В расчетно-графической работе приводится расчет эксплуатационных расходов в зависимости от типа устройств СЦБ, применяемых на данном участке железной дороги:
ПАБ с ЭЦ, АБ с ЭЦ или ДЦ. Для удобства расчетов используются пакеты программ MathCad и MicroSoft Excel.
2. Задание на РГР
Кол-во разделительных Пунктов на уч-ке |
ед |
18 |
|
Кол-во стрелок с ЭЦ на участке |
стр |
240 |
|
Число пар груз поездов в сутки N гр |
пара поездов |
29 |
|
Число пар пасс поездов в сутки N пасс |
пара поездов |
3 |
|
Средняя ходовая скорость гр поездов V x |
км/ч |
63 |
|
средний состав гр поезда m |
вагон |
57 |
|
Серия локомотива |
ВЛ-10р |
||
Расходы на один разгон и замедление рз |
руб |
0,116 |
|
Длина участка L |
км |
240 |
|
Кап. Вложения, млн. руб |
ПАБ с ЭЦ |
501 |
|
АБ с ЭЦ |
360 |
||
ДЦ |
203 |
||
Кол-во поездо-часов простоя в год |
ПАБ с ЭЦ |
84,2 |
|
АБ с ЭЦ |
45,6 |
||
тыс. п-ч |
ДЦ |
38,6 |
|
Коэф-т участковой скорости |
ПАБ с ЭЦ |
0,486 |
|
АБ с ЭЦ |
0,526 |
||
ДЦ |
0,611 |
||
3. Расчет эксплуатационных расходов
Эксплуатационные расходы, зависящие от устройств СЦБ и связи, рассчитываются для каждого варианта. Тип устройств СЦБ определяет затраты на их ремонт и амортизацию, содержание штата, занятого управлением стрелками и сигналами (сигналистов, дежурных по станции).
Кроме того, тип устройств СЦБ влияет на расходы, связанные с простоями поездов на промежуточных станциях при обгонах и скрещениях, а также с разгонами и замедлениями поездов.
Эксплуатационные расходы по каждому варианту можно подсчитать по формуле
Э = Э тдп +Эш +Эс +Эм +Эам +ЭNt +Э ост +Эпр ,
где Э тдп — фонд оплаты труда работникам хозяйств: локомотивного, движения и пути;
Э ш — фонд оплаты труда работникам хозяйства сигнализации и связи;
Э с — отчисления на социальные нужды работникам хозяйств:
- локомотивного, движения и пути, сигнализации и связи;
Э м — материальные затраты;
Э ам — амортизационные отчисления от стоимости устройств автоматики и связи;
Э Nt — расходы, связанные с простоями поездов на промежуточных станциях
Э ост — расходы, связанные с остановками поездов на промежуточных станциях;
Э пр — прочие расходы.
4. Расчет фондов оплаты труда работникам хозяйств
С введением новых устройств автоматики и связи изменяется штат работников не только в хозяйстве сигнализации и связи, но и в других хозяйствах. Следовательно, изменятся и расходы на содержание эксплуатационного штата. При более совершенных устройствах СЦБ уменьшается штат работников хозяйств локомотивного и движения, но при этом несколько увеличивается штат работников хозяйства сигнализации и связи и требуется дополнительное количество монтеров по очистке стрелок. Поэтому при определении экономической эффективности необходимо рассчитывать штат работников хозяйств: локомотивного, движения и пути сигнализации и связи, а также фонд оплаты труда по каждому варианту.
Годовой фонд оплаты труда можно определить по формуле:
Э тдп или Эш
Ч i — явочная численность работников каждой должности
T i — тарифная ставка первого разряда, Ti =2008
к i — тарифный коэффициент 1-ro разряда работника каждой должности (см. табл. 1)
К 1i — доля премий и доплат за работу в ночное время, праздничные дни и др. (см. табл. 2);
К 2i — доля дополнительной заработной платы (в основном оплата отпусков) от всей начисленной основной заработной платы (см. табл. 2);
К 3 — коэффициент, учитывающий отдаленность (северный и районный), К3 =1,5.
Тарифные коэффициенты Таблица 1
Категории |
Коэффициенты |
|||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
||
Специалисты предприятий |
2,06 |
2,33 |
2,64 |
2,99 |
3,36 |
3,82 |
4,3 |
|
Коэффициенты премий, доплат и дополнительной заработной платы Таблица 2
Хозяйства |
К 1i |
К 2i |
|
Локомотивное |
0,126 |
0,036 |
|
Движения и пути |
0,098 |
0,017 |
|
Сигнализации и связи |
0,118 |
0,020 |
|
Численность работников локомотивных бригад, зависящая от вводимых устройств автоматики на заданном участке:
- где Nt- бригадо-часы локомотивных бригад (принимаются равными поездо-часам простоя);
Т м — среднемесячная норма рабочего времени, ч.;
Т г — среднегодовая норма рабочего времени, ч.; Тг =2004
2 — состав локомотивной бригады, чел.
Локомотивные бригады
ПАБ с ЭЦ
АБ с ЭЦ
ДЦ
Служба движения
Штат по службе движения рассчитывается по каждому варианту с учетом наличия на участке двух станций III класса, пяти станций IV класса, а остальные — V класса. На каждой станции принимаются два стрелочных поста. Нормы обслуживания на станциях приведены в табл. 3.
Нормы обслуживания на станциях Таблица 3
Устройство СЦБ |
Класс станции |
Норма обслуживания |
|
Полуавтоматическая блокировка |
III |
Один начальник станции, четыре дежурных по станции |
|
IV |
|||
V |
Один начальник (с дежурством в смене), три дежурных по станции |
||
Автоматическая блокировка |
III |
Один начальник станции, четыре дежурных по станции |
|
IV |
|||
V |
Один начальник (с дежурством в смене), три дежурных по станции |
||
Электрическая централизация |
III, IV, V |
Один монтер по очистке стрелок на один стрелочный пост |
|
Диспетчерская централизация |
III |
Один начальник станции |
|
IV |
|||
V |
|||
Количество станции согласно заданию: III — 2, IV — 5, V — 10.
ПАБ с ЭЦ
Согласно нормам обслуживания на станции требуется следующий штат работников:
Начальник станции: 11 разряда —
10 разряда —
9 разряда —
Дежурный по станции:
9 разряда — 20 чел.
8 разряда — 30 чел.
Монтер 5 разряд — 34 чел.
АБ с ЭЦ
Так как штат сотрудников службы Д аналогичен таковому для варианта с ПАБ, то можно сделать вывод, что и фонды оплаты работы сотрудников равны.
ДЦ
Согласно нормам обслуживания на станции требуется следующий штат работников:
Начальник станции: 11 разряда —
10 разряда —
9 разряда —
Служба Ш
Штат работников, обслуживающих устройства СЦБ и связи на участке, рассчитывается по данным табл. 4.
Таблица 4
Устройство СЦБ |
Единица измерения |
Объект обслуживания |
Расчетный штат на единицу измерителя |
|
Полуавтоматическая блокировка |
45 стр. (ключевой зависим.) |
Устройства ПАБ на участке |
Один электромеханик 9 разряда |
|
70стр. |
Один электромонтер 5 разряда |
|||
Автоблокировка |
32км |
Устройства АБ на однопутном участке |
Один электромеханик 9 разряда |
|
60км |
Один электромонтер 6 разряда |
|||
Диспетчерская централизация |
32 км |
Устройства ДЦ на однопутном участке |
Один электромеханик 9 разряда |
|
60км |
Один электромонтер 6 разряда |
|||
Электрическая централизация |
30стр. |
ЭЦ на промежуточных станциях |
Один электромеханик 8 разряда |
|
37стр. |
Один электромонтер 5 разряда |
|||
Кроме указанного штата дополнительно принимается для каждых шести электромехаников один старший электромеханик 10 разряда.
ПАБ с ЭЦ
Электромеханик 9 разряда — 6, Электромонтер 5 разряда — 11, Электромеханик 8 разряда — 8, Старший электромеханик 10 разряда — 3
АБ с ЭЦ
Электромеханик 9 разряда — 8, Электромонтер 6 разряда — 4, Электромеханик 8 разряда — 8, Электромонтер 5 разряда — 7, Старший электромеханик 10 разряда — 3
ДЦ
Электромеханик 9 разряда — 8, Электромонтер 6 разряда — 4, Старший электромеханик 10 разряда — 2
Расчет фонда оплаты труда сводится в табл. 5(ПАБ), 6(АБ), 7(ДЦ)
ПАБ с ЭЦ Таблица 5
Должность |
Класс станции |
Разряд |
Численность |
Мест. тар. ст. |
ФЗП мес. |
|
Служба Т (локомотивная) |
||||||
Машинист |
10 |
42 |
7670,56 |
322163,52 |
||
Помощник машиниста |
8 |
42 |
6003,92 |
252164,64 |
||
Итого тарифная заработная плата |
574328,16 |
|||||
Премии и доплаты (К 1i ) |
72365,35 |
|||||
Итого основная заработная плата |
646693,51 |
|||||
Дополнительная заработная плата (К 2i ) |
23280,97 |
|||||
Итого ФЗП: |
||||||
— месячный |
669974,47 |
|||||
— годовой |
8039693,69 |
|||||
Всего ФЗП |
12059540,5 |
|||||
(с учетом районного коэффициента К 3 ) |
||||||
Службы Д и П (движения, пути) |
||||||
Начальник станции |
III |
11 |
2 |
8634,4 |
17268,8 |
|
IV |
10 |
5 |
7670,56 |
38352,8 |
||
V |
9 |
10 |
6746,88 |
67468,8 |
||
Дежурный по станции |
III |
10 |
8 |
7670,56 |
61364,48 |
|
IV |
9 |
20 |
6746,88 |
134937,6 |
||
V |
8 |
30 |
6003,92 |
180117,6 |
||
Монтер пути |
5 |
34 |
4136,48 |
140640,32 |
||
Итого тарифная заработная плата |
640150,4 |
|||||
Премии и доплаты (К 1i ) |
62734,7392 |
|||||
Итого основная заработная плата |
702885,139 |
|||||
Дополнительная заработная плата (К 2i ) |
11949,0474 |
|||||
Итого ФЗП: |
||||||
— месячный |
714834,187 |
|||||
— годовой |
8578010,24 |
|||||
Всего ФЗП |
12867015,4 |
|||||
(с учетом районного коэффициента К 3 ) |
||||||
Служба Ш (автоматики сигнализации и связи) |
||||||
Ст. электромеханик |
10 |
3 |
7670,56 |
23011,68 |
||
Электромеханик |
9 |
6 |
6746,88 |
40481,28 |
||
8 |
8 |
6003,92 |
48031,36 |
|||
Электромонтер |
6 |
4678,64 |
0 |
|||
5 |
11 |
4136,48 |
45501,28 |
|||
Итого тарифная заработная плата |
157025,6 |
|||||
Премии и доплаты (К 1i ) |
18529,0208 |
|||||
Итого основная заработная плата |
175554,621 |
|||||
Дополнительная заработная плата К 2i ) |
3511,09242 |
|||||
Итого ФЗП: |
||||||
— месячный |
179065,713 |
|||||
— годовой |
2148788,56 |
|||||
Всего ФЗП |
3223182,84 |
|||||
(с учетом районного коэффициента К 3 ) |
||||||
Численность и ФЗП по всем хозяйствам |
221 |
28149738,7 |
||||
АБ с ЭЦ. Таблица 6
Должность |
Класс станции |
Разряд |
Численность |
Мест. тар. ст. |
ФЗП мес. |
|
Служба Т (локомотивная) |
||||||
Машинист |
10 |
23 |
7670,56 |
176422,88 |
||
Помощник машиниста |
8 |
23 |
6003,92 |
138090,16 |
||
Итого тарифная заработная плата |
314513,04 |
|||||
Премии и доплаты (К 1i ) |
39628,64 |
|||||
Итого основная заработная плата |
354141,68 |
|||||
Дополнительная заработная плата (К 2i ) |
12749,10 |
|||||
Итого ФЗП: |
||||||
— месячный |
366890,78 |
|||||
— годовой |
4402689,4 |
|||||
Всего ФЗП (с учетом районного коэффициента К 3 ) |
6604034,11 |
|||||
Службы Д и П (движения, пути) |
||||||
Начальник станции |
III |
11 |
2 |
8634,4 |
17268,8 |
|
IV |
10 |
5 |
7670,56 |
38352,8 |
||
V |
9 |
10 |
6746,88 |
67468,8 |
||
Дежурный по станции |
III |
10 |
8 |
7670,56 |
61364,48 |
|
IV |
9 |
20 |
6746,88 |
134937,6 |
||
V |
8 |
30 |
6003,92 |
180117,6 |
||
Монтер пути |
5 |
34 |
4136,48 |
140640,32 |
||
Итого тарифная заработная плата |
640150,4 |
|||||
Премии и доплаты (К 1i ) |
62734,7392 |
|||||
Итого основная заработная плата |
702885,139 |
|||||
Дополнительная заработная плата (К 2i ) |
11949,0474 |
|||||
Итого ФЗП: |
||||||
— месячный |
714834,187 |
|||||
— годовой |
8578010,24 |
|||||
Всего ФЗП (с учетом районного коэффициента К 3 ) |
12867015,4 |
|||||
Служба Ш (автоматики сигнализации и связи) |
||||||
Ст. электромеханик |
10 |
3 |
7670,56 |
23011,68 |
||
Электромеханик |
9 |
8 |
6746,88 |
53975,04 |
||
8 |
8 |
6003,92 |
48031,36 |
|||
Электромонтер |
6 |
4 |
4678,64 |
18714,56 |
||
5 |
7 |
4136,48 |
28955,36 |
|||
Итого тарифная заработная плата |
172688 |
|||||
Премии и доплаты (К 1i ) |
20377,184 |
|||||
Итого основная заработная плата |
193065,184 |
|||||
Дополнительная заработная плата К 2i ) |
3861,30368 |
|||||
Итого ФЗП: |
||||||
— месячный |
196926,488 |
|||||
— годовой |
2363117,85 |
|||||
Всего ФЗП (с учетом районного коэффициента К 3 ) |
3544676,78 |
|||||
Численность и ФЗП по всем хозяйствам |
185 |
23015726,2 |
||||
ДЦ Таблица 7
Должность |
Класс станции |
Разряд |
Численность |
Мест. тар. ст. |
ФЗП мес. |
|
Служба Т (локомотивная) |
||||||
Машинист |
10 |
19 |
7670,56 |
145740,64 |
||
Помощник машиниста |
8 |
19 |
6003,92 |
114074,48 |
||
Итого тарифная заработная плата |
259815,12 |
|||||
Премии и доплаты (К 1i ) |
32736,71 |
|||||
Итого основная заработная плата |
292551,83 |
|||||
Дополнительная заработная плата (К 2i ) |
10531,87 |
|||||
Итого ФЗП: |
||||||
— месячный |
303083,69 |
|||||
— годовой |
3637004,29 |
|||||
Всего ФЗП |
5455506,43 |
|||||
(с учетом районного коэффициента К 3 ) |
||||||
Службы Д и П (движения, пути) |
||||||
Начальник станции |
III |
11 |
2 |
8634,4 |
17268,8 |
|
IV |
10 |
5 |
7670,56 |
38352,8 |
||
V |
9 |
10 |
6746,88 |
67468,8 |
||
Дежурный по станции |
III |
10 |
0 |
7670,56 |
0 |
|
IV |
9 |
0 |
6746,88 |
0 |
||
V |
8 |
0 |
6003,92 |
0 |
||
Монтер пути |
5 |
0 |
4136,48 |
0 |
||
Итого тарифная заработная плата |
123090,4 |
|||||
Премии и доплаты (К 1i ) |
12062,8592 |
|||||
Итого основная заработная плата |
135153,259 |
|||||
Дополнительная заработная плата (К 2i ) |
2297,60541 |
|||||
Итого ФЗП: |
||||||
— месячный |
137450,865 |
|||||
— годовой |
1649410,38 |
|||||
Всего ФЗП |
2474115,56 |
|||||
(с учетом районного коэффициента К 3 ) |
||||||
Служба Ш (автоматики сигнализации и связи) |
||||||
Ст. электромеханик |
10 |
2 |
7670,56 |
15341,12 |
||
Электромеханик |
9 |
8 |
6746,88 |
53975,04 |
||
8 |
0 |
6003,92 |
0 |
|||
Электромонтер |
6 |
4 |
4678,64 |
18714,56 |
||
5 |
0 |
4136,48 |
0 |
|||
Итого тарифная заработная плата |
88030,72 |
|||||
Премии и доплаты (К 1i ) |
10387,625 |
|||||
Итого основная заработная плата |
98418,345 |
|||||
Дополнительная заработная плата К 2i ) |
1968,3669 |
|||||
Итого ФЗП: |
||||||
— месячный |
100386,712 |
|||||
— годовой |
1204640,54 |
|||||
Всего ФЗП |
1806960,81 |
|||||
(с учетом районного коэффициента К 3 ) |
||||||
Численность и ФЗП по всем хозяйствам |
69 |
9736582,81 |
||||
5. Расчет отчислений на социальные нужды
Расчет отчислении на социальное страхование берется в размере 35,8% от годового фонда оплаты труда.
ПАБ с ЭЦ
Э с =0,358(2,4926•107 +0,3223•107 )
10,0776•10 6
АБ с ЭЦ
Э с =0,358(1,9471•107 +0,3544•107 )
8,2396•10 6
ДЦ
Э с =0,358(7,9296•106 +1,8069•106 )
3,4856•10 6
6. Расчет материальных затрат
Материальные затраты складываются из расходов на материалы и запасные части, расходов на электроэнергию и прочих материальных затрат.
Расходы на материалы и запасные части в курсовой работе принимаются в размере 1,5 % от стоимости вводимых устройств СЦБ.
Расходы на электроэнергию определяются по формуле:
где Ц э/э — цена 1 кВт*ч силовой электроэнергии; Цэ/э =0,32
1,2 — коэффициент, учитывающий потери электроэнергии в сети;
Ксп — средний коэффициент спроса, К сп =0,3;
Р уст — суммарная установленная мощность оборудования, Руст = 200 кВт;
F об — годовой фонд рабочего времени оборудования в одну смену; Fоб =3
М см — число смен работы оборудования; Мсм =3
К 3 — коэффициент загрузки оборудования, К3 =0,7.
Прочие материальные расходы Э од (по обновлению технической документации, командировочные, оплату различных услуг и др.) принимаются в размере 3 % от расходов на заработную плату работников хозяйства сигнализации и связи.
ПАБ с ЭЦ
7,515•10 6
9.6962•10 4
96,695•10 3
7,7086•10 6
АБ с ЭЦ
5,4•10 6
9.6962•10 4
106,34•10 3
5,60330•10 6
ДЦ
3,045•10 6
9.6962•10 4
54,209•10 3
3,1961•10 6
7. Расчет амортизационных отчислений
Расходы на амортизационные отчисления рассчитываются как произведение стоимости вводимых устройств СЦБ на установленную норму амортизации n ам :
Нормы амортизационных отчислений для устройств СЦБ приведены в табл. 8.
Устройства СЦБ |
Нормы амортизационных отчислений от стоимости устройств, % |
|
Полуавтоматическая блокировка |
4,0 |
|
Автоблокировка |
5,0 |
|
Диспетчерская централизация |
5,0 |
|
Электрическая централизация |
5,0 |
|
ПАБ с ЭЦ
20,04•10 6
АБ с ЭЦ
25,05•10 6
ДЦ
25,05•10 6
8. Расчет расходов, связанных с простоем поездов на промежуточных станциях
Эксплуатационные расходы Э Nt определяются как произведение поездо-часов простоя на укрупненную расходную ставку:
где E Nt — укрупненная расходная ставка на 1 поездо-ч, которая рассчитывается по схеме, приведенной в табл. 9;
Измеритель |
Ед. расходные ставки на изм-ль, руб |
Затраты изм-ля на 1 п-час |
Расходы на 1 п-час |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Вагоно-часы |
2,1804 |
60 |
130,824 |
|
Локомотиво-часы |
92,2296 |
1 |
92,229 |
|
Локомотиво-км усл. Пробега |
32,0422 |
1 |
32,042 |
|
Киловатт-часы эл-энерг |
0,186 |
125 |
23,25 |
|
ИТОГО |
278,345 |
|||
2,3446•10 7
1,2692•10 7
1,0744•10 7
9. Расчет расходов, связанных с остановками поездов на промежуточных станциях
Более совершенные устройства СЦБ снижают количество остановок. Следовательно, кроме экономии эксплуатационных расходов, необходимо учесть снижение расходов на электроэнергию или топливо, на ремонт подвижного состава и пути, связанных с уменьшением числа разгонов и замедлений.
Количество остановок пары грузовых поездов на участке определим по формуле:
Тогда эксплуатационные расходы, связанные с разгоном и замедлением, опред елятся:
ПАБ с ЭЦ
25,2676•10 3
АБ с ЭЦ
23,9936•10 3
ДЦ
20,4781•10 3
10. Расчет прочих расходов
Прочие расходы в курсовом проекте принимаются равными 10 % от фонда оплаты труда:
ПАБ с ЭЦ
2,8149•10 6
АБ с ЭЦ
2,3015•10 6
ДЦ
0,9736•10 6
Результаты расчета эксплуатационных расходов сведем в таблицу 10
Показатель |
Эксплуатационные расходы, тыс. руб. |
|||
ПАБиЭЦ |
АБиЭЦ |
ДЦ |
||
Фонд оплаты труда работников всех хозяйств (Э дтп , Эш ) |
28149,738 |
23015,73 |
9736,582 |
|
Отчисления на социальные нужды, Э с |
10077,606 |
8239,63 |
3485,697 |
|
Материальные затраты, Э м |
7708,657 |
5603,301 |
3196,17 |
|
Амортизационные отчисления, Э ам |
20040 |
25050 |
25050 |
|
Расходы, связанные с простоем поездов, Э Nt |
23436,716 |
12692,57 |
10744,15 |
|
Расходы, связанные с остановками поездов, Э ост |
25,267 |
23,993 |
20,478 |
|
Прочие расходы, Э пр |
2814,9738 |
2301,573 |
973,6582 |
|
Итого: |
92252,958 |
76926,79 |
53206,73 |
|
11. Выводы по результатам расчетов
Проведем расчет сравнительной экономической эффективности.
«приведенные затраты».
Где Э пр — приведенные затраты;
Э i — эксплуатационные расходы i-го варианта;
Е н =0,125;
К i — капитальные вложения i-го варианта.
ПАБ с ЭЦ
Э пр =92252,958+0,125•501=154,8780 млн. руб.
АБ с ЭЦ
Э пр =76926,79+0,125•360=121,9268 млн. руб.
ДЦ
MIN
Таким образом можно сделать вывод, что экономически выгодным является использование системы ДЦ.