Формирование рыночной экономики в России

Курсовая работа

Введение

После длительного периода существования административно-командного типа системы национальной экономики в конце ХХ в. Россия начала переход к рыночной модели экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса. Существовавшая система уже не могла обеспечить экономический рост страны. В результате совершенных преобразований изменилась не только экономика России, но и политическая, государственная, социальная системы. Уникальность социально-экономической ситуации в России состояла в том, что создание современной рыночной экономики происходило в условиях безраздельного 70-летнего господства коммунистической партии, монополизма государственной собственности и директивно-планового метода хозяйствования. Рыночное реформирование в России привело к спаду общественного производства, падению жизненного уровня всего населения при резкой социальной дифференциации в доходах, разрушению социальной сферы — образования, здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения. Актуальность темы курсовой работы определяется уникальностью российской экономики, ее условиями развитиями, которые отличают ее от западных и восточных моделей развития экономики.

Объектом исследования является российская экономика. Предметом исследования является формирование рыночных отношений, их изменения и трансформация. Целью курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рыночной экономики в России, оценка результатов проведенных реформ и их последствий для страны, а также специфики дальнейшего развития экономики России. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: изучить сущности и основных характеристик понятия рыночной экономики; рассмотреть основные принципы функционирования и отличительных черт рыночной экономики; рассмотреть стратегии перехода к рыночной экономике в России; проанализировать состояние экономики на современном этапе и определить перспективы ее развития. Для решения поставленных задач в работе были использованы труды российских и зарубежных экономистов и аналитиков, таких как Е.В. Красникова, В.В. Герасименко, А.С. Булатов, Фишер С., Среди наиболее значимых работ отечественных исследователей, посвященных проблемам преобразования российской экономики, можно выделить работы Л. Абалкина, Аганбегян А.Г., Красниковой Е.Н., Кудрова В.М., Мартынов А.Н., Пороховского А., Юферевой Е.В., и др. Так же в работе были использованы программные средства Word, Excel, официальные статистические данные, справочно-правовые системы «КонсультантПлюс”, «Гарант” и др.

11 стр., 5256 слов

Роль Центрального Банка в экономике России

... Целью курсовой работы является изучение Центрального банка Российской Федерации и его роли в экономике России. В ходе работы поставлены ... развитию платежной системы была направлена ​​на повышение ее надежности и эффективности в целях обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России ...

рыночная экономика россия модель

1. Сущность рыночной экономики и ее основные характеристики, 1.1 Основные понятия рыночной экономики

Рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Исторический опыт развитых стран показал, что развитие частной инициативы и индивидуальной предприимчивости далеко продвинуло экономику и привело к эволюции собственности. Современная рыночная модель опирается на сочетание индивидуально-частной, партнёрски-частной, акционерной, государственной и смешанной форм собственности. И хотя по-прежнему наиболее распространённой является индивидуальная частная собственность, экономически господствующие позиции заняла акционерная собственность. Это обстоятельство становится решающим при формировании основ рыночной модели, где институт собственности выступает как сочетание различных форм собственности, в свою очередь являющихся базой для различных форм предпринимательских структур — от индивидуального предприятия, до партнёрств, акционерных обществ, совместных и других предприятий.

Получается, что по формам собственности и по формам предпринимательства рыночная модель имеет смешанную основу, не теряющую при этом частные корни. ХХ век расширил основу рыночной модели. Хотя в передовых странах на малый бизнес, индивидуальные предприятия приходится до 70% от числа всех предпринимательских единиц в стране, но пальму лидерства в экономике несут именно акционерные общества, на долю которых приходится львиная часть ВВП и национального дохода. Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех «правила игры» отслеживают и поддерживают особые государственные институты. Единое рыночное пространство опирается на конкурентный механизм, который пронизывает систему рынков — рынок товаров, рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок информации и других рынков. И хотя все рынки переплетены и взаимосвязаны, каждый из них имеет свои особенности функционирования. Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере — функция государства. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом.

Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависит и социальный климат в стране, и устойчивость финансовых системы, и прозрачность фондового рынка, и оптимизация открытости национальной экономики в мировом хозяйстве, и расширение значимости общественных благ — особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, — и создание правового поля на предпринимательской арене в связи с развитием интеллектуальной собственности в условиях бурной экспансии новых средств информации и коммуникации, и очень многое другое. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль сохранения самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достигнул, по своей природе не может проигнорировать свои собственные интересы и взвалить на себя интересы всего общества. В рыночной системе общественные интересы — это защита общества и каждого гражданина, это обеспечение уверенного плавания в бушующем конкурентном море мирового хозяйства «общей лодки», в которой находятся все граждане страны.

5 стр., 2456 слов

Современная российская рыночная модель. Формирование рыночной экономики в России

... экономического развития той или иной страны роль неэкономических факторов возрастает, ибо рыночная модель экономики – это не самоцель, а средство повышения благосостояния людей и укрепления демократических принципов как в обществе в целом, ...

Однако с такими обязанностями государство может справится только в том случае, если оно является частью демократичного общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля за государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем в соответствии с существующими законами. [12, c.43] Т. о, если государство является институтом демократического общества, оно может стать одним из институтов рыночной модели. Так происходит во многих передовых странах. Любая рыночная модель реализуется под воздействием как экономических, так и неэкономических
факторов. По мере возрастания сложности экономического развития той или иной страны роль неэкономических факторов возрастает, т.к. рыночная модель экономики — средство повышения благосостояния людей и укрепления демократических принципов как в обществе в целом, так и во всех звеньях человеческой деятельности. Контроль общества и социальная ответственность каждого вынуждают и бизнес, и чиновничество государственных учреждений считаться с общественными интересами, гармонизировать частные интересы и интересы страны. Важно помнить о теоретической рыночной модели, которая по различным параметрам представляется как модель «смешанной экономики».

Это относится и к сочетанию различных форм собственности и предпринимательства, и к взаимосвязи различных по сути и масштабу видов регулирования — рыночного, корпоративного, государственного, международного, — и к повышению значимости общественных интересов — экономических, культурологических, национальных и др. — в выборе стратегии и тактики развития страны, да и просто в механизме функционирования экономики. Индивидуальный, частный интерес сохраняет свою роль как источник необходимый обществу инициативы и предприимчивости. Поэтому когда речь идёт о рыночной модели экономики, в наше время имеется в виду «модель смешанной экономики», стержнем которой является именно рыночная модель, сохраняющая все атрибуты рыночного развития и функционирования, но не в условиях необузданной конкурентной стихии, а с учётом требований человеческой цивилизации ХХI века Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Свобода предпринимательства выражается в том, что каждый член общества, самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовать процесс производства товаров и услуг. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведенную продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. В свою очередь свобода выбора становится основой конкуренции. [11, c.34] Таким образом, для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий: ;

4 стр., 1631 слов

По экономике : Рыночная экономика

... понятия: спрос и предложение. Конкуренция на рынке рыночная экономика конкуренция спрос Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, ... В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: ...

  • свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности; Разнообразные виды форм частной собственности позволяют обеспечить экономическую самостоятельность и независимости хозяйствующих субъектов. Экономическая свобода даёт производителю возможность выбора видов и форм деятельности, а для потребителя возможность покупать любой товар. Рыночную экономику отличает суверенитет потребителя — потребитель решает, что должно производиться. ;
  • свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения; Ценообразование, основанное на механизме спроса и предложения обеспечивает рационально эффективный способ производства.

Цены в рыночной системе никем не устанавливаются, а являются результатом взаимодействия спроса и предложения. Тем самым рынок осуществляет саморегулирующую функцию. ;

  • конкуренция, которая является основой рынка; Конкуренция порождаемая свободой предпринимательства и свободой выбора заставляет производителей производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом. ;
  • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок; Ограниченная роль государства.

Государство лишь следит за экономической ответственность субъектов рыночных отношений — заставляет предприятия отвечать по обязательствам принадлежащим им имуществом. ;

  • устойчивые денежная и финансовая системы; ;
  • стабильная политическая обстановка.

    1.2 Основные принципы функционирования рыночной экономики

    Рассмотрим основные принципы функционирования рыночной экономики.

свобода выбора видов и форм деятельности; Главный принцип рыночной экономики — это принцип свободы хозяйственной деятельности. Естественная экономическая свобода ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей превратиться в средство необузданного экономического произвола. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу и предприимчивость. Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья группа, коллектив предприятия выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

всеобщность рынка; Этот принцип характеризует неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства. Иначе даже не правомерно называть экономику рыночной. Конечно, какие то элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономики. Точно также элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономики. Так что экономику можно считать рыночной только в том случае, когда товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. В этом и состоит суть принципа всеобщности. равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности; В любой экономике её активными субъектами становятся личность, семья, социальная группа, производственный коллектив, регион, государство. Это разномасштабные и разноправные субъекты и было бы неправомерно предоставлять одни и те же права индивидуалу и государственной экономике. Один из принципов рыночной экономики власти, что экономические права каждого из этих субъектов должны быть адекватными для всех субъектов, т.е. они не зависят от формы собственности, существующей на данном конкретном предприятии.

9 стр., 4176 слов

Рыночная система

... от прямого участия в хозяйственной деятельности и использования в своей экономической деятельности преимуществ государственного управления. 6. Открытость экономики (интегрирование ее в мировое ... посредническая, ценообразующая, регулирующая, санирующая. Условие возникновения рыночной системы для России — формирование новых субъектов рыночного хозяйства. Модель товарно-денежного кругооборота (в ...

саморегулирование деятельности; Этим стимулируются зарождение очагов развития экономики. Самосоздание и самозакрытие предприятий способствует повышению, структурной динамичности производства, обновлению, но одновременно может порождать серьезные социальные напряжения. принцип договорных отношений; Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно — денежных отношений. С тем же основанием её можно назвать экономикой договорных отношений. В экономике административно-директивного типа отношения между секторами, отраслями, регионами, предприятиями устанавливаются и регулируются в основном государственными планами. Взаимосвязи между экономическими объектами в рыночных отношениях строятся на основе договорных отношений. свобода ценообразования; При свободном ценообразовании цена не скована внешними ограничениями. Такие цены принято называть рыночными. самофинансирование; Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на своё существование и развитие из собственного кармана. Поэтому самостоятельный экономический субъект обязан осуществлять финансов самообеспечение, то есть самофинансирование.

децентрализация управления и самостоятельность; Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов. Будучи централизованной, экономика просто не может быть рыночной. государственное регулирование; Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования. Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. Это проявляется в государственном формировании свода правил и ограничении рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. конкуренция и механизмы социальной защиты; Важнейшим факторов, повышающим эффективность экономической системы рыночного типа, служит. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов.

2. Формирование рыночной экономики в России

2.1 Факторы формирования российской модели рыночной экономики

Длительный период существования административно-командного типа системы национальной экономики закончился в России в конце ХХ в. и начался переход к рыночной модели национальной экономики. Это было вызвано объективной необходимостью вывода национальной экономики из затяжного кризиса. [14, c.5] Существовавшая система не могла обеспечить активного экономического роста, было принято решение о ее изменении. В результате этого изменилась не только национальная экономика, но и политическая, государственная, социальная системы. Распад СССР повлек за собой существенные геополитические изменения, разрушение существовавших экономических связей привело к глубокому кризису не только российской экономики, но и экономик стран, входивших в состав СССР. Причины перехода России к рыночной модели экономики: ;

3 стр., 1179 слов

Рыночная экономическая система

... (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике. Еще одним признаком ... это мы можем сегодня и в России. Такие различия в доходах издавна побуждали людей трактовать капитализм как “несправедливую” экономическую систему и мечтать о более ...

  • тотальное государственное регулирование экономики. Официальное отсутствие рыночных отношений существовало одновременно с развитой теневой экономикой; ;
  • существование нерыночной экономики в течение большого промежутка времени, что привело к ослаблению экономической активности населения, необоснованному преувеличению тотальной социальной функции государства; ;
  • перекос отраслевой структуры национальной экономики в сторону доминантной позиции военно-промышленного комплекса (ВПК); ;
  • отсутствие конкурентной способности товаров, произведенных в сфере национальной экономики, на уровне мировой экономики.

Совокупность всех этих факторов привела к формированию затяжного экономического, социального и политического кризиса. Ключевым моментом рыночных преобразований в экономике РФ стало коренное изменение отношений собственности. На всех уровнях предпринимательской деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные сдвиги: ;

  • процессы приватизации и разгосударствления собственности. ;
  • акционирование, т.е.

создание акционерных обществ всех типов. ;

  • формирование «среднего класса» собственников. ;
  • повышение степени открытости хозяйственной системы.

;

  • создание объектов смешанной экономики. ;
  • рост числа и масштабов деятельности в национальном хозяйстве РФ предприятий, являющихся собственностью иностранных физических и юридических лиц.

;

  • создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех типов на территории РФ. ;
  • создание транснациональных компаний, финансово-промышленных с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего ее развития.

;

  • вхождение РФ в различного рода международные союзы и соглашения на правах полноправного их члена. Все это приводит к росту степени многоукладности национальной экономики РФ, появлению в ее составе активно действующих подразделений малого, среднего и крупного бизнеса, отечественных и иностранных собственников-предпринимателей, к росту степени открытости российской национальной хозяйственной системы, к ее интеграции в сложившуюся систему мирового хозяйства. [1, c.4]

    2.2 Стратегии перехода к рыночной экономике России и пути их реализации

    Перед странами, решившими осуществить переход к рынку, неизбежно вставал вопрос о выборе концепции экономического развития. В конце 1980-х годов перед Россией (СССР) встали четыре масштабных исторические проблемы, которые и предопределили развитие страны на протяжении 1990-х голов: 1. выход за рамки индустриального общества сопровождается тяжелыми структурным и макроэкономическим кризисами; 2. в российском обществе протекали процессы собственно посткоммунистической трансформации. Это был уникальный эксперимент перехода от тотально огосударствленной экономики к рыночной; 3. Россия столкнулась с масштабным макроэкономическим кризисом, ставшим результатом популистской экономической политики (начиная со второй половины 1980-х годов), что привело к развалу бюджетной и денежной системы, к исключительно высоким темпам инфляции, к падению производства; 4.

    20 стр., 9544 слов

    Основные направления реформирования российской экономики: предпринимательство, ...

    ... из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной ... приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в ... переходного периода, переживаемого Россией. Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном ...

    к началу переходного периода разрушенными оказались практически все институты государственной власти, и их восстановление было, по сути, центральной политической задачей первого десятилетия реформ; Точкой отсчета рыночных реформ в России принято считать 1991 г., когда российское правительство после подавления августовского путча 1991 г. и распада СССР приступило к радикальным преобразованиям общественно-политического устройства и экономики нашей страны. Переходный период в экономике — это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени часто называют еще периодом постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформации. [8, c.33] В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противостоящие друг другу концепции реализации этого перехода: Градуализм — предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно-командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы, цен, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента.

    Шоковая терапия — построена в основном на свободном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм исходит из того, что рынок — самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства — поддержание устойчивости финансовой системы, и сдерживание темпов инфляции, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Шоковая терапия предполагает использование в качестве основного инструмента антиинфляционной политики — либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии» обусловлен объективными факторами. Эта концепция основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральной рыночной теории, который был разработан экономистом М. Фридманом и его последователями. Монетаризм исходит из того, что рынок — это самая эффективная форма функционирования экономики. Рынок способен к саморегуляции, поэтому преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства.

    Исходя из этого, монетаристы делают большой упор на либерализацию экономики полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. Этим путем пошла Россия. [13, c.12] Элементами «шоковой терапии» в экономике являются: либерализация цен и переход к структуре цен мирового рынка; либерализация внешней торговли, в т. ч. обеспечение хотя бы частичной конвертируемости валют; дерегулирование экономики; отмена субсидий; резкое сокращение бюджетного дефицита; жесткая кредитно-денежная политика, быстрая приватизация. Однако эффективной «шоковая терапия» может быть только при условии проведения успешной институциональной и структурной политики. На начальном этапе переходного периода часто нет условий для реализации стратегии «градуализма». Общие элементы стратегии перехода к экономике рыночного типа: ;

  • Либерализация экономики.

;

  • Макроэкономическая финансовая стабилизация. ;
  • Институциональная трансформация.

«Шоковая терапия» в чистом виде начинается с либерализации цен. Это приводит к банкротству предприятий в промышленности и сельском хозяйстве, которые при новых ценах сохраниться не могут. Обанкротившиеся государственные предприятия «идут» на аукцион. Однако в таком виде данную схему в России применить было нельзя: либерализация цен и приватизация как долговременные процессы протекают параллельно, а не последовательно. Институциональная политика включает регулирование возникновения и развития социально-экономических субъектов рынка, в том числе и банков, инвестиционных компаний, холдингов, ФПГ, страховых компаний и т.п. Институциональные изменения происходят и на уровне предприятия: коммерциализация, акционирование, демонополизация. [8, c.21] Целью структурной политики является приведение структуры производства в соответствие со структурой спроса, привлечение инвестиций в перспективные сферы, ускоренное развитие инфраструктуры и потребительского сектора. Структурная и инвестиционная политика слабо реализуются в условиях высокой инфляции. Капитальные вложения в первые годы рыночных реформ сводятся к минимуму.

Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает развитую инфраструктуру. Социальная политика в период рыночных реформ должна отражать приоритеты в отношениях с различными слоями населения. Система социальной поддержки должна позволить населению пережить переходный период, приспособиться к рыночным отношениям. Среди элементов этой системы — индексация доходов, пособия по безработице, новая организация трудоустройства и переподготовки, целевые дотации уязвимым слоям населения. Исторически последовательность этапов экономической трансформации в России была следующей: 1991-93 гг. — развал административной системы, становление основ рыночной экономики, т.е. создание политических и институциональных предпосылок; 1992 г. — либерализация экономики; 1992-1994 г. — приватизация; 1994-95 гг. — этап инфляционистской, протекционистской политики; 1996-97 гг. — достижение финансовой стабилизации, структурная перестройка экономики, реструктуризация предприятий, остановка падения производства; 1998-99 гг. — финансовый кризис и его последствия; 2000-2005 гг. — выход на траекторию восстановительного роста. По характеру динамики макроэкономических показателей и процессов переходный период в России можно разделить на два крупных этапа: докризисный (1991-1998 гг. — отрицательная динамика основных макроэкономических показателей) и посткризисный (1999-2005 гг. — изменение в тенденции макропоказателей).

Советская экономика была самой огосударствленной и потому самой монополизированной. Становление рынка — это развитие конкуренции, которое осуществляется через демонополизацию путем разгосударствления (коммерциализации деятельности госпредприятий) и приватизации госсобственности. [16] Этапы приватизации: Доваучерная (до 1991 г.) — в форме выпуска арендного имущества. До 1 июля 1994 года — ваучерная приватизация. Денежная. Залоговые аукционы (1997 г.) — государство для покрытия бюджетного дефицита отдает в залог банкам пакеты акций приватизированных предприятий для получения кредита. [10, c.12] Конкурсные торги (в наст. время) Цели приватизации: 1. исходная — создание слоя частных собственников (через ваучеризацию в РФ); 2. аккумулирование средств в госбюджет — основной мотив в странах с рыночной экономикой, т.е. фискальная цель; 3. обеспечение экономической и имущественной самостоятельности; 4. повышение эффективности экономики. Были определены способы приватизации: Продажа акций АО, созданных в процессе приватизации. Продажа предприятий, не являющихся АО, по коммерческому конкурсу (в т. ч. с ограничением состава участников).

Продажа имущества действующих, ликвидированных и ликвидируемых предприятий по конкурсу и на аукционе. Выкуп имущества, сданного в аренду. Продажа долей, принадлежащих государству. Наиболее распространенный способ приватизации в РФ — акционирование, т.к. в России сложилось высококонцентрированное и централизованное производство. [10,c.7] Преимущества акционерной формы приватизации: возможность эффективного применения капиталов в отраслях с низкой рентабельностью; гибкость использования аккумулированных средств; универсальная применимость в любой сфере деловой активности; возможность комбинирования и диверсификация, создание перекрестного владения акциями; демократизация управления хозяйственной деятельностью. Можно выделить два негативных результата приватизации: первичную раздачу значительной части общественного богатства «своим»; предоставление им же возможности приобретения новой собственности за бесценок. [6, c.7] Номенклатурная приватизация наложила специфический отпечаток на всю систему распределения результатов хозяйственной деятельности в отраслях, занятых добычей и первичной переработкой полезных ископаемых. Органы государственной власти в процессе приватизации предприятий добывающей промышленности юридически оформляли процедуру денационализации (через куплю-продажу, ваучерныe и залоговые аукционы и т.п.) объектов производственного назначения (как правило, по остаточной стоимости в ценах 1991 г.).

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности. Если раньше все материальные богатства страны, за небольшим исключением, принадлежали государству, то теперь основной стала частная собственность. Возникли и новые формы собственности. Это муниципальная собственность, то есть имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, собственность общественных организаций, смешанная, иностранная и другие. Либерализация цен в России в начале переходного периода привела к их резкому росту. Предприятия и население несли тяготы по сокращению дефицита бюджета, избыточной эмиссии денег. Либерализация внешнеэкономической деятельности усугубила ситуацию тем, что неконкурентоспособные российские товары начали замещаться более дешевыми импортными аналогами. Все это привело к еще большему сокращению ВВП. Продолжающееся в течении 8 лет падение производства и ВВП обуславливает снижение жизненного уровня населения через конфискацию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы и углубление дифференциации населения по уровню получаемых доходов.

2.3 Экономика России на современном этапе и перспективы ее развития
Экономический кризис 2008-2009 гг. со всей определенностью продемонстрировал проблемы, существующие в современной российской экономике. В период 1999-2008 гг. доминантой являлся достаточно значимый экономический рост, измеряемый 6.8% среднегодовых темпов прироста ВВП. В результате объем ВВП в 2008 г. превысил уровень 1990 г. При этом наблюдались позитивные сдвиги в структуре и эффективности производства. Производительность труда увеличилась по сравнению с 1998 г. на 75%, энергоемкость снизилась на 38%, доля обрабатывающих производств в промышленном производстве возросла с 64% до 69%. (Рисунок 2.1) [15] Рисунок 1. Динамика ВВП и энергоемкости ВВП в 1991-2009 гг. Достаточно эффективное функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. связано, со следующими фундаментальными причинами: 1. В России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты. 2. Экономика России адаптировалась к новым рыночным условиям. 3. Произошла адаптация к выравниванию мировых и внутренних цен 4. За рассматриваемый период Россия конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов Период кризиса 2008 — 2009 гг. носил «шоковый» характер. То есть был вызван резким изменением равновесия, как на внешних, так и на внутренних рынках. Применительно к российской экономике можно говорить о наложении трех шоков, трех ключевых факторов, предопределивших масштабы спада в 2009 г.: ;

  • шока, связанного с мировым финансовым кризисом, когда принципиально изменились условия внешних заимствований и обслуживания долга; ;
  • ценового шока, связанного с падением мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары; ;
  • шока, связанного с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные статьи российского экспорта, как металлы и продукция основной химии.

После резкого спада в январе 2009 г. уже в феврале месяце началось постепенное восстановление производства. (Рисунок 2.2.) Более широким фронтом восстановление в промышленности началось с середины лета. Что касается ВВП, то его увеличение по отношению к предыдущему периоду зафиксирован с третьего квартала 2009 г. В четвертом квартале 2009 г. ВВП увеличился по отношению к нижней точке спада во 2 квартале более чем на 9.0%. С конца 2009 г. начал фиксироваться рост промышленного производства по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, в январе 2010 г. рост промышленного производства по отношению к январю 2010 г. составил 107.8%. (Рисунок 2.3.) [15] Начала падать инфляция (Рисунок 2.4) [15], после 2009 г. Стал снижаться уровень безработицы (Рисунок 2.5).

[15] Рисунок 2.2 Темпы роста ВВП, % Рисунок 2.3 Темпы роста объема промышленного производства, % Рисунок 2.4 Инфляция, % Рисунок 2.5 Уровень безработицы, % Можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного формирования рынка в России: ;

  • создание механизма финансирования роста за счет внутренних источников; ;
  • повышение нормы накопления в российской экономике до 30-35%; ;
  • повышение общей однородности экономического и технологического пространства России; ;
  • обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения, роста оплаты труда в производственном секторе экономики ;
  • замещение импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, реализованного в автомобилестроении, на другие отрасли обрабатывающей промышленности; ;
  • ускорение жилищного и инфраструктурного строительства; ;
  • стимулирование несырьевого экспорта; ;
  • увеличение государственных расходов.

В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста на уровне не ниже 7%. Основные показатели социально-экономического развития, достигнутые Россией в 2011 — 2012 годах представлены в Приложении А. На настоящий момент Минэкономразвития России представил три сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе до 2030г. — консервативный, инновационный и форсированный. [17] Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов: степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах; интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда; модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры; развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов; укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности; интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса. Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко — и среднетехнологичных секторах. Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса. [17] Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью. Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Заключение
Экономические результаты переходного десятилетнего процесса позволяют констатировать, что все внешние черты рыночной экономики в России сегодня имеются. Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований. Государство формирует хозяйственное законодательство, чтобы установить адекватные «правила игры» и поддержать конкурентный механизм экономики. Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции. Изучение процессов формирования рыночной экономики позволяет сделать следующие выводы и обобщения: 1. В развитии представлений о функционировании рыночных механизмов по критерию изменения экономической роли государства существует возможность выделения трех этапов. Первый этап — отрицание государственного вмешательства в экономику; второй этап — понимание и закрепление за государством функции регулятора экономической деятельности; третий этап — возрождение либерального подхода к экономике в рамках теории монетаризма. 2. Особенности формирования российской модели рыночной экономики требуют учета мирового опыта при переходе от социализма к капитализму, который может быть сведен к концепциям «шоковой терапии» и стратегии постепенного реформирования экономики. 3. Проблемность трансформации экономической системы России обусловлена тем, что на путь реформирования Россия встала в чрезвычайно невыгодной для себя ситуации. Ко унаследованным проблемам от советской экономики добавились новые — территориальные потери, разрушение устоявшихся экономических взаимосвязей между предприятиями и целыми отраслями, разрушение внешних рынков, отсутствие адекватной замены разрушенной системы государственного планирования и хозяйственного управления, политическая нестабильность. Отсутствие четкого осознания у руководства страны, привели к тому, что программа «шоковой терапии имела ярко выраженную либерально-монетаристскую направленность. 4. Переход к рыночной экономике в России должен был быть обеспечен дерегулированием экономики, либерализацией цен, стабилизации финансовой и денежной системы, созданием частного сектора экономики посредством приватизации государственной собственности, либерализацией торговли, структурной перестройкой экономики, ее приспособлением к структуре реального спроса, созданием действующего конкурентного механизма, проведением активной социальной политики по адаптации населения к новым условиям и защите наиболее уязвимых его слоев. Основными особенностями российского варианта «шоковой терапии», обусловившего ее провал, являются непоследовательность осуществления реформ в различных секторах экономики, медленное формирование новой институциональной сферы, отсутствие законодательного обеспечения реформ и действующего правоприменительного механизма, криминализация российской экономики, а также высокая степень бюрократизации и коррупционности государственной власти. 5. Вынужденная коррекция курса реформ в конце веке положила начало появлению позитивных тенденций в развитии экономики России. В стране стал наблюдаться экономический рост, что позволяет говорить о преодолении трансформационного кризиса российской экономики. 6. Большое влияние на выбор Россией стратегического направления своего развития оказывает тот факт, что в настоящий период она оказалась в сфере интересов всех основных мировых экономических центров: Евросоюза, Китая и Японии. Этим обусловливается возможность выбора Россией одной из четырех потенциальных моделей развития: дальнейшей интеграции в европейское экономическое пространство, подразумевающей развитие связей со странами ЕС; сближения с развивающимися восточноазиатскими странами; развитие интеграционных процессов на территории постсоветского пространства; выбор стратегии самостоятельного развития вне региональными объединениями представляет ее способность стать интегрирующим ядром на постсоветском пространстве. 7. Основной целью развития рыночной экономики России является формирование социального государства, занимающего соответствующее ее потенциалу место в мировой экономике. Все это приводит к общему выводу о том, что возрождение России возможно и требует эффективной экономики и социальной политики, сильной власти и общественных институтов, которые действуют в одном направлении. Россия войдет в экономический цикл длительных и коротких волн и вольется в мировой процесс, занимая в нем положенное ей место.

Список использованной литературы

1. Абалкин Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы Вопросы экономики, 1996, №12.

2. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России ЭКО. — 2004. — № 1.

3. Всемирный банк — Макроэкономические факторы послекризисного роста Вопросы экономики. — 2004. — № 5.

4. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором Вопросы экономики. — 2001. — № 4.

5. Красникова Е. Рыночная трансформация российской экономики как процесс первоначального накопления капитала Вопросы экономики. — 2001. — № 2.

6. Кудров В.М. К научной оценке советской экономической модели. Общество и экономика, 1997, №6.

7. Ловчинский П.А. Анализ опыта слияний и поглощений в России и странах с переходной экономикой Финансовый менеджмент. — 2005. — № 1.

8. Мартынов А. Структурная трансформация российской экономики. Проблема политических решений. — М., 1999.

9. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы Вопросы экономики. — 2001. — № 3.

10. Панорама приватизации, 1995, №7.

11. Переход к рынку. Концепция и программа. — М., 1990. — 194107. Переходная экономика: опыт решения экономических и социальных задач. / Под ред. Е.В. Юферевой. — М., 2000.

12. Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации Вопросы экономики. — 2002. — № 10.

13. Пути стабилизации экономики России. /Под ред.Г. Клейнера. — М., 1999. — 195125. Путин В.В. Меры переходного характера исчерпаны Экономика и жизнь 2001, №13.

14. Экономика и общество в процессе формирования рыночных отношений/ Под ред. Юферевой Е.В. — М., 2010.

15. http://www.economy.gov.ru

16. #. URPlPPL7krg

17. http://www.consultant.ru

18. http://www.garant.ru


Приложения


Приложение А

Основные показатели социально-экономического развития 2011-2012 гг.

Показатели

2011 год

2012 год

май

январь — май

май

январь — май

апрель

Экономический рост, в % к соответствующему периоду предыдущего года

ВВП
1

)

103,4

103,7

104,2

104,5

103,7

Индекс промышленного производства
2

)

104,1

105,2

103,7

103,4

101,3

Инвестиции в основной капитал

107,4

102,0

107,7
3

)

112,1
3

)

107,8
3

)

Инфляция, прирост в % (за период)

Потребительские цены

0,5

4,8

0,5

2,3

0,3

Цены производителей промышленных товаров

1,1

10,3

-2,4
4

)

1,1
4

)

0,6
4

)

Финансы населения

Среднемесячная номинальная начисленная зарплата, в руб.

22779

21904

26058
4

)

25016
4

)

25800

Реальная зарплата, в % к соответствующему периоду предыдущего года

103,5

102,1

111,1
4

)

110,7
4

)

111,1

Реальные располагаемые денежные доходы, в % к соответствующему периоду предыдущего года
4

)

95,5

98,8

103,6

102,5

102,1

Деньги и кредит

Денежная масса (М2)

(изменение за период), в %

0,7

0,9

0,71)

-0,5
1

)

0,9

Обменный курс, в руб. за 1 долл. США (средний за период)

27,87

28,76

30,66

30,18

29,47

Индекс реального курса рубля к доллару США, в %

100,8

112,5

96,7

103,1

99,6

Внешнеэкономическая деятельность, в млрд. долл. США

Экспорт товаров
5

)

43,6

202,8

44,1
1

)

223,9
1

)

46,0

Импорт товаров
5

)

28,2

120,4

28,5
1

)

128,7
1

)

26,9

Международные резервы (изменение за период)

-2,858

41,713

-13,938

11,783

10,879

1) Оценка Минэкономразвития России.