Государство, как общественный институт обязано решать огромный комплекс, стоящих перед ним задач. Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.
Фискальная
Последователи классической теории, а также ее других вариантов, абсолютизировали процессы саморегуляции и самоорганизации рынка. Вследствие этого они выступали против вмешательства государства в экономику, полагая, что рынок в состоянии сам себя регулировать. Однако во время и после Великой депрессии 30-х годов в США и Западной Европе данная теория становилась все менее популярной.
Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена закономерность воздействия бюджетно-налоговой политики на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен. Суть этой теории состоит в доказательстве отсутствия механизма, способного обеспечить саморегулирование экономики.
Теоретическая база фискальной политики достаточно хорошо разработана. Но остается множество спорных вопросов, связанных с ее реализацией и влиянием на развитие государства.
В современном обществе смешанной экономики, фискальная политика особенно актуальна и призвана восстановить нарушенное равновесие между спросом и предложением и смягчить отрицательные последствия колебаний экономических циклов.
Цель данной работы – рассмотреть сущность, виды и инструменты фискальной политики с точки зрения макроэкономики государства и изучить влияние распределения государственного бюджета на экономический рост и стабилизацию экономической ситуации. А также выявить противоречия бюджетно-налоговой политики и проблемы ее практического применения.
- Сущность и инструменты фискальной политики
Согласно теории Дж. М. Кейнса, соответствие совокупного спроса совокупному предложению может быть достигнуто при неполной занятости экономических ресурсов. Приближение развития экономики к условиям полной занятости ресурсов может быть достигнуто с помощью специальных мер государственного регулирования, важнейшим направлением которого является бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Фискальная политика
Основными целями
Экономика «государственного социализма»
... сроки под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны (ГКО) была проведена эвакуация заводов, фабрик на восток и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы. Через неделю ... тыс. т никеля, 8,9 млн. т угля. В годы войны усилилась репрессивная политика по отношению к отдельным национальностям (немцам Поволжья, балкарцам, карачаевцам, калмыкам, крымским татарам ...
Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня социальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и улучшению международного положения страны.
государственный бюджет
мультипликативный эффект
Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос и на совокупное предложение.
Расходы госбюджета –
Важнейшее значение в макроэкономической политике государства имеет постатейное распределение бюджетных средств. Структура расходов федерального бюджета на 2011 год и плановые расходы на 2012-2014 года представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура расходов государственного бюджета на 2011-2014 года.
Данные Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) | |||||||
*млрд. руб. |
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
Проект | % к пред. году | Проект | % к пред. году | Проект | % к пред. году | ||
ВСЕГО | 11 027,1 | 12 656,4 | 114,8 | 13 430,6 | 108,5 | 14 582,9 | 106,2 |
Условно утвержденные | 343,3 | 833,6 | |||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) | 11 027,1 | 12 656,4 | 114,8 | 13 387,4 | 105,8 | 13 749,4 | 102,7 |
В том числе: | |||||||
Общегосударственные вопросы | 844,6 | 832,9 | 98,6 | 831,0 | 99,8 | 814,2 | 98,0 |
Национальная оборона | 1 537,4 | 1 853,3 | 120,5 | 2 329,4 | 125,7 | 2 737,4 | 117,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 242,1 | 1 822,0 | 147,4 | 1 981,3 | 108,8 | 2 072,5 | 104,7 |
Национальная экономика | 1 784,9 | 1 797,2 | 100,7 | 1 720,5 | 95,7 | 1 653,0 | 96,1 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 234,1 | 136,0 | 58,1 | 104,3 | 76,7 | 73,8 | 70,8 |
Охрана окружающей среды | 17,6 | 21,7 | 123,3 | 22,6 | 104,2 | 23,6 | 104,7 |
Образование | 560,0 | 603,5 | 107,8 | 558,9 | 92,6 | 499,5 | 89,4 |
Культура, кинематография | 88,0 | 86,2 | 98,0 | 84,6 | 98,1 | 82,7 | 97,8 |
Здравоохранение | 503,7 | 551,1 | 109,4 | 503,3 | 91,3 | 461,8 | 91,8 |
Социальная политика | 3 135,3 | 3 895,9 | 124,3 | 4 155,3 | 106,7 | 4 163,6 | 100,2 |
Физическая культура и спорт | 44,0 | 40,8 | 92,8 | 40,3 | 98,7 | 27,7 | 68,8 |
Средства массовой информации | 61,3 | 73,5 | 120,0 | 70,6 | 96,0 | 65,5 | 92,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 350,7 | 388,4 | 110,8 | 482,3 | 124,2 | 579,2 | 120,1 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской федерации и муниципальных образований | 623,4 | 553,9 | 88,9 | 503,0 | 90,8 | 494,7 | 98,3 |
государственные закупки товаров и услуг
AD = C + I + G + Xn
Государственные закупки
Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до приобретения сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Их главный отличительный признак заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.
Мультипликатор государственных расходов
m g = = =
Где ∆Y – прирост выпуска
∆G – прирост государственных расходов
mpc – предельная склонность к потреблению (отношение прироста потребления
mps – предельная склонность к сбережению (отношение прироста сбережений
Величины mps и mpc для каждой страны достаточно стабильны, поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.
Действие этого мультипликатора отображается на графике кейнсианского креста (Рис.1 ).
Если государственные расходы увеличиваются на ∆G , то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y 1 до Y 2 на величину ∆ Y, определяемую из уравнения:
∆Y = ∆G x
Мультипликатор действует в обе стороны: при росте государственных закупок товаров и услуг совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.
Трансфертные платежи
Кроме того, трансфертные платежи представлены как выплаты по страхованию (или социальное обеспечение), по старости, выплаты работникам в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями кормильцев и инвалидам, выплаты процентов по государственному долгу.
Трансфертные платежи формируются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды социального страхования, частной благотворительности и т.д. Таким образом, с помощью трансфертных платежей осуществляется перераспределение доходов в пользу более бедных.
Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги». Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос — через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.
Рост трансфертов увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.