очень тревожный симптом, зафиксированный словом“неплатежи”, которая громоздится до сих пор в виде ГКО, КО, казначейских векселей.

10 стр., 4972 слов

Социально-рыночная экономика и социальная политика

... основной структуры. Ведь объект социального обслуживания - население - состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство. Рыночная ... годы такая ориентация и постановка целей была воспринята большинством граждан России как признак серьезных перемен в социально-экономической политике ...

В феврале 1992 года обнаружился очень тревожный симптом,зафиксированный словом “неплатежи”.

Этот симптом превратился к апрелю-маю в серьезнейшуюболезнь, а в августе-сентябре её пришлось лечить уже хирургическим путем:взаимозачетом ЦБР.

Реформы не были отменены, но по существу находились всостоянии застоя, характеризующегося тем, что не было реального движения нивперед, ни назад. В 1993 году продолжается падение основных показателейэффективности экономики: ВНП, объемов производства. В этот год происходитстановление крупных торговых компаний, обусловленное приватизацией торговли исферы услуг, обнаруживаются первые признаки игры на понижение на

12И.С.Синицина, Н.А.Чудакова. Социально-экономическая трансформация Польши.Общественные науки и современность,1996, №2, с.24-25

В.КудровПора возвращаться к радикальной реформе, Российский экономическийжурнал,1995, с.23

товарном рынке товаров широкогопотребления, то есть начинает складываться нормальная конкурентная среда.Однако этим успехи реформ и приватизации как их существенной составляющейограничиваются. Госкомимущество сознательно проводит политику обесценения “ваучера”как платежного средства при приватизации. Суть этой политики проста — утопитьстоимость основных производственных фондов, оцениваемых в ценах 1987 г., в общей массе инфляционныхоборотных средств предприятий, то есть платить за чеки не реальными ценностями,а инфляционными рублями. Последствия этой политики Госкомимущества очевидны:при индексе инфляции 1992-1993 гг. примерно в 1000, “ваучер” не смог подорожатьдаже вчетверо.

Образовавшаяся на сегодняшний день огромная дебиторская икредиторская задолженность, подрывает саму возможность возобновленияинвестиционного процесса. Один из главных источников неплатежей в народномхозяйстве — невыполнение бюджетных ассигнований на оплату государственныхзаказов, содержание социальной сферы, Вооруженных сил, на субвенции дотационнымрегионам. Цепная реакция неплатежей мультиплицирует их первоначальную сумму в4-5 раз, порождает порочный круг: «сокращение бюджетных ассигнований — ростнеплатежей — спад производства — уменьшение налоговой базы». Ныне утверждают,что власти начали полнее собирать налоги. Это хорошо. Но не надо питать большихиллюзий на этот счет. Ведь по подсчетам специалистов министерства финансовсейчас на каждый потраченный нами рубль — копеек приходится на стоимостьпродукции, а копеек — налоги. Известно, если доля собираемых государствомналогов составляет более чем 54% от суммы всех доходов государства, то экономиканаходится в тяжелейшем состоянии (!).

Попытки решить проблемы сбора налогов, преодолениянеплатежей, в том числе невыплат зарплат и пенсий, чисто административными иорганизационно-финансовыми методами обречены на неудачу. Нужны глубокиеперемены во всей экономической политике, направленные на оживление реальногосектора экономики и прежде всего инвестиционного. 1994 год начался с привычногорывка курса доллара и переоценки основных производственных фондов. Отсутствиечеткой позиции в ходе борьбы с неплатежами (выразившееся, в частности, в том,что одним президентским указом предписывалось ввести векселя и переоформить иминеплатежи, а другим, через полтора месяца, эта процедура отменялась) привела кувеличению темпа роста неплатежей: в апреле их было 14, а в мае — уже трлн.руб. С июня начинается период денежной приватизации, на который экономикареагирует мало кем предвиденным и беспрецедентным ростом (точнее сказать,взрывом) неплатежей, которые уже к концу октября переваливают за 120 трлн. руб.

Уже сами по себе масштабы спада представляют серьезную угрозу экономической безопасности страны. Ноболее существенно то, что сокращение объемовпроизводства ведет к неизбежному вытеснению отечественных производителей не только с мирового рынка, но и с внутреннего. Поданным Госкомстата РФ, если в 1991г. ресурсы розничного товарооборотаформировались на 86% за счет собственногопроизводства и лишь на 14% за счет импорта, то за январь-сентябрь 1994г.поступлениями по импорту было обеспечено 39% всех ресурсов розничноготоварооборота.

Такое развитие процессов приведет к ситуации, при которойпроизводство уже нельзя будет восстановить дажепри мощной финансовой поддержке вследствие отсутствия рынка сбыта.

Разрушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики. Серьезную и весьмареальную угрозу экономической безопасности страны представляют свертываниефундаментальных исследований, распаднаучно-исследовательских коллективов иконструкторских бюро мирового класса, резкое сокращениезаказов на вполне конкурентоспособную продукцию, «утечка мозгов» из России. Неменее серьезной опасностью является уход высококвалифицированных специалистов ирабочих из сферы своей профессиональной деятельности в оказавшиеся болеепрестижными и высокооплачиваемыми секторы экономики.

Существенно меняется структура промышленного производства,в котором все больше начинают преобладать сырьевые отрасли — топливная промышленность и металлургия — при сокращении удельного веса финишных отраслей — машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности.

Плавное, без экономических потрясений течение событий былорезко нарушено событиями на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) 11октября 1994 г. В этот день, получивший название “черного вторника”, произошловот что. В августе-сентябре спрос на доллары продолжал расти, и оборот ММВБпревышал 1 млрд. долларов. Реакция на это должна была быть однозначной — срочноначать снижать курс рубля, тем более что на этом выиграло бы и ПравительствоРоссии (больше рублей в бюджет за те же доллары), и страна (экспорт дешевле,импорт дороже, торговый баланс лучше).

Однако ничего подобного не последовало,а истощенный волнами долларового спроса ЦБР не выдержал, найдя октября лишь80 млн. долларов на продажу (все просто: следовало в предыдущие дни продаватьпоменьше и подороже )14.

Нарастающий спад производства и потеря рынков.Продолжающийся уже четвертый год экономический кризис привел к резкомусокращению производства, темпы которого в 1994 году достигли рекорднойвеличины. Если эти тенденции не удастсяприостановить, то, по расчетам специалистов Центра макроэкономической стратегииИнститута экономики РАН, уже в этом году валовой внутренний продукт составитвсего 46% докризисного уровня. Объем промышленногопроизводства сократится до 42% при серь