Фискальная политика государства и ее роль в стабилизации экономики

Курсовая работа

Государство, как общественный институт обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.

Фискальная

Последователи классической теории, а также ее других вариантов, абсолютизировали процессы саморегуляции и самоорганизации рынка. Вследствие этого они выступали против вмешательства государства в экономику, полагая, что рынок в состоянии сам себя регулировать. Однако во время и после Великой депрессии 30-х годов в США и Западной Европе данная теория становилась все менее популярной.

Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена закономерность воздействия бюджетно-налоговой политики на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. Суть этой теории состоит в доказательстве отсутствия механизма, способного обеспечить саморегулирование экономики.

Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но остается множество спорных вопросов, связанных с ее реализацией и влиянием на развитие государства.

В современном обществе смешанной экономики, фискальная политика особенно актуальна и призвана восстановить нарушенное равновесие между спросом и предложением и смягчить отрицательные последствия колебаний экономических циклов.

Цель данной работы – рассмотреть сущность, виды и инструменты фискальной политики с точки зрения макроэкономики государства и изучить влияние распределения государственного бюджета на экономический рост и стабилизацию экономической ситуации. А также выявить противоречия бюджетно-налоговой политики и проблемы ее практического применения.

  1. Сущность и инструменты фискальной политики

Согласно теории Дж. М. Кейнса, соответствие совокупного спроса совокупному предложению может быть достигнуто при неполной занятости экономических ресурсов. Приближение развития экономики к условиям полной занятости ресурсов может быть достигнуто с помощью специальных мер государственного регулирования, важнейшим направлением которого является бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Фискальная политика

Основными целями

12 стр., 5654 слов

Экономика «государственного социализма»

... сроки под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны (ГКО) была проведена эвакуация заводов, фабрик на восток и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы. Через неделю ... тыс. т никеля, 8,9 млн. т угля. В годы войны усилилась репрессивная политика по отношению к отдельным национальностям (немцам Поволжья, балкарцам, карачаевцам, калмыкам, крымским татарам ...

Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.

государственный бюджет

мультипликативный эффект

Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос и на совокупное предложение.

Расходы госбюджета –

Важнейшее значение в макроэкономической политике государства имеет постатейное распределение бюджетных средств. Структура расходов федерального бюджета на 2011 год и плановые расходы на 2012-2014 года представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура расходов государственного бюджета на 2011-2014 года.

Данные Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru)

*млрд. руб.

2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
Проект % к пред. году Проект % к пред. году Проект % к пред. году
ВСЕГО 11 027,1 12 656,4 114,8 13 430,6 108,5 14 582,9 106,2
Условно утвержденные 343,3 833,6
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 11 027,1 12 656,4 114,8 13 387,4 105,8 13 749,4 102,7
В том числе:
Общегосударственные вопросы 844,6 832,9 98,6 831,0 99,8 814,2 98,0
Национальная оборона 1 537,4 1 853,3 120,5 2 329,4 125,7 2 737,4 117,5
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 242,1 1 822,0 147,4 1 981,3 108,8 2 072,5 104,7
Национальная экономика 1 784,9 1 797,2 100,7 1 720,5 95,7 1 653,0 96,1
Жилищно-коммунальное хозяйство 234,1 136,0 58,1 104,3 76,7 73,8 70,8
Охрана окружающей среды 17,6 21,7 123,3 22,6 104,2 23,6 104,7
Образование 560,0 603,5 107,8 558,9 92,6 499,5 89,4
Культура, кинематография 88,0 86,2 98,0 84,6 98,1 82,7 97,8
Здравоохранение 503,7 551,1 109,4 503,3 91,3 461,8 91,8
Социальная политика 3 135,3 3 895,9 124,3 4 155,3 106,7 4 163,6 100,2
Физическая культура и спорт 44,0 40,8 92,8 40,3 98,7 27,7 68,8
Средства массовой информации 61,3 73,5 120,0 70,6 96,0 65,5 92,8
Обслуживание государственного и муниципального долга 350,7 388,4 110,8 482,3 124,2 579,2 120,1
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской федерации и муниципальных образований 623,4 553,9 88,9 503,0 90,8 494,7 98,3

государственные закупки товаров и услуг

AD = C + I + G + Xn

Государственные закупки

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до приобретения сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Их главный отличительный признак заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Мультипликатор государственных расходов

m g = = =

Где ∆Y – прирост выпуска

∆G – прирост государственных расходов

mpc – предельная склонность к потреблению (отношение прироста потребления

mps – предельная склонность к сбережению (отношение прироста сбережений

Величины mps и mpc для каждой страны достаточно стабильны, поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста (Рис.1 ).

Если государственные расходы увеличиваются на ∆G , то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ∆ Y, определяемую из уравнения:

∆Y = ∆G x

Мультипликатор действует в обе стороны: при росте государственных закупок товаров и услуг совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.

Трансфертные платежи

Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями кормильцев и инвалидам, выплаты процентов по государственному долгу.

Трансфертные платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги». Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос — через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.

Рост трансфертов увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.