Налог на добавленную стоимость его содержание и регулирующая роль

Курсовая работа

В настоящее время НДС — один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати.

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.

В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:

  • ознакомление с историей развития НДС в мире и в России;
  • исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов.

    1.1.

История возникновения и развития НДС в мире и в России.

Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом. Большинство из ныне действующих налогов были введены в практику в XIX веке. Некоторые налоги, такие как акцизы, земельный налог, известны еще с древних времен. НДС стал применяться лишь в XX веке. Конкретная же схема обложения НДС была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.

НДС относится к группе косвенных налогов. Необходимо отметить, что для них характерна в основном фискальная функция. Их появление обычно связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Исторически первой формой косвенных налогов выступали акцизы, которые взимались с отдельных видов товаров. В противоположность им НДС представляет собой универсальный акциз, так как обложению им подлежат все товары.

7 стр., 3129 слов

НАЛОГИ: ИХ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ

... по отдельным видам и группам товаров ) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются пр остотой взимания; их ... ими доходы. В период обострения кризисной ситуации в экономике лучше иметь много источников пополнения бюджета со ... экономическое вызывает необходимость взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым ...

Одной из первых форм косвенного налогообложения явился налог с продаж, сходный по характеру с НДС. Предпосылкой возникновения налога с продаж послужила острая нехватка средств в связи с огромными военными расходами в период I Мировой войны. Данный налог взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. В результате его функционирования цена реализуемого товара значительно повышалась, что вызывало огромное недовольство как покупателей, так и производителей. Прежде всего это было связано с тем, что потребители вынуждены были покупать товары по сильно завышенной цене, вытекающей из многократного обложения оборотов налогом с продаж. С другой стороны производители несли значительные убытки вследствие снижения спроса на свою продукцию. Это явилось предпосылкой к тому, что после I Мировой войны непопулярный налог был упразднен, но ненадолго. Государственный бюджет, сильно обремененный возросшими расходами в период II Мировой войны, требовал дополнительных источников пополнения доходов. Налог с продаж, отвечавший фискальным требованиям, был введен вновь. Необходимо отметить, что произошло некоторое совершенствование механизма обложения данным налогом.

Во-первых, он начал взиматься однократно и, как правило, на стадии розничной торговли, тем самым не сильно замедляя оборот капитала. Во-вторых, поступление средств в казну также происходило более быстрыми темпами, так как возросла оборачиваемость средств. В то же время при таком положении вещей государство терпело некоторые убытки в результате потери части доходов из-за невозможности осуществлять полный контроль за всеми стадиями производства и обращения товара. При многократном обложении объекта фискальные органы имели возможность получать оперативную информацию о движении капитала при подаче налоговых деклараций. При однократном обложении только последней стадии обращения — розничной торговли — такая возможность терялась. Вышеперечисленные факторы послужили основными причинами к возникновению налога на добавленную стоимость, который давал возможность государству контролировать весь процесс производства и обращения товаров (в том числе оптовую и розничную торговлю).

Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 году вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 года. В том же 1967 году налог на добавленную стоимость начал функционировать в Дании, в 1968 — в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 года окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 году десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран-членов ЕЭС.

В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж.

Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики. Необходимо отметить, что прочному внедрению его в практику налогообложения в немалой степени способствовали следующие факторы.

Во-первых, недостатки, имеющиеся у прямых налогов. К их числу можно отнести чрезмерную тяжесть налогообложения, широкие масштабы уклонения плательщиков от их уплаты.

Во-вторых, постоянный дефицит бюджета, и как следствие постоянная потребность в увеличении доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения эффективности налогообложения.

В-третьих, потребность в усовершенствовании существующих налоговых систем и приведении их в соответствие с современным уровнем экономического развития.

В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.).

При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Так же, как и по многим налогам, предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего это освобождение направлено на поощрение мелкого бизнеса, который, не располагая, как правило, квалифицированным бухгалтерским аппаратом, испытывает определенные трудности при исчислении налогооблагаемой базы. Кроме того, государство, освобождая от обложения мелкие предприятия, сокращает тем самым свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков.

В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости: пониженные ставки (2 — 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам; стандартные (основные) ставки (12 — 23%) — к промышленным и другим товарам и услугам; и, наконец, повышенные ставки (свыше 25%) — к предметам роскоши. Конкретные размеры ставок по некоторым развитым странам мира приведены в таблице №1.

Шкала ставок НДС по различным странам .

Страна Испания Германия Великобритания Греция Франция Россия Финляндия Дания
Ставка НДС 12% 14% 15% 16% 18,60% 18% 22% 24,50%

Анализируя данные таблицы, нетрудно сделать вывод, что в основном ставки, применяемые в зарубежных странах, установлены на уровне 12 — 18%, соответствующие ставки, действующей в Российской Федерации. В то же время в Дании и Финляндии размер ставки налога на добавленную стоимость превышает общеевропейский и составляет 22 — 24%.

Необходимо отметить, что количество применяемых ставок налога различно в разных странах: в Великобритании и Германии — две, во Франции — три, в Италии — четыре. В Великобритании, Ирландии и Португалии используется также нулевая ставка. Товары, облагаемые по данной ставке, отличаются от товаров, освобожденных от налога, тем, что владелец товаров в первом случае не только не платит налог при их реализации, но ему в добавок возмещаются суммы НДС, уплаченные поставщикам.

Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало почву для появления его в России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года. Оба предшественника НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.

В связи с возросшей инфляцией налог с оборота утратил свою жизнеспособность и вместе с налогом с продаж был заменен налогом на добавленную стоимость. Новый налог выгодно отличался от ранее действовавших. Он был более эффективен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Можно было ожидать, что с расширением налоговой базы и ставок поступления будут расти. Также необходимо отметить, что НДС является менее обременительным для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь товарооборот, а лишь прирост стоимости, и тяжесть налога может быть распределена по всей цепи товарооборота. Это являлось немаловажным фактором в достижении равенства всех участников рынка. Следует также обратить внимание на такой факт, что налог на добавленную стоимость являлся более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

Первоначально ставка НДС была установлена на уровне 28%. Спустя год она была снижена до 20%, и была введена льготная ставка в размере 10% для продуктов питания и детских товаров по перечню. На данный момент ставки НДС это 18%, 10% и 0%.

Можно отметить, что объективная необходимость введения НДС в Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;

3. присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

1.2 Экономическое содержание НДС, его место и роль в налоговой системе РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Основным законодательным актом, регулирующим обложение налогом на добавленную стоимость, является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в особенности ее 21 глава.

Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он — довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.

В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой — добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС :

1) R * ( V + M ),

где R — ставка НДС;

  • V — величина заработной платы;
  • M — величина получаемой прибыли;

2) R * V + R * M;

3) R * ( O — I ),

4) R * O — R * I.

где O — выручка от реализации товаров, работ, услуг;

  • I — произведенные затраты при производстве продукции;

— Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно — ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.

С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Тенденции развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации

Регулирующее влияние на экономику можно выразить через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу. Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Охарактеризовав теоретические основы обложения НДС, перейдем к рассмотрению действующей практики его исчисления и взимания в РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен гл. 21 Налогового кодекса.Закону РФ «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) , инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями)

2.1 Плательщики НДС

Налог на добавленную стоимость относится к косвенным налогам, которые занимают одно из основных мест в отечественной налоговой системе, К ним относятся также акцизы и таможенные платежи.

В соответствии со ст. 143 гл. 21 НК РФ плательщиками НДС признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу РФ.).

НДС по экономическому содержанию представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он имеет универсальный характер, поскольку взимается практически со всех товаров, работ, услуг в течение всего кругооборота товаров от предприятия до магазина. Причем каждый промежуточный участник этого процесса является плательщиком данного налога.

НДС это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают лишь в качестве сборщиков данного налога, т.к. он устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем.

Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технологической цепочки производства и обращения товара налог равен разнице между налогом взимаемым при продаже и при покупке.

Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей, и его величина изменяется пропорционально росту величины объекта обложения, а ставки при этом остаются неизменными. Применение той или иной ставки зависит от того, что является объектом налогообложения.

В России в объект налогообложения включены суммы, не имеющие отношения к добавленной стоимости: суммы штрафов, акцизные надбавки и др. Из этого следует, что название налога и механизм его исчисления противоречат его экономическому определению. Налог на добавленную стоимость в РФ ориентирован на повсеместный и всеобъемлющий охват результатов товарообменных операций, чем объясняется его чрезвычайно высокое фискальное значение. В 2004 г. в федеральный бюджет поступило 1069,7 млрд. руб., что равнозначно 39,5% от всех налоговых поступлений. Он продолжает удерживать первое место в налоговых доходах федерального бюджета. Средства, поступающие от НДС, позволяют решать задачи самого различного уровня.

Таким образом, являясь по существу налогом на потребление, НДС обеспечивает регулярное поступление финансовых средств в казну государства и позволяет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта.

законодательством объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции (ст. 146 НК РФ):

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары и результаты выполненных работ и оказанных услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, В частности, организации, в состав которых входят подсобные хозяйства;
  • объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы и т.п., то объектом налогообложения в данном случае является передача им товаров и выполнение (оказание) указанными организациями работ (услуг), расходы по приобретению (выполнению) которых не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Объектами налогообложения являются передача товаров и выполнение работ (оказание услуг), не связанных с производством продукции.

Необходимо отметить то, что объектом налогообложения по НДС является только та реализация товаров (работ, услуг), которая происходит па территории РФ.

Местом реализации товаров (работ, услуг) признается территория РФ при условии:

  • товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

работы (услуги) связанны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ;

  • работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;
  • покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ;
  • деятельность организации, которая выполняет работы (оказывает услуги), осуществляется на территории РФ (государственная регистрация, место управления организации, адрес и т.п.).

Выполнение отдельных операций организациями не признается налоговым законодательством реализацией товаров (работ, услуг).

В частности, не являются объектом налогообложения:

  • осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  • передача имущества правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации предприятия;
  • передача имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Если такая организация осуществит реализацию указанного имущества сторонним юридическим или физическим лицам, то налог исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке;

— передача имущества в инвестиционных целях (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).

  • Вклады имуществом в уставный (складочный) капитал хозяйствующих обществ и товариществ, а также вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) не облагаются налогом. Имущество, созданное или приобретенное в ходе совместной деятельности, и полученные результаты учитываются на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества между его участниками;
  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и муниципальных образований (или по решению указанных органов, специализированным организациям, использующих их по назначению);
  • операции по реализации земельных участков.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется организациями в зависимости от особенностей реализации приобретенных ими на стороне товаров и оказанных услуг (работ).

При реализации товаров (работ, услуг) налогооблагаемая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов, но за вычетом НДС.

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе и при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов, но без НДС.

При реализации имущества, в стоимость которого входит НДС, налоговая база представляет собой разницу между стоимостью реализованного имущества (по рыночным ценам) с учетом НДС, акцизов и остаточной стоимостью имущества (с учетом переоценки).

При реализации предприятия в целом как имущественного комплекса налоговая база определяется отдельно по каждому из видов активов организации. Формирование налоговой базы будет различно для случаев, когда организация продана на аукционе ниже или выше балансовой стоимости реализованного имущества. Для целей налогообложения применяются поправочные коэффициенты.

При передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения, датой определения налоговой базы считается день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

После определения налоговой базы, исчисленной с учетом различных особенностей финансово-хозяйственных операций и объектов налогообложения, организация исчисляет сумму НДС, предъявляемую покупателю товаров (работ, услуг).

При реализации товаров (работ, услуг) выставляются счета-фактуры. Счет-фактуру оформляют в двух экземплярах: первый экземпляр передают покупателю (заказчику), второй остается в бухгалтерии налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее 5ти дней с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Выписанные счета-фактуры регистрируются в книге продаж, а счета-фактуры, полученные от поставщиков, в книге покупок.

В расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма налога должна быть выделена отдельной строкой. Это является одним из обязательных условий для принятия НДС по ним к вычету или возмещению.

Пунктом 4 ст. 169 части второй НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры не составляются банками по банковским операциям, не подлежащим налогообложению, а также по операциям, связанным с реализацией ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг).

Если организация выступает в роли налогового агента, то счет-фактура составляется на полную сумму выручки, подлежащей перечислению иностранному лицу (на полную сумму арендной платы) с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка «Уплата за иностранное лицо» или «Аренда государственного (муниципального) имущества».

Сумма налога рассчитывается по итогам каждого налогового периода месяц или квартал. Она исчисляется по всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, совершаемым в налоговом периоде.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате суммирования сумм налога, исчисленных по различным ставкам.

Суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, учитываются следую

щим образом:

  • включаются в стоимость товаров (работ, услуг), используемым для выполнения операций, не облагаемых НДС;
  • принимаются к вычету по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в определенной пропорции.

Налог, подлежащий вычету, определяется пропорционально удельному весу стоимости реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в общей стоимости товаров (работ, услуг), реализованных за налоговый период. Налог, который должен быть включен в стоимость товаров (работ, услуг), определяется пропорционально удельному весу стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, в общей стоимости товаров (работ, услуг), реализованных за налоговый период.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам,w услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, используемым для выполнения как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций. При его отсутствии сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.

В тех случаях, когда у налогоплательщика доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение товаров (работ, услуг), то он имеет право не распределять НДС. В этом случае все суммы налога, предъявленные продавцами указанных товаров (работ, услуг) в таком налоговом периоде, подлежат вычету.

Если в течение трех календарных месяцев сумма не была зачтена, то она подлежит возврату налогоплательщику по его просьбе в течение двух недель с момента подачи заявления.

В первом случае, т.е. организация продана ниже стоимости, поправочный коэффициент рассчитывается как отношение цены реализации предприятия к балансовой стоимости реализуемого имущества.

Во втором случае поправочный коэффициент рассчитывается как отношение цены реализации предприятия к балансовой стоимости реализуемого имущества. При этом цена реализации предприятия и балансовая стоимость реализуемого имущества уменьшаются на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке).

В этом случае поправочный коэффициент к сумме дебиторской задолженности и стоимости ценных бумаг не применяется,

Продавец организации должен составить счетфактуру с выделением в нем всех видов активов и общую сумму с НДС, по которой продан имущественный комплекс. Исчисление НДС производится по расчетной ставке.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (хозяйственным способом), налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя га всех фактических расходов организации на их выполнение. Из этого следует, что налоговой базой при выполнении строительно-монтажных работ собственными силами является стоимость фактически произведенных расходов на эти работы, т.е. стоимость сырья, материалов, расходы на оплату труда и т. п. В соответствии с НК РФ налог следует исчислять по ставке 18%.

Определение налоговой базы налоговыми агентами. Исполнение обязанности по исчислению налоговой базы у налоговых агентов возникает в том случае, когда они приобретают на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. В данном случае налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные НК РФ.

Следует отметить тот факт, что налоговая база при реализации (выполнении, передаче) товаров (работ, услуг) увеличивается па суммы:

  • полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
  • полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования ЦБ РФ;

— на суммы полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения.

При исчислении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика:

  • связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг);
  • полученных в денежной и (или) натуральной формах;
  • оплата ценными бумагами.

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя дата:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

    При выполнении строительном-онтажных работ для собственного потребления датой определения налоговой

Следует отметить, что не все доходы, полученные организациями, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В частности, не принимаются в расчет следующие доходы:

  • суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков;
  • в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов в уставный капитал организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью);
  • в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты работ и услуг, налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;
  • в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;
  • в виде имущества, имущественных прав и (или) неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в пределах вклада участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  • в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
  • в виде сумм процентов, полученных за излишне уплаченные или взысканные суммы налогов и пеней;
  • в виде сумм гарантийных взносов в специальные фонды, создаваемые в соответствии с законодательством РФ, предназначенные для снижения рисков неисполнения обязательств по сделкам, получаемых при осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг;
  • в виде положительной разницы, образовавшейся в результате переоценки драгоценных камней при изменении в установленном порядке прейскурантов расчетных цен на драгоценные камни;
  • в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного капитала организации в соответствии с требованиями законодательства РФ;
  • в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства РФ;
  • в виде положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по рыночной стоимости.

Не все расходы, которые осуществлены организацией, учитываются в целях налогообложения и этот перечень открыт, т.е. в него могут быть включены другие виды затрат. В частности, не учитываются следующие расходы:

  • суммы начисленных дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;
  • пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет (в государственные внебюджетные фонды);
  • взносы в уставный (складочный) капитал, вклады в простое товарищество;
  • затраты по приобретению и созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществляемых в случае достройки, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением капитальных вложений в размере 10% от первоначальной стоимости основных средств, которые могут быть включены в состав расходов отчетного (налогового) периода;
  • затраты, превышающие лимиты, установленные НК РФ и другими нормативными документами для отдельных видов расходов, например: представительские расходы, расходы на рекламу, командировочные расходы (суточные и наем жилого помещения);
  • компенсация за использование в служебных целях личных легковых автомобилей и

мотоциклов; расходы на добровольное страхование, не удовлетворяющие условиям, указанные в ст.255 и 263 НК РФ; убытки но объектам обслуживающих производств и хозяйств, включая объекты ЖК и СКС в части, превышающей предельный размер;

  • в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных в порядке предварительной оплаты;
  • в виде сумм добровольных взносов участников союзов и т.п. на их содержание;
  • в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка, залога;
  • в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям:
  • в виде сумм налогов, предъявленных организацией покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав),
  • в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, если такие налоги ранее были включены в состав расходов, при списании кредиторской задолженности по этим налогам;
  • дополнительные виды выплат работникам, не предусмотренные ст.255 НК РФ или трудовыми и коллективными договорами;
  • отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости;
  • другие затраты, целесообразность которых не была документально подтверждена и экономически оправдана.

Заключение

Данная работа посвящена исследованию НДС — одного из наиболее сложных в исчислении налогов. Он имеет огромное регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования. Значение НДС для отечественной экономики сложно переоценить.

В результате рассмотрения и анализа действующей практики исчисления и взимания НДС в Российской Федерации можно сделать следующие выводы.

1. НДС является сравнительно молодым налогом. Он был разработан экономистом М. Лоре в середине ХХ века и впервые веден во Франции в 1958 году. Исторически НДС предшествовал сходный с ним по характеру налог с оборота, который взимался многократно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Впоследствии налог с оборота уступил место налогу на добавленную стоимость, как более приспособленному к рыночным условиям хозяйствования. Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, согласно которому страны его подписавшие должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки.

НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Согласно Закону «О НДС» налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы.

Огромное регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

Налог, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Опираясь на опыт, можно сказать, что это вряд ли было возможно, так как послужить их решению может только масштабный комплекс мер. Но в целом налог имеет позитивное значение и тенденции его развития в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним и дальше сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.

1. Налоговый Кодекс РФ

2. Письмо Минфина России от 19.010№ 03.−07−09/10

3. www.minfin.ru/ru/

4. www.nalog.ru

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

6. Закон от 27-12-98г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ”

7. Закон от 06-12-91г“О налоге на добавленную стоимость”

8. Брызгалин и др. Профессиональный комментарий к НДС. //М.: «Аналитика-Пресс»,

9. НДС: словарь-справочник по налогообложению, (под ред. Черновалова Е.А.) //М.: «Филинъ»,

10. Цыгичко А. Оптимизация НДС. //Экономист, №9;

11. НДС: сборник нормативных актов (сост. Пансков В.Г.) //М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2006г.;

12. Никонов А. НДС во внешнеэкономической деятельности. //Налоги, 2009,№4;

13. Письмо Минфина России от 01.10.2009 № 02-09-01/4670

14. Письмо Министерства финансов РФ от 01.04.2010 № 03-03-06/1/205. 16.04.2010

15. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. М., “Дашков и Ко, 2001 г.

16. Борисов А.Б. Большой экономический словарь- М.: Книжный. Мир 2001

Кочетов С. Российскому НДС — пять лет. //Коммерсантъ — daily, №16, 1977г.

Кочетов С. Российский НДС // Коммерсантъ-daily, №16,

Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. // М.: Финансы и статистика, 2006г.

Брызгалин и др. Профессиональный комментарий к НДС. // М.: «Аналитика-Пресс», 1997г.